Курсовая: Государство Маурьев в Индии

богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.

В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества

лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень

разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от

духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже

были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации

родовой аристократией простого народа.

По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев складывался особый

порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли,

получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и

кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой

государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян.

С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны

процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие

социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр

пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей

части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились

в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.

В Законах Ману указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь

источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за

содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по

наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и

смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен,

заключенные им сделки считались недействительными. Рабов продавали, уплачивая

при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других товаров,

сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью

хозяина.

В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами,

между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия

отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману одновременно обозначает и раба, и

лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней

Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко

были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные

социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев

населения — к рабам).

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами,

кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных

религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются,

например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах — "самскарах", за

исключением самскары брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный

круг занятий. Изучение священных книг— привилегия брахманов, кшатриев и

вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр —

единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого

посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхармашастр

посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с

представителями так называемых неприкасаемых каст, стоящих вне варн индийского

общества, ритуалам "очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тяжесть

наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах

в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.

Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение

индивида в системе общественного производства и распределения,

непосредственно связанного с его отношением к собственности на землю:

государственной и общинной. Это и дает основания говорить с определенной

долей условности о варнах как о сословиях-классах.

Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания,

войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления

государственной власти и расширения государственной территории

непосредственно переходила в царские владения (сита), судя по Артхашастре,

здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая — очень рано

стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых

временных пожалований, в "кормление". Они приобретали право сбора налогов с

общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.

С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация

общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц

управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников и пр.,

осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации

существовала в рамках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им

органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная верхушка

эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.

Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью.

Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей:

продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной

собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно

ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки

получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.

Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением

или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими

правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное

ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в

обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если

государство передавало им свои права.

Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть

эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные

наемные работники, представители "неприкасаемых" каст, которые в основном и

создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями

эксплуататоров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней

Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном

хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было

число рабов и в ремесле.

Усиление имущественной дифференциации с течением времени все чаще стало

проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого

человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о

брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым

предписывается относиться "как к шудрам".

В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную,

политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто

принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных

наемных воинов. Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление

зажиточной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включающей крупных

купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в

корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.

В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое

положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр,

причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в

суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом

свидетельствуют Законы Ману: "Шудра не должен накапливать богатство, даже

имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство,

притесняет брахманов" [2, c.145]. О неоднородности варны шудр свидетельствует

и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить

отверженные, "неприкасаемые" касты париев, выполняющих самую унизительную

работу. В Законах Ману упоминаются лица, "презренные даже для отверженных".

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство,

деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные,

большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в

единую классовую общность. Этот аспект и создавало особую пестроту сословно-

классовой социальной структуры Древней Индии.

Глава IV. Государственный строй

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в 1

тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так

называемых племенных государств. Они представляли собой небольшие

государственные образования, в которых племенные органы перерастали в

органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую

роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых

политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.

Правители первых государственных образований (протогосу-дарств) раджи

выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность,

вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей

храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог.

В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь со

временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При

выборных монархах вся полнота власти сосредотачивалась в руках совета

старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных

органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в

совещательный орган при монархе — паришад. Но зависимость правителей от

брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как и

соперничество между представителями правящих варн, была неизменной.

Непосредственно до рассматриваемой эпохи в Древней Индии на базе старых

племенных государств, растущих вместе с развитием ремесла и торговли

городских центров, складываются первые более или менее крупные государства,

которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти

государства, кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не

оставили заметного следа в индийской истории.

С этого времени и ведет свое начало традиция слабых и кратковременных

государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в

упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной

власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических

причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости

общинной организации. Жесткая варново-кастовая система срази навсегда

определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным

следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека

была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной

власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской

общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными межкастовыми

взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами,

получившая название "джаджмлни". Самодостаточная устойчивость и

одновременная адаптивность, вариабельность индийской общины сделали ее в

определенном смысле внеисторичной.

Дальнейшие процессы политической консолидации, ускоренные внешней угрозой,

привели в V в. к возникновению относительно сильных древнеиндийских

государств Кошалы и Магадхи, соперничество между которыми привело в IV в. до

н.э. к победе. Магадхи, занимающей выгодные географические, стратегические и

Система внутриобщинных, межкастовых экономических взаимосвязей "джаджмани",

консервирующая относительно высокую степень застойности социальной жизни в

индийской деревне, продолжает существовать в отдаленных от городов и

индустриальных центров районах в современной Индии.

Торговые позиции в северо-восточной части страны. Упрочение позиций новой

правящей династии в Магадхе после разгрома ставленника Александра

Македонского привело к созданию обширной империи Маурьев.

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н.э. в период

правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная

восточная монархия. Ее границы простирались от Кашмира и Гималаев на севере

до Майсура на юге, от областей современного Афганистана на западе до

Бенгальского залива на востоке.

Империя складывалась не только в результате войн, покорения ряда племен и

народов, установления вассальных отношений между Магадхой и отдельными

княжествами, но и в результате так называемого морального завоевания —

распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-

восточной Индии на другие части страны. Относительная централизация в империи

держалась не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой

политике объединения страны. В пестрый состав империи был включен ряд

полуавтономных государств, сохранивших свои органы управления, обычаи. Это

вассальные княжества, обязанные Маурьям выплатой дани и военной помощью,

республиканские государства-общины, ганы и сангхи, которые, по свидетельству

Артхашастры, "в силу своей сплоченности неодолимы для других" [2, c. 187],

родоплеменные объединения.

В империи Маурьев — сложном политическом образовании — не прекращалась борьба

двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму,

раздробленности. Последняя в конечном счете во II в. до н.э. побеждает. В

силу этого нельзя преувеличивать ни централизации, ни бюрократизации

государства, несмотря на картину "идеального" всеохватывающего правления,

нарисованную в Артхашастре.

Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по

сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с

сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Все

это дает основания утверждать, что в монархических государствах Индии в

периоды значительного их усиления, как, например, в империи Маурьев, власть

древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она

сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве

господствующей наследственной знати, установившимися традиционными

религиозно-этическими нормами. Религия, в частности, исключала

законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и

неизменность норм права, заключенных якобы в ведах. Веды же должны были

толковаться только мудрецами-брахманами. Эта традиция была поколеблена лишь

при Ашоке, когда правительственный указ стал включаться в число источников

права.

Индусская политико-религиозная концепция "богоугодного царя" (девараджи)

предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных

обязанностей — охрана подданных (Законы Ману, VII, 2—3). "Защищая" народ, царь

мог заставить его платить налог — бали. Наряду с основным налогом,

рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие

многочисленные поборы в пользу центральной власти: торговые пошлины,

"приношения плодов" и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей,

которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку,

свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям

соблюдать умеренность в сборе налогов.

Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он

считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, должен был возглавлять

борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была

организация публичных работ, освоение и заселение царских земель,

строительство ирригационных сооружений.

Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего, Востока,

царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том

числе и государство Маурьёв, нельзя рассматривать как теократические

монархии. Ашока называл себя не богом, а "милым богам". В Законах Ману (VII,

8) обожествляется скорее царская власть, а не царь-человек, который может

быть "глупым, жадным, необразованным", "приверженным к порокам" [2, c.191].

Лишь свободная воля индийских царей давала им, согласно дхармашастрам,

возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все

подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же

самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать

греховным человеческим целям, что вело к гибели и его самого, и управляемый

им народ. "От отсутствия смирения погибали многие цари вместе с достоянием, —

предостерегали Законы Ману (7, 10), — благодаря смирению даже отшельники

наследовали царство". Царю-человеку предписывается почитать брахманов,

знающих веды, поступать по их совету.

Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения

должностных лиц и контроль за их деятельностью. Все царские чиновники, согласно

Артхашастре, делились на группы центрального и местного управления. Особое

место занимали советники царя — высшие сановники (мантрины, махаматры).

Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган —

мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Членство

в мантрипари-шаде не было четко установлено, наряду с сановниками в него иногда

приглашались представители городов. Этот орган сохранял некоторую

независимость, но лишь по ряду второстепенных вопросов мог принимать

самостоятельные решения.

Сохранение государственного единства требовало твердого государственного

управления. Маурьи в период централизации пытались держать все нити

управления в своих руках, опираясь на различные категории чиновников,

составляющих разветвленную сеть органов исполнительного и судебного аппарата.

Специальная группа царских чиновников была связана, например, с организацией

управления царским хозяйством, с деятельностью по пополнению царской казны.

Артхашастра упоминает чиновников, призванных надзирать за царскими пастбищами,

за гаванями, за судоходством, ведавших морской торговлей, судостроением и пр. С

регулированием экономической жизни страны была связана деятельность специальных

категорий чиновников (адхъяк-ша), среди которых важное место занимали

чиновники финансового ведомства, ведавшие сбором налогов, государственной

казной: Эти чиновники, согласно Законам Ману, должны были обладать "честностью,

умом и твердостью" (VII, 60). Выделялась также особая группа чиновников,

следившая за снабжением армии. В зависимости от рода своей деятельности они

подчинялись или главному сборщику налогов, или главному казначею, или

главнокомандующему армией (сенапати). Среди других высших чиновников

особое место занимали главный судья, юридический советник царя и советник царя

по делам культа, воспитатель его сыновей, верховный придворный жрец

(пурохита).

Наряду с назначением чиновников царской властью существовала практика

передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая

система. Для придания должной эффективности государственному аппарату Маурьи

создали сеть контрольных, надзорных должностей, инспектирующих чиновников —

шпионов, царских тайных агентов, которых царь "принимал и днем и ночью"

(Артхашастра, 1, 19).

Местное управление. Особой сложностью в империи Маурьев отличалось

административное деление и связанная с ним система местного управления.

Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением

царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция.

Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами,

и пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи. В функции

правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор

налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным

начальником, "думающим о всех делах", в его обязанности входил контроль над

сельской администрацией. Он получал доход "с города".

Артхашастра выделяет четыре вида сельских областей, состоящих из 800, 400, 200 и

10 селений, и соответствующих Им в органах местного управления управителей.

Характерно, что жалованье давалось управителю начиная с 10 деревень. Это

свидетельствует о том, что староста деревни-общины, "главный житель" деревни

(грамика) не был царским чиновником. В обязанности старосты входили сбор

налогов, наблюдение за порядком в общине и пр. Наиболее важные вопросы

внутриобщинной жизни — ирригация, отправление общинных культов, охрана от

разбойников и прочие — решались на общинных сходках. В решении вопросов,

связанных с продажей земли, границами земельных участков, важная роль

принадлежала общинному совету старейшин.

Глава V. Устройство судебной системы. Армия

Суд. В Древней Индии существовали две системы судов — царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с

брахманами и опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия

(сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя

судьями" [2, c. 198]. Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в

крайнем случае кшатрий или вайший. Как высшему судье царю принадлежало право

ежегодно объявлять амнистии.

Судя по Артхашастре, во всех административных единицах, начиная с 10

деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов.

Кроме того, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли "надзор

за ворами". Особенно большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала

на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски,

задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных

домах.

Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами. Неофициальные

кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени.

Судопроизводство по своему характеру процесса, что по уголовным, что по

гражданским делам, в основном совпадали. Судебное дело начиналось с подачи

заявления и показаний в суде истца, затем ответчика. В зависимости от

характера дела каждая из сторон выставляла поручителей, гарантирующих

исполнение решения суда. Ответчик при этом не имел права выдвигать встречного

иска (искл. дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев). Рассмотрение дела

прекращалось если ответчик признавал свою вину. В противном случае, ему

давалась отсрочка для ответа: первый раз – 3-7 дней, второй раз – 1,5 месяца

с целью поиска новых доказательств. Истец должен был оспорить показания

ответчика в тот же день, в противном случае, он подлежал штрафу. Бегство и

истца, и ответчика – признание вины.

Действовал общий принцип: свидетель должен быть равным по социальному статусу

той стороне, в процессе относительно которой он даёт показания. Эти

требования не действовали в случае тяжких преступлений. Лжесвидетельство

считалось преступлением, наказываемым штрафом равным 10и кратной сумме иска

или изгнанием из страны.

В древности применялся суд божий – ордалии (испытание весами, огнём, водой

простой и священной и ядом). К ним прибегали при согласии обоих сторон и при

отсутствии доказательств.

Преступления и наказания. Тесная связь права с религией и моралью

определила главную характерную черту древнеиндийского права, проявившуюся в

отсутствии четкой дифференциации преступлений и грехов. В основу их

разграничения в ЗМ положен не характер самого правонарушений, а наказание за

него. В одном случае это штраф, телесное наказание, в другом — искупление.

Так, к великим грехам в ЗМ отнесены такие деяния, которые влекли за собой

ритуальную нечистоту виновного и необходимость тяжкого искупления, в

частности убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру

(учителя), а также сообщество с таким грешником. Эти же деяния отнесены в

другой главе к разряду деликтов-преступлений, следствием которых являлось

наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны.

Характерно, что такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был

отнесен к числу преступлений.

Само понятие преступления можно применять лишь условно при характеристике

права древнего мира, ибо в это время не проводилось еще четких различий между

частноправовым правонарушением (деликтом) и преступлением.

Шастры при рассмотрении конкретных преступлений исходят из неких общих

понятий, принципов: из признания форм вины (умысел или неосторожность),

необходимой обороны, рецидива, соучастия, обстоятельств, смягчающих и

отягчающих наказания, и пр. Так, хозяин не отвечал за нахождение в его доме

чужой женщины, если не .знал об этом или если она находилась там вопреки его

воле. Убийца освобождался от наказания, если убил, защищая себя, при охране

жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения,

был ли убит гуру, ребенок, престарелый или даже брахман, весьма ученый в

ведах. Подстрекатели к грабежу наказывались двойным штрафом. Как смягчающее

обстоятельство учитывалось при оскорблении словом или действием отсутствие

умысла, состояние преступника, находившегося в опьянении, умопомрачении и пр.

Учитывалось иногда, что преступник действовал не по своей воле, а по прямому

указанию лица, от которого зависел. Штраф, налагаемый на него, был в этом

случае вдвое меньше штрафа, налагаемого на подстрекателя. Смягчающими

обстоятельствами признавались беда или несчастье, постигшее преступника.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признавались групповой

характер преступления, рецидив и пр.

При вынесении наказания, как во всем древневосточном праве, учитывался личный

статус преступника и потерпевшего, пол, возраст, варна, родственные связи

сторон. Как правило, более высокий варновый статус преступника смягчал его

ответственность, более высокий варновый статус потерпевшего — отягчал ее,

кроме воровства, когда действовал обратный принцип. По ЗМ на брахмана в этом

случае накладывался больший штраф, чем на шудру. Оскорбление жены

наказывалось, например, вдвое меньшим штрафом, чем оскорбление чужой женщины.

Особо наказывались преступления, затрагивающие интересы царя и храма. Так,

например, ЗМ предписывают казнить без промедления взламывающих царский склад,

арсенал или храм.

Армия. Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и

грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания

государства. Почитался царь — мужественный воин, добывающий силой "то, что он

не имеет". Царю переходила и большая часть награбленного имущества, в частности

земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат.

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов,

поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями,

зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь

кшатрии могли носить оружие, другие "дважды рожденные" могли браться за

оружие лишь тогда, когда для них "наступает время бедствий".

Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она бдительно должна

была стоять на защите государственной целостности. Воинские отряды помещались

в связи с этим среди "двух, трех, пяти, а также сотен деревень".

Заключение

Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития

заключались в том, что на востоке, в отличие от запада, где частная

собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения,

отношения частнотоварного производства, ориентированного на рынок, не

занимали значительного места. Это в свою очередь сказалось на застойном

характере восточных социальных структур, на отсутствии на востоке условий для

развития тех правовых и политических институтов, которые были призваны

обслуживать нужды общества: демократическое общественное самоуправление, с

правами и обязанностями каждого гражданина, правовые гарантии его частных

интересов, прав и свобод. По-видимому, именно это и явилось причиной

многовековой отсталости Индии – отсталости, не преодоленной и в настоящее

время.

Библиографический список

1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под

ред. З. М. Черниловского. – М: Фирма Гардарика, 1996.

2. Всемирная история государства и права: Учебник / Под ред.

В. В. Лазерева. – М.: Юристъ, 1996.

3. Хропонюк В. Н. Всемирная история государства и права.: Учебное пособие для

высших учебных заведений. – М., 1995.

4. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. М.: Санкт Алете, 2001.

5. К.А. Антонова, Г.М. Бонград-Левин, Г.Г. Котовский, История Индии М.:

Мысль, 1973.

6. Древний Восток Книга для чтения / Под редакцией Академика В. В. Страуве.

М., Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства

Просвещения РСФСР, 1951.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты