Реферат: Золотой век Екатерины

жизнь упускалось из виду, что управлять теми же 300—400 тыс. душ гораздо

труднее, если они разбросаны на больших пространствах. При большей дробности

новых административных округов нужно было и более административных центров;

поэтому возникло много новых городов, созданных совершенно искусственно.

Изменив областные границы, учреждение о губерниях изменило и устройство

областного управления. До 1775 г. главным органом управления в губерниях,

провинциях и уездах были губернаторы и воеводы со своими канцеляриями.

Земский элемент, введенный в областное управление Петром В., удержался только

в городском самоуправлении и исчез из губернского управления, почему местная

администрация стала бюрократической. Суд, отделенный при Петре от

администрации, вскоре снова слился с нею. Таким образом, бюрократизм и

смешение ведомств стали отличительными признаками местного управления. При

этом состав администрации был малочислен и администрация была слаба. Эта

слабость ясно сказалась во время московского бунта 1771 г., происшедшего под

впечатлением чумы. Московские сенаторы (в Москве было два департамента

Сената) и прочие власти растерялись при первом же движении народа. Против

мятежной толпы, убившей архиепископа Амвросия, не могли собрать и 500 солдат.

Московский главнокомандующий граф Салтыков горько жаловался Екатерине на

недостаточность своих средств для борьбы с чернью. "Я один в городе и Сенате,

— писал он, — помощников нет, команды военной недостает... помочь мне

некому". Еще сильнее сказалась слабость администрации во время известного

пугачевского бунта 1773—1774 гг. Этот бунт возник среди казачества на Урале и

был последней попыткой его борьбы с режимом государства. Не страшное, само по

себе, движение казаков стало особенно опасным потому, что сообщилось

крестьянству всего Поволжья. По случаю турецкой войны у правительства было

мало войск, а администрация не могла ни вовремя сдержать крестьянские

волнения, ни принять должные меры, чтобы обезопасить не только общество, но и

самих себя от всяких случайностей и опасностей. При таких условиях Пугачев

под именем Петра III овладел громадными пространствами от Оренбурга до

Казани, и борьба с ним обратилась в упорную войну. Только после ряда битв

Пугачев был пойман и казнен в 1774 г. Шайки его рассеялись, но волнение

утихало не сразу, и Екатерина выработала свои учреждения о губерниях под

свежим впечатлением необыкновенного погрома.

Она стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и

привлечь к участию в управлении земские элементы. В этом ее стремления

напоминают стремления Петра Великого, но формы екатерининской администрации

далеко разошлись с формами петровского времени, да и основания их были мало,

в сущности, сходны. Учреждения Екатерины, прежде всего, были гораздо сложнее

учреждений Петра.

В каждом губернском городе были установлены: 1) Губернское правление —

главное губернское учреждение с губернатором во главе. Оно имело

административный характер, являлось ревизором всего управления, представляло

собой правительственную власть в губернии. 2) Палаты уголовная и гражданская

— высшие органы суда в губернии. 3) Палата казенная — орган финансового

управления. Все эти учреждения имели коллегиальный характер (губернское

правление — лишь по форме, ибо вся власть принадлежала губернатору) и

бюрократический состав и ведали все сословия губернии. Затем в губернском

городе были: 4) Верхний земский суд — судебное место для дворянских тяжб и

для суда над дворянами. 5) Губернский магистрат — судебное место для лиц

городского сословия по искам и тяжбам на них. 6) Верхняя расправа — судебное

место для однодворцев и государственных крестьян. Эти суды имели

коллегиальный характер, состояли из председателей — коронных судей и

заседателей — выборных того сословия, делами которого занималось учреждение.

По кругу дел и по составу эти учреждения были, стало быть, сословными, но

действовали под руководством коронных чиновников. Наконец, в губернском

городе были: 7) Совестный суд — для полюбовного решения тяжб и для суда над

невменяемыми преступниками и непреднамеренными преступлениями и 8) Приказ

общественного призрения — для устройства школ, богаделен, приютов и т. п. В

обоих этих местах председательствовали коронные чиновники, заседали

представители всех сословий и ведались лица всех сословий. Так, не будучи

сословными, эти учреждения не были и бюрократическими.

В каждом уездном городе находились: 1) Нижний земский суд — ведавший уездную

полицию и администрацию, состоявший из исправника (капитана-исправника) и

заседателей; и тот, и другие избирались из дворян уезда. Исправник считался

начальником уезда и был исполнительным органом губернского управления. 2)

Уездный суд — для дворян, подчиненный Верхнему земскому суду. 3) Городской

магистрат — судебное место для горожан, подчиненное губернскому магистрату

(городская полиция была вверена коронному чиновнику — городничему). 4) Нижняя

расправа — суд для государственных крестьян, подчиненный верхней расправе.

Все эти учреждения по своему составу были коллегиальными и сословными местами

(из лиц того сословия, дела которого ведали); только председатель нижней

расправы был назначаем от правительства.

Кроме перечисленных учреждений следует заметить еще два: для попечения о

вдовах и детях дворян была установлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем

земском суде), а для призрения вдов и сирот горожан — сиротский суд (при

каждом городовом магистрате). И в том, и в другом учреждении членами были

сословные представители. В Дворянской Опеке председательствовал предводитель

дворянства (они стали существовать со времени Екатерининской комиссии), а в

сиротском суде — городской голова.

Такова была система местных учреждений Екатерины II. Мы видим, что вместо

довольно простых форм прежнего времени теперь раскинута в каждой губернии

целая сеть учреждений с многочисленным составом, и эта многочисленная

администрация сосредоточена в меньших административных округах. При обилии

новых учреждений замечаем, что они стараются выдержать модный в XVIII в.

принцип разделения ведомств и властей: администрация в них отделена от суда,

суд — от финансового управления. Местные общества получили на сословном

принципе широкое участие в делах местного управления: и дворянство, и

горожане, и даже люди низших классов наполняли своими представителями

большинство новых учреждений. Местная администрация приняла вид земского

самоуправления, действовавшего, впрочем, в чувствительной зависимости и под

контролем немногих правительственных лиц и бюрократических органов. Екатерина

думала, что она достигла своих целей: усилила состав администрации, правильно

распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие

земству в новых учреждениях. Местное управление вышло очень систематично и

либерально. Оно отвечало до некоторой степени и отвлеченным теориям

Екатерины, потому что отразило на себе либеральные учения европейских

публицистов, и желаниям сословий, потому что имело несомненную связь с

депутатскими желаниями. О самоуправлении говорили в комиссии 1767—1768.

Однако, будучи очень систематичны сами по себе, местные учреждения 1775 г. не

привели в систему всего государственного управления. Они не затронули форм

центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести

всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь

обязанность руководства и общего наблюдения. Екатерина сознавала это. Но она

не тронула первоначально ничего в центральном управлении, а между тем

перемены в нем должны были произойти, потому что Петр именно на петербургские

коллегии возложил главную тяжесть управления. Перемены и произошли скоро: за

неимением дел, коллегии мало-помалу стали уничтожаться. За водворением

стройной системы в местном управлении следовало падение прежней системы в

управлении центральном. Оно... стало требовать реформы и, пережив

окончательное расстройство при императоре Павле, получило ее уже при

императоре Александре I (когда учреждены были министерства).

Таковы были главные меры Екатерины относительно управления. Новые учреждения,

притягивая к себе силы местных обществ, вносили нечто новое в жизнь и

отношения сословий. Легко заметить, что, за исключением двух учреждений

(совестного суда и приказа общественного призрения), все остальные были

органами какого-нибудь одного сословия. Самоуправление получило строго

сословный характер: оно не было новостью для горожан, зато громадной новостью

было для дворянства.

Сословия. Становясь привелигированным и обособленным сословием,

дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной

службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая

дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Для

избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом через

каждые три года и выбирали себе уездного предводителя, капитана-исправника и

заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым

сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда;

и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний

земский суд). По своему сословному положению дворяне становились с 1775 г. не

только землевладельцами уезда, но и его администраторами. В то же время в тех

учреждениях 1775 г., состав которых был бюрократическим или наполовину, или

совсем, громадное число чиновников принадлежало к дворянству; поэтому можно

сказать, что не только уездное, но и губернское управление вообще

сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство же из своих рядов давно уже

поставляло, как мы видели, главных деятелей и в центральные учреждения. С

упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками верховной

власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных

чиновников. Таким образом, с 1775 г. вся Россия от высших до низших ступеней

управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством:

вверху они действовали в виде бюрократии, внизу — в качестве представителей

дворянских самоуправляющихся обществ.

Такое значение для дворянства имели реформы 1775 г., они дали ему сословную

организацию и первенствующее административное значение в стране. В

"Учреждениях для управления губерний", однако, и организация, данная

дворянству, и ее влияние на местное управление рассматриваются как факты,

созданные в интересах государственного управления, а не сословий. Позднее

Екатерина те же факты, ею установленные, а равно и прежние права и

преимущества дворян изложила в особой Жалованной грамоте дворянству 1785 г.

Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные

привилегии, наряду со всеми теми правами и льготами, какие дворяне имели

раньше. Жалованная грамота 1785 г. явилась, таким образом, не новым, по

существу, законом о дворянстве, но систематическим изложением ранее

существовавших прав и преимуществ дворян с некоторыми, впрочем,

прибавлениями. Эти прибавления составляли дальнейшее развитие того, что уже

существовало. Главной новостью было признание дворянства уже не одного уезда,

но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического лица.

Грамотой 1785 г. завершен был тот процесс сложения и возвышения дворянского

сословия, какой мы наблюдали на пространстве всего XVIII в. При Петре Великом

дворянин определялся обязанностью бессрочной службы и правом личного

землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно и не

вполне. При императрице Анне дворянин облегчил свою государственную службу и

увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных

привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости;

при Петре III снял с себя служебную повинность и получил некоторые

исключительные личные права. Наконец, при Екатерине II дворянин стал членом

губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках

местное самоуправление. Грамота 1785 г. установила, что дворянин не может

иначе, как по суду, лишиться своего звания, передает его жене и детям;

судится только равными себе, свободен от податей и телесных наказаний,

владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении;

свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах

на дворянские должности, если не имеет "офицерского чина". Таковы главнейшие

права всякого дворянина. Участие дворянских обществ в местном управлении нам

уже известно. Помимо этого участия дворянские общества имели все права

юридических лиц и пользовались широким простором в устройстве своих

общественных дел. К таким результатам дворянство пришло к концу XVIII в.;

исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и

сильное влияние на местное управление — вот результаты, к каким привела

дворянское сословие политика императрицы.

К этим результатам следует причислить и прогресс крепостного права. Мы

видели, что положение крестьян ухудшалось непрерывно в XVIII в. Столкновение

интересов помещика, строившего все свое хозяйство на даровом труде

крестьянина, с интересами крестьянина, сознававшего себя не рабом, а

гражданином, было непримиримо и разрешалось, законом и жизнью, в пользу

помещика. Екатерина мечтала о крестьянском освобождении, строила его проекты,

но она взошла на престол и правила с помощью дворянства и не могла нарушить

союз свой с господствующим сословием. Поэтому, не отступаясь от своих

воззрений, она в то же время поступала вопреки им. При Екатерине крепостное

право росло и в смысле его силы, и... широты его распространения. Но вместе с

тем росли и думы о его уничтожении и в самой императрице, и в людях, шедших

за течением века. И чем дальше, тем больше становилось таких людей.

Законодательство о крестьянах времени Екатерины по-прежнему направлялось к

дальнейшему ограничению крестьянских прав и усилению власти над ними

помещика. Во время крестьянских волнений в 1765—1766 гг. помещики получили

право ссылать своих крестьян не только на поселение в Сибирь (это уже было

ранее), но и на каторгу, за "дерзости" помещику. Помещик во всякое время мог

отдать крестьянина в солдаты, не дожидаясь времени рекрутского набора. Когда

же эти меры не привели к подавлению крестьянских волнений и крестьяне

продолжали волноваться и жаловаться на помещиков, то указом 1767 г.

крестьянам было запрещено подавать какие бы то ни было жалобы на помещиков. В

Комиссии 1767—1768 гг. были собраны представители всех классов общества, но

не было ни одного владельческого крестьянина. Учреждения 1775 г. давали право

самоуправления всем классам местного общества, кроме владельческих крестьян.

Все эти указы и меры свидетельствуют о том, что на крестьян смотрели не как

на граждан, а как на помещичью собственность. Грамота дворянству 1785 г. не

говоря прямо о существе помещичьей власти над крестьянами, косвенно

признавала крестьян частной собственностью дворянина вместе с прочим его

имением.

Но такой взгляд на крестьянство не повел к полному уничтожению гражданской

личности крестьян: они продолжали считаться податным классом общества, имели

право искать в судах и быть свидетелями на суде, могли вступать в гражданские

обязательства и даже записываться в купцы с согласия помещика. Казна даже

допускала их к откупам за поручительством помещика. В глазах закона, таким

образом, крестьянин одновременно был и частным рабом, и гражданином. И даже

касаясь частных отношений крестьянина и его владельца, закон не доходил до

признания полного его рабства и считал возможным и должным ограничивать право

распоряжения крестьянином. Помещик мог продавать и отпускать на волю

крестьян, но закон запрещал ему торг крестьянами во время рекрутских наборов

(а равно запрещал и торг отдельными людьми с молотка) и отпуск на волю таких

крепостных, которые не могли прокормить себя по болезни или старости.

Такая двойственность законодательства в отношении крестьян указывала на

отсутствие твердого взгляда на них у правительства. Это отсутствие и было

причиной того, что в то самое время, как Екатерина грамотами 1785 г.

определила государственное положение дворян и горожан, положение крестьян

осталось неопределенным и крепостное право не получило законодательной

формулы и общих определений. В правительстве было уже два известных нам

направления в вопросе о крестьянах: императрица хотела их освобождения,

окружающие ее — дальнейшего развития помещичьих прав. Смотря по тому, чьи

взгляды брали перевес, отдельные меры о крестьянах принимали тот или другой

характер. Вот почему в положении крестьянского вопроса при Екатерине

наблюдаем ряд замечательных противоречий. Для примера возьмем некоторые из

них. Рядом указов Екатерина старалась ограничить распространение крепостного

права и прямо запрещала свободным людям и вольноотпущенным вновь вступать в

крепостную зависимость. Учреждая новые города из сел, населенных крепостным,

правительством выкупало крестьян и обращало их в горожан. Вся масса, около

миллиона крестьян, принадлежащих духовенству, была окончательно изъята из

частного владения и превращена в особый разряд государственных крестьян под

именем экономических (1763). Но рядом с этим Екатерина щедро раздавала

приближенным людям имения, и число новых крепостных в этих имениях достигало

громадной цифры. Далее, во все свое царствование Екатерина искренно строила

проекты освобождения крестьян; уже во вторую половину ее царствования видели

проект закона о том, чтобы объявить свободными всех детей крепостных

крестьян, рожденных после Жалованной грамоты 1785 г. Но рядом с этим

Екатерина воспретила свободный переход малорусских крестьян и тем формально

водворила в Малороссии крепостное право, хотя надо сказать, что сама жизнь до

нее уже подготовила его.

Результатом таких противоречий было не прекращение или ограничение

крепостного права, а еще больший его расцвет. Исследователи истории

крепостного прав замечают, что век Екатерины был временем наибольшего

развития крестьянской зависимости. И как раз в это же самое время

общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты