Лекция: Средневековые государства XIV-XV вв.

Семиречья в

казахский Старший жуз, а вместе с племенами всего Казахстана — в казахскую

народность, а также процесс консолидации тюркских и тюркизированных племен

Притяньшанья в киргизскую народность явились важным фактором постепенного

обособления Юго-Восточ­ного Казахстана и Киргизии и распада Могулистана. На

определен­ном этапе развития это государство сыграло важную роль, создав

известные гарантии самосохранения и развития крупных этнических групп,

подготовив условия для последующего генезиса этнически однородных государств

в регионе.

Ослабление и распад Могулистана вызваны и другими политичес­кими и социально-

экономическими причинами. Среди них — раз­дробленность страны на уделы

(улусы) династические распри Чага­таидов и войны племенной знати,

недовольство народных масс пос­тоянной нестабильностью, поборами,

выливавшимися в кочевой среде в массовые откочевки. Несколько укрепил

положение в госу­дарстве хан Юнус (1462—1487), но в 1472 г. он потерпел

поражение от ойратов, вторгшихся в Семиречье, бежал на Сырдарью. В 80-х гг.

ему удалось захватить Сайрам и Ташкент. Сын Юнус-хана Султан Ахмад-хан в 1474

г. основал в восточной части Могулистана фактически независимое владение. Его

брат Султан Махмуд-хан (1487—1508) вел войну с казахскими ханами в Семиречье

и районе присырдарьинских городов. Последний из правителей Могулистана, внук

Юнус-хана Султан Саид-хан в 1514 г. отобрал у вассального правителя могулис-

танских ханов Абу Бекр-мирзы дуглата Кашгарию и основал в Восточном

Туркестане новое государство — Могулию. Казахские роды и племена Семиречья с

60-х гг. вошли в состав Казахского ханства.

В 20-х гг. XV в. на степных пространствах Казахстана обособилось в результате

распада Ак-Орды и усобиц Джучидов ханство наиболее сильного из них, Шайбанида

Абулхайр-хана. В исторической литера­туре это государство имеет и другие

названия — Государство кочевых узбеков, Узбекское ханство.

Распри Джучидов, наиболее крупными из которых были Джумадук хан, Махмуд

Ходжа-хан, Мустафа-хан и др., завершились гибелью хана Ак-Орды Барака и

избранием на ханство в 1428 г. Шайбанида Абулхайра, сына Давлат-Шайх-оглана.

Абулхайру удалось создать самостоятельное ханство и удерживать власть в

течение сорокалет на обширной территории степных районов Казахстана.

Территория хан­ства Абулхайра простиралась от Яика (Урала) до Балхаша на

востоке, от низовий Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения

Тобола и Иртыша на севере.

Этнический состав населения ханства был таким же сложным, как и состав

населения Ак-Орды. В него входили в основном те же племена, что и в это

политическое объединение. В конце XIV — первой половине XV вв. эти племена

были известны под общим этнополитическим именем «узбеки». Источники называют

в их чис­ле такие этнические группы (по терминологии письменных источни­ков

того времени иль, улус, аймак, тайфа и др.), как кыпчаки, найма-ны, мангыты,

карлуки, кунграты, канглы, уйшуны, уйгуры, курлауты, дурмены, кенегесы,

утарчи, буркуты, кушчи, кият, ктай, джат и др. Это были тюркские племена в

основном кыпчакского и карлукского происхождения, потомки населения

раннесредневекового Дешт-и Кыпчака и Юго-Восточного Казахстана, таких, как

канглы, уйсуни, карлуки, а также давно уже тюркизированные монгольские.

Нес­колько позднее многие из этих этнических групп стали известны как племена

казахского Среднего жуза. Упомянутые племена и племен­ные объединения были

близки между собой по уровню экономичес­кого развития, общественным

отношениям, культуре.

Ханство Абулхайра не стало централизованным государством, оно подразделялось

на несколько этнотерриториальных, этнополи-тических групп, владений (улусов)

во главе с Чингизидами разных линий и верхушкой кочевых племен. Усобицами и

войнами был заполнен весь период правления Абулхайра. В 30-х гг. он разбил на

Тоболе Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана, в присырдарьнских степях одержал верх над

Джучидали Махмуд-ханом и Ахмед-ханом (из по­томков Тука-Тимура), захватил

Орду-Базар. В 1446 г. Абулхайр разбил Мустафу-хана. В числе продолжавших

сопротивление противников Абулхайра источники называют Джучидов Ибак-хана,

Буреке-султа-на, правнуков хана Ак-Орды Уруса Джаныбека и Гирея.

В угоду поддерживавшей его знати кочевых племен Абулхайр-хан вел

завоевательные войны за пределами своего ханства — в Средней Азии, на юге и

юго-востоке Казахстана. В 1430 г. на короткое время он захватил Хорезм,

разграбил Ургенч. В 1446 г. Абулхайру удалось отобрать у Тимуридов и потомков

акордынских ханов ряд городов на Сырдарье и в предгорьях Каратау-Сыгнак,

Сузак, Ак-Курган, Узгенд, Аркук. Города были розданы в виде уделов (сойургал)

поддерживав­шим его вождям племен, в частности, мангытам. Это значительно

укрепило авторитет Абулхайра среди одной части знати, обострило отношения с

другой.

Сыгнак стал столицей ханства (до того ханскими ставками были города Тара и

Орду-Базар). В 50-х гг. Абулхайр-хан совершал граби­тельские набеги на

Самарканд и Бухару, вмешиваясь во внутренние усобицы Тимуридов Мавераннахра.

В 1457 г. Абулхайр, в свою оче­редь, потерпел под Сыгнаком жестокое поражение

от ойратов, втор­гшихся в пределы Юго-Восточного и Южного Казахстана. В конце

50-х — начале 60 гг. в западную часть Могулистана от Абулхайра откочевала

часть племен во главе с султанами Джаныбеком и Гиреем, против которых он

предпринял поход в 1468 г., но по пути умер. После смерти Абулхайр-хана

государство распалось. Преемник хана Абул­хайра Шайх Хайдар-хан был убит

сразу же в развернувшейся междо­усобной борьбе многочисленных Джучидов. Внуку

Абулхайра Мухам-маду Шайбани пришлось вести долгую и упорную борьбу за власть

в степи, а главное — в южных городах региона Средней Сырдарьи и Каратау с

казахскими ханами.

Отсутствие прочных связей между отдельными частями государ­ства, постоянные

династийные распри и усобицы за раздел террито­рии и вместе с тем

сопротивление эксплуатации и гнету со стороны рядовых кочевников,

выражавшееся в откочевках массы людей на другие территории, ослабили ханство

Абулхайра и привели к распаду. Практически действовали те же причины, что и в

Могулистане. Как и там, здесь также шел процесс консолидации племен в

обособлен­ные этнополитические структуры.

С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхайра на

территории Восточного Дешт-и Кыпчака прекрати­лась. Часть кочевых узбеков

(групп из племен кыпчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и других) ушла во

главе с ними в начале XVI в. в Мавераннахр. На территории Казахстана

оставшиеся племена ото­шли под власть казахских ханов. Воспользовавшись

ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды захватили власть в Средней Азии.

Одним из крупных государственных объединений, возникших в ходе распада

Золотой Орды, была Ногайская Орда. Она занимала в XIV— XV вв. часть

территории Западного Казахстана. Первоначаль­но, с конца XIV в., это

объединение племен между Уралом и Волгой называлось «Мангытским юртом», по

названию одного из наиболее крупных его племен. Обособление Ногайскуй Орды,

как полунезави­симого владения, началось еще при Едыге, который был крупным

деятелем в Золотой Орде, фактически державшим в своих руках власть в ней

около 15 лет (1396—1411). Едыге воевал с Тохтамышем, ставил подставных ханов

в Золотой Орде, в период феодальных смут и усобиц пытался усилить Ногайский

улус. Был убит в 1419 г. Позднее вожди мангытов ориентировались на восточных

соседей, были союз­никами Абулхайр-хана. Окончательно Ногайская Орда

обособилась к середине XV в., усилившись при сынеЕдыге Hyp ад-Дине

(1426—1440).

Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, меня­лись в зависимости

от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине XV в. ногаи вышли за

пределы левобережья Урала и стали занимать кочевья «узбеков», продвигаясь все

дальше к востоку и югу. Занятый сырдарьинскими городами, набегами в Среднюю

Азию, Абулхайр не противодействовал ногайцам. Они могли пополнить контингент

его кочевых подданных. Кочевья ногаев на северо-восто­ке простирались уже до

Сибири (земли юго-восточнее Тюмени назы­вались Ногайской степью), на

юго-востоке они временами кочевали у Сырдарьи, берегов Аральского моря. Здесь

их правители Ваккас-. бий мангыт, Муса-мирза, Ямгурчи и др. помогли Абулхайру в

захвате городов на Сырдарье. Позднее ногайцы то воевали, то вступали в союзные

отношения с казахскими ханами. В середине XVI в. Хакк-Назар-хана

называли в источниках «ханом казахов и ногаев».

Этнический состав Ногайской Орды до определенного периода, периода завершения

консолидации тюркских народностей региона, был близок к составу племен Ак-

Орды и Ханства Абулхайра. В составе его были тюркские и тюркизированные

монгольские племе­на и племенные объединения. Помимо мангытов, в Ногайскую

Орду входили кыпчаки, канглы, кунграты, найманы, уйшуны, карлуки, ктай,

аз(ас), алшин, тама и др. Ногайская Орда возникла как этнопо-литическое

объединение; входившие в нее племена составили основу ногайской народности,

сформировавшейся к концу XV в.

Во второй половине XV в. появилось название народности «но­гаи», под которым

они стали известны соседним народам.

В ногайском обществе XIV—XVI вв., как и в других обществах окружающего

кочевого мира, существовали раннефеодальные отно­шения, при этом сохранялись

многие черты патриархально-родового уклада. На высшей ступени сословной

лестницы находились князья, ханы, мурзы, султаны, баи; они стояли во главе

орд, улусов, аулов, решали все экономические вопросы жизни соплеменников.

Владея огромным богатством, а оно заключалось главным образом в

много­численных табунах лошадей, верблюдов, отарах овец, стадах крупного

рогатого скота, ногайская степная аристократия распоряжалась и кочевьями,

пастбищами, охотничьими угодьями, хотя формально на них сохранялась родовая

общинная собственность.

В Ногайской Орде сложилась устойчивая улусная система полити­ческой

организации власти и управления. Князь в Орде имел наслед­ственную власть,

военную, дипломатическую, административную, Орда состояла из нескольких

улусов, каждый из которых объединял множество родоплеменных групп. Во главе

улусов стояли мурзы, нередко обладавшие неограниченной властью в своих

владениях, распоряжавшиеся лучшими и наиболее удобными улусными пастби­щами.

Улусные рядовые кочевники-скотоводы обязаны были коче­вать со своими мурзами,

вносить подать, являться с оружием во время военных походов. Набеги, войны с

соседями приносили степной аристократии большие доходы. Орда могла выставить

до 300 тыс. воинов.

В XVI в. устанавливаются торгово-экономические и политичес­кие связи

Ногайской Орды с Русским государством. История Ногай­ской Орды теснейшим

образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии и

Казахстана. Особенно близко связана история ногайцев с историей кочевых

узбеков и казахов. Часть ногайцев, кочевавшая от Эмбы до Сырдарьи, находилась

в постоянных контактах с казахами.

После присоединения Казанского и Астраханского ханств к Рос­сии и в связи с

междоусобицами среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на

несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории Казахстана

вошла в состав Младшего жуза казахов. Ногайские орды в период раздробленн

остов XVI—XVIII вв. за пределами Казахстана находились в определенных

отношениях с Крымским ханством и Российским государством. На северо-востоке

часть ногайских родов отошла под власть сибирских владетелей. Владения

Ногайской Орды в этом направлении доходили до Иртыша, граничили с территорией

Сибирского ханства.

Сибирское ханство с 60-х гг. XV в. до конца XVI в. вместе с территориями

Западной Сибири, землями по Оби, Тоболу, Ишиму, охватывало и часть территории

современного Северо-Восточного Казахстана, земли правобережья Иртыша. До

этого в XIV в. здесь существовало Тайбугинское политическое объединение

тюркских племен, главенствующую роль среди которых играли киреиты. Юж­нее в

XIV — начале XV вв. располагались земли Ак-Орды; до Иртыша и Алтая доходили

владения ханов Могулистана.

Основное население Сибирского ханства составляли тюркоязыч-ные племена,

известные под собирательным этнонимом «сибирские татары», и угорские племена.

В источниках упоминаются владения ханов Сибирского ханства (из династии

Шайбанидов) на среднем течении Тобола, Ишима, Иртыша, землях до Ямышевского

озера. Территории юго-восточнее по Иртышу занимали уже в XVI в. ойраты

(джунгары или калмаки). На северных территориях распавшегося в: начале XVI в.

государства Могулистан, по верхнемутечению Иртыша, к востоку от Тарбагатая, в

верховьяхИли, шел процесс политического объединения ойратских племен.

Сибирские ханы и ойратские тайши в XV—XVI вв. были постоянными соперниками

казахских ханов на северных и восточных границах Казахстана, которым

приходилось в долгой борьбе отстаивать свои земли.

§ 2. Экономика и культура

Основным занятием населения Казахстана в XIV—XV вв. остава­лось, как и в

предшествующие века, кочевое скотоводство. Кочевни­ки разводили овец и

лошадей, верблюдов, в отдельных районах — крупный рогатый скот, например, у

ногайцев и каракалпаков в западных и южных землях, в поймах рек и предгорьях.

В этих же местах население занималось и земледелием, богарным и поливным,

также рыболовством и повсюду — охотой. Лошадь являлась основ­ным средством

передвижения во время перекочевок и в военных походах. Овцеводство было

распространено повсеместно. Кроме ос­новного продукта питания мяса, оно

давало кожи, шкуры, шерсть, применявшиеся для изготовления одежды, постельных

принадлеж­ностей, ковров, войлочных изделий, для утепления юрты и т. д.

Домашние ремесла по обработке животноводческого сырья удовлет­воряли

потребности кочевников в предметах одежды и быта. Отдель­ные мастера

изготовляли более сложные предметы — конскую сбрую, металлические украшения,

военное снаряжение (мечи, копья, луки, стрелы), арбы, детали юрты и т. д.

Соотношение выделившихся в ходе эволюции скотоводческого хозяйства трех его

типов — кочевого, полукочевого и оседлого — издавна существовавших на

территории Казахстана, на протяжении -веков не оставалось неизменным. Оно

менялось не только в зависи­мости от экологических условий, но и от

политических событий, миграций племен и народов, в свою очередь, связанных с

этими условиями и событиями. Эти события и условия могли даже повлиять на

изменение маршрутов кочевании, издавна сложившихся в соот­ветствии с

естественно-географическими условиями и исторически­ми традициями. В силу

традиций кочевые роды и племена Ак-Орды и Ханства Абулхайра переходили на

зиму из кочевий в отдельных районах Восточного Дешт-и Кыпчака в долины

Сырдарьи и ее прито­ков, в предгорья Каратау и Приаралья.

Территории нередко приходилось удерживать силой в борьбе с правителями соседних

государств. Традиционные маршруты кочевий ногайских скотоводов от зимних

стоянок в устье Волги и на северо­восточном побережье Каспийского моря до

летних вверх по Волге, Уралу, Эмбе в соответствии с политической обстановкой

сдвигались как в сторону Приаралья и низовий Сырдарьи на востоке, так и

вдоль побережья Каспия на юг, к Кумской низменности — на запад. В Семиречье

маршруты кочевий были более короткими. Источники называют наиболее известные из

пастбищных угодий: джайляу Улуг-Жулдуз и Кишик-Жулдуз в бассейне р. Или,

пастбища равнины Абиш Между Чарыном и Чиликом и др.

В XIV—XV вв. произошли коренные изменения в общем балансе хозяйственных

занятий населения Юго-Восточного Казахстана. Дли­тельное господство

монгольских ханов и феодалов, приток еще в XIII в. новых многочисленных

кочевых племен с востока, постоянные междоусобные войны в Чагатайском улусе,

в государстве Хайду за перераспределение владений, а с этими войнами были

связаны дли­тельные и частые перемещения монгольских войск, к концу XIV в.

уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуру в Семи­речье. Исчезла

аграрная округа вокруг городов, а затем исчезли и сами древние города

Баласагун, Алмалык, Алматы, Тараз, Каялык, Ики-Огуз и др.

Повсеместно возобладало кочевое скотоводство, оно преврати­лось в главную

отрасль хозяйства местного населения. Следы земле­дельческой жизни еще

сохранялись в XIV—XV вв. в Западном Семи­речье в долинах Чу и Талас, в

округах исчезнувших городов. Письмен­ные источники сообщают о строительстве в

XV в. новых поселений, караван-сараев, крепостей, например, по сведениям

Мухаммад Хай-дара, в районе Иссык-Куля. Но в целом, в период вхождения

региона Юго-Восточного Казахстана и Киргизии в государство Могулистан

городская жизнь здесь так и не возродилась. Поэтому в экономичес­кой и

политической жизни этого государства важное значение имели оседло-

земледельческие районы и города Кашгарии. Борьба за них часто вызывала

междоусобные войны в Могулистане. В конце XV в. могульским ханам, вмешавшимся

в борьбу казахских ханов, шайба-нидских правителей и последних Тимуридов за

власть над городами в бассейне Средней Сырдарьи, удалось подчинить на время

Ташкент и Сайрам. Жизненные интересы населения кочевых районов Семи­речья,

необходимость сбыта продуктов скотоводства и получения предметов городского

ремесленного производства и земледельчес­кой продукции ориентировали их на

экономические связи с населе­нием земледельческих областей также и Южного

Казахстана и Сред­ней Азии.

Определенный подъем городской и земледельческой жизни в XIV—XV вв. происходил

на землях Южного Казахстана. Источники упоминают о строительстве в Отраре,

Сауране, Сыгнаке, Дженде, осуществленном ханами Ак-Орды Ерзеном, Мубарак-

Ходжой, Уру-сом. Возводились жилые постройки, культовые и общественные

здания. Восстанавливались крепостные стены и укрепления, строи­тельство

которых ранее было запрещено монгольскими властями. Наиболее значительным

сооружением на рубеже XIV—XV вв. явля­ется возведенный эмиром Тимуром

мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городеЯсы (Туркестане). Складывался новый

архитектурный стиль, совершенствовались строительные методы, развивались

ремесла, связанные со строительным делом (изготовление кирпича, облицо­вочных

материалов, в частности поливных изразцов). В городах развивалось ремесленное

производство. В Отраре, например, архео­логическими раскопками выявлены

усадьбы и мастерские гончаров, кузнецов, ткачей, хлебопеков и др. Большим

разнообразием цвета и орнаментовки отличалась местная керамика. Работали

монетные дворы Сыгнака (столица ханов Ак-Орды), Отрара, Сарайчика (столи­ца

Ногайской Орды). Восстанавливалась и продолжала развиваться жизнь в

земледельческой округе Сыгнака, Ясы, Саурана, Сайрама и других городов. На

поливных землях выращивались зерновые культу­ры (пшеница, ячмень), а также

огородные и бахчевые; распростране­но было виноградарство и садоводство.

Продукция земледельцев и городских ремесленников служила предметом обмена в

хозяйствен­ных связях населения Южного Казахстана и Восточного Дешт-и Кыпчака

и Семиречья. Торговля была одной из наиболее существен­ных сторон

жизнедеятельности городов Южного Казахстана. Оживи­лась и транзитная торговля

на пути из Европы через Крым, низовья Дона, далее в Сарайчик, Отрар, Сайрам с

выходом на древние торго­вые пути из Средней Азии через Семиречье на Алтай и

в Восточный Туркестан.

Торговый взаимообмен скотоводов степных районов Восточного .-Дешт-и Кыпчака и

Семиречья с земледельческим и городским насе-.лением Южного Казахстана и

Средней Азии положительно воздей­ствовал как на рост городского и

земледельческого хозяйства на юге, так и скотоводческого в степи. Выгодное

положение региона Южного Казахстана на стыке оседло-земледельческогомира

скочевой степью, на перекрестке магистральных торговых путей сделали его

центром хозяйственно-культурных, экономических контактов соседствующих

народов. Они способствовали заимствованию кочевниками и земле­дельцами друг у

друга элементов материальной культуры, быта, хо­зяйственных навыков,

социальных норм, форм государственной орга­низации, военного искусства, вели

к культурному обмену. Через эти города шло распространение среди степной

аристократии мусульман­ской культуры, письменности, книжного образования.

Регион Южного Казахстана (по терминологии источников того времени —

Туркестана), особенно его северная часть, были традици­онным политическим и

экономическим центром всех государствен-. ных образований на территории

Казахстана. Присырдарьинские го­рода Сыгнак, Отрар, Ясы (Туркестан), Сайрам,

Сауран, Сузак и др. постоянно были в центре военных столкновений правителей

сосед--них государств. За них сражались с Тимуридами, правившими в Средней

Азии (Мавераннахр), ханы Ак-Орды на рубеже XIV—XV вв., Абулхайр-хан — в 40—60

гг. XV в.; за них сражались с узбеками щайбанидами первые казахские ханы.

Здесь правители Восточного Дергг-и Кыпчака раздавали владения своим вассалам,

собирали на­логи, опирались на местные города в борьбе за власть в степи,

осуществляли строительство. Здесь находились их родовые усыпаль­ницы (знак

владения территорией). Свой вклад в развитие городской и земледельческой

культуры на юге Казахстана, как и на юго-востоке в прошлом внесли далекие и

близкие предки казахской народности, как и сами казахи в XV—XVII вв.

.Процесс феодализации общественных отношений в кочевых ско-товодческих

районах Ак-Орды, Ногайской Орды, Ханства Абулхайра и Могулистана происходил

медленно, при значительном сохранении .уиережитков родоплеменной организации

кочевников. Последнее было связано с ростом удельного веса кочевого

скотоводства, рестав-йрацией патриархальных черт в организации управления, в

формах Землевладения, эксплуатации подвластного населения в период

монгольского господства.

Существовавшая улусная система общественной организации на- селения позволяла

кочевникам иметь в общинном владении опреде­ленную территорию с пастбищными

угодьями и водоемами, предот­вращала столкновения сдругими улусными

объединениями родопле-менных групп. Право на кочевые улусы и соответствующие

им терри­тории имели все члены правящей династии (огланы, султаны, мир­зы).

Многочисленная знать, возглавлявшая родоплеменные группы (улусбеки, эмиры,

баи, карачи), приобретала иммунитетные права (тарханство). В источниках

отмечены другие формы землевладения, земельной собственности: инджу (ханские

земли), мульк — частновладельческие земли, встречавшиеся в земл едельческих

оази­сах, вакф— земли мусульманских учреждений и духовенствав районах

распространения ислама, в южных городах Казахстана. Более упоря­доченной

стала система взимания налогов и податей с оседлого населения. Институт

«родовой помощи» у кочевников скрывал раз­личные формы зависимости и

эсплуатации бедных богатыми.

Интенсивно развивался в XIV—XV вв. начавшийся ранее процесс образования,

объединения, становления тюркскихлитературных язы­ков трех основных

диалектных групп: карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-

огузской. Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского

языка. Местная тюркская среда сравнительно легко поглотила монгольские

элементы.

На кыпчакском языке в XIII—XIV вв. было создано большое количество

литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и

другие тюркские племена имели свою устную поэзию. Образцы фольклора (загадки,

афоризмы, пастушеские пес­ни) сохранились в памятнике кыпчакского языка

«Кодекс кумани-кус». В XIV—XV вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской

группы тюркских языков выделился казахский язык. В эту подгруппу кроме

казахского входят ногайский и каракалпакский языки. В Дешт-и Кыпчаке, в

Ногайской Орде развивалось творчество певцов (жы-рау), известны имена Сыпыра-

жырау и Кодана-Тайши (XIV в.), Аса-на-Кайгы и Казтугана (XV—XVI вв.),

воспевавших идею единства народа, любовь к родине. Складывался кыпчакский

героический эпос.

В оседло-земледельческой полосе Южного Казахстана становил­ся господствующей

религией ислам, распространяли свое влияние суфийские ордена «ясавийя» и

«накшбандийя»; кочевое население придерживалось шаманизма и культа предков.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты