: Место истории Древнего Египта в мировой истории

: Место истории Древнего Египта в мировой истории

План.

I. Введение.. Место истории Древнего Египта в мировой истории.

II. Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.

1) Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.

2) Экономическое положение Древнего Египта эпохи Рамсеса II.

3) Военные походы Рамсеса II.

III. Заключение. Роль эпохи Рамсеса II в истории Древнего Египта и в

мировой истории.

Введение.

Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с незапамятных

времен привлекала к себе внимание всего человечества . Она вызывала удивление

у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости

философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной

государственной организацией страны пирамид.

Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк

. Напротив ! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен

людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы . Попытки

проникнуть в их тайну еще в глубокой древности , над загадкой бились и античные

философы , историки , писатели . " Вырезанные на камне изображения - это

магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан , живший в I веке нашей эры .

" Египетское письмо имеет символический характер . Каждый иероглиф обозначает

целое слово или даже фразу " , - предполагал историк Плутарх , живший на рубеже

I и II веков [1]. Писали о египетских

иероглифах и Апулей , и Геродот , и многие многие другие . Но понадобился

кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до конца выявить все

тайны египетского письма . Это знаменательное событие - одно из самых

выдающихся в истории мировой науки - произошло лишь в XIX веке . Ему

предшествовали годы мучительных и бесплодных исканий . Всей душой стремясь к

заветной цели , многие ученые незаметно для себя уклонялись в сторону и

вступали на такой путь , который уводил их все дальше по запутанному лабиринту

фантазий и домыслов . Но после дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась

во всем своем величии могучая цивилизация , процветавшая несколько тысяч лет

на берегах Нила . Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных

ценностей , созданных талантливым и трудолюбивым народом . Мы можем сейчас по

достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры

, науки и искусства .

Как уже было сказано выше , интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до

сих пор . Написано множество книг об истории , традициях "Страны Большого

Хапи " , о ее месте в мировой истории . Некоторые из этих книг я

использовала при написании этой курсовой работы .

Первая книга в моем списке - сборник " Аравия. Материалы по истории

открытия . " Она содержит обширные сведения не только по истории самой Аравии

, но и по всему Древнему Востоку . Египтяне издревле снаряжали торговые и

военные экспедиции в Аравию , расположенную на стыке трех материков и

служившей соединительным звеном в общении областей Средиземноморья ( в том

числе и Египта ) с Восточной Африкой и Индией , а через нее с Китаем . С

отрывками из сочинений путешественников мы можем ознакомиться , прочитав

эту книгу .

Еще одно издание - работа Н. Петровского и А.. Белова " Страна Большого Хапи

" . При всей своей научной строгости эта книга читается как увлекательная

повесть . Повествование пронизано двумя основными темами . Во-первых ,

конкретно показаны центры культуры Древнего Египта , жизнь народа во всем ее

многообразии и наиболее существенные исторические события . Во-вторых ,

нарисована красочная картина рождения новой науки египтологии как за рубежом

, так и в России . При этом авторы делают нас соучастниками научных открытий,

вводят в лабораторию творчества , показывают романтику научных исследований

. Творческий подвиг ученых , положивших начало египтологии , и первого среди

них француза Шампольона, представлен в книге во всем своем величии . В первой

и заключительной главах книги показаны русские путешественники по Египту и

неутомимые исследователи его древней культуры . На страницах книги воскресают

светлые образы капитан-лейтенанта Бутенева и академика архитектуры Ефимова ,

связь которых с Египтом была несправедливо забыта . Должную оценку нашли и

заслуги многих других русских ученых , таких как Норова , Сенковского ,

Рафаловича , Голенищева и Стасова .В конечном итоге работа египтолога

Н.С. Петровского и литератора А.М. Белова в увлекательной и доступной форме

раскрывает нам не только историю великого народа , но и этапы изучения этой

истории .

Одним из основных источников информации для этой работы стала Библия . Рамсес

II упоминается в Ветхом Завете применительно к двум историческим периодам -

время поселения израильских племен в Египте ( время Иосифа ) и притеснение

потомков Израиля в стране фараонов ( время Моисея ) . Существует мнение , что

в основе этих библейских рассказов лежат , скорее всего , многочисленые

предания ханаанского населения Палестины , неоднократно проникавшего в Египет

. Но возможно и сочетание этих преданий с преданиями собственно израильских

племен времен первых фараонов девятнадцатой династии .

Также при подготовке к курсовой работе я использовала книгу И.А.Стучевского "

Рамсес и Херихор " . Она в достаточно полном объеме раскрывает особенности

развития Египта эпохи XIX династии . В книге подробно описаны практически все

аспекты жизни Древнего Египта. Уникальность этой книги в том , что автор

приводит цитаты из подлинных документов для подтверждения всех своих

высказываний . Кроме своего мнения Стучевский приводит мнения и других

исследователей , занимавшихся данной проблемой , что создает наиболее

полную картину , позволят нам придерживаться того или иного суждения или

сформировать свое .

Мною использована и работа Иммануэля Великовского " Рамсес II и его время " .

Книга написана очень просто и доступно . Единственной трудностью, возникшей

при работе с этим произведением , было отсутствие его издания на русском

языке , и пришлось переводить книгу с английского языка . Ценность этого

издания в том , что оно включает в себя главы , посвященные обзору

библейских стихов , повествующих о жизни египетского народа времен правления

Рамсеса II . Также в книге приведены цитаты из подлинных египетских

документов .

Завершают мой список литературы Малая Советская энциклопедия и Энциклопедия

для детей . В них я нашла краткие сведения по интересовавшему меня вопросу .

В детской энциклопедии я также встретилась с довольно любопытной легендой о

фараоне Рамсесе II , которую тоже включила в мою курсовую работу .

Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.

Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.

Итак , теперь я приступаю непосредственно к описанию и анализу исторических

процессов Египта периода правления фараона Рамсеса Второго, на мой взгляд ,

одного из интереснейших этапов египетской истории. Это время в

основном характеризовалось широким строительством и многочисленными военными

походами . Для времени Рамсеса II характерно стабильное социально-

экономическое положение , хотя до нас дошли некоторые свидетельства о бунтах

ремесленников в Фивах .Но в целом , в экономическом плане Египет процветал ,

без этого были бы невозможны длительные военные походы Рамсеса II . На всех

этих вопросах я остановлюсь ниже.

Долгое, шестидесятисемилетнее царствование (1317 - 1251 гг. до н.э.) Рамсеса

II оказалось последним более или менее длительным взлетом былого могущества

Египта . В дальнейшем фараонам уже не удавалось на сколько-нибудь

продолжительный срок закрепить свое влияние и власть в соседствующих на

севере и на юге странах и навязывать им свою волю .

Наглядным свидетельством могущества Рамсеса II служат развалины

многочисленных воздвигнутых по его повелению великолепных , богато украшенных

храмов и святилищ . Они сооружались повсеместно в Египте и в Северной Нубии .

В соответствиии с древней религиозной доктриной фараоны считались существами

божественной природы , " детьми великих богов мироздания"

[2] и поэтому являлись объектами религиозного почитания . Особенно

последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II , прижизненное и

посмертное обожествление и культовое обслуживание которого осуществлялось по

всему Египту и за его пределами . Особого развития обожествление Рамсеса II

достигло в Нубии . В некоторых храмах имелись даже изображения Рамсеса II ,

совершающего поклонения самому себе как богу . Ученый Б.А.Тураев писал : "

Рамсес II выступает богом с такими притязаниями , как никто из его

предшественников . Его не стесняет несравнимость божества . "

[3]

Одними из самых замечательных храмов являются два пещерных храма в Абу-

Симбеле , в Нубии . Храмы Абу-Симбел , высеченные в хрупком песчаннике , были

сооружены три тысячи двести лет тому назад . Высота одного из них - тридцать

три метра, ширина - тридцать восемь метров , глубина - шестьдесят пять метров

. У входа в храм возвышаются четыре двадцатиметровых колосса, каждый из

которых изображает Рамсеса II . Гигантские статуи как бы охраняют древнее

святилище . Неизвестный ваятель увековечил также всех детей фараона ,

расположив их у ног Рамсеса II .

Четыре статуи буквально подавляют своей монументальностью . Можно себе

представить размеры этих гигантов, если ширина лица каждой скульптуры четыре

метра семнадцать сантиметров, длина носа - сто два сантиметра , длина уха - сто

шесть сантиметров , ширина глаз - восемьдесят четыре сантиметра , ширина рта -

один метр десять сантиметров .Поразительно сохранение портретных черт на

колоссах такого масштаба [4].

Все оформление храма было обусловлено одной идеей - всеми возможными

способами превознести могущество великого фараона . Начиная от масштабов

святилища и кончая тематикой его декорировки , все было пронизано этой идеей

.

В выборе места для храма сказалось столь свойственное египетским зодчим

умение поставить памятник с учетом окружающей местности : когда храм ,

расположенный на западном берегу Нила , освещается первыми лучами солнца ,

гигантские скульптуры внезапно окрашиваются темно- красным цветом и кажутся

особенно рельефными на фоне отбрасываемых ими иссиня - черных теней . Колоссы

производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона . Образ

Рамсеса II вообще господствует в храме : над входом высечено его

скульптурное изображение , в первом помещении потолок поддерживают пилястры

со стоящими перед ними гигантскими статуями царя ; в культовой молельне

наряду со скульптурами Амона , Птаха , и Ра- Гора- Ахути есть статуя

самого Рамсеса Великого .

Прославлению военных побед фараона посвящены рельефы гипостиля . На восточной

стене , по обе стороны от входа , помещены традиционные изображения - Рамсес

убивает перед богами группы пленных , направо от входа - ливийцев , налево -

нубийцев . Правая , северная стена занята грандиозными скульптурными

картинами , повествующими о борьбе Рамсеса II с хеттами , в том числе здесь

показана и знаменитая битва при Кадеше . На левой , южной стороне развернуты

эпизоды войн с ливийцами и нубийцами . На последней , западной стене видны

итоги победоносных походов Рамсеса II : царь приводит пленных к богам ,

направо от прохода в следующие помещения -хеттов , налево- нубийцев , в

соответствии с тем , какие войска изображены на примыкающих северной и южной

стенах .

Рядом с храмом Рамсеса II находится меньший по размерам , но не менее

величественный храм его жены .

На южной стороне храма Абу-Симбел на отвесной скале из песчанника высечена

"брачная стела" Рамсеса II . Она воспроизводит текст документа , разосланного

в различные храмы Египта для его увековечения на их стенах . Надпись эта не

избежала повреждений . Резчику , высекавшему в Абу--Симбеле текст " брачной

стелы " , не хватило места для ее полного воспроизведения . Он высек только

сорок одну строку , несмотря на то , что постепенно уменьшал размеры

иероглифов . В конце концов ему пришлось дойти до края скалы и остановиться ,

не завершив повествования . Надпись долго подвергалась влиянию непогоды ,

пока ее совершенно не засыпало песком . Поэтому неудивительно , что немецкий

ученый Р.Лепиус , первый взявшийся за изучение стелы в 1843-1844 годах ,

списал только восемнадцать строк , так как нижняя часть стелы погребена под

песками . Лишь в конце прошлого века французский египтолог Э. Буриан

скопировал , хотя и несовершенно , всю надпись .

Первые двадцать строк текста " брачной стелы " содержат длинное вступление с

обычными славословиями и похвалами Рамсесу II . Далее следует подробное

описание битвы фараона с хеттами , в результате которой впоследствии и был

заключен брак между хеттской принцессой и Рамсесом II. Подробнее об этом я

расскажу ниже . На " брачной стеле " кроме текста сохранилось еще рельефное

изображение прибытия царевны в резиденцию Рамсеса II и изображение следующего

за ней Хаттушиля , ее отца .

Еще один известный египетский храм периода Нового Царства - Луксорский храм в

Фивах . Он чарует посетителей красотой своих коллонад и рельефов . Говорят ,

что в лунные ночи впечатление еще более усиливается благодаря " таинственности

неожиданных эффектов светотени "[5] . Храм

не был построен при каком-то одном фараоне . Каждый из державных владык Египта

считал своим долгом принять участие в украшении обители главного египетского

бога Амона-Ра . Храм постоянно перестраивался , иногда даже разрушались целые

залы , чтобы на их месте построить новые , еще более грандиозные . Своеобразные

ворота к храму образуют пилоны - две монументальные башни с наклонными стенами

. Они были построены в XIII веке до нашей эры . Перед пилонами стоят огромные

двадцатипятиметровые обелиски , покрытые иероглифическими надписями . Обелиски

высечены из асуанского гранита и весят более 2500 тонн каждый .

Но если надписи на обелисках понятны лишь посвященным , то великолепные

изображения на пилонах вызывают всеобщее восхищение . Здесь запечатлено

грандиозное сражение , произошедшее между египтянами и хеттами в XIV веке до

нашей эры при Рамсесе II . Это многофигурная композиция , в которой древний

мастер отлично передал напряжение боя , неукротимый порыв наступающих и

отчаянное сопротивление оборонявшихся . Над бесчисленными воинами и боевыми

колесницами высится могучая фигура фараона , который на картине раз в десять

больше простых смертных . На пилонах начертана целая поэма о битве при городе

Кадеше , прославляющая фараона и мощь его бога-покровителя - Амона-Ра . А

рядом стоят шесть огромных статуй победителя хеттов - Рамсеса II . Такое

нагромождение грандиозных обелисков , статуй , пилонов с ярко раскрашенными

картинами , залитыми лучами солнца , должно было ошеломлять зрителя ,

вселять в него восхищение и внушать робость перед могуществом всесильного

фараона .

Очень подробное и яркое описание дворца и заупокойного храма Рамсеса II -

Рамессеума - в западной части Фив дала М.Э.Матье в своей работе , посвященной

искусству Древнего Египта : " Храм Рамсеса II , созданный зодчим Пенра и

известный под названием Рамессеума ( древнее название " Дом миллионов лет

Рамсеса - Мериамона во владении Амона " ), намного превосходил по масштабам и

монументальности оформления святилище Сети I .К сожалению , и здесь нам не

известны ни фасад всего ансамбля , ни способ соединения его с Нилом , так как

территория перед храмом в настоящее время занята полями . Если исходить из того

, Рамсес III явно пытался построить свой заупокойный храм ... по образцу

Рамессеума , можно предположить , что и перед последним возвышались

грандиозные ворота с башнями и находился бассейн , откуда шел канал к Нилу . "

[6]

В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II ,

обнесенную кирпичной стеной , служит гигантский пилон из песчанника . За

пилоном находится первый двор . Удачное разрешение декорировки этого двора

было достаточно сложным делом , так как требуемое в египетской архитектуре

соблюдение симметрии здесь было затрудненно тем, что левая , южная сторона

двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца . Пенра

блестяще разрешил стоящую перд ним задачу , оформив фасад дворца в виде

портика с двойной коллонадой , а противоположную , северную стену дворца -

одним рядом колонн , перед которыми , однако , стояли ассирические колоссы

царя . Западная стена дворца не имела колонн , она была ограничена следующим

, сравнительно невысоким пилоном , к проходу которого вела лестница , так как

второй двор был расположен выше первого . С каждой стороны лестницы стояла

гигантская гранитная статуя Рамсеса II , около двадцати метров в высоту .

Сохранившийся колосс является величайшей монолитной скульптурой и весит около

одной тысячи тонн . Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами ,

содержавшими две огромные композиции : битву с хеттами при Кадеше и праздник

Мина , во время которого фараон торжественно срезал золотым серпом первый

сноп , открывая жатву всей стране . Из портика во дворец вели два входа ,

расположенные по обе стороны "окна явлений " . Через небольшие вестибюли

посетители попадали в приемный зал с шестнадцатью колоннами , занимавший

центральную часть здания . В каждой из боковых стен зала , кроме двери из

вестибюля , была еще дверь , ведшая в личные комнаты царя . В глубине зала ,

прямо напротив " окна явлений " был проход в четырехколонный тронный зал .

Позади здания дворца был расположен в особой постройке гарем с четырьмя

отдельными комплексами , по пяти комнат в каждом .

Второй двор Рамессеума был оформлен иначе , чем первый , так как он служил

подходом к зданию заупокойного царского храма . Здесь портики шли вдоль всех

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты