Реферат: История русской православной церкви

иконописцы изображают Сергия Радонежского и Пресвятую Богородицу, этот сюжет

основан на легенде, согласно которой после долгой молитвы Пресвятой Богородице

Сергий обернулся к своему ученику и сказал: «Чадо! Будь бдителен и бодрствуй,

потому что видение чудесное и ужасное будет нам сейчас.», и в это же мгновение

явилась с небес Пресвятая Богородица и сказала: «Не ужасайся, избранник мой!

Ведь я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, о которых

ты молишься, и об обители твоей.» Конец своей жизни святой

старец доживал в своем монастыре, среди его учеников. Скончался Сергий

Радонежский 25 сентября 1392 года, оставив после о себе великую память.

Значение преподобного Сергия Радонежского для Руси.

Учения Сергия Радонежского не только способствовали становлению на Руси

христианства, но также несли с собой неизмеримый вклад в становление

национального самосознания. Чтобы понять, это давайте рассмотрим русского

человека четырнадцатого века. В основном это люди порабощенные, потерявшие

себя, незнающие кому верить, напуганные монголо-татарами и именно в это время

стали появляться проповедники с их учением о любви к брату ближнему. Люди

приходившие в монастырь получали напутствие и оставляли в его стенах всё горе,

которое было у них, «подобно тому, как мутная волна, прибивая к прибрежной

скале, отлагает от себя примесь, захваченную в неопрятном месте, и бежит далее

светлой и прозрачной струёй». В человеке, который хоть один раз побывал у

Сергия, появлялась маленькая частица веры, которая постепенно прорастала,

конечно, этот человек был всего лишь каплей среди бедствующих людей, но

рассказывая о жизни в монастыре он вселял в надежду. Сам Сергий говорил, что

пусть этих людей единицы, но они подобно «веществу вызывающие процесс

живительного брожения в тесте», и подтверждал он свои мысли словами Иисуса

Христа: «Царство Божие подобно закваске». Украдкой западая в массы, это влияние

вызывало брожение и изменяло направление умов, перестраивало всю душу русского

человека четырнадцатого века. Историк Ключевский так говорил о деятельности

Сергия Радонежского: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в

Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из

его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой

круг, по каплям делились им с другими. Никто тогда не считал гостей пустынника

и тех, кого они делали причастниками приносимой ими благодатной росы,—никто не

думал считать этого, как человек, пробуждающийся с ощущением здоровья, о своем

пульсе. Но к концу жизни Сергия едва ли вырывался из какой-нибудь православной

груди на Руси скорбный вдох, который бы не облегчался молитвенным призывом

имени святого старца». Вот уже более шести веков, как

святой старец покоится в стенах собора святой Троицы, а память о нем все жива.

Возможно, это только малая часть долга, которого мы должны оплатить человеку

сумевшему примером своей жизни, высотой своего духа поднять моральное и

душевное состояние своего народа, пробудить в нем доверие к себе, к своим

силам, вдохнуть в него веру в свое будущее.

Митрополит Алексий и святой Стефан Пермский.

Будущий

епископ Пермской епархии, Стефан, родился в 1340 году в Устюге, его отец был

священнослужителем в Успенском соборе, что уже в детстве предопределило судьбу

Стефана. Ещё в отрочестве научившись грамоте, будущий епископ читал и пел во

время церковных служб, особенно ему нравилось читать книги и, идя на поводу

свой страсти, Стефан отправился в Григорьевский монастырь. Там он принял

постриг и стал познавать тайны Священного Писания. С юности, зная язык жителей

Пермской земли, Стефан решил «привести к спасению целый народ», обратив в

православную веру пермичей, исповедовавших ещё язычество. Он направился к

епископу Коломенскому, который поставил его в сан священника и наделенный

«покровительством князя Дмитрия Ивановича» Стефан отправился исполнять свою

мечту. Начав свою проповедь в низовьях Вычегды

[6], он продвигался все выше и выше по течению, в глубь Пермской земли.

Местные жители по разному встречали миссионера, но большинство из них, боясь

мести князя Дмитрия Ивановича, повиновались и крестились в христиане. После

своего «великого похода» Стефан был назначен епископом Пермской епархии и

основал Михайловский монастырь. Скончался весной 1396 года во время очередного

путешествия в Москву.

Митрополит Алексий родился в 1292

году, в семье очень богатого и влиятельного дворянина. Уже с детства Алексий

знал, что его будущее в служении богу и в возрасте восемнадцати лет он принял

монашеский постриг. Алексий живет и проповедает в стенах Богоявленского

монастыря, в 1340 году митрополит Феогност назначает его, за «хорошую и умную

жизнь», своим наместником во Владимире-на-Клязьме. В дальнейшем Алексий был

возведен в 1350 году в сан священника, с целью сделать его в будущем

митрополитом. Благодаря своей энергичности, уму и целеустремленности Алексий

пользовался большой популярностью среди бояр, которые после смерти Феогноста

помогли ему получить от патриарха Константинопольского Филофея сан митрополита

Киевского и всея Руси. Первые годы своего управления русской митрополией

Алексий провел в непрерывных разъездах. Зимой 1354-1355 года он принимал дела в

Киеве, который находился под властью литовских князей. Летом 1355 года он узнал

о том, что в Константинополе новый патриарх Калист, сменивший Филофея, поставил

ещё одного митрополита для русских земель. Им стал Роман, тверич по

происхождению. За спиной нового митрополита стоял правитель Литвы князь

Ольгред. Между двумя митрополитами русской земли завязалась напряженная борьба.

Ища поддержки, Алексий отправляется с начало в Константинополь, а затем и в

Орду. С его путешествием в Орду летописцы связывают одну легенду. Приехав в

стан великого хана, Алексий сотворил чудо, — исцелил жену хана Джанибека

Тайдулу от слепоты, что подняло авторитет русского митрополита. Вернувшись в

родную землю, Алексий весной 1358 года направляется в Киев, чтобы не допустить

утверждения там своего соперника, Романа. Там он был схвачен и посажен в

тюрьму, где провел более двух лет. После своего освобождения Алексий направился

в Москву, где стал инициатором строительства белокаменной крепости. Во время

войны с Ольгердом митрополит не только был на стороне Московских бояр, но также

принимал непосредственное участье во всех событиях, ведь именно Алексий

заключил в 1371 году договор от имени московского правительства с литовским

князем Ольгердом. Дальнейшая жизнь Алексия мало походила на жизнь митрополита,

это уже скорее был некий политик или боярин искушенный властью. Всегда

окруженный огромной свитой, мало похожей на прихожан и его духовных учеников.

Основной заботой митрополита стал Чудов монастырь, возведенный на участке земли

в московском Кремле, подаренный ему монгольским ханом. После своей кончины

митрополит Киевский и всея Руси был похоронен в Успенском соборе, рядом с

гробницами митрополитов Петра и Феогноста.

Роль трех

святых старцев для русского общества.

О церковь XIV в.

невозможно рассказать не упомянув деятельность этих трех старцев. Все они были

объединены единой идеей — идеей возрождения русского народа. Примерно в

сороковых годах четырнадцатого века, по мнению летописца, произошло три

знаменательных события: из московского Богоявленского монастыря вызван был на

церковно-административное поприще скрывавшийся там 40-летний монах Алексий,

тогда же один 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий

Радонежский, в дремучем лесу поставил маленькую деревянную келью с такой же

церковью, а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын, будущий

просветитель Пермской земли святой Стефан. Ни одного из этих имен нельзя

произнести, не вспомнив двух других. Тесная дружба и взаимное уважение

соединяли их друг с другом. Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и

советовался с ним, желая иметь его своим приемником. Припомним задушевный

рассказ в житие преподобного Сергия о проезде святого Стефана Пермского мимо

Сергиева монастыря, когда оба друга на расстоянии 10 с лишним верст обменялись

братскими поклонами. Историк Ключевский в своей статье

говорил: «Все три святых мужа, подвизаясь каждый на своем поприще, делали одно

общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко

захватывало политическое положение всего народа. Это дело — укрепление Русского

государства, над созиданием которого по-своему трудились московские князья XIV

в. Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии

величайшим святителем древней Руси митрополитом Петром. Еще в мрачное время

татарского ига, когда ниоткуда не поступал луч надежды, он, по преданию,

пророчески благословил бедный тогда городок Москву, как будущую церковную и

государственную столицу Русской земли. Духовными силами трех наших святых мужей

XIV в., воспринявших этот завет святителя, Русская земля и пришла поработать

над предвозвещенной судьбой этого города. Ни один из них не был коренным

москвичом. Но в их лице сошлись для общего дела три основные части Русской

земли: Алексий, сын черниговского боярина-переселенца, представлял старый

киевский юг, Стефан — новый финско-русский север, а Сергий, сын ростовского

боярина-переселенца, великорусскую средину. Они приложили к делу могущественные

духовные силы. Это были образованнейшие русские люди своего века; о них древние

жизнеописатели замечают, что один «всю грамоту добре умея», другой «всяко

писание ветхаго и новаго завета пройде», третий даже «книги греческия извыче

добре». Потому и удалось московским князьям так успешно собрать в своих руках

материальные, политические силы русского народа, что им дружно содействовали

добровольно соединявшиеся духовные его силы». Но в общем

деле каждый из трех деятелей делал свою особую часть. Они не

составляли общего плана действий, не распределяли между собой призваний

и подвигов и не могли этого сделать, потому что были люди разных поколений. Они

хотели работать над самими собой, делать дело собственного душевного спасения.

Деятельность каждого текла своим особым руслом, но текла в одну сторону с двумя

другими, направляемая таинственными историческими силами, в видимой

работе которых верующий ум прозревает миродержавную десницу провидения. Личный

долг каждого своим путем вел всех троих к одной общей цели. Происходя их

родовитого боярства, искони привыкшего делать с князьями труды обороны и

управления страны, митрополит Алексий шел боевым политическим путем, был

преемственно главным советником трех великих князей московских, руководил их

боярской думой, ездил в орду ублажать ханов, отмаливал их от злых замыслов

против Руси, воинствовал с недругами Москвы всеми средствами своего сана, карал

церковным отлучением русских князей, непослушных московскому государю,

поддерживая его первенство, с неослабной энергией отстаивая значение Москвы,

как единственного церковного средоточия всей политически разбитой Русской

земли. Уроженец г. Устюга, в краю которого новгородская и ростовская

колонизация, сливаясь и вовлекая в свой поток туземную чудь, создавала из нее

новую Русь, святой Стефан пошел с христианской проповедью в Пермскую землю

продолжать это дело просвещения заволжских иноверцев. Так церковная иерархия

благословила две народные цели, достижение которых послужило основанием

самостоятельного политического существования русского народа: это —

сосредоточение государственной власти в московском княжестве и приобщение

восточноевропейских и азиатских иноверцев к русской церкви и народности

посредством христианской проповеди.

Учреждение патриархии в Москве.

В 80-е гг. XVI в. сложная внутриполитическая обстановка заставила

правительство царя Федора Ивановича (1584-1598гг.) искать в церковных верхах

более активной поддержки. Вместе с тем фактический глава этого правительства

боярин Борис Годунов понимал, что для снятия социального напряжения нужны

эффектные, радостные события, которые могут отвлечь народ от смут и мятежей.

Таким событием должно было стать учреждение на Руси патриаршества.

Осуществление этой давней мечты российского духовенства позволило бы наглядно

подтвердить разработанную еще в начале XVI в. религиозно-политическую теорию

«Москва-Третий Рим», согласно которой Россия призвана сыграть особую

историческую роль как единственная хранительница «истинного христианства».

Используя все возможные средства, московские правители заставили Иеремию,

патриарха Константинопольского, в январе 1589 г. поставить митрополита

Московского Иова в сан патриарха. Вслед за этим несколько епископов стали

архиепископами, а четыре архиепископа – Новгородский, Ростовский, Казанский и

Крутицкий – были возведены в достоинство митрополитов.

Столь высокое положение главы русской церкви давало патриарху возможность

попытаться вновь занять независимую позицию по отношению к царской власти. И

такие попытки предпринимались, как только складывались благоприятные

обстоятельства, а на патриаршем престоле оказывался энергичный и властный

человек. Фактически правителем России был патриарх Филарет (1619-1633гг.),

отец царя Михаила Романова (1613-1645гг.). Впоследствии ту же роль пытался

сыграть патриарх Никон (1652-1658гг.), однако после долгой тяжбы он был

низложен и сослан в отдаленный Ферапонтов монастырь. Стремясь уменьшить

экономическое могущество отдельных иерархов, правительство царя Алексея

Михайловича (1645-1676гг.), и его ближайших преемников добивались увеличения

числа епархий и соответственно сокращения их размеров. Если в середине XVII

в.в составе Русской Православной церкви насчитывалось 13 епархий, то к концу

столетия – уже 23.

Европейское влияние на раскол в русской православной церкви.

В переломные моменты Российской истории принято искать корни происходящего в

ее далеком прошлом. Действительно, тысячелетняя история России таит немало

загадок. Но среди множества проблем есть главная, являющаяся одинаково

актуальной, как несколько веков назад, так и теперь, на пороге XXI века. И

эта главная проблема российской истории - выбор пути развития. Как отвечали

историки XIX века, специфика нашей страны - ее расположение на границе Европы

и Азии. Со времен первых нормандских князей, призванных на Русь, и до наших

дней идет борьба между европейским и восточным влиянием, борьба, которая, на

мой взгляд, в конечном счете, и определяет исторический петь нашей страны.

Традиционно в народном сознании, как и в исторической науке, считается, что

решающий шаг в сторону европейского пути был сделан при Петре I в начале XVIII

века. Это истина, вряд ли нуждающаяся в подтверждении. Но при этом сам

процесс выбора пути обычно связывается с личностью, инициативой, силой воли

царя, первого императора России Петра I. Роль великой личности в истории

неоспорима, но этот факт мало, что дает нам в осмыслении исторического пути

нашей страны, ее перспектив. Для нас важно знать, как складывались предпосылки

поворота истории страны, какие факторы (наряду с сильными личностями) влияли на

этот процесс. Первые шаги навстречу европейским традициям были

сделаны при его отче царе Алексее Михайловиче. И эти шаги еще мало что

значили. Да и главное событие истории России середины XVII века - церковный

раскол - выглядит бесконечно далеким от этих шагов. Традиционно в книгах по

истории, в учебниках раскол рассматривается либо как внутрицерковное явление,

либо, в крайнем случае, как отражение кризисного состояния общественного

сознания (которое, безусловно, было в первую очередь религиозным).

На этом фоне большой интерес представляет концепция величайшего историка России

XIX века Ключевского, который рассматривал раскол как отражение глубокой

борьбы в российском обществе в связи с началом европейского влияния и

стремлением церкви это влияние не допустить. Именно в этом контексте

рассматривается проблема европейского влияния и церковного раскола.

Начало западного влияния.

Источник этого влияния - недовольство своей

жизнью, своим положением, а это недовольство происходило из затруднения, в

котором оказалось московское правительство новой династии и которое отозвалось

с большей или меньшей тягостью во всем обществе, во всех его классах.

Затруднение состояло в невозможности справиться с насущными потребностями

государства при наличных домашних средствах, какие давал существующий

порядок, т. е. в сознании необходимости новой перестройки этого порядка,

которая дала бы не достававшие государству средства. Такое затруднение не было

новостью, не испытанной в прежнее время; необходимость такой перестройки

теперь не впервые почувствовалась в московском обществе. Но прежде она не

приводила к тому, что случилось теперь. С половины XV в. московское

правительство, объединяя Великороссию, все живее чувствовала невозможность

справиться с новыми задачами, поставленными этим объединением, при помощи

старых удельных средств. Тогда оно и принялось строить новый государственный

порядок, понемногу разваливая удельный. Оно строило этот порядок без чужой

помощи, по своему разумению, из материалов, которые давала народная жизнь,

руководствуясь опытом и указаниями своего прошлого. Оно еще верило

по-прежнему в неиспользованные заветы родной страны, способные стать прочными

основами нового порядка. Поэтому эта перестройка только укрепляла авторитет

родной старины, поддерживала в строителях сознание своих народных сил, питала

национальную самоуверенность. В XVI в. в русском обществе сложился даже взгляд

на объединительницу Русской земли Москву, как на центр и оплот всего

православного Востока. Теперь было совсем не то: прорывавшаяся во всем

несостоятельность существующего порядка и неудача попыток его исправления

привели к мысли о недоброкачественности самых оснований этого порядка,

заставляли многих думать, что истощился запас творческих сил народа и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты