Реферат: Законы Хаммурапи

Реферат: Законы Хаммурапи

Всероссийская Академия Внешней Торговли

Домашняя работа

Дисциплина: “История государства и права зарубежных стран”

Реферат:

“Законы Хаммурапи”

Преподаватель: Вологдин А.А.

Москва, 2003 г.

План:

Введение _______________________________________________________3

1. Структура ____________________________________________________4

2. Законы Хаммурапи ____________________________________________ 4

3. Экономика. Сельское хозяйство _________________________________5

4. Скотоводство _________________________________________________6

5. Ремесло ______________________________________________________6

6. Торговля _____________________________________________________7

7. Аренда и ростовщичество ______________________________________8

8. Социальные отношения ________________________________________10

9. Семья, семейные отношения ___________________________________13

10. Судопроизводство ____________________________________________14

11. Уголовное право по Законам Хаммурапи _________________________15

Заключение _____________________________________________________16

Список использованной литературы ________________________________16

Я — Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду! Мои

слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они —

пустое, но мудрому они созданы для соблюдения.

Законник Хаммурапи.

Введение

Изучение древних судебников, одним из которых является судебник

Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей актуальности. Эти

судебники являются самыми первыми законами, а их составители -

первыми людьми, попытавшимися установить некоторые социальные нормы

поведения, чтобы управлять людьми. Хотя законы эти по нашим

сегодняшним меркам могут показаться недоработанными, несовершенными, они

представляют огромную историческую ценность. Законы свидетельствуют об

уровне развития государства. Чем совершеннее государство - тем

совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к

заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно

высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями.

Изучая законы можно узнать также о нравах, об обычаях государства того

времени

Вавилония - примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока,

располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название

свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и

культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды – в XVIII

и VII веках до нашей эры. Вавилония занимала лишь среднюю часть

Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура

на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто

противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К

востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами

и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в

которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до нашей эры племена аморитов.

Древне-вавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи

(1792-1750 гг. до нашей эры). Главным памятником этого периода является

кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов,

выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами,

скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде

неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкенумов), наконец,

массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее,

структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая

борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению

государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и

эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи

оформляется типичная для Древнего Востока деспотия.

Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247.

Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось восстановить по

документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала.

Структура Законов Хаммурапи

Статьи Законника Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это

принято сейчас. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма

права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение

частного случая, казуса. Например: "Если человек выбьет зуб равного себе (по

общественному положению), то должно выбить его зуб. " Такую форму изложения

называют "казуальной".

Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но

строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они

не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время,

да и много столетий позже, не осознавалось.

Расположение законов внутри групп и переход от группы к группе

осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 -

5)[1] устанавливает кару за

важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе,

лжесвидетельство и “изменение” судебного решения судьёй. Следующие

статьи (п. 6 - 25) посвящены охране собственности царя, храмов,

общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается

противоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п.26-

41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с

параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший

вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за “ дезертирство “,

как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и

утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им

пользоваться, т. е. как бы за “ кражу “). Последний параграф этого

раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а

п.42 (первый в следующей группе) - тоже об использовании чужого поля,

но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п.42 - 88) регулирует

операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения,

касающиеся этого имущества.

Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:

п.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.

п.127 - 195 - семейное право.

п.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.

п.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и

личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы

рассматривали как один).

Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие

государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и др.

Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что

Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе. Главными источниками

кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.

Законы Хаммурапи

Вместе с многочисленными деловыми документами своей эпохи, дошедшими до нас

благодаря тому материалу, на котором они были написаны, то есть глине,

Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности

вавилонского общества.

Продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для

работы в поле, заклад имущества при сделках займа (денежного и

натурального) - все это подробным образом регламентируется в законах

Хаммурапи.

Некоторые статьи наводят на мысль, что немаловажной причиной кодификационной

деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия

вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни

богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками. Законы Хаммурапи в

некоторой степени ограничивают возможности этого круга стяжателей, заботясь

главным образом о податных и военных интересах государства: плательщиком

налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его

разорение.

Экономика Вавилонии по Законам Хаммурапи. Сельское хозяйство

Месопотамия (а в переводе на наш язык - Междуречье), расположена

между двумя крупными реками - Тигром и Евфратом, которые и являлись

основным крупным источником влаги. Воды этих рек несли ил, который

содержал растительные остатки и растворенные соли минералов, и во

время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Месопотамии

отличались исключительным плодородием. Однако для того чтобы в долине

Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый

комплекс специальных мелиоративных работ, которые осуществлялись бы

круглый год. Надо отметить, что в Месопотамии был чрезвычайно жаркий

климат и подолгу не шли дожди. Спасало лишь то, что два раза в год

Тигр и Евфрат разливались.

Жители Месопотамии с древнейших времён рыли каналы и постоянно

следили за их состоянием, сооружали дамбы, шлюзы, колодцы и т.д. Во

времена разливов вода по каналам поступала в резервуары и оттуда в

летние месяцы подавалась на поля (правда только на поля отдельных

хозяев).

Одновременно приходилось бороться с засолением почв от насыщенных

минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для

орошения, а также с недостатком дождевой влаги, промывающей почву.

Во времена Хаммурапи наблюдалось расширение посевных площадей

(освоения залежных и целинных земель). В значительной степени это

достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране.

Специальные чиновники обязаны были строго следить за состоянием

больших и малых каналов. В Законах Хаммурапи четыре статьи

специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности

или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям

на своём участке (п.53, 54, 55, 56). В случае их прорыва и

затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём

говорится в п.53:

"Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие

того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет

прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то

человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб,

который он погубил ".

В противном случае его имущество и его самого продавали в

возмещение соседям ущерба (п.54): "Если он не может возместить хлеб,

то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это

серебро должны разделить между собой люди возделанной общины, хлеб

которых унесла вода ".

Важным своим деянием вавилонский царь считал проведение грандиозного

канала, названного "Рекой Хаммурапи ", о котором говорилось, что это

богатство народа, приносящее, "изобилие воды Шумеру и Аккаду ".

Как уже говорилось, в Месопотамии были достаточно неблагоприятные

условия для ведения сельского хозяйства и, вследствие этого, земля

ценилась очень высоко, вплоть до того, что были установлены

специальные наказания за её порчу (п.42, 43, 44). Например, в п.43,

направленном на арендаторов, говорится:

" Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину

поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен

вспахать, взборонить и вернуть хозяину поля ".

Скотоводство

Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого (овцы),

так и крупного (быки) рогатого скота. Скот передавался специальным

пастухам (наемным или царским людям), которые несли ответственность

за потраву, а также за любой другой ущерб, происшедший в стаде по

вине пастуха (п.263 - 265 и 267). Статьи 244 - 251 также можно

отнести к скотоводству: в них, достаточно подробно, рассматриваются

различные случаи найма скота, а также возмещение убытков связанных с

этим наймом. Это в свою очередь может свидетельствовать о том, что

скот являлся достаточно большой ценностью в Месопотамии и обладать

им могли только достаточно состоятельные люди. Обработка земли

требовала больших усилий и без помощи животных здесь было бы очень

трудно обойтись.

Ремесло

Ремесла, как частного рода деятельности, в Месопотамии не

существовало, т. к. все ремесленники были подчинены царскому или

храмовому хозяйству. Это можно проследить в п. 188, гласящем: "Если

какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит

его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду

".

Одновременно с этим существовала другая причина, препятствующая

возврату ребенка назад. По религиозным представлениям древних

вавилонян, если человек за время своей жизни не успел передать

ремесло детям, то его в будущей жизни ждали муки голода. Поэтому

ремесленник не хотел отказываться от усыновленного ребенка.

В Законах Хаммурапи часто встречаются такие профессии как строитель,

врач, корабельщик, вероятно потому, что они были самыми

распространенными, а услуги их представителей пользовались большим

спросом. Но вместе с тем на протяжении всего кодекса не упоминаются

такие профессии как, например, оружейник. Это, однако, не означает

того, что ремесленников данного рода вообще не существовало. Просто их

продукция пользовалась малым спросом. Их потенциальными заказчиками

могла быть только знать (а таковых было несоизмеримо меньше, чем

простых людей). Если услуги строителя при постройке дома были нужны

почти каждому, то оружие требовалось далеко не всем.

В судебнике Хаммурапи отмечаются и профессиональные занятия. Первые

места среди них занимают придворные служащие и высшее жречество. Те и

другие стояли в непосредственной близости к царю, как средоточию

светской и духовной власти.

В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в

Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые

служащие. Из них в Законах Хаммурапи отмечаются только лица женского

пола: надитум, энтум, зикрум[2]

(п. 179).

Торговля

Месопотамия сильно зависела от международной торговли, ибо

импортировала основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и

т. п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия,

а также, вероятно, хлеб и растительное масло.

К моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела

уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и

нашло своё отражение в тексте Законов.

Сначала устанавливался общий принцип партнёрства (п. 99): "Если человек

даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток,

который будет, они должны перед богами разделить поровну” (скорее

всего, в храме бога Шамаша, покровителя купцов).

В основном, торговые предприятия осуществлялись шамаллумами

[3] - торговыми агентами и тамкарами

[4] - крупными государственными служащими, находящимися, как правило, в

метрополиях. Хотя тамкар, по Законам Хаммурапи, и являлся чиновником,

однако он мог выступать и как частный купец-предприниматель: т. к.

Хаммурапи, подчинив тамкаров царскому хозяйству, тем не менее, не лишил

их прежней их сферы частной деятельности. Между тамкарами и

шамаллумами отношения строились совсем иначе. Шамаллум был мелким

странствующим торговцем, действовавшим отчасти на собственный страх и

риск, но главным образом в качестве агента на службе у тамкара.

Тамкар снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые тот

пускал в оборот. Текст п. 100 заставляет полагать, что вся прибыль

торгового путешествия доставалась тамкару, а последний должен был

оплатить шамаллуму " его дни ", т. е., очевидно, расходы по

путешествию, а также некоторое жалованье.

Участие в торговых операциях было выгодным делом. Однако оно было

вместе с тем и очень рискованным делом, т. к. грабежи торговых людей

на дорогах и средь бела дня случались достаточно часто. И не

случайно в п. 103 предусмотрено снятие с шамаллума всякой

ответственности, если он по пути сделался жертвой грабежа.

"Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то

шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности

".

Если он был ограблен на той территории, куда простиралась власть

вавилонского царя, то в действие вступали пункты 23 и 24, и можно

было надеяться на возмещение убытков за счет той общины, на

территории которой произошел грабеж, однако торговые поездки были

большей своей частью заграничными. А о существовании каких-либо

договоров между Вавилоном и соседними с ним державами о совместной

борьбе с разбоем на дорогах пока ничего не известно.

Остальные пункты регулируют отношения между тамкаром и шамаллумом.

Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для

продажи (п. 104). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару

всю выручку и получить у него документ с печатью.

Нарушение доверия в Законах Хаммураи рассматривалось как очень тяжкий

проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение в

параграфах 106 и 107, предусматривающих случаи спора между шамаллумом

и тамкаром. Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем

отпирается в получении этого серебра, то тамкар должен был

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты