Билеты: Билеты по истории России

Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-

административная система, построенная на огосударствлении средств

производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ

рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и

коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в

20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии

государству стало фактом тогда же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд острых

схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго

централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом.

Коммунистическая партия была единственной легальной политической

организацией. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в

государстве. Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных

организаций, то они были не более чем «приводными ремнями» от партии к

массам. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная

идеология, постулаты которой — понятные, простые — внедрялись в сознание

людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей. Малейшее

отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии,

репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан. Культ Сталина как

вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В

образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и

народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно

конкретными и близкими. На Сталине замыкалась вся пирамида тоталитарной

власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно

разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы —

«тройки», Главное управление лагерей — ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны

репрессий шли одна за другой, «Большой террор» унес жизни почти 1 млн

расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем

самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не

только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией. Террор имел и

экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы

заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.

В обществе сложилась весьма непростая духовная атмосфера. С одной стороны,

многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности

пройдут, а сделанное ими останется навсегда — в светлом будущем, которое они

строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на

справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей,

деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности,

незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-

то команды. Полагают, что именно такое — взвинченное, трагически расколотое

восприятие действительности свойственно тоталитаризму.

Символом эпохи можно считать принятую в 1936 г. Конституцию СССР. Она

гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. СССР

характеризовался сак социалистическое государство рабочих и крестьян.

Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б)

закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей

отсутствовал.

Билет 25

Задачу осуществления индустриализации, т. е. создания развитой

промышленности, советская Россия унаследовала от России дореволюционной. Войны,

разруха времен «военного коммунизма» отбросили экономику страны далеко назад. В

конце 1925 г. был взят курс на индустриализацию, включавший в себя меры по

обеспечению экономической независимости СССР, приоритетного развития тяжелой и

оборонной промышленности, преодоления отставания от стран Запада.

К 1927 г. определились два основных подхода:

· Первый подход: капиталы для финансирования индустриализации дадут

развитие частного предпринимательства, привлечение иностранных займов,

расширение торгового оборота; темпы индустриализации должны быть высокими, но

при этом ориентироваться на реальные возможности.

· Второй подход: финансировать индустриализацию за счет средств внутри

страны, перекачивая их в тяжелую промышленность из легкой промышленности и

сельского хозяйства; необходимо форсировать промышленный рост, провести

индустриализацию стремительно за пять—десять лет.

Первая и вторая пятилетки (1928—1932 и 1933—1937 соответственно) были

подчинены решению задачи «догнать страны Европы».

Каковы их итоги?

· СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства;

· сократился разрыв между СССР и странами Запада по показателю

промышленного производства на душу населения;

· были построены десятки крупных промышленных предприятий;

· возникли новые отрасли промышленности; исчезла безработица.

· СССР стал одной из немногих стран, способных производить все виды

современной промышленной продукции.

Цена индустриализации была высока: обескровленное сельское хозяйство; отставание

легкой промышленности; существенное снижение жизненного уровня населения; все

более широкое использование бесплатного труда заключенных. Главное, к чему курс

на форсированную индустриализацию, — это формирование командной экономики,

сверхцентрализованной, подчиненной директивному планированию, полностью

огосударствленной, систематически прибегающей к внеэкономическим мерам

принуждения и потому репрессивной. Экономическая основа тоталитарного

общества была тем самым создана.

Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР стал 1929

год. Форсированное колхозное строительство было признано главной задачей. Выбор

был сделан — в пользу ликвидации единоличных хозяйств, раскулачивания, разгрома

хлебного рынка, фактического огосударствления деревенской экономики.

Сущность кризиса хлебозаготовок состояла в том, что крестьяне-единоличники

снижали поставки зерна государству и срывали намеченные показатели. Были

предложенные решения: запрет свободной торговли хлебом, конфискация зерновых

запасов, возбуждение бедноты против зажиточной части деревни. Результаты

убеждали в эффективности насильственных мер.

Политика коллективизации проводилась по двум основным направлениям:

объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание. Основной формой

объединения единоличных хозяйств были признаны колхозы. Для ускорения

коллективизации в деревню были направлены «грамотные в идейном отношении»

городские рабочие. Параллельно коллективизации шла кампания раскулачивания,

ликвидации кулачества как класса. Земля, имущество, денежные накопления кулаков

подлежали конфискации. Ответом стали массовые волнения, убой скота, скрытое и

явное сопротивление. Государству пришлось временно отступить: статья Сталина

«Головокружение от успехов» (весна 1930) ответственность за насилие и

принуждение возложила на местные власти.

Начался обратный процесс, миллионы крестьян вышли из колхозов. Но уже с осени

1930 г. нажим вновь усилился. К 1933 г. в колхозах состояло более 60%

крестьян, к 1937 г. — около 93%. Коллективизация была объявлена завершенной.

Итоги коллективизации:

она нанесла невосполнимый урон аграрной экономике

государственные заготовки зерна выросли в 2 раза,

размеры налогов с колхозов — в 3,5 раза.

Колхозы превратились в разновидность государственных предприятий, имевших

жесткие плановые задания и подлежавших директивному управлению. При

проведении паспортной реформы колхозники паспортов не получили: фактически их

прикрепили к колхозу и лишили свободы передвижения. Промышленность росла за

счет сельского хозяйства. На смену крестьянам-единоличникам пришел новый

класс — колхозное крестьянство.

Билет 26

22 июня 1941 г. Германия, нарушив пакт о ненападении, напала на СССР.

Началась война, которая уже в первые недели была по справедливости названа

Отечественной и Великой. Великая Отечественная война была составной частью

Второй мировой войны, в которой гитлеровской Германии и ее союзникам

противостояла мощная антигитлеровская коалиция. Главными участниками коалиции

были СССР, США, Великобритания.

Трагическое начало войны поставило перед руководством страны чрезвычайно

сложную задачу: переместить в глубокий тыл промышленные предприятия,

оборудование, материальные ценности. Уже к декабрю в Сибирь, на Урал, в

Среднюю Азию было перемещено более полутора тысяч предприятий и 10 млн

человек. На военное положение были переведены все рабочие и служащие: они

объявлялись мобилизованными на период войны, рабочий день устанавливался в 11

часов при шестидневной рабочей неделе, сверхурочные становились

обязательными, отпуска отменялись.

Перелом в работе тыловой экономики произошел к лету 1942 г. На востоке СССР

была создана новая военно-промышленная база, полностью обеспечивавшая

потребности фронта. С этого времени Красная Армия получала вооружение,

превосходившее немецкое не только в количественном, но и в качественном

отношении (танки Т-34, истребители Як-1, Як-3, штурмовики Ил-2, минометные

установки «Катюша»).

В первые же месяцы войны под немецкой оккупацией оказались миллионы граждан

СССР. Оккупанты ввели в действие так называемый план «Ост». «Расово

неполноценные народы» (по терминологии авторов документа) — славяне, евреи,

цыгане и др. — подлежали физическому уничтожению, превращению в рабов,

угоняемых в рейх для работы на новых хозяев Европы. На оккупированных

территориях разгорелось пламя партизанской войны. Партизаны и подпольщики

стали подлинным кошмаром для захватчиков.

22 июня 1941 – Нападение Германии на СССР

декабрь 1941 – Начало контрнаступления советских войск под Москвой

июль 1942 – февраль 1943 – Сталинградская битва

январь 1943 – прорыв блокады Ленинграда

июль-август 1943 – Курская битва

8 мая 1945 – Капитуляция Германии

Во время великой Отечественной войны было убито, умерло от ран, погибло в

плену, замучено не менее 27 млн человек.

Итоги Великой Отечественной Войны:

· победа антигитлеровской коалиции;

· СССР отстоял свою государственную независимость;

· фашистская Германия и Япония потерпели военно-политическое поражение;

· фашизм и нацизм были осуждены как идеология агрессии, насилия, расового

превосходства;

· вырос престиж СССР, усилилось его международное влияние, в Центральной и

Юго-Восточной Европе начала формироваться система социалистических

государств, находящихся под его прямым контролем;

К сожалению, к итогам Великой Отечественной войны относят и укрепление

тоталитарного режима в СССР, возрождение политики репрессий, несколько

ослабленных в военные годы. Война, безусловно, научила человечество презирать

фашизм, всеми силами противостоять ему. Урок войны, вероятно, и в том, что

военно-политическую безопасность одного государства невозможно обеспечить за

счет безопасности других, а насилие не может быть способом решения сложных,

запутанных международных проблем.

Билет 27

Система, созданная Сталиным в 20-х — начале 50-х гг., предполагала абсолютное

лидерство правящей Коммунистической партии, подчинение государства партии,

господство коммунистической идеологии, командную экономику, культ вождя,

подавление политических и гражданских свобод, террор и репрессии. После

смерти Сталина первыми с предложениями о частичной реабилитации заключенных,

пересмотре основ внешней политики, корректировке аграрной политики,

расширении полномочий государственных органов выступили Г. М. Маленков,

ставший Председателем Совета Министров СССР, и Л. П. Берия, с конца 30-х гг.

руководивший карательной системой.

Набиравший силу Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сумел к 1955 г.

добиться победы над главным конкурентом — Маленковым. К этому времени из

тюрем и лагерей были освобождены десятки тысяч человек.

Преобразования были обещаны сельскому хозяйству: подняты закупочные цены,

списаны долги, увеличены капиталовложения в колхозную экономику, снижены

налоги на личное подсобное хозяйство и разрешено увеличить его размеры в пять

раз. Началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане и Западной

Сибири (1954).

В феврале 1956 г. на закрытом заседании XX съезда КПСС Хрущев выступил с

докладом о культе личности Сталина. Хрущев привел факты прямой

ответственности Сталина за террор и репрессии, осудил их как нарушение

социалистической законности, призвал к преодолению их последствий.

Десталинизация в его представлении ограничивалась осуждением злоупотреблений

времен культа личности, обузданием карательных органов, установлением

жесткого партийного контроля над ними. Но и такая десталинизация встретила

мощное сопротивление консерваторов.

В 1956—1957 гг. были реабилитированы некоторые подвергшиеся депортации

народы, расширены права союзных республик в хозяйственном и культурном

развитии, предприняты меры по активизации советских органов, комсомола,

профсоюзов. В 1959 г. был принят новый устав КПСС, в котором впервые

говорилось о возможности внутрипартийных дискуссий, обновлении кадров и пр.

В 1962 г. Хрущев предложил приступить к разработке проекта новой Конституции.

В известном противоречии со сталинской моделью находилась и социальная

политика, проводимая Хрущевым: на колхозников была распространена паспортная

система, упорядочено пенсионное обеспечение, развернуто массовое жилищное

строительство, началось расселение коммунальных квартир.

В промышленной политике Хрущев придерживался курса на приоритетное развитие

тяжелой и оборонной промышленности, командных методов управления. Знаменитая

кампания по насильственному внедрению кукурузы, реорганизация машинно-

тракторных станций, борьба против личных подсобных хозяйств были проявлениями

директивного стиля руководства. Негативные последствия не замедлили сказаться

— трудности со снабжением городов продовольствием, начало закупок зерна за

рубежом (1963), повышение розничных цен. Особенно непоследовательно, с

постоянными колебаниями и отступлениями курс на десталинизацию проводился в

сфере культуры, идеологии, духовной жизни. «Оттепель» воспринималась с

опаской, в ней видели нежелательное «брожение умов», «подрыв основ».

Хрущев был освобожден от должности Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя

Совета Министров СССР на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. Тоталитарная система,

которую он унаследовал от Сталина, претерпела некоторые изменения, но по

существу не изменилась.

Билет 28

В 1965 г. была начата новая экономическая реформа, замысел которой состоял в

том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность

предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное

регулирование дополнить экономическим.

С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и

экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы

роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение

себестоимости.

С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не

демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через

министерства.

Реформа дала неплохие результаты. Приостановилось снижение темпов роста

экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-

х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось.

В 70—80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия

(но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню

— ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов, увеличивалось

число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все

усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки.

Между тем возможности такой модели роста неуклонно сокращались: добыча

топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и

Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема

трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким

бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс,

которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с

США.

Положение в сельском хозяйстве также не внушало оптимизма. Затраты

государственных средств непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30%

всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. Заработная плата,

доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Дефицит,

очереди, «блат» были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В

конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное

распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так

называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в

этих условиях было естественным и даже неизбежным явлением.

Билет 29

Характер перестройки (1985—1991) определялся стремлением реформировать

советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-

экономический и духовно-нравственный кризис.

В истории перестройки выделяют три этапа:

1. 1985—1986,

2. 1987—1988,

3. 1989—1991 гг. 1985—1986 гг.: период ускорения.

Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития.

Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный потенциал СССР. Методы

реализации этой стратегии оказались вполне традиционными:

· активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой

дисциплины, борьба с пьянством — знаменитая антиалкогольная кампания);

· использование скрытых резервов (полная загрузка производственных

мощностей, организация многосменной работы);

· резкое увеличение расходов на техническое обновление предприятий;

ужесточение административных мер (государственная приемка продукции).

Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения

темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским

потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение

промышленности обострило ситуацию в социальной сфере.

1987—1988 гг.: «гласность» и перестройка. Закон «О государственном

предприятии» (лето 1987) значительно расширял самостоятельность предприятий.

Министерства готовили контрольные показатели экономического развития на год и

на их основе устанавливали государственный заказ предприятию. Это была

попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление,

ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ

устанавливался на пределе возможностей предприятий.

В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное

предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора).

Существенных сдвигов в экономике не происходило. Сопротивление при этом

росло. В январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности». Случилось

невероятное: тираж популярных литературно-художественных журналов перевалил

за миллион экземпляров. Страна бросилась наверстывать упущенное, читать то,

что было у нее отнято в прежние годы: произведения 20—30-х гг., сочинения

старых и новых эмигрантов, публицистические статьи.

В 1987 г. была сформулирована концепция нового политического мышления во

внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общечеловеческие

ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решения

международных проблем признавался баланс интересов (в противоположность

балансу сил). На этой основе успешно развивались отношения со странами

Запада, был разблокирован ряд региональных конфликтов (вывод советских войск

из Афганистана, 1988). 1989—1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г.

состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на

альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по

телевидению.

Между тем внутри КПСС наметился раскол на консервативное и реформаторское

крыло. Ценой невероятных усилий раскола удалось избежать, но начался массовый

отток из рядов КПСС.

В 1990—1991 гг. состоялся так называемый «парад суверенитетов», когда все

союзные республики объявили себя суверенными государствами. Горбачев пытался

действовать силой. В 1991 г. состоялись выборы Президента России. Им стал Б.

Н. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что

большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был

подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении

полномочий республик. В 1989—1990 гг. фактически рухнула мировая система

социализма. Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы привели к

победе демократических сил, ориентировавшихся на страны Запада. Резко

ухудшалось положение в экономике. Реформы приводили не к росту, а к снижению

производства. Программа «500 дней», подготовленная либеральными экономистами

и поддержанная руководством РСФСР, летом 1990 г. по существу была отвергнута.

Билет 30

С распадом СССР (декабрь 1991 г.) статус Российской Федерации как

независимого суверенного государства стал юридической и фактической

реальностью.

С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е.

Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой шоковой

терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или

иной товар, отныне устанавливал производитель и продавец. Началась ваучерная

приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил

приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.

Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором

необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз,

тогда как доходы населения— в 10—15 раз. Денежные накопления граждан

фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был.

В декабре 1992 г. Верховный Совет добился отставки Е. Т. Гайдара,

председателем правительства стал В. С. Черномырдин. Возросли финансовые

вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако

общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное

ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним.

К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами

Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора.

Всенародный референдум в апреле 1993 г. показал, что общество поддерживает

президента, проводимые социально-экономические преобразования и президентский

вариант конституционной реформы.

21 сентября 1993 г. президент издал указ о роспуске Верховного Совета и

Съезда народных депутатов и назначил на декабрь выборы в новый парламент.

Парламент объявил этот указ неконституционным, а президента низложенным. К

присяге был приведен вице-президент А. В. Руцкой. Началось двухнедельное

противостояние. 2—3 октября в Москве вспыхнули массовые беспорядки.

4 октября после артиллерийского обстрела здание Верховного Совета было занято

войсками, руководители беспорядков арестованы. С обеих сторон были

человеческие жертвы. Общество восприняло произошедшее как трагедию. 12

декабря 1993 г. на референдуме был одобрен президентский вариант Конституции

России. Согласно Конституции Россия является демократическим федеративным

правовым социальным государством с республиканской формой правления.

Президент получил весьма широкие пол- номочия.

С принятием Конституции 1993 г. советский период истории нашего Отечества

завершился. На выборах в Государственную Думу неожиданную победу одержала

Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского. Итоги выборов отразили

общественное недовольство ходом реформ, растерянность, шок от произошедших в

октябре событий.

Россия в 1994 —1996 гг. Социально-экономическая ситуация в эти годы

продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен,

инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении

пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы

населения. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г.—

прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к

росту. В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью

восстановления там конституционного порядка.

Летом 1996 г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г.

А. Зюгановым победил Б. Н. Ельцин. Второй срок президентского правления

Ельцина в целом надежд россиян не оправдал. С 1997 по 1999 г. четырежды

менялся глава правительства (В. С. Черномырдин — С. В. Кириенко — Е. М.

Примаков — С. В. Степашин — В. В. Путин).

В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший

достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля,

росту доходов населения. Росла преступность. Вместе с тем с конца 1998 г.

появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый

характер.

Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000 г. на

всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999

г. занимавший пост главы правительства. С его именем население связывает

твердую позицию в чеченском вопросе. Одним из первых шагов стали его указы об

учреждении в России 7 федеральных округов и назначении в них полномочных

представителей президента, о реформе Совета Федерации, о приведении

законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.

В 2000—2001 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны

произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост.

Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный

характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной,

земельной, , банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ

и др. Одобрен Земельный кодекс. К важнейшим достижениям следует отнести

стабилизацию социально-экономической ситуации в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты