Реферат: Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1

производила крутой переворот в сознании современников. В допетровские времена

общение с иностранцами не поощрялось. Разрешение на выезд зарубеж получали лишь

две категории людей: лица, находившиеся в составе посольств и купцы (гости).

Для купцов это была существенная привилегия: среди промышленно-торгового

населения страны только гости имели право покидать пределы страны для

заключения торговых сделок. Теперь отправка русских заграницу не только не

запрещалась, но и поощрялась и даже проводилась в принудительном порядке. В

"Гистории Свейской войны" автор повествует, что в 1699 году "государь дал

позволение всем своим подданным ездить в иностранные европейские государства

для обучения, которое раньше было запрещено под казнию; и не только позволял,

но еще к тому и понуждал."[7]

Это новшество многим было совершенно враждебно. Интересно привести в пример

первого ученика обученного в Европе. Это был сподвижник Петра I Петр

Васильевич постников. После обучения в славянско-греческо-латинской академии

его отправили в Италию обучаться медицине. В Падуанском университете он

получил две ученые степени — доктор медицины и философии.

Его эрудиция и знание европейских языков пригодились царю во время его

первого путешествия за границу, он сопровождал Петра в Амстердаме и Лондоне,

консультировал царя по поводу приобретения коллекций и медикаментов. Позже он

был использован на дипломатической службе.

Регулярная практика отправки недорослей на учебу за границу начинается с

конца 1696 года, когда был опубликован указ об отправке в разные государства

учиться всяким наукам для 61 человека. Из них 39 человек ехали в Италию, 22 в

Голландию и Англию. В числе отправленных 23 человека были княжеского рода.

Петр лично составил для этих учеников инструкцию, в которой изложил программу

обучения. В число наук, которые надлежало одолеть царь включил навигацию и

кораблестроение. О результатах обучения выдавались свидетельства иностранных

учителей, это были специальные дипломы. Кроме учебы стольник, — посыльный за

границу обязан был обучить овладеваемой специальности прикрепленного солдата

или сержанта, а также нанять на русскую службу по два искусных мастера-

кораблестроителя. Таким образом, общее число отправившихся за границу на

обучение составляло 122 человека.

В дальнейшем эта практика заграничного обучения вошла в систему. Однако это

был не главный, а вспомогательный путь развития просвещения.

В первой четверти ХVIII была создана целая сеть школ начального обучения.

Открыты цифирные школы для дворян, приказных, дьяческих и подьяческих детей

10-15 лет. Скоро было уже 42 таких школы главным образом в провинциальных

городах.[8]

Наиболее важными в системе петровского просвещения являются технические учебные

заведения. В Москве в 1701 г. начались занятия в Навигационной и Артиллерийской

школах, а позднее вместо навигационной школы была учреждена в Петербурге

Морская академия. В 1712г. в Москве открылась инженерная школа. Медицинский

персонал готовился в Медицинском училище при Московском госпитале. Создание

системы подготовки кадров позволило освобождаться от иностранцев наемников, и

прежде всего в офицерском корпусе. Уже после Прутского похода Петр уволил в

отставку свыше 200 генералов и офицеров-иностранцев. К 20 годам ХVIII века

офицерский корпус на 90% состоял из русских.

[9]

2.1 Первые учебники. Введение гражданского шрифта.

Для открывшихся школ выпускалась разнообразная учебная литература — буквари,

пособия по математике, механике и др. Преподаватель навигационной школы Л.

Магницкий издал знаменитую "Арифметику". С января 1703 года в Москве стала

выходить первая печатная газета "Ведомости о военных и иных делах достойных

знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных

странах".

Распространению печатной литературы способствовало введение в 1710 году

нового гражданского шрифта, более упрощенного по сравнению с начертанием

старых церковно-славянских букв.

2.3. развитие науки. Учреждение академии наук.

Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитии науки:

географии, физике, механике, в поисках новых торговых путей, в картографии, в

изучении ископаемых богатств страны. В 1697 году В.Атласов провел экспедицию

на Камчатку. В начале ХVIII века была открыта северная группа Курильских

островов.

Большие достижения характерны для этого времени в практической механике.

Собирались коллекции по минералогии и металлургии, ботанике, биологии и т.п.

была организована обсерватория. Для развития и распространения научных знаний

в Петербурге была учреждена Академия наук.

2.4. Начало музейного дела.

В 1714 году в России был организован первый естественнонаучный музей —

Кунсткамера. Впоследствии он был передан Академии наук вместе с первой в

стране публичной библиотекой, располагавшейся в том же здании.

Петр I хорошо знал экспонаты Кунсткамеры. Он либо сам приобретал их за

границей, либо по его приказам их доставляли из различных уголков России.

Поэтому Петр считался лучшим гидом, он любил показывать экспонаты музея и

рассказывать о них как иностранным послам, так и русским вельможам.

Первые экспонаты для музея Петр приобрел во время первого заграничного

путешествия в 1697 –1698 гг. Сбор редкостей внутри страны также связан с

инициативой Петра I. Он давал поручения должностным лицам в провинции. Издавал

указы с призывом к населению приносить все что "зело старо и необыкновенно"

[10]: — кости вымерших животных, птиц, предметы старины, древние грамоты,

рукописи и печатные книги, а так же уродов. За экспонаты полагалось

вознаграждение, а если чиновник не сделает этого должным образом, ему царь

грозил потерей чина. Экспедициям, отправлявшимся на обследование дальних

земель, вменялось в обязанность собирать и доставлять образцы руд, растений,

предметы быта и всякие редкости. В итоге уже к концу жизни Петра собрание

Кунсткамеры приобрело славу чуть ли не самого богатейшего в Европе.

3. Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства.

3.1. Литература петровского времени.

Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что

иноземная культура массировано внедрялась и в дворянскую культуру и в

народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия

российская культура еще толком не усвоила византийское православное

культурное наследие.

В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с

творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что

крестьянство освободилось от преследований церкви архаическо-славянского

язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными

гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали

запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно

солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва,

взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского

солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной

форме личность Петра I.

Читали крестьяне и традиционную для них литературу — учительные произведения,

"жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.

Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. В произведениях

художественной литературы выводятся новые герои — энергичные и предприимчивые

люди "острого ума" и "достойного разума". Среди них следует отметить такие

прозаические художественные произведения как "Повесть о Фроле Скобееве",

"Гистория об Александре, российском дворянине", "Гистория о российском

матросе Василии Кориотском". Герой последней повести по происхождению мелкий

дворянин в совершенстве постиг опасное дело моряка и овладел необходимыми

научными познаниями. Он заслужил признание и уважение австрийского

императора, "флорентийского короля" и богатого купца. В тоже время герой

наделен всеми качествами галантного кавалера.

В этот период заметно увеличилось количество печатных книг нерелигиозного

содержания. Это были и научные книги и словари, и художественная литература,

и книги житейского назначения. Так в 1708 году вышли "Приклады, како пишутся

комплименты". Это был новейший образец писем различного содержания с

употреблением новейшей лексики.

А лексика петровского времени развивалась под огромным влиянием Запада.

Правящий класс, особенно его верхушка говорила на удивительном языке, где

изобиловали иностранные слова и термины.

Виднейшим представителем отечественной литературы того времени был

Ф.Прокопович, о котором было сказано выше.

Литературное творчество петровского времени подготовило вступление России в

эпоху классицизма.

3.2. Развитие театрального искусства.

В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании. Построенном на

Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста.

Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой

театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры,

которые заводила знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром

увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их

постановках делались намеки на происходящие политические события, например на

мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.

Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из

них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир".

Видными деятелями театрального дела были Ф.Прокопович, доктор Бидеон, Федор

Жуковский.

3.3. Живопись

Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и

библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.

[11]

Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра I

И.Никитина отличаются глубокой психологической характерностью, художник

выразил глубокую волю и целенаправленность государственного деятеля. На

батальных полотнах Никитина "Полтавское сражение", "Куликовская битва с

глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа против

иноземных захватчиков.

Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это

был жанр близкий к повседневности и имевшими широкий круг ценителей. Книги

украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма

разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах,

строительству Петербурга.

В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и

воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей разных

художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и

других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для

обучения. Среди них можно назвать живописцев А.Матвеева, И.Никитина,

Р.Никитина, гравера С.Коровина других.

В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в

истории нашего искусства.

4. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций.

4.1 Новые веяния в архитектуре.

В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские

преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и

застройку городов и барских усадьб.

В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимает гражданское

строительство. В это время сооружаются здания крупных промышленных

предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве. Оружейный завод

в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования

необходимо назвать Главную аптеку, "Комедийную хромину" (театр) в Москве,

систему монументальных зданий в Петербурге.

В церковной архитектуре наступил период, получивший название "московское

барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленные в высь,

светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в

подмосковных барских усадьбах.

Одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный, создавший

замечательную церковь архангела Гавриила и другие сооружения. В Москве в этот

период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая

архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д.

Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений —

палат, дворцов.

4.2. Санкт-Петербург.

Уникальным по своему архитектурному облику был Санкт-Петербург, основанный в

1703г. и ставший столицей государства в 1712 году.

Петербург был не только любимым детищем царя, но и символом его царствования,

выражением эпохи преобразований. От старых городов Петербург отличался

строгой планировкой улиц, каменными домами, уличным освещением, обширными

парками, площадями и бульварами.

Основными путями сообщения была система каналов. Петр лично вникал во все детали

архитектурных проектов строительства города, утверждал размещение и ширину

улиц, места для скверов и парков, типы зданий. Были сделаны чертежи типов домов

для "именитых", "зажиточных" и "подлых людей.

[12]

Петербург — это принципиально новая архитектура России. В основу ее положен

голландский вариант барокко со сдержанным оформлением и со стремлением к

максимальной рациональности. Представителем этой тенденции был выдающийся

архитектор Д.Терезини.

В период строительства Петербурга во всем государстве было запрещено каменное

строительство, всякий въезжающий и входящий в город обязан был доставлять

камень.

Важнейшими строениями, представляющими архитектуру петровского времени

являются собор Петра и Павла, Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостинные дворы,

Петровские коллегии. Видными архитекторами Петровского времени были

Ж.Б.Леблон, А.Растрелли, А.Д. Захаров, И.Коробов и др.

В Петербурге, прежде всего, отразилось такое новое явление русской культуры, как

скульптурные композиции. Это особенно ярко выразилось в создании

дворцово-парковых ансамблей, например, в оформлении Большого каскада

Петергофского дворца. Примером паркового строительства и парковой архитектуры

служит Летний сад[13]

Петербург вошел в мировую историю, как одно из чудес света. Он притягивает

массу туристов, ученых-исследователей. Даже пресыщенные, повидавшие, кажется,

уже все чудеса мира туристы — знатоки градостроительства и архитектуры,

восторгаются величественностью, строгостью и красотой, пропорциями и

рациональностью сооружений петровского времени. Проспекты, каналы, мосты,

парки делают честь искусству, архитектуре, всей петровской эпохе, её

мастерам, их талантам и огромному созидательному трудолюбию. Не даром

Петербург называют Северной Пальмирой.

5. Ломка старых устоев в быту.

5.1. Реформирование дворянского быта.

Петровские реформы кардинально изменили дворянский, да и не только

дворянский, быт. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в

гражданской жизни государства. В самом начале 18 в. царь был озабочен внешним

видом подданных.

Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массу усилий к

тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца.

26 августа 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, царь

выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал

бороды у шокированных этой выходкой бояр.

Подобную операцию Петр повтори несколько раз, решив покончить со старой

русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.

Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду.

Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны.

Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны,

за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.

Тем, кто не желал этого делать надлежало платить большие налоги с учетом

положения в обществе.

В такой же ФОРМЕ Петр I организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля

1699 года состоялось шуточное освящение у Лефортова дворца.

Гости прибыли на пир разряженные в традиционную русскую одежду — в шелковых

зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами.

Поверх кафтанов была ферязь — длинное широкое платье из бархата, затем шуба и

меховая шапка с высокой тульей. Царю не нравилась эта пышная одежда,

стеснявшая движения, и мешавшая работе. На пиру Петр I взял ножницы и

принялся укорачивать рукава.

Но у всех руками царя одежду не укоротишь. Поэтому в январе 1700г. в Москве,

в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным

чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземные короткие

кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую одежду для мужчин: конец

1770г. Для женщин — чуть позже.

Эти перемены повлияли и на русскую легкую промышленность, стали развиваться

мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь,

головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь не остался

равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта,

предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь

специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в

продажу предметы для нового быта, а затем, при выполнении этих условий они

могли производить и продавать другие промышленные товары.

Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бороды

угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. В 1700 году у ворот

Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жители сибирских

городов выпросили освобождение от новой одежды "по скудости своей". В

конечном счете камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки и парики вытеснили

старую русскую одежду. Быстрее всего утвердилась западная одежда среди

женщин.

Дворянский быт изменялся и в следствие того, что царь заставлял дворян

учиться, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления.

Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в

церкви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф и другие

наказания.

Подданных Петр I снабдил массой распорядительных и нормативных актов,

определяющих их семейную, хозяйственную и духовную жизнь. Разительные

перемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя.

Упрощались традиции, исчезала скованность.

5.2. Ассамблеи.

Внешняя раскованность, новые формы общения в дворянской среде формировались с

самого начала вступления Петра I на царство. Одним из ярких проявлений этой

стороны дворянского быта являлись ассамблеи. Они были введены в 1718 году, по

указу царя, ассамблеи узаконили формы общения царя с нужными и приятными ему

людьми. На ассамблеях обязательно было присутствие женщин, что отражало

серьезное изменение их положения в обществе. Вскоре ассамблеи получили

широкое распространение. На этих вечерах гостей не встречали и не провожали,

хозяин мог быть, но мог и отсутствовать. Были игры, танцы, чай, лимонад,

шоколад и т.д. каждый мог уйти в любое время. Учреждение ассамблей положило в

дворянской среде "правил хорошего тона" и "благородного поведения в

обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского языка.

5.3. Реформы Петра I и народный быт.

Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не

оставил без внимания и так называемых "подлых людей", все податное сословие.

Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учетом

противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов,

ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо

серпов и т.д.

В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в

честь той или иной победы — взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина

Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии со

множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях

выставляли угощение.

И все-таки влияние петровских реформ на народный быт было незначительным.

Заключение.

В заключение следует отметить, что преобразования в области культуры и быта

были органичной частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной

стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой

стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений. Необходимо

подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до

Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских

преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в

том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие

внедряли новшества касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и

государства.

В результате реформ и активной военной политики страна получила выход к

балтийскому морю, было покончено с политической и экономической изоляцией,

укрепился международный престиж России, она стала великой европейской

державой.

Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие

учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна

гордится и сегодня.

Петр I по праву считается одним из ярких исторических деятелей мирового

масштаба. Много исторических исследований и художественных произведений

посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-

разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I и значение его

реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и

противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.

В ХVIII М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью, считал

его идеальным монархом, лишенным каких-либо недостатков. Для Радищева,

декабристов Петр был поистине Великаном с большой буквы.

Личность Петра I занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина. Поэт

относился к Петру I с глубоким уважением. Петру I посвящены такие

произведения, как "Полтава", "Медный всадник", "Арап Петра Великого". Пушкин

был намерен написать историческое исследование о Петре I. Но вместе с тем

поэт видел и жесткость царя, который "уздой железной Россию поднял на дыбы".

Очень высокую оценку деятельности Петра I дал современник Пушкина историк

М.Н. Погодин в 1841 году, то есть почти полтора столетия спустя после великих

реформ первой четверти ХVIII "В руках (Петра) концы всех наших нитей

соединяются в одном узле. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся с этой

колоссальной фигурой, которая бросает от себя длинную тень на все наше

прошедшее, и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все

еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не

потеряем мы из виду, как бы далеко не ушли мы в будущее".

Ф.Энгельс называл Петра I действительно великим человеком. В.И. Ленин высоко

ценил не только преобразовательную деятельность, но и личность Петра I, хотя

и называл его метод преобразования страны жестоким и варварским.

Однако, как сказано выше, деятельность Петра подвергалась сомнениям и

критике, а подчас и жестокой хуле. Известный и авторитетный историк Карамзин

обвинял Петра I в измене "истинно-русским" началам жизни, его реформы он

называл "блестящей ошибкой". Можно было бы привести немало примеров

негативного отношения к Петру I у славянофилов, ряда писателей последующего

периода. Но наиболее интересно отметить взрыв, всплеск противоречивых оценок

Петра I и его реформ в современных условиях. Казалось бы, в период реформ его

деятельность должна быть примером, однако находится немало политических

деятелей и представителей творческой интеллигенции, отрицательно относящихся

к этому реформатору. Достаточно напомнить, что кинорежиссер Н.Михалков назвал

Петра I первым большевиком, вложив в эти слова крайне негативную оценку

реформатору.

Однако, как бы не старались очернители Петра I, в истории его дела

оцениваются как прогрессивные.

[1] В.О.Ключевский. Курс русской истории. М.1989. т.4, с.398.

[2] Мавродин В.В. Рождение новой России. — М.: 1988г. стр.21

[3] А.С. Пушкин Полное собрание сочинений т.9, с.287

[4] Большая Советская Энциклопедия — М.: 1975, т. 22, с. 518

[5] БСЭ — М.: 1975, т.20 стр. 484

[6] БСЭ — М.: 1975, т.21, стр. 67

[7] Н.Павленко Петр Великий —М.: 1998 стр. 132

[8] История России — М.: 1998, стр.94

[9] Н. Павленко Петр Великий — М.: Мысль, 1998г., стр 615

[10] Н. Павленко Петр Великий — М.: Мысль, 1998г., стр 658

[11] Пыляев М.И. —М.: 1990г.

[12] М.И. Пыляев Старый Перебург С.П., 1889, с.11

[13] М.И.Пыляев. Старый Петербург.С.П.1989. с.73.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты