Курсовая: Реформы ПетраI

местное управление. Началась очередная реформа местного административно-

территориального устройства. В 1719-1720 г. были отменены "доли" и должности

ландратов, губернии теперь делились на провинции, а те, в свою очередь, на

дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-

коллегией. Городское управление было передано в руки городских верхов.

Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось на три

части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских), 2-ю

гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд",

составлявший подавляющее большинство городского населения. Правом выбора в

новые органы городского самоуправления - магистраты - получили лишь

представители "регулярного" населения - члены гильдий, избираться могли лишь

члены 1-ой гильдии. Деятельность всех городских магистратов контролировал

созданный в 1720 г. Главный магистрат. Наряду с разделением городского

населения, были проведены преобразования и в отношении многочисленного класса

некрепостного населения - оно объединялось в сословие государственных

крестьян со значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719-1724 гг

было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными крестьянами.

Новая система органов управления создала мощный слой чиновничьего дворянства

в России, сложился разветвленный дворянско-бюрократический аппарат. После

полного уравнения земельных владений дворян (поместий) и бояр (вотчин)

дворянское землевладение окончательно превратилось в господствующее, причем

указ о майорате 1714 г. предотвратил дроблений владений. Но эта мера

полностью реализована не была. Генеральный регламент, другие указы

Петра I за­крепляли идею о службе русского дворянства как важнейшую форму

исполнения обязанностей перед государем и государством. В 1714 г. был принят

указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с

вотчиной. Он способствовал завершению процесса объединения сословий феодалов

в единый класс-сословие, обладавший определенными привилегиями. Но дворянское

звание могло быть привилегированным только тогда, когда его обладатель

служил. Табель о рангах (1722 г.) вводил новую иерархию чинов. Все военные и

гражданские должности подразделялись на 14 рангов. Для получения следующего

ранга нужно было пройти все предыдущие. Военный или гражданский чиновник,

достигший восьмого ранга, соответствовавшего коллежскому асессору или майору,

получал потомственное дворянство. Новое положение чиновничества, иные формы и

методы его деятельно­сти породили совершенно особую психологию бюрократии.

Идея Петра I о том, что человек будет получать чин, соответствующий его

знаниям и усердию, а по чину — и должность, не сработала с самого начала.

Служащих, полу­чив­ших одинаковые чины, было гораздо больше, чем должностей,

на которые они претендовали. Вместо старого, боярского, стало процветать

новое, чиновничье местничество, выражавшееся в производстве в новый чин по

старшинству, то есть в зависимости от того, кто раньше был произведен в класс

предыдущий. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и

должностями стала национальным бедствием. Своеобразная «бюро­кратическая

революция» — главный итог наложения европейской идеи рацио­нализма на

российскую почву. Принцип родовитости при назначении на государственную

службу был окончательно заменен принципом выслуги. За отказ служить владения

дворян конфисковались. Если на Западе служба была привилегией, то в России —

обязанностью. В связи с этим в литературе выска­зы­вается мнение, что едва ли

можно полностью зависимое от государства дворянство считать господствующим

классом. Скорее, это был привилегированный класс-сословие военных и

гражданских слуг самодержа­вия, преимущества которых существовали до тех пор,

пока они несли службу. «Эмансипация» дворянства произошла позже — в 30—60-е

гг. XVIII века.

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они

имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы

состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной

боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием,

дисциплиной, уставами. Задачи создания современной боеспособной армии и

флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем.

Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному)

мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным

предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по

себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее,

влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы

определялся войной. Василий Осипович Ключевский писал: " Война указала

порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы". "Игра в солдатики",

которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х гг. становится все

более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около

Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством

голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки"

- Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные

маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург". Семеновский и

Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и

проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I

уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время.

В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так

называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и духовных

землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание переключается на

Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти

исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из

сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих

судов. Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию

регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей -

дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы,

казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что Петр

ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были

заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы

был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы

распространялись на население, платившее подати и несшее государственные

повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г.

наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали

одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной

войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более

всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута

практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся

за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально

организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная,

фортификационная, Морская академия и т.д.).

В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось

широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел

огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков),

которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти

на четверть века войне.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая

дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать

их;

- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис

Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного флота;

- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего

выжимания средств из народа.

Однако оборотной стороной реформ стала набиравшая темпы милитаризация

имперской государственной машины. Заняв в государстве весьма почетное место,

армия стала выполнять не только военные, но и полицейские функции. Полковник

следил за сбором подушных денег и средств на нужды своего полка, а также

должен был искоренять «разбой», в том числе пресекать крестьянские волнения.

Распространилась практика участия профессиональных военных в государственном

управлении. Военные, особенно гвардейцы, часто использовались в качестве

эмиссаров царя, причем наделялись чрезвычайными полномочиями.

Из вышесказанного видно, что в России в первой четверти XVIII века

сформировалась мощная военно-бюрократическая система. Наверху громозд­кой

пира­миды власти находился царь. Монарх был единственным источником права,

имел необъятную власть. Апофеозом самодержавия стало присвоение Петру I

титула императора.

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во

второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма

прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по

отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и

Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих

позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной

жизни, была направлена прежде всего на как можно более эффективное

использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание

из церкви денег на государственные программы прежде всего на строительство

флота (о "кумпанствах" см. Раздел 1). После путешествия Петра в составе

Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви

своей власти.

Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр

распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома.

Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет

выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому

Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г.

образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами

церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право

распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для

которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает

наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число

монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в

Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать

монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество

монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми

они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического

оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович

составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института

патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре

была переименована в " "Святейший правительственный Синод",

официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский,

вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода

явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся

власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра.

Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались

протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам

духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол

кинжал) булатный патриарх".

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских

священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за

Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились

учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный

оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний

(образованы в результате членения Казанской губернии), от подати было

освобождено только 3044 священника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди

священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором

священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у

них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения. В

результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и

превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и

управляемую светской властью.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность

совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой

четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском

государстве XVI-XVII в. существовали

крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные

заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении

экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и

протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего

освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье

для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток

и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности

государства в сырье для российской промышленности привели к широкому

распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял

выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов.

Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской,

Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения

феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих

крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие

сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-

землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились

города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры,

мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые

денежные сборы и вводились новые.

Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших

денежных и людских ресурсов для государственных нужд. Были проведены две

переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения

становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой

взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных

крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко

подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они

составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и

ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200

новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была

также направлена на ограждение молодой российской промышленности от

конкуренции со стороны запдноев-ропейской путем введения очень высоких

таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но

использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных,

приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В

зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились

на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было

предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием

(посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян,

приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном

обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На

купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого

потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также

вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались

силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных

отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными

были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные,

судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась

предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей,

которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. В

1711 г. в указе о передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову

полотняной мануфактуры Петр писал: " А буде они оной завод радением своим

умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой,

бумагоделательной, парусинной, полотнянной, шелкоткацкой, суконной,

кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других.

Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита

Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение

литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство

Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и

вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в.

в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс.

пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. - более 2

млн. пудов.

К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая

промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими

предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые

заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление

всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике

государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары:

железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру. Тысячи россиян проходили в

Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы -

инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на

российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми

технологиями Европы. В результате Петровской политики в экономической

области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная

полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая

от импорта.

Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая

часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки широкой

европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию

постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие

уходит корнями в допетровскую эпоху.

Существовало два пути приобщения к цивилизации Запада: приглашение

иностранных ученых (а это обходилось очень дорого) и отправка русской

молодежи для учебы за границу (более дешевый путь). До Петра общение с

иностранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали лишь две категории

людей: члены посольства и гости (то есть верхушка купечества). Теперь выезд

за границу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а к некоторым

применялся в принудительном порядке. В 1696 г. был принят специальный указ о

направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 принадлежали

к княже­ским фамилиям.

В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее

учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной.

В.Я.Уланов писал: "Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом

было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в

области специальной техники, но и в ее широких культурно-бытовых проявлениях,

и не только в приложении к избранному обществу... но и по отношению к широким

массам народа". Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в

составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр

направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных

специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь

заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой

башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с

профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из

преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В

1711 г. в Москве появляется инженерная школа. Петр стремился к тому, чтобы

как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига

разобщенность России и Европы. Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось

новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова;

новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских

странах. Празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января.

Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными

деревьями, а ворота бедных владельцев — ветвями. Каждый вечер по большим

улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В

столице в эти дни устраивались фейерверки.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие

российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит

книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г.

существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских. Однако

нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно

сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших

слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований

внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых

прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной

во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким

деталям процесса.

Сближение с Западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский

человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда

из-за границы (26 августа 1698 г.) Петр выступил в роли цирюльника — велел

принести ножницы и самочинно обре­зал бороды у шокированных этой выходкой

бояр. Подобную операцию Петр повторял несколько раз. Был введен металлический

бородовой знак — своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды.

Указ 1705 г. обязывал все мужское население страны, за исключением

священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Нежелавшие бриться

платили дифферен­цированный налог: от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от

сословной принадлежности и имущественного положения) — огромные по тому

времени деньги.

Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения «великого

посольства» состоялось шуточное освящение Лефортова дворца. Многие гости

прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым

воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны

с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было

длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц.

Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд

знати (такой наряд был совершенно неудобен для работы). В тот день царь вновь

шокировал многих знатных людей, собственноручно взяв ножницы и начав

укорачивать рукава.

В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского

платья (кафтана), а в следующем году было запрещено носить русское платье,

его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую

обувь — сапоги и башмаки. Это было со­зна­тельное противопоставление нового,

современного, удобного — старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только

насилием можно было поддер­живать новые моды и нравы. Не раз публиковались

указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

Пособием для дворянина стало так называемое «Юности честное зерцало» (1717

г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения

светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства,

грубости, придерживающегося европейских светских манер. Основная мораль

данного произведения: молодость — подготовка к службе, а счастье — следствие

прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой,

а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь только

защищая Отечество.

Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм

развлечений. Специальным указом 1718 г. были введены «ассамблеи», которые

становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и

деловое общение.

Для новой культуры были характерны светскость и «государствен­ный» характер.

Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство

финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались

наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с

позиции пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры

привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора

превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем.

Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она

начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления

нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодер­жавия. В

духовной жизни насаждались идеи западного протестантизма, утверждавшие, что

богатство — не грех, а признак избранности Богом. Проис­хо­дит раскол

культуры на две части: прозападная (дворянская) и народная, ориентирующаяся

на православные традиции.

Петровские реформы, направленные на европеизацию России, грандиозны по своим

масштабам и последствиям. Однако они не могли обеспечить долговременный

прогресс страны, так как проводились силовыми методами и закрепляли жесткую

систему, основанную на подневольном труде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в

России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула

российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала

называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то, к чему шел

Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой

управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние

на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было

связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих

целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства -

военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и

успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и

мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная

роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость

России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за

счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться

к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр

Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории. В

заключение можно привести слова современника Петра - Нартова: "... и хотя нет

более Петра Великого с нами, однако дух его в душах наших живет, и мы,

имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую

любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем

об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от

него".

Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса

традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной

участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику.

Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих

образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской

национальной культуры. Царь создал также систему управления и

административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение

долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было

насилие. Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее

системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот,

консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное

противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1999.

2. Мальков В.В. Пособие по истории СССР для поступающих в вузы.

- М.:Высшая школа,2000.

3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

4. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой полови-

не XIX века: История. Историк. Документ. - М.:МИРОС,1994.

5. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.

6. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до

конца XIX века. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-

во “СВ-96”, 2001 г. – 368 с.

7. Казимир Валишевский “Петр Великий” М.:“Квадрат” 1993г.

8. Соловьев С.М. “Чтения и рассказы по истории России” М.:“Правда” 1989г.

9. Исторический сборник под редакцией В.В. Калаша (третий том) “Три века”

М.: ”ГИС” “Патриот” 1992г.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты