Реферат: Кронштадтская крепость в годы Великой Отечественной войны

на линкор «Октябрьская революция», стоявший на якоре у Петергофа.

Враг метил не только в корабли. Он хотел уничто­жить весь Кронштадт, в

особенности его артиллерию и Морской завод. На территории предприятия упало

16 бомб. Сильно пострадали механический и деревооб­делочный цехи, шлюпочная

мастерская. Погибло более 50 человек, в том числе начальник одного из цехов

С. А. Захаров. Превратились в развалины несколько жилых домов. Перестали

действовать водопроводная и электрическая станция.

Три большие бомбы разрушили приемный покой и терапевтическое отделение

Морского госпиталя. Из строя вышли пищеблок, теплоцентраль, водо- и

паро­провод, электрические линии, канализация. Погибли 53 человека, в том

числе 13 врачей, медсестер и дру­гих сотрудников госпиталя. 58 человек

получили ра­нения,

В тот ясный осенний день на Кронштадт было сброшено более 500 бомб.

22 сентября фашистские стервятники снова с рассвета до темноты вились над

городом. Получили повреждения миноносцы «Сильный» и «Грозящий». В Морской

завод попало 20 бомб. В гаванях и на улицах города разорвались первые

снаряды, выпущенные гит­леровцами с южного берега Невской губы.

Особенно тяжелым для Кронштадта и флота выпал день 23 сентября. Базу бомбили

272 пикирующих бом­бардировщика. Они шли с разных направлений, волна за

волной, сыпали бомбы на крепость, на гавани и рей­ды, на пирсы подводных

лодок, на позиции артилле­рийских батарей, на Морской завод, в доках которого

стояли поврежденные корабли...

На крейсер «Киров» «юнкерсы» сбросили 90 бомб. Две из них пробили палубу с

правого борта, на ко­рабле возник пожар. Однако экипаж флагмана КБФ

мужественно выдержал шесть «звездных» налетов противника, продолжая в то же

время обстрел дальних целей. Орудия главного калибра обрушили на них свыше

200 снарядов. Более 4 часов подряд успешно отражали воздушные атаки зенитчики

линкора «Ок­тябрьская революция». Все же одна бомба разорвалась на палубе. Но

матросы хладнокровно погасили пожар и уже в сумерках отразили последний

налет. Трагичнее сложилась судьба других кораблей. Сел на грунт лидер

«Минск», затонули подводная лодке «М-74», буксир и транспорт. Весь флот, весь

Кронштадт болезненно переживали тяжкие раны «Марата». Линкору оторвало

носовую часть до 2-й башни. Взрыв колос­сальной силы потряс гавань и осветил

заревом весь город. Столб пламени и черного дыма поднялся высо­ко в небо.

Погибли более 300 человек, в том числе командир корабля капитан 2-го ранга П.

К. Иванов и комиссар С. И. Чернышенко, многие рабочие Морско­го завода,

находившиеся в тот день на линкоре.

Кроме бомб захватчики сеяли над Котлином тучи листовок: «Сопротивляясь немецким

войскам, вы по­гибнете под развалинами, под ураганом немецких бомб и снарядов,

Мы сравняем Ленинград с землей, а Крон­штадт - с водой.».

[3] Фашисты надеялись устрашить со­ветских людей. Город-крепость отвечал

огнем всех калибров. На стволах зениток обугливалась краска. Подвиги бесстрашия

совершали летчики Г. Д. Костылев, Т. А. Усыченко, Н. К. Ткачев, А. Ф. Руденко,

С.И. Львов. Впятером они сражались с десятками «юнкерсов» и «фокке-вульфов» и

одерживали победы.

Налеты на Кронштадт дорого обошлись немецкой авиации. За три дня она потеряла

37 машин. Но одни вражеские самолеты, объятые пламенем падали в залив, другие

успевали нанести чувствительные удары. Ведь основные силы морской авиации

защищали Ле­нинград, а в районе Котлина дежурили всего 5—6 ист­ребителей,

отживших свой век «И-15» и «И-153». Только отвага балтийских асов делала эту

устаревшую технику грозной для врага, располагавшего более совер­шенными

машинами.

Командование сделало серьезные выводы из анали­за потерь, понесенных флотом и

Кронштадтом. На Котлин срочно перебазировали полк истребителей ПВО и зенитный

полк, Это сразу же сказалось на результатах боев. При очередном налете

воздушные пираты встре­тили сильный отпор. 27 сентября в воздушных боях над

Кронштадтом отличились летчики Т. И. Бондаренко, М. А, Ефимов, И. А. Каберов,

М. Г. Мартыщенко, А. Ф. Мясников, А. Ф. Руденко.

Правда, гитлеровцам удалось вывести из строя од­ну башню линкора «Октябрьская

революция» и нанести новые повреждения крейсеру «Аврора», в резуль­тате

которых команде пришлось открыть кингстоны и затопить трюмные отсеки, иначе

корабль мог опрокинуться. «Аврора» стала на ровный киль. Но эти эпизоды не

имели существенного значения. А потери фа­шистской авиации значительно

возросли.

С 29 сентября массовые налеты на Кронштадт пре­кратились. Операция фашистов,

в которой в общей сложности участвовало около 400 самолетов, успех не имела.

Еще раньше, 25 сентября, штаб группы армий «Се­вер» сообщил в Берлин, что

оставшимися силами про­должать наступление на Ленинград невозможно. Стратеги

третьего рейха официально признали крушение своих планов захватить город

Ленина с ходу. Впервые во второй мировой войне германские вооруженные силы

перешли к долговременной обороне. Это стало залогом полного их разгрома.

В том, что зловещие синие стрелы на немецких картах бессильно застыли на

подступах к Ленинграду, огромная заслуга и кронштадтцев. Ни один форт

крепости не замолчал, ни один орудийный расчет не дрогнул, Морская артиллерия

пригвоздила оккупантов к земле у ворот великого города революции, только в

сентябре подавила огонь 673 батарей врага, уничтожив более 100 пушек. В

основном благодаря главному калибру Красной Горки и Серой Лошади, других

фортов Кронштадта и кораблей советские войска сумели удержаться на Приморском

плацдарме - будущей стартовой площадке нашего наступления. Бессмертной

сла­вой покрыли себя летчики, зенитчики, команды кораблей, морские пехотинцы.

Особую роль сыграли матросские десанты, высаженные с целью упредить возможный

удар противника на опасном участке, постараться ликвидировать Петергофско-

стрельнинскую группировку немцев. Командующий фронтом Г. К. Жуков, по

существу, не отвел времени для подготовки десантов. 1 октября он отдал приказ

начальнику штаба КБФ контр-адмиралу Ю. Ф. Раллю, а в ночь на 3-е рота 6-й

бригады морской пехоты, занимавшей оборону в районе Урицка, была переправлена

на катерах и шлюпках к заводу «Пишмаш». 225 моряков высадились на берег тихо,

без потерь. Но и без артиллерийской подготовки: она, по мнению командования,

лишила бы десант преимуще­ства внезапности.

В ночь на 5 октября катера охраны водного района Кронштадта под командованием

капитана 2-го ранга И. Г. Святова высадили в Новом Петергофе сформированный

на Котлине отряд добровольцев с линкоров, крейсера «Аврора», из Учебного

отряда и Высшего военно-морского политического училища — 520 комму­нистов и

комсомольцев, самых надежных и крепких физически, вооруженных всем, что мог

дать флот. Командовали десантом участник гражданской войны пол­ковник А.Т.

Ворожилов и полковой комиссар Л.Ф. Петрухин.

Каждый день был подвигом.

Учебный год в кронштадтских школах начался с опозданием - 3 ноября, но потом

занятия продолжа­лись нормально, с той только разницей, что во время обстрела

уроки прерывались, школьники бежали по­могать старшим - переносили малышей из

яслей в бомбоубежища и сами оставались там. Пожилые учи­теля - молодежь ушла

на фронт - под землей, иног­да в темноте, вели занятия. В школьных программах

по указанию райкома партии появился новый пред­мет - агротехника.

Работники Кронштадтского райкома ВКП(б) и рай­исполкома понимали: ждать

доставки продовольствия, особенно свежих овощей, не приходится. Поэтому еще в

первые дни войны жители города стали разводить огороды. Работники Морского

госпиталя получили в загородном районе Котлина участок в 4 с половиной

гектара, очистили его от камней и засадили картофелем. Кроме того, разбили

грядки на каждом свободном клочке земли на территории госпиталя. И хотя

прямые медицинские обязанности отнимали почти все силы, за три года войны

вырастили 200 тонн овощей.

На острове оказалось мало пригодной для огородов земли. Сотни кроштадтцев

занялись овощеводством на южном берегу залива. Собирать урожай пришлось под

огнем. Его перевозили на виду у захватчиков, на шлюпках и плотах, не

отвлекая для этого плавучих средств крепости и флота. Собирали грибы, ягоды.

Руководители города создали несколько рыболовецких бригад. И Кронштадт не

только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже

помог ему. Из кронштадтских запасов до ледостава было перевезено более 3000

тонн продуктов. Помощь Кронштадта пришла в тяжелую пору, когда Ладожское

озеро начало замерзать, но ледовая Дорога жизни еще не действовала, и

ленинградцы получали самую скудную блокадную норму.

В гаванях Котлина лишенные маневра корабли превратились в малоподвижные

мишени. Они почти ежедневно подвергались интенсивному обстрелу. Военный совет

КБФ решил перевести большинство кораблей в Ленинград. В Кронштадте остались

только линкор «Марат», лидер «Минск», канонерские лодки «Волга и «Кама», а

также отряд охраны водного района под командованием капитана 2-го ранга И. Г.

Святого: 5 сторожевых кораблей, 18 тральщиков, катера разных типов. В начале

ноября в Ленинград переехали штаб политуправление и тыл флота. В связи с

этими переменами Кронштадтскую военно-морскую базу 21 октября 1941 года

преобразовали в крепость. Ее возглавил генерал-лейтенант А. Б. Елисеев (позже

– генерал-лейтенант И. С. Мушнов).

В связи с приближением зимы и новыми задачами, командование фронта и флота

провело перегруппировку сил. На островах и берегах Балтики советские воины

еще удерживали немало опорных пунктов: Моонзунд, Ханко, Бьёркский архипелаг,

Гогланд, Большой и Малый Тютерс... Их гарнизоны до конца выполнили свой долг.

В напряженной до предела обстановке было трудно обеспечивать бойцов всем

необходимым, под­держивать безопасность протяженных морских коммуникаций. Да

и силы балтийцев, распыленные на сотни километров, были теперь нужнее у стен

Ленинграда. Тем более что командование фронта решило вы­вести 8-ю армию с

Ораниенбаумского плацдарма в свой резерв.

Выполняя эту задачу, небольшие конвои кронштадт­ских судов под прикрытием

катеров-дымзавесчиков, артиллерии крепости и флота, морской авиации

пере­везли с 2 октября по 12 ноября в Ленинград 6 стрелковых дивизий,

управление и тылы армии. Для обороны плацдарма была создана Приморская группа

войск. В нее вошли уже находившиеся там части морской пехоты, гарнизоны

островов Выборгского залива, Гогландского сектора и Ханко.

Осенние перевозки продолжались с августа по де­кабрь 1941 года. В них

участвовали все исправные ко­рабли и суда Кронштадта. Они многократно

пересекали минные поля, выдержали вражеские артобстрелы и налеты авиации,

боролись со штормами и льдами. Несмотря на трудности и потери, моряки провели

опе­рацию блестяще. Эти дерзкие, мастерски организованные походы опрокинули

все представления о морской блокаде. Балтийцы спасли от верной гибели на

изоли­рованных участках фронта около 170 тысяч бойцов и командиров, дали им

возможность с оружием в руках стать на защиту города Ленина. Кроме того в

Крон­штадт, Ленинград и Ораниенбаум было доставлено большое количество

орудий, автомашин, тракторов и других оборонных грузов.

Первой военной зимой в руках Балтийского флота остались западнее Котлина только

три небольших острова: Сескар, Пенисари и Лавенсари. Немецкий контр-адмирал П.

Доннер писал: «Ленинград окружен; так же, как и при падении Ревеля, произойдет

катастрофа проклятого флота. Кронштадт с военными гаванями находится под

артиллерийским огнем и бомбами, многие русские корабли уже уничтожены, а к

остаткам флота все ближе продвигаются германские минные заграждения. Видимо,

скоро придет конец».[4]

Но балтийцы готовились не к концу, а к новым боям, губительным для врага.

Действительно, корабли не могли выйти в море. Самый короткий переход - из

Ленинграда в Кронштадт - превращался в сложную боевую операцию. Ее заранее

разрабатывали в штаб, обеспечивали огнем артиллерии, дымовыми завесами с

катеров, прикрытием авиации. Немецкие пушки в Лигове, Стрельне, Петергофе

били прямой наводкой даже по рыболовным баркасам, а зимой – по автомашине или

по человеку на льду залива. Но балтийцы верили: придет время, и они вырвутся

на морские просторы. Они вместе с ленинградскими и кронштадскими рабочими не

жалели сил, чтобы отремонтировать и усовершенствовать свои корабли,

В городе кончилось топливо, остановилась повреж­денная бомбами единственная

электростанция. Тогда райком организовал установку маленьких блок-стан­ций на

Морском заводе, хлебозаводе, водопроводной станции и других предприятиях. Для

них собрали по капле все остатки горючего, необходимого, чтобы пу­стить

движки. Для детей устроили новогодний празд­ник в Матросском клубе. Словно не

стоял рядом лю­тый враг, светилась огнями разноцветных свечей ук­рашенная

игрушками пахучая елка, Это было для ре­бят чудом, И еще большим чудом - обед

из трех блюд, вкусные подарки Деда Мороза. По решению райкома партии на

помощь ослабевшим людям пошли бытовые отряды. Создали два стационара, где за

де­сять дней усиленным питанием и заботой восстанавливали силы тем, у кого

они иссякали. В Морской госпиталь были направлены 30 добровольных санитарных

дружин.Город-крепость, осыпаемый бомбами и снарядами не отступал от своих

привычек. Всю войну ежедневно работала Центральная библиотека. Несмотря

трудности с топливом, в ней было тепло. Об этом же позаботился райком партии

– организовал разборку на дрова около ста деревянных домов разрушенных

бомбами и снарядами. Действовали баня и парикмахерская. Как до войны, в

клубах, на кораблях и портах выступали артисты — Клавдия Шульженко, Софья

Преображенская, Леонид Кострица. При Доме Флота (ныне Дом офицеров)

существовала постоянная труппа Ленинградского театра комедии и сатиры, давала

спектакли и концерты.

Осенью 1941 года политуправление флота создало группу писателей-моряков во

главе со старым балтийцем, автором сценария фильма «Мы из Кронштадта»

Всеволодом Вишневским. Он выступал по радио, пу­бликовал статьи и очерки,

работал над книгой об исто­рии Кронштадта. Александр Зонин поселялся па

линкоре «Октябрьская революция» и писал документальную повесть «Железные

дни». Всеволод Азаров со­здал много стихотворений о Балтике, Кронштадте,

ге­роях обороны Ленинграда, Николай Чуковский и Гри­горий Мирошниченко стали

летописцами подвигов морских летчиков, Владимир Рудный - гангутцев, Александр

Крон - подводников, Лев Успенский - артиллеристов, Петр Капица – катерников.

В Крон­штадте часто бывали Ольга Берггольц, Вера Инбер, Вера Кетлинская.

Вместе с военными литераторами они были постоянными авторами газет «Красный

Бал­тийский флот», «Огневой щит», «Крылья Балтики», Писатели редактировали

многотиражки кораблей и со­единений. О ратных делах балтийцев страна узнала

из очерков Николая Тихонова и Александра Фадеева.

Форты ведут огонь.

С 1942 года позиции вокруг Котлина заняли бойцы 4-й (260-й) отдельной бригады

морской пехоты.

В ночь на 1 февраля 1942 года от форта «П» в сторону врага вышли две пары

дозорных: матросы Вихров и Епихин, Зябков и Лукин. Шел густой снег. Близкий

берег, на котором засели оккупанты, терялся во мгле. Но враг оказался еще

ближе. По первой паре дозорных неожиданно открыли огонь около 20 фашистских

солдат, притаившихся в торосах. Лукин и Зябков, шедшие в другом направлении,

тоже натолкнулись на засаду. Лукин был ранен в ногу, но, лежа, истекая

кровью, повел, яростный огонь. На льду залива трещали автоматные очереди,

гремели взрывы гранат. Звуки боя донеслись до матроса Шиншикова,

находившегося в секрете. По его сигналу гарнизон форта изготовился к отпору.

Но враг не дошел до укрепления. Пост боевого охранения обратил его в бегстве.

В этом бою погибли младший сержант Н. Королев, матросы Н. Вихров и А. Епихин.

Двое дозорных были буквально изрешечены пулями, изрезаны ножами. Удар

финского ножа прошел сквозь комсомольский билет Н. Вихрова. Он погиб героем,

но остановил фа­шистов на подступах к городу-крепости.

Герою Советского Союза В. Д. Федорову тоже не­сколько раз приходилось на льду

Финского залива вступать в ожесточенную перестрелку с гитлеровца­ми. Ни один

вражеский солдат не прошел через ледо­вый рубеж обороны. Федоров и его

товарищи уходили в смелые рейды по тылам фашистов. Однажды добра­лись до

отдаленного острова за десятки километров от Кронштадта. Крохотный островок

буквально кишел фашистами. Каждую секунду балтийцев могли обна­ружить. Но они

трое суток находились на этом клоч­ке суши и доставили в штаб крепости важные

сведе­ния.

Ледовая оборона почти на 50-километровом фрон­те, фланги которого упирались в

Ораниенбаумский плацдарм и в район Сестрорецка, выдержала все ис­пытания. Это

дало возможность Кронштадтом развер­нуть подготовку флота к летней кампании,

усилить ремонт кораблей. Труженики Морского завода в самые грозные дни не

прекращали восстанавливать пострадав­шие в боях линкоры, минный заградитель

«Марти», эс­минец «Грозящий», лидер «Ленинград», другие корабли и суда.

Грянули морозы, доходившие до 40 с лишним граду­сов. Почти такая же

температура стояла в искалечен­ных цехах Морского завода. Половину рабочих

сва­лили голод, болезни. Умирали лучшие мастера. А враг все бил и бил по

заводским корпусам, по докам. На территории предприятия в 1941 году

взорвались 1241 снаряд и 31 бомба. И за то же время завод выполнил 1800

оперативных заданий командования флота и фронта.

По-своему готовился к открытию навигации про­тивник. Гитлер еще раз

потребовал от своих генералов, и адмиралов уничтожить корабли

Краснознаменного Балтийского флота. Фашистские военачальники раз­работали

операцию «Айсштосс» («Ледовый удар»). 0ни планировали потопить советские

корабли на их зимних стоянках. С 23 марта начались огневые налеты но

ко­раблям, судоремонтным заводам, складам, береговым батареям Ленинграда и

Кронштадта. Вечером 4 апреля одновременно с артобстрелом фашисты предприняли

массированную атаку с воздуха. С разных сторон на скованные толстым льдом

корабли налетели 190 само­летов. Однако к заранее намеченным целям прорвались

лишь 58 бомбардировщиков. Наши зенитчики и истре­бители сбили 18 машин. В

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты