Лекция: Казахстан в эпоху каменного века

Лекция: Казахстан в эпоху каменного века

РАЗДЕЛ I. КАЗАХСТАН

В ДРЕВНОСТИ

Глава 1. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ КАМЕННОГО ВЕКА

Современные представления о жизни далеких предков основываются на изучении

мест стоянок, пещер, гротов, где сохранились остатки труда человека —

каменные орудия, отходы при их изготовлении, остатки пищи — кости животных.

Немалое значение имеют и этнографические данные из жизни так называемых

отсталых народностей современности. Они позволяют лучше объяснить некоторые

стороны материальной и духовной культуры древнейшего человечества. Но главную

информацию все же дает наиболее массовый материал первобытного общества —

каменные орудия труда.

История человечества делится на большие периоды, связанные с развитием той

или иной социально-экономической формации. В археологии разработана своя

периодизация, согласно которой история человечества делится на эпоху камня,

бронзы, железа и средневековья. В свою очередь, каждая из перечисленных эпох

подразделяется на периоды и культуры. Каменный век делится на три периода —

палеолит, мезолит и неолит.

Эпоха древнего каменного века — время становления человечества и его

хозяйства — характеризуется низким уровнем производительных сил. Примитивная

хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов

природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды и

охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом

равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда

и были по своему характеру коллективистскими.

Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длинный

путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо — объединение для

совместной защиты и нападения, охоты, собирательства. Это дородовое

социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных

отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то жевремя ему была

присуща некоторая упорядоченность брачных связей,

Первобытное стадо соответствует двум наиболее ранним ступе­ням нижнего

палеолита — доашельскому и ашельскому периодам. В ашельскос время постепенно

вызревают предпосылки для ново­го социального организма — первобытной общины.

В эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по

полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив

позднего палеолита в социальном отношении характе­ризуется новой гранью —

сложением зрелых форм первобытно-родовой общины. Это качественный скачок, как

полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в

челове­ка современного физического типа (Homo sapiens)

§ 2. Ранний палеолит

Ранний палеолит делится на три крупные эпохи: олдувайскую (2,6 млн лет — 700

тыс. лет назад), ашсльскую (700 тыс. — 150—120 тыс. лет назад) и мустьсрскую

(150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад). В течение всего каменного века

главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. И потому

на стоянках мы находим в большинстве своем изделия из них, за исключением

неолитических, где встречаются орудия из кости животных. Человек хорошо знал

свойства камня. Чаще всего выбор материала зависел от назначения орудий. В

зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на

рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, про­колки и т. д.

К числу самых древних орудий труда относятся массивные прямоугольные

кремневые отщспы, найденные у пос. Конырдек в толще сцементированных

конгломератов, слагающих нижнечет­вертичную, самую высокую надпойменную

террасу р. Арыстанды на юго-западных склонах хребта Каратау. Эти древнейшие

орудия так называемого клектонского типа отличаются от более поздних

непропорционально большим ударным бугорком, занимающим более половины площади

всего отщспа. Вместе с ними находились большие кремневые заготовки, желваки-

нуклеусы, от которых были отбиты эти отщспы. Наибольший интерес представляют

ашельские стоянки Борыказган и Танирказган, находящиеся на плоской вершине и

сложенные галечниками, доломитами, алевро­литами и другими породами.

Местонахождения расположены севе-ро-восточнсе г. Каратау в Таласском районе

Жамбылской области. Распространение орудий в этих стоянках четко ограничено,

за пределами определенной границы обработанные кремневые изде­лия встречаются

редко. Древнепалеолитический инвентарь из Борыказгана и Танирказгана X. А.

Алпысбасв делит на четыре группы: двусторонние и односторонние рубящие

орудия; архаиче­ские массивные отщепы; крупные желваки-нуклеусы. Первая

груп­па преобладает. Рубящие орудия существенно не отличаются от грубого

каменного инвентаря из доашсльско-ашельских местона­хождений Юго-Восточной

Азии и Африки'. Они почти всегда имеют четко выраженную валунообразную форму,

один конец изделий обработанный, острый, а другой — с сохраненной галечной

коркой или слегка подправленный.

В нижнем палеолите для раскалывания камня человек исполь­зовал другой камень,

просто ударял их друт о друга. Такая техника получила название техники оббивки

или галечной культуры, поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев

служила обыкновенная речная галька. Позже появились отбойники, кото­рые

позволяли добиться лучших результатов. Зачастую они цилинд­рической или круглой

формы с многочисленными следами вмятин и забитостей. К примеру, орудия

выявленные X. А. Алпысбаевым в районе хребта Каратау. обработаны вышеназванной

техникой. Сырьем для изготовления орудий служила галька. При обработке орудий

целенаправленные удары наносились с двух сторон камня и таким образом получали

извилистый рабочий край. Полученные орудия использовались впоследствии как

рубящие. Результаты изучения каменных орудий хребта Каратау противоречат

основным положениям Мовиуса2, выдвинувшего гипотезу о существовании

в эпоху нижнего палеолита двух локальных областей. К одной из них он отнес

Индостан, Южную и Западную Европу, Переднюю Азию и Африку, обитателям которых

присуще только использование-ручных рубил. Другой областью является

северо-западная Индия, Верхняя Бирма. Китай, Ява, для индустрии которых

характерны двусторонние и односторонние рубящие орудия. На основании

обнаруженных каменных орудий в Южном Казахстане X. А. Алпысбаев делает

следующий вывод: «Факт совместного нахожде­ния дву- и односторонне рубящих

орудий и ручных рубил не позволяет нам согласиться с утверждениями о

существовании совершенно особой азиатской нижнепалеолитической культуры и о

своеобразии пути развития Азии в эпоху нижнего палеолита»'. Сходство и

тождество материалов из Южного Казахстана с орудия­ми труда, обнаруженными на

территории Азии и Африки, позво­ляют высказать предположение о единстве

развития нижнепалео-литичсских культур, в которых изменение и развитие шли

единым путем.

Памятники ашсльского времени обнаружены в Центральном Казахстане. Орудия

изготавливались здесь из кремневых пород черного и серо-зеленого цвета. Одна

из таких стоянок — Кудай-коль — расположена на северо-восточной окраине Сары-

Арки. Среди орудий можно выделить бифасы, т. е. орудия обработанные с обеих

поверхностей камня, скребла предназначенные для выделки шкур животных и

обработки дерева, а также многочисленные нуклеусы — ядрища, с которых

скалывались отщепы и пластины и использовались как орудия. Среди других

ашсльских памятников Центрального Казахстана заслуживают внимания стоянки

Жаман-Айбат, расположенного в 150 км от г. Джезказгана и Обалысай.

выявленного в Джсздинском районе Карагандинской области. Среди коллекции

каменных изделий выделяются рубящие орудия со следами выветренности.

Самым древним памятником на территории Восточного Казах­стана считается на

сегодняшний день местонахождение Козыбай, обнаруженное автором в полевом

сезоне 1989 г. Находится стоянка на берегу р. Колгутты, недалеко от села

Каратогай Курчумского района. Каменные изделия, изготовленные рукой

первобытного человека, в том числе рубящее орудие, орудия с двусторонней

обработкой и отщепы из кремнистой породы черного цвета обнаружены на склоне

высокой террасы производственного участ­ка Козыбай.

В следующий период — мустьерский — появилась иная техника обработки камня, но

местами продолжала существовать и галеч­ная. Подобных памятников известно

много на территории Южного и Центрального Казахстана, и они нашли отражение в

публикациях.

Одним из таких памятников является многослойная стоянка, обнаруженная X. А.

Алпысбаевым в 1958 г. и впоследствии названная именем казахского ученого-

просветителя Ч. Ч. Валиха-нова. Стоянка содержит пять культурных слоев, в

которых обнару­жены каменные изделия, кострища и очаги, кости животных —

лошади, бизона, сайгака, благородного оленя. Слои располагаются

горизонтально, на различных глубинах от современной поверхнос­ти правого

берега р. Арыстанды, в Алгабасском районе Южно-Казахстанской области. Это

пока единственная стоянка на терри­тории Казахстана, каменные изделия и

другие культурно-бытовые остатки находятся в первоначальном положении, т. е.

в таком виде, каким его оставил человек в мустьерское время. Сложность

раскопа состоит в том, что культурные слои залегают на глубине от 2,30 — до

7,20 м. Однако, несмотря на это обстоятельство, удалось получить новое

свидетельство о жизни первобытных охотников:

раскопать мастерскую по изготовлению орудий труда и на основе этого сделать

вывод о том, что люди непрерывно заселяли стоянки в течение длительного

отрезка времени, фактически от мустье и завершая эпохой верхнего палеолита.

Новые памятники мустьерского времени обнаружены нами в 1984 г. в Агадырском

районе Жезказганской области. Это стоянки Огиз-Тау I и II, Улкен Ак-Мая.

Каменные изделия залегают на склоне небольших возвышенностей у родника.

Обитанию людей в данной местности способствовали близость сырьевого материала

и наличие родника.

Выявленные топоры односторонней и двусторонней обработки, скребла, выемчатые

орудия и нуклеусы изготовлены из местного сырья — серого кварцита. Многие

артефакты использовались вторично уже в последующие эпохи, о чем говорит

наличие «свежих» сколов на каменных изделиях.

Наличие протопризматических нуклеусов наряду с дисковидны-ми, а также пластин с

симметричными краями с отшепами треугольной формы свидетельствует о прогрессе в

технике обра­ботки камня. Типологический анализ каменного инвентаря позво­ляет

датировать коллекции стоянок ранним мустьерским, а воз­можно, и ашельской

эпохой. На многих палеолитических стоянках Центрального Казахстана каменный

инвентарь находится на по­верхности почвы и в первоначальном залегании. «Это

явление, — отмечает А. Г. Медоев, — обусловлено незначительными масшта­бами

денудации и аккумуляции на территории Сары-Арки в антропогеновое время»4

.

Особый интерес представляют палеолитические памятники Западного Казахстана, в

частности, расположенные на полуострове

Мангышлак. Все стоянки, открытые ранее А. Г. Медоевым5 я позднее Ж.

К. Таймагамбетовым6, расположены на площадка» морских террас

Каспийского моря.

Стоянки группы Онежек включают в себя семь местонахожде­ний; расположены

близко друг от друга, но содержат различия в каменном инвентаре. Почти в

каждой из них присутствуют ранние и поздние формы орудий и поэтому расчленить

их сразу трудно. Это представляется возможным только при всестороннем и

тща­тельном анализе индустрии. Итоговые результаты дают возмож­ность в какой-

то мере проследить эволюцию развития техники в обработке камня на

определенном этапе. Памятники выявлены на бортах оврага у горы Онежек. Район

изобилует выходами кремния, что наложило отпечаток на индустрию стоянок.

Среди каменных изделий выделены нуклеусы, скребла, бифасы, наконечники

дроти­ков и большое количество отщепов, имеются и крупные сколы леваллуа. В

числе нуклеусов есть заготовки, предназначенные для снятия леваллуазских

пластин длиной 30 см. Для индустрии Онежек характерно наличие нуклеусов с

площадкой, симметрич­ных пластин различных форм (треугольных, прямоугольных)

и малое количество хорошо обработанных орудий. Различие орудий по размеру и

характеру обработки объясняется пребыванием людей в разные периоды палеолита.

Древнейшие жители Казахстана были современниками пите­кантропа и синантропа,

в эволюционном развитии соответствую­щие фазе Homo habilis. Первобытные

обитатели Каратау уже могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой

на крупных и мелких животных и сбором растительной пищи.

§ 3. Поздний палеолит

Поздний палеолит охватывает время от 35—30 тыс. лет до 12—10 тыс лет назад.

Это время широкого расселения человека по всем климатическим зонам земли и

формирования рас и расовых групп.

Существует непосредственная связь между появлением челове­ка разумного и

дальнейшим развитием материальной и духовной культуры человеческого общества

эпохи позднего палеолита. Это явление непосредственно связано с прогрессивным

развитием общественных отношений, процессом формирования родовой об­щины,

возникновением рода как первой специфической формы общественной организации

человеческого коллектива. Предпола-' гают, что родовая организация была

повсюду матрилинейной и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее

положение в общине. Материнский род, таким образом, представлял собой

экзогамную группу людей, объединенных узами кровного родства между собой и

общим происхождением по материнской линии. Высокое положение женщин в

общественной жизни определялось также спецификой общинного домашнего

хозяйства, ролью жен­щины в семье как продолжательницы рода. Не случайно в

идеологических представлениях древних людей возник культ жен­щины —

родоначальницы и хозяйки очага.

Мировоззрение человека эпохи позднего палеолита усложнилось. Получил

распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в

получение власти над животным через овладение его образом-символом. Полагают,

что универсальным орудием магии было появившееся в это время яркое

первобытное искусство.

Представления о душе и загробной жизни человека как продол­жении земного

существования вели к появлению сложных обряд­ных церемоний. Тело умершего

посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверленных раковин и

клыков хищ­ника, ноги — браслетами из бивней мамонта, одежду расшивали

гирляндами бус. Вместе с погребенным клали изделия из кремня и кости.

По сравнению с памятниками предыдущего периода стоянок этого времени обнаружено

мало. В Восточном Казахстане извест­ны стоянки Канай, Свинчатка, Пещера и

Ново-Никольское7. Наибольший интерес представляет стоянка у деревни

Пещера.

Стоянка Пещера находится на правом берегу Бухтармы у входа в пещеру,

расположенную на краю мыса, входом на запад и представ­ляет собой два грота,

объединенных навесом. С. С. Черников в результате разведочного раскопа на

глубине 30—50 см в восточной части раскопа в 60—170 см в западной обнаружил

палеолитические изделия, среди которых скребок с круговой ретушью, обломок

ножевидной пластины, ножевидное орудие, нуклеус пирамидаль­ной формы со

следами сколов, отбойник и отходы производства из черного кремния и

зеленоватой кварцевой породы. Кроме того, обнаружены обломки костей животных:

носорога, бизона, пещер­ного льва и др. Характер орудий позволяет датировать

стоянку верхним палеолитом. В верхнем палеолите обработка каменных орудий

была более сложной: скалывались тонкие пластины с нуклеусов, которые

предназначались в большинстве для вкладыша в костяные и деревянные оправы, а

затем использовались как ножи и скребки. Широкое применение получила и

отжимная техника, позволявшая получать орудия с тонким лезвием, напри­мер,

наконечники копий дротиков.

С 1980 по 1983 гг. автором велись раскопки на Иртыше — стоянке Шульбинка,

обнаруженной в Ново-Шульбинском районе Семипалатинской области. Среди 5000

каменных изделий в боль­шом количестве присутствуют скребки на отщепах и

пластинах, острия, резцы, проколки, нуклеусы разновидных форм и отходы

производства. Кроме каменных изделий обнаружены очаги, сло­женные из галек,

слой золы, а вокруг очага на значительном расстоянии находились темные пятна

небольшого диаметра и округлой формы. Не исключена возможность, что это

остатки деревянных столбов, являвшихся основой жилища. Удобное распо­ложение

местности, высокая терраса, река, лес — все это притяги­вало человека, а

спасаясь от палящего солнца и дождя в летнее время, он строил себе легкие

временные жилища, о чем свидетель­ствуют темные пятна и очаги. Помимо

культурно-бытовых остат­ков обнаружено погребение человека, который был

помещен в скорченном положении на левом боку и ориентирован головой на запад.

Скелет очень плохой сохранности, поскольку залегал неглубоко, но сам факт

нахождения его заслуживает внимания. Основ­ным сырьевым материалом для

изготовления орудий на стоянке Шульбинка служили халцедон, яшма, кремень и

горный хрусталь. Как видно, по сравнению с предыдущими периодами каменного

века использовалась разнообразная порода и не только местного происхождения.

Коллекция находит аналогии в стоянках Алтая и Сибири, что позволяет их

датировать возрастом 30—25 тыс. лет.

На территории Казахстана полностью изученных памятников позднего палеолита

немного, но имеющиеся материалы дают возможность проследить непрерывность

развития материальной культуры людей древнекаменного века, а также процесс

заселения территории Казахстана8.

§ 4. Неолит

Начало периода падает на V тыс. до н. э. Это время расцвета техники в

обработке камня. Происходит все большая специализа­ция в производстве орудий

труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые

технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление:

ис­пользовались все труднообрабатываемые породы камня, изготав­ливались

каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.

Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия так

называемого производящего хозяйства, пришедше­го на смену присвоению готовых

продуктов природы, — собира­тельству и охоте. Возникновение новых видов

хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества,

расши­рило область трудовой деятельности человека и в то же время качественно

изменило характер. Вся дальнейшая многотысячная история экономической

деятельности человека есть в значитель­ной степени история развития,

совершенствования двух этих форм хозяйства. Уровень развития производительных

сил, достигнутый первобытным населением в эпоху неолита, обусловил появление

и других культурно-бытовых новшеств. У древнего населения Казах­стана

возникают зачатки горного дела и ткачества, ему известна уже керамическая

посуда.

В социальном отношении эпоха неолита была временем родо­вых общин, господства

коллективного труда и общей собственнос­ти на средства производства. Вместе с

тем это было время более высоких форм организации общества: образования

племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких (боль­шего

или меньшего числа) родовых общин, объединенных кровно­родственными узами и

однородным характером хозяйства.

В настоящее время на территории Казахстана известно свыше 5W неолитических и

энеолитических памятников, однако абсолют­ное большинство исследовано

выборочно. Неолитические стоянки по характеру расположения на местности

делятся на четыре типа:

родниковые, речные, озерные и пещерные. Как правило, на стоянках речного и

озерного типов содержится значительное количество находок, что

свидетельствует о постоянном или про­должительном пребывании здесь человека.

Основной инвентарь таких стоянок — ножевидные пластины и изделия на них.

Наиболее распространены на территории Казахстана роднико­вые стойбища, чаще

всего временные, сезонные местопребывания бродячих охотников. Одна из

особенностей неолитических памят­ников — пустынно-степного Казахстана в том,

что большая их часть — стоянки открытого (наземного) типа. На всех стоянках

найдены каменные орудия из местных материалов: наконечники стрел и копий,

топоры, долота, ножи, скребки. Разнообразие сырья способствовало развитию

разных технических приемов его обра­ботки и их совершенствованию.

Неолитические памятники Казах­стана образуют несколько территориальных групп,

возможно соответствующих районам обитания родственных племен, близких друг к

друту по культуре.

Неолитическая стоянка в пещере Караунгур находится на правом берегу одноименной

реки, в 1,5 км к северу от с. Караунгур, Тюлькубасского района

Южно-Казахстанской области, или в 43 км к северо-востоку от г. Шымкента''. Сама

пещера находится на высоте 7 м от русла реки. Ширина v входа 20—25 м, высота

около 2—16 м. Пещера состоит из двух залов: передний, длиной 20 м, и дальний —

9 м. В процессе раскопок 1959 г. X. А. Алпысбаев получил довольно большую

коллекцию культурно-бытовых остат­ков (каменные и костяные изделия, керамика,

кости животных и т. д.) древнейших обитателей пещеры.

Объектом охоты были куланы, медведи, олени, джейраны. косули, кабаны, лошади,

волки, быки. кеклики. фазаны, черепахи. Об этом свидетельствуют костные

остатки, обнаруженные в пеще­ре'".

В Западном Казахстане выделяется лишь один вариант кельте-минарской культуры

— западно-казахстанский — предложенный еще С. П. Толстовым. Датируется

ксльтеминарская культура концом IV — началом II тыс. до н. э. и охватывает

значительную территорию Казахстана и Средней Азии. Каменная индустрия

характеризуется заготовками в виде пластин средних размеров и микропластин,

обломков пластин и отщспов. В качестве примера можно привести неолитические

стоянки и местонахождения, обна­руженные в 1989—1990 гг. в Атырауской

области: Шатпаколь, Кульсары I—V, Шандыаул, Кыз-Емшек, Кайнар, Жылан-Кабак,

Койкара, Сарыкамыс, Шаянды и др".

Местонахождение Шатпаколь находится в 12 км к северу от с. Шокпартогай

Эмбинского района. Каменные изделия — ножевид-ные пластины, отщепы, фрагменты

керамики — обнаружены на небольшом склоне у родника. Стоянки Кульсары 1—5

находятся вокруг пгт Кульсары. Почти все они разрушены в результате

строительства дорог и прокладки газопровода. Среди множества индустрии

выделены ножевидные пластины как с ретушью, так и без них, скребки на отщепах

и пластинах, резцы, черешковые наконечники стрел двусторонней обработки,

анкоши — орудия с боковыми выемками, нуклевидные сколы и призматические

нукле­усы. Большинство фрагментов керамики без орнамента, только некоторые

имеют вдавленные горизонтальные линии, от которых идут вниз прямые или

вертикальные линии.

Шандыаул находится в 22 км на северо-восток от пгт Кульсары. Каменные изделия

выявлены недалеко от современного кладбищ;! ;'. Дккизтогай. Среди них скребки

на пластинках, дкухконцевые скребки, отщепы и керамика.

Местонахождение Кыз-Емшек обнаружено недалеко от горы Иман-Кара, в 37 км к

юго-юго-востоку от железнодорожной станции Жантерек. На вершине горы

подобраны нуклеусы призма­тического характера, ножевидные пластины с ретушью

по граням со стороны спинки и фрагменты керамики. Подобные артефакты выявлены

у высокого обрыва р. Кайнар.

Для местонахождений Жылан-Кабак и Коикара характерно наличие фрагментов

керамики с орнаментом ^елочка» и мелкой «гребенкой". Каменный инвентарь

идентичен индустриям выше­названных стоянок.

Стоянки Сарыкамыс и Шаянды обнаружены на дюнах в 3—4 км на юг от с. Сарыкамыс

Эмбинского района Атырауской области. Здесь собрано большое количество

ножсвидных пластин без сле­дов утилизации; несколько пластин с ретушью со

стороны спинки, орудия с выемкой на пластинах и отщепы. На фрагментах

керами­ки орнамент в виде косых насечек, вдавленных в сосуд, горизон­тальные

линии и геометрические фигуры в виде треугольников. Окрашенная керамика

отсутствует.

Находки, относящиеся к неолитическому времени, выявлены в районе заброшенного

с. Сатчы-Кыз на второй надпойменной террасе правого берега р. Кызыл-Су, в

2—2,5 км от с. Бслокаменки Семипалатинской области. В данном месте террасу

прорезают выходы кремнистого сланца и кварца. Стоянка Кызыл-Су находит­ся на

возвышенном участке, внизу которого находится маленький родник. Рядом,

перпендикулярно к пойме реки, проходит глубокий овраг, на дне которого была

обнаружена треугольная пластина с ретушью по боковым краям и отщеп из темно-

кремнистой породы. что и послужило толчком к обнаружению стоянки. Каменные

изделия (а их более 100) собраны на поверхности. Площадь распространения

находок 30 х 30 м. В двух местах был заложен шурф, размером 1 х 0,5 м. В

шурфе наблюдалась следующая стратиграфия: дерн, мощностью 0,05 м; серо-желтая

супесь с мелкой щебенкой, мощностью галечник с мелкими валунчиками и

крупнозернистый песок. Коллекцию подъемного материала со­ставляют нуклеусы,

наконечники стрел, скребки, ножевидные пластины, микролиты и отходы

производства. Нуклеусы призмати­ческого скалывания, аморфные, небольшого

размера. Присутству­ют необработанные заготовки нуклеусов. Большее число

орудий составляют концевые скребки на пластинах с овальным раоочим краем. У

некоторых ретушированы боковые стороны. Имеются скребки высокой формы.

Наконечники стрел двусторонней обра­ботки, небольшие. Встречены и заготовки

наконечников. Некото­рые изделия представлены пластинками с притупленным

краем. которые обработаны с двух или одной из сторон и невелики по размерам.

Изделия в основном из яшмы, халцедона, опала.

На территории Казахстана обнаружено пока несколько неоли­тических погребений,

в основном в Суеверном Казахстане. Ни одно из захоронений не имеет внешних

признаков на поверхности. Во всех могилах вместе с костями лежали наконечники

стрел, что указывает не только на то, что наши предки занимались охотой, но и

на то, что они вступали в частые военные конфликты. В погребениях мало

керамики, а в некоторых ее нет вовсе.

Тесные культурно-хозяйственные связи, существовавшие в преде­лах мира

охотников и рыболовов, ярко отразились в археологичес­ких материалах.

Наиболее четко они могут быть прослежены с племенами кельтеминарской

культуры, или кельтеминарской куль­турной общности, обитавшими в северных

областях Средней Азии. Рельефнее всего проступают у племен Южного и особенно

Запад­ного Казахстана. Цепочки древних контактов уходят и далеко на север и

северо-запад в Приуралье и Западную Сибирь, проявляясь в особенностях форм

кремневых орудий и в типах орнаментирован­ной глиняной посуды. Культура

племен Северного и Восточного Казахстана, обнаруживая признаки сходства с

культурой населения Средней Азии, в то же время была более близка к алтайским

и прибайкальским племенам новокаменного века. Сохраняя специ­фику и

своеобразие культурных традиций, неолитические племена Казахстана

развивались, таким образом, в тесном взаимодействии с племенами соседних

регионов и областей.



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты