Реферат: Крещение Руси
Святой Владимир.
Наша история о временах , предшествовавших принятию христианства , темна и
наполнена сказаниями , за которыми нельзя признать несомненной достоверности.
Этому причиною то , что наши первые летописцы писали не ранее второй половины
XI в. и о событиях , происходивших в их отечестве в IX и X веках , за
исключением немногих письменных греческих известий , не имели других
источников , кроме изустных народных преданий , которые , по своему свойству
, подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью можно сказать , что ,
подобно всем северным европейским народам , и русский только с христианством
получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской
и государственной жизни , - основы без которых , собственно , для народа нет
истории. С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была
населена народами племенами чудского и тюркского , а в западной половине
кроме народов литовского и чудского племени , примыкавшим своими поселениями
к балтийскому побережью , жили славяне под разными местными названиями ,
держась берегов рек : Западной Двины , Волхова , Днепра , Припяти , Сожи ,
Горыни , Стыри , Случи , Буга , Днестра , Сулы , Десны , Оки с их
притоками. Они жили небольшими общинами , которые имели своё средоточение в
городах - укрепленных пунктах защиты , народных собраний и управления.
Никаких установлений , связующих между собой племена и признаки
государственной жизни , не было. Славянорусские племена управлялись своими
князьями , вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя
, а потому часто были покоряемы. Религия их состояла в поклонении природе , в
признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней
природы , в поклонении солнцу , небу , воде , земле , ветру , деревьям ,
птицам , камням и т. п. и в разных баснях , верованиях , празднествах и
обрядах , создаваемых и учреждаемых на основании этого поклонения природе. Их
религиозные представления отчасти выражались в форме идолов , но у них не
было ни храмов , ни жрецов ; а потому их религия не могла иметь признаков
повсеместности и неизменяемости. Наиболее распространенная вера была -
язычество. Корнями своими славянское язычество уходит в слепую древность. В
его основании лежит некоторая духовная реальность. И хотя мы лишены
возможности непосредственного видения духовных источников , но все же можем
судить о них , памятуя слова господа : «По плодам их узнаете их».Плоды
язычества с его безнравственностью и жестокостью не оставляют сомнений в
богоборческой сущности того начала , которое стремится к воплощению через
многочисленные языческие культуры. И славянское язычество не было
исключением.
Древние славяне рассматривали мир как арену борьбы между добрым Белбогом и
злым Чернобогом. И тот , и другой требовали соответствующих жертв. Мнимая
самостоятельность злого начала служила оправданием его неизбежности , рождая
культурные формы славянского сатанизма , обретшие позднее свое законченное
воплощение в почитании Перуна - верховного божества языческого пантеона
дохристианской Руси.
Летописи IV века , рассказывая о столкновении славян с Византией , самым
мрачным образом изображают их жестокость. Пленных распинали , расстреливали
из луков , вбивали гвозди в черепа. Жгли монастыри и церкви , оставляя
после себя горы трупов и груды дымящихся развалин.
Столь же беспощадны были и семейные обычаи. У них были неясные представления
о существовании человека после смерти : загробный мир представлялся их
воображению продолжением настоящей жизни. Поэтому вместе с умершим воином на
погребальном костре сжигались и его жены (одна или несколько - славяне
признавали множество).Они чествовали умерших прародителей , считали их
покровителями и приносили им жертвы. Закон позволял умертвить новорожденную
дочь , если её рождение казалось излишним. В свою очередь , признавалось
право детей на убийство родителей, обременяющих семейство старостью или
болезнью. Междородовые распри передавались из поколения в поколение ,
подогреваемые обычаем кровной мести , удовлетворявшейся лишь смертью обидчика
или его потомков.
Справедливости ради надо сказать , что современные историки отмечали и
привлекательные черты славян , говоря , что они не знали ни хитрости , ни
обмана , хранили древнее простодушие и простоту нравов. С пленными ,
оставшимися в живых . наши предки обходились дружелюбно , назначая лишь
определенный срок их рабства , по истечению которого пленник мог , по выбору
, либо покинуть своих бывших хозяев , либо остаться с ними на равных правах ,
как вольный человек.
Свято соблюдаемый обычай гостеприимства делал славянские земли безопасными
для путешественников , и хозяин головой отвечал обществу за безопасность
гостя-чужеземца. Купцы тем охотнее посещали славян , что между последними не
было ни воров , ни разбойников , хотя выгодной торговли в славянских землях
ждать не приходилось - суровые войны не знали роскоши и не ценили золота.
Соответственно такому духовному развитию было состояние их житейской
умелости. Они умели строить себе деревянные жилища , укреплять их деревянными
стенами , рвами и земляными насыпями , делать ладьи и рыболовные снасти ,
возделывать землю , занимались скотоводством , умели прясть , ткать , шить
приготовлять кушанья и напитки : пиво , мёд , брагу , ковать металлы ,
обжигать глину на домашнюю посуду ; знали употребление веса, меры , монеты ;
имели свои музыкальные инструменты ; на войну выходили с метательными копьями
, стрелами и отчасти мечами. Все познания их переходили от поколения к
поколению очень медленно , но отношения с Византийской империею и отчасти с
арабским Востоком мало-помалу оказывали на русских славян образовательное
влияние. Из Византии заходило к ним христианство. В половине XI века киевские
князья Аскольд и Дир , собрав дружину , на двухстах ладьях по Днепру вышли
в Черное море , опустошили на своём пути побережье и осадили Константинополь.
Нападение оказалось неожиданным и стремительным. Императора Михаила III в
столице не было - он возглавлял армию в войне с мусульманами и , несмотря на
все старания , даже вернувшись в город , не мог организовать надежную
оборону. Царьград спасся чудом. После молебна патриарх Фотий погрузил в море
одну из главных святынь города - ризу Божией Матери , хранившуюся во
Влахернской церкви. Налетевший после этого шторм разметал корабли русов ,
уничтожив большую часть флота и сделав дальнейшую осаду невозможной.
Пораженные князья прислали в Константинополь посольство с просьбой о
крещении. Это было первое , «Аскольдово» крещение Руси.
Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград , в южных русских
областях святой Кирилл , просветитель славян , крестил двести семейств , у
которых нашёл Евангелие и Псалтырь своего же перевода. Для обращенных был
послан митрополит Михаил , крестивший все племя во главе со старейшинами. И
этому крещению предшествовало чудо - брошенное по требованию язычников в
костер Евангелие не сгорело. Но и это крещение Руси не оказало влияния на её
судьбу. Очаг православия на юге земли Русской со временем то ли угас , то ли
оказался столь слабым , что не смог просветить окрестную языческую тьму.
Такой варварский склад общественной жизни изменяется с принятием христианской
религии , с которою из Византии - самой образованной в те времена державы ,
перешли к нам как понятия юридические и государственные , так и начало
умственной и литературной деятельности. Принятие христианства было
переворотом , обновившим Русь и указавшим ей историческую дорогу.
Этот переворот совершен Владимиром , сыном воинственного Святослава ,
киевского князя и рабыни Малуши , ключницы его бабки княгини Ольги.
Святослав (отец Владимира), уезжая в Болгарию , разделил всё государство своё
на три части: старшему сыну Ярополку - отдал он Киев , второму - Олегу -
Землю Древлянскую , младшему - Владимиру - Новгород. От разделения Земли
русской предки наши сделались очень несчастливы : вместо одного государя было
у них три в одно время. После смерти Святослава между детьми его началось
междоусобие.
Первыми поссорились Ярополк с Олегом. Виноват в этом был старый воевода
Свенельд. В 975 году сын Свенельда , по имени Лют , вышел из Киева в лес на
охоту ; увидев его , Олег , князь древлянский , спросил у своих : «Кто это
такой?» Ему ответили : «Сын Свенельда» ; тогда Олег напал и убил Свенельдича
за то , что тот охотился с ним вместе в одном лесу. Отсюда пошла ненависть
между Ярополком и Олегом ; Свенельд , желая отомстить за сына , всё
подговаривал Ярополка : «Пойди на брата и отними у него владения». На третий
год Ярополк пошёл на Олега , в древлянскую землю. Князь киевский победил
древлянского. Когда Олег с воинами своими бежал в город Овручь , то на мосту
, перекинутом через ров к городским воротам , столпилось множество беглецов ,
и они столкнули нечаянно своего князя в глубокий ров. За ним упало туда
множество людей и лошадей. Олега раздавили насмерть. Между тем Ярополк вошёл
в город Олегов , захватил там всю власть и послал искать своего брата во рву.
С утра до полудни вытаскивали трупы изо рва : наконец нашли Олега на самом
дне , внесли во дворец и положили на ковёр. Ярополк , который хотя был
легковерен , но совсем не имел злого сердца. Когда пришёл , долго плакал над
Олегом , забыв , что он победитель. Олега погребли у города Овруча.
Владимир узнав , что Ярополк захватил Древлянскую землю и убил Олега ,
испугался и убежал со своим дядею Добрыней в Швецию. Ярополк скоро забыл о
своём сбежавшем брате , а в Новгород послал посадников.
После этого варяги сказали Владимиру : «Город то наш ; ведь мы его взяли , и
потому хотим брать окуп на гражданах , по две гривны с человека». Владимир
отвечал им : «Подождите немного , пока сберут деньги за месяц». Варяги ждали
, ждали - и ничего не получили ; тогда они сказали Владимиру : «Обманул ты
нас ; позволь нам по крайней мере идти в Грецию». Владимир отвечал :
«Ступайте». Потом выбрал из них мужей добрых , смышлёных и храбрых и роздал
им города ; другие же пошли в Царь-град , к грекам.Но Владимир ещё прежде них
послал сказать императору : «Идут к тебе варяги : не держи их в городе , а не
то наделают они тебе бед , какие и у нас здесь ; лучше разошли их по разным
местам , а сюда к нам не пускай ни одного».
С большой достоверностью можно принять вообще известие о том , что Владимир ,
будучи еще язычником , был повелителем большого пространства нынешней России
и старался как о распространении своих владений , так и об укреплении своей
власти над ними. Таким образом , он повелевал Новгородской землёю - берегами
рек : Волхова , Невы , Мсты , Луги , - землёю Белозерскою , землёю
Ростовскою , землёю Смоленскую в верховьях Днепра и Волги , землёю Полоцкою
на Двине , землёю Северскою на Десне и Семи , землёю полян , или Киевскою ,
землёю Древлянскою и , вероятно , также западною Волынью. Радимичи , жившие
на Сожи , и вятичи , жители берегов реки Оки и её притоков , хотели
отложиться от подданства и были укрощены. Владимир подчинил дани даже
отдельных ятвягов , полудикий народ , живший в лесах и болотах нынешней
Гродненской губернии. Не должно , однако , думать , чтобы это обладание имело
характер государственный : оно ограничивалось собиранием дани , где можно
было собирать её , и такое собирание имело вид грабежа. Сам Владимир
укрепился в Киеве с помощью скандинавов , называемых у нас варягами и раздал
им в управление города , откуда со своими вооруженными дружинами они могли
собирать дани с жителей.
После смерти Ярополка Владимир , 17-летний юноша начал княжить один в Киеве и
поставил себе на холме разных богов за княжеским двором : Перуна деревянного
с серебренной головой и золотыми усами , Хорса , Стрибога , Даждь-бога
(солнца) , Симаргла и Мокоша. Приносили им жертвы , называя богами своими ,
приводили сыновей и дочерей своих и приносили жертвы.«И осквернилась кровью
земля Русская и холм тот» (под 980 год). В благодарность богам за победу ,
одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву.
Старцы и бояре сказали : «Бросим жребий на мальчиков и девиц ; на кого падет
того и зарежем богам». В это время жил в Киеве один варяг ; двор его стоял
там , где теперь церковь св. Богородицы , построенная Владимиром ; варяг этот
пришёл из Греции , держал веру христианскую , и был у него сын прекрасный
лицом и душою ; на него то и пал жребий. Посланные от народа пришли к старому
варягу и сказали : «На твоего сына пал жребий ; боги выбрали его себе , чтоб
мы принесли его им в жертву». Варяг отвечал : «То не боги , а дерево ; ныне
есть , а завтра сгниёт ; ни едят , не пьют , ни говорят ; сделанные руками из
дерева ; бог же один , которому служат греки и кланяются ; он сотворил небо и
землю , звёзды и луну , и солнце , и человека и дал ему жить на земле ; а
эти боги что сотворили? Они сами сделаны руками человеческими ; не дам сына
своего бесам». Посланные пересказали слова варяга гражданам ;
тогда народ , взяв оружие , пошёл на варяга и разломал забор около его дома.
Варяг стоял на сенях с сыном ; ему кричали : «Отдай сына ; нам нужно принести
его в жертву богам». Он отвечал : «Если то в самом деле боги , то пусть
пошлют одного бога взять моего сына ; а вы из чего так хлопочете?» В народе
раздался яростный крик ; толпа бросилась , подрубили сени под обоими варягами
; и таким образом убили их , и никто не знает , где их похоронили.
Руководимый язычником Добрыней , которому , после великих успехов последних
лет , не мог не доверять , юный Владимир , естественно , поддался обаянию
власти , могущества , богатства и роскоши Киевского двора. Действительно , за
два года стать в 17-литнем возрасте из мальчика-эмигранта повелителем
огромной страны , от Балтийского моря до Черного , победителем могучих
князей Рогволода и Ярополка , обладателем многочисленных теремов и богатств
, народным героем , победившим иноземное влияние , - это ли не обстановка , в
которой юноша может увлечься своим счастьем и дать волю страстям ? К двум
своим жёнам , Олове и Рогнеде , он присоединяет красавицу вдову Ярополка.
От этих жён у него вскоре родится по сыну : от Оловы - Вышеслав , от Рогнеды
- Изяслав , от несчастной вдовы брата - Святополк , уже в самом рождении
которого лежит как бы печать его будущих злодеяний. Чешская княжна Мальфреда
и ещё одна чешка становятся его 4-ой и 5-ой жёнами. Огромные гаремы
появляются в местах его княжеских резиденций : по 200-300 женщин живет у него
в теремах в Белгороде , Вышгороде и Берестове. На ряду с теремною жизнью ,
князь любит пиры и веселья с дружиной. Широко льётся вино и громко славят
князя густеры ...
Не мало знает история примеров когда молодые государи , подпадая таким же
искушениям , погибали духовно и физически среди роскоши и разврата. Но
молодой князь не даёт себе изнежиться в Киевской роскоши. Почти непрерывно ,
один за другим следуют его победоносные походы.
Оба царя услыхав это сильно огорчились и отвечали : « Не прилично христианам
выдавать сестер своих за неверных , если крестишься , то и сестру нашу
получишь , а вместе с нею и царство небесное . а с нами будешь единоверник ;
если же не хочешь креститься , то не можем выдать за тебя сестры». Владимир
отвечал послам императорским : «Скажите царям , что я готов креститься ,
потому что и прежде испытал ваш закон , и мне нравится ваша вера и
богослужение».Цари , услыша это , обрадовались и послали ко Владимиру сестру
свою , именем Анну , которую насилу уговорили идти ; она села на корабль ,
простилась с родными и с плачем поплыла через море. Когда царевна Анна
прибыла в Корсунь. Владимир крестился , а после крещения обвенчался на Анне ,
и пошел с нею в Киев. Пришедши туда , он объявил чтобы все и бедные и богатые
крестились. Услыхав это люди шли с радостью , говоря : «Если б эта вера
была не хороша , то князь и бояре не приняли бы её». На другой день Владимир
вышел с духовенством на Днепр , куда собралось множество людей : все вошли в
воду и стояли в ней - одни по шею , другие по грудь , малолетние у берега ,
возрастные же дальше , и держали на руках младенцев , а священники читали
молитвы.
Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом
христианской любви , он не хотел даже казнить злодеев и хотя сначала
согласился было на увещание корсунских духовных , находившихся около него в
Киеве , но потом , с совета бояр и городских старцев , установил наказывать
преступников только денежною пенею - вирою , по старым обычаям , рассуждая
при этом ,что такого рода наказание будет способствовать умножению средств
для содержания войска.
Сохраняя племенную славянскую весёлость , Владимир примирял её с требованиями
христианского благочестия. Он любил пиры и празднества , но пировал не с
одними своими боярами , а хотел делиться своими утехами со всем народом - и с
старыми и малыми ;он отправлял пиршества преимущественно в большие
церковные праздники или по случаю освящения церквей.
Владимир деятельно занимался распространением веры , крестил народ по землям
, подвластным ему , строил церкви по тем местам , где прежде стояли кумиры ,
назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь Святого Василия на холме
, где прежде стоял Перун и где приносили жертвы , и церковь Богородицы , так
называемую Десятинную , названную так оттого , что князь назначил на
содержание этой церкви и духовенства её десятую часть княжеских доходов. Для
прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить
книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал
набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте.
Таким образом на Руси , какие-нибудь лет двадцать , возросло поколение
людей , по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко
шагнувших вперед от того состояния , в каком находились их родители ; эти
люди стали не только основателями христианского общества на Руси , но также
проводниками переходившей вместе с религиею образованности , борцами за
Страницы: 1, 2