Реферат: Культура России

жизнь", "Научное обозрение" и др.), публичные лекции известных русских ученых

содействовали развитию науки и распространению научных знаний.

В начале века в России на базе уже имевшихся достижений математики и механики

получили значительное развитие новые области науки: электротехника и

воздухоплавание. Исследования Н.Е. Жуковского, создателя гидро- и

аэродинамики, послужили теоретической основой на которой возникла современная

авиационная наука.

В начале столетия авиационной промышленности практически не существовало.

Несмотря на то, что еще в конце XIX в. Был сконструирован русский самолет,

правительство предпочитало покупать иностранные самолеты. Только в 1913 г. в

Петербурге на Русско-балтийском заводе были созданы первые самолеты :

(«Русский витязь», «Илья Муромец»). Первые успехи в развитии авиации в России

связаны с именами летчиков П.Н. Нестерова, С.Я. Уточкина в др. В 1911 г. Г.Е.

Котельников создал авиационный ранцевый парашют.

Продолжалась научная деятельность К.Э.Циолковского. В 1903 г. в журнале

«Научное обозрение» ученый опубликовал статью «Исследование мировых

пространств реактивными приборами», в которой изложил теорию движения ракет.

Последующие его труды, особенно «Реактивный прибор как средство полета в

пустоте и атмосфере» (1910), работы о космических полетах (1911-1914) также

разрабатывали эту проблему. Своими исследованиями заложил теоретические

основы космических полётов, открыл человеку путь в космос.

На рубеже XIX-XX вв., в мировой науке, особенно в области физики были сделаны

важнейшие открытия: обнаружены рентгеновские лучи и радиоактивность,

делимость атома, считавшегося до этого не делимым, и возможность

превращаемости элементов, теоретический синтез и как следствие - появление

новых наук (геохимия, биохимия, биогеохимия и др.), относительность таких

понятий, как пространство и время (теория относительности), новые концепции

наследственности, лежавшие в основе генетики.

В исследовании новейших проблем естествознания русские ученые внесли свой

вклад. П.Н.Лебедев (1866-1912), создатель русской научной школы физиков,

экспериментально доказал существования давления света, возможность измерения

его величины. Его работы сыграли большую роль в разработке теории

относительности, квантовой теории и астрофизики. Б.Б.Голицын (1862-1916),

крупный ученый-физик, по праву считается основоположником сейсмологии как

науки. В 1911 г. он был избран президентом Международной сейсмологической

организации.

Трудами В.И. Вернадского (1863-1945) заложены в России основы новых наук -

биохимии, биогеохимии, радиогеологии. Вернадского-ученого отличали широта

интересов, постановка кардинальных научных проблем, научное предвидение.

Замечательный русский естествоиспытатель живо интересовался проблемами

общественной жизни, философией и ее ролью в развитии знания.

Мировое признание получили работы другого русского ученого-физиолога -

И.П.Павлова. Он создал учение об условных рефлексах, дал материалистическое

объяснение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за

исследования в области физиологии пищеварения Павлову - первому из русских

ученых - была присуждена Нобелевская премия. В дореволюционное время (1908)

еще один русский ученый - И.И.Мечников -был удостоен этой высшей

международной награды за исследование проблем иммунологии и инфекционных

заболеваний.

Развитие естествознания в начале XX в. определило важные мировоззренческие

сдвиги в общественном сознании. Происходили коренные изменения в

представлениях об окружающем нас мире: новые открытия в науке рождали мысли

об "исчезновении материи". Естественнонаучный, стихийный материализм с его

метафизическими принципами познаваемости мира, на позициях которого

находилось большинство естествоиспытателей, не давал правильного

теоретического объяснения всех открытых наукой фактов. Это способствовало

широкому распространению философского идеализма.

Общественные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в

естествознании. В.И.Вернадский записал в дневнике в 1909 г.: "В эти годы ...

в мировом научном движении ... происходит полная революция в представлениях о

веществе, начинается не менее глубокое изменение в науках о жизни".

В области гуманитарных наук было немало крупных ученых, с именами которых

связаны серьезные научные исследования (экономист и историк М.И.Туган-

Барановский, историки С.Ф.Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский, В.И. Семевский,

литературоведы С.А.Венгеров, А.Н. Пыпин, библиограф Н.А.Рубакин и др.).

Значительно больший интерес проявлялся к изучению социально-экономической

истории России. В большинстве случаев в постановке социально-экономических

проблем ученые не выходили за пределы позитивизма и буржуазного экономизма.

В начале XX в. появляются исследования, написанные под влиянием марксизма. В

пятитомной работе М.Н. Покровского "Русская история с древнейших времен"

(1910-1913), некоторых других его исследованиях была сделана попытка изложить

события истории с марксистских позиций. Однако исторические взгляды этого

ученого, формировавшиеся под воздействием экономического материализма, не

были лишены ошибок, отразившихся в его исторических оценках и некоторых

теоретических установках. Влияние марксизма испытали и некоторые историки

литературы и искусства (Е.А. Соловьев-Андреевич, В.М. Фриче, П.С. Коган)

Время рубежа столетий связано в России с развитием идеалистической

философской мысли. Идеалистическая философия всегда была преобладающим

направлением на университетских кафедрах. Материализм, как правило, оставался

идейной основой русских ученых-естествоиспытателей, последователей учения

Ч. Дарвина.

Широкое распространение философского идеализма в конце XIX - начале XX вв.

имело антидарвиновскую направленность. Писатель и философ В.В.Розанов (1856-

1919) первым выступил против идей дарвинизма в 1891 году с нашумевшей статьей

«Почему мы отказываемся от наследства 60-70-х годов».

Одной из форм научной мысли и интеллектуального творчества стала русская

религиозная философия, отличавшаяся глубоким своеобразием и богатством идей.

Развитие ее связано с именами таких мыслителей как В.С. Соловьев (1853-1900),

С.Н. Булгаков (1871-1944). Е.Н. Трубецкой (1863-1920), П.А.Флоренский (1882-

1943) и др. В трудах религиозных философов поиски "нового религиозного

сознания", утверждение примата духовности и наступление всемирной теократии

посредством создания "вселенской церкви" отражали сложность и

противоречивость интеллектуальной и идейной жизни русского общества рубежа

столетий.

Религиозная философия была одним из проявлений духовного ренессанса

серебряного века и оказала влияние на многие области художественной

культуры.

3. Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии.

Художественная культура рубежа веков - одна из интереснейших в культурном

наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи,

"рубежность" общественного сознания, возросший интерес к личности, его

духовному миру и, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в

искусстве.

Общественно-политическая обстановка в стране, идейно-нравственная атмосфера

оказывали несомненное влияние на художественную жизнь, творческие искания,

свойственные как отдельным деятелям культуры, так и целым художественным

направлениям. Это был период обновления разнообразных видов и жанров

художественного творчества, переосмысления, "всеобщей переоценки ценностей"

(М.В.Нестеров).

Новые явления в искусстве конца XIX - начала XX вв. были своеобразной

реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре XIX в. Среди

таких явлений было декадентство (от фр. - упадок), отмеченное настроениями

безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма.

Декадентство - понятие мировоззренческое, возникшее на переломе жизни

общества, и, по мнению одного из теоретиков символизма А.Л.Волынского,

"явилось реакцией искусства против материализма". Как характерное веяние

времени декадентство не может быть отнесено целиком к какому-нибудь одному

течению в искусстве. Декадентские настроения захватили деятелей различных

художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти

идеи были присущи модернистским течениям.

Понятие "модернизм" (фр. moderne - новейший, современный) включало

явления литературы и искусства, рожденные в начале XX в., новые по сравнению с

реализмом предшествующего столетия.

Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-

эстетические качества: расширяются "рамки" реалистического видения жизни,

идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве.

Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение

жизни в отличие от критического реализма XIX столетия с присущим ему

конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства

связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке,

рождение нового сценического реализма.

Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в

культурной жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л.Н.Толстой. В 1899 г.

был опубликован его последний роман "Воскресение", в котором протест против

общественного зла и социальной несправедливости звучал остро и гневно. Толстой

не принял и не поддержал модернизм в искусстве.

В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А.П. Чехов: повести и

рассказы ("Моя жизнь", "Мужики", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой",

"Невеста" и др.), драматические произведения, поставленные на сцене

Художественного театра. В его творчестве отражалась "до ужаса простая" и

сложная жизнь России. Чехов не был сторонником определенной системы

общественно-политических воззрений, но его произведения несли в себе ожидание

новой, лучшей жизни. «Теперешняя культура, - писал он в 1902 г., - это начало

работы во имя великого будущего».

В 90-е годы начался творческий путь А.М.Горького (Пешкова, 1868-1936). Свой

первый рассказ "Макар Чудра" Горький опубликовал в 1892 г. в газете

"Тифлисский вестник". Вышедшие в конце 90-х годов "Очерки и рассказы"

принесли писателю всероссийскую известность. Героическая романтика молодого

Горького была гимном "безумству храбрых", отражала демократические

революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В своих

произведениях, написанных в это время ("Старуха Изергиль", "Челкаш", "Девушка

и смерть", "Песнь о Соколе", "Буревестник"), он воспел гордого, свободного

человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был

готов отдать жизнь за свободу.

В эти годы в русскую литературу пришли молодые писатели. В 1893 г. в журнале

"Русское богатство" появился первый рассказ И.А.Бунина "Танька". В 1897 г.

вышел сборник его рассказов "На край земли", посвященный горькой участи

крестьян-переселенцев. В конце 90-х годов появляются первые значительные

произведения А.И.Куприна ("Олеся", "Молох").

И.А.Бунин (1870-1953) и А.И.Куприн (1870-1938) - крупнейшие писатели русской

реалистической литературы XX в. Бунин в доэмигрантский период написал такие

значительные произведения как "Деревня" (1910), "Суходол" (1911), в которых

говорила страдающая и думающая деревенская Россия. Писатель не скрывал своей

"великой грусти" по поводу исчезновения старого уклада жизни. Большой

общественный резонанс имела повесть Куприна "Поединок" (1905), которая

воспринималась как картина разложения не только в армии, но и разлада во всей

общественной жизни.

Основные силы писателей-реалистов группировались вокруг книгоиздательского

товарищества "Знание" (1898-1913). В 1900 г. в этом издательстве начал

сотрудничать Горький, став одним из его руководителей (с 1902 г.). К участию

в сборниках "Знания" он широко привлекал молодых и уже известных писателей.

Одним из новых явлений литературы XX столетия была пролетарская поэзия, в

которой зазвучала тема борьбы рабочего класса. Особенностью ее были

социальный оптимизм и романтический пафос. Сами поэты рассматривали свою

поэзию лишь как "предтечу" новой литературы будущего. В 1914 г. вышел в свет

первый "Сборник пролетарских писателей" под редакцией М.Горького.

Тема пролетария входит в литературу. В 1906 г. А.М.Горький пишет драму

"Враги", роман "Мать", в которых формулирует новые эстетические принципы

воспроизведения жизни. В одном из писем к А.П.Чехову он писал о необходимости

утверждения "героического реализма", который не только изображал бы жизнь, но

и был бы "выше ее, лучше, красивее". В романе "Мать" впервые жизнь рабочих

изображалась достоверно, герои - Павел и Ниловна - имели своих прототипов

(руководитель Сормовской партийной организации Петр Заломов и его мать Анна

Кирилловна). Полностью на русском языке роман "Мать" вышел в свет в 1907 г.

за границей. Одновременно книга была переведена на ряд иностранных языков.

В условиях "наэлектризованности" (П.Д.Боборыкин) общественной жизни накануне

революции чрезвычайно возросла роль театра. Открытие в 1898 г.

Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения.

14 октября 1898 г. на сцене театра "Эрмитаж" состоялось первое представление

пьесы А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович". В 1902 г. на средства крупнейшего

российского мецената С.Т.Морозова было выстроено известное в Москве здание

Художественного театра (архитектор Ф.О. Шехтель).

У истоков нового театра стояли К.С.Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. В

своей речи, обращенной к труппе при открытии театра, Станиславский особенно

подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью. "Мы

приняли на себя дело, - говорил он, - имеющее не простой, частный, а

общественный характер. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный

общедоступный театр и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь".

Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального

движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры,

оформления спектаклей. Синтез искусств был одной из характерных черт

сценического реализма этого времени.

Подлинное рождение Художественного, по-настоящему нового театра состоялось

при осуществлении постановки чеховской "Чайки" в декабре 1898 г., которая с

тех пор является эмблемой театра. Современная драматургия Чехова и Горького

составила основу его репертуара в первые годы существования. Принципы

сценического искусства, выработанные Художественным театром и являвшиеся

частью общей борьбы за новый реализм, оказали большое влияние на театральную

жизнь России в целом.

Смелая, революционная программа театра имела большой общественный резонанс,

вызвала многочисленные выступления театроведов, по-разному оценивавших это

событие культурной жизни. К рождению нового театра критически отнеслись

консервативные круги, выразителем которых была газета "Новое время". Но

театральных новаций не приняли и представители символизма. В.Я.Брюсов в

статье "Ненужная правда" (1902 г., журнал "Мир искусства") доказывал

бессмысленность и бесплодность стремлений передать на сцене "правду жизни".

Примерно в это время формируется эстетика условного театра, связанная с

экспериментами В.Э. Мейерхольда в области сценического искусства. Брюсов был

выразителем этих исканий.

В канун первой российской революции, в 1904 г., в Петербурге открылся театр

В.Ф. Комиссаржевской. Огромный успех на его сцене имели пьесы Горького

"Дачники" и "Дети Солнца". Горький вновь ставил перед русской интеллигенцией

вопрос о ее судьбах, о связи с народом, показал то идейное размежевание,

которое происходило в ней под влиянием накаленной атмосферы предреволюционных

лет. Власти запретили постановку "Дачников" после событий 9 января 1905 г.

В 90-е годы в России появился кинематограф, почти одновременно с

изобретением его во Франции братьями Люмьер. Первые видовые и хроникальные

фильмы демонстрировались в мае 1896 г. сначала в Петербурге в увеселительном

саду "Аквариум", а через несколько дней - в саду "Эрмитаж" в Москве.

Первый русский кинопредприниматель А.А. Ханжонков (1877-1945) в 1907-1908 гг.

начал производство отечественных игровых фильмов, построил в Москве

кинофабрику, ряд кинотеатров, в том числе "Художественный" и "Москва" (ныне -

дом Ханжонкова). Среди первых игровых отечественных фильмов были "Пиковая

дама", "Отец Сергий" (режиссер Я. А, Протазанов, 1881-1945).

Существенные изменения произошли в музыке. Открытие новых консерваторий в

Саратове, Одессе, Киеве наряду с уже действовавшими в Москве и Петербурге

свидетельствовало об успехах музыкального образования в стране, повышении

уровня профессионального мастерства музыкантов и композиторов. Появились

формы "внешкольного образования", в 1906 г. в Москве при содействии

С.И.Танеева была открыта народная консерватория, в следующем году организован

Дом песни, ставивший целью пропаганду новых идей в музыке.

В творчестве композиторов происходил известный пересмотр музыкальных

традиций, все более повышался интерес к внутреннему миру человека, к

философско-этическим проблемам. "Знамением времени" стало усиление

лирического начала в музыкальных произведениях. Н.А.Римский-Корсаков - в это

время основной хранитель творческих принципов "могучей кучки" - написал

полную лиризма оперу "Царская невеста" (1898).

Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в

творчестве С.В.Рахманинова (1873-1943) и А.Н.Скрябина (1871/72-1915). Оба они

были выпускниками Московской консерватории и с первых шагов в искусстве

заявили о себе как талантливые композиторы и пианисты.

Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, Рахманинов вместе с тем

следовал в своей музыке традициям русской музыкальной классики. Во многом он

был прямым музыкальным наследником П.И. Чайковского.

Идейно-художественный мир Скрябина был более сложным. Его творчество

отличалось художественным новаторством и глубоким философским содержанием.

Лучшие симфонические произведения Скрябина созданы вод впечатлением

революционных событий начала XX в. Гимном революции стала его Третья симфония

("Божественная поэма"), первое исполнение которой состоялось в январе 1905 г.

под управлением венгерского дирижера Артура Никита.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты