Курсовая: Денежные реформы в России от Петра Первого до С.Ю. Витте
План.
1. Введение. Некоторые исторические аналогии.
3
2. Финансовая политика Петровской эпохи.
5
3. Денежная финансовая система России 18 – 19 в.в. 9
4. Реформирование финансов Бунге и Вышнеградским.
13
5. Денежная реформа Витте.
21
6. Вывод. Итоги денежной реформы Витте.
26
7. Литература.
28
8. Введение. Некоторые исторические аналогии.
Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С.Ю. Витте,
считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных социальных
последствий. У нас ничего подобного пока никак не получается...
Сто лет разделяют нас, но сколько схожих проблем решались тогда и сейчас! В
конце прошлого века Россия, вывозившая за рубеж прежде всего хлеб,
столкнулась с падением мировых цен на зерно. И найти адекватную замену
экспорта страна практически не могла.
В конце века нынешнего мы с тревогой читаем о падении мировых цен на нефть (а
это- главный источник нашей экспортной выручки сегодня). И вновь почти не
имеем возможности предложить еще что-либо на мировом рынке. Россия и тогда
мучилась осознанием своей не очень почетной роли отсталого поставщика сырья.
Стыд за наше технологическое отставание перешел по наследству и к нам. В
конце прошлого века Россия существенно реформировала систему налогообложения.
И тогда, и сейчас в критической ситуации, когда надо было существенно
повысить доходы бюджета, взоры правительства обратились на доходы граждан.
Доходных граждан и тогда, и сейчас в массе своей было немного. Но именно они
"вытаскивали" на своих плечах растущие доходы бюджета. Тогда народ замучили
акцизами на повседневное и необходимое -- керосин, табак, чай, кофе, спички.
Сейчас нам предстоит платить немалые налоги с продаж. Достаточно ощутим и
подоходный налог.
Есть, конечно, и разница между временами теми и нашими. Реформаторы конца ХХ
века сначала довели своим налогообложением до разорения многие отрасли
промышленности. Сто лет назад все было наоборот.
Предприниматели платили очень невысокие налоги. Важнейшую роль в экономике
играло государство. Громадные деньги, прежде всего бюджетные, уходили на
строительство железных дорог, металлургических заводов и текстильных фабрик.
Нынешние олигархи воровали бюджетные деньги, занимаясь прежде всего
банковским бизнесом. Тогда тоже были свои олигархи, но они увлекались
строительством на бюджетные деньги заводов и фабрик.
Либеральные экономисты в конце прошлого века возмущались тем, что
правительство упорно обеспечивало льготными кредитами крупные помещичьи
хозяйства и прощало им долги. Либеральные экономисты в конце века нынешнего
ругают правительство за льготное кредитование "красных баронов"
(руководителей крупных сельхозпредприятий) и прощение все тех же долгов.
Помещики все равно обвиняли правительство в том, что оно не понимает нужд
аграрного сектора. Руководители современных сельхозпредприятий обвиняют
правительство в том же самом. Либералы прошлого требовали прекратить
печатание необеспеченных денег. Либералы сегодняшнего дня хотят того же.
Правые в тогдашней России обвиняли в кознях против российских финансов
западные банки и международный еврейский капитал. В таких же кознях, и все
тех же самых, обвиняют сегодня российские левые.
Обращаться к опыту прошлого всегда интересно. Безусловно, следует помнить,
что исторические параллели всегда условны. Но исторический опыт бесценен...
Финансовая политика Петровской эпохи.
Наибольшего напряжения военные расходы России достигают при Петре Великом. К
расходам на армию присоединяются с 1696 г. расходы по созданию флота. Без
всякой системы отыскиваются способы и средства для удовлетворения новых
потребностей.
Еще до Северной войны Петр усиленно эксплуатировал монетную регалию и
установил ряд новых налогов: драгунский сбор на содержание драгунских полков,
гербовый сбор (введенный по предложению Курбатова 23 января 1699 г.),
табачный откуп, сбор на постройку судов. В 1701 г. новые источники доставили
уже 1 257 295 рублей, т. е. сумму, равную всему бюджету 1680 г., а все старые
налоги продолжали взиматься по-прежнему. Северная война принесла новое
увеличение всех государственных расходов. В 1701 г. окладные военные расходы
равнялись 1 106 268 рублей, в 1706 г. - 2 005 368 рублей, в 1710 г. - 2 455
382 рубля.
Ввиду растущей финансовой нужды, правительство, по примеру Западной Европы,
прежде всего создает и усиленно эксплуатирует новый источник доходов -
регальные права. Значение монетной регалии сильно возрастает. В 1701 г.
передел монеты дает правительству 791 729 рублей, в 1702 г. - 1 296 978
рублей, в 1703 г. - 738 647 рублей.
Скоро главный материал регалии - старая серебряная русская монета - был
исчерпан и доходность ее стала уменьшаться, а цена монеты упала почти вдвое,
возвысив цены всех продуктов и тем еще более запутав финансовое положение
правительства. Петр обратился к усиленной фискальной эксплуатации оброчных
статей. Целым рядом указов установляются новые регальные права на угодья или
отрасли промышленности, значительно ограничивающие право частной
собственности. В оброчные статьи превращаются домашние бани, постоялые дворы,
частновладельческие мельницы, рыбные ловли. Затем начинается усиленная
монополизация наиболее выгодных предметов торговли на внутреннем и внешнем
рынке. 1 января 1705 г. взята в казну продажа соли, причем соль продавалась
из казны вдвое дороже, чем поставляли ее подрядчики. 4 апреля 1705 г. сделана
казенной монополией продажа табака.
В следующие годы (1707, 1709) к казенным товарам отнесены были также деготь,
коломаз, мел, рыбий жир, ворванное и квашенное сало, щетина. К казенным
товарам причислились также селитра, юфт, пенька, поташ, воск, конопляное
масло, льняное семя, клей, ревень, смола, икра - словом, чуть ли не все
важнейшие предметы отпускной торговли.
Только к концу своего царствования, убедившись в вредном влиянии такого
множества монополий на народную промышленность, Петр Великий стал понемногу
сокращать их число, облагая соответствующие произведения особыми сборами).
"Здешний двор - писал в 1706 г. Витворт - совсем превратился в купеческий; не
довольствуясь монополией на лучшие товары собственной страны, например,
смолу, поташ, ревень, клей и т. д., он захватывает теперь иностранную
торговлю. Купцам платят только за комиссию, а барыш принадлежит казне,
которая принимает и риск".
К этому же времени относится повышение питейного обложения, установлением
"поведерной пошлины", и таможенных сборов - учреждением уравнительной пошлины
на торговый оборот в селениях. Исчерпав все эти новые ресурсы, правительство
оказалось вынужденным снова обратиться к прямому обложению, причем начало
раскладывать на дворы чуть ли не каждый новый расход. Непрерывно возрастало
количество различных "запросных" и неокладных сборов, которые, по мере
умножения, поступали все неисправнее.
В 1717 г. Петр решается заменить все постоянные и временные прямые сборы
одной прямой податью, определить ее по новой окладной единице - "душе". 26
ноября 1718 г. он приказывает произвести поголовную перепись, а 11 января
1722 г. - сделать "раскладку на души мужского пола крестьян и дворовых
деловых людей и иных, которые с ними равно в тягло положены, по 8 гривен с
персоны"; с 1724 г. началось взимание нового налога. Подушная подать, с
присоединенной к ней оброчной четырехгривенной податью с государственных
крестьян и однодворцев и податью с гостинной сотни и посадских по 1 рубль 20
копеек с души, должна была заменить все старые сборы с дворового числа.
Оклады старых прямых налогов не превышали 1,8 миллиона рублей; новый оклад
подушной и оброчной подати приносил 4,6 миллиона рублей, т. е. заменяя их,
давал огромный излишек в 2,8 миллиона рублей, вследствие чего общий итог
государственных доходов возвысился сразу с 6 до 8 1/2 миллиона рублей.
В итоге финансовых мероприятий Петровской эпохи, развившей до высших пределов
напряжение платежных сил страны на службе государству, общий доходный бюджет
получил в последний год царствования (по росписи 1724 г.) следующий вид:
Прямые налоги (подушные и ясак) - 4 731 051 рубль (55,5%).
Косвенные налоги - 2 128 622 рубля (24,9%).
Регалии (монетная, соляная и почтовая) - 895 187 рублей (10,5%).
Оброки с государственных имуществ и промысловые сборы регального
происхождения - 474 562 рубля (5,6%).
Пошлины - 150 065 рублей (1,8 %).
Сборы, не распределенные по рубрикам - 147 073 рубля (1,7%).
Итого - 8 526 560 рублей (100%).
Во главе финансового управления Петром поставлен был Сенат; для заведования
государственными доходами учреждена Камер-коллегия, для заведования расходами
- Штатс-контор-коллегия или Штатс-контора, для поверки счетов и отчетов -
Ревизион-контора. Однако, новые учреждения не объединили финансовое
управление; в действительности сохранилось специализирование сборов, с
предназначением каждого из них для определенной отрасли управления.
Содержание армии шло из 4 404 842 рубля (по росписи на 1725 г.) подушных
сборов; на расходы по флоту и гвардии предназначались все остальные
государственные сборы (питейные, таможенные и пр.) сорока провинций (1 799
377 рублей); на общественные постройки шел соляной сбор (поступавший в
кабинет по окладу 662 118 рублей); дворцовые расходы покрывались доходами
дворцовых волостей и Рижской губернии (332 553 рубля); расходы Иностранной
коллегии происходили из прибыли денежных дворов; точно также и остальные
центральные учреждения должны были содержаться из специально приписанных к
ним доходов, обыкновенно так или иначе связанных с их деятельностью.
При раздробленности финансового управления не могло возникнуть идеи о
необходимости мер к улучшению общего финансового положения страны, и все
заботы направлялись только на ближайшее удовлетворение потребностей каждого
отдельного ведомства. В местном управлении царил полный хаос, произвол и
злоупотребления. Податная система лежит почти целиком (прямые налоги,
питейный и соляной сбор) на низшем классе населения; расходный бюджет в
размере 2/3 идет на содержание армии и флота. Эти характерные черты
Петровской системы делаются надолго отличительными особенностями нашей
финансовой политики.
Денежная финансовая система России 18 – 19 в.в.
Вошедшие со времен Екатерины II в нашу финансовую систему бумажные деньги
чрезвычайно скоро приобрели весьма важное влияние на состояние
государственного хозяйства. Являясь легким ресурсом для покрытия дефицитов и
чрезвычайных нужд, выпуски бумажных денег, подобно прежней монетной операции,
постепенно обесценивают денежные знаки по мере их умножения, вносят тем самым
постоянно новые затруднения и колебания в государственные доходы, и вызывают
необходимость повышать налоги и прибегать к увеличению государственных
долгов. В конце царствования Екатерины II курс ассигнационного рубля равнялся
уже только 68 1/2 копейки металлической.
При императоре Павле I количество ассигнаций увеличилось еще на 50 миллионов
рублей; курс колебался между 62 1/2 и 73 копейки. Непрестанные дефициты в
царствование Александра I , достигнувшие значительных размеров под влиянием
войн с Швецией, Турцией и Францией, требовали ежегодного повышения
государственных доходов, источником которого с самого начала были избраны
бумажные деньги. До 1805 выпуски их совершались в небольших размерах, и курс
рубля, повысившийся в 1802 г. до 80 копеек, понижался очень медленно. Затем
начались громадные выпуски ассигнаций: в 1805 г. на 31,5 миллиона рублей, в
1806 г. на 27 миллионов рублей, в 1807 г. на 63 миллиона рублей, в 1808 г. на
95 миллионов рублей, в 1809 г. на 55,8 миллиона рублей, в 1810 г. на 46,1
миллиона рублей, в 1812 г. на 64,5 миллиона рублей, в 1813 г. на 103,4
миллиона рублей, в 1814 г. на 48,8 миллиона рублей. Этому соответствовало
страшное падение курса: в 1806 г. он равнялся 67 1/2 копейки, 1807 г. - 53
3/4, в 1808 г. - 44 2/3, в 1809 г. - 43 1/3, в 1810 г. - 25 2/5, в 1814 г. -
20 копеек серебром.
В годы наиболее интенсивной борьбы с Наполеоном и вслед за ее окончанием
(1812 - 15) бумажных денег было выпущено на 244,5 миллионов рублей, а между
тем их действительная ценность (на серебро) едва достигала 57,6 миллионов
рублей. Общее повышение налогов и введение новых в 1810 и 1812 годы, а также
переложение всех сборов на ассигнации, не могли покрыть даже убыли в
действительной покупной силе поступлений, происходившей от падения курса,
вследствие чего неминуемо приходилось искусственно подавлять всякое развитие
государственных потребностей.
Несмотря на свой колоссально быстрый, по видимому, рост, государственные
расходы, в переводе на серебро или вовсе не увеличивались, или даже
сокращались. Расходы по армии и флоту, вместе с вновь возникшими, после
образования в 1817 г. комиссии погашения долгов, крупными расходами на уплату
государственного долга (55 - 60 миллионов рублей ежегодно), поглощали большую
часть средств казны. Бюджеты всех прочих ведомств постоянно подвергались
урезкам и находились в подавленном состоянии; бюджет, например, Министерства
народного просвещения, равнявшийся в 1804 г. 2 878 118 рублей, составлял в
1816 г. только 2 470 562 рубля, в 1817 г. - 3 091 792 рубля (т. е., в
переводе на серебро, уменьшился в 2 1/4 раза); бюджет Министерства юстиции
поднялся за то же время с 2,6 миллиона рублей до 3,2 миллиона рублей (т. е. в
действительности уменьшился в 2 1/2 раза) и т. д. Усиленной бережливостью,
обусловленной сознанием крайнего напряжения финансовых средств страны,
объясняется, между прочим, и ничтожная сумма чрезвычайных издержек войны с
Наполеоном: она равнялась всего только 155 миллионов рублей (т. е. менее 40
миллионов рублей на серебро). Вызванное усиленными выпусками ассигнаций
расстройство денежной и финансовой системы произвело такое впечатление на
правительство, что оно решительно отказалось прибегать вновь к этой операции.
С 1817 г. правительство приступило к уничтожению части ассигнаций, общее
количество которых сократилось с 836 миллионов рублей в 1817 г. до 595 776
310 рублей к 1823 г. и оставалось на этой сумме до превращения их, путем
девальвации, в кредитные билеты, в 1843 г. Невозможность покрывать все
дефициты одними выпусками бумажных денег и затем консолидация части
ассигнаций, вызвали заключение новых займов; к концу 1823 г.
консолидированный государственный долг составлял уже 672 миллиона рублей,
займы у банков - 78 миллионов рублей, так что вместе с ассигнациями,
признанными в 1810 г. государственным долгом, общая сумма последнего к концу
царствования Александра I равнялась 1345 миллионов рублей.
В царствование Александра I учреждены: Министерство финансов, государственное
казначейство (должность государственного казначея была учреждена еще при
Павле I), государственный контроль, комиссия погашения долгов, повышены все
налоги, сделан опыт установления временного подоходного налога с помещичьих
имений, учреждено казенное управление винной торговлей, издано
систематическое положение о гербовом сборе.
Значение подушных сборов в податной системе понизилось; в конце царствования
(1823) они составляли только 28,3% всех государственных доходов. Заботы
финансового управления в царствование Николая I были направлены на внесение
порядка в расстроенное Отечественной войной государственное хозяйство -
установление равновесия в бюджет, улучшение отчетности, восстановление
государственного кредита, упорядочение денежной системы.
Первые 20 лет финансы находились под руководством Канкрина , с именем
которого связана честь восстановления благоустройства в государственном
кредите. Важнейшим его делом было водворение в стране металлического
обращения, посредством девальвации ассигнаций и замены их кредитными
билетами, разменными на звонкую монету (в 1843 г.). Он настаивал на крайней
бережливости в испрашивании и расходовании государственных средств; в 1836 г.
образованы были даже особые комитеты для рассмотрения нормальных расходов,
которыми и была составлена нормальная роспись. Остановить увеличение
государственных расходов в период, переполненный военными действиями, было,
однако, невозможно; чрезвычайные потребности постоянно порождали дефициты и
новые финансовые затруднения. Чтобы выйти из них, прибегали к обычным приемам
- повышению старых налогов, учреждению новых и, наконец, к государственному
кредиту. Обращение к внешнему кредиту совершалось с большой осторожностью,
выпуск ассигнаций совсем не практиковался; зато усиленно пользовались
внутренним кредитом в виде выпуска краткосрочных билетов государственного
казначейства (серии, созданные у нас Канкриным) и позаимствований у казенных
кредитных учреждений и комиссии погашения долгов.
Накануне отставки Канкрина государственный долг равнялся: консолидированный -
862 миллиона рублей (возрос с 1723 г. на 703,5 миллиона рублей),
позаимствования у банков комиссии погашения долгов - 489,5 миллиона рублей
(увеличились на 411,5 миллиона рублей), серии - 102 миллиона рублей,
ассигнации - 595,8 миллиона рублей, всего 2049,5 миллиона рублей
ассигнациями. С уходом Канкрина дефициты снова начали расти, затруднения в
средствах увеличивались, пока, наконец, Крымская война не вызвала финансового
кризиса, заставившего опять прибегнуть к выпуску бумажных денег.
Важнейшие из отдельных финансовых мероприятий царствования Николая I:
восстановление питейного откупа, установление табачного налога в бандерольной
форме и налога на свекловичный сахар, издание покровительственного
таможенного тарифа, устройство денежной системы установлением серебряного
рубля как основной денежной единицы (1839), переложение государственных
доходов и платежей на серебро (1840).
Реформирование финансовой системы Бунге и Вышнеградским.
Намеченные в царствование Александра II важнейшие улучшения финансовой
системы удалось более или менее удачно осуществить только в последующие
царствования. Призванный в мае 1881 г. к должности министра финансов бывший
Страницы: 1, 2