Лекция: Социально-экономическое развитие казахского общества XVIII-XIX

Лекция: Социально-экономическое развитие казахского общества XVIII-XIX

Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА В XVIII - СЕР.

XIX В.

§ 1. Хозяйство

Скотоводство. В результате природно-климатических условий Казахстана

основной формой природопользования и жизнеобеспе­чения населения на протяжении

трех тысячелетий было кочевое скотоводство — особый род производящего

хозяйства, при котором преобладающим занятием является экстенсивное подвижное

ското­водство, а большая часть населения вовлечена в сезонные перекочев­ки'.

Главной особенностью кочевого скотоводства являлось круглого­дичное

содержание скота на подножном корму, что было обусловлено дефицитом кормовых

и водных ресурсов.

Средняя протяженность маршрутов кочевания составляла 50—100 км в течение

года, но у отдельных родоплеменных групп (например, адай, шекты, табын и др.)

могла достигать 1000—2500 км.

Особенности среды обитания определили способы использования казахами

природных ресурсов в качестве зимних, весенних, осенних и летних пастбищ. Для

зимних пастбищ использовались берега озер, долины рек, горные ущелья, опушки

леса, невысокие горы и южные склоны сопок, т. е. места, где имелись

естественные средства защиты стад от снежных буранов и ветров. Осенние и

весенние пастбища обычно размещались на близлежащих от зимовок земельных

угодьях, которые рано освобождались от снежного покрова. Летние постбища

располагались, как правило, на территориях с большим запасом

осадконакопления, сравнительно обильным растительным покро­вом и наличием

водных ресурсов естественного происхождения.

Особенности географической среды и потребности жизнеобеспе­чения казахов

определили и видовой состав стада. Удельный вес овец в нем составлял в среднем

60% всего поголовья, лошадей — 13, крупного рогатого скота — 12, верблюдов — 4%

2. Важную роль в регулировании видового состава стада играла способность

животных адаптироваться к быстрым и частым перекочевкам, а также возмож­ность

их многоцелевого использования в хозяйственной (мясо, молоко, шерсть, тягло) и

общественно-политической жизни (тран­спорт, военные цели).

В Казахстане сложилось два типа скотоводческого хозяйства:

кочевое скотоводство, основанное на эксплуатации искусственных

водоисточников, и полукочевое хозяйство — на утилизации водных ресурсов

естественного происхождения.

Первый тип скотоводческого хозяйства локализовался в ареалах с резко

выраженной аридностью и континентальностью природно-климатическихусловий,

низкой продуктивностью растительного пок­рова, отсутствием естественных

водоемов (степи, полупустыни, пус­тыни, горные и предгорные районы).

Большой труд, расходуемый скотоводами на создание сети искус­ственных колодцев и

извлечение необходимого минимума воды, почти полностью поглощал их

энергетические ресурсы и рабочее время, которое было подчинено исключительно

интересам и нуждам

кочевого скотоводства. Ограниченность водных источников и кор­мов диктовала

повышенную частоту миграций, кратковременность остановок и огромную амплитуду

кочевания. В результате этого в стуктуре стада преобладали наиболее подвижные

и выносливые виды животных (овцы и верблюды), все предметы материальной

культуры (юрта, домашняя утварь) наиболее полно соответствовали кочевому

образу жизни и скотоводческому хозяйству. Та^ой тип хозяйствен­ной

деятельности получил распространение на полуострове Ман-гышлак, плато Устюрт,

в некоторых районах Приаралья, Западного и Центрального Казахстана.

Иной тип кочевого скотоводства сложился в ландшафтных зонах,

характеризующихся более равномерным распределением осадков по сезонам года,

реками с круглогодичным стоком воды, наличием плодородных участков почвы и

проч. К ним относятся речные и околоозерные долины в степной и лесостепной

зонах, предгорной и высокогорной полосе. Сравнительно высокая продуктивность

расти­тельного покрова и лучшая обеспеченность запасами воды определи­ли в

этих районах большую продолжительность стоянок и менее интенсивный режим

кочевания, ограничивали ареал миграций. Для этого типа хозяйства было

характерно наличие большей доли круп­ного рогатого скота и лошадей, меньшей —

верблюдов и мелкого рогатого скота. Некоторые особенности прослеживаются и в

характе­ре выпаса скота: в отличие от хозяйств первого типа, находившихся в

режиме круглогодичного кочевания, в хозяйствах естественного водопользования

имело место стационарное зимование, а потому возведение постоянных зимних

жилищ и хозяйственных построек. Многие скотоводческие хозяйства получали

возможность занимать­ся на призимовочной территории земледелием и

рыболовством. Удельный вес второго типа хозяйств был особенно значителен в

Восточном и Северо-Восточном Казахстане, Семиречье и некоторых районах Южного

Казахстана.

Земледелие. Второе место в структуре хозяйственных занятий казахов

занимало земледелие. Очаги земледельческой культуры ло­кализовались, как

правило, в наиболее удобных для хлебопашества в природно-климатическом

отношении районах Казахстана. Такими районами были на северо-западе территории

в бассейнах р. Сагыза, Эмба, Илек, Иргиз, Утва и Уил, долины Мугоджарских гор:

в Цен­тральном Казахстане — долины среднего течения р. Сарысу; на юге — по

Сырдарье, Кувандарье и Жанадарье: на севере — по Ишиму, Нуре и Тургаю с их

притоками; в Восточном Казахстане у Калбинского и Тарбагатайского хребтов, в

предгорьях Каркаралы; в Семиречье — на верховьях Лепсы, Аксу, Каратала и в

среднем течении Или. Причем географическое положение этих территорий,

орографические и поч-венно-климатические условия, наличие водных ресурсов,

интенсив­ность культурно-экономических контактов с соседними

оседло-зем­ледельческими народами оказали определенное воздействие на уро­вень

и размеры казахского земледелия, отбор земледельческих куль­тур, степень

агрономических заимствований у соседей, способы ис­пользования земледельческих

продуктов в хозяйственных и иных целях.

Отношение основной массы кочевого населения к земледелию находилось в

непосредственной зависимости от состояния ее ското­водческого хозяйства.

Наиболее остро неустойчивость своего соци­ально-экономического положения

ощущала казахская беднота. Ис­пытывая большую потребность в использовании

дополнительных ресурсов для получения средств существования, она вынуждена

была обращаться к занятиям земледелием. По определению Я. П. Гавер-довского,

Е. К. Мейсндорфа, А. И. Левшина, султана Т. Сейдаляна и других очевидцев,

занятие земледелием, как и некоторыми другими подсобными промыслами, являлось

у казахов показателем «нище­ты».

В то же время земледелие у малоимущих индивидов находилось в тесной зависимости

от состояния этой отрасли в хозяйствах наиболее зажиточных скотоводов, которые

использовали труд издольщиков. Так, во владениях хана Абылая, заботившегося о

создании своего личного комплексного хозяйства, пашни обрабатывали тюлснгуты из

числа пленных русских и калмыков. «Многие зажиточные хозяй­ства сеют хлеб,

используя труд бедняков-байгушей, лишившихся скота, из-за куска хлеба

сделавшихся рабами», — констатировал в середине XIX в. И. Ф.

Бларамберг'.

Привилегированные слои казахского общества по праву собствен­ника основных

средств производства присваивали себе большую долю произведенного

общественного продукта. В результате этого развитие земледелия у казахов

сопровождалось усилением эксплуа­тации зависимого населения.

В большинстве ландшафтных зон региона земледелие было, как правило, поливным.

В северо-восточных районах Казахстана с боль­шими естественными водоемами

преобладало менее трудоемкое бо-гарное (неполивное) земледелие. Обработка

земли производилась лопатами и кетменями, использовались также своеобразные

сохи или рала, в хозяйствах, наиболее близко расположенных к русским

земледельческим поселкам, — двухколесные железные плуги или обыкновенный

«русский сабан», кроме того, деревянные бороны, волок или просто грабли.

Для севооборота была характерна переложная система земледе­лия, когда из года

в год на одном и том же месте сеяли просо, а после истощения земли поля

забрасывали на несколько лет. В конце XVIII в. некоторое распространение в

земледелии получило трехполье, с которым казахи познакомились на Ишиме у

русских крестьян.

Наиболее распространенной земледельческой культурой в хозяй­стве казахов было

просо, которое при искусственном орошении и благоприятных погодных условиях

можно было сеять два раза в год и дважды собирать урожай; выращивались также

просянка и яровая пшеница. Урожайность культур при хорошо отлаженной

ороситель­ной сети, несмотря на трудности земледелия в условиях Казахстана,

примитивность орудий земледельческого труда и способов обработки почвы, была

довольно высокой. Земледелие в некоторых хозяйствах Младшего и Среднего жуза

было настолько успешным, что казахский хлеб приобретало даже российское

купечество4.

Однако в целом земледелие не получило широкого рапростране-ния в Казахстане,

оно всегда имело вспомогательный, второстепен­ный характер.

Домашние промыслы и ремесла. Определенное место в хозяй­ственной жизни

казахского населения в XVIII — сер. XIX вв. занимали такие традиционные

занятия, как охота, рыболовство, домашние промыслы и ремесла. Значительная

часть продуктов охоты шла на внутреннее потребление кочевников: изготовление

одежды, продуктов питания. Кроме того, шкурки сурков, корсаков, лисиц и волков

в большом количестве поставлялись на меновые дворы Орен­бургской и Сибирской

линий.

Важным источником жизнеобеспечения считались мелкие про­мыслы: изготовление

разнообразных изделий из дерева и металла, домашней утвари. В казахских

хозяйствах было немало ремесленни­ков, которые «делают арчаки к седлам, точат

деревянную посуду, кузнецы делают ножи, копья..., медники из меди, латуни

кованой работой оправляют камни... и прочие мелкие поделки. По сведениям Мусы

Чорманова, серебряники-казахи делают головные уборы для невест (саукеле). Они

же серебрят разные вещи: джунген (узды), ер (седла) и проч.»3.

В некоторой степени спрос русского рынка стимулировал изготов­ление различных

войлоков и обработку скотоводческого сырья. Рас­ширилось производство изделий

из продуктов скотоводческого хо­зяйства: выделка бараньих, конских и козьих

шкур, изготовление кошм и арканов. Козий пух нашел широкий спрос у

оренбургских купцов.

Изменение специфики хозяйственных занятий казахов в немалой степени определял

ось внутренними социально-экономическими пред­посылками. Вследствие процессов

концентрации скота у небольшой части индивидов и разорения малоимущих

скотоводов, обедневшие общинники были вынуждены искатьдругие средства

пропитания. На реках Ишим, Иртыш, Урал, Или, Сырдарья, Каспийском и Аральском

морях постепенно развивалось рыболовство.

Распространенной формой заработка в первой половине XIX в. стал наем в

работники к линейным казакам, куда шли бедняки, не имевшие средств прокормить

семью. Они же нанимались в ямщики на почтовых станциях. Часто нанимали

казахов переселенцы для обработки полей, иногда полностью сдавая их в аренду

за часть урожая.

С развитием промышленности на территории Казахстана появи­лась возможность

получить работу на приисках, заводах по перера­ботке сельскохозяйственной

продукции, соляных промыслах в Илец-ке, Коряковском форпосте, на озерах

Эльтон и Баскунчак.

Торговля. Важную роль в экономическом развитии казахского общества играли

традиционные торговые связи кочевников с оседло-земледельческими государствами

и народами. Во второй половине XVIII — сер. XIX в. доминирующее положение в них

занимал товаро­оборот с Россией. Меновая торговля казахов с российским

купечест­вом сосредоточивалась в основном на севере и северо-востоке реги­она в

таких населенных пунктах, как Оренбург, Троицк, Петропав­ловск, Семипалатинск,

Усть-Каменогорск. Товарооборот был взаи­мовыгодным, и торговые обороты

купечества постепенно возрастали. В 1858 г. весь товарный оборот

русско-казахской торговли на Сибир­ских линиях составил 4,5 млн., а на

Оренбургской линии — около 2,5 млн., руб. При этом средняя ежегодная стоимость

ввозимых и вывозимых товаров через Семипалатинскую таможню насчитывала в

40—50-хгг. XIX в, от 700 тыс. до 900 тыс. руб., через Петропавловскую — 1,8

млн. руб., Омскую — около 100 тыс. руб.6

Большим спросом у казахского населения пользовались русские ткани, особенно

хлопчатобумажные и шерстяные, металлические изделия (топоры, ножи, кухонная

утварь), меха, юфтевые кожи, галантерея. Широкий сбыт находили сукно, сахар,

соль. Во второй четверти XIX в. Казахстан становится главным потребителем

рос­сийского хлеба, который вывозится ежегодно в степь по всем погра­ничным

линиям на сумму 400—500 тыс. руб. ассигнациями. Значи­тельно меньшим спросом

у казахского населения пользовались ме­таллы, что было обусловлено низким

уровнем развития ремесленно­го производства в регионе и, следовательно,

большей потребностью в готовых металлических изделиях.

Главными статьями вывоза из степи были скот и продукция скотоводческих хозяйств.

В конце XVIII — нач. XIX вв. на погранич­ных линиях с Россией в течение одного

года закупалось свыше 1,5 млн. крупного рогатого скота и более 100 тыс.

лошадей. В середине XIX в. только ка Иртышскую линию ежегодно поступало около

150 тыс. лошадей, 3 млн. баранов и 100 тыс. быков и коров на сумму до 8 млн.

руб.7 Из других товаров преобладали сало, шерсть, выделанные кожи,

шкуры зверей, изделия'из козьего пуха, кошмы, войлоки, отдельные предметы

домашнего обихода.

Для казахов, проживавших на востоке и юге региона, большое значение имела

торговля с ханствами Средней Азии, Восточным Туркестаном и Китаем. Был развит

преимущественно натуральный обмен, в котором баран выступал как эквивалент

потребительской стоимости товаров. Торговля между казахами и соседними

азиатски­ми народами производилась на .меновых дворах и таможнях погра­ничных

линий, в крупных торгово-экономических центрах Востока, таких, как Ташкент,

Бухара, Хива, Коканд, Чугучак, Кульджа. Боль­шое количество товаров

обменивалось непосредственно в казахских кочевьях,

Казахи приобретали у среднеазиатских торговцев в большом ко­личестве бумажные

ткани, разного рода сосуды из меди и бронзы, фрукты, бухарский сафьян, ковры,

оружие (сабли, ружья, ножи, луки), изделия из кожи, Большое место среди

импортируемых товаров в Казахстан из Средней Азии занимали хлеб и рис.

Казахстан представлял интерес для среднеазиатских торговцев главным образом как

поставщик скота. Многие присырдарьинские казахи пригоняли в Бухару ежегодно от

50 до 100 тыс. баранов, в Ташкент — около 200 тыс. и в Коканд — около 100 тыс.

баранов в год8. Значительная часть казахского скота из Среднего и

Старшего жузов направлялась также на китайские таможни в Кульджу и Чугучак.

Определенная часть скотоводческой продукции казахского насе­ления

реализовывалась внутри степи. Это вызвало появление такой социальной прослойки

среди местного населения, как перекупщики товаров — алыпсатары. Они

выполняли роль посредника, связывав­шего приезжих торговцев с казахскими

скотоводами—потребителя­ми товаров. Особенно активно развернулась торговая

деятельность

алыпсатаров в Букеевском ханстве, где некоторые из перекупщиков становились

владельцами солидных оборотных средств. Однако в сер. XIX в. эти

явления еще не получили широкого распространения. Существенные изменения в

развитии товарно-денежных отношений у казахов вглубь и вширь были характерны

только для последней четверти XIX в.

§ 2. Социальная организация

Социальная организация казахов основывалась на многообразии взаимосвязанных

форм отношений между людьми: кровнородствен­ных семейных, хозяйственных,

генеалогических, потестарно-полити-ческих, военных, культурных, этническихи

проч., которые возникали в разных сферах общественной жизни и создавали

сложную систему разнообразных социальных организмов и их институтов,

обеспечив­ших функционирование общества как саморегулирующегося целого.

Главным стержнем общественных связей являлось единство ин­тересов и целей,

формировавшихся в процессе общественного произ­водства. В условиях аграрного

общества оно реализовывалось в виде общины, которая функционировала на основе

производственных связей. В источниках отмечается: «У киргизов владение землей

общинное, каждый род и отдел имеют свой определенный участок, на этом

пространстве каждый из родовичей может иметь свои пашни, летовки и зимовки; но

род ревниво следит за тем, чтобы никто из другого отдела не занимал их земель»

9. Существование общины обусловливалось необходимостью трудовой кооперации

скотоводов для осуществления всех звеньев производственного процесса, кото­рый

предполагал объединение усилий большого числа людей.

Функционирование кочевой общины в значительной мере опос-редовалось

посезонным ритмом выпаса скота. В зависимости от различий в характере

кочевания в разные сезоны года в Казахстане сложилось два типа общины. В

зимний, ранневесенний и осенний периоды получает развитие так называемая

минимальная община, размеры которой (5—б хозяйств) обычо соответствовали

средней величине зимней отары овец (300—400 голов). Размеры общины в эти

времена года определялись количеством скота, способного прокор­миться на

прилегающих к зимовке пастбищных угодьях и в макси­мальной степени зависели

от продуктивности кормов на этой терри­тории. Пастбищные участки,

располагавшиеся в радиусе 2—4 км от зимовки, находились в собственности

данной общины, которая явля­лась не только формой кооперации труда и самих

индивидов, но и единицей землевладения и землепользования.

Второй тип общины имел место в теплый период года. когда кочевники

объединялись в более крупные хозяйственные группы преимущественно на основе

интересов наиболее рационального обес­печения скота водой.

Размеры расширенной общины определялись в этом случае не столько ее

зависимостью от емкости пастбищных угодий, сколько от обеспечения животных

водными источниками. Поэтому она обычно представляла собой объединение двух-

трех минимальных общин. На основе общей потребности в урегулировании вопросов

водопользования возникали отношения собственности на водные источники. В

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты