Реферат: Крещение Руси

Реферат: Крещение Руси

Святой Владимир.

Наша история о временах , предшествовавших принятию христианства , темна и

наполнена сказаниями , за которыми нельзя признать несомненной достоверности.

Этому причиною то , что наши первые летописцы писали не ранее второй половины

XI в. и о событиях , происходивших в их отечестве в IX и X веках , за

исключением немногих письменных греческих известий , не имели других

источников , кроме изустных народных преданий , которые , по своему свойству

, подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью можно сказать , что ,

подобно всем северным европейским народам , и русский только с христианством

получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской

и государственной жизни , - основы без которых , собственно , для народа нет

истории. С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была

населена народами племенами чудского и тюркского , а в западной половине

кроме народов литовского и чудского племени , примыкавшим своими поселениями

к балтийскому побережью , жили славяне под разными местными названиями ,

держась берегов рек : Западной Двины , Волхова , Днепра , Припяти , Сожи ,

Горыни , Стыри , Случи , Буга , Днестра , Сулы , Десны , Оки с их

притоками. Они жили небольшими общинами , которые имели своё средоточение в

городах - укрепленных пунктах защиты , народных собраний и управления.

Никаких установлений , связующих между собой племена и признаки

государственной жизни , не было. Славянорусские племена управлялись своими

князьями , вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя

, а потому часто были покоряемы. Религия их состояла в поклонении природе , в

признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней

природы , в поклонении солнцу , небу , воде , земле , ветру , деревьям ,

птицам , камням и т. п. и в разных баснях , верованиях , празднествах и

обрядах , создаваемых и учреждаемых на основании этого поклонения природе. Их

религиозные представления отчасти выражались в форме идолов , но у них не

было ни храмов , ни жрецов ; а потому их религия не могла иметь признаков

повсеместности и неизменяемости. Наиболее распространенная вера была -

язычество. Корнями своими славянское язычество уходит в слепую древность. В

его основании лежит некоторая духовная реальность. И хотя мы лишены

возможности непосредственного видения духовных источников , но все же можем

судить о них , памятуя слова господа : «По плодам их узнаете их».Плоды

язычества с его безнравственностью и жестокостью не оставляют сомнений в

богоборческой сущности того начала , которое стремится к воплощению через

многочисленные языческие культуры. И славянское язычество не было

исключением.

Древние славяне рассматривали мир как арену борьбы между добрым Белбогом и

злым Чернобогом. И тот , и другой требовали соответствующих жертв. Мнимая

самостоятельность злого начала служила оправданием его неизбежности , рождая

культурные формы славянского сатанизма , обретшие позднее свое законченное

воплощение в почитании Перуна - верховного божества языческого пантеона

дохристианской Руси.

Летописи IV века , рассказывая о столкновении славян с Византией , самым

мрачным образом изображают их жестокость. Пленных распинали , расстреливали

из луков , вбивали гвозди в черепа. Жгли монастыри и церкви , оставляя

после себя горы трупов и груды дымящихся развалин.

Столь же беспощадны были и семейные обычаи. У них были неясные представления

о существовании человека после смерти : загробный мир представлялся их

воображению продолжением настоящей жизни. Поэтому вместе с умершим воином на

погребальном костре сжигались и его жены (одна или несколько - славяне

признавали множество).Они чествовали умерших прародителей , считали их

покровителями и приносили им жертвы. Закон позволял умертвить новорожденную

дочь , если её рождение казалось излишним. В свою очередь , признавалось

право детей на убийство родителей, обременяющих семейство старостью или

болезнью. Междородовые распри передавались из поколения в поколение ,

подогреваемые обычаем кровной мести , удовлетворявшейся лишь смертью обидчика

или его потомков.

Справедливости ради надо сказать , что современные историки отмечали и

привлекательные черты славян , говоря , что они не знали ни хитрости , ни

обмана , хранили древнее простодушие и простоту нравов. С пленными ,

оставшимися в живых . наши предки обходились дружелюбно , назначая лишь

определенный срок их рабства , по истечению которого пленник мог , по выбору

, либо покинуть своих бывших хозяев , либо остаться с ними на равных правах ,

как вольный человек.

Свято соблюдаемый обычай гостеприимства делал славянские земли безопасными

для путешественников , и хозяин головой отвечал обществу за безопасность

гостя-чужеземца. Купцы тем охотнее посещали славян , что между последними не

было ни воров , ни разбойников , хотя выгодной торговли в славянских землях

ждать не приходилось - суровые войны не знали роскоши и не ценили золота.

Соответственно такому духовному развитию было состояние их житейской

умелости. Они умели строить себе деревянные жилища , укреплять их деревянными

стенами , рвами и земляными насыпями , делать ладьи и рыболовные снасти ,

возделывать землю , занимались скотоводством , умели прясть , ткать , шить

приготовлять кушанья и напитки : пиво , мёд , брагу , ковать металлы ,

обжигать глину на домашнюю посуду ; знали употребление веса, меры , монеты ;

имели свои музыкальные инструменты ; на войну выходили с метательными копьями

, стрелами и отчасти мечами. Все познания их переходили от поколения к

поколению очень медленно , но отношения с Византийской империею и отчасти с

арабским Востоком мало-помалу оказывали на русских славян образовательное

влияние. Из Византии заходило к ним христианство. В половине XI века киевские

князья Аскольд и Дир , собрав дружину , на двухстах ладьях по Днепру вышли

в Черное море , опустошили на своём пути побережье и осадили Константинополь.

Нападение оказалось неожиданным и стремительным. Императора Михаила III в

столице не было - он возглавлял армию в войне с мусульманами и , несмотря на

все старания , даже вернувшись в город , не мог организовать надежную

оборону. Царьград спасся чудом. После молебна патриарх Фотий погрузил в море

одну из главных святынь города - ризу Божией Матери , хранившуюся во

Влахернской церкви. Налетевший после этого шторм разметал корабли русов ,

уничтожив большую часть флота и сделав дальнейшую осаду невозможной.

Пораженные князья прислали в Константинополь посольство с просьбой о

крещении. Это было первое , «Аскольдово» крещение Руси.

Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград , в южных русских

областях святой Кирилл , просветитель славян , крестил двести семейств , у

которых нашёл Евангелие и Псалтырь своего же перевода. Для обращенных был

послан митрополит Михаил , крестивший все племя во главе со старейшинами. И

этому крещению предшествовало чудо - брошенное по требованию язычников в

костер Евангелие не сгорело. Но и это крещение Руси не оказало влияния на её

судьбу. Очаг православия на юге земли Русской со временем то ли угас , то ли

оказался столь слабым , что не смог просветить окрестную языческую тьму.

Такой варварский склад общественной жизни изменяется с принятием христианской

религии , с которою из Византии - самой образованной в те времена державы ,

перешли к нам как понятия юридические и государственные , так и начало

умственной и литературной деятельности. Принятие христианства было

переворотом , обновившим Русь и указавшим ей историческую дорогу.

Этот переворот совершен Владимиром , сыном воинственного Святослава ,

киевского князя и рабыни Малуши , ключницы его бабки княгини Ольги.

Святослав (отец Владимира), уезжая в Болгарию , разделил всё государство своё

на три части: старшему сыну Ярополку - отдал он Киев , второму - Олегу -

Землю Древлянскую , младшему - Владимиру - Новгород. От разделения Земли

русской предки наши сделались очень несчастливы : вместо одного государя было

у них три в одно время. После смерти Святослава между детьми его началось

междоусобие.

Первыми поссорились Ярополк с Олегом. Виноват в этом был старый воевода

Свенельд. В 975 году сын Свенельда , по имени Лют , вышел из Киева в лес на

охоту ; увидев его , Олег , князь древлянский , спросил у своих : «Кто это

такой?» Ему ответили : «Сын Свенельда» ; тогда Олег напал и убил Свенельдича

за то , что тот охотился с ним вместе в одном лесу. Отсюда пошла ненависть

между Ярополком и Олегом ; Свенельд , желая отомстить за сына , всё

подговаривал Ярополка : «Пойди на брата и отними у него владения». На третий

год Ярополк пошёл на Олега , в древлянскую землю. Князь киевский победил

древлянского. Когда Олег с воинами своими бежал в город Овручь , то на мосту

, перекинутом через ров к городским воротам , столпилось множество беглецов ,

и они столкнули нечаянно своего князя в глубокий ров. За ним упало туда

множество людей и лошадей. Олега раздавили насмерть. Между тем Ярополк вошёл

в город Олегов , захватил там всю власть и послал искать своего брата во рву.

С утра до полудни вытаскивали трупы изо рва : наконец нашли Олега на самом

дне , внесли во дворец и положили на ковёр. Ярополк , который хотя был

легковерен , но совсем не имел злого сердца. Когда пришёл , долго плакал над

Олегом , забыв , что он победитель. Олега погребли у города Овруча.

Владимир узнав , что Ярополк захватил Древлянскую землю и убил Олега ,

испугался и убежал со своим дядею Добрыней в Швецию. Ярополк скоро забыл о

своём сбежавшем брате , а в Новгород послал посадников.

После этого варяги сказали Владимиру : «Город то наш ; ведь мы его взяли , и

потому хотим брать окуп на гражданах , по две гривны с человека». Владимир

отвечал им : «Подождите немного , пока сберут деньги за месяц». Варяги ждали

, ждали - и ничего не получили ; тогда они сказали Владимиру : «Обманул ты

нас ; позволь нам по крайней мере идти в Грецию». Владимир отвечал :

«Ступайте». Потом выбрал из них мужей добрых , смышлёных и храбрых и роздал

им города ; другие же пошли в Царь-град , к грекам.Но Владимир ещё прежде них

послал сказать императору : «Идут к тебе варяги : не держи их в городе , а не

то наделают они тебе бед , какие и у нас здесь ; лучше разошли их по разным

местам , а сюда к нам не пускай ни одного».

С большой достоверностью можно принять вообще известие о том , что Владимир ,

будучи еще язычником , был повелителем большого пространства нынешней России

и старался как о распространении своих владений , так и об укреплении своей

власти над ними. Таким образом , он повелевал Новгородской землёю - берегами

рек : Волхова , Невы , Мсты , Луги , - землёю Белозерскою , землёю

Ростовскою , землёю Смоленскую в верховьях Днепра и Волги , землёю Полоцкою

на Двине , землёю Северскою на Десне и Семи , землёю полян , или Киевскою ,

землёю Древлянскою и , вероятно , также западною Волынью. Радимичи , жившие

на Сожи , и вятичи , жители берегов реки Оки и её притоков , хотели

отложиться от подданства и были укрощены. Владимир подчинил дани даже

отдельных ятвягов , полудикий народ , живший в лесах и болотах нынешней

Гродненской губернии. Не должно , однако , думать , чтобы это обладание имело

характер государственный : оно ограничивалось собиранием дани , где можно

было собирать её , и такое собирание имело вид грабежа. Сам Владимир

укрепился в Киеве с помощью скандинавов , называемых у нас варягами и раздал

им в управление города , откуда со своими вооруженными дружинами они могли

собирать дани с жителей.

После смерти Ярополка Владимир , 17-летний юноша начал княжить один в Киеве и

поставил себе на холме разных богов за княжеским двором : Перуна деревянного

с серебренной головой и золотыми усами , Хорса , Стрибога , Даждь-бога

(солнца) , Симаргла и Мокоша. Приносили им жертвы , называя богами своими ,

приводили сыновей и дочерей своих и приносили жертвы.«И осквернилась кровью

земля Русская и холм тот» (под 980 год). В благодарность богам за победу ,

одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву.

Старцы и бояре сказали : «Бросим жребий на мальчиков и девиц ; на кого падет

того и зарежем богам». В это время жил в Киеве один варяг ; двор его стоял

там , где теперь церковь св. Богородицы , построенная Владимиром ; варяг этот

пришёл из Греции , держал веру христианскую , и был у него сын прекрасный

лицом и душою ; на него то и пал жребий. Посланные от народа пришли к старому

варягу и сказали : «На твоего сына пал жребий ; боги выбрали его себе , чтоб

мы принесли его им в жертву». Варяг отвечал : «То не боги , а дерево ; ныне

есть , а завтра сгниёт ; ни едят , не пьют , ни говорят ; сделанные руками из

дерева ; бог же один , которому служат греки и кланяются ; он сотворил небо и

землю , звёзды и луну , и солнце , и человека и дал ему жить на земле ; а

эти боги что сотворили? Они сами сделаны руками человеческими ; не дам сына

своего бесам». Посланные пересказали слова варяга гражданам ;

тогда народ , взяв оружие , пошёл на варяга и разломал забор около его дома.

Варяг стоял на сенях с сыном ; ему кричали : «Отдай сына ; нам нужно принести

его в жертву богам». Он отвечал : «Если то в самом деле боги , то пусть

пошлют одного бога взять моего сына ; а вы из чего так хлопочете?» В народе

раздался яростный крик ; толпа бросилась , подрубили сени под обоими варягами

; и таким образом убили их , и никто не знает , где их похоронили.

Руководимый язычником Добрыней , которому , после великих успехов последних

лет , не мог не доверять , юный Владимир , естественно , поддался обаянию

власти , могущества , богатства и роскоши Киевского двора. Действительно , за

два года стать в 17-литнем возрасте из мальчика-эмигранта повелителем

огромной страны , от Балтийского моря до Черного , победителем могучих

князей Рогволода и Ярополка , обладателем многочисленных теремов и богатств

, народным героем , победившим иноземное влияние , - это ли не обстановка , в

которой юноша может увлечься своим счастьем и дать волю страстям ? К двум

своим жёнам , Олове и Рогнеде , он присоединяет красавицу вдову Ярополка.

От этих жён у него вскоре родится по сыну : от Оловы - Вышеслав , от Рогнеды

- Изяслав , от несчастной вдовы брата - Святополк , уже в самом рождении

которого лежит как бы печать его будущих злодеяний. Чешская княжна Мальфреда

и ещё одна чешка становятся его 4-ой и 5-ой жёнами. Огромные гаремы

появляются в местах его княжеских резиденций : по 200-300 женщин живет у него

в теремах в Белгороде , Вышгороде и Берестове. На ряду с теремною жизнью ,

князь любит пиры и веселья с дружиной. Широко льётся вино и громко славят

князя густеры ...

Не мало знает история примеров когда молодые государи , подпадая таким же

искушениям , погибали духовно и физически среди роскоши и разврата. Но

молодой князь не даёт себе изнежиться в Киевской роскоши. Почти непрерывно ,

один за другим следуют его победоносные походы.

Оба царя услыхав это сильно огорчились и отвечали : « Не прилично христианам

выдавать сестер своих за неверных , если крестишься , то и сестру нашу

получишь , а вместе с нею и царство небесное . а с нами будешь единоверник ;

если же не хочешь креститься , то не можем выдать за тебя сестры». Владимир

отвечал послам императорским : «Скажите царям , что я готов креститься ,

потому что и прежде испытал ваш закон , и мне нравится ваша вера и

богослужение».Цари , услыша это , обрадовались и послали ко Владимиру сестру

свою , именем Анну , которую насилу уговорили идти ; она села на корабль ,

простилась с родными и с плачем поплыла через море. Когда царевна Анна

прибыла в Корсунь. Владимир крестился , а после крещения обвенчался на Анне ,

и пошел с нею в Киев. Пришедши туда , он объявил чтобы все и бедные и богатые

крестились. Услыхав это люди шли с радостью , говоря : «Если б эта вера

была не хороша , то князь и бояре не приняли бы её». На другой день Владимир

вышел с духовенством на Днепр , куда собралось множество людей : все вошли в

воду и стояли в ней - одни по шею , другие по грудь , малолетние у берега ,

возрастные же дальше , и держали на руках младенцев , а священники читали

молитвы.

Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом

христианской любви , он не хотел даже казнить злодеев и хотя сначала

согласился было на увещание корсунских духовных , находившихся около него в

Киеве , но потом , с совета бояр и городских старцев , установил наказывать

преступников только денежною пенею - вирою , по старым обычаям , рассуждая

при этом ,что такого рода наказание будет способствовать умножению средств

для содержания войска.

Сохраняя племенную славянскую весёлость , Владимир примирял её с требованиями

христианского благочестия. Он любил пиры и празднества , но пировал не с

одними своими боярами , а хотел делиться своими утехами со всем народом - и с

старыми и малыми ;он отправлял пиршества преимущественно в большие

церковные праздники или по случаю освящения церквей.

Владимир деятельно занимался распространением веры , крестил народ по землям

, подвластным ему , строил церкви по тем местам , где прежде стояли кумиры ,

назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь Святого Василия на холме

, где прежде стоял Перун и где приносили жертвы , и церковь Богородицы , так

называемую Десятинную , названную так оттого , что князь назначил на

содержание этой церкви и духовенства её десятую часть княжеских доходов. Для

прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить

книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал

набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте.

Таким образом на Руси , какие-нибудь лет двадцать , возросло поколение

людей , по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко

шагнувших вперед от того состояния , в каком находились их родители ; эти

люди стали не только основателями христианского общества на Руси , но также

проводниками переходившей вместе с религиею образованности , борцами за

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты