Лекция: Бронзовый век на территории Казахстана

Лекция: Бронзовый век на территории Казахстана

Глава 2.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

§ 1. Древние земледельцы и пастухи

Процесс овладения человеком навыками земледелия, переход от собирательства диких

злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия. Время

выведения культурных злаков определяется учеными VIII—VII тыс. до н. э.,

и произошло это скорее всего в горных районах Малой Азии. В VI—V тыс. до н. э.

земледелие распространилось в Средней Азии, вначале на , юге Туркменистана, в

предгорьях Копет-Дага. В горные и степные районы Казахстана земледелие пришло в

эпоху бронзы в конце III тыс. н. э.

Вместе с земледелием возникло и скотоводство. Ученые долго спорили, что

возникло раньше — земледелие или скотоводство. Сейчас ясно, что то и другое

человек осваивал параллельно. Земледелие развивалось на плодородных почвах

при достаточном количестве воды. В засушливых районах и на малоплодородных

землях развивалось скотоводство. Там, где имелась вода, скотовод­ство

сочеталось с земледелием.

На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях была

изобретена бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать

металлические изделия прочны­ми. Из бронзы научились отливать втульчатые

топоры и копья.

Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили

археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные

рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название

дано по месту первых раско­пок могильника у с. Андроново, рядом с городом

Ачинском в Южной Сибири). Раскопки здесь были проведены в 1913 г. Б. В.

Андриановым. В 1927 г. археолог М. П. Грязнов обнаружил аналогичные

погребения в Западном Казахстане и установил, что -памятники андроновской

культуры распространены на обширной территории — от Минусинска на востоке до

Урала на западе.-Позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана,

в Семиречье и в Средней Азии.:

Один из сложных вопросов в изучении андроновской культуры связан с

хронологией, определением временных рамок.,'Большин­ство исследователей делят

время существования андроновской культуры на три периода: ранняя бронза —

XVIII—XVI вв. до н. э.;„ средняя — XV—XII вв. до н. э.; поздняя — XII —

начало VIII вв. до^ н. э. Эти периоды по наименованию первых обследованных

памят­ников получили названия федоровский, алакульский, замараев-ский.

Считалось, что они отражают разные этапы развития андроновской культуры. Но

выяснилось, что федоровские памят­ники датируются временем не ранней, а

средней бронзы, и стройная картина развития андроновской культуры нарушилась.

Удалось определить, что федоровские памятники распадаются на ранние и

поздние. Первая группа относится к XV—XIV вв., а вторая к XIII—XII вв. до н.

э. Если ранние памятники найдены в Центральном Казахстане и на Урале, то

поздние — на очень широкой территории: в Западной Сибири, на юге и юго-

востоке Казахстана, в Средней Азии. Центром расселения федоровских племен,

видимо, был Казахстан; они были вытеснены отсюда племенами алакульцев,

которые пришли в Центральный Казах­стан из какого-то западного центра. .. "-

..

Таким образом, алакульск^е и. фёдоровские влемена существовали памятники

смешанного типа. В Семиречье формируются памятни­ки «семиреченского типа», на

западе — «кожумбердинского». Андроновская культура не была монолитной: в ней

выделяются варианты, отражающие характер культуры некогда живших пле­мен,

поэтому принято говорить об андроновской культурной общности, объединяющей

ряд близких культур.

. Племена Центрального Казахстана. Одним из основных регио­нов

распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был

Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения,

могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки —

петроглифы, свыше 30 поселений и более 150 могильников'. Для андроновской

культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и сложность

надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой

камня.

Ранний этап — нуринский — характеризуется преобладанием в погребальном обряде

кремации (трупосожжения).' Встречаются захоронения, совершенные по обряду

трупоположенйч. Могильни­ки, небольшие по размерам, состоят из земляных

насыпей, вокруг которых сооружались круглые или прямоугольные оградки из

каменных плит. Внутри ограды находилась могила, представляв­шая собой либо

грунтовую прямоугольную яму, края которой обложены плитками (циста), либо

каменный ящик. Сверху, после погребения, ямы перекрывались плитами, j •' .

/

Керамика представлена горшками, украик яными орнаментом. состоящим из

сочетаний треугольников и меадров, параллельных вдавлений. Украшалась тол! ко

верхняя часть сосудов. Найдены бронзовые круглые зеркала, бронзовые бусы. В

захоронениях рядом обнаружены кости домашних животных. '

На следующем этапе — атасуйском — наблюдается широкое освоение территории, в

том числе и полупустынных районов. Резко возросли масштабы горных работ, о

чем свидетельствуют много­численные рудные разработки. Наиболее известные и

исследован­ные могильники этого периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау,

Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группа могильников и поселений находится

в долине р. Атасу. Внутри погребальных оград находились ямы, ящики, цисты.

Преобладающим становится трупоположение в скорченном положении на боку.

Поселения имеют своеобразную планировку: жилища, а их бывает от 10 до 80,

располагаются по кругу, в центре которого находится загон для скота. Одно из

хорошо изученных поселений Атасу имело площадь 15000 кв. м. и состояло из 35

землянок и хозяйственных построек. На поселениях и в могильниках при

раскопках найдено большое количество бронзовых орудий, оружия, украшений.

Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой

культуры — бегазы-дандыбаевской. Для нее характерно, с одной стороны,

сохранение андроновских традиций, а с другой — появление новых элементов:

особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых

форм трупоположения. Встре­чаются

трупоположения вытянутые на спине. К раннему этапу этой культуры относится

могильник Аксу-Аюлы II южнее Кара­ганды. Самый большой курган имеет высоту 2,

диаметр 30 м. Под земляной насыпью находились три расположенных кольцами

ради-ально каменных ограды.

В это время распространяются наземные жилища со стенами, сложенными из камня.

В поселении Тагибай-Булак обнаружено шесть прямоугольных наземных жилищ.

Стены домов сделаны из рядов параллельно вкопанных в землю плит, пространство

между которыми забито мелкими камнями вперемешку с землей. В горных районах

Центрального Казахстана в строительстве жилищ широко использовался лес. Стены

землянок обшивались деревян­ными плахами, а перекрытие опиралось на систему

деревянных столбов.

Огромную роль в развитии культуры играла добыча и выплавка металла.

Центрально-Казахстанский палеометаллический центр оказывал влияние на

культуру соседних районов — Алтая, Сибири, Зауралья.

В Северном и Западном Казахстане открыты и обследованы многочисленные

андроновские памятники, среди которых широко известное поселение Алексеевское и

могильник Тасты-Бутак2.

Для лесостепной зоны характерны могильники, состоящие из курганов с земляными

насыпями, круглыми и прямоугольными оградками. В западных районах

распространены кольцеобразные каменные ограды и курганы. Всего в этом районе

открыто более 80 поселений и около 90 могильников.

К периоду ранней бронзы относятся грунтовые погребения с трупосожжением. При

раскопках поселения Вишневка в районе г. Петропавловска было открыто

прямоугольное наземное жилище площадью 126 кв. м, деревянное перекрытие

которого опиралось на деревянные стойки-бревна. В то же время появляются

поселе­ния, которые можно считать предшественниками (прототипами) древних

городов. Одно из них — Аркаим — находилось на границе Челябинской и

Кустанайской областей.

В период средней бронзы домостроительство, организация поселений, устройство

погребений, погребальные обряды значи­тельно изменились. Поселения уже не

укрепляются, жилища-полуземлянки удлиненно-прямоугольной формы, площадью от

14J до 200 кв. м делятся на две части; на полу — от одного до восьми очагов.

Такие жилища открыты на поселениях Явленка, Тасты-Бутак.

В эпоху поздней бронзы, на первом этапе племена северного Казахстана

испытывали сильное влияние срубной культуры При-аралья, Западного Казахстана

— срубной культуры Поволжья. На поселениях эпохи поздней бронзы преобладают

полуземлянки — прямоугольной, овальной и восьмеркообразной в плане формы.

Распространяются огромные землянки площадью до 300—400 кв. м, в которых зимой

держали скот. В хозяйстве увеличивается роль скотоводства, особенно

коневодства.

В Восточном Казахстане развитие андроновской культуры шло теми же путями.

В богатых травостоем долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума, в горных районах Алтая,

степных районах Тарбагатая и Саура найдены десятки поселений и могильников

эпохи бронзы, на развитие и сложение которых оказали влияние богатейшие

место­рождения меди,олова, золота.

К периоду поздней бронзы относится большинство захоронений из могильника

Канай и расположенного рядом поселения. На поселении на правом берегу Иртыша,

раскопана полуземлянка прямоугольной формы площадью 50 кв. м и примыкающие к

ней хозяйственные постройки. Стены дома обложены камышом и обмазаны глиной.

Южный Казахстан и Семиречье были освоены и «плотно» заселены уже в эпоху

бронзы. В Семиречье существовал своеобраз­ный (семиреченский) вариант

андроновской культуры. Именно в Семиречье и на юге Казахстана обнаружены

крупнейшие скопле­ния наскальных рисунков Тамгалы и в Каратау.

Для Семиречья характерно смешение элементов культуры фе­доровских и

алакульских племен. Могилы в виде прямоугольных и круглых оград характерны

для федоровских традиций. Грунтовые могилы и ящики, а в горных районах срубы,

сочетаются с трупопо-ложением и трупосожжением.

Средняя бронза Семиречья представлена могильниками Тамга­лы, Каракудук3.

На юге Казахстана, в Каратау, раскопан могильник Таутары.

В низовьях Сырдарьи, в Приаралье открыты уникальные памят­ники эпохи бронзы —

мавзолеи Тегискена4. Наиболее ранние мавзолеи Тегискена выстроены из

сырцового кирпича, основой планировки является круг, вписанный в квадрат

внешних стен. Внутрь от него, по кругу стоят 8 или 12 прямоугольных кирпичных

колонн, сохранившихся на высоте двух метров. Далее внутрь — опять 8 или 12

таких же колонн, но стоящих по прямоугольнику. Наряду с кирпичными колоннами,

как бы дублируя их, стояли деревянные столбы, от которых сохранились ямы в

полу. Таким образом, внутри мавзолея образовывалась система обходных

кори­доров. В расположенной в центре комнате и в коридорах стояла керамика,

лежало оружие из бронзы, золотые украшения. Покой­ника, положенного в

центральном помещении, сжигали вместе с мавзолеем. Определить культурную

принадлежность Тагискенских могильников сложно. С одной стороны, здесь

прослеживается традиция андроновской культуры (планировка мавзолеев, близкая

центрально-казахстанским мавзолеям Бегазы и Дандыбая, андро-новские формы и

украшения лепной посуды), с другой — сильное влияние южных культур (сырцовый

кирпич, стандарт которого близок к южно-туркменским культурам эпохи Намазга VI

и более поздних памятников Теккем-тепе и Яз). Мавзолеи Тегискена

свидетельствуют о начальном взаимодействии и взаимовлиянии степных и оседлых

культур 5"6.

Хозяйство андроновцев. Большинство андроновских поселений располагалось

на берегах маленьких степных рек или ручьев, стекавших с гор. Рядом с ними в

поймах рек находились поля и огороды.

При раскопках поселений были найдены горшки с остатками пригоревшей каши из

проса. В Алексеевском поселении, в север­ном Казахстане, в жертвенных ямах

найдены принесенные в жертву богам стебли и зерна пшеницы. Отпечатки злаков

сохрани­лись на лезвиях серпов с поселения Мало-Красноярска в Восточ­ном

Казахстане.! На всех поселениях обычными находками были

зернотерки, прямоугольные и круглые песты для дробления и растирания зерна на

муку, серпы, каменные мотыги.

• Более _ существенную роль играло в жизни андроновцев ското­водство. Животные

давали пищу, шерсть, кожи, кость для поделок, топливо в виде кизяка. Основной

пищей андроновцев было молоко. Из него изготавливали творог и сыр,ю чем

свидетельству­ют находки сосудов с дырочками для отцеживания сыворотки. Мясо

было деликатесом, его ели в праздничные дни, приносили и в жертву богам.

Основными животными были овцы, коровы, лошади. В пищу в основном шли молодые

животные, в возрасте двух-трех лет, породистых особей оставляли на племя. Такая

система позволяла поддерживать численность скота и его высокую продуктивность.

Исследованиями установлено, что в табунах, пасшихся в ко­выльных степях и на

разнотравьях альпийских лугов, были три разные породы: кони малорослые,

высотой в холке до 128—136 см, с большой головой, мохнатой гривой,

вислобрюхие. Они были похо­жи на современных монгольских лошадей. Наиболее

многочислен­ными в табунах были средние и рослые лошади высотой в холке

136—152 см и весом до 350 кг. И, наконец, элитная порода высотой в холке

152—160 см, поджарая, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей. Они

использовались для колесничной запряжки — наиболее грозной и мобильной

военной силы того времени. Андроновцы были прекрасными скотоводами. Они

пер­выми в мировой практике ввели стойловое содержание скота зимой. В

морозное время молодняк помещали в отапливаемое жилище, отгораживая

специальный отсек. К домам пристраива­лись загоны.

Андроновцы разводили двугорбых верблюдов-бактрианов. Их кости найдены на

поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносились на скалы, в

одном случае, на поселении Ушкатты была найдена глиняная статуэтка верблюда.

Можно утверждать, что4»_период ранней и средней бронзы, то есть до начала I

тыс. до н. э., андроновцы были оседлыми; вели смешанное хозяйство, занимались

земледелием и скотоводством. Последнее было придомным. При такой форме

животноводства пастбища быстро скудели. Для сохранения продуктивности

ското­водства и увеличения стада нужны были новые формы содержания животных.

У андроновцев ею был яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, когда женщины и

дети жили в селе, занимаясь земледелием, а мужчины и подростки вместе со

стадом весной и летом уходили на дальние пастбища, а поздней осенью

возвраща­лись домой.

Расстояния сезонных перекочевок.были различны. В Семиречье и Восточном

Казахстане они составляли от 50 до 80 км., в Западном Казахстане — путь от

летних пастбищ тянулся на сотни километров, пересекая степи и пустыни. Так,

постепенно из придомного выросло яйлажное, или отгонное скотоводство, а

затем и кочевое, позволявшее использовать и степные и пустын­ные пастбища.

По мере перехода к кочевому и полукочевому скотоводству менялся состав

стада: сокращалось количество крупного рогатого скота и увеличивалось число

баранов и лошадей.

§ 2. Древние рудоковы, металлурги и гончары

Изучая месторождения Казахстана геологи обнаруживают, что их разработка

велась уже за три тысячи лет до нашей эры. Добыча и плавка руды в эпоху

бронзы имели огромные размеры. В районе Жезказгана, например, было выплавлено

около 100 тыс. т. меди. На Успенском руднике добыто 200 тыс. т. руды.

Древние рудокопы разрабатывали окисленные руды (малахит, азурит, касетерит) с

богатым содержанием меди и олова. Разраба­тывали рудоносные жилы, рыхлые руды

добывали «кайлованием», при помощи отбойников и молотков из камня. В плотных

породах использовали метод «огневой проходки», при котором на повер­хности

жилы или в забое, разводили костер, а когда порода нагревалась, поливали ее

водой, заставляя трескаться, после чего работали молотками и кайлами.

Содержащую металл породу вытаскивали на поверхность в кожаных мешках.

Использовали также подкопы под рудное тело, после чего молотами отбивали

куски нависшей глыбы руды. При проходке глубоких штолен использовали

деревянную крепь. Рядом с шахтой у воды добытую руду дробили и промывали,

отделяя ее от пустой породы. Мелкодробленную руду относили на поселения, где

плави­ли в специальных плавильных печах, остатки которых обнаружены при

раскопках поселений на Атасу, Суук-Булаке, у аула Канай.

Остатки литейных мастерских были найдены на поселениях:

Мало-Красноярска, Алексеевка, Никольское, Петровка II. Кроме литья андроновцы

знали приемы ковки, чеканки и тиснения. Из бронзы, обернутой золотой фольгой,

изготавливали височные кольца, подвески, браслеты со спиралевидными

выступами. Пре­красным образцом ювелирного искусства служит золотая

височная подвеска с изображением внутри двух коней, найденная в могиль­нике

рядом с селом Копал в Семиречье.

Если у древних земледельцев Индии, Ирана, Афганистана, Средней Азии посуда в

эпоху бронзы изготавливалась профессио­налами, выделившимися из среды других

ремесленников на гон­чарном круге, то в казахстанских степях и предгорьях

каждая семья делала посуду сама. Женщины изготавливали глину, лепили из нее

горшки и обжигали на костре или в ямах, иногда обложенных камнем. В ранней

бронзе XVII—XVI вв. до н. э. сосуды изготавли­вались при помощи болванки

(шаблона) обтянутой тканью, спле­тенной из конского волоса, либо из толстых

шерстяных нитей, имели баночную форму, плоское дно, украшались прочерченными,

либо нанесенными гребенкой геометрическими узорами. Некото­рые горшки

украшались налепными валиками и шишечками.

Орнамент на сосудах был не только украшением — он имел магический характер,

оберегая содержимое сосудов от «сглаза», «порчи», символизировал также

богатство, изобилие содержимого горшка.

В период средней бронзы (XV—XIII вв. до н. э.) сосуды отличаются большей

степенью стандартизации, совершенства: они более тонкостенны, изящны. Посуда

изготавливалась с помощью болванки или методом кольцевого налепа, когда

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты