Реферат: Начало самодержавия в России, государство Ивана IV

г. Более того, можно сказать, что основное политическое острие приговора

заключалось не в них.

Регулируя вопросы монастырского землевладения на будущее, приговор 11 мая

1551 г. одновременно включал в себя и ряд пунктов, направленных на ревизию

прошлого в вопросах развития монастырского землевладения. И здесь перед нами

вновь выступает тот основной политический мотив, который с неизменностью

обнаруживается во всех мероприятиях 50-ых годов в области земельной политики,

- ликвидация в интересах дворянства результатов земельной политики времен

боярского правления.

Приговора 11 мая 1551 г., - это последовательно проведенный принцип

восстановления “старины”, понимаемый как восстановление тех порядков, которые

были при Василии III, и ликвидации тех “новшеств”, которые относятся ко

времени после Василия III. Приговор дает яркую характеристику монастырской

экспансии в земельном вопросе, которой отличалась деятельность монастырей во

время боярского правления. Деятельность шла по четырем направлениям:

1) приобретение поместных и черных земель за долги;

2) насильственный захват земель “у детей боярских и у христиан”;

3) расширение владений путем подкупа писцов;

4) постановка монастырских починков “на государевых землях”.

Эта характеристика методов и путей увеличения монастырями своих земельных

владений, применявшихся монастырями в годы боярского правления, дается в

приговоре 11 мая 1551 г. с вполне определенной целью - полной ликвидации

результатов монастырской экспансии: в отношении всех земель, приобретенных

монастырями в годы боярского правления, предписывалось “сыскати, чьи земли

были изстари, за тем же земли и учитини”.

Ставя под правительственный контроль дальнейший рост монастырского

землевладения, приговор одновременно устанавливает ряд мероприятий, сводящих

на нет все те успехи, которые сделало монастырское землевладение за годы

господства княжеско-боярской реакции.

Наряду с монастырским землевладением другой категорией земель, о которых идет

речь в приговоре 11 мая 1551 г., является княжеское землевладение.

В вопросе о княжеских вотчинах и вотчинах Твери и других городов, как и в

вопросе о монастырском землевладении, приговор 11 мая 1551 г. восстанавливал

нарушенную после Василия III “старину” и означал возвращение к той политике

по отношению к княжескому землевладению, которая проводилась до времени

господства княжеско-боярских группировок 30-40 годов XVI века.

Сформулированная в приговоре 11 мая 1551 г. эта политика характеризуется

одной особенностью. Вводимые приговором 11 мая ограничения относительно

вотчинного землевладения не носили всеобщего характера, а распространялись

лишь на три княжеских рода и на определенную группу местностей Русского

государства. Такой “местный” характер приговора 11 мая не являлся случайным.

Ярославские, Стародубские и Суздальские князья “были особенно густо

разросшимися ветвями генеалогического дерева северо-восточных

Всеволодовичей”. Таким образом, приговор 11 мая, знаменующий собой начало

политики борьбы правительства Ивана IV за ликвидацию экономической основы

мощи княжат, - их вотчин, - наносил первый удар по наиболее мощной группе

бывших независимых феодалов - княжат.

Выражением той же самой политики являются и положения приговора 11 мая,

направленные против всех вотчинников в целом Твери и других перечисленных в

нем местностей. Все эти местности представляли собой территории бывших

самостоятельных феодальных государственных образований, вошедшие в состав

Русского централизованного государства во второй половине XV века и в первые

десятилетия XVI века, и установление контроля центрального правительства над

вотчинным землевладением этих местностей выражало собой политику борьбы за

подчинение бывших феодальных землевладельцев удельных княжеств правительству

Русского централизованного государства.

Следующим этапом в законодательстве о княжеских вотчинах явился закон 15

января 1562 г. По сравнению с приговором 11 мая 1551 г., закон 15 января 1562

г., во-первых, охватывал более широкий круг княжеских родов, во-вторых, еще

больше стеснял права распоряжения княжескими вотчинами со стороны их

владельцев. Закон 15 января не только запрещал мобилизацию земель для

основного ядра княжеских вотчин, но и устанавливал возможность ликвидации

княжеских вотчин путем поимания их “на государя” в случае отсутствия у

владельца вотчины сыновей, которые только и могли наследовать княжеские

вотчины. Развивая постановление приговора 11 мая 1551 г. о княжеском

землевладении, закон 15 января 1562 г. продолжает и ту линию приговора 1551

г., которая состояла в борьбе за ликвидацию мероприятий в области земельного

вопроса, осуществлявшихся княжеско-боярскими группировками в период боярского

правления. Законы о княжеском землевладении, будучи ярким выражением

земельной политики правительства Ивана IV, определили принципиальную линию

этой политики, выражавшуюся в стремлении к ликвидации княжеского

землевладения. И хотя окончательная реализация этой политики относится уже ко

времени опричнины, тем показательнее то, что начало и общая формулировка

политики правительства Ивана IV в отношении княжеских вотчин падает именно на

период реформ 50-ых годов.

Завершением земельного законодательства 50-ых годов является “Уложение о

службе” 1555 г.. Будучи издано одновременно с приговором об отмене кормлений,

точнее говоря, являясь составной частью единого “Приговора царского о

кормлениях и о службе”, как этот законодательный акт назван в Никоновской

летописи, “Уложение о службе” по своему содержанию и значению выходит за

рамки земельного законодательства, представляя собой в такой же степени

земельный закон, как и закон об армии.

“Уложение о службе” 1555 г. завершает не только выработку правовых основ

поместного землевладения, но вместе с тем является и завершением процесса

перестройки армии Русского государства - процесса, начало которого падает еще

на вторую половину XV века и который заключался в создании армии нового типа

на месте старых военных дружин времен феодальной раздробленности. К середине

XVI века эта армия окончательно определяется как “дворянское войско”, армия,

центральной фигурой которой является служилый человек - помещик, отражая

своим классовым обликом и социальную природу Русского государства как

крепостнического государства, и тот факт, что именно помещики, дворянство

составляли главную политическую силу в этом государстве.

Характер земельной политики 50-ых годов, выясняемый вполне точно на основании

законодательства и политической практики этого времени, заставляет определить

ее как политику защиты дворянско-помещичьих интересов и вместе с тем как

политику, направленную против земельных интересов боярства.

В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: до опричнины и

после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период. На резкую

перемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношение

привилегированных слоев русского общества к его реформам плюс личная драма

царя, связанная со смертью его жены Анастасии. Иван IV был доведен до

крайности опричнины разочарованием в природе человека, который чаще думает о

себе, чем о “государственной пользе”. Иван же ставил перед собой задачи

улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном

уровне, как ему казалось, хотя в работе больше прослеживается путь реформ

только на уровне высших сословий. Некоторые разночтения между основной частью

и выводами связаны с тем, что в работе преобладает формальный подход к

исследованию материала, но мы знаем, что в истории существуют вещи, стоящие

выше фактов и часто носящие личный характер. Именно эти стороны исторического

процесса дают возможность сделать вывод, что положительные реформы 50-х годов

продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской

аристократии и не трансформировались в опричнину. Но с другой стороны,

реформы 50-х годов XVI века сыграли огромную положительную роль в истории

Русского государства.

В молодые годы государь вместе со своими избранными советниками повел смелую

внешнюю и внутреннюю политику, целью которой было: с одной стороны - привести

в порядок законодательство, устроить областное управление и привлечь к нему

выборных людей из различных сословий, с другой - расширить границы

государства на Востоке и Западе, добиться берега Балтийского моря, укрепить

связи с Западной Европой.

Между тем царь повзрослел, приобрел некоторый опыт в государственных делах и

уже тяготился деятельным правлением “Избранной рады”. Воля его, стесненная в

юности, теперь распрямилась, словно отпущенная пружина, стремясь к

самовластию.

3. Опричнина, её причины и последствия

Глубокие душевные потрясения, испытанные в детстве, на всю жизнь лишили царя

доверия к подданным. Человек сложный, противоречивый и неуравновешенный, он в

периоды крайнего внутреннего напряжения, когда его необузданные страсти

выходили за нормы разумного, творил правый и неправый суд над своими

действительными и мнимыми противниками.

Политика Избранной рады не удовлетворяла феодалов. Бояре были недовольны

отменой кормлений и других привилегий, а дворяне тем, что не получили новых

поместий за счет вотчинников и монастырей. Положение усугублялось неудачами

во внешней политике. Бесконечные интриги, имевшие место вокруг государя,

подорвали его психику.

Первый кризис, оставивший глубокий след в обостренном сознании Ивана

Васильевича, был связан с его внезапной и тяжелой болезнью после возвращения

из Казанского похода и составлением в марте 1553 г. завещания в пользу

младенца Дмитрия (первого сына, рожденного от Анастасии). Царь потребовал

принесению присяги наследнику в пеленках, но у некоторых ближних бояр,

которые первыми целовали крест, появились сомнения, и они, сказавшись

больными, уклонились от присяги. Ходили слухи, что они «хотели. . . на

государство» старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана

IV.

Больной царь говорил боярам: «Если вы сыну моему Димитрию креста не целуете,

то значит, у вас другой государь есть. . . Я вас привожу к крестному

целованию, велю вам служить сыну моему Димитрию, а не Захарьиным; вы души

свои забыли, нам и детям нашим служить не хотите, в чем нам крест целовали

уже не помните; а кто не хочет служить государю - младенцу, тот и большому не

захочет служить». По известию одной летописи, бояре насильно заставили

присягнуть князя Владимира Андреевича, объявивши ему, что иначе не выпустят

из дворца; к матери его посылали трижды с требованием, чтобы и она привесила

свою печать к крестоприводной записи. «И много бранных речей она говорила. И

с тех пор пошла вражда, между боярами смута, а царству во всем скудость», -

говорит летопись.

7 августа 1560г. после болезни умерла Анастасия. Ее смерть потрясла Ивана

Васильевича. Анастасия занимала особое место в его жизни - он любил ее и

уважал как самого близкого человека. Окружение Ивана IV воспользовалась

состоянием его полной растерянности тупого отчаяния и пустило слух, что

Анастасия умерла не своей смертью, что «извели царицу своими чарами»

Сильвестр и Адашев. Этого было достаточно - царь решил судить оговоренных

заочно.

Церковный собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки (по-видимому, он там

и умер). Алексей Федорович тоже не избежал печальной участи; его взяли под

стражу, перевезли в Дерпт, где он и умер в заточении в 1561 г.

Потом начались массовые казни. Сторонники Сильвестра и Адашева, все близкие и

дальние родственники Алексея Федоровича, многие знатные бояре и князья, их

семьи, включая детей - подростков, были либо физически уничтожены, либо

отправлены в заточение, несмотря на их заслуги в прошлом.

Теперь у государя появились новые любимцы. Среди них особенно выделялись

боярин Алексей Данилович Басманов, его сын кравчий Федор Басманов, князь

Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий Лукьянович Малюта

Скуратов-Бельский. Этот последний был довольно колоритной фигурой. Малюта

ведал у Ивана Грозного сыском и пытками. Однако, несмотря на это, сам Малюта

был неплохим семьянином. Одна из его дочерей, Мария, была замужем за

выдающимся человеком того времени - Борисом Годуновым. Умер Малюта Скуратов

на поле боя - немцы изрубили его на стене крепости Витгенштейн в Ливонии во

время штурма в 1573 г.

Массовые казни вызвали бегство многих московских бояр и дворян в чужие земли.

Ивана Грозного особенно поразило и вывело из себя предательство Андрея

Курбского, которого он ценил не только как заслуженного воеводу и ближайшего

государственного советника, но и как личного и доверенного друга. И не просто

измена, а позорное бегство русского воеводы с поля боя в стан неприятеля в

один из самых трудных для России моментов в ее затянувшейся войне с Ливонией.

Польский король милостиво принял Курбского, сохранил за ним все его высокие

почести и пожаловал богатым имением.

Сам Курбский впоследствии писал, что бежал, опасаясь готовящейся над ним

расправы. В письме к царю, он осуждал его за разгон Избранной рады, за

самовластие. Иван Грозный истребил близких родственников Курбского, брошенных

им в Москве, отомстив недругу.

В ответе на гневное послание Курбского Иван IV исчерпывающе и лаконично

изложил кредо самодержца: неограниченность воли монарха, власть которого

санкционирована церковью и Богом, и полное подчинение божественной воле

монарха всех подданных.

Иван Грозный придумывает невиданное на Руси лицедейство - добровольно

оставляет трон и покидает царствующий град Москву. Эта царская игра имела

свой политический смысл.

В воскресенье 3 декабря 1564 г. Иван со своими детьми и царицей под охраной и

в сопровождении большого обоза уехал из Кремля «неведомо куда бяше». Он

отслужил молебен в Троице - Сергиевом монастыре, а затем отъехал в

Александрову слободу, где обосновался надолго. Через месяц Иван Васильевич

прислал в Москву гонца с двумя грамотами. Первая, «гневная» грамота была

направлена митрополиту Афанасию. В ней государь описывал все беззакония

боярского правления, перечислял вины бояр и обвинял митрополита и духовенство

в зловредном пособничестве боярам. Вторая, «слезная», грамота предназначалась

«посаду, всем людям» и читалась в собрании народа. В этой грамоте царь

заверял московских посадских людей в том, что зла и гнева на них не держит,

явно стремясь заручиться их поддержкой.

Отъезд царя ошеломил столицу. Духовенство, бояре, сановники, приказные люди

просили митрополита умилостивить государя. Чтобы «ударить челом царю и

плакаться», в Александрову слободу отправилась представительная делегация от

духовенства, бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав этих

посланцев «всего народа», Иван Грозный согласился вернуться в Москву, но на

определенных условиях. В самом общем виде они заключались в следующем: отныне

царь будет по своему усмотрению «невозбранно казнить изменников опалою,

смертию, лишением достояния», без всяких претензий со стороны духовенства.

2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу, а на другой

день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении

опричнины.

Что же такое опричнина Ивана Грозного? Термин «опричнина» происходит от

старославянского «опричь» кроме, поэтому опричников называли еще

кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества, которую

после смерти князя выделяли его вдове «опричь» всех уделов. Суть опричнины

состояла в том, что Грозный применил к территории старых удельных княжеств,

где находились вотчины служилых князей-бояр, тот порядок, какой обыкновенно

применялся Москвой в завоеванных землях.

И отец, и дед Грозного, следуя московской правительственной традиции, при

покорение Новгорода, Пскова и иных мест выводили оттуда наиболее видных и для

Москвы опасных людей в свои внутренние области, а в завоеванный край посылали

поселенцев из коренных московских мест. Это был испытанный прием ассимиляции,

которой московский государственный организм усваивал себе новые общественные

элементы.

В особенности ясен и действителен был этот прием в Великом Новгороде при

Иване III и в Казане при самом Иване IV. Лишаемый местной руководящей среды

завоеванный край немедля получал такую же среду из Москвы и начинал вместе с

ней тяготеть к общему центру-Москве. То, что удавалось с врагом внешним,

Грозный задумал испытать с врагом внутренним. Он решил вывести из удельных

наследственных вотчин их владельцев-княжат и поселить их в отдалённых от их

прежней оседлости в местах, там, где не было удельных воспоминаний и удобных

для их оппозиции условий. На место же выселенной знати он селил служебную

мелкоту на мелко поместных участках, образованных из старых больших вотчин.

Новый двор Грозного состоял из бояр и дворян, новой "тысячи голов", которую

отобрали так же, как в 1550 году отобрал тысячу лучших дворян для службы в

Москве. Первой тысячи дали тогда подмосковные поместья; второй-Грозный даёт

поместья в тех городах, "которые городы поймал в опришнину"; это и были

опричники, предназначенные сменить опальных княжат на их удельных землях.

Число опричников росло, потому что росло количество земель, забираемых в

опричнину. Грозный на всем пространстве старой удельной Руси, по его

собственному выражению, «перебирал людишек», иных «отсылал», а других

«принимал». В течение 20 последних лет царствования Грозного опричнина

охватила полгосударства и разорила все удельные гнезда, разорвав связь

"княженецких родов" с их удельными территориями и сокрушив княжеское

землевладение.

Царская реформа включала три группы мероприятий:

1. В системе централизованного государства Иван Васильевич выделил «опричь»

всей земли значительные территории на западе, севере и юге страны, которые и

составили его особое личное владение - государев узел или опричнину.

Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла опричная Боярская

дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск, Перемышль, Суздаль,

Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Старая Русса и ряд высокодоходных

волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север и восток, основные

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты