Лекция: Казахское ханство в XV-XVII вв.
Глава 6.
КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В XV-XVII ВВ.
§ 1. Политическая история
Становление и развитие казахской государственности в регионе средневекового
Казахстана имело важнейшее значение для сложения и консолидации, сохранения
целостности казахского этноса на длительном пути его развития. Письменные
источники содержат достоверные сведения о крупном позднесредневсковом
государстве — Казахском ханстве, игравшем заметную роль в регионе
Центральной Азии, в системе государств евразийских народов. С середины XV в.
и до начала XVII в. Казахское ханство было фактически единым политическим
организмом, отличавшимся большей или меньшей степенью стабильности. Оно
пережило время становления, подъема и упадка, а в XVII в. распалось на
отдельные ханства (в территориальных пределах жузов). Территория ханства
неоднократно меняла свои очертания под влиянием главным образом
внешнеполитических событий, но почти всегда в пределах расселения казахского
этноса — отИртышаиКараталадоСырдарьииУрала(Яика),отАлтая и Тянь-Шаня до
Каспия и Арала. Хотя, разумеется, в средневековье этнические и
государственные территории казахов, как и других народов региона, как правило
не совпадали.
Территория Казахского ханства в XV—XVII вв. по данным источников того времени
была на разных этапах меньше этнической территории казахов, территории их
расселения как в оседлых районах, так и в пределах основных пастбищ и границ
кочевых маршрутов Старшего, Среднего и Младшего жузов. Зайн ад-Дин Васифи (XVI
в.) в сочинении «Бадаи ал-вакаи», как упоминалось выше, термином «Казахстан»
называет земли на Чу и Таласе в Юго-Западном Семиречье, т. е. район размещения
тех казахов, что были подданными ханов Джаныбека и Гирея, район возникновения
Казахского ханства в его первоначальных границах'. Автор «Михман-наме-йи
Бухара» размещает кочевья казахов намного западнее, чем Зайн ад-Дин Васифи. Он
пишет, что казахи (времени ханов Бурундука и Касыма) кочуют от Итиля (Волги) до
Сырдарьи и располагаются вдоль нее на зимовку. Обитателями обширной степной
территории к северу от Сырдарьи и Арала он называет также мангытов (ногайцев) и
узбеков-шайбанидов2. По русскому источнику — «Книге Большому
Чертежу» (XVII в.) «кочевья Казахской Орды» располагались по среднему течению
Сырдарьи и севернее ее «на 600 верст», т. е. на Сарысу, в районе Улутау,
Сары-Арка.
Противоречивость сведений источников о землях Казахского ханства отражает
успехи и неудачи его правителей в борьбе за укрепление власти на разных
этапах развития этого государства. Правители ханства вели самостоятельную
внешнюю политику, их подданные имели мирные контакты, хозяйственно-культурные
связи с соседними народами и странами Средней и Центральной Азии, с
Российским государством. Нередко эти отношения прерывались краткими набегами
и затяжными войнами. В ходе военных акций, борьбы за пограничные земли,
миграции племен и родов нередко менялись, но в конечном итоге — формировались
государственные и этнические территории народов региона. Важно отметить, что
казахские ханы собирали воедино земли, уже подготовленные к общей
государственности и объединению долгим этнополитическим и хозяйственно-
культурным развитием.
Развитие государственности местного населения в XIV—XV вв. шло на основе
постепенного восстановления хозяйства, городов и земледелия на юге Казахстана,
в условиях определенного развития феодальных отношений, на местной этнической
основе, хотя и под эгидой Чингизидов, удерживавших власть на обширной
территории Казахстана в течение более пяти столетий. Но в отличие от
монгольских улусов, насильственно объединивших множество разнородных
этнополитических организмов, племен и народностей, пришла государственность,
основанная на более определенной этнической основе, на базе формировавшихся
народностей. Образование государств Ак-Орды (Кок-Орды), Ханства Абулхайра,
Могулистана, Ногайской Орды было значительным этапом в развитии
государственности местного, главным образом, населения, в конечном счете —
казахской народности, но наряду с ней — и других народов, формировавшихся
частью и на территории этих государств. Оно способствовало заметной эволюции
хозяйства в регионе, укреплению хозяйственных связей между кочевым и
полукочевым скотоводческим и оседло-земледельческим населением. Это, в свою
очередь, содействовало общению близких по языку, материальной и духовной
культуре этнических групп. В этих государствах было много общего в вопросах
обеспечения их жизнедеятельности — в улусной системе организации кочевого
населения, в структурах правящей (ханской) власти, комплектовании вооруженных
сил, налоговой системе. В основном эти формы и структуры были взяты из
монгольского времени, сохранились они в последующее время и в Казахском
ханстве. Относительно стабильное существование в политических рамках упомянутых
государств создавало отдельным этническим коллективам гарантии выживания и
развития, возможность, например, долгого и упорного противодействия внешней
агрессии—завоевательной политике эмира Тимура, калмакским тайшам, другим
претендентам на их территорию.
Ак-Орда (Кок-Орда), ханство Абулхайра, Могулистан и Ногайская Орда
подготовили условия для последующего генезиса этнически однородных феодальных
государств в регионе, для более тесной консолидации этнических общностей —
народностей казахской, ногайской, киргизской, отчасти узбекской, уйгурской.
Однако вхождение отдельных частей формировавшейся казахской народности в
несколько политических образований — государств, а также беспрерывные войны
и усобицы Джучидов и феодальной верхушки родов и племен, приводившие к
потере производительных сил, в том числе и людских резервов, к экономическому
упадку, разобщению родственныхэтничсских групп, разрыву политических и
хозяйственных связей, тормозили процесс консолидации народности. Со всей
необходимостью вставала задача преодоления политической разобщенности
этнически близких групп, государственного объединения казахских племен и
родов, фактически уже сложившихся в народность. Решению ее реально
способствовало образование Казахского ханства.
Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-
экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного
Дашт-и Кипчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана). Формирование в
XIV—XV вв. единого экономического региона на базе естественной интеграции
областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой и осед-ло-
землсдсльческой, городской — с тоогово-ремесленным направлением хозяйства,
подготовило условия к объединению всех земель региона в одной политической
структуре. Укрепление экономических, культурных, общественно-политических
связей кочевого и оседлого населения~способствовало этническому единению
казахских родов и племен, фактическому завершению длительного процесса
сложения народности. Эти обстоятельства явились объективными причинами и
условиями формирования собственно казахской государственности. Стремление
сформировавшейся крупной этносоци-альной общности к созданию
моногосударственности, к собственной социально-территориальной,
государственной организации, характерно не только для позднего времени —
времени формирования наций, но и для средневековья, когда завершалось в
основном сложение современных народов региона Центральной Азии.
Преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахского
народа в разных государственных объединениях, связано с именами Джаныбека и
Гирея. Их династийныс интересы, борьба с другими Чингизидами за власть в
степи совпали с интересами различных социальных групп народа, как из родовой
знати, так и рядовых тружеников-скотоводов и земледельцев. Они объективно
отразили стремление консолидировавшегося народа к созданию самостоятельного
государства.
Согласно родословным, помещенным в ряде источников (например, «Таварих-и
гузида-йи нусрат-наме»), Джаныбек и Гирей были близкими родственниками3
. В источниках, повествующих о действиях этих первых казахских
ханов-соправителей в 51)—70-х гг. XV в., нет точного разъяснения, кто из них
был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Оба они имели право
на власть, один как прямой потомок хана Барака (Джаныбек), другой — как старший
по возрасту (Гирей). Но поскольку в государствах средневекового Казахстана
наряду с постепенно утверждавшимся принципом прямого наследования ханской
власти (от отца к сыну) сохранялся и старый тюрко-монгольский принцип
преимущественного права на ханскую власть старшего в роде, то Гирей, как и
Джаныбек, тоже мог претендовать на титул хана.
Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим
состоянием двух государств на территории Казахстана
— ханства Абулхайра (Государства кочевых узбеков) и Могулистана, исторические
судьбы которых во второй половине XV в. завершались упадком и развалом. В
обоих государствах усиливалось экономическое могущество кочевой знати, росли
ее центробежные стремления. Наиболее влиятельные вожди родов и племен
восточного Дсшт-и Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости
или искали покровителя в лице кого-либо из Чингизидов, в середине века
продолжавших оспаривать власть ханов Абулхайра(в Государстве кочевых
узбеков) и Есен-Буги (в Могулистане).
Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого
государства, были поддержаны верхушкой казахских родов и племен, так как
отражали интересы господствующей прослойки казахского общества. Значительная
ее часть сплотилась вокруг Гирся и Джаныбека еще в 40—50-х гг. в южных
районах Казахстана — в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи, северной
части Туркестана. Пока Абулхайр-хан был занят борьбой за укрепление своей
власти в степи, наследники ханов Ак-Орды обеспечивали на юге Казахстана
сильную власть. К ним стекались многие недовольные Абулхайром вожди родов и
племен со своими подданными.
В руках Джаныбека и Гирея находились городские центры и крепости в предгорьях
Каратау и на Сырдарье — Сузак, Сыгнак, Сауран и другие менее крупные
крепости. Поддерживавшие Джаныбека и Гирея кочевые роды и племена испытывали
значительные трудности в связи с отсутствием возможности совершать
традиционные сезонные перекочевки в степные районы Казахстана, занятые
кочевыми подданными Абулхайра. Эти последние, в свою очередь, были лишены
возможности прикочевывать на привычные места зимовок в районы Нижней и
Средней Сырдарьи, вести торговый обмен.
Враждебные отношения между племенами улуса Шайбана и улуса Орды еще более
усугубились после занятия Абулхайром Сузака, Сыгнака, Аркука, Узгенда, Ак-
Кургана в 1446 г. Подданные Джаныбека и Гирея сосредоточились в низовьях
Сырдарьи, восточной части предгорий Каратау. От этой политической
разобщенности страдали подданные и Шайбанидов и казахских правителей,
поскольку были нарушены традиционные экономические и культурные связи, этно-
политическое взаимообщение. Еще более стесненным стало положение казахских
родов и племен, подчиненных Гирею и Джаныбеку, после поражения Абулхайра от
калмаков (ойратов) в конце 50-х гг.
Еще в 20-х гг. XV в. ойраты стали нападать на Семиречье в поисках пастбищ,
добычи, выхода на торговые центры. В 50-х гг. они появились на территории
Туркестана. В 1457 г. Абулхайр-хан потерпел от них жестокое поражение, бежал
с поля боя. Заключив мир с Абулхайром на тяжелых для него условиях, ойраты
ушли через Чу в свои земли, а Абулхайр принялся жестокими мерами наводить
порядок в своих улусах, в том числе и на юге Казахстана, расправляясь с
непризнавшими его власть Джучидами. Действия Абулхайра в объятых разбродом и
возмущением после пиратского погрома улусах Восточного Дешт-и Кыпчака, как и
неспособность могулистанского хана оградить население Семиречья от пиратских
орд, привели к еще большему недовольству народных масс.
Почти незатухавшие усобицы и войны тяжело отражались на положении народных масс.
Военные действия отрывали рядовых кочевников от производительного труда, несли
им бедствия и разорение, болезни и гибель. Возмущение народных масс выливалось
в характерную для средневекового кочевого общества форму сопротивления — уход,
откочевку из-под власти своего правителя. Начиная с конца 50-х годов XV в. в
течение десятилетия произошла одна из таких откочевок — массовая передвижка
части казахского населения из Восточного Дешт-и Кыпчака, оазисов Туркестана и
предгорий Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Могулистана.
Джаныбек и Гирей возглавили роды и племена, уходившие за пределы ханства
Абулхайра. Известие об этом впервые появилось в «Тарих-и Рашиди» Мухаммад
Хайдардуглата4. Махмуд бен Вали подчеркивает, что Джаныбек и Гирей
отказались повиноваться Абулхайр-хануи мотивировали свой отказ традицией
наследования власти в степи Чингизидами, обеспечивавшей их право как потомков
ханов Ак-Орды на власть в Восточном Дешт-и Кыпчаке3.
О том, что бегство недовольного населения было не единичным актом, а длилось в
течение многих лет, свидетельствуют данные многих источников. Особенно
оноусилилось после смерти Абулхайра в 1468 г. и распада его государства: «В то
время как они [казахские ханы] благоденствовали там, Узбекский улус после
смерти Абулхайр-хана пришел в расстройство; [в нем] начались большие
неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Кирай-хану и
Джани-бек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот
тысяч»''. Этим действием народных масс было положено начало последующему
объединению разрозненных групп казахов, в том числе и семиреченских, в одно
государство.
-Казахское ханство в первое время занимало территорию Западного Семиречья,
долины Чу и Таласа. Оно объединяло как переместившиеся из Центрального и
Южного Казахстана казахские роды и племена, так и местные. Правитель
Могулистана Есен-Буга не имел реальных сил, чтобы остановить передвинувшихся
сюда казахов. Он вступил в союз с казахскими предводителями, надеясь с их
помощью обеспечить безопасность границ Могулистана от территориальных претензий
Абулхайра, Тимуридов, набегов калмаков. После смерти Есен-Буги в 1462 г. в
Могулистане наступило фактически полное безвластие. В этих условиях
возникновение и упрочение Казахского ханства в Семиречье было вполне
закономерным актом. Мухаммад Хайдар дуглат относит время образования Казахского
ханства к 870 г. хиджры (1465—1466 гг.)7.
,В~последующие десятилетия XV— начале XVI вв. Казахское ханство укрепилось
экономически и расширилось территориально, включив значительную часть
этнической территории казахов. Укрепление Казахского ханства происходило в
сложной обстановке последних десятилетий XV в., заполненных войнами,
усобицами, большими и малыми миграциями населения в пределах казахстанско-
среднеазиатского региона. Сошло с исторической сцены в Восточном Дешт-и
Кипчаке ханство Шайбанида Абулхайр-хана; ушла в прошлое военная и
политическая мощь государства Тимуридов, на исходе XV и в самом начале XVI
вв. окончательно потерявших власть над
МЪвсраннахром в борьбе с предводителем кочевых узбеков внуком Абулхайра
Мухаммадом Шайбани; фактически распался на несколько феодальных владений
Могулистан. В результате окончательного распада Золотой Орды на территориях,
расположенных севернее и западнее казахских степей, вычленились новые
государства— Сибирское, Казанское, Астраханское ханства.
Казахские ханы сразу же после смерти Абулхайра вмешались в борьбу за власть в
степи. Главными их противниками были наследники Абулхайр-хана — его сын
Шайх-Хайдар и внуки Мухаммад Шайбани и Махмуд-султан. Союзниками же были их
давние сторонники Ахмад-хан (потомок Тука-Тимура), Шайбанид Ибак-хан, в 60-х
гг. захвативший власть на большей части территории Западной Сибири,
мангытские (ногайские) мирзы. После гибели сына Абулхайра его внуки бежали в
Туркестан, где получили помощь тимуридского наместника Мухаммад Мазид-
тархана. Именно в этом регионе разыгрались основные события истории
Казахского ханства последней трети XV в., определившие дальнейшие судьбы
молодого государства, возможность политического объединения многочисленных
родопле-менных групп, вошедших в казахскую народность, и ее этнической
территории в одном государстве.
Район Присырдарьи и Каратау был ближайшим к владениям казахских ханов в
Западном Семиречье. Ханы Джаныбек и Гирей стремились в первую очередь
утвердить права на эти земли, являвшиеся для них наследными, в том числе на
города Сузак,Сыгнак и другие. Но главной причиной того, что борьба ханов-
джучидов за власть над Восточным Дашт-и Кыпчаком развернулась не столько в
степных районах, сколько в Туркестане, было экономическое и стратегическое
значение данного региона. Присырдарьинские города были важными центрами
торгово-экономических связей для населения степных районов; превосходными
для своего времени крепостями и могли выдержать длительную осаду. Традиционно
они являлись административно-политическими центрами предшествующих
государственных образований на территории Казахстана. Земли нижнего и
среднего течения Сырдарьи были необходимы казахским кочевым племенам как
ценные зимние пастбища. Однако использовать эти пастбища можно было, лишь
владея ключевыми пунктами этой территории — городами-крепостями Туркестаном и
Каратау.
Отмеченные причины, побудившие казахских ханов в первые же годы после
создания ханства вести борьбу за Присырдарьинские города и Туркестан в целом,
относятся полностью и к их противнику Мухаммаду Шайбани, когда он пытался
восстановить власть Шайба-нидов в Восточном Дешт-и Кыпчаке. В свою очередь,
Тимуриды Мавераннахра отстаивали захваченные ими когда-то у Ак-Орды города,
превращенные в оборонные крепости против кочевников степных районов. Вмешались
в борьбу и могульские ханы Юнус и его сын Султан Махмуд, пытавшиеся в
условиях упадка Могулистана и ухода из-под их власти казахского
Семиречья и киргизсих районов При-тяньшанья заполучить города в районе
юга Казахстана.
Казахские ханы в развернувшейся на три десятилетия борьбе обладали