августа Ноги прекратил штурм. Неоценимую помощь войскам оказал артиллерийский
огонь с кораблей.
Первый штурм Порт-Артур окончился полным поражением японцев. Они переоценили
свои возможности и не приняли в расчет мужество и героизм русского солдата.
Провал ускоренной атаки крепости показал невысокий уровень японского военного
искусства. Моральное состояние большинства японских солдат было подавленным,
в бой шли без энтузиазма. Августовские бои под Порт-Артуром были первым
успехом русского оружия на всем театре войны. Японцы понесли огромные потери
и вынуждены были перейти к долговременной осаде крепости. Это сильно спутало
все их планы.
Второй штурм Порт-Артура.
Укрепления Порт-Артура к первой половине сентября значительно усилились.
Использовав передышку (Куропаткин — Ляолянское сражение) артурцы восстановили
разрушенные укрепления и привели в порядок артиллерию. К 19 сентября, кроме
корабельной артиллерии, крепость имела 120 батарей.
Армия Ноги получила также подкрепление. Штурм начался обстрелом позиций на
направлении редутов и гор: Длинной и Высокой; Длинная пала потому, что была
слабо поддержана артиллерией крепости. Совершенно иной характер носили бои у
Высокой горы. Ее значение было очень велико. Стремление японцев захватить
Высокую с 19 по 22 сентября не осуществилось. Дальнейшие атаки могли
совершенно обескровить осадную армию, поэтому из Токио последовал приказ
прекратить бои и ждать тяжелую осадную артиллерию. На этом закончился второй
штурм крепости. Только у Высокой японцы потеряли более 6 тыс. человек. После
штурма эту гору, и не только ее, стали усиленно оборудовать снятым
вооружением с кораблей. Потеря этой горы грозила флоту полным уничтожением.
Оборона и падение Порт-Артура.
В течение сентября японские саперы рыли землю день и ночь, подводя сапы к
фортам и укреплениям Порт-Артура. Особенно интенсивно велись работы в районе
редутов №1 и 2, форта №3 и капонира №3. 1 октября осадная артиллерия впервые
применила 11-дюймовые гаубицы, снаряды которых пробивали бетонные своду
фортов и стены казематов. С этого дня дни Порт-Артура были сочтены. Новый
штурм направлялся на форт №2 и китайскую стенку. Но был успешно для наших
войск отбит. После очередного безрезультатного штурма Ноги решил прекратить
дальнейшие атаки на широком (Восточном) фронте и бросить все силы на захват
горы Высокой. 27 ноября начался ожесточенный штурм горы. Солдаты противника,
не считаясь с потерями бросались вперед. Вскоре японцы заняли левофланговый
редут на вершине горы, но были сброшены вниз. Гора несколько раз переходила
из рук в руки, и 6 декабря японцы полностью овладели горой. Буквально за
следующий день вся эскадра была попросту расстреляна, за исключением
броненосца “Севастополь”, который, по инициативе командира Эссена ночью
вышел из гавани и укрылся в бухте Белый Волк.
15 декабря от прямого попадания в каземат вражеского снаряда погиб выдающийся
организатор, фактический руководитель, душа обороны — Р. И. Кондратенко. Со
смертью Кондратенко началась подготовка к капитуляции крепости. Начальником
сухопутной обороны Стессель назначил своего единомышленника Фока. Его
деятельность сводилась к тому, чтобы ускорить падение крепости. Стессель
понимал, что капитулировать невозможно, пока солдаты защищаются и противнику
не удалось овладеть ни одним долговременным укреплением. Поэтому, когда пал
форт № III Стессель решил, что наступил момент открыто заявить о капитуляции.
На собранном военном совете он не поставил вопрос прямо: сдавать крепость или
продолжать оборону, но офицеры поняли, что их собрали именно для этого.
Большинство, выражая интересы гарнизона, высказалось за дальнейшую борьбу.
Капитулянты же никакой поддержкой в действующих войсках не пользовались.
Предатели держали власть в своих руках и действовали замаскировано. Царю была
отправлена телеграмма, в которой сообщалось о том, что в гарнизоне цинга и
другие болезни, людей нет, оружия нет. Стессель не имел права посылать эту
телеграмму, так как она противоречила решению совета и извращала факты.
Настало 1 января 1905 года — 156 день обороны Порт-Артура, и, хотя, на
позициях шли упорные бои, генерал Стессель в это время совершал акт измены —
отправлял парламентера к генералу Ноги. Об этом знал Фок.
Ночью русские оставили первую линию обороны. Вечером с Золотой горы были
поданы условные сигналы для уничтожения кораблей.
Матросы, часть офицеров и солдаты, не желавшие увеличить трофеи японцев,
несмотря на приказы Стесселя, приводили в негодность вооружение, топили
винтовки, взрывали снаряды и т.д.
Чтобы затруднить вход в гавань японским кораблям, на фарватере были затоплены
два корабля.
В ночь на 2 января многострадальный Порт-Артур и его окрестности были
охвачены сильным пожаром. Для спасения полковых знамен, секретных документов,
разных реликвий и ценностей армии и флота был выделен миноносец “Статный”.
Ночь на 2 января выдалась пасмурной, дул ветер. “Статный”, встретившись на
море с японцами, искусно маневрируя, обманул их и благополучно достиг
китайского порта Чифу. Без особых усилий прорвали блокаду миноносцы “Смелый”,
“Властный”, “Сердитый”, “Бойкий” и несколько минных и паровых катеров. Ни
один из них не погиб и не был захвачен противником. С успехом могли
прорваться и другие корабли, но предатели уготовили им иную участь.
Впоследствии большинство судов, затопленных в гавани, японцы подняли из воды
и, отремонтировав, ввели в строй своего флота.
2 января 1905 года Порт-Артур пал. Крепость была сдана неприятелю
преждевременно. Еще держали оборону боеспособные части, могли стрелять 610
орудий (из них 284 морских), имелось 207 855 снарядов (не хватало крупного
калибра — их уничтожили артиллеристы), не ощущалось острой нужды в хлебе и
сухарях, наконец, было для убоя 2944 лошади; после капитуляции осталось до 50
тыс. пудов муки и много другого продовольствия. Из 59 укрепленных узлов
крепости было потеряно не больше 20. Еще можно было сражаться, сковывая у
Порт-Артура истекавшую кровью стотысячную армию Ноги (по данным иностранной
прессы, в армии Ноги в ноябре-декабре состояло на довольствии 136 тыс.
человек, из них боевого состава до 90 тыс.).
Весть о капитуляции Порт-Артура облетела весь мир. Никто не мог поверить, что
столь блистательная оборона русской армии закончилась так бесславно. Военный
удар был непоправим. Был решен вопрос о преобладании на море — главный и
коренной вопрос настоящей войны.
Порт-Артур пал на 157-й день после его тесного обложения и на 329-й день
после начала войны. Русские солдаты и матросы, оборонявшие крепость, проявили
стойкость и невиданное упорство, приковав к себе стотысячную армию японцев и
почти весь их флот. Длительная героическая оборона Порт-Артура дала полную
возможность Куропаткину сосредоточить в Маньчжурии большие силы, чем у врага.
Заключение.
Оборона Порт-Артура подтвердила, что приморская крепость должна быть
одинаково защищена от нападения противника, как с суши, так и с моря.
Существенное значение при падении крепости имели стратегические ошибки в
плане войны, материальная неподготовленность к длительной обороне,
бездарность и предательство командования.
Между армией и флотом не было достаточно тесного взаимодействия. Во
взаимоотношениях между морским и сухопутным командованием царила полная
неразбериха. Приморская крепость, вместо того чтобы подчиняться командующему
Тихоокеанским флотом, была подчинена командующему Маньчжурской армии, хотя
прямой связи с ней не имела и только косвенно оказывала ей содействие,
отвлекала на себя часть неприятельских сухопутных сил.
Несмотря на упорную оборону, Порт-Артур как приморская крепость не обеспечил
флоту безопасность. Флот же в свою очередь из-за бездарности руководителей не
сумел завоевать господство на море, а позднее прорвать блокаду японцев и
отдал все свои ресурсы для обороны военно-морской базы, значительно удлинив
этим сроки ее сопротивления.
Руководители армии и флота не поняли значения флота в происходившей войне.
Они забыли, что основные боевые силы флота предназначаются не для обороны
баз, а для борьбы с врагом главным образом на море.
Порт-Артур стоил противнику колоссальных жертв. Действовавшая на Квантунском
полуострове японская армия, начиная с высадки в Бицзыво и до конца осады,
потеряла убитыми, ранеными и выбывшими из строя свыше 110 тыс. человек, из
них до 10 тыс. офицеров.
Потери противника на море по приблизительным подсчетам равны 5 тыс. матросов
и офицеров, из них до двух тысяч убитыми и утонувшими. Кроме того, японцы
безвозвратно потеряли 21 боевой корабль и много вспомогательных судов.
Немалый урон понесли и русские. По данным главного хирурга 3-го Сибирского
корпуса Б. Гюббенета, из 41938 человек, составлявших гарнизон крепости с мая
по декабрь, погибло 9578 офицеров и солдат. Из 11028 моряков, составляющих
команды кораблей и береговых частей, выбыли из строя 7744, т.е. примерно 70%;
из них было убито 2939 (в том числе потери во Владивостоке и Владивостокском
отряде).
Список литературы
1. Васильев Л. С. "История Востока", Т.2: Москва, Высшая школа, 1994 год.
2. Горелов И. С., М. Н. Зуев, А. А. Чернодаев "История россии: Учебник для
вузов", М.: Высшая школа, 2001 год.
3. Боханов А. Н., Горинов В. П., Дмитриенко и др., М: "АСТ-ЛТД", 1997 год.
4. "История Военного Искусства России. Хрестоматия" М.: Воениздат, 1948 год.
Приложение №2.
Рост численности японской армии и русских войск на Дальнем Востоке.
Дата | Солдаты | Офицеры |
Японская армия
К 1 января 1894 года | 58446 | 2476 |
К 1 января 1904 года | 142663 | 8082 |
Русские войска
К 1 января 1895 года | 32716 | 1118 |
К 1 января 1904 года | 94586 | 3249 |
Приложение № 3.
Тактико-технические данные некоторых русских кораблей накануне
русско-японской войны.
Корабль | Год спуска | Водоизмещение | Скорость хода, узлы | Вооружение | Численность личного состава | |
Орудия | Торпедные аппараты | |||||
Эскадренные броненосцы
"Петро-павловск" | 1894 | 11354 | 17 | 4 – 305 мм 12 – 152 мм 12 – 47 мм 28 – 37 мм | 6 | 651 |
"Полтава" | 1894 | 10960 | 17 | То же | 6 | 651 |
"Севастополь" | 1895 | 11842 | 17 | » | 6 | 651 |
"Пересвет" | 1898 | 12674 | 18 | 4 – 254 мм 11 – 152 мм 20 – 75 мм 20 – 47 мм 8 – 37 мм | 5 | 778 |
"Ретвизан" | 1900 | 12902 | 18 | 4 – 305 мм 12 – 152 мм 20 – 75 мм 24 – 47 мм 8 – 37 мм | 6 | 778 |
"Победа" | 1900 | 12674 | 18 | 4 – 254 мм 9 – 152 мм 20 – 75 мм 20 – 47 мм 8 – 37 мм | 5 | 778 |
"Цесаревич" | 1901 | 12900 | 18 | 4 – 305 мм 12 – 152 мм 20 – 75 мм 20 – 47 мм | 4 | нет данных |
Крейсера I ранга
"Рюрик" | 1892 | 11690 | 18 | 4 – 203 мм 16 – 152 мм 6 – 120 мм | 6 | 719 |
"Россия" | 1896 | 13675 | 19 | 4 – 203 мм 6 –152 мм 12 – 75 мм 16 – 37 мм | 5 | 839 |
"Громобой" | 1899 | 13880 | 19 | 4 – 203 мм 16 – 152 мм 24 – 75 мм 12 – 47 мм 18 – 37 мм | 4 | 874 |
"Варяг" | 1899 | 6500 | 23 | 12 – 152 мм 12 – 75 мм 8 – 47 мм | 6 | 573 |
"Паллада" | 1899 | 6731 | 20 | 8 – 152 мм 24 – 75 мм 8 – 37 мм | 3 | 567 |
"Диана" | 1899 | 6731 | 20 | То же | 3 | 567 |
"Аскольд" | 1909 | 5905 | 23 | 12 - 152 мм 12 – 75 мм 8 – 47 мм | 6 | 573 |
Приложение № 4.
Тактико-технические данные некоторых японских кораблей.
Корабль | Год спуска | Водоизмещение | Скорость хода, узлы | Вооружение | Численность личного состава | |
Орудия | Торпедные аппараты | |||||
Эскадренные броненосцы
“Фудзи” | 1896 | 12649 | 18 | 4 – 305 мм 10 – 152 мм 16 – 75 мм 4 – 47 мм | 4 | 652 |
“Ясима” | 1896 | 12517 | 18 | То же | 4 | 652 |
“Сикисима” | 1898 | 14850 | 18 | 4 – 305 мм 14 – 152 мм 20 – 75 мм 12 – 47 мм | 4 | 791 |
“Хацусе” | 1899 | 15000 | 18 | То же | 4 | 830 |
“Асахи” | 1899 | 15200 | 18 | - || - | 4 | 791 |
“Микаса” | 1900 | 15352 | 18 | 4 - 305 мм 14 - 152 мм 20 - 75 мм 12 - 47 мм | 4 | 830 |
Крейсера
“Иватэ” | 1900 | 9800 | 21 | 4 - 203 мм 14 - 152 мм 20 - 75 мм 7 - 47 мм | 4 | 585 |
“Идзумо” | 1899 | 9800 | 21 | То же | 4 | 585 |
“Токива” | 1898 | 9755 | 21 | - || - | 5 | 553 |
“Асама” | 1899 | 9755 | 21 | - || - | 5 | 553 |
“Адзума” | 1899 | 9460 | 21 | 4 - 203 мм 12 - 152 мм 12 - 75 мм 7 - 47 мм | 5 | 948 |
“Якумо” | 1899 | 9800 | 20 | То же | 5 | 470 |
“Ниссин” | 1903 | 7583 | 20 | 4 -203 мм 14 - 152 мм 10 -76 мм | 4 | 525 |
“Кассуга” | 1902 | 7583 | 20 | 1- 254 мм 2 -203 мм 14 - 152 мм 10 - 76 мм 8 - 37 мм |