Реферат: Культура древней Греции

поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос героический,

представленный так называемыми поэмами "Цикла", и эпос дидактический,

представленный двумя поэмами Гесиода: "Труды и дни" и "Теогония".

Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным

направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на

несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную

для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику.

Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во

всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную

гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной

человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим

особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах. "Гомер

открыл новый мир - самого Человека. Это и есть то, что делает его "Илиаду" и

"Одиссею" ktema eis aei, произведением навеки, вечной ценностью" [N.5].

Грандиозная концентрация героических сказаний в "Илиаде" и "Одиссее" стала

основой для дальнейшего эпического творчества. В течение VII и первой

половине VI вв. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и

рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с "Иллиадой" и "Одиссеей" и, вместе

сними, образовать единую связнуюлетопись мифологического предания, так

называемый эпический "кикл" (цикл,круг). Античная традиция приписывала многие

из этих поэм "Гомеру" и этим подчеркивала их сюжетную и стилистическую связь

с гомеровским эпосом.[N.4, c.68]

Для греческой поэзии послегомеровского времени характерен резкий перенос

центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта. Эта

тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме

"Труды и дни".

Необычайно сложный, богатый и красочный мир человеческих чувств, мыслей и

переживаний раскрывается перед нами в произведениях следующего за Гесиодом

поколения греческих поэтов, работавших в различных жанрах лирики. Чувства

любви и ненависти, печали и радости, глубокого отчаяния и бодрой уверенности

в будущем, выраженные с предельной, неслыханной до того времени

откровенностью и прямотой, составляют основное содержание дошедших до нас от

этих поэтов стихотворных фрагментов, к сожалению не столь уж многочисленных и

в большинстве своем очень кратких (нередко всего две-три строки).

В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме

индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого

замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи, ясно

одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь явно

противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не

подвластная ничьим мнениям и никаким законам.

Настроения такого рода должны были восприниматься как социально опасные и

вызывать протест как в среде ревнителей старых аристократических порядков,

так и среди поборников новой полисной идеологии, призывавших сограждан к

умеренности, благоразумию, действенной любви к отечеству и повиновению

законам. Прямым ответом на стихи Архилоха звучат исполненные суровой

решимости строки из "воинственных элегий" спартанского поэта Тиртея:

Славное дело - в передних рядах со врагами сражаясь,

Храброму мужу в бою смерть за отчизну принять.

.........................

Гордостью будет служить и для города и для народа

Тот, кто, шагнув широко, в первый продвинется ряд,

И преисполнен упорства, забудет о бегстве позорном,

Жизни своей не щадя и многомощной души.

(фр. 9. Пер. В.В. Латышева).

Если Тиртей делает в своих стихах главный упор на чувство самопожертвования,

готовность воина и гражданина умереть за отечество (призыв, звучащий весьма

актуально в таком государстве, как Спарта, которая в VII-VIвв. вела почти

непрерывные войны со своими соседями), то другой выдающийся мастер

элегического жанра и вместе с тем прославленный государственный деятель -

Солон ставит на первое место среди всех гражданских добродетелей чувство

меры, или умение во всем соблюдать "золотую середину". В его понимании только

умеренность и благоразумие способны удержать граждан от алчности и пресыщения

богатством, предотвратить порождаемые ими междоусобные распри и установить в

государстве "благозаконие" (евномию).

В то время как одни греческие поэты стремились постичь в своих стихах сложный

внутренний мир человека и найти оптимальный вариант его взаимоотношений с

гражданским коллективом полиса, другие не менее настойчиво пытались

проникнуть в устройство окружающей человека вселенной и решить загадку ее

происхождения. Одним из таких поэтов-мыслителей был известный нам Гесиод,

который в своей поэме "Теогония", или "Происхождение богов", попробовал

представить существующий миропорядок в его, так сказать, историческом

развитии от мрачного и безликого первородного Хаоса к светлому и гармоничному

миру возглавляемых Зевсом богов-олимпийцев.

ЗОДЧЕСТВО И СКУЛЬПТУРА

В VII-VIвв. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали

возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В

VIв. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной,

вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда

одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Тогда же определились основные

конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных

ордеров: дорического, особенно широко распространившегося на Пелопоннесе и в

городах Великой Греции (Южная Италия и Сицилия), и ионического,

пользовавшегося особой популярностью в греческой части Малой Азии и в

некоторых районах европейской Греции. Типичными образцами дорического ордера

с такими характерными для него особенностями, как суровая мощь и тяжеловесная

массивность, могут считаться храм Аполлона в Коринфе, храмы Посейдонии

(Пестум) на юге Италии и храмы Селинута в Сицилии. Более изящные, стройные и

вместе с тем отличающиеся некоторой вычурностью декоративного убранства

постройки ионического ордера были представлены в этот же период храмами Геры

на о. Самосе, Артемиды в Эфесе (прославленный памятник архитектуры,

считавшийся одним из "семи чудес света"), Аполлона в Дидимах недалеко от

Милета.

Принцип гармонической уравновешенности целого и его частей, четко выраженный

в самой конструкции греческого храма, нашел широкое применение и в другой

ведущей отрасли греческого искусства - монументальной скульптуре, причем в

обоих случаях можно с уверенностью говорить о социальной обусловленности этой

важной эстетической идеи. Если храм с колоннадой, напоминающей ряды гоплитов

в фаланге, воспринимался как модель и вместе с тем символ тесно сплоченного

гражданского коллектива, то образ свободного индивида, являющегося

неотъемлемой частью этого коллектива, воплотился в каменных изваяниях, как

одиночных, так и объединенных в пластические группы. Их первые, еще крайне

несовершенные в художественном отношении образцы появляются приблизительно в

середине VIIв. до н.э. Одиночная скульптура конца архаического периода

представлена двумя основными типами: изображением обнаженного юноши - куроса

и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки - коры.

Постепенно совершенствуясь в передаче пропорций человеческого тела, добиваясь

все большего жизненного сходства, греческие скульпторы VIв. научились

преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.

При всем жизнеподобии лучших образцов греческой архаической скульптуры почти

все они подчинены определенному эстетическому стандарту, изображая

прекрасного, идеально сложенного юношу или взрослого мужчину, совершенно

лишенного при этом каких бы то ни было индивидуальных физических или

психических особенностей.

ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬ

Наиболее массовым и доступным видом архаического греческого искусства была,

безусловно, вазовая живопись. В своей работе, ориентированной на самого

широкого потребителя, мастера-вазописцы гораздо меньше, чем скульпторы или

архитекторы, зависели от освященных религией или государством канонов.

Поэтому их искусство было гораздо более динамичным, многообразным и быстрее

откликалось на всевозможные художественные открытия и эксперименты. Вероятно,

именно этим объясняется необыкновенное тематическое разнообразие, характерное

для греческой вазописи VII-VIвв. Именно в вазовой живописи раньше, чем в

какой-либо другой отрасли греческого искусства, за исключением, может быть,

только коропластики и резьбы по кости, мифологические сцены начали

чередоваться с эпизодами жанрового характера. При этом не ограничиваясь

сюжетами, заимствованными из жизни аристократической элиты (сцены пиршеств,

ристалищ на колесницах, атлетических упражнений и состязаний и т.п.),

греческие вазописцы (особенно в период расцвета так называемого

чернофигурного стиля в Коринфе, Аттике и некоторых других районах) не

пренебрегают и жизнью социальных низов, изображая сцены полевых работ,

ремесленные мастерские, народные празднества в честь Диониса и даже нелегкий

труд рабов в рудниках. В сценах такого рода особенно ярко проявились

гуманистические и демократические черты греческого искусства, которые были

привиты ему окружающей общественной средой начиная с архаической эпохи.

ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В V ВЕКЕ

ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК

V век можно считать временем рождения науки как специальной сферы

деятельности. Натурфилософия архаической эпохи и первой половины Vв. в

сущности представляла своего рода синтетическую науку, в которой сливались и

общекосмогонические построения, и наблюдения и выводы более частного

характера, принадлежащие отдельным научным дисциплинам. Однако такой характер

древнегреческая наука могла сохранить только до определенного уровня.

Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к

отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту

между ними.

Медицина.

Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с

деятельностью Гиппократа.

Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что

греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма

существовали две медицинские традиции:медицина заклинаний, сновидеий,знамений

и чудес в орбите святилищь и медицинское искусство независимое и целиком

светское,к которому и относился Гиппократ. Они были паралельны, но совершенно

отличны друг от друга.

В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп

врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных спекуляций.

Им противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам настолько

велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше их.Наконец, в

третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то есть

Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходя из

него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. У этих

врачей позитивное мышление: они отказываются от произвольных предложений и

постоянной константой считают разум.

Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только Косская

школа основала медицину как науку. [N.6]

Математика.

В течение Vв. в самостоятельную научную дисциплину превращается математика,

освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом профессиональной

деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению.

Важным для развития математики было создание дедуктивного метода (логический

вывод следствий из небольшого числа исходных посылок). Прогресс

математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии,

стереометрии. К этому времени относятся также значительные успехи в

астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение

солнечным и лунным затмениям.

Историография.

Лишь применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на смену

ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи ставят

рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и соответственно

углублением политического сознания гражданства. Гражданин, создающий своей

политической деятельностью современную историю, хотел знать и историю,

которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой историографии

стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от логографов к

Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал "отцом истории".

Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.

Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. Коренной афинянин,

связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов, Фукидид был

видным представителем верхушки афинского полиса. Однако его карьера внезапно

оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел поражение у Амфиполя

и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная ему история. Только в

самом начале он дает в очень краткой форме общий очерк истории Эллады с

древнейших времен, все остальное содержание строго ограничено поставленной

задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свой метод методу своих

предшественников - логографов и Геродота. Его можно считать родоначальником

исторической критики. Фукидид свою задачу видит в том, чтобы создать

правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая все чудесное (занимавшее

столь значительное место в труде Геродота), Фукидид пытается объяснить

происходившее только "природой человека". Тем самым естественнонаучный метод

переносится в сферу политической истории. История, с точки зрения Фукидида,

не является механистическим процессом, познаваемым на основе логического

анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные события, непредвиденное

стечение обстоятельств - словом, все то, что обнимается понятием "слепой

случай"). Взаимодействие рационального и иррационального и образует реальный

исторический процесс. Значительную роль отводит Фукидид и выдающимся

политическим деятелям, особо выделяя их способность осознать направление

исторического процесса и действовать в соответствии с ним.

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА

Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении Vв.,

отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой лирики -

того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху; тогда же

рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу классического

полиса жанр литературы.

Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой в

полном смысле слова. Она являлась одним из ответлений хоровой лирики, но

отличалась двумя существенными особенностями: 1) кроме хора, выступал актер,

котырый делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или с его

предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места действия, актер

уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за сценой и

при надобности мог менять обличие, исполняя в свои различные приходы роли

разных лиц; 2) хор принималучастие в игре, изображая группу лиц, поставленных

в сюжетную связь с теми, кого представлял актер. Количественные партии актера

были еще очень незначительны, и он, тем не менее, был носителем динамики

игры, так как в зависимости от его сообщений менялись лирические настроения

хора. [N.4,с.108]

Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая лирика

переходит в Vв. из предыдущего в лице таких признанных мастеров, как Симонид

Кеосский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец греческой

аристократии (он сам происходил из фиванского аристократического рода). Стиль

Пиндара отличается торжественностью, пышностью, богатством изысканных образов

и эпитетов, зачастую сохраняющих еще связь с образной системой фольклора.

Большинство дошедших до нас стихотворений соперника Пиндара Вакхилида также

относится к жанру эпиникиев. В творчестве Вакхилида отчетливо заметно

стремление приспособить традиционный жанр к новым задачам, новым условиям

жизни. Ему чужд строгий аристократизм Пиндара. Хотя и у Вакхилида главная

тема - доблесть, но понимается она уже по-иному, не как совокупность

традиционных качеств аристократа, а как способность быть всегда на высоте,

соответствовать любой задаче. Более интересны его дифирамбы, в которых

лирически разрабатываются отдельные эпизоды мифов. Характерно, что среди

дифирамбов Вакхилида видное место занимают те, в которых излагаются афинские

предания, особенно о Тесее.

ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременным

жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. На

смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое место в

жизни греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные

представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды), во время

праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны,

знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров

[N.4,с.111]), когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о

которых затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровой

лирики обращен ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной, с

которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности

собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр в Vв.

достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал

подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты