трети империи, а население 60%.
В апреле 1871 года была принята конституция Германии, утверждавшая
федеративное государственное устройство страны. Национальное
объединение Германии было прогрессивным явлением, способствующем дальнейшему
развитию капитализма в стране. Однако форма объединения во главе с Прусской
монархией была реакционной и опасной для народов Европы. Торжество Германии
превращало ее военные силы в важнейший инструмент внутренней и внешней
политики.
Так или иначе, по моему мнению, очевидно одно: явившееся следствием политики
Бисмарка, образование Германской Империи качественным образом изменило
политический баланс в Европе и оказало существенное влияние на дальнейшее
развитие не только европейской, но и мировой истории.
3. Германская Империя.
3.1 Государственный строй Германии.
Государственный строй и вся и вся политическая жизнь Германии носили
отпечаток господства прусской юнкерско – монархической системы. Канцлер Отто
фон Бисмарк стремился укрепить во всей стране антидемократический режим.
Государственное правление было следующим:
1) император (кайзер) – обязательно король Пруссии из
династии Гогенцоллернов
2) имперский канцлер;
3) союзный совет;
4) рейхстаг – общеимперский парламент Гегемонию Пруссии в
Германском союзе государств определял тот факт, что императором
Германии мог быть только прусский король, который приобретая неограниченные
права по управлению государством: в его ведении находились
вооруженные силы, утверждение законопроектов, созыв и роспуск парламента
(рейхстага), монетная система, железнодорожное дело, почта, телеграф.
Император мог назначать и смещать канцлера – единственного общеимперского
министра, который был ответственным лишь перед императором. Все
государственные ведомства подчинялись канцлеру и считались лишь его
сотрудниками.
Союзный совет не избирался, а состоял из представителей немецких государств
назначаемых их правительствами. Функции рейхстага сводились к обсуждению
проектов новых законов и утверждению бюджета. Принятый рейхстагом
законопроект становился законом лишь после утверждения его союзным советом и
императором. Рейхстаг избирался на пять лет, формально на основе “всеобщего”
избирательного права, но фактически значительная часть населения не могла
участвовать в выборах: женщины, мужчины моложе 25лет, военнослужащие, нищие
были лишены избирательного права.
Высший судебной инстанцией стал имперский суд, находившийся в Лейпциге. В
рейхстаге были представлены все крупные политические партии, существовавшие в
стране. Большинство депутатских мандатов принадлежало консерваторам,
представлявшим интересы прусского юнкерства и крупной буржуазии, а также
прусского офицерства и богатых крестьян. В нее входили такие видные
промышленники, как Крупп, Штумм, Кардорф. Эта партия поддерживала Бисмарка.
Очень влиятельной также была национальная – либеральная партия, выражавшая
интересы крупной промышленной буржуазии. Члены партии стремились “согласовать
монархическое союзное государство с конституционным правом”. Их программа
включала требования всеобщего избирательного права, отмены основных
привилегий, организации органов местной власти на принципах самоуправления и
равноправия и др. Эта партия также поддерживала правительство.
В оппозиции к правительству была партия “прогрессистов” эта партия объединяла
часть мелкой торговли буржуазии, рабочих и служащих, а ее программа включала
требование на самоопределение для национальных меньшинств и введение
вторичного законодательства (страхования в случае инвалидности).
К аппозиционной партии относилось “партия центра” (ее депутаты занимали места в
центре рейхстага) вела за собой католические слои населения империи –
католическое духовенство опасалось за свое положение в стране, т.к. Пруссия
покровительствовала лютеранской церкви.
[7]
Социал – демократическая партия также была оппозиционной партией. Это партия
рабочих, и главной задачей была непримиримая борьба с буржуазным государством
и обществом до полной его замены социалистическим строем.
О росте популярности этой партии и ее идей свидетельствуют результаты выборов
в парламент в 1877году; за социал – демократов проголосовало около 500тыс.
человек, в результате депутаты заняли 12 мест, опередив прогрессистов и
имперскую партию.
При всех имеющихся разногласиях необходимо было налаживать жизнь империи.
Многие немецкие государи противились объединению, поэтому Бисмарку
понадобилась ловкость, настойчивость, чтобы преодолеть сопротивление. Бисмарк
не примыкал ни к одной партии, хотя некоторые из них хотели превратить его в
своего союзника.
3.2 Экономическое развитие.
Быстрые темпы промышленного развития Германии определялись тем, что в
результате объединения германских государств произошло расширение внутреннего
рынка. Полностью исчезли таможенные границы, были созданы единая валюта,
единая система мер и весов, единые законы, свободное передвижение рабочих по
стране.
Военная контрибуция в размере 5 млрд. франков, полученная от Франции,
обеспечила возможность накопления капитала и развития производства. Захват
Эльзаса и Лотарингии – земель богатых железной рудой – расширяя сырьевую базу
металлургии и химической промышленности. Германские предприниматели успешно
использовали опыт других более развитых капиталистических стран, самую
прогрессивную технологию, все новейшие достижения науки и техники.
Положительные черты характера немецкого народа: дисциплинированность,
трудолюбие, уважение к любой профессии, бережливость во всем и везде – имели
не последние значение в экономическом развитии. Германскому капитализму также
было присуща и высокая степень эксплуатации рабочего класса.
В 1870-1880годы в германии совершился промышленный переворот. В 90-е годы
XIXвека Германия сделала мощный рывок вперед. Как промышленная держава,
Германия во многом опередила Англию, а накануне первой мировой войны по
объему промышленного производства она занимала первое место в мире(после
США).
В конце XIX-начале XXв. В Германии усиленно росли промышленные предприятия
тяжелой индустрии. Конкуренция привела к разорению в более слабых
предприятий, число предпринимателей становилось меньше, концентрация
производства приводила к образованию монополий. Монополистические союзы
заняли господствующее положение во многих странах промышленности.
Стали создаваться корпорации, при этом основными формами слияния становились
картели и синдикаты.
В 1886году образован “Рейнско – Вестфальский чугунолитейный картель”. В
1893году – “Рейнско – Вестфальский каменноугольный синдикат”. В 1904году –
стальной картель. В 1911году – чугунный картель. Уже к 1914году они на 98%
контролировали производство чугуна и стали. Быстрыми темпами развивалась
горнодобывающая промышленность. В 1901-1910года на долю Германии приходилось
почти 1/5 всей мировой добычи угля. По производству стали Германия заняла к
концу XIX века второе место в мире. Протяженность железных дорог в империи
достигла 47тыс/км. Происходил быстрый рост новых отраслей промышленности:
химической и электротехнической. Две гигантские корпорации АЭГ (всеобщая
электрическая компания ) и “Сименс – Гальске и Шукерт, заключив соглашение,
контролировали все электротехническое производство. Морское и пассажирское
судоходство попали почти под полный контроль крупнейших обществ “Гамбург –
Америка” и ”Северогерманский Ллойд”. В финансовой сфере господствовали
крупные берлинские банки.
При этом Германия занимала почти последнее место по числу колоний в мировой
колониальной системе, отставая от Великобритании и Франции. Поэтому перед
германским капитализмом встал вопрос о переделе мира. Началась экономическая
экспансия, увеличился экспорт капиталов в отсталые страны – Турцию, Китай, в
страны Южной Америки. Потоком хлынули за границу германские товары и капиталы.
К 1914году германские инвестиции составили 44млрд. марок ( около половины
английских и 65% французских).[8]
Германские предприниматели и банкиры вкладывали средства в строительство за
границей железных дорог, промышленных предприятий. Примером может служить
строительство Багдадской железной дороги.
Итак, сосредоточив в своих руках основные отрасли экономики и финансов,
индустриальные магнаты и банковские дельцы стали оказывать существенное
влияние на курс, проводимый правительством во внутренней и внешней политике.
Крупные землевладельцы активно участвовали в деятельности банков и
промышленных корпорации, а представители финансовой аристократии покупали
поместья и становились земельными собственниками.
В сельском хозяйстве господствовало крупное помещичье землевладение. Треть
обрабатываемой земли находилось в руках прусского юнкерства.
Малоземельные и безземельные крестьяне нанимались на работу к помещику.
Крестьянский труд был низкооплачиваемым, и крестьяне в любой момент могли
остаться без работы и жилья. Около 40% крестьян были “самостоятельными
хозяевами” были среди них и зажиточные и бедные.
В результате имущественного расслоения среди земледельцев, значительная часть
крестьян уходила в город.
К 1910году в городах уже проживало 60% населения страны, Германия стала
индустриальной державой.
Чтобы занять ведущее место в международной торговле, германские монополисты
снижали цены на вывозимые из страны товары за счет повышения цен на
внутреннем рынке. За период 1909 – 1913годов экспорт увеличился на 60%. Но
повышение уровня цен на потребительские товары при низкой зарплате и большое
число безработных значительно ухудшило положение народу.
Социал-экономические тяготы дополнялись политическим гнётом со стороны
бюрократического и церковного слоя, стоящего на страже господствующих
классов. Ограничивалось всеобщее избирательное право, запрещалось создание
рабочих союзов, проведение стачек и забастовок.
3.3 Внутренняя политика Германии.
С 1871года императором объединенной Германии стал прусский король Вильгельм
I, но главную роль во всех правительственных делах в течении двадцати
лет(1871-1890) играл имперский канцлер Отто фон Бисмарк. По происхождению
прусский помещик – юнкер, по своим политическим взглядам монархист и
реакционер. Проводя внутреннюю политику, Бисмарк придерживался ранее
установленной традиции на милитаризацию страны. Одной из задач была усмирить
оппозицию. Среди недовольных политикой Бисмарка были дворянство из мелких
германских государств, которые считали, что пруссаки не допускали их к
ключевым должностям в государстве.
Оппозиционно настроена была католическая церковь. Бисмарк будучи
протестантом, проводил борьбу против католической церкви, которую назвал
“борьбой за культуру”. Бисмарк провёл ряд преобразований, ограничивающих
влияние религий в социально - общественной жизни. Тем самым он способствовал
формированию гражданского общества, где религия является личным и не влияет
на политику государства.
Находясь у власти, представители юнкерства не могли не считаться с новыми
условиями развития капитализма и ростом рабочего класса. После революции во
Франции центр рабочего движения переместился в Германию.
[9]
В борьбе против пролетариата буржуазия опиралась на прусский милитаризм и
армию. Укреплению армии, как основной ударной силы против рабочего движения и
новых захватов правительство уделяло особое внимание. Численность армии при
Бисмарке превышала уже 400тысяч человек.
Реакционный политический строй позволял милитаристским учреждениям оказывать
влияние на общий политический курс и внешнюю политику. К таким учреждениям
относились придворный военный совет, личный гражданский кабинет
канцлера(императора). Значительную роль играл Главный штаб Пруссии – опора
реакции и вдохновитель внешней агрессии. Под руководством военных стратегов
разрабатывались планы агрессивных войн, главным образом, против Франции и
России.
Первым этапом на милитаристском пути была политика германизации польских
земель. Планируя войну против России, милитаристы готовили польские провинции
Познань, Восточное Поморье, Силезию в качестве плацдармов, для чего
производилась насильственная германизация польского населения. Германизация
населения заключалась: в религиозном преследовании под предлогом борьбы с
католицизмом; в дискриминации поляков путём удаления из органов местного
сопротивления; в запрещении польского языка, в насаждении немецких
крестьянских хозяйств.
Правительство проводило политику межнациональной вражды среди проживающих в
Польше и тем самым добивалась распада рядов рабочего класса в период
нарастающей угрозы революционных выступлений. Также эта политика проводилась
против французского населения на Западе Эльзаса и Лотарингии.
В результате нарастали рабочие движения и влияния социал-демократов.
Репрессии и принятие Исключительного закона не привели к решению проблемы в
стране.
С 1881года канцлер опираясь на поддержку императора и общественное мнение,
сломив сопротивление оппозиции, начинает приводить в жизнь законы социального
страхования, помощи инвалидам. Германия стала первой страной, где было
принято развёрнутое социальное законодательство.
В 1888году скончался император Вильгельм I. Новым императором стал его сын
Фридрих III, но он скончался через 99 дней. Его сын Вильгельм II стал
императором.
Отношения между Бисмарком и Вильгельмом II обострялись из-за борьбы против
рабочего класса.
В 1889году рейхстаг и император не поддержал Бисмарка превратить
Исключительный закон в постоянный. И Бисмарк подал в отставку. Новый канцлер
Каприви в угоду крупной буржуазии снизил торговые пошлины, но это вызвало
недовольство юнкерства, т.к. снижение пошлины на продукцию сельского
хозяйства усиливало конкуренцию со стороны российских экспортёров.
Вильгельм II провёл некоторые реформы: был сокращен рабочий день, улучшены
условия труда женщин и подростков. Эти незначительные уступки не остановили
рабочих продолжать стачечную борьбу. Господствующие классы разработали новые
кланы против рабочего и социал-демократического движения. Но Каприви
высказался пртив репрессий. За что он был смещен. В 1894году его место занял
князь Гогенлоэ.
3.4 Внешняя политика.
После разгрома Франции Германия оказалась самой сильной державой в Европе.
Бисмарк дважды пытался начать войну против Франции с целью ее нового
разгрома. Лишь вмешательство России помешало этому. Готовясь к новой войне,
Бисмарк в 1879году подписал секретный договор с Австро-Венгрией, направленный
против России. В 1882году к этому союзу присоединилась Италия, так возник
Тройственный союз – военно-политический блок направленный против России и
Франции и сыгравший важную роль в подготовке первой мировой войны.
После отставки Бисмарка Германия стала расширять политику колониальных захватов.
В 1884 году она захватила территорию, названную затем протекторатом Юго-Западная
Африка. В то же время во владение Германии перешли Того, Камерун и Восточная
Африка, в бассейне Тихого океана были захвачены часть острова Новая Гвинея и
Маршальские острова.[10]
Германия активно участвовала в разделе Китая. Уже к 90-ым годам колонии
Германии в 5 раз превышали её территорию, но были в 12 раз меньше английских.
При проведении колониальной политики Германия столкнулась с интересами Англии
и Франции. Претендуя на Марокко, Германия вступила в конфликт с Францией,
чуть не привёдший к войне. На море обострились англо-германские противоречия,
т.к. имперский флот стал вторым по величине после британского. Вступая в
борьбу за передел мира, германский империализм начал строительство мощного
военно-морского флота.
3.5 Конституция Германии 1871 года.
По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли 22
монархии (среди них Пруссия, Бавария и Саксония) и несколько вольных городов,
включая Гамбург. Конституция наделила эти государства незначительной
самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.
Главой империи – императором - был по конституции прусский король, и это
отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве. На долю
Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60% населения
страны. Император был главой вооруженных сил: "Император.от имени империи
объявляет войну и заключает мир", назначал чиновников империи: "Император
назначает должностных лиц империи, заставляет их присягать империи и дает в
случае надобности распоряжение об их увольнении", включая главу правительства
– имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов
верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция давала ему возможность
руководства министрами империи и самой Пруссией.
Члены верхней палаты империи – Союзного совета – бундесрата – назначались
правительствами союзных государств: "Союзный совет состоит из представителей
государств, входящих в состав союза, между которыми голоса распределяются таким
образом, что. (Пруссия получает 17 голосов из 58)". Остальные государства имели
в нем от одного до 6 депутатов. "Представительство в союзном совете и
руководство его делами принадлежит имперскому канцлеру, который назначается
императором", - так гласила 15 статья Конституции Германии.
[11]
Конституция предоставляла Союзному совету законодательную власть – наряду и
вместе с рейхстагом и значительную исполнительную власть. Однако решающее
слово во многих вопросах было за президентом: "Имперское законодательство
осуществляется союзным советом и рейхстагом. Согласие большинства в том или
другом собрании необходимо для имперского закона и устанавливает его. Если в
союзном совете произойдет разделение мнений, касательно законодательных
проектов, относящихся к армии, флоту, . голос президента является решающим,
если он высказывается за сохранение существующего устройства". Бундесрат имел
свой аппарат в лице комиссий, специализированных по тем или иным областям
общественной и государственной жизни. Самое важное заключалось в том, что
бундесрату было предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и
закон.
Пруссия имела огромную долю власти в верхней палате империи. Председателем
палаты, как уже было сказано, был канцлер – прусский министр, назначаемый по
воле прусского короля. Одно это давало Пруссии заметное преобладание в
бундесрате. Для отклонения законопроекта об изменении конституции требовалось
всего 14 голосов: "Изменения конституции. считаются отклоненными, если имеют
против себя 14 голосов в союзном совете", между тем Пруссия была представлена
в верхней палате первоначально 17-ю депутатами, затем их стало 22. От Пруссии
зависело отклонение любого законопроекта. Мелкие государства нередко даже
отказывались являться в бундесрат.
Нижняя палата парламента сохранила название рейхстага. Он избирался сначала
на 3 года, затем (с1887 г.) на пять: "Рейхстаг образуется посредством
всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов". Фактическая власть
рейхстага была небольшой. Его неоднократные попытки установить хотя бы
минимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершались
поражением.
Итак, статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского
избирательного права, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как
институту вредному и опасному.
Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими, точнее
внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов те
европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении
Германии нарушение исконной воли объединенных народов.
Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением
палаты верхней – бундесрата, и это не единожды делалось.
Итак, как уже было сказано выше, имперское правительство было представлено в
единственном лице – лице канцлера. Кабинета министров не существовало.
Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в подчинении канцлера.
Бисмарк писал: "Действительную ответственность в делах большой политики может
нести . только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия с
мажоритарным голосованием".[12]
Функции имперского правительства были весьма широкими. "Надзору со стороны
империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:
1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и
к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а
также касающиеся ремесла и страхования, . сверх того определения о
колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.
2) Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых
для нужд империи.
3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о
выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.
4) Общие определения в банках.
5) Патенты на изобретения.
6) Охрана авторской собственности.
7) Организация общей защиты германской торговли за границей, германского
мореплавания . и распределение общего консульского представительства,
установленного на счет империи.
8) Железные дороги . и пути сообщения, водные и сухопутные, установленные в
интересах защиты страны и всеобщего оборота.
10) Почта и телеграф .
13) Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и
судопроизводство.
14) Армия и военный флот в империи.
16) Определения о прессе и о праве общения (союзов)".
На долю же местных правительств приходилось главным образом исполнение
имперских законов, получавших преимущества перед законами областническими.
Итак, по своему социально-политическому содержанию конституция 1871 г. была
выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между
феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским
капиталом. В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще
полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще,
включая городскую промышленность и ремесло.
Заключение.
Завершая работу, необходимо подвести итоги, сделать основные выводы.
Несмотря на то, что многие попытки объединения Германии, такие как Рейнский
союз (1806 - 1813 гг.), образованный Наполеоном I, и Германский союз,
просуществовавший с 1815 по 1866 г., были не очень удачными, ее воссоединение
в единую Германскую империю все-таки состоялось. Огромную роль в этом
объединении сыграл в то время первый министр Пруссии, а в последствии канцлер
Германской империи, Отто фон Бисмарк (1815-1898). Итак, в 1871 году Германия
была объединена "железом и кровью".
Сам факт объединения, несмотря антидемократичность его пути, был
прогрессивным, так как устранял препятствия к экономическому развитию страны.
Конституция Германии 1871 года – реакционная и абсолютистская по своему духу
и заложенным в нее идеям – была полна юридических нелепостей и
несообразностей. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он
же был волен назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция
ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король, он
был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой
неугодный ему закон, касающийся конституции, финансов и военного дела.
Список используемой литературы.
1. Федоров Н.Г. Всеобщая история // Под ред. В.И. Авдеева. М., 1993. – 651с
2. Авдеева В.И. Германия XVII-XX вв. М., 2001. – 361с.
3. История государства и права зарубежных стран // Под ред. П.Н.Галанзы. Т.
1. М., 1999. – 476с.
4. История государства и права зарубежных стран // Под ред. П.Н. Галанзы,
О.А. Житкова. Т.2. М., 1999. – 512с.
5. История государства и права зарубежных стран // Под ред. П.Н. Галанзы и
Б.С. Громакова. М., 2000. – 449с.
6. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. // Под ред. Н.Р.
Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1998. – 518с.
7. История государства и права зарубежных стран. Ч.2 // Под ред. Н.Р.
Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1998. – 533с.
8. О. Бисмарк Мысли и воспоминания. Т.1, М., 1997. – 391с.
9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. проф. З.М.
Черниловского, сост. В.Н. Садиков. М., 1994. – 622с.
[1] История государства и права
зарубежных стран // Под ред. П.Н. Галанзы и Б.С. Громакова. М., 2000. – с.33
[2] История государства и права
зарубежных стран. Ч.1. // Под ред. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М.,
1998. – с.29-30
[3] Федоров Н.Г. Всеобщая история // Под ред. В.И. Авдеева. М., 1993. – с.73
[4] История государства и права
зарубежных стран. Ч.1. // Под ред. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М.,
1998. – c.163
[5] О. Бисмарк Мысли и воспоминания. Т.1, М., 1997. – с.82-83
[6] История государства и права
зарубежных стран. Ч.1. // Под ред. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М.,
1998. – с.189-190
[7] Авдеева В.И. Германия XVII-XX вв. М., 2001. – с.105
[8] . История государства и права
зарубежных стран // Под ред. П.Н. Галанзы, О.А. Житкова. Т.2. М., 1999. – с.217
[9] Федоров Н.Г. Всеобщая история // Под ред. В.И. Авдеева. М., 1993. – с.248
[10] История государства и права
зарубежных стран // Под ред. П.Н. Галанзы, О.А. Житкова. Т.2. М., 1999. – с.129
[11] Авдеева В.И. Германия XVII-XX вв. М., 2001. – с.293
[12] Авдеева В.И. Германия XVII-XX вв. М., 2001. – с.297-298
Страницы: 1, 2