Лекция: Казахстан в средневековье

Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так про­изошло

юридическое закрепление уже фактического распада госу­дарства Караханидов на

самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под

номинальной властью старшего, или верховного, хана.

В 1056 г. сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование власти захватил

владения брата Сулеймана, но вскоре был отрав­лен. На престол взошел сын

Йинал-тегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханским владетелем.

После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет (1059—1074)

прави­ли сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун. При них

Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница

между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула его

уделы перешли к Богра-хан Харуну (1075—1102) — владетелю Кашгара, Баласагуна

и Хотана. В 1089 г. он подпал под вассальную зависимость к сельджукскому

султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана, на Мавераннахр

напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Он захватил все земли

до Амударьи, пытался захватить у Сельджукидов Термез, однако потерпел

поражение, попал в плен и был казнен.

При правлении могущественного султана Санджара (1118—1157) Сельджукиды

добились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период уже наметился

политический упадок Караханидов.

В начале второй четверти XII в. многочисленный народ караки-таи (киданей)

завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения восточных

Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-

сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства

Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась

восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухам­мед убил

последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская

ветвь Караханидов. История могу­щественного государства Караханидов на этом

завершилась.

Государство Караханидов не было простым повторением пре­жних государственных

образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ на

территории Казахстана военное управление было отделено от административного.

Государственно-административная структура основывалась на иерархическом

прин­ципе.

Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была

военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права

на получение с населения района, области или города налогов, до того

взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта»,

а его держателя называли мукта, или иктадар. Институт икты играл значительную

роль в хозяйственной и политической жизни юга и юго-востока Казахстана.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое

скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть

тюркских племен переходила к земле­делию и приобщалась к городской культуре.

В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали

древнетюркские религиозные представления. Дальней­шее распространение получил

ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в

особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской рели­гии в

кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской

рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской

графике.

Рост самосознания тюркских этносов при Караханвдах привел к появлению

мусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всего были

известены Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.

В целом Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех

сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоевания прервали

естественный процесс наме­тившегося развития.

§ 6. Государство каракитаев (1128—1213 гг.). Улусы найманов и кереитов

Государство каракитаев. Формирование каракитаев тесно свя­зано с

центральноазиатскими племенами кидансй. Кидани (ци-дань, кита, хита)

упоминаются в письменных источниках с IV в. н. э. как монголоязычные племена.

Они обитали к северу от Китая, на территории Маньчжурии и Уссурийского края.

В 924 г. обширная территория от Алтая до Тихого океана перешла под эгиду

Кидань-ского государства (империю Ляо).

В 1125 г. объединенные силы сунского Китая и Чжурчженского государства

положили конец империи Ляо. Часть киданей подчи­нилась чжурчженям, а другая

через земли енисейских кыргызов дошла до р. Эмиль и здесь построила

одноименный город. Со времени утверждения их власти над частью Семиречья за

западной ветвью киданей, вследствие смешения с тюркоязычным местным

населением, закрепляется имя каракитаи.

В 1128 г. баласагунский владетель из династии Караханидов ' призвал каракитаев

пойти против притеснявших его каналов и карлуков. Елюй Даши, заняв Баласагун,

устранил караханидского владетеля и основал государство в Жетысу. Затем

совершил ряд завоевательных походов, раздвинув границы от Енисея до Таласа.

После этого каракитаи покорили канглов, присоединили Восточ­ный Туркестан. В

1137 г. они разбили при Ходженте Махмуд-хана, владетеля Мавераннахра, а в 1141

г. в Катванской степи близ Самарканда — сельджукско-караханидские войска.

Каракитаи за­няли Бухару и весь центральный Мавераннахр. Особый отряд,

направленный в Хорезм, заставил Хорезм-шаха выплачивать им ежегодную дань в

размере 3 тыс. золотых динаров. Семиречье, Южный Казахстан, Мавераннахр и

Восточный Туркестан вошли в пределы государства каракитаев. Династию

Караханидов караки­таи превратили в вассалов.

Глава каракитайского государства носил титул гурхана. Цент­ром его владений

оставался Баласагун. В войске поддерживалась высокая дисциплина, в стране

введена система подворного обло­жения — с каждого дома взимали по одному

динару. Своим приближенным гурхан не раздавал уделов, так как опасался их

усиления и соперничества. Под их непосредственным управлением находились

южная часть Жетысу, северо-восточная область Ис-фиджаба, Кульджинский край.

Часть Жетысу к северу от Или принадлежала карлукским ханам, в среде которых

постоянно присутствовал представитель гурхана. Первый гурхан умер в 1143 г. В

1208 г. к каракитаям бежали вытесненные Чингисханом из Монголии найманы во

главе с Кучлуком.

Улус найманов. В XII в. конфедерация найманов наряду с

кереитами (кереи) и меркитами представляла собой крупное центральноазиатское

государственное объединение. Между тем вопрос о происхождении и ранней

истории найманов достаточно сложен. Вполне возможно, что они имели смешанный

этнический состав, хотя новейшие сведения в научной литературе подтвержда­ют

мнение об их тюркоязычности. Полагают, что значение термина «найман»

раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу

племен, входивших в конфедерацию. Упоминаемый в древнетюркских надписях союз

племен «секиз-огузов» исследователями отождествляется с найманами. В VIII в.

племенное объединение огузов занимало земли от р. Орхон до верхнего Иртыша.

Там же впоследствии жили и найманы.

Соседями найманов на западе были канглы и кыпчаки, обитав­шие в верховьях

Иртыша, на севере — енисейские кыргызы, на востоке — кереиты, жившие в

Восточной Монголии, а на юге — уйгуры, находившиеся, как и большинство

народов и племен Центральной Азии, в вассальной зависимости от киданей.

Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с

окружающими их кочевыми и оседлоземледельческими этносами, в особенности с

канглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов.

Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и

могущественными племенами, объединенными в Улус кереитов. После крушения

киданьской державы в 1125 г., на его развалинах в Центральной Азии

образовался ряд государственных объединений (улусов), ведущая роль в которых

перешла к кереитским ханам.

Улус кереитов. Наиболее ранние сведения о кереитах в пись­менных источниках

относятся к началу Х в. и связываются с племенами центральной группы цзубу.

Этнический состав конфе­дерации кереитов был неоднороден. Он состоял из

тюркоязычных и монголоязычных компонентов. На западе от кереитов жили

найманы, на севере — 'меркиты, на востоке — татары, на юге — тангуты.

Предводители кереитских племен имели две резиденции, северную, в г. Хатун-

балык на р. Орхон и южную — севернее излучины р. Хуанхэ. Главная ставка на

Орхоне занимала выгодное географическое положение и находилась на важном

отрезке торго­вого пути, поэтому была местом сосредоточения купцов из

сопредельных и отдаленных стран, а также различных миссионе­ров. В 1007 г.

кереиты вместе с найманами приняли христианство несторианского толка.

Кереиты, очевидно, находились под опреде­ленным влиянием уйгурской культуры.

Во второй половине XII в. Улус кереитов при Тогрул-хане занимал земли от

верховьев Селенги на севере до Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до

Халхин-Гола на востоке. Кереиты поддерживали тесные политические и

этнокультурные отношения с найманами, канглы, уйгурами, меркитами, монголами,

каракитая-ми и тангутами. При пышном дворе Тогрул-хана воспитывались будущие

правители и вожди степных племен, в частности Темучин (Чингисхан), Чжамуха,

приобщаясь к политической и дипломати­ческой жизни.

Правитель кереитов Тогрул-хан широко привлекал на службу представителей знати

канглы. Отдельные факты наводят на мысль о наличии генетической связи между

кереитами и канглы.

Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического

развития. Они оформились в самостоятельные государственные образования —

улусы, стоявшие над родоплемен-ными институтами и обнимавшие весь этнос с

династийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию. Важные

участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В

улусах функционировал аппарат управления, представленный органами управления

ханской став­кой, войсками и дружиной.

Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская

ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов

действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство.

Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении

должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно,

передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству

указывает на достаточно высокий уро­вень социального и культурного развития.

Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен

завершил­ся образованием раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса

найманов.

К концу XII в. произошло политическое возвышение Темучина, который, разгромив

татар, в 1203 г. покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу над найманами.

Разгромленные племена найманов во главе с Кучлуком прибыли на Алтай, где

соединились с группами кереитов и меркитов.

В 1209 г. каракитаи в неблагоприятное для них время начали * войну с

хорезмшахом Мухаммедом. Государство каракитаев оказа­лось в исключительно

тщдном положении. В 1210 г. хорезмшах Мухаммед в союзе с самаркандским ханом

Усманом напал на каракитайское войско около Таласа. Предводитель каракитаев

Таянку был взят в плен и каракитайские войска вынуждены были отступить.

В 1211 г. Кучлук и союзные с ним ханы пленили гурхана и лишили его власти.

Через два года последний гурхан Чжилугу скончался. Государство каракитаев

перестало существовать. Менее чем вековое существование государства

каракитаев не повлияло сколько-нибудь заметно на экономику, общественную

жизнь и культуру края.

§ 7. Кыпчакское ханство (нач. XI в. —1219 г.)

Этноним «кыпчак» впервые упоминается в древнетюркском руническом памятнике,

датируемом 760 г. В мусульманских источ­никах кыпчаки впервые отмечаются

арабским географом Ибн Хордадбехом (IX в.) в списке тюркских племен,

хронологически относящихся также к VIII в.

После падения Западнотюркского каганата в 656 г. значитель­

ные группы кыпчаков на севере от Алтайских гор и в Прииртышье под эгидой

кимеков составили ядро племенного союза. Однако стремление основных

кыпчакских племен к самоопределению привело их в конце VIII в. к отделению от

кимекской федерации и передвижению на запад от кимеков. Но окончательной

независи­мости кыпчаки не достигли. В IX—Х вв. история кыпчаков тесно

переплелась с историей кимеков. Кыпчаки находились в полити­ческой

зависимости от кимекского кагана, входили в конфедера­цию, а затем в

Кимекский каганат.

После падения Кимекского каганата в начале XI в. военно-политическая

гегемония на территории прежнего расселения кимекских, кыпчакских и куманских

племен перешли в руки кыпчакских ханов. Пришедшая к власти династийная знать

кыпча­ков стала предпринимать активные действия в южном и западном

направлениях, что привело к непосредственным контактам с государствами

Средней Азии и юго-восточной Европы.

Во второй четверти XI в. племенная знать кыпчаков вытеснила огузских джабгу

из нижнего и среднего течения Сырдарьи, При-аральских и Прикаспийских степей.

С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление в начале

второй четверти XI в. названия Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков) вместо

бытовавшего до того в письмен­ных источниках «Степь огузов» (Мафазат аль-

гуз). Завладев Ман-гышлаком и прилегающими к нему областями, кыпчаки вплотную

подошли к северным рубежам Хорезма.

В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западном направлении

от Итиля (Волги). По мере движения на запад племенной массив куман первым

вступил в непосредствен­ные контакты с народами Восточной Европы, в частности

Руси, Византии, Венгрии.

Историко-географическую область Дешт-и Кыпчака, обнимав­шую всю аридную зону

от Иртыша до Днестра, условно можно разграничить по Волге на два крупных

этнотерриториальных объединения: Западнокыпчакское во главе с династийным

родом токсоба и Восточнокыпчакское с правящим ханским родом ель-борили.

формирование кыпчакской этнической общности на террито­рии Казахстана было

сложным и длительным процессом, в разви­тии которого прослеживаются три

этапа.

Первый этап связан с образованием ядра кимекского племен­ного союза, в

котором кыпчаки со второй половины VII в. и до конца VIII в. играли

значительную роль. В это время происходили тесные этнокультурные

взаимодействия кыпчаков с телескими племенами.

Второй этап — с конца VIII в. до начала XI в. В эти хронологические рамки

кыпчаки постепенно расселились на об­ширной территории от Алтая и Иртыша на

востоке до Южноу­ральских гор и Волги на западе. Совместно с кыпчаками в

Западном Казахстане с центром в Мугоджарах обитали куманы. Взаимодействие и

интеграция трех сновных этнополитических объединений: кимеков, кыпчаков и

куманов проходили под консо­лидирующей ролью кимекских племен. Кыпчаки, равно

как и кимеки, и куманы, находились в тесных этнокультурных взаимосвя­зях и

взаимодействиях с конфедерациями древнебашкирских, печенежских, карлукских и

в особенности огузских племен. Вместе с тем линия внутреннего этнического

развития кыпчакского этноса была направлена на ассимиляцию древних

насельников, местных телеских, угро-финских, сармато-аланских этнокомпонен-

тов. Кыпчакский этнос складывался на базе множества родов и племен,

объединенных не на основе кровнородственных связей, а по принципу

территориально-хозяйственных отношений.

С начала XI до начала XIII вв. формирование этнической общности кыпчаков

вступает в третий этап развития, связанный прежде всего с ростом могущества

кыпчакских ханов, власть которых легитимизировалась ханским династийным родом

ель-борили. Степень развития и углубления этнических связей в Кыпчакском

ханстве, а также уровень формирования кыпчакского этноса в известной степени

определялись по племенному составу кыпчаков восточного улуса.

Структура племенного состава конфедерации кыпчаков в XI—XII вв. была сложной

и неоднородной. Кыпчакская общность вобрала в себя, помимо собственно

кыпчакских, тюркоязычные кимекские, куманские, древнебашкирские, огузские

племена, а также тюркизированные элементы ираноязычного этнического пласта.

В силу специфики развития исторического процесса в кочевых обществах в таких

«вторичных» племенных образованиях сохраня-/ лось значение

кровнородственных связей, родословных генеалоги-1 ческих древ,

подтверждавших общность происхождения, не утрачи­вались племенные самоназ^ния.

В формировании кыпчаков приняли участие многочисленные племена канглы,

компактные группы которых во второй половине XII в. образовали

этнотерриториальное объединение в пределах Приаральских степей, а также

тюркоязычные племена уран, при­шедшие в Х в. на территорию Казахстана из

Восточного Туркеста­на, баят, азкиши и тюргеши. Появление двух последних

племен в XII в. в Причерноморье, скорее всего, было связано с передвиже­нием

туда кыпчакских племен, а вместе с ними азкишей и тюргешей. Одним из

этнических компонентов кыпчаков также были карлуки, чигили, каи.

Формирование кыпчакской народности на территории Казах­стана стимулировалось

процессом нивелировки этнокультурных признаков, чему содействовали

однотипность форм хозяйствова­ния, система общественных отношений и общность

языка. Тесное взаимодействие кыпчаков с различными этническими группами

сказывалось на их этнической общности. Со все растущим полити­ческим весом

кыпчаков, племена и этнические группы, сознавая свою "принадлежность к

единому этносу, принимали этноним кыпчак. Однако завершающий этап

формирования кыпчакской народности был прерван монгольским нашествием.

Расселение. К середине XI в. кыпчакские племена расселялись

на обширной территории современного Казахстана — от Алтая и Иртыша на востоке

до Итиля (Волги) и Южного Урала на западе, от оз. Балхаш на юге до

лесостепной полосы юго-западной Сибири на севере.

Во второй половине XI в. кыпчаки расселялись на Мангышлаке и Устюрте, где

совместно с ними кочевали группы огузских племен. На «Малой карте» аль-Идриси

отмечен этнотопоним «Степь кыпчаков» (Сахра аль-кыфчак), локализованный между

Каспийским и Аральским морями, в соответствии с реалиями, относящимися ко

второй половине XI в.

Начальные этапы движения кыпчаков на запад в середине XI в. нашли отражение в

географической карте Махмуда Кашгари, на которой места их обитания показаны к

западу от Итиля и на северо-запад от Каспийского моря, а сама река Итиль

отнесена к стране кыпчаков.

Кыпчакские ханы расширили на юге пределы своего государст­ва, достигнув

окрестностей г. Тараз, где возвели укрепление Канджек Сенгир, пограничное с

Караханидами. Естественной границей между кыпчакскими правителями и

Караханидами явля­лись оз. Балхаш и озера Алакольской котловины,

Восточные рубежи охватывали правобережье Иртыша и склоны Алтайских гор.

Махмуд Кашгари разместил имеков (кимеков) в бассейне Иртыша, на их древней

территории, которые носили название «Имекские степи». В XII в. кыпчакские

племена на Алтае и в верховьях Иртыша граничили с найманами, канглы и

кереитами. ;

На северо-востоке кыпчаки были связаны с саяно-алтайским очагом цивилизации и

культуры, носителями которой были кыр-гызы, хакасы и др. племена. Северные

границы Кыпчакского ханства проходили по лесостепной зоне, отделяющей

нынешнюю казахскую степь от Западной Сибири.

На северо-западе кыпчаки вошли в этнокультурный и полити­ческий контакт с

населением Поволжья и Приуралья. Взаимодей­ствие кыпчакских племен с

булгарами и башкирами во второй половине XI — нач. XIII вв. развивалось в

направлении кыпчак­ского языкового и культурного влияния.

Этническая территория кыпчакских племен в пределах их этнополитического

объединения была относительно стабильной, за исключением юго-западных

рубежей, где начиная с 30-х гг. XII в. довольно активную политику стало

проводить государство Хорезмшахов.

Образование ханства. Бурные события первой половины XI в., в ходе которых

кыпчакская аристократия значительно расширила территорию расселения племен

Восточного Дешт-и Кыпчака, приведшие к войнам и столкновениям с державой

огузов на Сырдарье, со среднеазиатскими династиями Сельджукидов, Хорезм­шахов

и Караханидов, а также необходимость обеспечения внеш­ней безопасности, стали

объективной причиной образования госу­дарства у кыпчаков.

Политические устои Кыпчакского ханства значительно укрепи­лись в середине XI

в. после миграции многочисленных группировок кыпчакских и куманских племен,

создававших почву для центробежных устремлений в Дешт-и Кыпчаке.

Со 2-й половины XI в. по 1-ю треть XII в. наблюдаются относительная

стабилизация и политическое единство кыпчакских ханов. Это позволяет

полагать, что в кыпчакской этносоциальной общности были верховные ханы,

распространявшие свою власть на все ханство.

Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству от отца к сыну. Династийным

родом считались ель-борили, из числа которых выходили ханы. В ханской ставке,

называвшейся ордой, находился аппарат управления хана, ведавший ханским

имуществом и ханс­кой армией. В военно-административном отношении Кыпчакское

ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое — со

ставкой на р. Урале на месте города Сарайчик и левое — с резиденцией в городе

Сыгнаке. Более мощным было правое крыло. Центр ханства, скорее всего, находился

в Тургайских степях. Военной организации и военно-административной систе­мам

управления придавалось исключительное значение, ибо они отражали специфику

кочевого быта и были наиболее органичными и удобными для кочевого

способа существования.

Рельефно была выражена строгая иерархическая система гос­подствующей

аристократической верхушки (ханы, тарханы, баска­ки, беки, баи), наряду с

этим роды и племена также разделялись по своей социальной значимости.

Кыпчакское общество было социально и сословие неравным. Основой

имущественного неравенства была частная собственность на скот. Основным

богатством служило число лошадей. Многие в стране кыпчаков, как сообщают

письменные источники, владели несколькими тысячами прекюсных лошадей, а

некоторые из них 10- и более-тысячными табунами. Посягание на собственность

строго каралось, считалось наказуемым, по устоявшимся нормам обычного права

(торе). Скот, находившийся в частной собственнос­ти кыпчакских семейств,

отмечался родоплеменными метками (тамгами).

Обладая огромными стадами, аристократия была и фактичес­ким собственником

пастбищ, на которых содержался этот скот, хотя юридически собственность и не

фиксировалась. Право распо­ряжения пастбищами и регулирования перекочевками

принадле­жало кыпчакским ханам и племенной знати.

На другом полюсе находились непосредственные производите­ли — скотоводы.

Рядовые общинники были в своей основной массе свободными. Однако через отдачу

себя и своего имущества под защиту сильного сородича проявлялась их

зависимость от власть имущих. С потерей скота, а следовательно и возможности

коче­вать, свободный общинник переходил в категорию оседлых жите­лей

(ятуков). Но как только у бедного ятука появлялось достаточ­ное количество

скота, он снова переходил в лоно кочевого хозяйства.

Самую бесправную группу в кыпчакском обществе составляли рабы, которые

пополнялись за счет военнопленных. Рабы шли

главным образом на продажу, и лишь часть их использовалась в хозяйстве в

качестве слуг.

Таким образом, Кыпчакское ханство было сложившимся ранне-феодальным

государством, продолжившим и развившим традиции древнетюркской

государственности.

Политические взаимоотношения кыпчаков. В 1065 г. прави­тель сельджуков

Алп Арслан совершил поход на Мангышлак против кыпчаков. Добившись от кыпчаков

изъявления покорнос­ти, сельджукский султан совершил поход на Дженд и Сауран. В

результате этой военной кампании часть кыпчакских племен временно попала в

зависимость от сельджукидов Хорасана.

В конце последней четверти XI в. на Мангышлаке и восточном побережье

Каспийского моря по-прежнему властвовали кыпчаки, в политической зависимости

от которых находились отдельные группы огузских и туркменских племен. В 1096

г. племена кыпчак-ского объединения во главе с «могущественным» ханом

совершили поход на Хорезм. Однако покровители хорезмшахов сельджукиды

вынудили их возвратиться на Мангышлак.

Судя по опосредованным сведениям Махмуда Кашгари кыпчак-ская военно-кочевая

знать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями

династии Караханидов. Караха-ниды предпринимали походы в восточные пределы

Кыпчакского улуса, в свою очередь кимеки с берегов Иртыша совершали набеги в

пределы тюркской мусульманской державы в. Семиречье.

В конце XI — начале XII вв. Дженд, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи

находились в руках кыпчакских вождей. Однако в первой половине XII в. они

стали ареной упорной борьбы между кыпчакскими ханами и мусульманскими

династиями Средней Азии, пытавшимися во что бы ни стало овладеть ею. Под

флагом распространения ислама хорезмшах Атсыз завоевал Дженд, а затем

продвинулся на север, присоединив к своим владениям Мангышлак.

В 1133 г. кыпчаки потерпели поражение от Атсыза, предпри­нявшего поход из

Дженда в глубь Дешт-и Кыпчака. Источники не содержат никаких дополнительных

сведений о причинах первого крупного поражения. По существу с этого времени

(второй трети XII в.) началась раздробленность Кыпчакского ханства, вызванная

рядом причин, основными из которых стали: формирование прохо-резмийской

ориентации среди знати кыпчакских племен, сложе­ние крупного объединения

канглы, усиление междоусобной динас-тайной борьбы за власть.

Со второй половины XII в., в особенности с эпохи правления Текеша

(1172—1200), проводилась целенаправленная политика на сближение с кыпчакской

знатью. Предводители племенных груп­пировок кыпчаков, канглы, имеков, уран

стали привлекаться на службу хорезмшахами. Правящая знать Кыпчакского ханства

и династии Хорезмшахов вступала между собой в родственные связи. Кыпчакский

хан Джанкеши выдал свою дочь Теркен-хатун за хорезмшаха Текеша. Согласно

средневековым традициям, отноше­ния свойства как «союз мира и родства» на

разных уровнях межэтнических связей имели исключительно важное значение. Они

повлекли за собой целую систему реальных и нередко тесных связей,

проявлявшихся в общественно-политической обоюдной поддержке.

Однако в целом политическая ситуация в регионе характеризо­валась крайней

нестабильностью, которая вызывалась и поддержи­валась хорезмшахами в

результате проводимой ими политики, направленной на подрыв устоев

независимого Кыпчакского улуса. В этих целях из представителей кыпчакской

аристократии они создали замкнутое военное сословие, поддерживавшее

устремле­ния хорезмшахов. Идеологической основой такой линии была исламизация

кыпчаков, прежде всего их знати. Между тем значи­тельные группировки

кыпчакских племен оставались вне ислама до конца XII в. Пространство между

Джендом и Фарабом до конца XII в. считалось областью языческих кыпчаков.

Согласно установившейся традиции, правители Хорезма брали жен из ханских

родов канглы и кыпчаков. Объединение племени канглы во 2-й половине XII —

нач. XIII вв. представляло большую политическую силу, стремившуюся к

самоопределению, тем самым не способствовавшую политическому единству

Кыпчакского ханст­ва. Как известно, главную военную опору хорезмшахов

составляли группировки канглы и кыпчаков. В начале XIII в. важную роль при

дворе хорезмшахов играл предводитель канглы Амин Малик, на дочери которого

был женат хорезмшах Ала ад-дин Мухаммед. Кыпчакская аристократия, наделенная

хорезмшахами государствен­ными и военными должностями, отстаивала интересы

последних. В кыпчакском обществе усилились внутренние противоречия, вызванные

прохорезмийской ориентацией значительных групп кыпчаков, а также

соперничеством за верховную власть. В этой обстановке хорезмшахи искусно

разжигали и поддерживали враж­ду между кыпчакскими вождями.

В начале XIII в. в состав государства хорезмшаха Мухаммеда (1200—1220),

предъявлявшего свои притязания на первенство во всей мусульманской Азии,

вошла и область Сыгнака. Несмотря на потерю Сыгнакского владения кыпчакские

ханы продолжали Вести упорную борьбу с Хорезмом. Из Дженда Мухаммед

предпринимал неоднократные походы на север против Дешт-и Кыпчака. В 1216 г.

во время одного из военных походов против Кадыр-хана он дошел до Иргиза, где

в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Чингисхана, преследовавшего

меркитов, бежавших в страну кыпча­ков. После битвы с султаном монголы под

прикрытием ночи отступили. Это было .первое появление монголов на территории

Казахстана, приостановившее длительное соперничество кыпча­ков с

хорезмшахами. Наступила эпоха монгольских,завоеваний.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты