Реферат: Иван III - личность и политика

представителями другой линии потомков Дмитрия Донского.

В 1490 г. в возрасте 32 лет скончался сын и соправитель великого князя,

талантливый полко­водец Иван Иванович Молодой. Его смерть привела к долгому

династическому кризису, который омрачил последние годы жизни Ивана III. После

Ивана Ивановича остался малолетний сын Дмит­рий, представлявший старшую линию

потомков великого князя. Другим претендентом на престол был сын Ивана III от

второго брака, будущий государь всея Руси Василий III (1505—1533 гг.). За

обоими претендентами стояли ловкие и вли­ятельные женщины — вдова Ивана

Молодого валашская принцесса Елена Стефановна и вторая жена Ивана III,

византийская прин­цесса Софья Палеолог. Каждого из возможных наследников

поддержи­вали группировки придворной знати.

Выбор между сыном и внуком оказался для Ивана Ш делом крайне непростым, и он

несколько раз менял своё решение, стремясь отыскать такой вариант, который бы

не привёл к новой череде междуусобий после его смерти. Поначалу верх взяла

«партия» сторонников Дмитрия-внука, и он в 1498 г. был коронован по

неизвестному до того чину великокняжеского венчания, несколько на­поминавшему

обряд венчания на царство визан­тийских императоров. Юный Дмитрий был

про­возглашён соправителем деда. На плечи ему были возложены царственные

«бармы» (широкие оплечья с драгоценными камнями), а на голову — золотая

«шапка».

Однако торжество «великого князя всея Руси Дмитрия Ивановича» продолжалось

недолго. Уже в следующем году он и его мать Елена попали в опалу. А ещё через

три года за ними сомкнулись тяжёлые двери темницы. Такова была цена поражения

в династической борьбе. Новым наслед­ником престола стал княжич Василий.

Тор­жественного обряда венчания на этот раз не было — очевидно, чтобы не

будить воспоминаний о судьбе Дмитрия-внука.

Ивану III, как и многим другим великим политикам эпохи средневековья,

пришлось в очередной раз принести в жертву государственной надобности и свои

родственные чувства, и судьбы своих близких.

Между тем к великому князю незаметно подкрадывалась старость. За плечами у

него была долгая жизнь. Ему удалось завершить дело, завещанное отцом, дедом,

прадедом и их пред­шественниками, дело, в святость которого уверо­вал ещё

Иван Калита, — «собирание» Руси. Быстро прошла жизнь. Побед в ней было

больше, чем поражений. Но было ли в ней больше дней счастливых, чем тревожных

и горестных?.. Дали о себе знать и волнения последних лет. В июле 1503 г. он

начал «изнемогати тяжелой болезнью». Сказалась и смерть в апреле того же года

жены – Софии Палеолог. Судя по описаниям, у 63-летнего Ивана III

произошло кровоизлияние в мозг. 27 октября 1505 г. он умирает.

ЛИЧНОСТЬ ИВАНА III

Настало время задуматься о душе. Иван III, нередко круто обходившийся с

духовенством, был тем не менее глубоко набожен. Перед скорой встречей с

грозным Судией нужно было ещё раз вспомнить всю жизнь, покаяться в

совершённых грехах. Больной государь отправился на богомолье по монастырям. О

чём рассказывал он умудрённым старцам-монахам, что тревожило его совесть

более всего? Смерть брата? Или судьба внука? Кто знает... Поездка была

недолгой — как по­зволило здоровье. Посетив Троицу, Ростов, Яро­славль,

великий князь вернулся в Москву. В 1505 г. Иван III, «божиею милостию

государь всея Руси и великий князь Володимирский, и Москов­ский, и

Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и

Болгар­ский, и иных» умер. В старину, да и не только в старину,

государственные деятели нередко по­лучали в добавление к своим именам емкие

прозвища. Некоторые так и вошли с ними в историю — Семён Гордый, Дмитрий

Донской, Василий Тёмный. Были прозвища и у Ивана III. Его называли то

Грозным, то Державным, то Правосудом, то Горбатым. Но точнее всего роль этого

государя в русской истории выразило ещё одно его прозвище — Иван Великий.

Личность Ивана Великого была противоречива, как и время, в которое он жил. В

нём уже не было пылкости и удали первых московских князей, но за его

расчётливым прагматизмом ясно угадыва­лась высокая цель жизни. Он бывал

грозен и часто внушал ужас окружающим, но никогда не прояв­лял бездумной

жестокости и, как свидетельствовал один его современник, был «до людей

ласков», не гневался на мудрое слово, сказанное ему в упрёк. Он никогда не

торопился, но, поняв, что время действовать настало, действовал быстро и

реши­тельно. Мудрый и осмотрительный, Иван III умел ставить перед собой ясные

цели и достигать их.

Ивана III можно уверенно назвать выдающимся русским государственным деятелем,

проявившим незаурядные военные и дипломатические способности. Именно при нем

русские земли обрели единство, сбросили татаро-монгольское иго.

Иван был умелым политиком, патриотом и Руси, и ее столицы — Москвы. При нем

русские архитекторы и умельцы вместе с пригна­нными из Италии мастерами

начали перестройку Кремля, были воздвигнуты доныне поражающие гармонией и

красотой Успенский и Благовещенский соборы, заложен Архангельский, многие

светские дворцовые здания.

Глава могучего государства, Иван III к титулу великого князя и государя

прибавляет слова «всея Ру­си» (такие попытки делались и ранее, при Иване

Калите например, но амбиции тогда не подкреплялись реальной властью; теперь

же она была). И дело тут не в тщеславии рус­ского государя, а в престиже

России в делах международных.

И вот уже папа римский спешит укрепить дружеские связи католического мира с

православной Россией, представшей могучей и великой перед лицом изумленной

Ев­ропы. Ивану III предлагается рука православной христианки Зои Палеолог,

воспитывавшейся после взятия турками Константинополя в 1453 г. при дворе

римского папы. И на брак этот Иван III соглашается во имя престижа России.

Жена рус­ского государя получила при венчании имя Софьи. Брак это поднял

международный авторитет Ивана III.

Где с помощью брачной церемонии, где — оружием дипломатии, в коей был весьма

искусен, а где и мечем добивается Иван III все новых успехов во имя России.

Столь же успешной была и внутриполитическая деятельность Ивана III. По

воспоминаниям со­временников, был он грозен с под­данными, но мудр в делах

госу­дарственных. Склонностью своею добиваться успехов, говоря языком

летописи, «многаго совета ради с мудрыми и мужественными» со­ратниками своими

и «ничего не начинати без глубочайшего и мно­гаго совета» Иван III напоминает

Петра I.

Формально Иван III оставался великим князем. Однако ему удалось закрепить за

своими наследниками титул царя и самодержца. При нем вошел в практику

торжественный придворный церемониал.

Но это все — как бы внешний антураж царской власти. Для по­следующей судьбы

России куда важнее были другие нововведения Ивана III. Это и рост влияния

Боярской думы (Иван III «встречи», т. е. выражения непокорности, не терпел,

но с мнением бояр счи­тался, с Думой — советовался). Это и совершенствование

управле­ния государственными делами, сформировавшее фундамент нового аппарата

власти — приказов XVI в. Это и принятие в 1497 г. Судебника, создавшего новое

судопроизводство. Надо сказать, что ни Англия, ни Франция, ни Германия

общегосударственных законов, по­добных Судебнику Ивана III, тогда еще не

имели.

Разумеется, Иван III создавал Российскую державу как феодаль­ное, классовое

государство. Конечно же, будучи сыном своего жестокого века, он бывал жесток

(и прозвище Грозного тоже заслужил, однако, в похвальном смысле: грозный для

врагов.), бывал и ко­варен в отстаивании своих инте­ресов. Но обладал

замечательным качеством, ставящим его в ряд выдающихся государей тогдашней

Европы: когда надо было решать государственные дела, умел подниматься выше

личных интересов и предрассудков вре­мени. Его биографы, современники,

дворянские и буржуазные историки последующих веков, соотечествен­ники и

иноземцы отдавали должное радению государя всея Руси за интересы Отечества.

Так, отмечают, что он охотно использовал передовой опыт западноевропейской

науки и техники, поощряя эти занятия и в своей отчизне. Он приглашал в Россию

видных архитекторов, вра­чей, деятелей культуры, мастеров. Обладая тонким

знанием человече­ских характеров, он выдвигал из окружающей среды талантливых

полководцев, умных дипломатов, де­ловых администраторов, порою воп­реки

дворцовой интриге.

Один из лучших портретов Ивана III принадлежит Н. М. Ка­рамзину, обратимся к

нему. Итак, московский князь Иван III пробыл на великокняжеском престоле 43

года. В далеком 1462 г. он унас­ледовал от отца, Василия Темного, большое

Московское княже­ство, территория которого состав­ляла 400 тысяч квадратных

кило­метров.

А сыну своему княжичу Ва­силию Иван III оставил огромную державу, ее площадь

выросла в пять раз и превышала 2 миллиона квадратных километра.

На двадцать втором году жизни сделался Иван III государем.

«Но в лета пылкого юноше­ства он изъявлял осторожность, свойственную умам

зрелым, опыт­ным, а ему природную: ни в начале, ни после не любил дер­зкой

отважности; ждал случая, из­бирал время; не быстро устрем­лялся к цели, но

двигался к ней размеренными шагами, опасаясь равно и легкомысленной

горячно­сти, и несправедливости, уважая общее мнение и правила века.

Назначенный судьбою восстановить единодержавие в России, он не вдруг

предпринял сие великое дело и не считал всех средств дозво­ленными»

Но не будем идеализировать Ивана III, был он достаточно противоречив. Что

ж... Был он сыном своего времени, нес в себе все его черты. Как верховный

правитель феодального государства он действительно немало сделал для того,

чтобы уже в обозримом будущем поднялось и окрепло, стало первым сословием

государства рус­ское дворянство. Как полководец, воевал с себе подобными

средне­вековыми правителями. Но воевал не ради грабежа, не за присоеди­нение

чужих владений, а за воз­вращение в российское лоно земель древней Киевской

державы. Под знаком этой борьбы и прошел почти полувековой срок его княжения.

Также он, по наблюдению историков, умел превращать военные про­блемы в

дипломатические, владея обоими этими искусствами — во­енным и дипломатическим

— в равной мере.

«Иоанн, рожденный и воспи­танный данником степной Орды... без учения, без

наставлений, ру­ководствуемый только природным умом, дал себе мудрые правила

в политике внешней и внутренней: силою и хитростию восстановляя свободу и

целость России, губя царство Батыево, тесня, обрывая Литву, сокрушая

вольность новго­родскую, захватывая уделы, рас­ширяя владения московские до

пу­стынь сибирских и норвежской Лапландии, изобрел благоразумней­шую, на

дальновидной умеренности основанную для нас систему войны и мира, которой его

преемники долженствовали единственно следо­вать постоянно, чтобы утвердить

величие государства. Бракосочета­нием с Софиею обратив на себя внимание

держав, раздрав завесу между Европою и нами, с любо­пытством обозревая

престолы и цар­ства, не хотел мешаться в дела чуждые: принимал союзы, но с

условием ясной пользы для России; искал орудий для собственных за­мыслов и не

служил никому орудием, действуя всегда, как свойст­венно великому, хитрому

монарху, не имеющему никаких страстей в политике, кроме добродетельной любви

к прочному благу своего народа. Следствием было то, что Россия, как держава

независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы,

спо­койная внутри, и не боясь врагов внешних».

Чрезмерно благостная картина? Идеальный образ правителя?

Излишняя восторженность в создании образа Ивана III замеча­ется и самим

историком. И спустя несколько страниц он размышляет:

«История не есть похвальное слово и не представляет самых ве­ликих мужей

совершенными. Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни

Донского, но стоит как государь на высшей степени величия. Он казался иногда

боязливым, нерешительным, ибо хо­тел всегда действовать осторожно. Сия

осторожность есть вообще бла­горазумие: оно не пленяет нас по­добно

великодушной смелости; но успехами медленными, как бы не­полными, дает своим

творениям прочность. Что оставил миру Алек­сандр Македонский? — славу. Иоанн

оставил государство, удиви­тельное пространством, сильное на­родами, еще

сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем

нашим любезным отечеством».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПЕРВЫЙ ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ

Государства похожи на людей. Они рождаются, растут, крепнут, стареют и

умирают. В истории Русского государства, центром кото­рого стала Москва,

вторая половина XV столетия была временем юности — быстро расширялась

территория, одна за другой следовали военные победы, завязывались отношения с

далёкими странами. Старый обветшавший Кремль с неболь­шими соборами уже

казался тесным, и на месте разобранных древних укреплений выросли мощ­ные

стены и башни, сложенные из красного кирпича. Внутри стен поднялись

просторные соборы. Засияли белизной камня новые княжеские терема. Сам великий

князь, принявший гордый титул «государя всея Руси», облачился в златотка­ные

одеяния, а на своего наследника торжественно возложил богато расшитые оплечья

— «бармы» — и драгоценную «шапку», похожую на корону. Казалось, молодое

государство выросло из своих старых одежд и теперь примеряло роскошные,

блистающие наряды, подобающие его новому состоянию.

Но, для того чтобы каждый — будь он русский или иноземец, крестьянин или

государь соседней страны — осознал возросшее значение Москов­ского государства,

одного внешнего великолепия было недостаточно. Необходимо было найти и новые

понятия — идеи, в которых отразились бы и древность русской земли, и её

независимость, и сила её государей, и истинность её веры. Этим поиском занялись

русские дипломаты и лето­писцы, князья и монахи. Собранные воедино, их идеи

составили то, что на языке науки называется идеологией.

Начало формирования идеологии единого Мос­ковского государства относится к

периоду кня­жения великого князя Ивана III (1462—1505 гг.) и его сына Василия

(1505—1533 гг.). Именно в это время были сформулированы две основные идеи,

остававшиеся неизменными на протяжении не­скольких столетий, — идеи

богоизбранности и независимости Московского государства.

В 70—80-х гг. XV в. произошёл целый ряд важнейших для русской

государственности собы­тий. С присоединением Новгорода (1478 г.), Твери (1485

г.) и Вятки (1489 г.) Москва в основном завершила дело почти двухвекового

«собирания» северных и восточных русских земель. В 1480 г. пало монголо-

татарское иго. Русские послы от­правлялись в дальние страны, владыки которых

привыкли смотреть на московских князей лишь как на данников ордынских ханов.

Теперь же всем предстояло узнать, что на востоке Европы появи­лось новое и

сильное государство — Россия. Иван III и его окружение выдвинули новую

внешнеполитическую задачу — присоединить за­падные и юго-западные русские

земли, находив­шиеся под властью Великого княжества Ли­товского.

В политике далеко не всё решается одной военной силой. Стремительное

возвышение власти великого князя московского привело его к мысли о

необходимости искать достойные обоснования своим действиям. Следовало

объяснить вольно­любивым новгородцам и гордым тверичам, почему именно

московский князь, а не тверской или, к примеру, рязанский великий князь,

является законным «государем всея Руси» — единственным владыкой всех русских

земель. Нужно было Доказать чужеземным монархам, что их русский собрат ни в

чём не уступает им — ни в знатности, ни в могуществе. Надо было, наконец,

заставить Литву признать, что она владеет древними русски­ми землями «не по

правде», незаконно.

Тем золотым ключом, который подобрали создатели идеологии единого Русского

государства сразу к нескольким политическим «замкам», стало учение о древнем

происхождении власти великого князя. Об этом думали и раньше, но именно при

Иване III Москва со страниц летописей и устами послов громко заявила, что

власть свою великий князь получил от самого Бога и от своих киевских

прародителей, владевших в Х—XI вв. всей русской землей. Подобно тому, как

возглавлявшие русскую церковь митрополиты жили сначала в Киеве, затем во

Владимире, а позднее в Москве, так и киевские, владимирские и, наконец,

московские великие князья самим Богом были поставлены во главе всех русских

земель в качестве наследных и полновластных христианских государей.

Именно на это ссылался Иван III, обращаясь в 1472 г. к непокорным

новгородцам: «Вотчина моя это, люди новгородские, изначала: от дедов, от

прадедов наших, от великого князя Владимира, крестившего землю Русскую, от

правнука Рюрика, первого великого князя в вашей земле. И от того Рюрика и до

сегодняшнего дня знали вы един­ственный род тех великих князей, сначала

киевских, и до самого великого князя Дмитрия-Всеволода Юрьевича Владимирского

(Всеволод Большое Гнездо, владимирский князь в 1176— 1212 гг.), а от того

великого князя и до меня... владеем мы вами...». Тридцать лет спустя, во

время мирных переговоров с литовцами после удачной для России войны 1500—1503

гг., посольские дьяки Ивана III подчёркивали: «Рус­ская земля от наших

предков, из старины, наша отчина... хотим за свою отчину стояти, как нам Бог

поможет: у нас Бог помочник и наша правда!»

«Старину» дьяки вспомнили не случайно. В те времена это понятие было очень

важным. Ценным и законным считалось то, что имело свою «старину», которую

признавали ещё деды и прадеды и которая понималась как плод мудрости многих

поколений. Даже тогда, когда в жизни появлялось что-то новое, его часто

старались одеть в одежды «старинного». Так уж был устроен человек

средневековья! Именно поэтому великому князю было очень важно заявить о

древности своего рода, показать, что он — не выскочка, а правитель русской

земли по «старине» и «правде».

Не менее важна была и мысль о том, что источником великокняжеской власти

является воля самого Господа. Это ещё больше возвышало великого князя над его

подданными, которые, как писал один иностранный дипломат, побывавший в начале

XVI в. в Москве, постепенно начинали верить, что «воля государя есть воля

Божья». Провозглашаемая «близость» к Богу накладывала на монарха ряд

обязанностей. Ему надлежало быть благочестивым, милостивым, заботиться о

сохра­нении его народом истинной православной веры, творить справедливый суд

и, наконец, «боронить» (защищать) свою землю от врагов. Конечно, в жизни

далеко не всегда великие князья и цари соответствовали этому идеалу. Но

именно такими хотел их видеть русский народ.

Подпись: Печать Ивана III с двуглавым орлом.Реферат: Иван III - личность и политика

Новые идеи происхождения власти великого князя московского, древности его

династии позво­лили ему уверенно заявить о себе среди европей­ских и азиатских

правителей. Русские послы давали понять иностранным владыкам, что «го­сударь

всея Руси» — независимый и великий правитель. Даже в отношениях с императором

Священной Римской империи, который в Европе признавался первым монархом, Иван

III не желал поступаться своими правами, считая себя равным ему по положению.

По примеру того же импера­тора он приказал вырезать на своей печати символ

власти — увенчанного коронами двуглавого орла. По европейским образцам был

составлен и новый великокняжеский титул: «Иоанн, Божиею милостию государь всея

Руси и великий князь Володимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский,

и Тверской, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных».

При дворе начали вводиться пышные цере­монии. Своего внука Дмитрия,

впоследствии попавшего в немилость, Иван Ш венчал на великое княжение по

новому торжественному обряду, напоминавшему обряды венчания византийских

императоров. О них Ивану могла рассказывать его вторая жена — византийская

принцесса Софья Палеолог...

Так во второй половине XV в. в Москве создавался новый образ великого князя —

силь­ного и полновластного «государя всея Руси», равного по своему

достоинству императорам.

Вероятно, в последние годы жизни Ивана 1П или вскоре после его смерти в

придворных кругах было написано сочинение, призванное ещё больше прославить

род московских князей, наложить на него отблеск величия древних римских и

визан­тийских императоров. Это сочинение получило название «Сказание о

князьях владимирских».

Автор «Сказания» старался доказать, что род русских князей связан с самим

царём «всеа вселенныа» Августом — императором, правившим в Риме с 27 г. до

н.э. по 14 г. н.э. У этого императора, говорилось в «Сказании», был некий

«сродник» (родственник) по имени Прус, которого он послал правителем «на

берега Вислы-реки в города Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный

Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в

море. И жил Прус очень много лет, до четвёртого поколе­ния; и с тех пор до

нынешних времён зовётся это место Прусской землей». А у Пруса, говорилось

дальше, был потомок, которого звали Рюрик. Этого-то Рюрика и позвали

новгородцы к себе на княжение. От Рюрика произошли все русские князья — и

великий князь Владимир, крестивший Русь, и 'правнук его Владимир Мономах, и

все последующие — вплоть до великих князей москов­ских.

Связать свою родословную с древними рим­скими императорами стремились почти

все евро­пейские монархи того времени. Великий князь, как мы видим, не стал

исключением. Однако на этом «Сказание» не кончается. Далее оно повест­вует о

том, как в XII в. древние царские права русских князей были особо

подтверждены визан­тийским императором Константином Мономахом, приславшим

великому князю киевскому Влади­миру (1113—1125 гг.) знаки императорской

влас­ти — крест, драгоценный «венец» (корону), сердо­ликовую чашу императора

Августа и другие предметы. «И с тех пор, — гласит «Сказание», — великий князь

Владимир Всеволодыч стал имено­ваться Мономахом, царем великой Руси... С тех

пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин

Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое

княжение русское».

У историков достоверность этого предания вызывает большие сомнения. Но

современники отнеслись к «Сказанию» иначе. Его идеи проникли в московское

летописание XVI столетия и сдела­лись важным звеном официальной идеологии.

Именно на «Сказание» ссылался Иван IV (1533— 1584 гг.), добиваясь признания

за собой царского титула. Не забывал он о нём и впоследствии, гордо напоминая

иностранным государям, что его род ведётся от самого Августа-кесаря.

Центром, где создавалась новая идеология, была Москва. Однако о новом

значении Москов­ского государства задумывались не только в Кремле.

Образованные люди размышляли об этом повсюду.

Долгими бессонными ночами при дрожащем свете лучины думал о судьбе России, о

её настоящем и будущем монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей. Свои

мысли он изложил в посланиях великому князю Василию III и его дьяку Мисюрю

Мунехину.

Филофей был уверен, что Россия призвана сыграть в истории особую роль. Она —

последняя страна, где сохранилась истинная православная вера в своём

первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту веры сохранял Рим, но

по­степенно вероотступники замутили чистый источ­ник. На смену Риму пришёл

Константинополь, столица Византии, — «второй Рим». Но и там от истинной веры

отступили, согласившись на унию (объединение) с католической церковью.

Произо­шло это в 1439 г. А в 1453 г. в наказание за этот грех древний город

был предан в руки «агарян» (турок). «Третьим» и последним «Римом», центром

мирового православия, стала с тех пор Москва.

«Так знай, — писал Филофей Мунехину, — что все христианские царства пришли к

концу и сошлись в едином царстве... и это — российское царство: ибо два Рима

пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать!»

Из этого Филофей сделал вывод, что русский государь «во всей поднебесной есть

христианам царь» и является «сохранителем... святой все­ленской апостольской

церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в

богоспасаемом граде Москве». Однако Филофей отнюдь не предлагал великому

князю силою меча привести все христианские земли под свою власть. Его идея

была в другом. Чтобы Россия стала достойна этого высокого предназначения, он

призвал великого князя «хорошо урядить своё царство» — искоренить в нём

несправедливость, немилосердие и обиды.

Идеи Филофея в совокупности составили так называемую теорию «Москва — третий

Рим». И хотя эта теория не вошла в официальную идеологию, она подкрепила одно

из важнейших её положений — о богоизбранности России, став вехой в развитии

русской общественной мысли.

Идеология единого Московского государства, основа которой была заложена во

второй половине XV — начале XVI вв., продолжала развиваться в XVI—XVII

столетиях, приобретая более законченные и вместе с тем неподвижные,

окостеневшие формы. О первых же десятилетиях её создания напоминают

величественные соборы Московского Кремля и гордый двуглавый орёл, в начале

90-х гг. XX столетия вновь ставший государственным гербом России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Энциклопедия «История России и ее ближайших соседей», М., «Аванта +»,

1995 г.,

2. Ю. Г. Алексеев «Государь Всея Руси»,

3. Энциклопедия «Всемирная история»,

4. В. Ф. Антонов «Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до

конца XVIII века», 1988 г.,

5. Карамзин Н. М. «История государства российского».

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты