Реферат: Македонский

и относительно численности войск, участвовавших в битве. Численность

македонского войска Курций совсем не упоминает, а численность персов

определяет в 45 тыс. всадников и 200 тыс. пехотинцев.

В. ключе клитарховской традиции излагает указанное событие и Диодор, хотя по

некоторым вопросам у него и есть с ней расхождение. Прежде всего, в этом

источнике мы находим новое количество войска персов: 800 тыс. пехотинцев и не

меньше 200 тыс. всадников. Здесь имеется также и не соответствующее другим

источникам число погибших воинов; у персов пала вся их конница и 90 тыс.

пехотинцев, у македонян — 500 человек погибших и очень много раненых. Диодор

считает Даряя опыт­ным военачальником, сумевшим хорошо вооружить своих

воинов, вести ее по богатой стране с достаточным для них провиантом и щедрым

кормом для животных, из­брать для сражения равнину, удобную для

маневриро­вания, делать ежедневные смотры своим войскам, укреп­лять их

дисциплину и преданность. Весь последующий ход подготовки к сражению,

дислокация войск на поле боя, его ход, применение и действия колесниц,

непосред­ственная борьба царей и победа Александра, бегство по­бежденных и

погоня за ними — изложено, как у Курния. Ничего нового, по сравнению с ним,

Диодор не со­общает.

Еще более кратким предстает рассказ Юстина. Он ни­чего не добавляет к вашим

сведениям об этой битве,

которую считает самой кровопролитной. Все то немно­гое, что им изложено,

может лишь подтвердить факт принадлежности автора к традиции, идущей от

Клитарха.

Таким образом, в источниках о Гавгамельском сра­жении мы можем отчетливо

различать три традиции, ве­дущие свои истоки от Птоломея, Каллисфона и

Клитарха и поэтому дающие разнообразные толкования отдель­ных сторон этого

важнейшего события восточных похо­дов.

Эта решающая битва обогатила военную практику новым опытом ведения боя. Этот

опыт включал в себя не только хорошую .предварительную .подготовку,

развед­ку, учет конкретной обстановки, но и согласование дей­ствий всех

частей боевого порядка, комбинированное применение пехоты и конницы. Успех,

достигнутый по­следней, был своевременно закреплен и развит гоплита­ми, что

позволило захватить решающие пункты позиции противника и укрепиться в них. В

этом бою усложнился боевой порядок, а в связи с этим усложнилось и

руковод­ство боем. Появились впервые в истории военного искус­ства прообразы

резерва, в виде второй линии македон­ского боевого порядка. Это, а также

использование кон­ницы для преследования побежденного противника бы­ли

важными тактическими нововведениями Александра.

Битва при Гавгамелах знаменует собой важную веху в стратегических и

тактических экспериментах македон­ского царя.

Битва на Гавгамельской равнине была одной из са­мых тяжелых и ответственных

во всей войне Александра на Востоке. Эта битва уничтожила основные силы

пер­сидской армии, нанесла смертельный удар персидской государственной машине

и открыла победителю жизнен­ные центры самой Персии.

Побежденный Дарий, отчаявшись, оставил на поле сражения свои сокровища,

колесницу и оружие и бежал в коренные области своего государства. Все

основные источники единогласно утверждают, что персидский царь сначала бежал

в Мидию. Имеются разночтения лишь по вопросу о том, почему он держал путь

именно туда. Из приверженцев апологетической традиция лишь один Арриан

объясняет это тем, что в Мидию большому вой­ску пройти трудно.

У Курция имеются определённые указания на то, что Дарий, потерпев поражение

при Гавгамелах, остаётся непреклонным в своём решении продолжать борьбу.

Диодор, хотя и очень кратко, но довольно определен­но говорит о намерении

персидского царя не сдаваться.

Таким образом, в исторической традиции вырисовы­ваются две точки зрения:

апологетическая—отрицает решимость Дария организовать сопротивление, признает

лишь возможность отхода вглубь страны и внутренних социальных потрясений в

лагере Александра, как факто­ров, тормозящих продвижение завоевателя

оппозицион­ная—наоборот, подчеркивает непреклонную волю по­бежденного царя к

победе над врагом. Нам понятны истоки этих двух версий, одна из которых

возвеличивает македонского полководца и умаляет роль и значение его

противника, другая—в критическом плане представляет первого и отводит

достойное место второму. Конечно, приходится всегда учитывать это своеобразие

источника и пря установлении его объективности принимать во вни­мание

логическую связь событий, предшествовавших данному факту и последовавших за

ним.

Дарий уходом в Мидию оставлял противнику южные области своего государства,

прежде всего важные столи­цы Вавилон и Сузы. Он правильно предвидел и

разга­дал дальнейший план Александра, который из Арбел направился прямо в

Вавилон.

Что касается пребывания Александра в Вавилоне, то все источники обращают

внимание на хорошую встречу там греко-македонского войска со стороны местного

на­селения. Александр приблизился к городу с войском в полном боевом порядке,

готовый вступить в открытую борьбу с возможным сопротивлением. Но последнего

не последовало.

В Вавилоне Александр провел больше 30 дней. Из Вавилона Александр отправился

в столицу Элама Сузы, куда он дошел (в декабре 331 г. до н. э.) за 20 дней.

Источники единодушны в подтверждении той легко­сти, с которой Александру

удалось взять Сузы. Сатрап Сузианы перс Абулит отдал город без всякого

сопротив­ления. Между тем Александр пытался из захвата Вавилона и Суз извлечь

не только военные, но и полити­ческие последствия. Опираясь на эти два

города, он отсюда мог надеяться принудить Дария, лишенного ос­новных корней

власти, отказаться от нее. если бы пер­сидский царь попытался организовать

новое сопротивле­ние, то его противник, будучи хозяином южных областей

Персидского государства, получил бы широкие возмож­ности! для дальнейших

наступательных операций. За­брав огромные драгоценности и сокровища (в январе

330 г. до н. э.), он покинул Сузы и отравился в коренные области Пероши

навстречу персидскому царю. Через четыре дня его войска подошли к реке Тигр,

называемой местными жителями Пассатигр. Переправившись через реку,

македонская армия вошла в плодородную землю уксиев, которую с большим войском

охранял род­ственник Дария Мадат.

После покорения области уксиев Александр разделил свои военные силы с

Парменионом. С ним ом послал менее подвижную часть своего войска, весь обоз,

фессалийскую конницу, союзников, наёмников и тяжеловоору­женных эллинских

гоплитов. Эта часть войска направи­лась по удобной широкой приезжей дороге,

которая це­ла прямо в сердце персидской области. Сам Александр с отрядом

легковооруженных воинов, по Куриию, с пе­хотой, котищей «друзей», всадниками-

«бегунами», агрианами и лучниками, по Арриаиу, двинулся через горы и вступил

в Перейду, где ему преградил путь Ариобарзан, ее стратег и полководец Дария.

По свидетельству Арриана, Ариобарзан, имея до 40 тыс. пехотинцев и до 700

всадников, преградил ворота Персии стеной и распо­ложился перед ней лагерем,

чтобы не пропустить здесь Александра. Курций называет их Сузскими воротами, а

Диодор—Сузиевыми скалами. Оба историка указы­вают на другое количество войск

у персидского сатрапа:

25 тыс. человек пехоты и 300 всадников — по Диодору, и такое же количество

пехоты без всадников—но Курцию. Характерно увеличение количества войск у

Ариобарзана в апологетической традиции. О том, что это со­противление было

исключительным, свидетельствуют все источники. Арриан вынужден признать, что

Алек­сандр не мог взять стену штурмом, что многие солдаты были ранены

недоступным сверху врагом. Он вынужден был оставить в лагере Кратера с его

полком, полком Мелеагра и небольшим числом лучников и всадников для

продолжения штурма стены, а сам с войском пошел по трудной и узкой дороге в

обход, как ему указали пленные. Ему удалось перебить сторожевые посты

про­тивника, который попал между двух огней. С одной сто­роны, на персов

нажимал Александр, с другой — солдаты Кратера, поведшего людей на штурм

стены. Многие персы были перебиты или погибли, срываясь в паниче­ском бегстве

с крутых обрывов. Правда, Плутарх

отмечает, что в то время, когда Дарий находился в бегах, Перейду защищали

самые благородные и мужественные из персов. В антиалександровской традиции

сложность операции и тяжесть борьбы с пирсами излагается более отчетливо.

Так, Курций оставил нам красноречивое, возможно, несколько преувеличенное,

описание военного столкновения, которое поставило Александра в

затрудни­тельное положение.

Все историки, которые сообщают об этом со­бытия, черпают сведения о нем из

одного и того же источника. О том, что для всех них существовал один и тот же

источник, может свидетельствовать дальнейшее изложение этого события — о том,

как Александр мучительно искал выход из создавшегося положения и этот выход

ему подсказали пленные. Арриан говорит об этом кратко, подчеркивая

превосходство военной стратегии македонского царя. Курций отмечает, что в

поисках вы­хода последний стал суеверным и только при помощи пленника-лимийца

прошел через лесные тропинки.

В таком же ключе, как и Курций, только с меньшими подробностями, рассказывает

этот эпизод Диодор.

Покончив с трудным сопротивлением персов, Алек­сандр спешно двинулся на

Персеполь, захватив там и в Пасаргадах царскую казну. Kypций и Диодор

подчеркивают, что Александру удалось легко захватить эти главные персидские

города вследствие измены хранителя персидской казны Тиридата.

В источниках совершенно определенно говорится о решимости Александра строго

наказать персов. Даже Арриан признает, что он действовал безрассудно, сжигая

дворец персидских царей и не внимая благоразумному совету Пармениона не

губить собственное имущество и не восстанавливать против себя местное

население. Но Александр ответил, что он желает наказать персов за их

вторжение в Грецию, за разрушение ими Афин, за зло, причиненное грекам. Более

подробно об этом гово­рит Курций: македонский царь на совещании команди­ров

войск тщательно .поясняет необходимость разрушения столицы персидских царей,

откуда выходили бесчислен­ные полчища и начинались преступные войны против

Европы. Курций рисует алчность и жестокость македо­нян и их царя в городе.

Между самими македонскими воинами имели место вооруженные столкновения из-за

добычи. Они разрывали на части царские одежды, меча­ми разбивали дорогие

художественные сосуды, рубили пленных, умерщвляли бедных, насиловали женщин.

По­щады не было никому. Сами жители целыми семьями бросались со стен и

погибали или поджигали свои дома и в них заживо сгорали. Захваченную здесь

добычу сам Курций считает невероятно большой, ибо сюда персы повезли

богатство со всей Персиды; золото и серебро лежали грудами, одежд было

великое множество, утварь собрана те только нужная для употребления, но и

ради роскоши. В сокровищнице этого города было 120 тыс. талантов. К этой

сумме прибавилось после занятия Пасаргад еще 6 тыс. талантов. Для того, чтобы

вывезти эти деньги, Александр приказал пригнать вьючный скот и верблюдов из

Суз и Вавилона. О страшном избиении пленных победителями сообщает и Плутарх.

Он не упо­минает о точном количестве денег, найденных в Персе-поле, но

ограничивается общим указанием о том, что их было столько же, сколько в

Сузах; прочее добро и утварь вывезли на 10 тыс. подвод и 5 тыс. верблюдов.

Ука­зания Диодора о грабеже Персеполя и расправе с его населением в общем

совпадают с данными Курция и являются лишним подтверждение их принадлежности

к одной историографической традиции. Самый богатый из всех существовавших под

солнцем городов был подвергнут безжалостному ограблению. Диодор сообщает, что

опьянённые победой македоняне, врываясь в дома убывали всех мужчин и

расхищали огромное имущество и драгоценности. Унесено было много серебра и

золота, множество роскошных одежд. Жадность победителей, занимавшихся

грабежом, была настолько ненасытна, чю они вступали в драку друг с другом;

некоторые, разрубив мечом самые роскошные материи, заби­рали свою долю;

некоторые, не помня себя в гневе, отрубали руки тем, кто хватался за вещи,

бывшие пред­метом спора. Женщин в их уборах волокли силой, уводя в рабство.

Диодор упоминает так же, как и Курций, о 120 тыс. талантов золотом и

серебром, взятых Алек­сандром в сокровищницах столицы Персидского царства.

Желая взять часть этих денег с собой для военных нужд,

а другую поместить на сохранение в Сузах, он потребо­вал из Вавилона,

Месопотамии, а также из Суз караван мулов и 3 тыс. вьючных верблюдов. Они и

перевезли все в указанные места .

Таким образом, все источники не оставляют сомнений в жестокой расправе

Александра и его войск с самым враждебным из азиатских городов. Завершением

этой расправы было сожжение дворца персидских царей.

Характерно, что все авторы, кроме Арригна, подчер­кивают, с одной стороны,

внезапность этого поступка, с другой — его греческую направленность.

Зажженный многочисленными светильниками "дворец и все вокруг было результатом

мести за кощунство, совершенное Ксерксом, царем персидским, на афинском

акрополе. Что касается македонян, то они принимали участие в этом предприятии

пли просто подражая царю, или в на­дежде на быстрое возвращение домой.

При более внимательном анализе античной традиции о поведении македонян в

Персеиоле и о поджоге царско­го дворца, в ней обнаруживается ряд

противоречий. Прежде всего, вызывает недоумение жестокое обраще­ние

Александра с персидской столицей, которая ему не оказала ни малейшего

сопротивления. Почему он не ограничился оккупацией города, а принял решение

его уничтожить, за исключением царских памятников? Су­ществует мнение, что в

этом акте отражеио сострадание македонского полководца при виде изуродованных

гре­ков. Эпизод о последних имеется только в антиалександ­ровской традиции.

Так, Курций рассказывает, как на­встречу Александру вышел жалкий отряд людей

— гре­ческие пленники, числом до 4 тыс. (по Юстину и Диодору. их было 800

человек), которых персы подвергли му­чительным пыткам; у одних они отрезали

ноги, у дру­гих — руки и уши, па теле третьих выжгли буквы варвар­ского

языка, тем, кто знал какое-нибудь ремесло и был мастером своего дела,

оставили только члены, которыми они работали, все остальные отрубили.

Вследствие этих издевательств они потеряли обычный облик людей;

человеческим в них можно было признать только голос. Эта картина вызвала

чувство сострадания у македон­ского царя, который даже не мог удержать слез и

обещал отправить их па родину. Выйдя на вал, греки стали обсуждать, чего им

просить у царя: одни хотели места для поселения в Азии, другие—возвращения

до­мой. В преобла­дающем, большинстве греки решили остаться на Восто­ке.

Александр согласился с ними, выдал каждому по 3 тыс. драхм, прибавил к этому

но 10 одежд, а также крупный и мелкий скот и семена, чтобы отведенные им

земли могли быть обработаны и засеяны. Диодор еще добавляет, что они были

освобождены от всех царских податей, правителям было отдано приказание

следить за тем, чтобы их не обижал никто.

Если этот эпизод и имел место, то вряд ли он давал право Александру жестоко

расправиться с Персеполем, все население которого не могло быть ответственным

за это злодеяние над пленными греками. Не могут объяс­нить этого поступка и

трудности и потери, которые испы­тывал Александр от войск Ариобарзана. Само

по себе вполне закономерное, решительное сопротивление за­хватчикам имело не

одни прецедент; результатом их не было разрушение городов (за исключением Фив

и Галикарнаса).

Как уже было оказано выше, сам Александр мотиви­ровал свой поступок стремлением

удовлетворить «пред­ков» греков за грабежи и злодеяния армии Дария и Ксеркса в

различных эллинских городах в период греко-персидских войн. Но известно, что

сама Македония вовсе не пострадала от нашествия персов, а имела с ними тесные

контакты, в то время как сам Александр позднее показал свою исключительную

жестокость по отношению к греческому городу. Кроме того, неясно, .почему он

по­щадил Сузы, где эллины были оскорблены и унижены. По этому поводу П.

Клоше выдвигает следующую гипо­тезу: обеспокоенный бурным волнением в Греции и,

не зная еще о его конце, он хотел привлечь общественное мнение эллинов,

отомстив за их предав, которые под­вергались персидской агрессии. Разрушение

города, от­куда исходила часть этой агросети, ярко показало «филэллннизм»

Александра. В то же время его армия, уже сильно пострадавшая, которую ожидало

новое длительное напряжение сил, обогатилась бы обильными ресурсами. После

ужасов резни и грабежа город по­знал ужас пожара, в результате которого был

сожжен царский дворец. Это согласуется с уже ранее высказанными предположениями

Керста о том, что пожар царского дворца был мероприя­тием продуманным,

рассчитанным как на эллиноа, так и на восточные народы. Эллинам оно должно было

по­казать, что цель панэллинского похода достигнута, зло­деяния, совершенные

Ксерксом над эллинскими святы­нями, отомщены . Жителям Востока это должно было

служить знаком, что власть Ахеменидов закончилась, что персидское ярмо разбито

и на его место вступает теперь новое великое царство. Поджог дворца был не

столько поступком личной мести Александра, сколько символическим актом.

Несколько позднее, вступив в столицу Мидии, Александр проделал еще один шаг в

этом направлении. Он отпустил фессалийскую копнищу и эллинские союзные

контингенты на родину, оставляя у себя на службе добровольцев. Уволенные

солдаты достигли побережья под руководством одного македон­ского командира, а

затем с помощью гиппарха Менея перебрались на Эвбею. Это мероприятие,

проведанное в сответственный момент тяжелого преследования Дария, должно было

означать, что воина, которую «Александр и эллины» вели против персов,

закончилась, что панэллинская цель похода достигнута, искупление обид,

на­несенных эллинам Ксерксом, исполнено. Теперь войну больше не ведет

Коринфский союз, и Александр больше не является союзным полководцем эллинов;

его дальней­шие военные предприятия не имели больше никакой связи с

панэллиискими идеями и целями. В политике Александра более отчетливое выражение

получало не македонское начало, как думает П. Клоше, а восточ­ное. Новое

азиатское царство не нуждалось даже в моральном тыловом прикрытии в виде

Эллинского сою­за, особенно после того, как было подавлено антимаке­донское

восстание в Спарте. Собственные цели Алек­сандра встали в резкое противоречие с

панэллинской программой. Она не согласовывалась с его открытым стремлением

стать наследником завоеван но и побежден­ной державы Ахеменидов.

В Персии Александр пробыл около четырех месяцев. Это время он использовал частью

для того, чтобы дать македонскому войску отдых, частично для подчинения

непокорных со времен персидской власти воинственных племён и народностей в

пограничных местностях. Весной, приблизительно в апреле 330 г. до н. э.,

Алек­сандр вновь отправился в Мидию против разбитого пер­сидского царя. По пути

он вторгся в землю паретаков и подчинил их. По Деодору, одними персидскими

горо­дами он овладевал силой, другие привлек к себе добро­той. Прибыв в Мидию,

Александр узнал, что у Дария нет боеспособного войска, что его союзники скифы и

кадусии своего обещания не сдержали и на помощь к нему не пришли, поэтому Дарий

решил бежать. Это вызвало поспешное его преследование со стороны Александра. По

сообщению Бисфана, сына Оха, царствовавшего над персами до Дария, у последнего

было 6 тыс. пехотинцев, 3 тыс. всадников и около 7 тыс. талантов, взятых у

ми­дян. Это указание Арриана о количестве войск у пер­сидского царя находится в

.большом противоречии с данными Курция, который количество его войск

увели­чивает в 5 раз. Это связано с общей тенденци.ей Арриана показать

неспособность Дария к дальнейшему сопротивлению. Когда последний вскоре бежал

из Экбатан, Александр занял этот город, где собирался предпри­нять важные

решения. В частности, деньги, вывезенные из Персеполя, он поручил Пармевиону

переправить в Экбатаны, положить их в кремль и передать Гарлалу. Сам же царь с

копнищей из «друзей», наемными всадни­ками, которыми командовал Эригий, с

македонской пе­хотой, с лучниками и агрианами продолжал преследовать Дария. За

11 дней он достиг Раги (юго-восточнее Теге­рана), местности, расположенной в 80

км от Каспийских ворот. Узнав, что Дарий уже перешел Каспийские во­рота,

удаленные на один день пути, Александр разрешил войску пятидневный отдых, после

чего продолжал пре­следование персидского царя. Преследование оказалось

тяжелым, солдаты были измучены и отставали, лошади падали. Но Александр,

невзирая ни на что, спешил вперед, дошел до Каспийских ворот, перешел через них

и продвигался, пока страна была обитаемой.

Что же происходило в это время в лагере персидского царя? Одно ясно, что

Дарий не использовал возможно­сти, предоставленной ему задержкой Александра,

не со­брал новых войск ни в Мидии, ни в южных провинциях и бежал в восточные

сатрапии.} Арриан указывает, что многие из тех, кто бежал вместе с Дарием,

покинули его и вернулись каждый к себе домой; немало было и таких, которые

сдались Александру. К последнему прибыли из Дариева лагеря один из знатных

вавилонян Багистан и с ним Антибел, один из сыновей Мазея. Они сообщили, что

Набарзан, хилиарх в коннице, бе­жавший с Дарием, Бесс, сатрап Бактрии, и

Барсаент, сатрап арахотов н дрангианов, арестовали Дария. Это известие

заставило Александра еще более торопиться. Он взял только «друзей» и

всадников-«бегунов», отобрал в пехоте самых сильных людей, снабдив их

двухдневным продовольствием, и двинулся, не ожидая отряда Кена, еще раньше

посланного за фуражом. Кратеру с оставши­мися войсками было приказано

следовать за ним. До­стигнув лагеря, откуда к нему выезжал Багистан, он

узнал, что Дария, как арестованного, везли в крытой по­возке. Его власть при

поддержке бактршйской конницы н прочих варваров, бежавших вместе с

персидокздм ца­рем, перешла к Бессу Артабаз, его сыновья и греческие

наемники противились этому, по, будучи бессильны вос­препятствовать

намерениям Бесса и его сторонников, свернули с большой дороги и ушли в горы.

Согласно сообщениям Арриана, план персидских за­говорщиков состоял в следующем:

в случае преследова­ния их Александром выдать ему Дария, за что они на­деялись

получить щедрую награду. Если же преследова­ние будет прекращено и Александр

повернет обратно — собрать большое войско, при помощи которого сообща закрепить

за собой власть. До реализации этого плана всем распоряжается Бесс как

родственник Дария и как сатрап страны, на территории которой происходят эти

события. Узнав об этом плане, Александр ускорил погоню, несмотря на крайнее

утомление людей и лоша­дей. По указанию местных жителей он избрал

трудно­проходимую, но более короткую дорогу и устремился вперед с небольшим

отрядом. Основное войско следова­ло за ним. {Настигнув беглецов, которые шли

без оружия и в беспорядке, Александр легко преодолел сопротивле­ние немногих из

них, а большинство бежало без боя. Бесс и его единомышленники старались увезти

с собой в повозке Дария, по когда Александр уже совсем насти­гал их, Сатибарзан

и Барсаент нанесли Дарию множе­ство ран, бросили его и сами бежали с 600

всадников. Персидский царь умер от ран раньше, чем его увидел Александр.

Последний отослал его тело в Персию, распорядившись похоронить его со всеми

почестями в царской усыпальнице 141. Таков был конец Дария,

по­гибшего от козней самых близких к нему людей.

Общая картина преследования у Плутарха такая же, как у Арриана. Плутарх

указывает, что Алек­сандр опечалился несчастьем Дария, завернул его тело в

свою хламиду и отослал к его матери, а Бесса-убийцу, захватив впоследствии,

казнил лютой смертью.

В рассказе Диодора — лишь одно упоминание об отступлеии Дария, о пленении его

Боссом и об изменническом убийстве. Упоминается также о царском погребении

Дария Александром. Впрочем, приводится мнение двух историков, что Александр

застал еще пер­сидского царя живым, выслушал его просьбу о наказа­нии убийц и

обещал эту просьбу выполнить. Он отпра­вился в погоню за Боссом, по тот

значительно опередил преследователей и бежал и Бактрию. Александр повер­нул

обратно, отказавшись от преследования. Между

тем Бесс вместе с Набарзаном, Барсаентом и многими другими добрался до

Бактрии и стал призывать ее на­селение к защите своей свободы. Заявляя, что

будет предводителем в этой борьбе, он объявил себя царем;

набирая солдат, заготовлял много вооружения и ревно­стно занимался тем, что

насущно требовалось и данный момент. Позднее, во время среднеазиатского

похода, когда Бесс был предан его собственным приятелем Гобареном и выдан

Александру, последний отдал Босса на казнь брату Дария н другим его

родственникам. Они вся­чески издевались над ним и изувечили его.

Подробное описание всех этих событий дает Курций. В этом описании совершенно

отчетливо вырисовывается не только стремление Дария бороться с Александром,

но и наличие в непосредственном окружении персидского царя двух разных мнений

относительно дальнейших действий. К первому относился бывший сатрап Фригин

Геллеспонтской Артабаз и греческие наемники, ко второму—Набарзан и Бесс.

Артабаз, один из старейших друзей царя, сразу заявил, что он последует за

царем в бой, победит или умрет вместе с ним. Начальник гре­ческих наемников

Патрон приказал своим надеть на себя оружие, находившееся в обозе, п быть

готовыми испол­нять его приказания. Сам он убеждал Дария положить­ся на него,

поставить царский шатер в греческом лагере и доверить ему охрану царя. Как

чужестранец, он не просил бы этого, если бы был уверен, что другие ее хорошо

вы­полнят. Патрон указывал, что они остаются верными Дарию, как и преж­де,

что они потеряли Грецию, что у них нет никакой Бактрии и вся их надежда на

него. Он предупреждал о кознях Бесс а и Набарзана. Но Дарий не принял

пред­ложения наемника, мотивируя это тем, что он никогда не отступится от

своих единомышленников и любую превратность судьбы предпочитает испытать

среди своих

и не станет перебежчиком. Персидский царь ко всему этому понимал, что люден,

со стороны которых нужно бы­ло бояться преступлении, было 30 тыс., у Патрона

же— всего 4 тыс.; если бы он доверился ему, осудив веролом­ство

соплеменников, он, как ему казалось, этим оправ­дал бы собственное убийство.

Отказавшись от грече­ской защиты, Дарию не на кого было опереться. В это

время Набарзан и Бесс заключили между собой преступ­ный союз и решили с

помощью тех войск, которые нахо­дились под их командованием, схватить царя и

заклю­чить в оковы. Они имели намерение или передать царя живым Александру,

если он их настигнет, получив за свое предательство благодарность и большое

вознаграж­дение, или в случае возможности избежать встречи с македонским

полководцем — убить Дария, захватив его власть, и возобновить воину.

Уверенность в успехе их замысла внушали им те области, которыми они

управля­ли, со своими богатыми людьми, оружием, обширностью пространств.

Подготовляя этот замысел, Набарзан по­ставил Дарию определенные условия:

передать на время власть и командование Бессу, пока враг не уйдет из Азии.

Только таким путем можно было добиться победы над врагом. Бактрия еще не

тронута, инды и саки оста­лись верны, множество народов, армии, много тысяч

пе­хотинцев и всадников готовят силы для возобновления войны. Это предложение

было Дарием с негодованием отвергнуто. От потов был заколоть предателя, если

бы его не окружили бактрийцы с Бессом. Последний вместе с Набарзаном отделил

свои войска от прочих воинских частей, готовясь тайно выпол­нить свой план.

Их попытка увлечь за собой персов не увен­чалась успехом. Персы единодушно

подтвердили свою верность царю. Артабаз, выполнявший все обязанности

главнокомандующего, проверял их готовность, а Дария, предавшегося печали и

отчаянию, успокаивал и ободрял.

Это обстоятельство затрудняло Боссу и Набарзану осу­ществить свои намерения.

Открыто схватить царя при помощи воинов-бактрийцев оказалось невозможным.

Поэтому они притворно принесли раскаяние в своем стремлении отделиться и

просили прощения у царя. Од­новременно их агенты тайно вели агитацию среди

персов, убеждая их не подставлять свои головы под всеобщее крушение, а

перейти на их сторону, следовать за ними в Бактрию, которая готова принять их

с подарками и таким изобилием, какого они себе не представляют. Своим

раскаянием они усыпили бдительность царя и получили возможность снова к нему

приблизиться. Даже после того, как Дарий, сам почувствовав назревание

за­говора, поведал Артабазу о предложении греческого .на­емника Патрона

перейти в лагерь греков, он, выслушав его разумный совет о необходимости

принять это пред­ложение, не принял никаких мер предосторожностей. Вскоре по

лагерю пошел слух о том, что Дарий покончил с собой. Этот слух вызвал

замешательство и переполох среди персов, которым воспользовались Бесс и

Набарзан. Они захватили царя, заковали его и посадили в грязную повозку.

Деньги и имущество его были разграблены. Персы, оставшиеся без царя, на

третий день присоедини­лись к бактрийцам, а Артабаз с греческими наемниками

направился в Парфию. Между тем Александр, узнав от перебежчиков и особенно от

вавилонянина Багистана о пути следования Дария и его пленении, ускорил

пресле­дование. Перед своими командирами он поставил совер­шенно конкретную

задачу: захватить Дария живым. К Александру стали приходить перебежчики,

которые, осудив преступника Босса, указали точное его местопре­бывание.

Беспорядочное войско Босса, хотя по числен­ности имело преимущество, но при

приближении Алек­сандра обратилось в бегство. При таких обстоятельствах Бесс

и другие соучастники его замысла убеждали Дария с повозки пересесть на коня и

спасаться бегством. Он от­казался. Тогда они забросали его копьями, убили

двух слуг царя и сами скрылись — Набарзан в Гирканию, а Бесс с немногими

всадниками—в Бактрию. Их отряды, оставшись без предводителей, стали

рассеиваться. Если попытаться выяснить действительные причины этой

катастрофы, нужно учесть ту роль, которую играли среднеазиатские сатрапы в

системе Персидского госу­дарства. Военное поражение Дария после Гавамел

ускорило внутренний распад его царства. Измена сатра­пов — яркое тому

подтверждение. Даже в последнее время перед трагической развязкой царя

предали персидский сатрап Персеполя Тиридат и начальник города Пасаргады

Гобар. Сам Дарий, обращаясь к помпам, которые бежали вместе с ним, сетовал на

то, что предатели и пе­ребежчики царствуют в его городах. Что касается

восточно-иранских сатрапов, то их зависимость от пер­сидского царя всегда

была относительной, особенно в период развала Персидского государства. По

планы и намерения нового македонского завоевателя их пугали и страшили. Керст

полагает, что в это время началась общая национально-иранская реак­ция против

македонского завоевания, которая затем про­должалась особенно в Бактриане и

Сузиане. Это же подчеркивает и Берве, который считает, что вокруг Босса как

сильнейшей личности образовалось пациональное движение сатрапов и знати

восточных, стран—Набарзана, Барсаента, Сатибарзана, Оксиарта и др., целью

которых было энергичное сопротивление македонскому вторжению. Не считая Дария

способным к сопротив­лению, они решили покончить с ним и передать Бессу

руководство этим антимакедонским движением. Но неожиданно быстрое

продвижение Александра не оставило Бессу времени, чтобы собрать силы, а

прину­дило к поспешному бегству. Когда летом 330 г. до н. э. около

Гекатомппла Сатибарзан и Барсаент не его пору­чению убили Дария, они тут же

отправились в свои са­трапии, чтобы организовать дальнейшую 'борьбу против

македонян.

Смерть Дария избавила Александра от всякого пре­пятствия к его стремлению

стать законным преемником персидского царя и даже позволила ему действовать

как «мстителю» за его убийство. Он не замедлил осудить поступок Бесса,

объявить борьбу с ним как с изменником персидского царя. Это было важно как

для своей армии, так и для местного населения.

Погоня за убийцей законного представителя персид­ской царской власти, с одной

стороны, и желание стать полным хозяином всего персидского наследства —с

другой, определили последующий среднеазиатский поход Александра.

Литература:

Восточная политика Александра Македонского – А. С. Шофман, Издательство

Казанского

Университета 1976.

История древнего мира – А. Г. Бок , Москва, Просвещение. 1982.

”Історія Греції” – Луриє

“Історія Військового мистецтва” – Разін Є. А. (1 том) , М. -94

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты