Курсовая: Ливонская война

селения на юго-востоке Чудского озера, как они сделали в конце марта 1463

года.

2.9. Итоги войны

Об условиях мира кратко пишут только новгородские летописи. Немцы отказались

от территориальных претензий к Северной Руси. Отказ немцев от Латгалии

интерпретируется как признание русских прав на сбор дани с Восточной

Латгалии. Псков брал с этих земель дань еще в 1280-х годах. 1-я и 2-я

Псковские летописи сообщают, что в 6792 (1284) г. немцы убили псковских

сборщиков дани в Аласте (Aliste в области Адзеле в Северо-Восточной

Латгалии). Любецкие архивы сообщают, что в качестве мести за убитых псковичи

отняли у немецких купцов в Адзеле 20000 шкурок в 1288 году . Время

прекращении сбора этой дани неизвестно.

Полагают, что ливонский ландмейстер Дитрих фон Грюнинген использовал

поражение для консолидации тевтонских братьев в Ливонии и сужению

внешнеполитических задач. Бывших меченосцев мелкими группами разбросали по

Ливонии или направили в Пруссию и Палестину. 1 октября 1243 года епископы

Риги, Дерпта, Эзеля и заместитель ливонского ландмейстера заключили договор о

взаимной защите и помощи. Основным направлением экспансии Ливонской провинции

Тевтонсокого Ордена становится юго-запад. Завоевание земель куршей и земгалов

на полвека становится государственной задачей Ливонской конфедерации.

Столкновения датчан и дерптцев с Новгородом и Псковом временами

возобновляются, но Орден вмешивается лишь в критических ситуациях, например,

при атаке русских на Дерпт в 1262 году или во время войны 1268-1269 годов.

III. Русские источники о войне 1240-1242 гг.

3.1. Новгородская первая летопись старшего извода

Первоначальные новгородские летописные записи о войне отражены в Новгородской

первой летописи (далее НПЛ) старшего извода . Эта летопись дошла до нас в

составе пергаментного Синодального списка 14 века, содержащего записи о

событиях 1016-1272 и 1299-1333 гг. Записи до 1234 г. сделаны почерком 2-й

половины 13 в., после 1234 г. – почерком 2-й четверти 14 в. О времени

составления статей 1240-1242 гг. среди исследователей существует две точки

зрения. По традиционному взгляду, они были написаны современником вскоре

после описываемых событий. Недавно Б.М.Клосс показал, что статьи 1230-х –

1260-х гг. имеют стилистическое единство и созданы в 1260-х гг. Ниже

приводится текст НПЛ старшего извода . Буква "ять" заменена на "е". В этой

части НПЛ используется мартовский стиль, при котором год начинался с 1 марта.

"В лето 6748 (1240/1241). [Описание Невской битвы со свеями, мурманами, сумью

и емью "месяца июля въ 15, на память святого Кюрика и Улиты, в неделю на

сборъ святых отець 630, иже в Халкидоне".]

Того же лета взяша Немци, медвежане, юрьевци, вельядци с княземь Ярославом

Володимиричем Изборьско. И приде весть въ Пльсков, яко взяша Немци Изборскъ;

и выидоша пльсковичи вси, и бишася с ними, и победиша я Немци. Ту же убиша

Гаврила Горислалича воеводу; а пльсковичь гоняче, много побиша, а инехъ

руками изъимаша. И пригонивше подъ город, и зажгоша посад всь; и много зла

бысть: и погореша церкы и честныя иконы и книгы и еуангелия; и много селъ

попустиша около Пльскова. И стояша подъ городом неделю, но города не взяша;

но дети поимаша у добрыхъ мужь в тали, и отъидоша проче; и тако быша безъ

мира: бяху бо переветъ держаче с Немци пльсковичи, и подъвели их Твердило

Иванковичь с инеми, и самъ поча владети Пльсковым с Немци, воюя села

новгородьская; а инии пльсковичи вбежаша в Новгородъ с женами и с детьми. В

то же лето, тои же зимы выиде князь Олександръ из Новагорода к отцю в

Переяславль с матерью и с женою и со всемь двором своимь, роспревъся с

новгородци. Тои же зимы придоша Немци на Водь с Чюдью, и повоеваша и дань на

нихъ възолжиша, а городъ учиниша в Копорьи погосте. И не то бысть зло, но и

Тесовъ взяша, и за 30 верстъ до Новагорода ганяшася, гость биюче; а семо Лугу

и до Сабля. Новгородци же послаша къ Ярославу по князя, и дасть имъ сына

своего Андрея. Тогда же сдумавше новгородци, послаша владыку с мужи опять по

Олександра; а на волость Новгородьскую наидоша Литва, Немци, Чюдь, и поимаща

по Луге вси кони и скотъ, и нельзе бяше орати по селомъ и нечимь, олна вда

Ярославъ сына своего Александра опять.

В лето 6749 (1241/1242). Приде Олександръ князь в Новгородъ, и рады быша

новгородци. Того же лета поиде князь Олександръ на Немци на городъ Копорью, с

новгородци и с ладожаны и с Корелою и с Ижеряны, и взя городъ, а Немци

приведе в Новгородъ, а инехъ пусти по своеи воли; а Вожанъ и Чюдцю

переветникы извеша.

В лето 6750 (1242/1243). Поиде князь Олександръ с новгородци и с братомь

Андреемь и с низовци на Чюдьскую землю на Немци и Чюдь и зая вси пути и до

Пльскова; и изгони князь Пльсков, изъима Немци и Чудь, и сковавъ поточи в

Новгородъ, а сам поиде на Чюдь. И яко быша на земли, пусти полкъ всь в

зажития; а Домашь Твердиславичьи Кербетъ быша в розгоне, и усретоша я Немци и

Чюдь у моста и бишася ту; и убиша ту Домаша, брата посаднича, мужа честна, и

инехъ с нимь избиша, а инехъ руками изъимаша, а инии к князю прибегоша в

полкъ; князь же въспятися на озеро, Немци же и Чюдь поидоша по нихъ. Узревь

же князь Олександръ и новгородци, поставиша полкъ на Чюдьскомь озере, на

Узмени, у Воронея камени; и наехаша на полкъ Немци и Чюдь и прошибошася

свиньею сквозе полкъ, и бысть сеча ту велика Немцемь и Чюди. Бог же и святая

Софья и святою мученику Бориса и Глеба, еюже ради новгородци кровь свою

прольяша, техъ святыхъ великыми молитвами пособи бог князю Александру; а

Немци ту падоша, а Чюдь даша плеща; и, гоняче, биша ихъ на 7-ми верстъ по

льду до Суболичьского берега (Соболичьского в НПЛ младшего извода); и паде

Чюди бещисла, а Немець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новгородъ. А бишася

месяца априля въ 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святыя

Богородица, в суботу. Того же лета Немци прислаша с поклономь: "безъ княззя

что есмы зашли Водь, Лугу, Пльсковъ, Лотыголу мечем, того ся всего

отступаемъ; а что есмы изъимали мужии вашихъ, а теми ся розменимъ: мы ваши

пустимъ, а вы наши пустите"; и таль пльсковскую пустиша и умиришася. Того же

лета князь Ярославъ Всеволодовичь позванъ цесаремь татарьскимь Батыемь, иде к

нему въ Орду."

Следующий отрывок проясняет личность Кербета, командира сторожевого отряда

русской армии во время похода в Эстонию, а также говорит о дальнейшей судьбе

князя Ярослава Владимировича, союзника немцев в 1233 и 1245 гг.

"В лето 6753 (1245/6). Воеваша Литва около Торжку и Бежици; и гнашася по нихъ

новоторжци съ княземь Ярославомь Володимировичемь и бишася с ними; и отъяша у

новоторжцевъ кони, и самехъ биша, и поидоша с полономь проче. Погониша по

нихъ Явидъ и Ербетъ (Кербетъ в НПЛ младшего извода под 6754 г. и в других

летописях) с тферичи и дмитровци, и Ярославъ с новоторжьци; и биша я подъ

Торопчемь, и княжици ихъ въбегоша в Торопечь. [Далее о подходе Александра

Невского с новгородцами и трех его победах над литовцами.]"

Если последовательность перечисления имен и войск совпадают, то Кербет около

1245 г. был великокняжеским посадником в Дмитрове. Возможно, он сидел там уже

в 1242 г.

3.2. «Житие Александра Невского»

Житие было написано во Владимире-на-Клязьме младшим современником Александра

Невского. Его содержание не зависимо от новгородских летописей. Согласно

одной точке зрения, 1-й вид первой редакции Жития датируется 1280-ми годами;

согласно другой, 1-й вид относится к 1263-1264 гг., а 2-й вид первой редакции

– к промежутку между 1265-1271 годами . Первая версия Жития не сохранилась.

Ее содержание было реконструировано Бегуновым . Автор был начитан в церковной

и светской литературе, которым он подражает и которые цитирует.

Первоначальное Житие представляло собой панегирик в честь Александра.

Писатель отбирал факты с целью показать глубокое впечатление, которое

произвела личность князя на современников. Отсутствовали стандартные житийные

приемы (описание благочестивого детства, молитвенное обращение к новому

святому и т.п.). В отличие от типичной агиографической литературы Житие

Александра восхваляло земные доблести покойного князя .

В 15-16 вв. Житие неоднократно перерабатывалось. При этом либо стремились

привести текст к агиографическим канонам, либо расширяли его историческое

содержание путем вставок из летописей. Различные версии Жития дошли в составе

летописных сводов и собраний житий святых. Ниже приводится отрывок жития

Александра из Второй Псковской летописи (ок. 1486 г.), содержание которого

мало отличается от первоначального .

"И сего ради некто силенъ от западныя страны, иже нарицаются слугы божия, от

тех прииде, хотя видети дивныи възрастъ его, якоже древле царица южичьская

приходи к Соломону, хотящи слышати премудрость его; тако и сеи, именемъ

Андреяшь, видевъ князя Александра, и възвратився къ своимъ, рече: прошед

страны языкъ, невидех таковаго ни въ царехъ царя, ни въ князехъ князя.

[Описание Невской битвы с королем римской веры из Полуночной страны в

воскресение, 15 июля, в день памяти 630 святых отцов бывшего в Халкидоне

собора и святых мучеников Кирика и Улиты]

Въ второе же лето по возвращении с победы князя Александра приидоша пакы от

Западныя страны и возградиша град въ отечьстве Александрове; Князь же

Александръ воскоре иде и изверже град их из основания, а самых извеша, и овех

с собою поведе, а инех: помиловавъ отпоусти, бо милостивъ паче меры.

По победе же Александрове, якоже победи корабля, в третии год, в зимнее время

поиде на землю Немецкую в велице силе, да не похвалятся ркуще: оукоримъ

Словеньскыи языкъ ниже себе; оуже бо бяше град Псков взят, к наместникы от

||(л.159) Немець посажени. Он же въскоре градъ Псковь изгна и Немець изсече,

а инех повяза, и град свободи от безбожных Немець, а землю их повоева и пожже

и полона взя бес числа, а овех иссече. Они же гордии совокупишася и рекоша:

поидем и победим Александра и имемъ его роукама. Егда же приближишася, и

очютиша я стражие, князь же Александръ оплъчися, и поидоша противу себе и

покриша озеро Чюдьское обои от множества вой. Отець же его Ярославъ прислалъ

бе ему брата меньшаго Андрея на помощь въ множестве дроужине. Такоже и оу

князя Александра множество храбрых, якоже древле оу Давыда царя силнии,

крепции, тако и мужи Александровы исполнишася духом ратнымъ; бяху бо сердца

их акы сердца лвомъ, и решя: о княже нашь честныи, ныне приспе время нам

положити главы своя за тя. Князь же Алесксандръ, воздевъ роуце на небо и

рече: соуди ми, боже, и разсуди прю мою от языка непреподобна; и помози ми,

господи, яко же древле Моисию на Амалика и прадеду нашему Ярославу на

окааннаго Святополка. Бе же тогда субота, ||(л.159об.) въсходящю солнцю, и

съступишася обои: и бысть сеча зла и троусъ от копии ломления и звоукъ от

сечения мечнаго, якоже кезару померзъшю двигнутися, и не бе видети леду,

покры бо ся кровию. Се же слышах от самовидца, же рече ми: яко видех полкъ

божии на въздоусе, пришедши на помощь Александрови. И тако победи я помощию

божией, и даша плеща своя, и сечахоуть я гоняще ахи по и аероу, .и не бе камо

оутещи. Зде же прослави богъ Александра пред всеми полкы, яко же Исуса

Наввина оу Ерехона. А иже рече: имемь Александра роуками, сего дасть ему богъ

в роуце его; и не обретеся противникъ ему въ брани никогдаже. И возвратися

князь Алексачдръ с победою славною, и бяше множество полоненых в полку его, и

ведяхоуть босы подле конии, иже именоують себе божии ритори. И якоже

приближися князь къ граду Пскову, игоумени же и попове и весь народ сретоша и

пред градомъ съ кресты, подающе хвалу богови и славоу господину князю

Александроу, поюще песнь: пособивыи, господи, кроткомоу Давыдоу победити

иноплеменьникы: и верномоу ||(л.160) князю нашему ороужиемь крестным,

и.свободи градъ Псков от иноязычникъ роукою Алексакдровою. И рече Александръ:

о невегласи псковичи, аще сего забоудете и до правноучатъ Александровых, и

оуподобитеся Жкдом, ихже препита господь в поустыни манною и крастелми

печеными, и сихъ всех забыша и бога своего, изведшаго я от работы изь

Египта."

Перевод

"Ради князя Александра и пришел некто знатный из Западной страны, от тех, что

зовут себя "слуги божии", желая повидать его в расцвете сил так же, как в

древности царица Ужская приходила к Соломону, желая наслушаться мудрых речей

его. Так и этот, по имени Андреяш, увидел князя Александра, возвратился к

своим и сказал: "Прошел я много стран и видел многие народы, но не встретил

ни такого царя среди царей, ни князя среди князей".

[Описание Невской битвы с королем римской веры из Полуночной страны в

воскресение, 15 июля, в день памяти 630 святых отцов бывшего в Халкидоне

собора и святых мучеников Кирика и Улиты]

На следующий год после возвращения князя Александра с победой [в Невской

битве] пришли опять те же из Западной страны и построили город на земле

Александровой. Князь же Александр немедля вышел и срыл город их до основания,

а их самих – одних повесил, а других с собою повел, а иных, помиловав,

отпустил, ибо был он милостив свыше меры.

На третий год после победы Александра над королем в зимнее время пошел

Александр на землю Немецкую с большим войском, чтобы не похвалялись они,

говоря: "Подчиним себе словенский народ".

Ведь уже взяли город Псков и тиунов своих посадили. Тиунов князь Александр

схватил, город Псков освободил от пленения. А землю их разорил и пожег, и

пленных взял без числа, а других поубивал. Иные же немецкие города заключили

союз и решили: "Пойдем, и победим Александра, и возьмем его руками".

Когда же приблизились враги, узнали об этом дозорные Александра. Князь же

Александр поставил полки и пошел навстречу, и покрылось озеро Чудское

множеством воинов той и другой стороны. Отец же его Ярослав прислал ему на

помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. У князя Александра было

также много храбрых мужей, как в древние времена у Давида царя было сильных и

крепких воинов. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ибо сердца их

были как у львов, и сказали они: "О княже наш славный! Ныне настало нам время

положить свои головы за тебя". Князь же Александр, воздев руки к небу,

воскликнул: "Суди меня, боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и

помоги мне, боже, как ты помог в древние времена Моисею победить Амалика и

прадеду моему Ярославу победить окаянного Святополка".

Была же тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была злая

сеча, и раздавался такой треск от ломающихся копий и звон от мечей, будто

замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью.

И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство божие в

воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью божьей, и

обратились враги в бегство, и гнали их воины Александровы, словно неслись они

по воздуху; и некуда было им бежать. Здесь же прославил бог Александра перед

всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто говорил: "Поймаем

Александра руками", – предал бог ему и в руки. И не нашлось никого, кто мог

бы воспротивиться ему в битве.

И возвратился князь Александр с победою славною. И шло многое множество

пленных в войске его, вели босыми подле коней тех, кто называл себя "божьи

рыцари".

И когда подошел князь к городу Пскову, игумены и попы в ризах и весь народ

встретили его перед городом, воздавая хвалу богу и славу господину князю

Александру, воспевая песнь: "Помог ты, господи, кроткому Давиду победить

иноплеменников и верному князю нашему освободить город Псков от иноязычных

рукою Александровою.

О неразумные псковичи! Если забудете об этом и до правнуков Александровых, то

уподобитесь тем иудеям, которых накормил господь в пустыне манною небесною и

жареными перепелами и которые обо всем этом забыли, как забыли они и бога,

освободившего их из египетской неволи."

Новым по сравнению с НПЛ являются свообщения:

1. Немцы объединяются с целью пленения Александра.

2. Русский дозор замечает врага, хотя это известие может быть измененным

рассказом о поражении отряда Домаша и Кербета.

3. Битва произошла на восходе солнца.

4. Андрей присоединяется к брату перед битвой, а не перед походом на Псков.

5. О пленении человека, хваставшего, что захватит Александра.

6. Рассказ о возвращении в Псков в сопровождении босых рыцарей, о встрече

победителей и об укоризне псковичам.

3.3. Псковские летописи

Самостоятельное псковское летописание развивается с 14 века, хотя

разрозненные записи делались и раньше. Псковские летописи делят на три

группы: 1-ю, 2-ю и 3-ю Псковские летописи . Наиболее раннюю версию 1-й

Псковской летописи (ППЛ) отражает Тихоновский список, доведенный до 1469

года. Он сохранился в рукописи 1-й половины 17 века. По палеографическим

данным, она была скопирована с рукописи 15 века. 2-я Псковская летопись

представлена Синодальным списком кон. 15 века, излагающим события до 1486

года. Ее данные восходят к общему источнику с ППЛ. В ней также содержится

одна из версий Жития, но она не вставлена в погодные записи о войне 1240-1242

гг. 3-я Псковская летопись использовала данные ППЛ и дополнительные

материалы. Наиболее ранняя версия отражена в Строевском списке, написанном

почерком сер. 16 века и доведенном до 1556 года. Они излагают события войны

1240-1242 гг. кратко, часто сообщая только о событиях вокруг Пскова и о

Ледовом побоище. В Псковской 1 летописи по Тихоновскому списку скомпилированы

две группы записей. Во второй из них, на листе 22 об. содержатся оригинальные

псковские известия, соединенные с элементами "Жития Александра Невского".

Текст приводится по изданию псковских летописей А.Насонова. Об относительно

поздней форме обработки свидетельствует использование названия города в форме

"Псковъ", распространившейся с сер. 14 века. В других списках этой летописи

читается "Плъсковъ".

(лист 22) [о Невской битве со шведами под 6748 годом]

(лист 22 об.) В лето 6749 Взя князь Александръ городокъ Копорию, а Немець

изби. А на другое лето ходилъ князь Александръ с муж новгородцы, и бишася на

льду с Немцами. ...

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты