Курсовая: Преобразования Петра I во внутренней политике

ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю. Претерпела

изменения и промышленная политика правительства. Суть изменений состояла в

принятии различных мер по поощрению частного промышленного

предпринимательства.

Особое распространение получила практика передачи государственных

предприятий (в особенности убыточных для казны) частным владельцам или

специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали от

государства многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной

продажи товаров и т.д. Существенную помощь предпринимателям оказывал и

утвержденный в 1724 г. Таможенный тариф, облегчавший вывоз за границу

продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший (с помощью

высоких пошлин) ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах.

Однако нет никаких оснований думать, что, изменяя какой-то мере

экономическую политику, Петр намеревался ослабить влияние на экономику

господствующей системы власти, т.е. неосознанно способствовал развитию

капиталистических форм и приемов производства, получивших широкое

распространение в это время в Западной Европе.

Суть происшедшего состояла в смене не принципов, а акцентов промышленно-

торговой политики. Давая "послабление" мануфактуристам и купцам, государство

Петра не собиралось устраняться из экономики и даже ослаблять свое

воздействие на нее. Теперь вся сила тяжести была перенесена с открытых форм

принуждения на создание и деятельность административно-контрольной

бюрократической машины, которая могла направлять экономическую (да и не

только ее!) жизнь страны через тщательно продуманную систему своеобразных

шлюзов и каналов в нужном государству направлении. Именно эта работа и

была поручена вновь созданным специальным государственным учреждениям.

Следует отметить, что до этого времени Россия не знала органов управления

торговлей и промышленностью. Создание и начало деятельности коллегий и

Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Эти бюрократические

учреждения явились институтами государственного регулирования национальной

экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия

на основе меркантилизма.

Организация или передача новых предприятий компаниям или частным

предпринимателям представляли формы фактической аренды. Условия этой

аренды четко определялись и при необходимости изменялись государством,

имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятия.

Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение казенных

заказов; только излишки сверх того, что теперь называется "госзаказом",

предприниматель мог реализовать на рынке. Это резко снижало значение

конкуренции как вечного движителя предпринимательства.

Активное воздействие государства на экономическую жизнь страны - это лишь

один аспект проблемы. Социальные отношения в государстве деформировали

черты мануфактур как потенциально капиталистических предприятий. Речь прежде

всего об использовании рабочей силы.

Во время Северной войны государство и владельцы мануфактур использовали как

вольнонаемную рабочую силу, так и "приписных" крестьян. Однако в конце 10 -

начале 20-х годов произошли важные преобразования социального характера:

была резко усилена борьба с побегами крестьян, была осуществлена детальная

ревизия наличного населения с последующей фиксацией их социального статуса

и закреплением навечно к месту записи в налоговый кадастр.

Резкий поворот в политике правительства отразился на промышленности, под

сомнение ставилась возможность поставок продукции в казну. 18 января 1721 г.

Петр подписал указ, который разрешал частным мануфактуристам, вне

зависимости от их социальной принадлежности, покупать к своим заводам

крепостных крестьян, чтобы использовать их на заводских работах. Этот указ

знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий,

на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия

крепостнические, в разновидность феодальной собственности _ своеобразную

вотчинную мануфактуру. Промышленность России была поставлена в такие

условия, что она фактически не могла развиваться по иному, чем

крепостнический, пути. Крепостническая политика в промышленности

деформировала и процесс образования русской буржуазии. Крепостническая

деформация коснулась и сферы общественного сознания. Став душе

владельцами, мануфактуристы не ощущали своего социального своеобразия, а

стремились повысить свой статус путем получения дворянства.

Таким образом, отмечаю два самых важных последствия активного

государственного промышленного строительства: создание мощной экономической

базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременно существенное

торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на

который уже встали европейские народы.

§ 4. РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА.

Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности,

владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще

более укрепилось власть помещиков над крестьянами. В первой четверти

XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о

единонаследии (1714) все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и

крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика.

Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав

помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в

деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты,

сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло

связь дворянской вотчины с рынком.

Указ о единонаследии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс -

сословие дворян - и укрепил его господствующее положение.

Но здесь имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были обязаны

нести службу в регулярных армии и флоте, в аппарате власти и управлении.

Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало

недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его часть

участвовала в различного вида заговорах.

Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для

этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру,

сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей,

которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не

было подготовлено к их пониманию и осуществлению.

Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим

почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать

над войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян

образование. Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15

лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем

должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной

памяти" - разрешения жениться.

Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому

"родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и

прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные,

деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой

военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди

"подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные

должности.

В 1722 г. была издана "Табель о рангах", которая устанавливала

обязательность службы дворян, причем они должны были начинать ее с самых

низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней, или чинов

(приложение 1).

§ 5. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА.

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа.

В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника.

Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции

"местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было

ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший

правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

“Морозов сообщает, — указывает Зызыкин, — что сначала в Синод хотели ввести и

протестантских пасторов и сделать его высшим административным учреждением и для

других христианских Церквей (первое время ему и подлежали лютеранские Церкви).

Это было окончательным уничтожением особности Церкви, высший орган которой

получал бытие от государства и становился одним из государственных учреждений.

В соответствии с этим исповедь и проповедь поставлены на службу государству.

Преступления государственные духовник открывал полиции, а проповедь признана

была стать одним из политических средств для государства”. О сильном влиянии

протестантства указывает и С. Платонов. Он пишет: “С реформой Петра

протестантская культура стала широко влиять на Русь”. <10>

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли

церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического

аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило

контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их

часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной

иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия

во всякого рода реакционных заговорах.

Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были

весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную

автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-

1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на

укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной

жизни, была направлена прежде всего на как можно более эффективное

использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание

из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство

флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает

еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома.

Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет

выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому

Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г.

образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления

делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства,

право распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для

которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает

наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число

монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в

Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать

монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество

монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми

они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового

юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан

Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение

института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии,

которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод",

официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский,

вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода

явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся

власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра.

Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались

протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам

духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол

кинжал) булатный патриарх".

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских

священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для

надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились

учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный

оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний

(образованы в результате членения Казанской губернии), от подати было

освобождено только 3044 священника из 8709 (35%).

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального

(синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества

отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии

петровского времени "княжескую" систему церковной власти. Объявив себя

фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко

использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные,

под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на

исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был

обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на

исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране

интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для

народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь

стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение

народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под

обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

§ 6. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.

Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие

светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в

быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки

квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа

обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование

начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых

учебников, пришедших на смену церковным.

Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому

кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной,

политической литературы и законодательных актов были созданы новые

типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли,

а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702 г. систематически

выходила первая русская газета "Ведомости".

С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение

территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных

экспедиций.

В это время появились крупные технические новшества и изобретения,

особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной

области.

В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I

Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных

предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д.

Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии

летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в

России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения

было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.

С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и

регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не

культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений

и аристократии.

В живописи на смену иконописи приходит портрет.

К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в

это же время были написаны первые драматургические произведения.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая

одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки

и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в

городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась

западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение

бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились

особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что

отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей

положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего

тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного,

преимущественно французского языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в.,

имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали

выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование

благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и

сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения

к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

Глава 2. ИТОГИ РЕФОРМ

В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические

отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями, как в экономике, так и в

области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической

и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII

веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок.

Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее

экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе,

структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации

армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и

быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место

России и ее роль в международных отношениях того времени.

Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической

основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он

еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах

освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил

значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие

общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они

служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-

крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических

отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.

Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное

противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы

самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом,

общенациональные интересы страны требовали ускорения развития

производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли,

ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для

решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия

крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и

ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо

противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь,

консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное

оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и

превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников,

приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу

крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и

противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной

стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали

прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой

стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были

направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования

петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты,

которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не

могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате

петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где

сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не

могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией,

невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших

учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая важное

значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий,

удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял

крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия

Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. По

меткому определению Пушкина, его указы были "нередко жестоки, своенравны и,

кажется, писаны кнутом".

Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они

рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям

данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых

различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое

сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

“Умер великий преобразователь, — пишет советский историк В. Мавродин в

написанной им биографии Петра I, — но Россия стояла в зените своей славы и

могущества”. Подобная оценка В. Мавродина совпадает с оценками всех крупных

русских историков.

Историк Соловьев сравнивал великую, по его мнению, деятельность Петра с

“бурей, очищающей воздух”. И. Солоневич в своей книге о Петре иронически

замечает:

“Освежение? Это Остерман и Бирон, Миних и Пален — освежение? Цареубийства,

сменяющиеся узурпацией, и узурпации, сменяющиеся цареубийствами, — это тоже

“освежение”? Освежением является полное порабощение крестьянской массы и

обращение ее в двуногий скот? Освежением является превращение служивого слоя

воинов в паразитарную касту рабовладельцев?”

Действительно нечего сказать, хорошенькое “освежение”! Русский народ до сих

пор расплачивается за это освежение.

Соловьев утверждал, что “Петр оставил судьбу России в русских руках”. А.

Ключевский заявляет, что после смерти Петра “немцы посыпались в Россию, точно

сор из дырявого мешка, облепили двор, забирались во все доходные места в

управлении. Вся эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на доимочные

деньги, выколачиваемые из народа”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я думаю, что смогла ответить для себя на поставленный во введение вопрос.

Петр I являлся великим реформатором своего времени и, одновременно, узурпатором.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в

России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г.

титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала

называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то, к чему шел

Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой

управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на

международную политику. В результате Петровских реформ государство не было

связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих

целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства -

военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и

успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и

мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная

роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость

России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за

счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не

относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать

- Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

В заключение можно привести слова современника Петра - Нартова:

"... и хотя нет более Петра Великого с нами, однако дух его в душах наших

живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными

ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без

страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и

правде учились от него".

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов Е.В. «Рождение империи», в кн. «История Отечества: люди,

идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в.». С.В. Мироненко.-

М.:Плитиздат, 1991.-367 с/

2. Богданов А.П. «Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских

людей» - М.:Современник,1990.-445с/

3. Буганов В.И. «Петр Великий и его время» - М. Наука, 1989.-192с

4. «История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.» /под ред. Б.А.

Рыбакова - М.: Высшая школа, 1983. - 415с/

5. Клочков М. Население Руси при Петре великом по переписям того

времени. Том 1. С. — Петербург. 1911 г.

6. Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. Т.4 Курс русской истории. Ч.4 - М.:

Мысль, 1989.- 398с

7. Князьков С. «Очерки из истории Петра Великого и его времени» -

М.:Культура, 1990.-658с

8. Князь Святополк-Мирский. “Чем объяснить наше прошлое и чего ждать от

нашего будущего”. Париж. 1926 г.

9. Молчанов Н.Н. «Дипломатия Петра Великого» - М.: Международные

отношения, 1990.-448с

10. Платонов С. Лекции по русской истории. Изд. 9-ое, Петроград. 1915 год.

11. Платонов С. Петр Великий, Личность и деятельность. Издательство “Время”.

стр. 54

12. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990

13. Павленко Н.И. “Пётр I и его время”, М., Изд-во “Просвещение”, 1989.

14. Соловьев С.М. Об истории новой России. М.:Просвещение,1993.

Приложение 1

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

Гражданские чины Соответствующие чины
ВоенныеМорскиеПридворные
1КанцлерГенерал-ФельдмаршалГенерал-Адмирал---
2Действительный Тайный СоветникГенерал от Кавалерии, Инфантериии АртиллерииАдмиралОбер-Камергер, Обер-Гофмаршал, Обер-Шталмейстер Обер-Егермейстр, Обер -Гофмейстер, Обер-Шенк, Обер-Церемониймейстер, Обер-Форшнегдер
3Тайный СоветникГенерал-Лейтенант Вице-Адмирал---
4Действительный Статский Советник, Обер-Прокурор, ГерольдмейстерГенерал-МайорКонтр-Адмирал---
5Статский Советник------Церемониймейстер
6Коллежский Советник, Военный СоветникПолковникКапитан 1-го ранга---
7Надворный СоветникПодполковникКапитан 2-го ранга---
8Коллежский АссессорКапитан и Ротмистер------
9Титулярный СоветникШтабс-Капитан и Штабс-РотмистерЛейтенант---
10Коллежский СекретарьПоручикМичман---
11Корабельный Секретарь---------
12Губернский СекретарьПодпоручик и Корнет------
13Провинциальный Секретарь, Сенатский Регистратор, Синодский Регистратор, Кабинетский Регистратор---------
14Коллежский Регистратор---------

Приложение 2

ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 20-70-е ГОДЫ XVIII В.

ИМПЕРАТОР

Генерал-прокурор

Синод-духовная

коллегия

С Е Н А Т
Главный магистратГУБЕРНАТОР
ВотчиннаяГубернская канцелярия
Коммерц-коллегияВОЕВОДА
Берг-коллегия

Провинциальная

канцелярия

Мануфактур-коллегия
ИностраннаяВОЕВОДА
Военная

Уездная

канцелярия

Адмиралтейская
Камер-коллегия
Штатс-коллегия
Ревизион-коллегия
Юстиц-коллегия

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты