Реферат: Земская реформа

специальную подкомиссию, которая уже в марте того же года представила

«Доклад по вопросу о составе уездных земских собраний». Точка зрения трех

членов — Пазухина, Бехтеева и Оболенского — на необходимость сословной

организации земского представительства обосновывалась в докладе «угрозой

вытес­нения в недалеком будущем из земских собраний наиболее культурного

элемента», т. е. дворянства. Объединение в одной курии дворян с

землевладельцами «из торгового класса» и крестьянами-собственниками,

численность которых существен­но возросла за 20 лет после введения Положения

1 января 1864 г., объявлялось «злом», подлежащим исправлению. Цель ставилась

ясно и четко: «дать дворянству определенное пред­ставительство в земстве

независимо от воли других групп из­бирателей». Предлагалось учредить четыре

«избирательные коллегии»: съезды дворян, лиц торгового состояния,

избира­тельные сходы мещан и крестьян. Заранее оговаривалось, что

«землевладельческие сословия должны занимать первенству­ющее положение в

земском представительстве». Очень важно отметить, что в этой схеме сословных

выборов крестьяне-собственники оказались отнесены к крестьянскому

избирательно­му сходу с двухстепенной подачей голосов. Отменялся ценз по

годовому обороту, что значительно ограничивало права торгово-промышленной

буржуазии. Духовенство предполага­лось вообще устранить от выборов, заменив

выборные лица представителями по назначению от епархиального начальства.

Большинство подкомиссии высказалось против сословной системы выборов. Подобная

задача представлялась нереаль­ной, так как «избирательная борьба стоит не на

сословной почве, а между отдельными группами представителей имуще­ственных

классов». Другой довод противников Пазухина за­ключался в указании на

малочисленность в некоторых местностях дворян с полным цензом, ввиду чего

положенное число гласных могло остаться незамещенным23. Подобные

за­труднения предвидели и сторонники сословных выборов в Кахановской комиссии.

Так, например, предводитель дворян­ства Псковской губернии Зарин отмечал, 'что

«в некоторых уездах подобная мера ввиду уменьшения дворянства и посте­пенного

сокращения дворянских владений окажется неприменимой». Выход он видел в

предоставлении избирательных прав «всем поместным дворянам, хотя бы владеющим

имуще­ством и в меньшем размере против установленного ценза». Группа Пазухина

выражала интересы крупного дворянскoго землевладения. Это сказалось в

отрицательном отношении к понижению имущественного ценза, в требовании

предоставления прав гласных крупным собственникам земли, причем для крупных

землевладельцев из непривилегированных сословий устанавливался, помимо

имущественного, обра­зовательный или служебный ценз и условие владения имением

в течение определенного срока. Из других намечавшихся Пазухиным и К°

ограничений избирательной системы надо отметить предложения об отмене участия в

выборах по дове­ренности, об устранении от выборов арендаторов и евреев. В

программе реакционного дворянства основное внимание уделялось пересмотру

избирательной системы, что отвечало его главной цели — «одворяниванию» земства.

Помимо цельной системы преобразования земского представительства на сословном

начале Пазухиным и его едино­мышленниками был внесен в Кахановскую комиссию ряд

реакционных предложений по различным вопросам организации деятельности

земства. Они высказались за сокращение численности управ, допуская возможность

замены коллегиально­го принципа единоличным по усмотрению собрания; за

неко­торое ограничение компетенции земских собраний (в частно­сти, по вопросам

народного образования, системы раскладок).

Многие предложения группы Пазухина нашли отражение в проектах последнего

периода деятельности комиссии. Крестьянская волость сохранялась; функции

надзора над крестьянским управлением, которые намечались Совещанием как

второстепенные для волостелей, получили равное значение с его обязанностями в

качестве исполнительной инстанции по административным и земским делам; для

волостеля вводился имущественный ценз и отменялось избрание земским

собрани­ем, так что абсолютно утрачивалась связь его с земством. В вопросах

земского законодательства «большинство» Комис­сии сделало ряд уступок

крупному земельному дворянству. Оно признало права крупных собственников быть

гласными уездных земских собраний без избрания. Это решение моти­вировалось

«желанием придать земской работе более спокойный, ровный и чуждый увлечений

характер». Было отвергнуто установление «большей уравнительности» в

расписании гласных, лишена прав целая категория избирателей по цензу общего

годового оборота с производства, что несомненно при­вело бы к ослаблению

представительства торгово-промышлен­ной буржуазии; крестьянам, владевшим

землей на праве соб­ственности, помимо надела предоставлялось факультативное

право участия только в одном из съездов (или съезде уездных землевладельцев,

или в сельских избирательных сходах); от­клонялось проектировавшееся

Совещанием право уездных собраний назначать суточные и прогонные своим

губернским гласным, в чем особенно остро нуждались представители от

крестьянских обществ. «Большинство» Комиссии отказалось от предположения

Совещания о выборности председателей земских собраний и признало требование

«дворянской пар­тии» о замещении должности председателя уездного присут­ствия

и уездного земского собрания предводителем дворянст­ва. Однако представители

сословно-крепостнических интере­сов не провели в Кахановской комиссии всех

своих требова­ний, основные из них — преобразование земского

представи­тельства на сословном начале и объединение судебной и

ад­министративной власти на низших инстанциях управления — были отклонены

«большинством». Это, как видно, и послу­жило причиной роспуска Комиссии. Но

определенное влияние на ее работу они оказали. «Вестник Европы» писал: «В -

рабо­ту Комиссии «новые» элементы (т. е. «сведущие люди») вор­вались с

достаточной силой, чтобы не оставить камня на кам­не в предложениях

Совещания, но все же не с таким полно­властием, чтобы поставить на их место

другое, сколько-нибудь стройное дело».

Частные уступки программным заявлениям дворянской крепостнической реакции не

могли удовлетворить Д. А. Тол­стого, непримиримого врага «либеральных»

правлений своих предшественников, с которыми было связано само появление

Кахановской комиссии и все направление ее законодательных работ. 1 мая 1885

г. Комиссия была закрыта. «Русская мысль» заметила по этому поводу, что

Комиссия «пережила '.мысль о своем учреждении... еще год назад в обществе

при­выкли, что призвание ее окончено». Если назначение Тол­стого министром

внутренних дел означало открытый переход к реакции, то роспуск Кахановской

комиссии свидетельство­вал о намерении правительства приступить к общему

пере­смотру буржуазного законодательства.

3. Земский вопрос в периодической печати

Одновременно с выступлением в Кахановской комиссии дворянская реакция вела

энергичный поход против буржуаз­ных реформ 60-х годов на страницах газет и

журналов. Наиболее полно ее требования нашли отражение в статье А. Д.

Пазухнна «Современное состояние России и сословный вoпpoc», опубликованной в

январской книжке «Русского вест­ника» за 1885 г.

Признавая историческую необходимость освобождения крестьян, Пазухин считал все

остальные буржуазные рефор­мы искусственными, так как в их основе «лежит

принцип уравнения или так называемого слияния сословий»31. Осо­бенно

он выделял земскую и городскую реформы, которые «являются самыми важными в

смысле разрушения историче­ского строя нашей жизни. Что касается судебной

реформы, то ей суждено было закрепить новый порядок вещей, взяв

дезорганизованную Россию под свою защиту»; военные ре­формы «нанесли последний

удар дворянству, как служилому сословию». Не останавливаясь подробно на

крестьянском управлении, Пазухин считал неправильным уничтожение ин­ститута

мировых посредников, назначавшихся из дворян.

Автор статьи не ограничивался критикой реформ 60-х го­дов, он выдвигал и

позитивные требования: «Задача настоя­щего должна состоять в восстановлении

разрушенного». Осно­ву пересмотра реформы земских и городских учреждений

дол­жна была, по его мнению, составить «замена бессословного начала

сословным», органы местной администрации предлага­лось объединить с земством.

Требование возврата к сослов­ному принципу мотивировалось тем, что

«предоставление об­щественных прав случайным группам всегда соединяется с

известной долей политического риска». Для предотвращения «современного

социального брожения» Пазухин требовал про­ведения наряду с земской также и

дворянской реформы, ко­торая восстановила бы права дворянства как служилого

со­словия.

Либеральная пресса оценила статью Пазухина как реши­тельный шаг реакции,

выдвинувшей свой план действия и тре­бующей от правительства конкретных

законодательных мер. «Вестник Европы» писал: «Приверженцы принципа, еще

недавно предназначенного к оставлению за штатом, перешли не только от обороны

к наступлению, но и от общих фраз к более или менее определенным проектам».

«Русские ведомо­сти» охарактеризовали статью Пазухина как «наиболее пол­ное

выражение» реакционных сословных требований дворян­ства «последнего времени».

«Все зло «от того», все неуря­дицы «оттуда» идут, от реформы прошлого

царствования такова основная мысль статьи Пазухина», — заключала «Рус­ская

мысль».

В «Русском вестнике» и «Московских ведомостях» в 80-х годах сотрудничали

многие земские деятели, так что реакций шла отчасти и из самой земской среды.

Вслед за выступле­нием А. Д. Пазухина появилась статья бывшего земца и

одес­ского городского головы Н. А. Новосельского. Он предлагал в связи со

100-летием дворянской Жалованной грамоты: «I) ослабить в составе земских

учреждений представительст­во темных масс и усилить представительство

среднего земле­владения», в котором «абсолютно наиболее силен дворян­ский

элемент»; «2) организовать государственный сельскохо­зяйственный кредит для

поместного дворянства». В «Рус­ском вестнике» был помещен еще ряд других

статей земских деятелей: курского земца А. И. Роштока против земской

ста­тистики, казанского земца Н. Е. Баратынского в защиту «не­делимых

дворянских участков», а также пензенского земца В. Друцкого-Соколинского,

симбирского — Ю. Д. Родирнова, тамбовского — Д. Н. Цертелева и др. Некоторые

из них пи­сали и в «Московских ведомостях».

«Московские ведомости» посвящали земскому вопросу пе­редовые статьи, хронику.

Речь шла не о реформе, не о част­ных изменениях в местном самоуправлении, а о

его полном упразднении.

Цель кампании, предпринятой реакционной прессой Кат­кова, — воздействовать на

правительство, побудить его к активным действиям. «Русский вестник» писал:

«Настало вре­мя бросить фразы и начать серьезное дело. Беспомощно раз­водить

руками перед «оргиями» самоуправления, может быть, это очень «либерально», но

это во всяком случае занятие, не соответственное правительству. От него вся

Россия ожидает благоразумных, но решительных мер, которые положили бы конец

фальшивому положению дел».

Защиту земства от нападок прессы вели либеральные органы, в особенности

«Вестник Европы», «Русские ведомости», «Русская мысль», «Неделя».

На страницах «Вестника Европы» — наиболее влиятель­ного органа умеренно-

либерального направления—регуляр­но помещались статьи против сословности.

Можно безошибоч­но сказать, что это был основной момент в обсуждении им

земского вопроса. В специальной статье «Дворянство в Рос­сии» приводился

статистический материал о прогрессирую­щем уменьшении дворянского

землевладения, доказывалась закономерность этого процесса и нереальность

попыток пред­отвратить его какими-либо законодательными мерами, вроде

Дворянского банка, учреждения майоратов и т. п. Отсюда и общий вывод статьи:

«Программа, основанная на сословных привилегиях, не может быть признана

лозунгом будущности России». «Русская мысль» со своей стороны приветствовала

антисословную направленность статьи.

В том же году со статьей «Сословное начало в местном управлении и

самоуправлении» выступил ведущий публицист «Вестника Европы» К.. Арсеньев.

Эта статья обсуждалась в Петербургском юридическом обществе. В ней

доказывалось, что после реформы 60-х годов сословные перегородки стер­лись,

что под общим наименованием сословия объединяются часто совершенно

разнородные элементы, поэтому введение сословного начала в земское устройство

не может быть оправ­дано жизненной необходимостью.

«Вестник Европы» в этот период, до появления проекта Д. А. Толстого, стоял на

позиции дальнейшего развития нача­ла самоуправления. Он с одобрением писал о

земских хода­тайствах и постановлениях 1881—1882 гг., высказавшихся за

расширение земского представительства, за понижение зе­мельного ценза, за

последовательное проведение принципа бессословности. Журнал критиковал

реакционные исправле­ния Земского положения, принятые в 60:—70-х годах. В

1885 г. ih писал: «Нужна решимость продолжать однажды начатое дело,

продолжать его в том же направлении, в каком оно начато», а в 1886 г.: «Наше

сочувствие всецело на стороне выборного управления, лишь бы только последнее

было ос­новано не на сословном, а на бессословном земстве, преоб­разованном в

смысле широкого развития лучших начал дей­ствующего закона». Однако для его

оценки деятельности земства характерна идеализация. Так, в 1886 г. «Вестник

Ев­ропы» подчеркивал преобладание интересов «народной мас­сы», крестьянства в

деятельности земства.

На вызов реакции откликнулись и другие либеральные из­дания. Убежденным

оппонентом Пазухина от либерального лагеря выступил В. Скалон, много писавший

в «Русских ве­домостях», а позже и в «Северном вестнике». В статье «Наше

самоуправление» он полностью опровергал правильность введения сословного

принципа, указывал, что в пореформен­ное время «самые сословия падают и место

их занимают об­щественные классы». Критикуя дворянско-крепостническую

программу Пазухина, Скалон вскрывал одновременно и огра­ниченность Положения

1 января 1864 г. В период вполне определившегося поворота правительственной

политики к ре­акции «Русские ведомости» продолжали выступать за дальнейшее

развитие буржуазного законодательства.

В разгоревшейся между реакционным и либеральным ла­герем полемике о назревших

государственных преобразова­ниях и роли сословий очень неопределенную позицию

занял журнал «Русское богатство». С начала 80-х годов вокруг журнала начинает

объединяться группа народников, но от­четливого направления «Русское

богатство» еще не имело. Статья Юзова «Будущность сословий», помещенная в № 1

за 1885 г., свидетельствует об аполитичности журнала, его теоретической

беспомощности. Автор статьи не уловил остро­ты полемики о сословном вопросе в

Кахановской комиссии и в прессе. Не понимая отличия классов и сословий, он

убеждал читателей, что сословия вполне необходимы, так как «граждане

государства имеют разнообразные занятия и ин­тересы». О земстве журнал в это

время писал мало. Не упо­миная имени Пазухина, не называя конкретно ни одного

из органов реакционной прессы, обозреватель крайне робко воз­ражал «некоторым

газетам, которые упрекают защитников принципов земского самоуправления».

Позиция «Русской мысли», общая в основном с «Вестни­ком Европы» и «Русскими

ведомостями», имела и несколько своеобразный оттенок. В освещении

внутриполитических проблем проявлялась большая общественно-политическая

заоcтренность. С 1886 г. внутреннее обозрение журнала вел Н. В. Шелгунов,

что несомненно сказалось на общей идейной линии журнала. «Русская мысль» не

только отстаивала реформы 60-х годов, но и отмечала их ограниченность: «В на

стоящее время на двадцатилетнем расстоянии от этих реформ самый объем их

положительно уже утрачивает иллюзию чего то необычайного, беспримерного». В

журнале последователь но проводилась мысль о «более широких», чем местные

хозяй­ственные вопросы, задачах земства. Направление преобра­зований журнал

видел в децентрализации, в расширении об­ласти самоуправления, в том, чтобы

земство, «став в ряд го­сударственных органов и объединив в своих руках всю

власть в уезде и губернии», заменило бы собой все многочисленные присутствия

с их армией чиновничества. Таким образом, «Русская мысль» высказывалась за

преобразование всего ме­стного управления на земской основе, а общий вывод

журна­ла: «В земстве, каковы бы ни были его нынешние недостатки, все-таки

вся будущность действительного улучшения наших порядков», — позволяет

предполагать, что имелось в виду не только местное, но и центральное

управление. Правильность этого предположения подтверждается целым рядом

других высказываний, которые встречаются на страницах «Русской мысли». Так,

говоря о необходимости реформы местного управления, обозреватель журнала

отмежевывается от тех публицистов, которые «враждебно относились к мысли о

пре­образованиях более широких». Обособленность земства от общего управления

признается одной из отрицательных сторон закона 1864 г. Все это доказывает,

что «Русской мыслью» ставился вопрос о центральном земском представительстве,

хотя и несколько иносказательно, что, бесспорно, объяснялось жестокими

цензурными законами эпохи дейст­вия правил 1882 г.

Наряду с этой политической постановкой вопроса о роли земства и перспективах

его развития, «Русская мысль» выдви­гала и конкретную программу пересмотра

Земского положе­ния 1864 г. Одно из основных требований этой программы —

изменение избирательного права, расширение избирательных прав для мелких

собственников, понижение земельного цен­за, уравнение представительства от

крестьян (сельских об­ществ) и землевладельцев (в соответствии с

принадлежащей им землей), что было направлено против сословных привиле­гий

дворянства и гарантированного преобладания средней и крупной земельной

собственности в земстве. В этой связи от­мечалось, что земство является

«слишком дворянским», что «внимание к крестьянским интересам сказывалось

слабо», что интересы землевладельческие заслоняли интересы крестьян. Именно

этим объяснялась и неравномерность земского обло­жения, завышенная оценка

крестьянских земель по сравне­нию с частнособственническими. «Более

уравнительному об­ложению, — писала «Русская мысль», — препятствует самый

состав нынешнего земского представительства, так как пред­ставителей частного

землевладения в нем более, чем пред­ставителей от крестьян, и, сверх того,

слишком большое пре­обладание в нем дано именно крупной собственности». Тем

самым вскрывались классовые интересы в земстве, классовый характер его

деятельности.

Вопрос о равномерном обложении земли связывался с на­зревшей необходимостью

частичного перераспределения соб­ственности. Журнал писал: «Владение большими

простран­ствами земли при равном обложении сделалось бы невозмож­ным, так как

доход с небольшой сравнительно запашки по­глощался бы налогом с бездоходных

участков и, вследствие этого, эти участки, лежащие пустырями, и леса стали бы

пе­реходить от помещиков и казны в собственность крестьян, которые сумели бы

эксплуатировать эти земли с пользой для всей страны».

Вместе с тем журнал выступал против усиления торгово-промышленной буржуазии.

Журнал полагал, что понижение земельного ценза повысит роль в земстве «более

мелких, но настоящих земских хозяев и устранит по возможности влия­ние

кулаков». Либерально-буржуазные мотивы в журнале переплетались с

народническими. Помимо расширения изби­рательного права журнал требовал

отмены административно­го контроля над земством и губернаторской цензуры,

предо­ставления земству действительной исполнительной власти. Выступая с этой

конкретной программой пересмотра Положе­ния 1864 г., журнал отмечал, что все

это — «средство только второстепенное», что «сущность дела в общих условиях».

Какие условия имеются в виду, об этом автор сказать не мог, но ясно, что речь

идет об общеполитических условиях в стране.

Признавая необходимость законодательных мер и инициа­тивы государства, «Русская

мысль» считала, что за упоря­дочение земского дела «должно приняться само

общество,. пользуясь для этого организованными своими центрами, при­чем мы

разумеем и крестьянство, которое в этих именно зем­ских центрах и соприкасается

с прочими сословиями»60. С эти­ми мыслями об ответственности

общества за развитие само­управления, о зависимости успехов деятельности

земства и его будущего от «общих условий» мы встретимся еще раз в «Очерках

русской жизни» Шелгунова.

Большое внимание земскому вопросу уделяла «Неделя». Одним из основных положений,

которые выдвигались ею в это время, было требование общих земских съездов. О

насущ­ной необходимости их газета писала в 1885 г. в статье «Зем­ские съезды».

В одной из статей по поводу областных зем­ских съездов газета высказывалась за

создание особых об властных органов, которые бы наблюдали за осуществлением

решений областных съездов. Вопрос об общеземском представительстве, столь

широко обсуждавшийся в прессе в на­чале 80-х годов, в годы реакции почти

совершенно не ста­вился. Тем более представляет интерес постановка его

«Неде­лей» в 1885—1886 гг. Из других требований «Недели» в зем­ском вопросе

следует отметить программу расширения изби­рательного права 1864 г., понижения

имущественного ценза, устранения неравномерности представительства, которое

было в ущерб сельским обществам. В ряде специальных работ о Дворянском банке, о

100-летнем юбилее Жалованной гра­моты «Неделя» выступала против сословных

притязаний дво­рянства, против предложений реакционной прессы предоста­вить

крупным земельным собственникам права гласных без выборов.

Подводя итоги обзору периодической печати в годы, пред­шествовавшие

составлению проекта земской контрреформы,. надо отметить, что реакционные

органы вели яростную атаку против всесословного местного самоуправления и

выдвинули в 1885 г. общую программу пересмотра буржуазного законо­дательства

60-х годов, побуждая правительство к фактическо­му уничтожению земства;

либеральная пресса защищала принципы реформы 1864 г. и в это время еще

довольно часто выступала за их дальнейшее развитие.

Атака, предпринятая реакционной прессой против реформ 60-х годов, не осталась

без последствий. Статья Пазухина, впервые наметившая основные звенья общего

плана пере­смотра буржуазного законодательства, оказала большое вли­яние на

сплочение реакционных сил как в среде дворянства, так и в правительственных

кругах. Пазухин был признан как бы идеологом реакции. Министр внутренних дел

Толстой наз­начил Пазухина правителем своей канцелярии и передал ему для

составления проекта контрреформ все дела закрывшейся Кахановской комиссии.

Правительство Александра III брал на вооружение программу дворянской реакции.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты