отзываться в провинциальный магистрат, из провинциального перенесть
в губернский магистрат, из губернского в Главный магистрат, а
из оного в Сенат.
Для пресечения всех сих и многих других неудобностей. кои
исчислять пространно б было, наипаче же ради заведения лучшего порядка и для
беспрепятственного течения правосудия за благорассудили мы издать ныне
учреждение для управления губерний и снабдить сим оные, как части
составляющие Российской империи обширность,
приготовляя тем самым н облегчая лучшее и точнейшее
исполнение полезнейших впредь издаваемых узаконений.
Сие наше постановление, как всяк усмотреть может, судебные места отделяет
от губернских правлений, предписывает каждому месту должности и правила,
доставляет оным возможность
исполнять предписанное, не токмо порядком своим соответствует нынешнему
внутреннему состоянию нашей империи, но еще
наивящше противу прежнего надежно утверждает общую тишину и безопасность,
снабдевая разными выгодами частное и личное
состояние и пребывание, в недрах государства живущих разного рода и поколения
людей; и следственно существом своим производит новый опыт к удостоверению
наших вернолюбезных подданных, сколь наполнены мы человеколюбивым призрением
к народу, и горячим попечением о общем благе и добром устройстве.
А по сему и надеемся мы, что всяк благоразумный человек,
и всяк ревностный сын отечества усердно стремиться будет соответствовать
нашему благому намерению, сколь до кого сии новые учреждения касаться
будут, и тем самым да докажут нам достодолжную признательность за
дарованные вновь нашему народу вообще единым учреждением разные
благодеяния; бога же
мы просим и молим, да благословит сие наше постановление
многих лет благополучным течением, к счастию подданных, к
умножению истинного правосудия, к исправлению нравов и к распространению
всех христианских добродетелей: да вселит он в
сердца употребляемых в сие дело усердие к точному и нелицемерному
отправлению должности, отвращение же от праздного провождения времени в
роскоши и во всяких иных пороках, нравы развращающих, да почтется в людях
сих наивысшим стыдом леность, нерадение и неприлежность ко всякому
порученному делу, яко же и главнейшим поношением да будет упущение
должности, и нерачение о части блага общего им вверенного и да наставит всех
и нас самих на путь ему творцу во всем благоугодный, пребывая впрочем ко
всем нашим верным подданным
с обыкновенною нашею монаршею милостию. Дан в Москве ноябре 7 дня 1775 года,
государствования нашего в 14 лето.
Примерный штат губернии, в коей столица
1. Дабы губерния порядочно могла быть управляема, полагается в оной
от трех сот до четырех сот тысяч душ.
2. Для управления же губернии полагается главнокомандующий в отсутствии
императорского величества.
3. В губернии учреждается правитель или губернатор.
4. В губернии учреждается правление губернское.
5. В губернском правлении заседает главнокомандующий, правитель или
губернатор с двумя советниками.
6. В губернии учреждается палата уголовного суда.
7. В палате уголовного суда заседает председатель один, два
советника и два асессора.
8. В губернии учреждается палата гражданского суда.
9. В палате гражданского суда заседает председатель один,
два советника и два асессора.
10. В губернии определяется губернский землемер.
11. В губернии учреждается палата для домостроительных
дел и управления казенных доходов и. в.
12. В казенной палате заседает поручик правителя или вице-губернатор,
директор экономии или домоводства, один советник,
два асессора и один губернский казначей.
13. В губернии учреждается верхний земский суд, а буде обширность губернии того
требует, то дозволяется учредить в губернии более одного верхнего земского
суда.
14. В верхнем земском суде заседает первый и второй председатель и
десять заседателей.
15. Буде нужда того требует, то губернию разделить на области или провинции.
16. Губернии и области разделяются на уезды или округи.
17. В уезде, или округе считается от двадцати до тридцати
тысяч душ.
18. В каждом уезде или округе учреждается уездный, или
окружной суд.
19, В уездном, или окружном суде заседают уездный, или окружной судья и два
заседателя.
20. При каждом уездном суде учреждается место под названием: дворянская опека.
21. В дворянской опеке председает уездный дворянский предводитель и заседает
уездный судья и его заседатели.
22, В каждом уезде или округе учреждается нижний земский
суд.
23. В нижнем земском суде заседают земский исправник
или капитан, и два или три заседателя, смотря на обширность
уезда.
24. В каждом уезде или округе определяется уездный казначей один, землемер
присяжный один, доктор один, лекарь один,
подлекарей два и лекарских учеников два.
25. В каждом городе, где нет коменданта, определяется городничий, в
столице же обер-полицмейстер.
26. По городам и посадам старосты и судьи словесного суда
остаются на прежнем основании.
27. Ратушам быть только по посадам.
38. В городах остаться имеют городовые магистраты.
29. В городовом магистрате присутствовать имеют два бургомистра и четыре
ратмана.
30. При каждом городовом магистрате учреждается городовой
сиротский суд.
31. В городовом сиротском суде председает городской глава
и заседают два члена городского магистрата и городовой староста.
32. В губернии учреждается губернский магистрат, и буде обширность губернии
того требует, то дозволяется учредить в губернии более одного губернского
магистрата.
33. В губернском магистрате заседает первый и вторый председатель и шесть
заседателей.
34. В губернии учреждается по усмотрению главнокомандующего, соображаясь с
обширностью губернии обстоятельствами
разнообразных уездов , для однодворцев и прочих, о коих в
335 статье ниже сего сказано, у каждых от 10 и 30 тысяч душ,
по одному суду под названием: нижняя расправа.
35. В нижней расправе заседает расправный судья и восемь
заседателей, из коих двое отсылаются для заседания в нижнем
земском суде и двое для заседания в совестном суде, по делам
до их селений касающимся.
36. В губернии, где учреждена одна или более, нижняя расправа, там
учреждается и суд под названием: верхняя расправа;
и буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии
более одной верхней расправы.
37. В верхней расправе заседают первый и вторый председатель и десять
заседателей.
38. В губернии учреждается по одному приказу под названием: Приказ
общественного призрения .
39. В приказе общественного призрения председает губернатор сам и
заседают двое заседателей верхнего земского суда , двое заседателей
губернского магистрата , да двое заседателей верхней расправы ( где есть ; где
же которых нет , то само собою разумеется ,
что в заседании не будет ).
40. В губернии учреждается по одному суду под названием
совестный суд.
41. В совестном суде председает судья совестного суда той
губернии, и заседают по дворянским делам двое дворян, по городовым делам
двое граждан, по расправным делам двое поселян.
42. При губернском правлении и при палатах определяется
губернский прокурор, губернский стряпчий казенных дел, и губернский стряпчий
уголовных дел.
43. При верхнем земском суде определяется прокурор, стряпчий казенных дел и
стряпчий уголовных дел.
44. При губернском магистрате определяется прокурор, стряпчий казенных дел и
стряпчий уголовных дел.
45. При верхней расправе определяется прокурор, стряпчий
казенных дел и стряпчий уголовных дел.
46. В каждом уезде, или округе определяется уездный стряпчий один .
Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства, стала
«Жалованная грамота дворянству» (1785 г.).
Еще в 1771 г. в результате работы Уложенной комиссии был подготовлен проект,
позже положенный в основу «Жалованной грамоты дворянству». В проекте все
население разделялось на три класса, первый из которых именуется
«благородный». Проект развивал положения екатерининского «Наказа» об особом
статусе и предназначении дворянства.
Привилегии дворянства определялись достаточно широко: прежде всего
закреплялось положение Манифеста 1762 г. «О вольности дворянской», о свободе
дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться
от подданства.
Устанавливались политические корпоративные права дворянства: право созывать и
участвовать в провинциальных съездах, право избирать дворянами судей.
«Жалованная грамота дворянству» (полное название «Грамота на права и
преимущества благородного российского дворянства») состояла из вводного
манифеста и четырех разделов (девяносто две статьи).В ней устанавливались
принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян
и порядок составления родословных дворянских книг.
Дворянское достоинство определялось как особое состояние качеств, которые
послужили основанием для приобретения дворянского звания. Дворянское звание
рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное. Оно
распространялось на всех членов семьи дворянина.
Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные
преступления, в которых проявились моральное падение преступника и
нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.
Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство, право на
защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от
обязательной государственной службы и др.
Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности,
на приобретение, использование и наследование любого вида имущества.
Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей
и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в.
своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в
городах и вести морскую торговлю.
Особые судебные права дворянства включали следующие сословные привилегии:
личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или
ликвидированы только по решению суда: дворянина мог судить только равный ему
сословный суд, решения других судов для него не имели значения. Сословное
самоуправление дворянства, регламентированное
«Жалованной грамотой», выглядело следующим образом: дворяне создавали
общество или Собрание, наделенное правами юридического лица (имевшее
собственные финансы, имущество, учреждения и служащих).
Собрание наделялось определенными политическими правами: оно могло делать
представления местным властям, центральным учреждениям и императору по
вопросам «общественной пользы».
В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии. Из
числа уездных предводителей дворянства Собрание раз в три года избирало
кандидатов в губернские предводители дворянства. Кандидатура последнего
утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии.
Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие
двадцатипятилетнего возраста. Ограничивались при выборах права дворян, не
служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом дворян исключали
из состава Собрания.
Собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии и полицейских
должностных лиц земской полиции.
Дворянские собрания и уездные предводители осуществляли составление
дворянских родословных книг и решали вопросы о допустимости в число дворян
тех или иных лиц (существовало около двадцати правовых оснований для
причисления к дворянству).
Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от прав
потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными
правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах
и древности рода. Правовая консолидация дворянства, как сословия,
завершилась. Закрепленные за дворянством права определялись как «вечные и
неизменные». Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной
зависимости от государственной власти (регистрация дворян в родословных
книгах проводилась по установленным государством правилам, .
государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских
предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой
государственных должностных лиц и учреждений).
Правовой статус городского населения, как особого сословия, начал
определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского
самоуправления при Петре 1 (ратуши, магистраты) и установление определенных
льгот для верхушки городского населения укрепили этот процесс. Дальнейшее
развитие промышленности, торговли и финансов (как особых функций города)
потребовало издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы
деятельности.
В 1769 г. был- разработан проект положения «О среднем роде людей» или
правовом статусе мещанства. К этому сословию относились: лица, занимающиеся
наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники)
лица, занятые торговлей (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и
мореплаватели); прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди).
«Средний род» людей располагал полнотой государственных прав, правом на
жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на
неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на
защиту в суде.
Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в
крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, передвижения и
выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, на
обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому
набору.
Мещане имели право владения городскими и загородными домами, имели
неограниченное право собственности на принадлежащее им имущество,
неограниченное право наследования. Они получали право владеть промышленными
заведениями (с ограничением их размеров и числа работающих на них),
организовывать банки, конторы и пр.
При подготовке «Жалованной грамоты городам» (которая началась в 1780 г.)
кроме материалов Уложенной комиссии были использованы другие источники:
Цеховой устав (1722 г.), Устав благочиния (1782 г.) и Учреждение для
управления губернией (1775 г.), шведский Цеховой Устав и Положение о маклере
(1669 г.), прусский Ремесленный устав (1733 г.), законодательство городов
Лифляндии и Эстляндии.
«Жалованная грамота городам» (полное название: «Грамота на права и выгоды
городам Российской Империи») была опубликована одновременно с «Жалованной
грамотой дворянству» в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати
разделов и ста семидесяти восьми статей.
Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо
от профессиональных занятий и родов деятельности.
Это вполне согласовывалось с идеей создания «среднего рода людей». Единый
правовой статус городского населения основывался на признании города особой
организованной территорией с особыми же административной системой управления
и видами занятий населения. Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли
законодателя, основывается, на трудолюбии и добронравии, является
наследственным, связан с пользой, которую мещанство приносит отечеству
(принадлежность к мещанству - не естественное явление, как принадлежность к
дворянству). Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло
осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина
(также приводился полный перечень деяний).
Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и
жизни, право на перемещение и выезд за границу.
К имущественным правам мещанства относились: право собственности на
принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право
владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.
Все городское население делилось на шесть категорий:
1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость;
2) записанные в гильдии купцы (1 гильдия - с капиталом от десяти до
пятидесяти тысяч рублей, II - от пяти до десяти тысяч рублей, III-от одной до
пяти тысяч рублей);
3) состоявшие в цехах ремесленники;
4) иногородние и иностранные купцы;
5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее
пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в
городской администрации, ученые, художники, музыканты); 6) прочее посадское
население.
Купцы 1 и II гильдий пользовались дополнительными личными правами,
освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и
торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые
граждане.
Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми правилами
и «Уставом о цехах».
За городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право
корпоративной организации. Горожане составляли «общество городское» и могли
собираться на собрания с санкции администрации.
Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и
судей словесных судов (на год).
Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за
соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического
лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом (уплата годового
налога размером не менее пятидесяти рублей) и возрастным цензом (не моложе
двадцати пяти лет).
В городе создавалась общая городская дума, в которую входили избранные
городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и
пропорционально частям города).
Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган - шестигласную
городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовал один
представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.
В компетенцию городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и
благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским
строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в
ведение городской думы - их решали судебные органы.
В 1785 г. был разработан проект еще одной сословной грамоты - «Сельского
положения». Документ касался положения только государственных крестьян. Он
утверждал за ними неотъемлемые сословные права: право на свободное звание,
право собственности на движимое имущество, право приобретать в собственность
недвижимость (исключая деревни, фабрики, заводы и крестьян), право
отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей, право
заниматься земледелием, промыслами и торговлей.
Сельское общество получало права корпорации. Сельские «обитатели» могли
избирать исполнительные органы самоуправления в общинах, избирали сословный
суд и выходили с представлениями к местной администрации. Лишение сословных
прав могло осуществляться только по суду. Предполагалось разделить все
сельское население, по аналогии с городским, на шесть категорий с учетом
объявленного капитала, т. е. по имущественному цензу. Две первых категории (с
капиталом более одной тысячи рублей) освобождались от телесных наказаний.
Проект не стал законом, однако государственная и правовая политика в
отношении крестьянства достаточно ясно определялась. Крестьянское население
подразделялось на «государственных поселян», принадлежавших государству и
владевших землями, полученными от правительства свободных крестьян,
арендующих землю у дворян или правительства и не являющихся крепостными;
крепостных крестьян, принадлежавших дворянам или императору. Все категории
крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в
рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с разрешения
помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами.
Свод включал только действующие законы, что проверяли специальные ревизионные
комитеты при министерствах и главные управления, куда направлялись
составленные отдельные части Свода. Ревизия окончилась в мае 1832 г.
10 января 1832 г. Государственный совет рассмотрел все подготовительные
пятнадцать томов Свода и. пятьдесят шесть томов Полного собрания законов.
Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с 1
января 1835 г. Таким образом работа, начатая еще Екатериной II, была
завершена.
Страницы: 1, 2