Реферат: История строительства Кремля

Кремль после 1917 года.

В марте 1918 года Москва стала центром Советской России. Правительство

избрало своей резиденцией Московский Кремль. Оно разместилась в шести

комнатах Сената. После переезда, начинаются восстановительные работы над

сооружениями, пострадашими в боях 1917 года. Впоследствии в 1932-1934 годах

строится здание Школы красных командиров (по проекту архитектора И.Рирберга)

или ВЦИК ( здание Призидиума Верховного Совета СССР).

В 1935 году было решено снять орлов со Спасской, Никольской, Боровицкой и

Троицкой башен, а на их место установить звёзды с серпом и молотом. Их

подготовили из нержавеющей стали и красной меди по рисунку Ф.Федоровского в

мастерских Центрального аэродинамического института (ЦАГИ) и на московских

заводах. Серп и молот были выложены горным хрусталём, аметистами,

александритами, топазами и аквамаринами. Ночью звёзды подсвечивали

прожекторами.

Однако простояли они недолго: под действием атмосферных явлений потускнели

самоцветы.

Федоровский подготовил новые эскизы из рубинового стекла и нержавеющей стали,

которая непрерывно освещалась изнутри. 7.11.1937 года вновь вспыхнули 5

звезд. Прибавилась звезда на Водовзводной башне. Самые крупные на Спасской и

Никольской башнях (размах лучей 3,7 метра); поменьше на Троицкой и Боровицкой

(3.5 и 3,2 метра); самая маленькая венчала Водовзводную башню (3 метра).

В годы войны их зачехлили брезентом, а в 1945-47 годах реконструировали:

заменили остекленение более совершенными, которое сотоит из рубинового

стекла, хрусталя и молочного стекла, вновь позолотили грани и улучшили

осветительную систему. Вес каждой звезды почти 1 тонна, но они довольно легко

вращаются при изменении направления ветра.

Соборы и церкви в Кремле.

Архангельский собор.

Этот собор в старину назывался церковью св.Михаила на площади (старое

название - собор Михаила Архангела).

Первоначально постройку церкви некоторые историки относят к началу 13 века и

даже к началу 12 века. Другие же, и с большей достоверностью предпологают,

что она была построена за 20 с лишним лет до начала княжения св.Даниила.

Собор заложен в 1333 году, построен в 1 год и освящен митрополитом

св.Феогностом. С 1340 по 1346 голды русские иконописцы расписали их стены

внутри, а в 1399года обновлены греком Феофаном. Через 117 лет после его

постройки, в 1450 году, он был поврежден сильным вихрем и громовым ударом, в

1474 году сгорел, но существовал кое-как исправленный до 1505 года.

Когда Москва стала столицей объединённого Русского государства, собор

показался Ивану 3 Васильевичу слишком маленьким и тесным (в это время в нём

было 24 гробницы), потому старый приказал разобрать до основания и на его

месте заложить новый. В мае 1505 года это и было сделано. Строителем собора

был миланский архитектор Алевиз Фрязин Новый. Построен уже после смерти царя

в 1507 году и освящен 8 ноября 1509 года митрополитом московским Симоном.

Архитектор смело ввёл в постройку элементы присущие итальянскому зодчеству.

Древнерусский аркатурно-колончатый пояс он занятым профилированным карнизом,

который как бы делит здание на 2 яруса. Высота его около 34 метров. Стены

прямые, гладкие и оканчиваются под кровлей рельефными полукружиями в виде

раковинами. У собора двое ворот северные и западные, причём рядом с ними есть

небольшие двуколонные паперти.

Собор внешне больше напоминает дворцовую постройку, чем храм. В интербере

храма - роспись 1652-66 годов, которые были отреставрированы в 1953-55 годах,

резной деревянный позолоченный иконостас с иконами 15-17 веков. В соборе 54

погребения, 46 белокаменных орнаментированных надгробий. Там покоятся Иван

Калита, Дмитрий Донской, Иван 3, Иван 4 Грозный.

Благовещенский собор.

Основал этот собор князь Василий Дмитриевич в 1397 году. Великий князь Иван

3 Васильевич при постройке храмов и заложении новых зданий в Кремле приказал

этот храм разобрать и заложить новый, который и был заложен 6 мая 1484 года.

Через 5 лет храм построили и 9 августа 1489 года освящен митрополитом

Геронтием. Собор строили вызванные из Пскова русские мастера Кривцов и

Мышкин. По своему наружному виду собор очень красив и как пологают, построен

по образу греческих храмов 10 века. Он увенчан девятью золотыми куполами и

такими же решётками около верхних открытых галерей. Нижний ярус с трёх сторон

обнесён широкой крытой галереей или папертью. С площади в храм ведут два

входа с высокими крыльцами. Северный и западный входы украшены белокаменными

резными позолоченными порталами. В иконостасе иконы 14-17 веков (в том числе

Андрея Рублёва и Феофана Грека).

В 1697 года государь Пётр Алексеевич приказал собор обновить, но к 1770 году

вновь появилась в этом надобность. Это было сделано по велению Екатерины 2..

Успенский собор.

Основание положено 4 августа 1326 года, когда св.митрополит Пётр перенёс в

Москву церковный центр. В таком виде храм существовал 145 лет. По указанию

Ивана 3 Васильевича старый храм разобрали, а 30 апреля 1472 года заложили

новый. Постройка продолжалась два года, но 21 мая 1474 года неожиданно

обвалилась. Иван 3 выписал Аристотеля Фиорованти, который и закончил собор в

1479 году. 12 августа того же года храм осветил митрополит Геронтий. Образом

для храма послужила постройка Успенского собора г.Владимира.

Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Широкая лестница

завершается порталом из 3 полукруглых арок. Вход в здание как бы охраняют

архангел - Михаил и ангел-хранитель. Выше в арки вписаны лики святых. Над

ними изображены фрески с богоматерями и младенцами, которые исполнены

неизвестными художниками. В соборе венчались на царство русские цари, на

церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, оглашались важнейшие

государственные указы. В Успенском соборе находится усыпальница московских

митрополитов и патриархов.

Церковь Ризположения.

Эта небольшая церковь находится около западных дверей Успенского собора.

Основание церкви положил св. Митрополит Иона в 1451 году по случаю. Спасения

Москвы от татар. Это произошло в праздник Положения Ризы Богородицы. Новую

церковь строили псковские мастера Кривцов и Мышкин два года (старая в 1473

году сгорела). 31 августа 1486 года её осветили, она была домовой

митрополичьей церковью. С южной стороны этой церкви есть крыльцо, ведущее к

особо почитаемому лику Печерской Божьей Матери (копия, подлинник в Киево-

Печорской Лавре). Северная дверь церкви выходит в сени, принадлежащие к

бывшему некогда женскому отделению теремов. Из этих сеней устроено крыльцо,

ведущее к западному входу Успенского собора. Церковь несколько раз горела,

поэтому тут не осталось ни каких древних вещей кроме четырех огромных

подсвечников, которые пожертвованы патриархом Иосифом. После нашествия

французов церковь вновь освящена.

Памятники литейного искусства.

Царь - колокол.

У этого гиганта был свой дед и свой отец. Дед был отлит в царствование Бориса

Годунова. В один из пожаров колокол упал и разбился. Из его обломков в

царствование Алексея Михайловича был вылит отец нынешнего Царь-колокола.

Новый колокол снова повесили на особых деревянных подмостках около колокольни

Ивана Великого. Этот колокол отлит в 1654 году, весит он чуть больше 131

тонны. Но и этот колокол стал жертвой пожара в 1701 году. Долго его осколки

лежали в Кремле, возбуждая интерес и удивление. Императрица Анна Иоановна

пожелала его восстановить в ещё больших размерах. Нашла мастеров - отца и

сына Моториных. При первых попытках отливки их постигла неудача. Моторины

опять принялись за работу, однако вскоре отец умер, оставив эту работу сыну.

25.11.1735 года литьё благополучно завершилось, над колоколом работали с 1733

года. Его вес 200 тонн, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метра.

Царь-колокол после отлития до весны 1737 года, находился в той же яме, где

и был сделан. 29 мая вспыхнул ужасный пожар, известный как Троицкий.

Загорелась деревянная конструкция, на которой стоял колокол. При их тушении

на него попала вода, и из-за перепада температуры один край откололся (его

вес 11,5 тонн). В 1836 году Царь-колокол был поднят и водружен на каменный

постамент (архитектор О.Монферран). Колокол не имеет себе равных не только по

весу, но и по литью. Корпус украшен изображениями Алексея Михайловича и Анны

Иоановны, пятью иконами, рельефным орнаментом и двумя надписями, излагающими

историю его отливки.

Царь-пушка.

Это самое большое по калибру орудие в мире. Она была отлита мастером

пушечного двора Андреем Чоховым в 1586 году. Как показали исследования

специалистов, Царь-пушка вовсе не пушка, а мортира. В старину не было деления

на пушки, гаубицы и мортиры. Пушками тогда называли все орудия. Царь-пушка

была установлена в Китай-городе перед Спасскими воротами для защиты Кремля и

переправы через Москву-реку (сведений об участии её в боевых действиях

отсутствуют). Длина пушки 5,34 метра, калибр 890 миллиметров, толщина ствола

15 сантиметров, вес 40 тонн. На ней изображен царь Федор Иванович.

Декоративный лафет отлит в 1835 году, примерно в то же время изготовлены

пустотелые чугунные ядра, лежащие у подножья пушки.

Потешный дворец.

Находится между Троицкой и Комендантскими башнями. Стоит на месте

хозяйственных построек, уничтоженных в начале 17 века.

Царь Алексей Михайлович, любивший охоту, приказал построить Потешный дворец.

Вполследствии он отдал его своему тестю боярину Илье Даниловичу

Милославскому. В 1679 году Потешный дворец был переделан и увеличен за счет

деревянных хором и теремов. Как гласит предание, здесь Пётр 1 получил своё

первоначальное образование. В начале 19 века дворец опять переделали, только

для помещения коменданта. В 1809 году пристроили два каменных корпуса, один

из которых выходит к Троицким воротам. Построили дворец в 1652 году, но

мастер остался неизвестным. Стиль дворца - старинный, смешанный, верхний ярус

образует терем с византийскими арками.

Потешный дворец - единственный сохранившийся архитектурный памятник боярского

Кремля.

Грановитая палата и Красное крыльцо.

Грановитая палата построена по велению князя Ивана 3 Васильевича итальянцами

Марком Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487-1491 годах, является одним из

первых гражданских сооружений. Здание отличается большим убранством фасада,

который облицован четырехгранным белым известняком (отсюда название палаты).

Подлинным архитектурным шедевром является второй этаж. Это огромный

квадратный зал, площадью 495 квадратных метров с крестовыми сводами

опирающимися на центральный столб. Днём зал освещался через 19 окон, а

вечером четырьмя круглыми масляными люстрами. Грановитая палата была

построена для торжественных церемоний: здесь устраивались торжественные

приёмы, отмечались победы русских войск. В наши дни в Гранавитой палате

происходят официальные правительственные приёмы, заседания государственного

значения, вручают награды.

Красное крыльцо имеет историческое значение. На его ступенях стояли наши

государи, когда народ приходил поклоняться им. Здесь в летние дни играли

царские дети. Отсюда же государи шевствовали в Успенский собор для обряда

коронования. Потом у Красного крыльца, под Грановитой палатой, находилась

гаупвахта.

Патриарший дом.

Первые митропаличьи палаты появились здесь в середине 15 века, их сменили

более поздние постройки, которые в свою очередь были смещены дворцом,

выстроенным патриархом Никоном в 1656 году и сохранившимся до наших дней.

Дом построен в три яруса с вышкой, и в нём с 1639 года размещалась Греко-

латинская-славянская школа. Здесь (в палатах) были личные покои митрополита.

При Петре 1 произвели изменения: особенно выделяется Крестовая палата дворца,

где хозяин принимал наиболее именитых гостей. Она представляла собой зал в

280 квадратных метров, перекрытый деревянными сводами (правда, не

сохранившимися).

Арсенал.

Строгое и выразительное здание сочетающееся со стенами Кремля, расположено

между Никольской и Троицкой башнями. Арсенал был заложен по приказу Петра 1 в

1701 году, на месте бывших житных дворов как склад для военного снаряжения и

оружия. Архитектор Д.Иванов и Х.Конрад с участием автора Сухаревской башни

М.Чоглокова строили его с перерывом с 1701 по 1706 годов. Здание в форме

трапеции, с двумя въездами, оформленными порталами и с внутренним двором. В

1737 оно сильно пострадало во время пожара. В 1757 году Д.Ухтомский

восстановил Арсенал, но в 1812 году был взорван. Современный вид здание

приобрело в 1816-1828 годах при восстановлении Кремля архитектором О.Бове.

Пётр хотел создать при Арсенале музей, для чего вышел указ о том, чтобы все

захваченные пушки свозились к зданию. Несколько попыток не увенчались

успехом. Осталось лишь 875 пушек, отбитые у Наполеона (выставлены в середине

19 века), пушки российских мастеров (выставлены в 1960 году). Во время

последних реставрационных работ в Кремле отреставрировали и пушки. У южных

ворот находятся мемориальрые доски в память воинской комады Арсенала,

растрелянной в 1917 году юнкерами, а также воинов кремлевского гарнизона,

погибших при защите Москвы и Кремля от фашистских самолётов.

Сенат.

В 1776-87 годах архитектором М.Казаковым построено здание Сената. На

постройку ушло 21 миллион кирпичей и 759 тысяч рублей. В этом здании

считалось образцом зодчества ротонда с куполом, над которой видна

императорская корона с надписью «закон». До 1812 года здесь стоял

колоссальный вызолоченный св.Георгий на коне, изображавший герб Москвы. Из

всех залов здания особенно выделяется Круглый зал (Екатерининский),

предназначенный для Екатерининской комиссии. Здесь много портретов царей и

есть статуя Александра II.

Оружейная палата.

Она расположена недалеко от Боровицких ворот, верхние этажи украшены резными

колоннами на манер древнерусских теремов. Здесь размещаются уникальные

коллекции декоративного и прикладного искусства. С14 до 19 веков Оружейная

палата была сокровищницей русских царей. Здесь хранилось царское оружие и

другие сокровища: золото, серебро, драгоценные камни, меха, одежды и т.д..

Пополнялась царская сокровищница за счет даров, привозимых иностранными

послами. В 1806 году здание оформили как музей. Помещение построили в 1806-

1812 годах архитектором И.Еготовым. В 60-е годы 19 века (когда там уже не

было музея) оно было перестроено и приспособлено под солдатские казармы. В

1851 году по пректу архитектора К.Тона построили новое здание для Оружейной

палаты, где она находится и сейчас.

Большой Кремлёвский Дворец.

Большой Кремлевский Дворец построен в 1838 -1849 годах по проекту архитектора

К.Тона при участии большой группы московских архитекторов и художников

(Ф.Рихтера, П.Герасимова, В.Бакарева и др.)

Восточной стеной он соединяется с Грановитой палатой, западной- с переходом в

апартаменты высочеств и Оружейную палату. Внешне дворец имеет вид каре с

внутренним прямоугольным двором; двухэтажный 2-й этаж двухярусный, окруженный

на уровне 2-го этажа открытой террасой . Длина главного фасада 125 метров,

имеет 700 отдельных помещений площадью около 20 тысяч кв.метров. Фасады

выполнены в псевдорусском стиле, интерьеры-эклектика. Центральная часть

завершена фигурной крышей и флагштоком на ней.

На первом этаже находятся бывшие покои императоров. Эти комнаты украшены

лепниной, скульптурой, росписью. На втором этаже - парадные залы, посвященные

бывшим российским орденам: Георгиевский, Владимирский и Екатерининский залы.

Ранее существовшие Андреевский и Александровский залы в 1933-34 годах по

проекту архитектора И.Иванова-Шица перестроены. После Октябрьской революции в

бывшем Андреевском зале проводились заседания высших советских и партийных

органов, конгрессы Коминтерна.

Кремлевский Дворец съездов.

Построен за 16 месяцев архитектором М.Посохиным, А.Мндоянцу, Е.Сталло,

П.Шеллером, Г.Львовским, А.Кондратьевым, И.Кочетовым, был полностью завершен

в 1961 году. Архитекторы углубили огромное здание дворца (40 тысяч кв.метров)

в землю на 15-16 метров, благодаря чему горизонтальная линия кровли дворца,

как бы продолжает горизонталь Арсенала и стен. Здесь проходили съезды КПСС,

правительственные мероприятия, международные конгрессы, торжественные митинги

и совещания.

В настоящее время Кремлевский Дворец съездов используется в основном для

театрально-концертной деятельности и как вторая сцена Большого театра. Длина

Дворца 120 метров, ширина 70 метров, высота 29 метров. В нём более 800

помещений общей площадью 55,6 тысячи кв.метров, 14 эскалаторов, 26 лифтов.

Парадный вход ведёт в главное фойе Дворца, площадью 2 тысячи кв.метров, где

находится мозаичный фриз с изображением гербов 15 союзных республик и герба

СССР. Он выполнен из золотисто-пурпурной смальты по рисункам художника

А.Дейнеки. Композиционный центр Дворца - зал заседаний (5 тысяч кв.метров) на

6 тысяч человек. Стены зала облицованы деревянными рейками и анодированной

под бронзу алюминиевой сеткой. Эскалаторы и боковые марши ведут в Банкетный

зал, второе по величине помещение Дворца (4,4 тысячи кв.метров).

Заключение.

Таким образом мы рассмотрели один из важнейших памятников исторической

Москвы. Несомненно Кремль ценен не только со стороны истории, но и как

величайшее произведение искусства. На его постройке гибли сотни людей, хотя

бы это должно заставить людей уважать строение. Я надеюсь, что прочитав этот

реферат, читатель совсем другими глазами посмотрит на Кремль.

Вполне возможно, ему захочется сходить туда, сравнить с прочитанным, понять

жизнь наших предков, походить по помещениям, где они некогда находились.

В старину люди укрывались за его стенами от неприятеля, пока была в этом

необходимость. Сейчас Кремль напоминает нам о прошлом, об истории нашей

Родины, поэтому мы обязаны его свято оберегать.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Сытин П.В Из истории московских

улиц М., 1958 г.

2.Канторович И.В. Из истории Москвы

М., 1997 г.

3.Кондратьев И.К. Седая Старина Москвы

М., 1997г.

4.Москвоведение (учебник) М., 1995 г.

5.Москвоведение М., 1996 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты