Реферат: Конституционная монархия в Англии

Реферат: Конституционная монархия в Англии

Конституционная монархия в Англии.

Личная власть представителя индепендентов по сво­ей сути и форме не могла

обеспечить долговременные инте­ресы буржуазно-дворянской верхушки,

значительно укре­пившей свои позиции в ходе революции. Поскольку глав­ным

противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а

движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной

аристокра­тией в целях возвращения к "законной власти". Это нашло свое

выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюар­тов. Потеряв надежду на

активизацию роялистского подполья в Ан­глии, а также на военное вторжение в

Англию армий «дружествен­ных» держав Европы, Карл в переговорах с Монком

оказался более чем сговорчивым. По замыслу правящей группировки джентри и

бур­жуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать

незыблемость главных завоеваний рево­люции. 14 мая 1660 г. была опубликована

«Бредская де­кларация», в которой Карл обещал помилование участникам

граж­данской войны на стороне парламента (за исключением «царе­убийц»—лиц,

причастных к казни Карла I); признавал отмену так называемого рыцарского

держания, т. е. превращение феодальной собственности лендлордов почти в

полную буржуазную собственность, а также результаты распродажи земель

делинквентов; наконец, была обещана веротерпимость. Этот минимум завоеваний

вполне устраивал буржуазию и новое дворянство. И как следствие одним из

первых актов вновь собравшегося парламента — Конвента — было официальное

обращение к Карлу Стюарту с приглашением вернуться в Англию. 26 мая 1660 г.

Карл торжественно въехал в Уайтхолл и стал Карлом II, а Англия — монархией.

Однако это была уже не прежняя монархия, в которой власть короля считалась

«властью Божией милостью», это была монархия «милостью парламента». Однако

новая расстановка поли­тических сил в стране способствовала усилению

феодаль­ной реакции. Участники революции преследовались, орга­низации

пресвитериан и индепендентов были ликвидирова­ны. В то же время

восстанавливались англиканская цер­ковь, Тайный совет и другие

дореволюционные органы го­сударства (за исключением наиболее ненавистных

Звездной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.

Стремление Карла II и его преемника Якова II восста­новить абсолютизм, а

также симпатии монархов к католи­цизму вызвали широкое недовольство в стране.

Реставра­ция лишь ускорила распад традиционных форм, восстанов­ление которых

было заведомо обречено на неудачу.

Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников

короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические

группиров­ки. Представители придворной аристократии и часть джен­три,

ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию "тори".

Оппозиция — купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в

ходе ре­волюции, которых поддерживала промышленная буржуа­зия, — образовала

партию "вигов". Обе группировки были еще не оформлены в организационном

отношении; и виги, и тори в последующем прошли через целый ряд партийных

размежевании и переходов части их членов из одной груп­пировки в другую. Тем

не менее их политические взаимоот­ношения наложили значительный отпечаток на

дальнейшее развитие страны.

Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявле­ниями королевского произвола

стало принятие Акта о луч­шем обеспечении свободы подданного и о

предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Act) 1679 г. Закон был

призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками

оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил

процеду­ру получения судебного приказа о предварительной дос­тавке

арестованного лица в суд для решения вопроса о пре­бывании под стражей. Любой

подданный, задержанный за "уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключая

го­сударственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или

через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ "

Habeas Corpus ", адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении

которого находился арестованный. Получив при­каз " Habeas Corpus ", шериф или

тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд

с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об

аресте и выяснения мотивов задер­жания судье предписывалось освободить

арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд

в ближайшую сессию для рассмотрения дела, по су­ществу. Исключение составляли

случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по

закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано

за государственную измену или тяж­кое уголовное преступление, " Habeas

Corpus " не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи

пети­ции о разборе дела и освобождении на поруки.

Лицо, освобожденное по приказу " Habeas Corpus ", нельзя было вновь заключить

в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также

переводить задер­жанного из одной тюрьмы в другую и содержать без суда и

следствия в тюрьмах заморских владений Англии.

Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение

его предписаний: высокие штра­фы в пользу заключенного и освобождение от

должности.

Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значе­ние одного из основных

конституционных документов Анг­лии, содержащих ряд принципов справедливого и

демокра­тического правосудия: презумпции невиновности, соблюде­ния законности

при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с "надлежащей

судебной процедурой" и по месту совершения проступка. В то же время можно

отметить и историческую ограниченность этого закона. Во-пер­вых, ущемлялись

права лиц, обвиненных в тяжких уголов­ных преступлениях или соучастии в них.

Во-вторых, для ос­вобождения на поруки до суда требовался денежный залог,

сумма которого могла быть очень значительной. В-третьих, действие закона

могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно

происходило на практике.

Политика Стюартов, которая грозила обратным пере­распределением церковных

земель, захваченных буржуа­зией и джентри, привела к кратковременному

объедине­нию вигов и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г. с целью

замены Якова II более "удобным" монархом. Этот переворот получил название

"Славная революция". Она, по существу, завершила оформление компромисса между

фак­тически господствующей в важных сферах жизни общест­ва буржуазией и

официально правящей земельной аристо­кратией. Политическая власть в центре и

на местах остава­лась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен ,на

гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный

компромисс заложил основы проч­ного консенсуса между ведущими политическими

силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны,

который стал важнейшей чертой англий­ской политической культуры в XIX и XX

вв. Отныне разно­гласия между этими силами не должны были носить

"прин­ципиального" характера, способного нарушить такое согла­шение и

политическую стабильность в английском обществе.

Важнейшим политическим результатом такого компро­мисса стало утверждение в

Англии конституционной мо­нархии, получившей закрепление в двух актах

парламента:

Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.

Билль о правах определил положение парламента в системе государственных

органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и

финансо­вой политики, Билль провозгласил незаконным: 1) приоста­новление

действия законов или их исполнения без согласия парламента; 2) взимание налогов

и сборов в пользу короны без согласия парламента. Кроме того, содержать

постоян­ную армию в мирное время дозволялось только с его санк­ции. Билль

устанавливал свободу слова и прений в парла­менте, свободу выборов в парламент,

право обращения под­данных с петицией к королю. Он содержал специальное

указание о том, что парламент должен созываться достаточно час­то. Впоследствии

это положение было уточнено, и срок пол­номочий парламента был определен

сначала в 3 года, а за­тем — 7 лет.

Акт об устроении, именуемый также Законом о пре­столонаследии,

устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения

прерогатив законодатель­ной и исполнительной власти. Лица, вступившие на

англий­ский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Дальнейшее

ограничение королевской прерогативы выразилось в том, что судьи, назначаемые

короной, могли оставаться на своих постах, "пока ведут себя хорошо", и

отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы

уменьшить влияние короны на деятельность палаты, запрещалось совмещение

членства в палате общин с занятием должности королевского минист­ра (это

положение было вскоре отменено). Акт предусмот­рел правило, согласно которому

все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи

соот­ветствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с

согласия которых они приняты. Важным установ­лением было лишение короля права

помилования своих ми­нистров, осужденных парламентом в порядке импичмента.

Таким образом, на рубеже XVII—XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие

институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в

облас­ти законодательной власти, признание за парламентом ис­ключительного

права вотировать бюджет и определять во­енный контингент, а также принцип

несменяемости судей. Вместе с тем законодательство XVII—XVIII вв. не решило

окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал

сохраняться: не случайно государствен­ный строй Англии XVII—XVIII вв. обычно

определяется как дуалистическая монархия. Королевская прерогатива не была

по-прежнему законодательно определена. Король сохранял право абсолютного вето в

отношении законопроектов, про­шедших через парламент, безраздельное право на

форми­рование своего правительства и осуществление с его помо­щью своей

политики. Представление о триедином парла­менте (король и две палаты)

оставалось теоретически неиз­менным. Никакой ответственности перед парламентом

ко­роль не нес, как не несли политической ответственности ни

Правительство Его Величества, ни так называемый каби­нет, который

выделился из Тайного совета в составе колле­гии из 5—7 наиболее важных

министров-советников коро­ля.

Усиление промышленной буржуазии в результате про­мышленного переворота

середины XVIII — начала XIX в. обусловило ее стремление доминировать в

политическом союзе с джентри и финансовой аристократией, следствием чего была

дальнейшая модернизация политической систе­мы английского общества. Такая

модернизация, однако, осу­ществлялась медленно и постепенно, путем новых

компро­миссов, и сопровождалась эволюцией конституционной мо­нархии от

дуалистической к парламентарной, формирова­нием системы парламентаризма.

Развитие конституционной монархии. Становление "ответственного правительства.

Главными направления­ми эволюции британской монархии в течение XVIII в.,

за­ложившими основы британской модели парламентаризма, были дальнейшее

ограничение королевской власти и утвер­ждение новых принципов взаимоотношений

исполнитель­ной и законодательной власти — становление "ответствен­ного

правительства". Важнейшей особенностью этих изме­нений стало то, что они не

были, как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а

сложи­лись в процессе политической практики как результат со­перничества двух

партий за право формировать "правитель­ство его величества". Английская

конституция приобрела благодаря этому уникальную форму и не менее уникальное

содержание, ибо помимо таких источников, как акты пар­ламента и судебные

прецеденты, не менее, а порой и более важное значение приобрели выходящие за

рамки права и не подлежащие судебной защите конституционные обычаи

(соглашения), именуемые иначе "конвенциональными нор­мами".

Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался

фактически лишь в номинального главу исполнительной власти. Первые

прецеденты, способст­вующие этому, возникли уже в первые десятилетия XVIII

в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля

отвергать законы, принятые парламентом (аб­солютное вето), перестало

применяться с 1707 г. Король Ге­орг! (1714—1727), не знавший английского

языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важ­ные

политические последствия. Прежде всего такое "отчу­ждение" короля от кабинета

способствовало сосредоточе­нию функций по руководству кабинетом в руках его,

пре­мьер-министра. Кабинет стал действовать от имени "Его Ве­личества", но

практически самостоятельно. Положение мо­нарха в дальнейшем было определено

максимой, гласившей, что "король царствует, но не управляет". Правда, влияние

монарха на политику кабинета нередко бывало очень зна­чительным, а фактически

утраченные королем прерогати­вы юридически до сих пор остаются в его

распоряжении, и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII,

но и в XIX в. И все же это стало исключением, а не практикой, "резервом" на

случай чрезвычайной ситуации.

Параллельно с концентрацией названных прерогатив монарха в руках кабинета

решался вопрос об ответственно­сти исполнительной власти перед парламентом.

Теперь эта ответственность могла быть перенесена с короля на его ми­нистров.

Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и

парламента были акты 1705— 1707 гг. о должностях, которые, отменив

соответствующие положения Акта 1701 г., открыли министрам возможность

избираться в нижнюю палату парламента и тем самым пред­ставлять в ней

кабинет. В 1708—1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на

однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной

становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти,

не имея поддержки (доверия) боль­шинства в палате общин, и победившая на

выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а дру­гая

образовывала в парламенте организованную оппозицию и так называемый "теневой

кабинет". В конце XVIII в. на­чинают устанавливаться еще два важных правила.

В слу­чае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в

полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин

и назначить новые вы­боры.

Первый случай коллективной отставки кабинета имел место в 1782 г. из-за

проигрыша Британией войны с амери­канскими колониями, а первый роспуск нижней

палаты ка­бинетом — в 1784 г. Так возникла система взаимных сдержек палаты

общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать

политическую ситуацию как в пар­ламенте, так и в стране в целом и в случае

правительствен­ного кризиса принимать одно из двух решений.

Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сфор­мировались такие черты

будущей системы британского пар­ламентаризма, как "партийное правление" и

регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате

общин. Однако многие из этих черт еще не приобре­ли законченного выражения, а

роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма

зна­чительной. Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама

система формирования нижней па­латы парламента имела феодальный характер и

обеспечи­вала джентри командные посты в руководстве обществом. Унаследованная

от эпохи феодализма и восстановленная в период реставрации монархии система

представительства в парламенте позволяла многочисленным "гнилым местеч­кам" с

незначительным числом жителей посылать в палату, общин депутатов, фактически

назначавшихся местным ленд­лордом. В то же время крупные города, выросшие в

период промышленного переворота, вообще не имели своего пред­ставительства.

Активным избирательным правом со времен сословно-представительной монархии

обладали в графст­вах только фригольдеры с 40 шиллингами годового дохода. Что

же касается права быть избранным, то здесь имущест­венный ценз был неимоверно

высоким. По Акту 1710 г. пас­сивным избирательным правом наделялись лица,

которые имели от земельной (недвижимой) собственности доход, в размере 600 ф.

ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах. Изменить такую избирательную

систему были призваны избирательные реформы XIX в.

Избирательные реформы и дальнейшая эволюция фор­мы государства. Согласно

Акту о реформе 1832 г., принято­му по инициативе вигов, более 50 "гнилых

местечек" с насе­лением менее 2 тыс. жителей были лишены представитель­ства в

парламенте. Тридцати небольшим городам с населе­нием менее 4 тыс. жителей

разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам — двух

депута­тов вместо четырех. В итоге высвободились 143 депутатских места,

распределенные между новыми городскими и сель­скими округами. Были введены

новые цензы для избирате­лей. В графствах активным избирательным правом

наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст.,

а арендаторы— с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право

получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижи­мым

имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах

были уплата налога для бед­ных и проживание не менее 6 месяцев в данном

избира­тельном округе.

Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со

средневековой системой формирования высшего представительного органа — палаты

общин. Важ­нейшим политическим итогом реформы стало также полу­чение вигами

стабильного большинства в парламенте. В ком­промисс с аристократией была

вовлечена новая фракция — магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени

ис­тория английского законодательства представляет собой серию уступок

промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым

шагом в осущест­влении ее программы. Хотя избирательный корпус увели­чился

почти вдвое, правом голоса после реформы пользова­лось менее 5% всего

населения. Борьба за более демократи­ческую реформу избирательной системы

стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30—60-х

гг. XIX в.

Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределе­нием депутатских мест

предусмотрела дальнейшее расшире­ние избирательного корпуса, необходимое в

новых услови­ях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах

было распространено не только на собственников, но и на нанимателей

(арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в

год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза.

В период избирательных реформ 30—60-х гг. XIX в. произошла организационная

перестройка двух главных пар­тий. Виги окончательно стали партией

промышленной бур­жуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выра­жали

интересы преимущественно землевладельческой ари­стократии и финансовой

верхушки. Партии стали теперь называться "либеральная" и "консервативная". В

связи с введением порядка регистрации избирателей возникли пар­тийные

организации вне парламента "для содействия реги­страции". Была централизована

предвыборная деятельность

партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная

дисциплина голосования в парламенте. В 1867—1868 гг. был основан Национальный

союз консерва­торов, а в 1877 г. возникла Национальная федерация либе­ралов.

Поскольку организация выборов окончательно пере­шла от правительства к

партиям, принцип партийного прав­ления получил свое окончательное оформление,

так как вы­боры вели к смене кабинета.

Развитие парламентарной монархии сопровождалось пе­рестройкой аппарата

управления в центре и на местах, Прежние коронные должности были

преобразованы в ми­нистерские, хотя и сохранили старые названия. Так,

пре­мьер-министр официально именовался первым лордом ка­значейства и

руководил кабинетом и министерством фи­нансов. Лорд-канцлер возглавлял

судебную систему и пред­седательствовал в палате лордов. В конце XVIII в. в

Вели­кобритании оформились три главных министерства: внут­ренних дел,

иностранных дел и военное.

Реформы местного управления и суда. До 1835 г. в городах Англии сохранялась

старая система местного управ­ления, оформившаяся в средние века. В интересах

промыш­ленной буржуазии сразу же после первой избирательной реформы была

проведена и реформа городского самоуправ­ления. По закону 1835 г. управление

городом переходило к выборным городским советам. В выборах могли участвовать

все налогоплательщики — домохозяева и наниматели квар­тир обоего пола.

Городской совет избирал на один год мэра города. Муниципальная реформа,

однако, не затронула во­просы управления графствами, что означало очередной

ком­промисс с земельной аристократией, которая сохранила управление в

сельской местности в своих руках.

В XVIII—XIX вв. наряду с эволюцией формы правле­ния и политического режима

произошли изменения в госу­дарственном устройстве страны. После оформления

так на­зываемых уний с Шотландией (1707) и Ирландией (1801) английский

парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов.

Указанные регионы по­лучили определенное количество мест для своих депутатов

в британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохрани­ла собственную

правовую и судебную системы, а также пре­свитерианскую церковь. С 1801 г.

новое государственное образование получило название Соединенное Королевство

Великобритании и Ирландии.

Реформа местного управления, проведенная в Англии в 1835 г., изменила

управление только в городах, не затро­нув графств. Эту задачу выполнила

реформа 1888 г., зало­жив основы той системы местного управления, которая

со­хранялась в Англии в течение последующего столетия. Были созданы

однотипные представительные органы — советы — 'для городов и графств. При

этом вся прежняя система графств была пересмотрена, а наиболее крупные города

вы­делялись в самостоятельные графства. Советам графств были переданы

административные полномочия мировых судей. Управление на уровне приходов

реформа не изменила, но в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно-

приходские советы права рассматривать нецерковные дела. Для их решения в

приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать в крупных

населенных пунктах приходские советы. Созданная система органов

самоуправ­ления отличалась значительной самостоятельностью и от­сутствием

"административной опеки" со стороны централь­ной власти, что стало

характерной чертой английской мо­дели местного управления, отличающей ее от

континенталь­ной (французской). '

В конце XIX в. была проведена важная реформа су­дебной системы. Серией актов

1873—1876 гг. и 1880 г. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было

уп­разднено сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на

суды "общего права" и суды "справедливости". Новая структура высших судов

предусматривала использование процессуальных норм и той, и другой из

английских "ветвей" прецедентного права. Созданный вместо прежних центральных

судов Верхов­ный суд состоял из двух подразделений: Высокого суда, который в

свою очередь подразделялся на отделения (канцелярское, королевской скамьи и

др.), и Апелляционного суда по гражданским делам. Одновременно продолжали

существовать суды ассизов, формируемые из судей Вы­сокого суда, а также

низшие суды — четвертных сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные в

середине XIX в. для рассмотрения только гражданских дел. Особое место занимал

Центральный уголовный суд в Лондоне ("Олд Бейли"), который был судом ассизов

для Большого Лондона. В составе этого суда числились лорд-канцлер и мэр

Лондонского Сити.

Модернизация политической системы Великобритании в XIX в. завершилась, таким

образом, установлением доми­нирующего положения парламента во

взаимоотношениях с правительством и превращения парламента в орган,

оп­ределяющий текущую политику государства (вторая треть XIX — конец XIX в.).

Система ответственного правительст­ва стала основой "вестминстерской модели",

послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты