Курсовая: Денежные реформы в России от Петра Первого до С.Ю. Витте

Курсовая: Денежные реформы в России от Петра Первого до С.Ю. Витте

План.

1. Введение. Некоторые исторические аналогии.

3

2. Финансовая политика Петровской эпохи.

5

3. Денежная финансовая система России 18 – 19 в.в. 9

4. Реформирование финансов Бунге и Вышнеградским.

13

5. Денежная реформа Витте.

21

6. Вывод. Итоги денежной реформы Витте.

26

7. Литература.

28

8. Введение. Некоторые исторические аналогии.

Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С.Ю. Витте,

считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных социальных

последствий. У нас ничего подобного пока никак не получается...

Сто лет разделяют нас, но сколько схожих проблем решались тогда и сейчас! В

конце прошлого века Россия, вывозившая за рубеж прежде всего хлеб,

столкнулась с падением мировых цен на зерно. И найти адекватную замену

экспорта страна практически не могла.

В конце века нынешнего мы с тревогой читаем о падении мировых цен на нефть (а

это- главный источник нашей экспортной выручки сегодня). И вновь почти не

имеем возможности предложить еще что-либо на мировом рынке. Россия и тогда

мучилась осознанием своей не очень почетной роли отсталого поставщика сырья.

Стыд за наше технологическое отставание перешел по наследству и к нам. В

конце прошлого века Россия существенно реформировала систему налогообложения.

И тогда, и сейчас в критической ситуации, когда надо было существенно

повысить доходы бюджета, взоры правительства обратились на доходы граждан.

Доходных граждан и тогда, и сейчас в массе своей было немного. Но именно они

"вытаскивали" на своих плечах растущие доходы бюджета. Тогда народ замучили

акцизами на повседневное и необходимое -- керосин, табак, чай, кофе, спички.

Сейчас нам предстоит платить немалые налоги с продаж. Достаточно ощутим и

подоходный налог.

Есть, конечно, и разница между временами теми и нашими. Реформаторы конца ХХ

века сначала довели своим налогообложением до разорения многие отрасли

промышленности. Сто лет назад все было наоборот.

Предприниматели платили очень невысокие налоги. Важнейшую роль в экономике

играло государство. Громадные деньги, прежде всего бюджетные, уходили на

строительство железных дорог, металлургических заводов и текстильных фабрик.

Нынешние олигархи воровали бюджетные деньги, занимаясь прежде всего

банковским бизнесом. Тогда тоже были свои олигархи, но они увлекались

строительством на бюджетные деньги заводов и фабрик.

Либеральные экономисты в конце прошлого века возмущались тем, что

правительство упорно обеспечивало льготными кредитами крупные помещичьи

хозяйства и прощало им долги. Либеральные экономисты в конце века нынешнего

ругают правительство за льготное кредитование "красных баронов"

(руководителей крупных сельхозпредприятий) и прощение все тех же долгов.

Помещики все равно обвиняли правительство в том, что оно не понимает нужд

аграрного сектора. Руководители современных сельхозпредприятий обвиняют

правительство в том же самом. Либералы прошлого требовали прекратить

печатание необеспеченных денег. Либералы сегодняшнего дня хотят того же.

Правые в тогдашней России обвиняли в кознях против российских финансов

западные банки и международный еврейский капитал. В таких же кознях, и все

тех же самых, обвиняют сегодня российские левые.

Обращаться к опыту прошлого всегда интересно. Безусловно, следует помнить,

что исторические параллели всегда условны. Но исторический опыт бесценен...

Финансовая политика Петровской эпохи.

Наибольшего напряжения военные расходы России достигают при Петре Великом. К

расходам на армию присоединяются с 1696 г. расходы по созданию флота. Без

всякой системы отыскиваются способы и средства для удовлетворения новых

потребностей.

Еще до Северной войны Петр усиленно эксплуатировал монетную регалию и

установил ряд новых налогов: драгунский сбор на содержание драгунских полков,

гербовый сбор (введенный по предложению Курбатова 23 января 1699 г.),

табачный откуп, сбор на постройку судов. В 1701 г. новые источники доставили

уже 1 257 295 рублей, т. е. сумму, равную всему бюджету 1680 г., а все старые

налоги продолжали взиматься по-прежнему. Северная война принесла новое

увеличение всех государственных расходов. В 1701 г. окладные военные расходы

равнялись 1 106 268 рублей, в 1706 г. - 2 005 368 рублей, в 1710 г. - 2 455

382 рубля.

Ввиду растущей финансовой нужды, правительство, по примеру Западной Европы,

прежде всего создает и усиленно эксплуатирует новый источник доходов -

регальные права. Значение монетной регалии сильно возрастает. В 1701 г.

передел монеты дает правительству 791 729 рублей, в 1702 г. - 1 296 978

рублей, в 1703 г. - 738 647 рублей.

Скоро главный материал регалии - старая серебряная русская монета - был

исчерпан и доходность ее стала уменьшаться, а цена монеты упала почти вдвое,

возвысив цены всех продуктов и тем еще более запутав финансовое положение

правительства. Петр обратился к усиленной фискальной эксплуатации оброчных

статей. Целым рядом указов установляются новые регальные права на угодья или

отрасли промышленности, значительно ограничивающие право частной

собственности. В оброчные статьи превращаются домашние бани, постоялые дворы,

частновладельческие мельницы, рыбные ловли. Затем начинается усиленная

монополизация наиболее выгодных предметов торговли на внутреннем и внешнем

рынке. 1 января 1705 г. взята в казну продажа соли, причем соль продавалась

из казны вдвое дороже, чем поставляли ее подрядчики. 4 апреля 1705 г. сделана

казенной монополией продажа табака.

В следующие годы (1707, 1709) к казенным товарам отнесены были также деготь,

коломаз, мел, рыбий жир, ворванное и квашенное сало, щетина. К казенным

товарам причислились также селитра, юфт, пенька, поташ, воск, конопляное

масло, льняное семя, клей, ревень, смола, икра - словом, чуть ли не все

важнейшие предметы отпускной торговли.

Только к концу своего царствования, убедившись в вредном влиянии такого

множества монополий на народную промышленность, Петр Великий стал понемногу

сокращать их число, облагая соответствующие произведения особыми сборами).

"Здешний двор - писал в 1706 г. Витворт - совсем превратился в купеческий; не

довольствуясь монополией на лучшие товары собственной страны, например,

смолу, поташ, ревень, клей и т. д., он захватывает теперь иностранную

торговлю. Купцам платят только за комиссию, а барыш принадлежит казне,

которая принимает и риск".

К этому же времени относится повышение питейного обложения, установлением

"поведерной пошлины", и таможенных сборов - учреждением уравнительной пошлины

на торговый оборот в селениях. Исчерпав все эти новые ресурсы, правительство

оказалось вынужденным снова обратиться к прямому обложению, причем начало

раскладывать на дворы чуть ли не каждый новый расход. Непрерывно возрастало

количество различных "запросных" и неокладных сборов, которые, по мере

умножения, поступали все неисправнее.

В 1717 г. Петр решается заменить все постоянные и временные прямые сборы

одной прямой податью, определить ее по новой окладной единице - "душе". 26

ноября 1718 г. он приказывает произвести поголовную перепись, а 11 января

1722 г. - сделать "раскладку на души мужского пола крестьян и дворовых

деловых людей и иных, которые с ними равно в тягло положены, по 8 гривен с

персоны"; с 1724 г. началось взимание нового налога. Подушная подать, с

присоединенной к ней оброчной четырехгривенной податью с государственных

крестьян и однодворцев и податью с гостинной сотни и посадских по 1 рубль 20

копеек с души, должна была заменить все старые сборы с дворового числа.

Оклады старых прямых налогов не превышали 1,8 миллиона рублей; новый оклад

подушной и оброчной подати приносил 4,6 миллиона рублей, т. е. заменяя их,

давал огромный излишек в 2,8 миллиона рублей, вследствие чего общий итог

государственных доходов возвысился сразу с 6 до 8 1/2 миллиона рублей.

В итоге финансовых мероприятий Петровской эпохи, развившей до высших пределов

напряжение платежных сил страны на службе государству, общий доходный бюджет

получил в последний год царствования (по росписи 1724 г.) следующий вид:

Прямые налоги (подушные и ясак) - 4 731 051 рубль (55,5%).

Косвенные налоги - 2 128 622 рубля (24,9%).

Регалии (монетная, соляная и почтовая) - 895 187 рублей (10,5%).

Оброки с государственных имуществ и промысловые сборы регального

происхождения - 474 562 рубля (5,6%).

Пошлины - 150 065 рублей (1,8 %).

Сборы, не распределенные по рубрикам - 147 073 рубля (1,7%).

Итого - 8 526 560 рублей (100%).

Во главе финансового управления Петром поставлен был Сенат; для заведования

государственными доходами учреждена Камер-коллегия, для заведования расходами

- Штатс-контор-коллегия или Штатс-контора, для поверки счетов и отчетов -

Ревизион-контора. Однако, новые учреждения не объединили финансовое

управление; в действительности сохранилось специализирование сборов, с

предназначением каждого из них для определенной отрасли управления.

Содержание армии шло из 4 404 842 рубля (по росписи на 1725 г.) подушных

сборов; на расходы по флоту и гвардии предназначались все остальные

государственные сборы (питейные, таможенные и пр.) сорока провинций (1 799

377 рублей); на общественные постройки шел соляной сбор (поступавший в

кабинет по окладу 662 118 рублей); дворцовые расходы покрывались доходами

дворцовых волостей и Рижской губернии (332 553 рубля); расходы Иностранной

коллегии происходили из прибыли денежных дворов; точно также и остальные

центральные учреждения должны были содержаться из специально приписанных к

ним доходов, обыкновенно так или иначе связанных с их деятельностью.

При раздробленности финансового управления не могло возникнуть идеи о

необходимости мер к улучшению общего финансового положения страны, и все

заботы направлялись только на ближайшее удовлетворение потребностей каждого

отдельного ведомства. В местном управлении царил полный хаос, произвол и

злоупотребления. Податная система лежит почти целиком (прямые налоги,

питейный и соляной сбор) на низшем классе населения; расходный бюджет в

размере 2/3 идет на содержание армии и флота. Эти характерные черты

Петровской системы делаются надолго отличительными особенностями нашей

финансовой политики.

Денежная финансовая система России 18 – 19 в.в.

Вошедшие со времен Екатерины II в нашу финансовую систему бумажные деньги

чрезвычайно скоро приобрели весьма важное влияние на состояние

государственного хозяйства. Являясь легким ресурсом для покрытия дефицитов и

чрезвычайных нужд, выпуски бумажных денег, подобно прежней монетной операции,

постепенно обесценивают денежные знаки по мере их умножения, вносят тем самым

постоянно новые затруднения и колебания в государственные доходы, и вызывают

необходимость повышать налоги и прибегать к увеличению государственных

долгов. В конце царствования Екатерины II курс ассигнационного рубля равнялся

уже только 68 1/2 копейки металлической.

При императоре Павле I количество ассигнаций увеличилось еще на 50 миллионов

рублей; курс колебался между 62 1/2 и 73 копейки. Непрестанные дефициты в

царствование Александра I , достигнувшие значительных размеров под влиянием

войн с Швецией, Турцией и Францией, требовали ежегодного повышения

государственных доходов, источником которого с самого начала были избраны

бумажные деньги. До 1805 выпуски их совершались в небольших размерах, и курс

рубля, повысившийся в 1802 г. до 80 копеек, понижался очень медленно. Затем

начались громадные выпуски ассигнаций: в 1805 г. на 31,5 миллиона рублей, в

1806 г. на 27 миллионов рублей, в 1807 г. на 63 миллиона рублей, в 1808 г. на

95 миллионов рублей, в 1809 г. на 55,8 миллиона рублей, в 1810 г. на 46,1

миллиона рублей, в 1812 г. на 64,5 миллиона рублей, в 1813 г. на 103,4

миллиона рублей, в 1814 г. на 48,8 миллиона рублей. Этому соответствовало

страшное падение курса: в 1806 г. он равнялся 67 1/2 копейки, 1807 г. - 53

3/4, в 1808 г. - 44 2/3, в 1809 г. - 43 1/3, в 1810 г. - 25 2/5, в 1814 г. -

20 копеек серебром.

В годы наиболее интенсивной борьбы с Наполеоном и вслед за ее окончанием

(1812 - 15) бумажных денег было выпущено на 244,5 миллионов рублей, а между

тем их действительная ценность (на серебро) едва достигала 57,6 миллионов

рублей. Общее повышение налогов и введение новых в 1810 и 1812 годы, а также

переложение всех сборов на ассигнации, не могли покрыть даже убыли в

действительной покупной силе поступлений, происходившей от падения курса,

вследствие чего неминуемо приходилось искусственно подавлять всякое развитие

государственных потребностей.

Несмотря на свой колоссально быстрый, по видимому, рост, государственные

расходы, в переводе на серебро или вовсе не увеличивались, или даже

сокращались. Расходы по армии и флоту, вместе с вновь возникшими, после

образования в 1817 г. комиссии погашения долгов, крупными расходами на уплату

государственного долга (55 - 60 миллионов рублей ежегодно), поглощали большую

часть средств казны. Бюджеты всех прочих ведомств постоянно подвергались

урезкам и находились в подавленном состоянии; бюджет, например, Министерства

народного просвещения, равнявшийся в 1804 г. 2 878 118 рублей, составлял в

1816 г. только 2 470 562 рубля, в 1817 г. - 3 091 792 рубля (т. е., в

переводе на серебро, уменьшился в 2 1/4 раза); бюджет Министерства юстиции

поднялся за то же время с 2,6 миллиона рублей до 3,2 миллиона рублей (т. е. в

действительности уменьшился в 2 1/2 раза) и т. д. Усиленной бережливостью,

обусловленной сознанием крайнего напряжения финансовых средств страны,

объясняется, между прочим, и ничтожная сумма чрезвычайных издержек войны с

Наполеоном: она равнялась всего только 155 миллионов рублей (т. е. менее 40

миллионов рублей на серебро). Вызванное усиленными выпусками ассигнаций

расстройство денежной и финансовой системы произвело такое впечатление на

правительство, что оно решительно отказалось прибегать вновь к этой операции.

С 1817 г. правительство приступило к уничтожению части ассигнаций, общее

количество которых сократилось с 836 миллионов рублей в 1817 г. до 595 776

310 рублей к 1823 г. и оставалось на этой сумме до превращения их, путем

девальвации, в кредитные билеты, в 1843 г. Невозможность покрывать все

дефициты одними выпусками бумажных денег и затем консолидация части

ассигнаций, вызвали заключение новых займов; к концу 1823 г.

консолидированный государственный долг составлял уже 672 миллиона рублей,

займы у банков - 78 миллионов рублей, так что вместе с ассигнациями,

признанными в 1810 г. государственным долгом, общая сумма последнего к концу

царствования Александра I равнялась 1345 миллионов рублей.

В царствование Александра I учреждены: Министерство финансов, государственное

казначейство (должность государственного казначея была учреждена еще при

Павле I), государственный контроль, комиссия погашения долгов, повышены все

налоги, сделан опыт установления временного подоходного налога с помещичьих

имений, учреждено казенное управление винной торговлей, издано

систематическое положение о гербовом сборе.

Значение подушных сборов в податной системе понизилось; в конце царствования

(1823) они составляли только 28,3% всех государственных доходов. Заботы

финансового управления в царствование Николая I были направлены на внесение

порядка в расстроенное Отечественной войной государственное хозяйство -

установление равновесия в бюджет, улучшение отчетности, восстановление

государственного кредита, упорядочение денежной системы.

Первые 20 лет финансы находились под руководством Канкрина , с именем

которого связана честь восстановления благоустройства в государственном

кредите. Важнейшим его делом было водворение в стране металлического

обращения, посредством девальвации ассигнаций и замены их кредитными

билетами, разменными на звонкую монету (в 1843 г.). Он настаивал на крайней

бережливости в испрашивании и расходовании государственных средств; в 1836 г.

образованы были даже особые комитеты для рассмотрения нормальных расходов,

которыми и была составлена нормальная роспись. Остановить увеличение

государственных расходов в период, переполненный военными действиями, было,

однако, невозможно; чрезвычайные потребности постоянно порождали дефициты и

новые финансовые затруднения. Чтобы выйти из них, прибегали к обычным приемам

- повышению старых налогов, учреждению новых и, наконец, к государственному

кредиту. Обращение к внешнему кредиту совершалось с большой осторожностью,

выпуск ассигнаций совсем не практиковался; зато усиленно пользовались

внутренним кредитом в виде выпуска краткосрочных билетов государственного

казначейства (серии, созданные у нас Канкриным) и позаимствований у казенных

кредитных учреждений и комиссии погашения долгов.

Накануне отставки Канкрина государственный долг равнялся: консолидированный -

862 миллиона рублей (возрос с 1723 г. на 703,5 миллиона рублей),

позаимствования у банков комиссии погашения долгов - 489,5 миллиона рублей

(увеличились на 411,5 миллиона рублей), серии - 102 миллиона рублей,

ассигнации - 595,8 миллиона рублей, всего 2049,5 миллиона рублей

ассигнациями. С уходом Канкрина дефициты снова начали расти, затруднения в

средствах увеличивались, пока, наконец, Крымская война не вызвала финансового

кризиса, заставившего опять прибегнуть к выпуску бумажных денег.

Важнейшие из отдельных финансовых мероприятий царствования Николая I:

восстановление питейного откупа, установление табачного налога в бандерольной

форме и налога на свекловичный сахар, издание покровительственного

таможенного тарифа, устройство денежной системы установлением серебряного

рубля как основной денежной единицы (1839), переложение государственных

доходов и платежей на серебро (1840).

Реформирование финансовой системы Бунге и Вышнеградским.

Намеченные в царствование Александра II важнейшие улучшения финансовой

системы удалось более или менее удачно осуществить только в последующие

царствования. Призванный в мае 1881 г. к должности министра финансов бывший

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты