Восстание. Первоначально намечалось на лето 1826 г. Но в связи со смертью АI в
стране установилось междуцарствие и Северное общество посчитало это удобным
моментом. И 14 декабря (день присяги Сената НI) было организовано
восстание. Заговорщики хотели принудить Сенат принять новый программный
документ – « Манифест к Русскому народу» ( требование уничтожить самодержавие
, крепостное право, введение гражданских свобод ) Диктатором восстания
назначался Трубецкой. Но собрать войска удалось только к 11 часам. Первым
пришел Московский лейб-гвардии полк (Бестужевы и Щепин-Ростовский) первым
пытался предотвратить восстание генерал губернатор Петербурга Милорадович,
популярный в армии, но был смертельно ранен Каховским . В час дня на Сенатскую
площадь пришли матросы гвардейского морского экипажа ( около 3 тыс чел) . Но
все неудачно
2. Сенат рано утром присягнул императору ( до начала событий на
площади ) поэтому с Манифестом было не к кому обращаться.
3. Трубецкой не явился, лишь к вечеру был избран Оболевский .
Но было поздно , войска окружили войска на площади и стали расстреливать
29 декабря лидеры Южного общества С.И.Муравьев-Апостол и М.П.Бестужев-Рюмин
подняли на восстание Черниговский полк, к которому, по замыслу восставших,
должны были присоединиться другие части. Но правительству удалось изолировать
восставших, и 3 января 1826 г. восстание на юге было также подавлено.
По делу восстания было привлечено к следствию 579 человек, из них: 456
военных, 72 гражданских служащих, 51помещик и более 200 солдат (которых
прогнали сквозь строй в 100 человек). Из 579 че-ловек 289 были признаны
причастными к тайным революционным обществам, из них 131 были при-знаны
виновными, остальные переведены в другие полки, отданы под надзор полиции. Из
131 осуж-денного пять человек были казнены (П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев,
С.И.Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховский), 88 человек сосланы
на каторгу, 18 отправлены на поселение в Сибирь,
Б- 20 В2
СССР в середине 60-х - начале 80-х.
1). Новое руководство СССР. Его политический и социально-экономический
курс. Брежнев Л.И. - генсек ЦК КПСС (1964-82), с 1977 председатель президиума
верховного совета и генсек. Косыгин - председатель совмина 1964-80. Подгорный -
председатель президиума верх совета 1965-1977 (1964-65 - Микоян). Курс: через
наведение порядка в обществе и гос обеспечить стабильный рост мощи Советского
Союза и устойчивое благосостояние всего народа.
2). Экономическая реформа 1965.
а).Сущность реформы: попытка коррекции директивных методов управления
народным хозяйством методами экономическими. б). С/х (мартовский пленум
ЦК КПСС 1965): реш повысить закупочные цены, установ твердый план госзакупок,
ввести 50% надбавку к основной цене за сверхплановую продукцию, увеличить
капиталовложения в деревню, разработать новый примерный устав с/х артели.
В). Пром (сент пленум ЦК КПСС 1965): возврат к отраслевому управлению,
перевод предприятий на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость,
самофинансирование), резкое сокращение числа плановых указаний, создание фондов
материального стимулирования, введение твердой платы за производ фонды, фин
пром строительства через кредит, сочетание ед госпланирования с местной
инициативой и т.д. Окт 1965 - закон о создании республиканских мин по отраслям
пром (совнархозы ликвидированы).Г). Ход реф с/х - ускорение с/х
производства (стабильный план, хорошие цены, кредиты, отсутствие борьбы с
личным хоз дали обнадеж рез); пром - ускорение эк роста. Д). Итоги реф с/х
- постепенное свертреформ (принятый в 1969 новый устав сохран право на личное
хоз, намечал переход колхозников на гарантированную зарплату и пенсии);
1965-1970Þ рост составил 21%. Пром - за годы 8 пятилетки объем
пром производства вырос на 50% (1965-70), построено 1900 крупных предприятий (в
том числе ВАЗ). Постепенное свертывание реформ.Е). прич свертывания:
консерватизм аппарата управления, эк реф не получила подкрепления полит..
Пром в 70-80. 9, 10 и 11 пятилетки. Основные направ хоз деят: развит группы
А, дальнейшее освоение природных богатств Сибири и севера (нефтедоллары),
концентрация производства (создание производ объед) и НПО, создание
тер-производ компл, БАМ (1974-84), НТР. Негативные тенден-ции в
развитии пром производства: преимущественно экстенсивный путь развития, который
требует дополнительных материальных и трудовых ресурсов, капитальных вложений
Þ рост незавершенки. Централизм в управлении, тотальность планирования,
отсутствие связи между производством и потребителем. Уравниловка. Низкие темпы
развития, научно-техническое отставание в ряде отраслей от развитых стран
(застой). Причины негативных тенденций: консерватизм управления,
отсутствие материальной заинтересованности, милитаризация экономики.
4). НТР: успехи и проблемы. 24 съезд КПСС (1971) - курс на интенсификацию
производства, на соединение достижений НТР с преимуществами социализма. Успехи
СССР в области НТР - фундаментальная наука, космос, вооружение, тяжелая
промышленность, новые материалы и технологии. Отставание по ряду показателей от
ведущих стран запада. Причины отставания: незаинтересованность предприятий в
достижениях НТР, и как следствие этого - невостребованность многих достижений;
некомпетентность управления (поворот рек, хлопководство в казахстане).
7). Социальные отношения. Социальная структура советского общества:
рабочий класс и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция,
партийно-государственная бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и
сближение наций(официальная точка зрения), реально - серьезные национальные
противоречия и конфликты отсутствовали. Социальные гарантии: бесплатное
образование, бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение, общественные
фонды потребления. Достаточно высокий уровень жизни населения. Показатели: рост
продолжительности жизни, снижение заболеваемости, устойчивая рождаемость.
Негативные тенденции: ножницы между денежными доходами и их товарным
обеспечением, появление дефицита, рост социальной дифференциации (привилегии,
нетрудовые доходы), рост иждивенчества преступности пьянства, массовость мелких
хищений.
I. Общая характеристика общественной и культурной жизни страны
1. Твердое партийное руководство общественным и культурным процессом. Жесткая
официальная линия.
2. Бюракратизация общественной и духовной жизни (всевозможные комитеты,
комиссии, всеобъемлющий контроль, цензура, премии и др)
3. Административное, идеологическое и уголовное преследование инакомыслящих
4. Ограничения на знакомство с западной культкрой
5. Регламентация тематики и художественных средств
6. Казенщина, помпезность, однообразие, серость и скудость, духовное безвременье
7. ИТОГ: Противостояние двух культур: официальной и гуманистической
II. Художественный процесс
1. Свобода художника и государство (Синявский, Даниэль, Солженицин, Любимов,
Некрасов, Максимов, Бродский, Растропович и др)
2. Разгон редакции "Нового мира" Твардовского (69-70)
3. "Деревенская проза" (Абрамов, Белов, Астафьев, Можаев)
4. Шукшин - писатель и режисер
5. "Новое прочтение" классиков ((Чехов, Толстой, Достоевский, Островский) с
помощью классики решаются остроактуальные проблемы
6. "Магнитофонная революция" (Высоцкий, Галич, Окуджава)
7. Молодежная культура
3 Диссидентское движение (общественно-политическая и духовная оппозиция)
1. Цели движения: борьба с существующим строем ( одни боролись только с
коммунизмом, другие же и с совеиской государственностью, ставя задачу
разрушения СССР)
2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда, организация
демонстраций, пресс конференций, кружков и групп, издательская деятельность
("самиздат" и "тамиздат") и тд
3. Классификация движения
а) либерально-демократическое течение (правозащтники: Буковский, Даниэль,
Синявский, Сахаров идр)
б) патриотическая ( русская) оппозиция: Шафаревич, Бородин, Солженицин и др
в) религиозная оппозиция
г) националистическая (Прибалтика, Западная Украина, Закавказье)
д) молодежная
4. Карательные меры государства: ссылка, лагерь, псих больница, высылка
заграницу и др
5. Значение движения: диссидентство сыграло определенную роль в расшатывании
режима, в пробуждении сознания народа.
Экономические реформы 1960-х гг.: сущность, цель, итоги, причина неуспеха
Административный аппарат (прежде всего сам Брежнев) увидел в реформах
посягательство на его права и власть, и с помощью подзаконных постановлений и
актов их свернули. Основная причина провала реформ 1965 г. в том, что
невозможно было продвинуться вперед экономическом развитии при одновременном
свертывании процесса демократизации в политической сфере. На неудаче реформ
сказалось и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата не смогла
отказаться от административно-командных методов управления.
Перестройка в СССР:1987-1991 годы.
1985-91 особый период в истории СССР. Он начался в апреле 1985 и закончился в
декабре 1991 распадом Советского союза. Этот период делится на 2 части: 1985-
87 - ускорение, 1987-1991 -экономическая перестройка.
Ускорение:
1). Середина 80-х - всеобъемлющая общества.
2). Март 1985 - новое руководство страны: генсек ЦККПСС - Горбачев,
председатель президиума верховного совета Громыко (с июля), председатель
совмина - Рыжков.
3). Апрельский пленум ЦК КПСС (1985). Принят новый курс ускорения социально-
экономического развития (автор академик Агамбегян). Конкретизирован на 27
съезде 1986 (12 пятилетка)
4). Необходимость нового курса: острые социальные проблемы, угроза военно-
политическому паритету, обеспечение полной экономической независимости
страны, сползание экономики к кризису.
5). Сущность ускорения: высокие темпы роста (не ниже 4% в год), новое
качество роста (на базе НТП), активная социальная политика
(продовольственная, жилищная и т.д.)
6). Ход ускорения: ключевое звено - машиностроение, нехватка капитальных
вложений, попытка опереться на энтузиазм, попытка укрепить трудовую и
производственную дисциплину (госприемка), две неудачные комиссии: борьба с
пьянством и борьба с нетрудовыми доходами.
7). Провал курса: ставка на энтузиазм, не подкрепленная НТП, капитальными
вложениями и социально-экономическими преобразованиями не оправдала себя.
Рост аварий и катастроф - Чернобыль (27 апр 1986).
Перестройка: 1987 - 1991, автор концепции академик Абалкин.
1). Определение: радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни
Советского союза, охватывавшие экономику, государственное устройство,
внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь.
2). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В начале
(87-88) - радикальная экономическая реформа, затем к ней подключаются реформа
политической системы, далее курс на обновление идеологии.
3). Состояние экономики: развернутый кризис - уменьшение объемов
производства, инфляция, бюджетный дефицит, падение производственной
дисциплины, дисбаланс денежной массы и товарного покрытия (кризисы спроса:
сахарный, табачный, водочный, чайный) Þ о 12 пятилетке забыли.
4). Начало перестройки в области экономики (87-89).
Закон о государственном предприятии (объединении): расширение прав
предприятий и трудовых коллективов (1987). Предприятия получили право
свободной продажи своей продукции на рынке, в том числе и внешнем (это право
ограничивалось госзаказом). Начали создаваться СП (первое - май 1987 -
советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата
управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право
выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Закон о
кооперации, закон об индивидуальной трудовой деятельности (1988).
Преобразования в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от
сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным
хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм
хозяйствования).
5). Курс на регулируемую рыночную экономику (89-91)
Экономический кризис продолжает разрастаться Þ вырабатывается новая
цель - переход к рыночной экономике. Две модели перехода: 1. сочетание плана
и рынка (Абалкин-Рыжков) - постановление ВС СССР о концепции перехода к
регулируемой рыночной экономике, июнь 1990), 2. альтернативная программа -
500 днейÞ поэтапная приватизация экономики (Явлинский, Шаталин), 3.
Горбачев - попытка объединить программы. Новые законы: более 100 - об
основных экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в
СССР. Но законы не работали. Угрожающее положение экономики: 1988 - рост
национального дохода 4.4%; 1989 - сокращение дохода - 1990 сокращение
составило 10%. Волна забастовок и протестов: в авангарде шахтеры (1989)
Þ требование отставки правительства СССР. Декабрь 1990 - Рыжков подает
в отставку. Новый председатель Совмина - Павлов: попытка оживить финансовую
систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией убытков. 1991
- новая волна забастовок. В авангарде опять шахтеры Þ требование
отставки президента СССР. Союзное руководство теряет поддержку народа.
Республиканские руководители, особенно Ельцин, обещают провести реформы не за
счет народа, а во благо народа.
6). Политическое развитие. Поворот в политике: в 1988 руководство
страны(Горбачев) пришло к выводу, что экономическое развитие страны
удерживает политическая система и переключило главное внимание на
политические преобразования. Предпосылки широкомасштабных политических
преобразований: 85-86 - обсуждение Новой редакции программы КПСС и ее
принятие на 27 съезде (1986). Идеи коммунизма в партии и обществе вытесняются
идеями перестройки; 87 - начало политики гласности, т.е. открытого и
свободного обсуждения всех вопросов общественной жизни, развертывается
критика недостатков; наступление на сталинизм и борьба за чистоту ленинских
идеалов; март 1988 статья Андреева - манифест антиперестроечных сил,
дискуссии в печате и обществе. Июнь 1988 - 19 всесоюзная партконференция:
курс на перестройку политической системы. 1 декабря 1988 - Конституция СССР
действует в редакции закона от 1 дек 1988. Два этапа политической реформы:
демократизация политсистемы (89), переход к правовому гос-ву (90-91). Первый
этап: в мае-июне 1989 состоялся 1 съезд Народных депутатов СССР (высшего
органа власти в стране). Всего было 5 съездов. В декабре 1989 2 съезд нар
депутатов СССР. Сформирован верховный совет СССР (председатель Горбачев). На
съезде шла борьба между демократами, союзниками и старой партийной гвардией.
Символами демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную гвардию
возглавил глава политбюро, секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов-реформаторов
представлял Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Итог: инициатива реформирования
перешла к народным депутатам.
7). Второй этап (90-91). Март 1990 - 3 съезд избрал Горбачева президентом
СССР. Стала оформляться структура президентской власти (президентский совет и
др), что означало постепенное свертывание советской власти. 3 съезд изменил
статью №6 в Конституции СССР, изъяв из нее: тезис о КПСС как о руководящей
силе обществаÞ возраждение многопартийности. Процесс распада КПСС (по
идейному и национально-организационному направлению): 89-90 из КПСС вышли
компартии прибалтийских республик, в 1990 созданы КП РСФСР как часть КПСС.
Идейная борьба в КПСС: коммунисты-ортодоксы, центристы, социал-демократы
(множество платформ). Июль 1990 - 28 съезд КПСС (последний)Þ одобрение
платформы демократического социализма. Август 1991 - Горбачев сложил
полномочия генсека. В августе 1991 указами Ельцина деятельность КП на
территории РСФСР приостановлена, в ноябре - запрещена. В январе 1992
компартия (КПСС и КП РСФСР) свое существование в прежнем виде прекратили.
8). Итог политических реформ: распад политической системы СССР после августа
1991 Þ к концу года единое союзное гос-во прекратило свое
существование. Динамика распада: советы оттеснили партию на обочину
политической жизни, президент не допустил монополии советов на власть,
национальные республики перестали нуждаться в союзном президенте, союз
рухнул.
Культура и духовная жизнь. Перелом в общественном сознании как отражение
социально-экономических изменений. Поток новой информации Þ кризис веры,
догматизм и нигилизм. Дискуссия о белых пятнах истории. Поляризация
общественного мнения. Новая (рыночная) утопия Þ рост недовольства.
Политический иллюзионизм и нравственный плюрализм. Возвращенная культура. Итог:
перестройка не дала ожидаемых результатов, требовались более глубокие
изменения, между тем кризис общества принял системный характер и зашел так
далеко, что привел к распаду СССР.
Б-23 В1
Реформы 1860-1870-х годов в России их влияние на социально-экономическое
развитие страны
Земская ,Городская, Судебная, Военная Университетская Цензурная Финансовая
Школьная Отмена крепостного права.
Цель реформ: привести гос-во и административное управление в
соответствие с новой социальной структурой в кот крестьяне получили бы свободу
и провести модернизацию страны.
Земская 1864.
С освобождением крестьян потребовалось создать всесословный органов местного
самоуправления , но высокий имущественный ценз привело к преобладанию
помещиков. Земства были лишены каких-либо политических фун-кций .Сфера их
деятельности касалась лишь хоз забот ( назначению денежных сборов на местные
нужды, под-держка путей сообщения, здравохранение )Земства находились под
контролем центральных и мест властей , кот могли приостановить любое
постановление.
Городская.
«Городское положение» 1870 г создало в городах всесословные органы –
городскую думу. Она занималась вопро-сами благосостояния гор, попечение о
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10