: Политические и правовые учения Древней Греции

: Политические и правовые учения Древней Греции

Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных

частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой

политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи

и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права,

законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние

на современные политические и правовые воззрения.

Выдающуюся роль в истории формировании этого опыта сыграли мыслители Древней

Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к

проблематике государства, права и политики.

Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от

мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу

его познания и объяснения.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:

~ ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением

древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная

рационализация политико-правовых представлений и формируется философский

подход к проблемам государсства и права;

~ период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время

расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;

~ период эллинизма (вторая половина IV - II век до нащей эры) - время

начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадения греческих

полисов под власть Македонии и Рима.

Остановимся подробнее на каждом из этих периодов.

На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят

мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не

выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть

целостного мифологического мировоззрения. В мифе господствует представление о

божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Право и

закон ещё не выделились в особую сферу норм и существуют в виде аспекта

религиозно одобряемого порядка частной, общественной и государственной жизни.

В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные,

нравственные, социально-политические моменты, и законодательство в целом

возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо

богам, или их ставленникам - правителям.

Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного

существования раннеклассовых обществ и государств. Древние мифы теряют свой

сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой

интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно

их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран

- Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования,

что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами. но и в их

отношениях к людям, во всём порядкепорядке, формах и правилах земной

общественной жизни.

Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации представлений об

этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и

отношенияхполучают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней

Греции. К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон,

Клеобул и Хилон. В своих кратких изречениях (гномах) эти мудрецы

сформулировали уже вполне рациональные и светские по своему духу этические и

политические сентенции, максимымирской практической мудрости. Мудрецы

настойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливых

законов в полисной жизни. Многие их них сами были активными участниками

политических событий, правителями или законодателями и приложили немало

усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов.

Соблюдение законов, по их мнению, - существенная отличительная черта

благоустроенного полиса. Так, наилучшимгосударственным устройством Биант

считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы

тирана.

С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых

порядков на филосовских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис,

Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали

аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной

элиты.

Определяющую роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учение о

числах. Число, по их представлениям - это начало и сущность мира. Исходя из

этого они пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие

нравственным и политико-правовым явлениям. При освещении проблем права и

справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия

“равенство”, столь существенного для понимания роли права как равной меры при

регулировании общественных отношений.

Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное.

Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые

законы. Законопослушание они считали высокой добродетелью, а сами законы -

большой ценностью.

Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию. Критикуя её, они отмечали, что

человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и

надлежащего воспитания.

Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть

очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, в

дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой

жизни.

Автором одной из таких идеальных моделей полиса был Фалей Халкедонский,

который утверждал, что всякого родавнутренние беспорядки возникают из-за

вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства

полисной жизни, необходимо уравнять земельную собственность всех граждан.

Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир

образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через

борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, обнако, большинство людей

не понимают всеуправляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого

он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших.

Социально-политическое неравенство оправдывается им как неизбежный,

правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию,

где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших.

По его мнению для формирования и принятия закона вовсе не обязательно

всеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе - его соответствие

всеобщему логосу (всеуправляющему разуму), понимание чего одному (лучшему)

более доступно, чем многим.

Принципиально общим для подходов Пифагора и Гераклита, оказавших заметное

влияние на последующих мыслителей, является выбор ими интеллектуального

(духовного, а не природного) критерия для определния того, что есть “лучший”,

“благородный”, “добронравный” и т.п. (всё это - символы “аристократа”).

Благодаря такому переходу от аристократии крови к аристократии духа, сама она

превращалась из замкгутой касты в открытый класс, доступ в который был

поставлен в зависимость от личных достоинств и усилий каждого.

Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало

углубление философского и социального анализа проблем общества, государства,

политики и права.

У Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возниконовение и

становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного

процесса мирового развития. В ходе этого процессалюди постепенно под влиянием

нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой собственный опыт,

приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной

жизни.

Таким образом, человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции

как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом

смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны по

природе. Однако само их происхождение представляет собой естественно-

необходимый, а не случайный процесс.

В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость.

Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к

его лучшему устройству и управлению. Для сохранения государственного единства

требуется единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство.

Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в

полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы

соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону.

Законы, соответственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать

присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения

мудрому человеку подобные законы не нужны.

В условиях укрепления и расцвета античной демократии политико-правовая тема

широко обсуждалась и связывалась с именами софистов. Софисты были платными

учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Многие из

них были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокими и смелыми

новаторами в области философии, логики, гносеологии, риторики, этики,

политики и права.

Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различные

философские, политические и правовые взгляды. Различали два поколения

софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.) и младших

(Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Многие из старших софистов

придерживались в целом демократических воззрений. Среди младших софистов

наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм

правления (аристократии, тирании).

Принципиальным критиком софистов был Сократ. Уже при жизни он был признан

мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд

их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.

Сократ задимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования

объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и

права. Обсуждение морально-политической провлематики Сократ поднял на уровень

понятий. Тем самым закладывались начала собственно теоретического

исследования в данной области.

Сократ различал естественное право и закон полиса, но он считал, что и

естественное право и полисный закон восходят к разумному началу. Своим

понятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулировать именно эту

разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. На этом пути

он пришёл к выводу о торжестве разумного, справедливого и законного.

В плане практической политики сократовские идеи означали правление знающих,

т.е. обоснование принципа компетентного правления, а в теоретитческом плане -

попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность

государства.

Учеником и последователем Сократа был Платон. Государство трактуется им как

реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной

общественно-политической жизни - в полисе.

В своём диалоге “Государство” Платон, конструируя идеальное справедливое

государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям,

существует между космосом в целом , государством и отдельной человеческой

душой. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим

делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость

требуетиерархической соподчинённости этих начал во имя целого: способности

рассуждать подобает господствовать; яростному началу - быть вооружённой

защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом

вожделеющим, которое “по своей природе жаждет богатства”.

Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное общими

потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее

удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами

государства..

Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он

разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и

справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало.

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после

Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял

попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него

тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по

Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики.

Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же

объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как

начало политики, введение к ней.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

Критерием уравнивающей справедливости является “арифметическое равенство”,

сферой применения этого принципа - область гражданского-правовых сделок,

возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из

принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по

достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения.

Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами

(властью, почестью, деньгами).

Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является

положение о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и

равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их

самоудовлетворённость.

Государство, по Аристотелю, - продукт естественного развития. В этом

отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как

семья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собою все

остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают

своей цели и завершения. Человек по своей природе существо политическое, и в

государстве завершается развитие этой политической природы человека.

Кризис древнегреческой государственности отчётливо проявился в учениях о

государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV века до

нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под

власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского положили

началоэллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.

Политико-правовая мысль этого периода нашла своё выражение в учениях Эпикура,

стоиков и Полибия.

По своим философским воззрениям Эпикур был продолжателем атомистического

учения Демокрита. Природа, по его мнению, развивается по своим собственным

законам, без участия богов.

Этика - связующее звено между его физическими и политико-правовыми

представлениями. Этика Эпикура носит индивидуалистический характер. Свобода

человека - это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.

Главная цель государственной власти и основания политического общения, по

Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими

взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность

достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого

государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между

собой об их общей пользе - взаимной безопасности.

Основателем стоицизма был Зенон.мироздание в целом, согласно стоицизму,

управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть

одновременно “разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании”. Судьба

в учении стоиков выступает в качестве такого”естественного закона”, который

имеет в то же время божественный характер и смысл.

В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное

тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. государство,

следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное,

условное, договорное образование.

Отталкиваясь от универсального характера естественного закона стоики

обосновывалипредставление о том, что все люди - граждане единого мирового

государства и что человек - гражданин вселенной.

Учение стоиков оказало сильное влияние на взгляды Полибия - греческого

историка и политического деятеля.

Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события,

согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль

во всех человеческих отношениях.

Историю возникновения государственности и последующей смены государственных

форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “закону

природы”. Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их

естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного

их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал,

присущих каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между

добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством

их государственной жизни.

Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические

теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-

политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в

многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не

только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой

мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и

концепций в разнообразных сферах теории и практики.

ЛИТЕРАТУРА :

1. Бурханов Р.А. Политические учения античности. : Учебно-методическое

пособие. - Нижневартовск: издательство Нижневартовского педагогического

института, 1995.

2. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979.

3. История политических и правовых учений. Учебник под ред. В.С.Нерсесянца.

М. : Инфра-М, 1996.



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты