Курсовая: Судебная реформа России в XIX веке

местного самоуправления и т. п. реформ, последовавших за крестьянской реформой

1861 года, - чтобы убедиться в правильности этого положения».

[7][7]

Судебными уставами 1864 года создавалась оригинальная и эффективная система

правосудия. Она имела две ветви, две подсистемы, которые объединял высший

судебный орган – Сенат: общие суды и мировые суды. Кроме того, существовали

суды особой подсудности: военные, волостные, коммерческие и другие, создание

которых предусматривалось иными законодательными актами.

Следует также иметь в виду, что проведение судебной реформы продолжалось до

конца XIX века. Первые общие суды открылись только в 1866 году, они

распространили свою деятельность лишь на десять из губерний центральной

России. На остальной же территории страны продолжали действовать прежние

суды, руководствовавшиеся и несколько иным процессуальным законодательством.

Административно-территориальное и судебно-территориальное деление империи

после реформы не совпадали. Уезды и города были разделены на участки мировых

судей. Территория, подведомственная окружным судам, охватывала несколько

уездов, округа судебных палат – несколько губерний. Окружные суды были судами

первой инстанции общих судов, судебные палаты – судами второй инстанции. В

начале ХХ века в империи было 106 окружных судов и 14 судебных палат. «Отцы»

судебной реформы объясняли такую судебно-территориальную структуру сочетанием

мировой и общей юстиции, а также недостатком квалифицированных юристов для

создания общих судов в каждом уезде. Но сегодня мы видим преимущества такой

организации правосудия в большей изоляции судебных и административных

органов. При такой структуре все уездное начальство не только по табели о

рангах, но и по реальному статусу, было лишено возможности оказывать на судей

какое-либо влияние. Соответственно, и судьи второй инстанции избавлялись от

давления на них со стороны губернской бюрократии.

Записки Безобразова (6 мая 1956 года) виновницей беззакония в стране с

неизбежным последствием – социально-политической стагнацией – называет

бюрократию. «Бюрократия, - писал он, - делает все, она обдумывает и пишет

законы, рассматривает судебные дела, правит церковью, финансами,

государственным хозяйством.» Одно из центральных мест отвел Безобразов юстиции.

Он писал: «Правосудие – это первая потребность жизни гражданской почти

отсутствует, ибо суд получается большею частью ценою денег или влияния.

Нетрудно доказать, ежели бы это не было всем известно, что нет дела

сопряженного сколько-нибудь со значительным интересом, которое имело бы

правильно законное производство»[8]

[8].

Еще более значительной гарантией независимости судов стал принцип

несменяемости судей, закрепленный ст.243 учреждения судебных установлений.

Согласно этой статье, председатели и члены окружных судов и судебных палат не

могли быть уволены или переведены с одной должности на другую без их

согласия, кроме как по приговору суда. Все постоянные, профессиональные члены

окружного суда и судебной палаты, так называемые коронные судьи, назначались

императором по представлению министра юстиции. Для назначения на должность

члена окружного суда необходимо было иметь высшее юридическое образование и

стаж работы в суде или прокуратуре не менее трех лет (в звании присяжного

поверенного – 10 лет). Для более высоких должностей стаж увеличивался.

Окружные суды состояли из одного или нескольких отделений по уголовным и

гражданским делам. Они разбирали большинство дел, причем все гражданские и

значительная часть уголовных разбирались коронными судьями. Для рассмотрения

дел о преступлениях, за которые могло быть назначено наказание в виде лишения

прав состояния, как особенных, связанных с принадлежностью к привилегированным

сословиям, так и всех прав (имущественных, брачно-семейных и т.д.),

привлекались присяжные заседатели. Как правило, лишение прав состояния

сопровождалось другими наказаниями: каторжными работами, ссылкой, тюрьмой – и

назначало за тяжкие преступления. Таким образом, суд присяжных являлся не

самостоятельным учреждением, а особым присутствием окружного суда. К его

подсудности не были отнесены дела о государственных преступлениях, а также

значительная часть должностных преступлений и некоторые другие

[9][9].

Теория свободной оценки доказательств была приспособлена главным образом к

деятельности суда присяжных, а ее сущность выражена в правилах, определявших

исследование доказательств и вынесение судебного решения в этом суде. Правила

свободной оценки доказательств должны были создать иллюзию беспристрастности

судей, убеждение которых формируется якобы исключительно под влиянием тех

впечатлений, которые присяжные получают в ходе судебного разбирательства.

Действительный характер, направление и содержание деятельности суда

обуславливалось тем, что суд был органом буржуазного государства. Это

определяло как классовый состав судей, так и их буржуазное мировоззрение и

правосудие.

В.И.Ленин гневно разоблачал буржуазный суд как активного защитника интересов

эксплуататоров. Анализируя отдельные формы и институты уголовного процесса,

он показал, что в этом суде обвиняемый лишен необходимых гарантий для защиты

своих прав и интересов, для доказывания своей невиновности.

В.И.Ленин показал, что в условиях буржуазного государства суд присяжных

действительно имел определенные преимущества по сравнению с судом сословных

представителей. «Суд улицы, - писал он, - ценен именно тем, что он вносит живую

струю в тот дух канцелярского формализма, которым насквозь пропитаны наши

правительственные учреждения.»[10]

[10]. Но вместе с тем В.И.Ленин отмечал, что в условиях буржуазного

государства, когда рабочие устранены от участия в суде в качестве присяжных

заседателей, а среди присяжных преобладает реакционное мещанство, суд остается

выразителей интересов эксплуататорских классов.

Реформой 1864 года была установлена следующая система судов: суды с избираемыми

судьями – мировые судьи и съезды мировых судей – и суды с назначаемыми судьями

– окружные суды и судебные палаты. Каждый уезд с входившим в него городом, а в

ряде случаев и отдельно крупный город составляли мировой округ, делившийся на

несколько участков. Каждый из них имел одного участкового, мирового судью и

одного почетного. Мировые судьи – участковые и почетные – избирались на три

года местными органами городского и земского самоуправления (уездными земскими

собраниями и городскими думами) из числа лиц, проживавших в данной местности и

имевших определенный возрастной, образовательный, служебный и имущественный

ценз (имущественный ценз определялся недвижимой собственностью не менее чем в

15 тысяч рублей или равнялся двойному земскому земельному цензу)

[11][11].

Новая судебная система по сравнению с прежней отличалась определенной

стройностью. Для разбора мелких уголовных, гражданских дел учреждался

институт выборных мировых судей. Мировой судья единолично рассматривал дела

по обвинению в преступлениях, за совершение которых могло быть определено

одно из следующих наказаний: замечание, выговор, денежное взыскание на сумму

не свыше 300 рублей, арест на срок не свыше трех месяцев, заключение в тюрьму

на срок до одного года. Мировые судьи (участковые и почетные) данного округа

собирались на уездные съезды мировых судей или мировой съезд судей, который

был окончательной апелляционной инстанцией. Дальнейшее рассмотрение дел

мировых судей проводилось лишь в кассационном порядке в Сенате.

Сенат в процессе судебной реформы также претерпел изменения. Он превратился в

единственный в стране кассационный суд. Основное отличие кассационного

порядка обжалования судебных решений и приговоров от апелляционного порядка

обжалования в России состояло в том, что поводом для кассации являлись

процессуальные правонарушения.

Институт мировых судей при всей ограниченности демократизма в нем не

удовлетворял высшее чиновничество и в 1889 году был упразднен везде был,

кроме Москвы, Петербурга и Одессы. Мировые судьи были заменены назначаемыми

лицами.

В первые годы после введения Судебных уставов в составе почетных мировых

судей, по словам А.Ф.Кони, было немало чутких, порядочных людей. Мировой

судья Н.В.Почтенов, весьма образованный человек, вносил в разбирательство дел

«живую струю впечатлительной струи». У него правосудие было поставлено

хорошо, и местные жители относились к нему с доверием. Большое влияние на

съезд мировых судей оказывал А.Р.Шидловский – олицетворение трудолюбия,

педантизма и корректности.

Судебная реформа 1864 года создала систему общих судов. Судами первой инстанции

были окружные суды. Каждый окружной суд учреждался для рассмотрения гражданских

и уголовных дел, выходивших за рамки подсудности мирового судьи

[12][12].

Второй инстанцией в системе общих судов являлась судебная палата. В ней в

апелляционном порядке рассматривались дела по жалобам на приговоры и решения

окружных судов, вынесенные без присяжных заседателей. Кроме того, к ее

подсудности были отнесены дела об особо опасных преступлениях –

государственных и должностных. Эти дела должны были рассматриваться коронным

судом с сословными представителями, по одному от каждого сословия: губернский

(или уездный) предводитель дворянства, городской голова и волостной старшина.

В отличие от суда присяжных особое присутствие судебной палаты представляло

собой единую коллегию коронных судей и народных представителей, причем права

всех членов присутствия были равны и в процессе судебного следствия, и при

вынесении приговора. Но это формальное равенство не приводило к повышению их

роли по сравнению с присяжными заседателями. Напротив, как заметил

Г.А.Джаншиев, «эта форма ничем почти не отличается от обыкновенного коронного

суда»[13][13]

, а В.И.Ленин писал, что сословные представители «представляют из себя безглазых

статистов, играют жалкую роль понятых, рукоприкладствующих то, что угодно будет

постановить чиновникам судебного ведомства»

[14][14].

Большое значение для независимости суда и упрочения принципа законности в

уголовном и гражданском процессах дореволюционной России имело создание

адвокатуры и реорганизация прокуратуры. Адвокатура, созданная судебной

реформой, сразу заявила о себе решительно и смело.

В адвокатуру потянулись видные юристы-профессора, прокуроры, обер-прокуроры

Сената и лучшие юристы, состоявшие при коммерческих судах. Сюда и вошел друг

М.Е.Салтыкова-Щедрина известный деятель движения крестьянского освобождения

А.М.Унковский. На страницах газет и журналов все чаще стали встречаться имена

адвокатов: Ф.Н.Плевако, В.Д.Спаговича, К.К.Арсеньева, Н.П.Карабчевского,

А.М.Унковского, А.И.Урусова, С.А.Андреевского, П.А.Александрова,

В.М.Пржевальского, А.Я.Пассовера и других

[15][15].

Адвокатура по судебным уставам была двух категорий. Адвокатами высшей

категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по

округам по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет,

который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных

адвокатов.

Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные поверенные. Они

занимались малозначительными делами и могли выступать в тех судах, при

которых состояли.

Большое значение для утверждения новых демократических принципов

судопроизводства имела и реорганизация прокуратуры. После судебной реформы

прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность

ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор

должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник

невинности», то теперь главной его задачей становился надзора дознанием и

следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура

создавалась при судах.

В соответствии с судебными уставами учреждались должности прокурора судебной

палаты и его товарищей. Организация прокуратуры строилась на принципах

строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе.

Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством министра юстиции

как генерал-прокурор. Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат

непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов

действовали под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей

прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного

округа. Безусловно, прокуроры находились в гораздо большей зависимости от

правительства и в силу их прямого подчинения министру юстиции, и потому, что

на них не распространялся принцип несменяемости.

Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим коллегам-

противникам – адвокатам и в соблюдении норм судебной этики, и в стремлении

установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого во что бы то ни

стало. Прокуратура ни в первые годы своего существования, ни в последствии не

была подвержена коррупции. К чести прокуратуры следует отнести выигранное

дело миллионера Овсянникова, дело игуменьи Митрофании, так называемые

банковские процессы и другие.

Между обвинением и защитой происходили публичные состязания в правильном

понимании и применении закона, в остроумии, в блеске фраз и в постижении

тончайших зигзагов человеческой души. Прокуратура щеголяла «беспристрастием»,

защита брала изворотливостью и патетикой.

Таким образом, судебная реформа создала не только новый суд, но и новую

систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и

представление о законности и правосудии.

Учреждением судебных установлений (ст.237 и 239) предусматривалось, что основой

внутренней самостоятельности судей служат прочность судейских должностей и

равенство судей: у них не может быть начальников; члены всех судебных инстанций

как судьи равны между собой, а сами судьи различаются только по степени власти

– суды первой и высших инстанций. Прогрессивными были и такие важные принципы,

закрепленные в Судебных уставах, как коллегиальность суда, несменяемость судей

и дисциплинарная ответственность их только перед судом, несовместимость

судебной службы с другими профессиями

[16][16].

Губернатор уже не мог, как раньше, арестовать судью за несоответствующий его

представлению о законе приговор, а подсудимые и потерпевшие, истцы и

ответчики были избавлены от необходимости задабривать судебных чиновников.

Избираемые мировые судьи пришли на смену полицейским чиновникам. Вину

подсудимого нужно было доказывать гласно, в борьбе с адвокатурой перед лицом

представителей населения – присяжных заседателей. Суд присяжных оказал мощное

благотворное влияние на всю судебную систему и даже, в некоторой мере, на

политическую систему России.

Первые шаги новых судов, и в особенности суда присяжных, были встречены

одобрением и правительства, и печати

[17][17].

Основу судебной реформы 1864 года составляли судебные уставы, которые были

приняты 20 ноября 1864 года.

Судебные уставы – в дореволюционной России официальное название законов,

утвержденных 20 ноября 1864 года: «Учреждение судебных установлений», «Устав

о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Устав уголовного

судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства». Судебные уставы

оформили проведение судебной реформы 1864 года.

Согласно «Учреждению судебных установлений» (закон о судоустройстве),

судебная власть принадлежала мировым судьям, съездам мировых судей, окружным

судам, судебным палатам и Сенату (верховный кассационный суд). Мировые судьи

решали дела единолично. Они находились при мировом округе (уездном,

городском), делившиеся на несколько участков. В мировом округе состояли также

почетные мировые судьи, которые совместно с мировыми участковыми судьями

данного округа образовывали высшую инстанцию – съезд мировых судей. В

окружной суд, учреждавшийся на несколько уездов, входили председатель и члены

суда.

Судебная палата учреждалась в округе, объединявшем несколько губерний или

областей (по особому расписанию). Она делилась на департаменты, которые

состояли из председателя и членов департамента. Для заведования судебной

частью в Сенате были сохранены в качестве верховного кассационного суда

кассационные департаменты по уголовным и гражданским делам. Прокурорский

надзор вверялся обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам и осуществлялся

под наблюдением министра юстиции как генерал-прокурора.

«Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» являлся кодексом, в который

были выделены из «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» менее

серьезные преступления (проступки), подведомственные мировым судьям.

Устав состоял из 13 глав. Глава 1-я содержала общие положения и перечень

наказаний за преступления, предусмотренные уставами. Главы 2-9 были посвящены

мелким преступлениям против общественного и политического строя, проступкам

против порядка управления и т.д. В главах 10-13 говорилось о проступках

против личной безопасности, против семейной чести и т.д.

«Устав уголовного судопроизводства» (уголовно-процессуальный кодекс)

определял компетенцию судебных органов по рассмотрению уголовных дел, общие

положения, порядок производства в мировых установлениях, порядок производства

в общих судебных местах, изъятие из общего порядка уголовного

судопроизводства.

Согласно уставу, мировой судья рассматривал уголовные дела в пределах

отведенной ему компетенции, однако дела некоторых лиц (например, духовенства)

подлежали ведомству других судов; из компетенции мирового судьи исключались

дела таких ли, привлечение которых к ответственности изменяло состав

преступного деяния или влекло усиление наказания.

Основными стадиями в уголовном процессе, согласно Уставу, были:

предварительное расследование, предание суду, приготовительные распоряжения к

суду, рассмотрение дела, исполнение приговора. Различались приговоры

окончательные (которые подлежали пересмотру только в кассационном порядке,

т.е. не по существу, а лишь по вопросу об их законности или незаконности) и

неокончательные (допускавшие возможность пересмотра дела по существу, т.е. в

порядке апелляции).

«Устав гражданского судопроизводства» (гражданский процессуальный кодекс)

различал судопроизводство гражданских дел в мировых и судебно-

административных установлениях (в суде земских начальников и уездных съездов)

и судопроизводство в общих судебных местах. В Уставе, отразившем основные

принципы буржуазного права, наиболее последовательно осуществлены начала

состязательности, доказательства в нем должны были обеспечивать стороны.

Низшей инстанцией являлся окружной суд, апелляционной – судебная палата.

Слушание дела происходило в открытом судебном заседании.

Судебные уставы ввели суд присяжных и институт судебных следователей, была

реорганизована прокуратура, учреждена адвокатура и провозглашены такие

буржуазно-демократические принципы судопроизводства, как гласность, устность,

состязательность. Некоторые судебные органы (мировая юстиция) стали

выборными, была создана более четкая система судебных инстанций.

Однако судебные уставы сохранили в значительной мере черты феодализма.

Крестьянство и национальные меньшинства («инородцы») по маловажным уголовным и

гражданским делам судились в особых судах, главным образом на основе при

феодализме обычаев; существовали особые суды для духовенства; состав судебных

работников был в основном из среды дворянства. Крестьяне и рабочие не только не

могли быть судьями, их не допускали даже в качестве присяжных заседателей.

Внешне прикрытый демократическими принципами дворянско-буржуазный суд

дореволюционной России был орудием угнетения и подавления трудящихся

[18][18].

Глава III. Политика «контрреформ» и ограничения в

судебной сфере

С убийством 1 марта 1881 года императора Александра II и серии

террористических актов, совершенных революционерами, процесс радикальных

преобразований российского общества «сверху» был замедлен. В этих условиях

царь и правительство были обязаны остановить волну насилия и террора,

обеспечить законность и правопорядок в государстве.

Концепция нового политического курса 80- 90 х годов XIX века заключалась в

провозглашении незыблемости самодержавия, недопустимости каких- либо

политических преобразований существующего правления, в централизации власти и

ограничении прав местного самоуправления.

Началась так называемая эпоха «контрреформ» Александра III и отступление от

провозглашенных принципов, однако судебная реформа 1864 года подверглась к

пересмотру значительно раньше, чем другие реформы 60 х годов XIX века.

В 1866 году из ведения суда присяжных были изъяты дела о печати; законом от

19 мая 1871 года были утверждены Правила о порядке действия членов корпуса

жандармов по исследованию преступлений, передавшие дознание по делам о

государственных преступлениях в ведение жандармерии; 7 июня 1872 года была

принята новая редакция раздела о судопроизводстве по государственным

преступлениям «Устава уголовного судопроизводства», закрепившая создание

Особого присутствия правительствующего Сената (с участием сословных

представителей); для рассмотрения этой категории дел законом от 9 мая 1878

года «О временном изменении подсудности и порядка производства дел по

некоторым преступлениям» был резко сокращен круг дел, рассматривавшихся судом

присяжных; в 1874 году из ведения общих судов были изъяты дела « о

противозаконных сообществах и участии в них »; законами от 9 августа 1878

года и 8 апреля 1879 года рассмотрение дел о государственных преступлениях и

особо опасных преступлениях против порядка управления было передано военным

судам.

В 80 х годах XIX века усиливается правительственное наступление на судебные

реформы. 14 августа 1881 года было принято специальное Положение «О мерах к

охранению государственного порядка и общественного спокойствия», возвратившее

и закрепившее все ранее сделанные изъявления из общего судебного порядка.

Согласно этому Положению, министру внутренних дел, генерал -

губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на

рассмотрение военных судов для решения по законам

военного времени. Причем это право не было ограничено

территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте

было введено «положение чрезвычайной охраны», и оно могло быть

распространено на любую часть страны. Военные суды

рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями

прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям.

Закон 12 февраля 1887 года предоставил министрам внутренних дел

и юстиции право объявлять заседания суда закрытыми, т.е.

объявлять слу шающее дело « деликатным »,

«конфиденциальным» или « секретным ».

В апреле 1887 года были повешены имущественный и

образовательный цензы для присяжных заседателе, что создавало

препятствия для демократизации их состава.

Завершением судебной « контрреформы » явилась судебно-

административная реформа 1889 года. 12 июля 1889 года был

принят Закон о земских участковых начальниках, разрушивший

раздельность судебной и административной властей. Земские

начальники назначались министром внутренних дел из числа

потомственных дворян и должны были заменить институт

мировых посредников, уездные по крестьянским делам

присутствия и мировой суд. Этим актом, прежде всего, был

нанесен серьезный удар по системе мировых судей, их

число существенно уменьшилось.

Параллельно с земскими начальниками в уезде действова­ли

уездные окружные суды, члены которого рассматривали дела,

изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским

начальникам. В городах вместо мировых судей появились

го­родские судьи, назначаемые министром юстиции.

Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд,

состоявший из члена уездного окружного суда, одного-двух

городских судей и нескольких земских начальников. Съезд

возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким обра­зом,

большинство мест в этих органах оказывалось за

государ­ственными должностными лицами.

Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы

судов стали губернские присутствия под руководством

губер­натора и в основном состоявшие из государственных

чинов­ников. Кассационная деятельность в ходе такой

реорганиза­ции перестала быть исключительной компетенцией

Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными

департамента­ми Сената организуется специальное

административное (Первое) присутствие, отобравшее у

департаментов ряд дел кассационного производства.

Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за

собой отход от одного из важнейших принципов судебной

реформы — гласности суда, в 1887 г. было провозгла­шено

право суда рассматривать уголовные дела при закрытых

дверях, в 1891 г. Резко сужается гласность гражданского

судопроизвод­ства.

Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной

ре­формы составляли особое звено судебной системы

(специ­альный порядок судопроизводства, применение ими

телес­ных наказаний, руководство нормами обычного

права), с 1889 г. Подпадают под непосредственный контроль

земских начальников. Последние отбирали кандидатов для

волост­ных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и

арестовыва­ли без особых формальностей волостных судей.

Апелляционной инстанцией для волостного суда стали уездные

съезды, кассационной — губернские присутствия, т.е. органы по

своему существу административные.

Таким образом, вынужденное под угрозой революционной ситуации

про­вести в 60 — 80-е гг. ряд буржуазных по своему

характеру ре­форм, правительств о в 80 — 90-е гг.

наносит удар почти по всем вновь возникшим институтам и

принципам.

Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг « впра -во »

по всем направлениям социального, политического и

го­сударственного развития России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виленский Б. В. Подготовка судебной реформы 20 ноября 1864 года в России.

– Саратов, 1963.

2. Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. – Саратов, 1969.

3. Глазунов М. М., Митрофанов П. А., Фоменко И. П., По законам Российской

империи. – М., 1976.

4. Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. – М., 1970.

5. Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX – начало ХХ

века). – М., Наука, 1991.

6. Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М.,

Юрист, 1996.

7. Кони А. Ф. Воспоминание о деле Веры Засулич. т.2. – М., 1966.

8. Куприн Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной

России (XIX век). – М., Издательство МГУ, 1980.

9. Ленин В. И. Проект и объяснение программы социал-демократической партии.

// Полное собрание сочинений. т.2, с.99-101.

10. Ленин В. И. Случайные заметки. Бей, но не до смерти.// Полное собрание

сочинений. т.4, с.401-415.

11. Ленин В. И. Гонители земства и Аннибалы либерализма.// Полное собрание

сочинений. т.5, с.26-38.

12. Ленин В. И. По поводу юбилея.// Полное собрание сочинений. т.20,

с.161-170.

13. Ленин В. И. «Крестьянская реформа» и пролетарски-крестьянская революция.

//Полное собрание сочинений. т.20, с.171-180.

14. Ленин В. И. Памяти Герцена.// Полное собрание сочинений. т.21, с.255-262.

15. Маркс. Вопрос об отмене крепостного права в России.// Маркс и Энгельс.

соч.2-е изд. т.12. с 605-608.

16. Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т., т.8, Судебная реформа. – М.,

Юридическая литература, 1991.

17. Троцкий Н. А. Царские суды против революционной России. Политические

процессы 1871-1880 годов. – Саратов, 1976.

18. Юшков С. В. История государства и права СССР. ч.1. – М., 1961.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты