Курсовая: Государственные реформы Петра I

классовой борьбы были проведены уже в XVIII в., в особенности в правление

Петра I и Екатерины II. Все эти мероприятия были направлены на укрепление

феодального государства как машины в руках господствующего класса для

подавления сопротивления эксплуатируемых, для удержания в узде крепостного

крестьянства.

Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых

внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя

императором. В ознаменование победы в Северной войне Сенат поднес это звание

Петру I. Оно со временем было признано зарубежными державами и перешло к его

преемникам.

Однако абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную,

исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все

государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых

центральных и местных органов.

При Петре I был учрежден Сенат, который выполнял функции высшего

законосовещательного, административного и судебного органа, порой заменяющего

и особу императора. Однако при Екатерине I положение Сената существенно

меняется. В феврале 1726 г. был создан Верховный тайный совет, оттеснивший

Сенат. Если при Петре он подчинялся непосредственно императору, то теперь

между Сенатом и императрицей вставал Верховный тайный совет. Сенат оказался в

подчиненном положении.

При Петре I были существенно преобразованы органы центрального управления. На

смену сложной и запутанной системе приказов пришла новая четкая система

коллегий. По существу, они стали первыми органами отраслевого управления.

Каждая из коллегий должна была ведать четко определенной отраслью управления:

иностранными делами, морскими делами, государственными доходами и т. д.

Приказной неразберихе пришел конец.

Важным явлением в развитии формы государственного единства стало коренное

преобразование административно-территориального устройства России,

произведенное в XVIII в. На смену прежнему конгломерату разного рода земель,

имеющих различные размеры, наименования, статус, пришла стройная и единая

система административно-территориального деления, созданная по определенным

принципам, не лишенным известной научности и носящим в определенной мере

буржуазный характер. В отличие от XVII в. с его дробным управлением, когда

уезды, отдельные города, а иной раз волости и отдельные слободы

непосредственно подчинялись центру, а уезды по территории и населению

отличались друг от друга, петровская реформа установила более четкое

административно-территориальное деление. До некоторой степени Россия даже

обогнала развитые европейские державы, как, например, Францию, где новое

административное деление было введено лишь после буржуазной революции.

В 1708 г. вся территория страны была разделена на 8 губерний (чуть позже

на 11). Их границы даже не определялись, а в губернию включались города с

прилежащими землями, тяготеющие к губернскому центру, связанные с ним дорогами.

В две из них (Петербургскую и Азовскую) были назначены генерал-губернаторы, а в

остальные - губернаторы из числа виднейших государственных деятелей, облеченных

большой властью и доверием царя (Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). В помощь

губернаторам назначались помощники, ведавшие отраслями управления (военной,

финансами, юстицией и т.д.). Созданы были губернские канцелярии. Губернии

делились на уезды позже названные долями во главе с комендантами. Смысл реформы

состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. При

огромных расстояниях в нашей стране и тогдашних средствах сообщения невозможно

было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра,

как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная

децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась. Назначая

губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на

месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Но ведь они по большей

части были обремены многочисленными обязанностями (Меншиков и Апраксин -

президенты “первейших” коллегий и сенаторы и т.д.) и практически не могли быть

непрерывно в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели

таких полномочий и доверия царя.

Поэтому в 1719 г. проводится второй этап реформы. Губернии делятся на

провинции, сначала на 45, а потом на 50. В пограничные провинции назначаются

также губернаторы, а во внутренние-воеводы. И хотя губернии продолжали

существовать, но за губернаторами остается командование войсками, общий

надзор за управлением, а основной единицей местного управлений становится

провинция. В каждой из них создается аппарат управления и назначаются

чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д. Они помимо

губернатора и воеводы подчинялись также соответствующей коллегии в центре.

Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими

комиссарами. Таким образом, на местах была создана трехзвенная система:

губерния, провинция, дистрикт. Однако города имели свое городское управление:

в губернских городах - магистраты, в уездных - ратуши. Общее руководство

магистратами и ратушами осуществлял Главный магистрат, действовавший на

правах государственной коллегии. Его деятельность регламентировалась

Регламентом Главному магистрату.

Постепенно количество губерний росло как за счет присоединения к России новых

земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний. В результате

к моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. в

империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло

полусотни. Рост числа губерний, а следовательно, уменьшение их территорий

привели к упразднению в принципе провинций, созданных в начале века, ставших

излишним промежуточным звеном. Правда, в некоторых губерниях провинции

сохранились.

В результате реформ центрального и местного аппарата управления образовалась

огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем

в большей мере он был подвержен болезни, которая свойственна любой бюрократии -

коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в

условиях бесконтрольности и безнаказанности. Поэтому Петр I был озабочен

поисками форм контроля за деятельностью госаппарата. Эти формы были

многообразны: ведомственный контроль коллегии за деятельностью их местных

уполномоченных; контроль Сената за всем аппаратом, в том числе и коллегиями;

ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль и проверку счетов. Но этого

было недостаточно. Поэтому в 1711 г. учреждаются должности фискалов во

главе с генерал-фискалом и его помощником обер-фискалом (от лат. fiscus -

государственная казна). Фискалы призваны были оберегать казну путем вербовки

агентуры в госучреждениях и выявления оперативным путем взяточников и

казнокрадов. В 1715 г. специальным указом царь установил, что за донос на

взяточника и казнокрада, а также на тех, кто злоумышляет против государства,

доносчик в случае подтверждения его доноса получит половину имущества

виновного, а холоп, донесший на своего господина, - вдобавок еще и волю. В

стране поднялась такая волна доносов, что в 1718 г. царю пришлось издать указ о

том, чтобы “подметные письма” (доносы) сжигали на том месте, где их обнаружили,

не распечатывая и не читая. Дело в том, что доносчики, опасаясь нередких в

таких случаях пыток, подбрасывали анонимки (“подметные письма”) к дверям

государственных учреждений или церквей. Тогда в 1722 г. Петр 1 издал указ об

учреждении должности генерал-прокурора (“ока государева”). Генерал-прокурору

были подчинены обер-прокуроры в Сенате и в Синоде, прокуроры в коллегиях и в

губерниях. Они должны были присутствовать на заседаниях тех учреждений, при

которых они были учреждены и осуществлять гласный общий надзор за законностью и

исполнением указов и повелений императора и Сената. Однако, поскольку

генерал-прокурору был подчинен институт фискалов, то прокуратура руководила и

негласным агентурным надзором. А за всеми учреждениями, в том числе и Сенатом,

и Синодом, и прокурорами, и фискалами наблюдало “недремлющее око” Тайной

канцелярии.

Но ничто не помогало. Взяточничество и казнокрадство процветало. Так, уличен

был во взятках и казнен сам обер-фискал Нестеров. Казнен сибирский губернатор

князь Гагарин, умудрившийся украсть бриллианты, купленные в Китае для жены

Петра I пока их везли через Сибирь. А на царского фаворита князя Меншикова

был сделан начет (царь обязал вернуть украденное) в размере почти годового

бюджета Российской империи.

Тем самым итоги реформирования органов власти и управления можно назвать

противоречивыми. К его положительным результатам можно отнести отмирание

сословно-представительных органов управления (Земские соборы, приказы). С

другой стороны, реформы тормозились отсутствием должных форм контроля

соблюдения законности высших чиновников государства со стороны императора.

Глава III. Военная реформа

Начало реформирования вооруженных сил относится ко второй половине XVII в.

Уже тогда создаются первые рейтарские и солдатские полки нового строя из

даточных и “охочих” людей (т.е. добровольцев). Но их было еще сравнительно

немного, и основу вооруженных сил все еще составляло дворянское конное

ополчение и стрелецкие полки. Хотя стрельцы и носили единообразную форму и

вооружение, но денежное жалование, получаемое ими, было ничтожно. В основном

они служили за предоставлявшиеся им льготы по торговле и на занятие ремеслом,

поэтому были привязаны к постоянным местам жительства. Стрелецкие полки ни по

своему социальному составу, ни по своей организации не могли явиться надежной

опорой дворянскому правительству. Не могли они также и всерьез противостоять

регулярным войскам западных стран, а, следовательно, быть достаточно надежным

орудием решения внешнеполитических задач.

Поэтому Петр I, придя к власти в 1689 г., столкнулся с необходимостью

проведения радикальной военной реформы и формирования массовой регулярной

армии. Ее ядром стали два гвардейских (бывших “потешных”) полка:

Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми

дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии.

Первоначально была сделана ставка на приглашение на русскую службу

иностранных офицеров. Однако поведение иностранцев в сражении под Нарвой в

1700 г., когда они во главе с главнокомандующим фон Круи перешли на сторону

шведов, заставило отказаться от этой практики. Офицерские должности стали

замещаться преимущественно русскими дворянами.

Помимо подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских полков,

кадры готовились также в бомбардирской школе (1698 г.), артиллерийских школах

(1701 и 1712 гг.), навигацких (1698 г.) классах и инженерных школах (1709 г.)

и Морской академии (1715 г.). Практиковалась также посылка молодых дворян для

обучения за границу. Рядовой состав первоначально комплектовался из числа

“охотников” (добровольцев) и даточных людей (крепостных, которых отбирали у

помещиков). К 1705 г. окончательно оформился порядок набора рекрутов. Их

набирали по одному от каждых 20 крестьянских и посадских дворов раз в 5 лет

или каждый год - по одному от 100 дворов. Таким образом установилась новая

повинность - рекрутская для крестьянства и посадских людей. Хотя верхи посада

- купцы, заводчики, фабриканты, а также дети духовенства освобождались от

рекрутской повинности. После введения подушной подати и переписи мужского

населения податных сословий в 1723 г. порядок рекрутского набора был изменен.

Рекрутов стали набирать не от количества дворов, а от численности мужских

податных душ. Вооруженные силы делились на полевую армию, которая состояла из

52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные

войска. В состав пехотных и кавалерийских полков включалась артиллерия.

Регулярная армия содержалась полностью за счет государства, одета была в

единообразную казенную форму, вооружена стандартным казенным оружием (до

Петра I оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои).

Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно

облегчало снабжение боеприпасами. Ведь ранее, в XVI - XVII веках, пушки

отливались индивидуально пушечными мастерами, которые их и обслуживали. Армия

обучалась по единым Воинским уставам и инструкциям.

Общая численность полевой армии к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в

гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны,

насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме того, для охраны южных границ были

образованы ландмилиция в составе нескольких конных иррегулярных полков общей

численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи

украинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и

татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел.

Одновременно при Петре 1 был создан военно-морской флот. С завоеванием

Прибалтики флот получил удобные незамерзающие порты. Для обороны новой

столицы - Петербурга на острове Котлин строится мощная крепость - Крондштадт.

В 1724 г. Балтийский флот России был самым мощным на Балтике. Он имел 32

линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв и 85 галер, а также части морской

пехоты.

Радикально изменилась система военного управления. Вместо многочисленных

приказов, между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр I

учредил военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для руководства армией и

военно-морским флотом. Таким образом, военное управление было строго

централизировано. Общая численность войск к концу XVIII в. возросла до

полумиллиона человек и они полностью обеспечивались вооружением, снаряжением

и боеприпасами за счет отечественной промышленности (она производила в месяц

25-30 тыс. ружей и несколько сот артиллерийских орудий).

Итак, реформы в области организации вооруженных сил были наиболее успешными.

В результате Россия стала могущественной в военном отношении государством, с

которым приходилось считаться всему миру. По сути, это могущество наша страна

сохранила вплоть до сегодняшних дней.

Глава IV. Суд и процесс

Судебная реформа явилась составным элементом реформы центральных и местных

органов государственного аппарата. Судебную реформу Петр I начал проводить в

1719 г., когда были учреждены Юстиц-коллегия, надворные суды в губерниях и

нижние суды в провинциях.

Смысл реформы состоял в отделении суда от администрации, чтобы дать правовые

гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации.

Однако идея отделения суда от администрации и вообще идея разделения властей,

заимствованная с Запада, не соответствовала российским условиям начала XVIII

в. Идея разделения властей свойственна феодализму в условиях нарастающего его

кризиса, разлагающемуся под натиском буржуазии. В России буржуазные элементы

были еще слишком слабы, чтобы “освоить” сделанную им уступку в виде суда,

независимого от администрации. На практике подданные видели власть в лице

губернаторов и иных администраторов, им и обжаловали решения надворных судов.

Губернаторы вмешивались в судебные дела. Хаос во взаимоотношениях судов и

местных властей привел к тому, что в 1722 г. вместо нижних судов были созданы

провинциальные суды в составе воеводы и асессоров (заседателей), а в 1727 г.

упраздняются и надворные суды. Их функции передавались губернаторам. Дела по

политическим обвинениям (как уже говорилось выше) решались в органах

политической полиции (Тайной канцелярии, Тайной экспедиции) и в Сенате, а

нередко и лично императорами. Таким образом, попытка судебной реформы в

начале XVIII в. потерпела неудачу.

Общая тенденция развития процессуального законодательства и судебной практики

предшествующих веков — постепенное увеличение удельного веса розыска в ущерб

так называемому суду, т. е. замена состязательного принципа следственным,

инквизиционным — привела к полной победе розыска в начале правления Петра I.

Владимирский-Буданов считал, что «до Петра Великого вообще надо признать еще

состязательные формы процесса общим явлением, а следственные — исключением»

[5]. Иной точки зрения придерживался С. В. Юшков. Он полагал, что в это

время только «менее важные уголовные и гражданские дела... рассматривались в

порядке обвинительного процесса, т. е. так называемого суда»

[6]. М. А. Чельцов говорил о «последних остатках состязательного процесса

(старинного «суда»)», которые, по его словам, исчезают при Петре I.

[7]. Думается, однако, что розыск нельзя еще до Петра I считать

господствующей формой процесса, но нельзя считать и исключением.

Тенденция к замене суда розыском определяется обострением классовой борьбы,

неизбежно вытекающим из общего развития феодализма.

Переход к высшей и последней стадии феодализма — абсолютизму, обусловленный в

России в первую очередь громадным размахом крестьянских восстаний,

сопровождается стремлением господствующего класса к наиболее беспощадным,

террористическим формам подавления сопротивления трудящихся масс. В этом деле

не последнюю роль играет и судебная репрессия.

Суд призван стать быстрым и решительным орудием в руках государства для

пресечения всякого рода попыток нарушить установленный порядок. От судебных

органов требовалось, чтобы они стремились не столько к установлению истины,

сколько к устрашению трудящихся. В этом плане для государства более важно

покарать иногда и невиновного, чем вообще никого не покарать, ибо главная

цепь — общее предупреждение («чтоб другим не повадно было так воровать»).

Этим задачам и отвечает процессуальное законодательство эпохи Петра I.

Ужесточение репрессии, свойственное переходу к абсолютизму, отражалось и в

процессуальном праве. Усиливается наказание за «процессуальные преступления»:

за лжеприсягу и лжесвидетельство теперь вводится смертная казнь.

В начале своего царствования Петр совершает решительный поворот в сторону

розыска. Именным указом 21 февраля 1697 г. «Об отмене в судных делах очных

ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе

оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах» полностью

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты