Лекция: Россия в первой половине девятнадцатого века

подготовили около ста указов.

1826 – 1837гг. Николай издает указ, который запрещал передавать крестьян без

земли, передавать крепостных крестьян с разделом семьи, платить крестьянами

долги, отрывая их от земли. В 1837-1841гг. под руководством графа Киселева

(героя войны 1812г.) была проведена реформа государственных крестьян (5

отделение, которое потом было преобразовано в министерство государственных

имуществ). Согласно этой реформе государственные крестьяне превращались в

юридически свободных земледельцев. За счет казенных земель значительно

увеличивались их земельные наделы. Вводилось крестьянское самоуправление,

упорядочивались повинности крестьян, вводилось единое налоговое обложение.

За счет новой налоговой политики в деревне предполагалось строительство

больниц, школ, ветеринарных пунктов. В западных губерниях запрещалось право

аренды частными лицами казенной земли. Второй этап реформы Киселева

предусматривалась эволюция помещичьей деревни в сторону государственной.

Реформа Киселева вызвала резкое неудовольствие со стороны помещиков.

Буквально за 2 - 3 года проведения реформы Киселева качество жизни

государственных крестьян стало принципиально отличаться от жизни

мелкопоместных владельческих крестьян. В то же самое время реформа Киселева

показала страшную культурную отсталость российского крестьянства, незнание

элементарных норм гигиены, отсутствие примитивных представлений об

агрокультуре. Для того чтобы повысить качество жизни государственных крестьян

в государственной деревни пробовали распространение картофеля, который

должен был стать своеобразным страховым полисом на случай неурожайных лет. По

всей стране прокатились картофельные бунты, крестьяне отказывались сажать

картофель, убивая при этом государственных чиновников. Боясь дальнейшего

осложнения отношений с помещиками, Николай стал проводить реформы более

осторожно, но, не меняя последовательную политику в крестьянстве.

В 1842г. выходит указ «Об обязанных крестьянах», который был своеобразным

продолжением указа Александра «О вольных хлебопашцах». Крепостные крестьяне

могли получить личную свободу и землю от помещика, но не в собственность, а

только в пользование, за которое он должен был выполнять те же самые

повинности, но которые не могли быть увеличены по желанию помещика. В 1847г.

издается указ, который дает право крепостным крестьянам выкупиться на волю в

случае продажи имения помещика за долги, за ту же цену, которая

устанавливается на торгах. Выкупившегося крестьянина причисляли к

государственным. В этом же 1847г. была проведена инвентарная реформа на

окраинах. Правительство осуществило точную фиксацию крестьянских повинностей,

которые больше не могли быть увеличены. В целом вся политика Николая по

крестьянскому вопросу подготовила, прежде всего, в общественном сознании,

необходимости ликвидации крепостного права. Николай скажет: «Крепостное право

– бесспорное зло, но его отмена сейчас было бы злом востократ большим».

Николай имел ввиду, прежде всего кризисное положение поместного дворянства,

которое в случае отмены крепостного права стало бы люмпенизированным

сословием. Заботой о дворянстве, прежде всего, были продиктованы указы

1845г. – о порядке приобретения дворянства. Поднималась планка получения

дворянства, теперь потомственное дворянство получалось с 9, а не с 8 разряда,

а личное с 5-го разряда. Дол этого в 1832г. Николай вводит указом два новых

привилегированных сословия, потомственные почетные граждане и личные почетные

граждане. К личным почетным гражданам относятся дети церковнослужителей без

образования и другие люди, не имеющие начального образования, чиновники. К

потомственным почетным гражданам относятся купцы первой гильдии, ученые,

художники, крупные капиталисты, церковнослужители. Почетные граждане

освобождались от рекрутчины, телесных наказаний и подушной подати, т.е. на

них распространялись некоторые привилегии дворянства. Создание этих сословий

обуславливалось стремлением ограничить доступ нарождающейся русской буржуазии

в дворянство. В целом, подводя итоги внутренней политике Николая I, следует

подчеркнуть: он утратил доверие к дворянству и попробовал опереться на менее

обеспеченную его часть, основным источником дохода которого являлась

государственная служба.

По мнению историка Корнилова, идейным обоснованием внутренней политики

Николая I стала произведение его учителя Карамзина «О старой и новой

России». Суть: самодержавие – залог стабильности, цель - деятельность для

процветания России.

Идейное наследие декабристов заключалось, прежде всего, в развитии в России

революционных идей. В тоже самое время сильнейшее идеологическое давление со

стороны государства над общественной мыслью привело к тому, что многие идеи,

не будучи революционными, по своему содержанию, оказались оппозиционными.

Поражение и расправа над декабристами вызывали у интеллектуально мыслящих

людей пессимизм и отчаяние. Своеобразным взрывом, пробудившем общественную

мысль, после восстания декабристов стали философические письма П.Я.

Чаадаева, опубликованные в журнале «Телескоп» в 1829-1831гг. Чаадаев

утверждал, что Россия не внесла ничего в развитие мировой цивилизации

«прошлое ее бесполезно, настоящее тщетно, а будущего никакого у него нет».

Чаадаев считал, что Россия может избежать распада и упадка, если повторит

путь западных стран. Россия находилась, по его мнению, на периферии истории,

пройдя сначала через дикое варварство, затем, через невежество, затем сквозь

иноземное завоевательство. Поддержку деспотичной власти всегда оказывало

православная церковь. По мнению Чаадаева именно православие - главная

причина всех бед России. Именно православие было воспринято Русью от

Византии в тот момент, когда она находилось в упадке. Католицизм был получен

западной Европе от республиканских монархий первых Цезарей. Главные

отрицательные черты православной религии: смирение и аскетизм превратили

русский народ в безропотное стадо, главным признаком которого стала

социальная и политическая апатия. Причины застоя, кроме религии, в развитии

России, Чаадаев видел в том, что, находясь между Востоком и Западом, она

осталась нетронутой «всемирным воспитанием человеческого рода». «Мы не

Восток и не Запад мы просто северный народ, который на жалких островках

ничего не значащего прошлого хочет построить фундамент недостижимого и

обманчивого будущего.

Николай, прочитав философические письма, назвал их бредом умалишенного,

редактора «Телескопа» Надеждина уволили, журнал закрыли, за Чаадаевым был

установлен медико-полицейский надзор. Взгляды Чаадаева способствовали

появлению первых либеральных направлений в русской общественной мысли:

западничество и славянофильство. Историки отводят западникам период с 30-х

по 50-е гг. XIX века. На самом деле западничество, т.е. ориентация на

ценности Западной цивилизации берет свое начало с деятельности Ордына-

Нащекина и Голицына.

Основные идеи:

· Индивидуализм и свобода личности

· Рационализм

· Вера в прогресс и познаваемость мира, реформы сверху во избежание

революции

· Государство должно выступить как преобразовательная сила.

Западники были сторонниками конституционной монархии, демократических свобод.

В большинстве своем это были историки Грановский и Соловьев, а также

государственные деятели Чичерин и Кавелин.

Славянофильство сложилось в 30-е – 40-е годы XIX века. Его основоположники –

братья Кириевские, братья Аксаковы, Хомяков.

В 1839г. Аксаков и Кириевский опубликовали свои статьи: «О старом и новом», и

«В ответ Хомякову».

Главным органом славянофилов стал журнал «Москвитянин», редактор Погодин.

Главные идеи:

· Самобытность русского уклада

· Нравственное возвышение личности в православии

· Соборность русского народа

· Исконное самодержавие

· Особый путь развития

Славянофилы вывели учение о мессианской роли русского народа. В России, по

их мнению, невозможны потрясения из-за традиционного стремления русского

народа к классовому миру. Единым органом, которым осуществлялась связь народа

с властью был «Земский собор».

Споры между западниками и славянофилами были основой развития либеральной

общественной мысли первой половины XIX века. Их объединяло: неприятие

крепостного права и отрицание революции. «Да, мы, западники, были

противниками их, славянофилов. У нас была одна любовь к России, но не

одинаковая. И мы как Янус или как Двуглавый орел смотрели в разные стороны, в

то время как сердце билось одно» – Герцен.

3. Во второй четверти ХIХ века происходит идеологическое формирование

российского консерватизма в «Теории Официальной Народности» выдвижение

которой связано с именем министра народного просвещения Уварова.

Концептуально эта теория была разработана профессором Погодиным и Шевыревым.

Ее популярно излагали на страницах газеты «Северная пчела» журналисты

Булгарин и Греч. Бенкендорф: «Прошедшее России удивительно, настоящее

великолепно, а ее будущее выше всего того, что может нарисовать самое смелое

воображение". Уваров писал: «Царь любит отечество в лице народа и правит им

как отец, а народ не умеет отделять отечество от царя». Еще точнее суть

российского консерватизма выразил жандармский генерал Дубельт: «Наш народ от

того и умен, что тих; а тих от того, что несвободен. Не троньте этот народ,

оставьте его в природном его величии, не заражайтесь бессмыслием запада – это

гадкая помойная яма».

В литературе «Теория Официальной Народности» обычно выражается тремя словами:

Ø Самодержавие

Ø Православие

Ø Народность

Суть этой теории – Россия с ее исключительно сложнейшей социальной,

конфессиональной, национальной структурой не подходит под стандарты

развития запада. Социальная структура западной цивилизации значительно проще

российской. Во-первых: особенностью западной цивилизации является

мононациональность, моноконфессиональность и территориальная компактность.

Во- вторых: имеет один приоритетный уклад социально-экономической жизни

(буржуазной), поэтому все противоречия западных цивилизаций есть противоречие

обычно между двумя антагонистическими классами. В России же сохранились

остатки патриархального, родоплеменного уклада (север и крайний север),

рабовладельческого, феодального и нового буржуазного. Отношения между

конфессиями весьма сложные: в России есть государственная религия –

православие, но численно широко представлены ислам, католицизм,

протестантизм и иудаизм. Не все этнические группы вошли в состав России

добровольно. В этих условиях, по мнению сторонников «Теории Официальной

Народности» западным бессмыслием является демократия, т.е. социальный

компромисс. Участие представителей всех социальных групп в управление

обществом приведет только к смуте и развалу России, т.е. суть консерватизма

заключалась в необходимости выделить одну религию в качестве государственной,

не запрещая и не ущемляя остальных религий, и одного правителя –

представителя коренной нации, государственной религии и легитимной династии,

который, будучи просвещенным монархом способен привести Россию к рассвету.

Т.о. представители «Теории Официальной Народности» не отрицали возможность

преобразований вообще, но в рамках существующей политической, социальной и

идеологической систем. Можно сказать что «Теория Официальной Народности»

была своеобразным синтезом теории «Москва – третий Рим» и просвещенного

абсолютизма.

Внешняя политика второй четверти XIX века.

1. Основные приоритеты России во внешней политике.

2. Борьба с революционным движением в Европе

3. Восточный вопрос.

4. Кавказская война

5. Крымская война.

Во второй четверти XIX века в Европе происходят революционные движения,

которые нашли свое выражение в революции 30-го и 48-го годов во Франции, в

революции 48-49гг в Германии и Австро-Венгрии. По сути своей это были

буржуазно-демократические революции, которые «доделывали» Великую Французскую

революцию в политической сфере. В результате революции 1830г во Франции была

свергнута династия Бурбонов. Николай собрался отправить во Францию русские

войска (согласно решению Венского конгресса), но переговоры с Австрией и

Пруссией о совместных действиях зашли в тупик. Те просто признали власть

французского короля Луи-Филиппа Орлеанского. В этом же 1830г под влиянием

революции во Франции вспыхнули восстания в Польше. Восставшие поляки объявили

о детронизации Николая и восстановление польской независимости. В Польшу

были отправлены войска под командованием Паскевича, который зверски подавил

восстание, тем самым, усугубив положение в отношениях между поляками и

русскими. Конституция 1815г. была отменена, Сейм распущен. В Польше введено

прямое административное правление. Тысячи поляков - участники восстания были

отправлены в Сибирь (Зауралье). Россия стала жандармом Европы, но наиболее

серьезную внешне политическую ошибку Николай допустил в Европейском вопросе в

1848г., когда во Франции началась революция, он заявил о необходимости

седлать коней и ехать в Париж. Но параллельно с революцией во Франции

началась революция в Австро-Венгрии, причем события, которые проходили в

дуалистической монархии были исключительно выгодны для России. В Венгрии

вспыхнуло восстания против династии Габсбургов. Представители прогрессивных

венгерских кругов связывали с Россией определенные надежды, что она поддержит

восстание, или, в крайнем случае, не вмешается. Идеология оказалось выше

государственных интересов, а идея легитимности монархов привела к тому, что

Николай I отправил войска Паскевича и в Венгрию, и они в крови подавили

венгерскую революцию.

ИТОГ: Россия окончательно становилась варварской страной в представлении

европейцев. Испорчены отношения с венгерским народом. Развивавшаяся Австро-

Венгрия становилась естественным соперником России на Балканах. Пройдет 8

лет, и Австро-Венгрия в Крымской войне «отблагодарит» Николая.

2.

Россия участвовала в двух войнах во второй четверти XIX века – это в 1826г.-

1828г. с Ираком, итогом которой стало присоединение к России части северного

Азербайджана и в 1828г. – 1829г. с Турцией, итогом которой стал Ункяр-

Искелисийский договор, согласно которому Россия получала привилегированное

положение пользования проливами Босфор и Дарданеллы: через них могли

проходить только русские военные суда. Фактически это означало, что Черное

море с военно-стратегической точки зрения становилось внутренним Российским

морем. Этот же договор принципиально усиливал позиции России в Средиземном

море и на Ближнем Востоке. Николай помог турецкому султану подавить восстание

в Египте. Появилась возможность установления союза между Россией и Турцией.

Союза, который в случае продолжения мог бы привести к усилению влияния

России на Балканах, прежде всего среди славянских народов и сохранении власти

турецкого султана над мусульманскими народами. Но дальнейшие события

показали, что ни Турция, ни Россия не способны вести самостоятельной внешней

политики.

События, которые изменили, положение России в Восточном вопросе во многом

связаны с ее внутренними противоречиями. После присоединения Закавказья

(армяне, грузины, азербайджанцы (персы)) и русско-турецкой войны итогом

которой стило присоединение к России фактически всего побережья Черного моря

от Батума до Дуная. Единственным регионом не вошедшими в состав Российской

империи был Северный Кавказ. Многонациональные народы Северного Кавказа

(около 50) находились на стадии разложения родоплеменных отношений. Терское

казачество осваивала со второй половины XVIII века долину между реками Терек

и Сунжа развивает там земледелие. Отдельные горские племена в частности

осетины (алланы) добровольно вошли в состав Российской империи, более того

приняли православие. Оставшиеся, исповедовавшие ислам, находились в разных

отношениях с казачеством. Некоторым была выгодна торговля с Россией, например

аварцам, поскольку у них развито ремесло – клинки и кувшины из меди. Другие

же, прежде всего черкесы и вайнахские народы использовали приближенные

русские земли для грабежей. Военный разбой – основное занятие этих народов.

Форпостом российской экспансии на Северном Кавказе стала станица Грозный.

Изначально Грозный был чисто русской станицей. В 1817 году бесконечные

военные стычки переросли в начало военных действий. Тогда ещё АлександрI

посчитал, что в условиях ослабления Османской империи Россия может одним

военным ударом разгромить разрозненные горские племена, вооруженные в

основном холодным оружием. Первые военные успехи, казалось бы, подтверждали

эту идею, но затем, среди горцев начинают, распространятся идеология

мюридизма, суть которой заключается в том, что мусульманин не может быть

поданным иноверного монарха, и в равенстве мюридов перед Аллахом. Начинается

процесс образования теократического государства Имамат, во главе которого

стоял духовный правитель имам, власть которого основывалась на всей силе и

духовной покорности. Военные действия России сделали то, что не сделала

история. Они способствовали объединению народов Северного Кавказа под зеленым

знаменем Ислама, для священной войны Газават с иноверными. Наиболее сильным

Имамат стал в 1834 году, при третьем имаме Шамиле. Введя жестокую дисциплину,

Шамиль перешел к партизанской войне против русских войск, практически

нейтрализовав артиллерию. К тому же Англия, Франция и, прежде всего Турция

стали поддерживать горцев оружием и материально. Ермолов перешел к активным

действиям. Он ввел систему заложников, но и это не принесло успехов. Шамиль в

1854 – 1855гг. пробовал прорваться на Кубань для соединения с Турцией в

Крымской войне. В конечном счете, изменение политики России в отношение

народов Северного Кавказа привело к успеху. Прежде всего, в результате

длительных отношений чеченцы и ингуши различаются по тейпам,

родственным связям, регионально, и по различным толкованиям ислама. Используя

эти противоречия, российское правительство стало подкупать отдельных горских

князей и вождей тейпов. К тому же многие племена просто устали от жизни в

условиях железной дисциплины, введенной Шамилем. Его армия распалась, и в

1859г. русские войска под командованием Барятинского взяли станицу Шамиля –

аул Ведено. Шамиль был арестован и отправлен в почетную ссылку в Калугу, его

внукам было присвоено дворянское звание, как и многим горским князьям. Война

закончилась тем, с чего могла начаться. Россия просто купила Северный Кавказ.

Последние очаги сопротивления Горцев были в 1864г. Война исключительно дорого

обошлась России. Фактически она перечеркнула начатую в 1844г. и успешно

проводящуюся финансовую реформу министра Канкрина. Война показала, что

царское правительство уже не контролировало ситуацию в стране, и самое

главное Кавказская война отвлекла силы России от решения главных для нее

вопросов. Западные державы воспользовались Кавказской войной и в 1840г. в

Лондоне фактически аннулировали Ункяр - Искелиссийский мирный договор, а

затем, используя спор между католиками и протестантами, о праве владения

палестинскими святынями развязали войну. Суть и причины войны – стремление

России к контролю над Черноморьем и разделом сфер влияния на Ближнем Востоке

между Россией, Англией и Францией. Повод к войне конфликт из-за святых мест.

Русские войска в начале 1853г. заняли Дунайские княжества – Валахию и

Молдавию. В октябре 1853г. Турция объявляет войну России. Война шла на двух

фронтах: на Балканах и в Закавказье. В ноябре 1853г. русская эскадра под

командованием адмирала Нахимова в Синодской бухте уничтожает почти весть

турецкий флот. В это же время в 1853г. войска под командованием Паскевича

захватили крепость Карс, Эрзерум, Ардаган. Но весною 1854г. вступает в войну

Англия и Франция. В то же самое время Австрия, в «благодарность» за

подавление Венгерского восстания предъявила России ультиматум: вывести свои

войска из Дунайских княжеств; а после того как Россия это сделала, ввела туда

свои войска. Летом 1854г. Англо-Французский флот блокировал Кронштадт, сжег

г. Кола, на Кольском полуострове Англия и Франция осадили Соловецкий

монастырь в Белом море, но монахи басурманам не сдались. Маленький гарнизон

под командованием адмирала Завойко в Пертопавловске-Камчатском дважды

сбрасывали Англо-Французский десант в Охотское море. К сентябрю 1854г.

военные действия начались в Крыму. Шестидесятитысячная армия высадилась в

Евпатории и нанесла сокрушительное поражение русским войскам. Уже через пять

дней началась осада Севастополя, которая продолжалась 340 дней. Взять с ходу

союзники Севастополь не смогли. Русские затопили свой флот в Северной бухте и

с моря штурм стал невозможным. Началась осада и только в августе 1855г.

после взятия Малахова кургана противник взял разваленный Севастополь. В марте

1856г. в Париже был подписан мирный договор. Россия по Парижскому мирному

договору теряла южную часть Бесарабии. Турции возвращался Карс в обмен на

Севастополь, Черное море объявлялось нейтральным. Россия и Турция не имели

право держать там свой флот, а на его берегах - крепости. Россия лишалась

права защищать интересы православных народов на Балканском полуострове.

На Западе эта война имеет два названия: Восточная и Бесполезная.

Через несколько лет, усилиями Горчакова практически все условия мирного

договора были отменены, т.е. Запад не приобрел ничего, но для России эта

война имела огромное значение. Причины поражения России:

Ø Политическая: неудача российской дипломатии, неспособность

заключать союзы привели фактически к международной изоляции России.

Ø Экономическая: отсталость России от Западной Европы. Неразвитая

железнодорожная сеть не позволяла наладить нормальное снабжение армии оружием

и продовольствием.

Ø Военно-техническая: гладкоствольное оружие значительно уступает

нарезному по дальности и точности стрельбы. Парусный флот безнадежно уступал

паровому.

ИТОГИ:

1. Падение престижа России на международной арене. Фактически Россия

потеряла на время статус Великой Европейской мировой державы и больше, в

своей истории, военными средствами восстановить его не могла.

2. Поражение в войне подтолкнуло Российское правительство к проведению

кардинальных реформ.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты