Курсовая: Государь император Николай II

Курсовая: Государь император Николай II

ПЛАН

Введение.. 1

Николай Романов - личность в истории.. 2

Свержение государя императора Николая II 10

Убийство государя императора Николая II и его семьи.. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 19

Введение

1917 год - роковой рубеж в истории России, год начала ломки тра­диционных форм

жизни народа и страны. Исходным пунктом распада истори­ческой связи времен

стало отречение императора Николая II от престола 2 марта 1917 года. Вместе с

Романовыми уходила в небытие длившаяся столетия эпоха тронов и корон, на смену

которой пришли времена громог­ласно декларированного <народоправства>. На

смену монархическому само­державию пришла бескомпромиссная власть

большевистской партии, про­возгласившей своей задачей создание самого

справедливого общества в истории человечества. Результат их попыток -

загубленные жизни и судь­бы миллионов людей, разрушенная культура, оболганная

история ... Идео­логия откладывала свой отпечаток на объективность изложения

истории России. Вот почему до 1917 года наша страна предстает перед нами в

столь мрачных тонах. Многим представителям высшей государственной власти,

самодержцам, однозначно давались отрицательные характеристики. Но, пожалуй,

наибольшую "славу" в этом приобрел Николай II, последний император из династии

Романовых, имя которого и сейчас нередко упот­ребляется с массой оскорбительных

эпитетов. Ограниченный, безвольный человек, волею случая оказался на вершине

власти, был неспособен ре­шать насущные проблемы страны, препятствовал ее

прогрессивному разви­тию, а потому и оказался жертвой неумолимого хода событий.

Такой сте­реотип сложился у большинства людей по отношению к Николаю II. Но так

ли это на самом деле?

Личность императора и последующий расстрел царской семьи предс­тавляют собой

"белое пятно" в истории СССР. Давайте поэтому посмотрим, кем же на самом деле

был Николай Александрович Романов, и в чем причи­ны его столь печальной

участи.

Николай Романов - личность в истории

Через несколько часов после отречения от престола Николай II за­писал в

дневнике: "Кругом измена, и трусость и обман". По справедливо­му замечанию

русского мыслителя Бердяева, "монархия в России пала са­ма, ее никто не

защищал, она не имела сторонников". Николай Александ­рович Романов вступил на

престол после смерти своего отца, Александра III, 20 октября 1894 года.

Теперь он нес ответственность за то, что происходило на необъятных просторах

нашей страны, и император понимал это. Россия тем временем быстро

превращалась в мощное индустриальное государство. Росли города, возникало

много заводов и фабрик, строились железные дороги, открывались школы,

училища, университеты. Тем не ме­нее, Российская империя уступала ряду

западных стран по уровню и ка­честву жизни основной массы населения, хотя

этот разрыв постоянно сок­ращался. В связи со столь активным ростом

промышленности должны были произойти определенные изменения в обществе, в том

числе и касающиеся монархов. Но тем не менее к началу 20 века монархия в

России все еще существовала. Более того, 21 февраля 1913 года Россия

праздновала 300-летие царствования Дома Романовых. 300 лет тому назад, 21

февраля 1613 года, на московский престол Земским Собором был избран

шестнадца­тилетний боярин Михаил Федорович Романов, которому суждено было

стать родоначальником новой династии. За годы правления государей Дома

Рома­новых территория Российской империей стала воистину огромной: страна

раскинулась от берегов морей Белого, Черного и Балтийского до Тихого океана.

Династия Романовых дала России много выдающихся государственных деятелей,

строителей великого Российского государства: Алексея Михай­ловича и Петра

Великого, Екатерину II и Александра I Николая I, Алек­сандра II и Александра

III. В их ряду не последнее место занимает и последний российский император -

Николай II, старший сын императора Александра III и императрицы Марии

Федоровны, дочери датского короля.

Воспитание и образование Николая II проходило под личным руко­водством его

отца на традиционной религиозной основе. Воспитатели бу­дущего императора и

его младшего брата Георгия получили такую инструк­цию: "Ни я, ни Мария

Федоровна не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо

молиться Богу, учиться, играть, шалить в ме­ру. Учите хорошенько, спуску не

давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в

особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно

делать. Повторяю, что мне фарфора ненужно. Мне нужны нормальные русские

дети. Подерутся - пожалуйста. Но доносчику - первый кнут. Это - самое мое

первое требование".

Учебные занятия будущего императора велись по тщательно разработанной

програм­ме в течение тринадцати лет. Первые 8 лет были посвящены предметам

гимназического курса. Особое внимание уделялось изучению политической

истории, русской литературы, французского, немецкого и английского языков,

которыми Николай Александрович овладел в совершенстве (датский язык он знал

хуже).

Следующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и

экономических наук, необходимых для государствен­ного деятеля. Преподавание

этих наук велось выдающимися русскими уче­ными-академиками с мировым именем:

Бекетовым Н.Н., Обручевым Н.Н., Кюи Ц.А., Драгомировым М.И., Бунге Н.Х. и др.

Николай Александрович Рома­нов был усердным учеником, и хотя "звезд с неба не

хватал", но имел неплохие знания по всем предметам, что отмечалось всеми

учителями. Кроме того, он неплохо играл на фортепиано, рисовал, обучался игре

на скрипке. Усидчивость и аккуратность - эти качества сформировались в нем

под неусыпным вниманием "дорогих папа и мама".

Чтобы будущий импе­ратор на практике познакомился с войсковым бытом и

порядком строевой службы, отец направил его на военные сборы. Первые 2 года

Николай слу­жил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних

сезона он проходит службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным

командиром, и, наконец в рядах артиллерии. Очевидцы отмечали, что Ни­колай II

не отличался особой грациозностью и ловкостью, однако был очень упрям. В то

же время отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая

участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета Министров. Отец и

мать не допускали никаких слабостей в деле воспитания детей, которые

воспитывались в духе уважения старших и беспрекословного послушания.

В программу образования будущего императора входили многочислен­ные

путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с

отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряже­ние крейсер для

путешествия на Дальний Восток. За 9 месяцев он со сви­той посетил Грецию,

Египет, Индию, Китай, Японию и далее сухим путем через всю Сибирь возвратился

в столицу России.

К 23-м годам своей жиз­ни Николай Романов стал высокообразованным молодым

человеком с широким кругозором, прекрасно знающим историю и литературу и в

совершенстве владеющим основными европейскими языками (помимо всего он очень

хорошо знал русский язык и всегда писал без ошибок). Блестящее образование

сочеталось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литера­туры,

что было нечасто для государственных деятелей того времени.

Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности

за ее судьбу. С детства ему стала близка мысль, что его главное

пред­назначение - следовать российским основам, традициям и идеалам. Вскоре

после воцарения он сказал: "Да поможет мне Господь служить горячо лю­бимой

родине так же, как служил ей мой покойный отец и вести ее по указанному им

светлому и лучезарному пути".

Образцом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович (отец Петра I),

бережно хранивший традиции старины и самодержавия, как основы могущества и

благосостояния России.

В одном из первых своих публичных выступлений он провозгласил: "Пусть же все

знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начала

самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный

незабвенный родитель". Это были не только слова. "На­чала самодержавия"

Николай II отстаивал твердо и неуклонно: ни одной существенной позиции за

годы правления он не сдавал вплоть до его от­речения от престола в 1917 году.

Но эти события еще впереди.

Как уже говорилось раньше, время царствования Николая II явилось периодом

самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880-1910 г.г.

темпы роста продукции российской промышленности пре­вышали 9% в год. По этому

показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже стремительно

развивающиеся Соединенные Штаты Аме­рики. По производству главнейших

сельскохозяйственных культур Россия вышла на 1 место в мире, выращивая более

половины производимой в мире ржи, более четверти пшеницы, овса и ячменя, более

трети картофеля. Россия стала главным экспортером сельхозпродукции, первой

"житницей Европы". На ее долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта

крестьянс­кой продукции.

Успехи в сельскохозяйственном производстве явились ре­зультатом исторических

событий: отмены крепостного права в 1861 году Александром II и Столыпинской

земельной реформы в годы правления Нико­лая II, в результате которой в руках

крестьян оказалось более 80% па­хотных земель, а в азиатской части - почти

вся. Площадь же помещичьих земель неуклонно сокращалась. Дарование крестьянам

права свободно рас­поряжаться своею землей и упразднение общин имело огромное

государс­твенное значение, пользу которого, в первую очередь, сознавали сами

крестьяне. Но тем не менее на душу населения объем продукции оставался все

еще маленьким.

Самодержавная форма правления не препятствовала экономическому прогрессу

России. По манифесту 17 октября 1905 г. население России по­лучило право на

неприкосновенность личности, свободу слова, печати, собраний, союзов. В

стране росли политические партии, издавались тыся­чи периодических изданий.

Свободным волеизъявлением был избран Парла­мент - Государственная Дума.

Россия постепенно становилась правовым государством - судебная власть была

практически отделена от исполни­тельной.

Быстрое развитие уровня промышленного и сельскохозяйственного производства и

положительный торговый баланс позволили России иметь устойчивую золотую

конвертируемую валюту. Император придавал большое значение развитию железных

дорог. Еще в юности он участвовал в заклад­ке знаменитой Сибирской дороги.

В годы правления Николая II в России было создано самое лучшее по тем

временам рабочее законодательство, обеспечивающее нормирование рабочего

времени, выбор рабочих старост, вознаграждение при несчастных случаях на

производстве, обязательное страхование рабочих от болезней, по инвалидности и

старости. Император активно содействовал развитию русской культуры,

искусства, науки, реформам армии и флота.

Все эти достижения экономического и социального развития России являются

итогом естественного исторического процесса и объективно свя­заны с 300-

летием правления Дома Романовых. Казалось бы, всенародная поддержка царского

режима, проявленная в юбилейные дни, должна была укрепить монархический

строй. Но, на самом деле, и Россия, и Европа уже стояли на краю роковых

перемен. Колесо истории уже готово было по­вернуться, накопив критический

потенциал. И оно повернулось, освобож­дая накопившуюся неуправляемую энергию

масс, вызвавшую "землетрясе­ние". За пять лет потерпели крушение три

европейские монархии, среди которых была и династия Романовых.

Мог ли хоть на миг вообразить Николай II, видевший в дни юбилея толпы народа

полные энтузиазма и поклонения, что ожидает его и его семью через 4 года?

Царствование Николая II совпало с началом бурного развития капи­тализма и

одновременного роста революционного движения в России. Чтобы сохранить

самодержавие и, главное, обеспечить дальнейшее развитие и процветание России,

императором были приняты меры, обеспечивающие ук­репление союза с

нарождающимся буржуазным классом и перевода страны на рельсы буржуазной

монархии при сохранении политического всевластия са­модержавия: учреждена

Государственная Дума, проведена аграрная рефор­ма.

Возникает вопрос: почему, несмотря на неоспоримые достижения в экономическом

развитии страны, в России победили не реформаторские, а революционные силы,

приведшие к падению монархии?

Думается, что в такой огромной стране, достигнутые в результате экономических

реформ успехи, не могли сразу привести к реальному росту благосостояния всех

слоев общества, особенно беднейших. Недовольство трудящихся масс умело

подхватывалось и раздувалось экстремистскими ле­выми партиями, что сначала

привело к революционным событиям 1905 года, а затем и к полному свержению

монархии. Особенно стали проявляться кризисные явления в обществе с началом

первой мировой войны. России просто не хватило времени, чтобы пожать плоды

экономических и социаль­ных преобразований, начатых на пути перехода страны к

конституционной монархии или даже к конституционной буржуазной республике.

Интересна глубокая трактовка событий того времени, данная У. Черчиллем: "Ни к

одной стране судьба не была так жестока, как к Рос­сии. Ее корабль пошел ко

дну, когда гавань была в виду. Она уже пере­терпела бурю, когда все

обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и

измена овладела властью, когда задача бы­ла уже выполнена. Долгие отступления

окончились, снарядный голод по­бежден; вооружение притекало широким потоком;

более сильная, более многочисленная, лучше снабженная армия сторожила

огромный фронт; тыло­вые сборные пункты были переполнены людьми. Алексеев

руководил армией и Колчак - флотом. Кроме этого, никаких трудных действий

больше не требовалось: удерживать, не проявляя особой активности слабеющие

силы противника на своем фронте; иными словами - держаться; вот и все, что

стояло между Россией и плодами общей победы. Царь был на престоле; Российская

империя и русская армия держались, фронт был обеспечен и победа бесспорна".

По замечанию Н.А. Бердяева, самый большой "парадокс в судьбе России и русской

революции в том, что либеральные идеи, идеи права, как и идеи социального

реформизма, оказались в России утопическими. Большевизм же оказался наименее

утопическим и наиболее реалистическим, наиболее соответствующим всей

ситуации, как она сложилась в России в 1917 г., и наиболее верным некоторым

исконным русским традициям ... и русским методам управления и властвования

насилием".

Согласно поверхностной манере нашего восприятия царский строй принято

трактовать как слепую, прогнившую, ни на что не способную ти­ранию. Но как

относился к этому сам Николай II? Он был фактически за­ложником

унаследованных им структуры и принципов власти, отход от ко­торых он

воспринимал как предательство интересов России, как надруга­тельство над

священными основами, завещанными предками. Ему были чужды амбиции правителя,

да и властолюбием он никогда не отличался. Однако будущее страны просто не

могло быть безразлично ему, т.к. за ее судьбу он нес ответственность перед

Богом и перед любимым сыном Алексеем ...

В управлении государством, когда творятся великие события, вождь нации, кто

бы он ни был, осуждается за неудачи и прославляется за ус­пехи. Почему

отказывать Николаю II в этом суровом испытании? Бремя последних решений

лежало на нем. На вершине, где события превосходят разумение человека, где

все неисповедимо, давать ответы приходилось ему. Стрелкою компаса был он.

Воевать или не воевать? Наступать или отступать? Идти вправо или влево?

Согласиться на демократизацию или держаться твердо? Уйти или устоять? Вот

поле сражений Николая II. По­чему не воздать ему за это честь? И скорее то

была беда России, нежели вина конкретных носителей власти, что, передавая

последнюю по наследс­тву старшему сыну, обладателем ее становился часто

человек не способ­ный управлять государством; и не вина Николая II в том, что

зачастую вера и чувство у него доминировали над рассудком и трезвым расчетом.

Более 70-ти лет правилом для казенных историков и литераторов в нашей стране

была обязательная отрицательная оценка личности Николая II. Ему приписывались

все унизительные характеристики: от коварства, политического ничтожества и

патологической жестокости до алкоголизма, разврата и морального разложения.

История расставила все на свои мес­та. Однако не стоит думать, что не было

никаких предпосылок к демонс­трации своей неприязни по отношению к

императору. Ведь Николай II сам, стиль его правления и общения не

соответствовал многим распространен­ным в народе представлениям о верховном

правителе. Да и во внешности его было мало императорского величия, способного

вызвать раболепный трепет. Эту картину дополняли его манеры. Царь слушал всех

всегда до­вольно внимательно, очень редко кому возражал, никогда не повышал

го­лос на собеседника, хотя часто это делал с большим трудом. Все это

формировало определенные стереотипы.

Иллюстрируя "коварство" царя, советские историки обычно приводили пример, как

Николай II снимал некоторых своих министров безо всяко­го предупреждения.

Сегодня он мог милостиво разговаривать с министром, а завтра прислать ему

отставку. Серьезный исторический анализ показы­вает, что царь ставил дело

Российского государства выше отдельных лич­ностей (и даже своих

родственников), и если, по его мнению, министр или сановник не справлялся с

делом, он убирал его вне зависимости от прежних заслуг.

В последние годы царствования император испытывал кризис окруже­ния

(недостаток надежных, способных людей, разделявших его идеи). Зна­чительная

часть самых способных государственных деятелей стояла на за­паднических

позициях, а люди, на которых царь мог положиться, не всег­да обладали нужными

деловыми качествами. Отсюда постоянная смена ми­нистров, которую с легкой

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты