: Место истории Древнего Египта в мировой истории
План.
I. Введение.. Место истории Древнего Египта в мировой истории.
II. Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.
1) Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.
2) Экономическое положение Древнего Египта эпохи Рамсеса II.
3) Военные походы Рамсеса II.
III. Заключение. Роль эпохи Рамсеса II в истории Древнего Египта и в
мировой истории.
Введение.
Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с незапамятных
времен привлекала к себе внимание всего человечества . Она вызывала удивление
у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости
философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной
государственной организацией страны пирамид.
Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк
. Напротив ! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен
людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы . Попытки
проникнуть в их тайну еще в глубокой древности , над загадкой бились и античные
философы , историки , писатели . " Вырезанные на камне изображения - это
магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан , живший в I веке нашей эры .
" Египетское письмо имеет символический характер . Каждый иероглиф обозначает
целое слово или даже фразу " , - предполагал историк Плутарх , живший на рубеже
I и II веков [1]. Писали о египетских
иероглифах и Апулей , и Геродот , и многие многие другие . Но понадобился
кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до конца выявить все
тайны египетского письма . Это знаменательное событие - одно из самых
выдающихся в истории мировой науки - произошло лишь в XIX веке . Ему
предшествовали годы мучительных и бесплодных исканий . Всей душой стремясь к
заветной цели , многие ученые незаметно для себя уклонялись в сторону и
вступали на такой путь , который уводил их все дальше по запутанному лабиринту
фантазий и домыслов . Но после дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась
во всем своем величии могучая цивилизация , процветавшая несколько тысяч лет
на берегах Нила . Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных
ценностей , созданных талантливым и трудолюбивым народом . Мы можем сейчас по
достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры
, науки и искусства .
Как уже было сказано выше , интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до
сих пор . Написано множество книг об истории , традициях "Страны Большого
Хапи " , о ее месте в мировой истории . Некоторые из этих книг я
использовала при написании этой курсовой работы .
Первая книга в моем списке - сборник " Аравия. Материалы по истории
открытия . " Она содержит обширные сведения не только по истории самой Аравии
, но и по всему Древнему Востоку . Египтяне издревле снаряжали торговые и
военные экспедиции в Аравию , расположенную на стыке трех материков и
служившей соединительным звеном в общении областей Средиземноморья ( в том
числе и Египта ) с Восточной Африкой и Индией , а через нее с Китаем . С
отрывками из сочинений путешественников мы можем ознакомиться , прочитав
эту книгу .
Еще одно издание - работа Н. Петровского и А.. Белова " Страна Большого Хапи
" . При всей своей научной строгости эта книга читается как увлекательная
повесть . Повествование пронизано двумя основными темами . Во-первых ,
конкретно показаны центры культуры Древнего Египта , жизнь народа во всем ее
многообразии и наиболее существенные исторические события . Во-вторых ,
нарисована красочная картина рождения новой науки египтологии как за рубежом
, так и в России . При этом авторы делают нас соучастниками научных открытий,
вводят в лабораторию творчества , показывают романтику научных исследований
. Творческий подвиг ученых , положивших начало египтологии , и первого среди
них француза Шампольона, представлен в книге во всем своем величии . В первой
и заключительной главах книги показаны русские путешественники по Египту и
неутомимые исследователи его древней культуры . На страницах книги воскресают
светлые образы капитан-лейтенанта Бутенева и академика архитектуры Ефимова ,
связь которых с Египтом была несправедливо забыта . Должную оценку нашли и
заслуги многих других русских ученых , таких как Норова , Сенковского ,
Рафаловича , Голенищева и Стасова .В конечном итоге работа египтолога
Н.С. Петровского и литератора А.М. Белова в увлекательной и доступной форме
раскрывает нам не только историю великого народа , но и этапы изучения этой
истории .
Одним из основных источников информации для этой работы стала Библия . Рамсес
II упоминается в Ветхом Завете применительно к двум историческим периодам -
время поселения израильских племен в Египте ( время Иосифа ) и притеснение
потомков Израиля в стране фараонов ( время Моисея ) . Существует мнение , что
в основе этих библейских рассказов лежат , скорее всего , многочисленые
предания ханаанского населения Палестины , неоднократно проникавшего в Египет
. Но возможно и сочетание этих преданий с преданиями собственно израильских
племен времен первых фараонов девятнадцатой династии .
Также при подготовке к курсовой работе я использовала книгу И.А.Стучевского "
Рамсес и Херихор " . Она в достаточно полном объеме раскрывает особенности
развития Египта эпохи XIX династии . В книге подробно описаны практически все
аспекты жизни Древнего Египта. Уникальность этой книги в том , что автор
приводит цитаты из подлинных документов для подтверждения всех своих
высказываний . Кроме своего мнения Стучевский приводит мнения и других
исследователей , занимавшихся данной проблемой , что создает наиболее
полную картину , позволят нам придерживаться того или иного суждения или
сформировать свое .
Мною использована и работа Иммануэля Великовского " Рамсес II и его время " .
Книга написана очень просто и доступно . Единственной трудностью, возникшей
при работе с этим произведением , было отсутствие его издания на русском
языке , и пришлось переводить книгу с английского языка . Ценность этого
издания в том , что оно включает в себя главы , посвященные обзору
библейских стихов , повествующих о жизни египетского народа времен правления
Рамсеса II . Также в книге приведены цитаты из подлинных египетских
документов .
Завершают мой список литературы Малая Советская энциклопедия и Энциклопедия
для детей . В них я нашла краткие сведения по интересовавшему меня вопросу .
В детской энциклопедии я также встретилась с довольно любопытной легендой о
фараоне Рамсесе II , которую тоже включила в мою курсовую работу .
Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.
Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.
Итак , теперь я приступаю непосредственно к описанию и анализу исторических
процессов Египта периода правления фараона Рамсеса Второго, на мой взгляд ,
одного из интереснейших этапов египетской истории. Это время в
основном характеризовалось широким строительством и многочисленными военными
походами . Для времени Рамсеса II характерно стабильное социально-
экономическое положение , хотя до нас дошли некоторые свидетельства о бунтах
ремесленников в Фивах .Но в целом , в экономическом плане Египет процветал ,
без этого были бы невозможны длительные военные походы Рамсеса II . На всех
этих вопросах я остановлюсь ниже.
Долгое, шестидесятисемилетнее царствование (1317 - 1251 гг. до н.э.) Рамсеса
II оказалось последним более или менее длительным взлетом былого могущества
Египта . В дальнейшем фараонам уже не удавалось на сколько-нибудь
продолжительный срок закрепить свое влияние и власть в соседствующих на
севере и на юге странах и навязывать им свою волю .
Наглядным свидетельством могущества Рамсеса II служат развалины
многочисленных воздвигнутых по его повелению великолепных , богато украшенных
храмов и святилищ . Они сооружались повсеместно в Египте и в Северной Нубии .
В соответствиии с древней религиозной доктриной фараоны считались существами
божественной природы , " детьми великих богов мироздания"
[2] и поэтому являлись объектами религиозного почитания . Особенно
последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II , прижизненное и
посмертное обожествление и культовое обслуживание которого осуществлялось по
всему Египту и за его пределами . Особого развития обожествление Рамсеса II
достигло в Нубии . В некоторых храмах имелись даже изображения Рамсеса II ,
совершающего поклонения самому себе как богу . Ученый Б.А.Тураев писал : "
Рамсес II выступает богом с такими притязаниями , как никто из его
предшественников . Его не стесняет несравнимость божества . "
[3]
Одними из самых замечательных храмов являются два пещерных храма в Абу-
Симбеле , в Нубии . Храмы Абу-Симбел , высеченные в хрупком песчаннике , были
сооружены три тысячи двести лет тому назад . Высота одного из них - тридцать
три метра, ширина - тридцать восемь метров , глубина - шестьдесят пять метров
. У входа в храм возвышаются четыре двадцатиметровых колосса, каждый из
которых изображает Рамсеса II . Гигантские статуи как бы охраняют древнее
святилище . Неизвестный ваятель увековечил также всех детей фараона ,
расположив их у ног Рамсеса II .
Четыре статуи буквально подавляют своей монументальностью . Можно себе
представить размеры этих гигантов, если ширина лица каждой скульптуры четыре
метра семнадцать сантиметров, длина носа - сто два сантиметра , длина уха - сто
шесть сантиметров , ширина глаз - восемьдесят четыре сантиметра , ширина рта -
один метр десять сантиметров .Поразительно сохранение портретных черт на
колоссах такого масштаба [4].
Все оформление храма было обусловлено одной идеей - всеми возможными
способами превознести могущество великого фараона . Начиная от масштабов
святилища и кончая тематикой его декорировки , все было пронизано этой идеей
.
В выборе места для храма сказалось столь свойственное египетским зодчим
умение поставить памятник с учетом окружающей местности : когда храм ,
расположенный на западном берегу Нила , освещается первыми лучами солнца ,
гигантские скульптуры внезапно окрашиваются темно- красным цветом и кажутся
особенно рельефными на фоне отбрасываемых ими иссиня - черных теней . Колоссы
производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона . Образ
Рамсеса II вообще господствует в храме : над входом высечено его
скульптурное изображение , в первом помещении потолок поддерживают пилястры
со стоящими перед ними гигантскими статуями царя ; в культовой молельне
наряду со скульптурами Амона , Птаха , и Ра- Гора- Ахути есть статуя
самого Рамсеса Великого .
Прославлению военных побед фараона посвящены рельефы гипостиля . На восточной
стене , по обе стороны от входа , помещены традиционные изображения - Рамсес
убивает перед богами группы пленных , направо от входа - ливийцев , налево -
нубийцев . Правая , северная стена занята грандиозными скульптурными
картинами , повествующими о борьбе Рамсеса II с хеттами , в том числе здесь
показана и знаменитая битва при Кадеше . На левой , южной стороне развернуты
эпизоды войн с ливийцами и нубийцами . На последней , западной стене видны
итоги победоносных походов Рамсеса II : царь приводит пленных к богам ,
направо от прохода в следующие помещения -хеттов , налево- нубийцев , в
соответствии с тем , какие войска изображены на примыкающих северной и южной
стенах .
Рядом с храмом Рамсеса II находится меньший по размерам , но не менее
величественный храм его жены .
На южной стороне храма Абу-Симбел на отвесной скале из песчанника высечена
"брачная стела" Рамсеса II . Она воспроизводит текст документа , разосланного
в различные храмы Египта для его увековечения на их стенах . Надпись эта не
избежала повреждений . Резчику , высекавшему в Абу--Симбеле текст " брачной
стелы " , не хватило места для ее полного воспроизведения . Он высек только
сорок одну строку , несмотря на то , что постепенно уменьшал размеры
иероглифов . В конце концов ему пришлось дойти до края скалы и остановиться ,
не завершив повествования . Надпись долго подвергалась влиянию непогоды ,
пока ее совершенно не засыпало песком . Поэтому неудивительно , что немецкий
ученый Р.Лепиус , первый взявшийся за изучение стелы в 1843-1844 годах ,
списал только восемнадцать строк , так как нижняя часть стелы погребена под
песками . Лишь в конце прошлого века французский египтолог Э. Буриан
скопировал , хотя и несовершенно , всю надпись .
Первые двадцать строк текста " брачной стелы " содержат длинное вступление с
обычными славословиями и похвалами Рамсесу II . Далее следует подробное
описание битвы фараона с хеттами , в результате которой впоследствии и был
заключен брак между хеттской принцессой и Рамсесом II. Подробнее об этом я
расскажу ниже . На " брачной стеле " кроме текста сохранилось еще рельефное
изображение прибытия царевны в резиденцию Рамсеса II и изображение следующего
за ней Хаттушиля , ее отца .
Еще один известный египетский храм периода Нового Царства - Луксорский храм в
Фивах . Он чарует посетителей красотой своих коллонад и рельефов . Говорят ,
что в лунные ночи впечатление еще более усиливается благодаря " таинственности
неожиданных эффектов светотени "[5] . Храм
не был построен при каком-то одном фараоне . Каждый из державных владык Египта
считал своим долгом принять участие в украшении обители главного египетского
бога Амона-Ра . Храм постоянно перестраивался , иногда даже разрушались целые
залы , чтобы на их месте построить новые , еще более грандиозные . Своеобразные
ворота к храму образуют пилоны - две монументальные башни с наклонными стенами
. Они были построены в XIII веке до нашей эры . Перед пилонами стоят огромные
двадцатипятиметровые обелиски , покрытые иероглифическими надписями . Обелиски
высечены из асуанского гранита и весят более 2500 тонн каждый .
Но если надписи на обелисках понятны лишь посвященным , то великолепные
изображения на пилонах вызывают всеобщее восхищение . Здесь запечатлено
грандиозное сражение , произошедшее между египтянами и хеттами в XIV веке до
нашей эры при Рамсесе II . Это многофигурная композиция , в которой древний
мастер отлично передал напряжение боя , неукротимый порыв наступающих и
отчаянное сопротивление оборонявшихся . Над бесчисленными воинами и боевыми
колесницами высится могучая фигура фараона , который на картине раз в десять
больше простых смертных . На пилонах начертана целая поэма о битве при городе
Кадеше , прославляющая фараона и мощь его бога-покровителя - Амона-Ра . А
рядом стоят шесть огромных статуй победителя хеттов - Рамсеса II . Такое
нагромождение грандиозных обелисков , статуй , пилонов с ярко раскрашенными
картинами , залитыми лучами солнца , должно было ошеломлять зрителя ,
вселять в него восхищение и внушать робость перед могуществом всесильного
фараона .
Очень подробное и яркое описание дворца и заупокойного храма Рамсеса II -
Рамессеума - в западной части Фив дала М.Э.Матье в своей работе , посвященной
искусству Древнего Египта : " Храм Рамсеса II , созданный зодчим Пенра и
известный под названием Рамессеума ( древнее название " Дом миллионов лет
Рамсеса - Мериамона во владении Амона " ), намного превосходил по масштабам и
монументальности оформления святилище Сети I .К сожалению , и здесь нам не
известны ни фасад всего ансамбля , ни способ соединения его с Нилом , так как
территория перед храмом в настоящее время занята полями . Если исходить из того
, Рамсес III явно пытался построить свой заупокойный храм ... по образцу
Рамессеума , можно предположить , что и перед последним возвышались
грандиозные ворота с башнями и находился бассейн , откуда шел канал к Нилу . "
[6]
В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II ,
обнесенную кирпичной стеной , служит гигантский пилон из песчанника . За
пилоном находится первый двор . Удачное разрешение декорировки этого двора
было достаточно сложным делом , так как требуемое в египетской архитектуре
соблюдение симметрии здесь было затрудненно тем, что левая , южная сторона
двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца . Пенра
блестяще разрешил стоящую перд ним задачу , оформив фасад дворца в виде
портика с двойной коллонадой , а противоположную , северную стену дворца -
одним рядом колонн , перед которыми , однако , стояли ассирические колоссы
царя . Западная стена дворца не имела колонн , она была ограничена следующим
, сравнительно невысоким пилоном , к проходу которого вела лестница , так как
второй двор был расположен выше первого . С каждой стороны лестницы стояла
гигантская гранитная статуя Рамсеса II , около двадцати метров в высоту .
Сохранившийся колосс является величайшей монолитной скульптурой и весит около
одной тысячи тонн . Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами ,
содержавшими две огромные композиции : битву с хеттами при Кадеше и праздник
Мина , во время которого фараон торжественно срезал золотым серпом первый
сноп , открывая жатву всей стране . Из портика во дворец вели два входа ,
расположенные по обе стороны "окна явлений " . Через небольшие вестибюли
посетители попадали в приемный зал с шестнадцатью колоннами , занимавший
центральную часть здания . В каждой из боковых стен зала , кроме двери из
вестибюля , была еще дверь , ведшая в личные комнаты царя . В глубине зала ,
прямо напротив " окна явлений " был проход в четырехколонный тронный зал .
Позади здания дворца был расположен в особой постройке гарем с четырьмя
отдельными комплексами , по пяти комнат в каждом .
Второй двор Рамессеума был оформлен иначе , чем первый , так как он служил
подходом к зданию заупокойного царского храма . Здесь портики шли вдоль всех