селения на юго-востоке Чудского озера, как они сделали в конце марта 1463
года.
2.9. Итоги войны
Об условиях мира кратко пишут только новгородские летописи. Немцы отказались
от территориальных претензий к Северной Руси. Отказ немцев от Латгалии
интерпретируется как признание русских прав на сбор дани с Восточной
Латгалии. Псков брал с этих земель дань еще в 1280-х годах. 1-я и 2-я
Псковские летописи сообщают, что в 6792 (1284) г. немцы убили псковских
сборщиков дани в Аласте (Aliste в области Адзеле в Северо-Восточной
Латгалии). Любецкие архивы сообщают, что в качестве мести за убитых псковичи
отняли у немецких купцов в Адзеле 20000 шкурок в 1288 году . Время
прекращении сбора этой дани неизвестно.
Полагают, что ливонский ландмейстер Дитрих фон Грюнинген использовал
поражение для консолидации тевтонских братьев в Ливонии и сужению
внешнеполитических задач. Бывших меченосцев мелкими группами разбросали по
Ливонии или направили в Пруссию и Палестину. 1 октября 1243 года епископы
Риги, Дерпта, Эзеля и заместитель ливонского ландмейстера заключили договор о
взаимной защите и помощи. Основным направлением экспансии Ливонской провинции
Тевтонсокого Ордена становится юго-запад. Завоевание земель куршей и земгалов
на полвека становится государственной задачей Ливонской конфедерации.
Столкновения датчан и дерптцев с Новгородом и Псковом временами
возобновляются, но Орден вмешивается лишь в критических ситуациях, например,
при атаке русских на Дерпт в 1262 году или во время войны 1268-1269 годов.
III. Русские источники о войне 1240-1242 гг.
3.1. Новгородская первая летопись старшего извода
Первоначальные новгородские летописные записи о войне отражены в Новгородской
первой летописи (далее НПЛ) старшего извода . Эта летопись дошла до нас в
составе пергаментного Синодального списка 14 века, содержащего записи о
событиях 1016-1272 и 1299-1333 гг. Записи до 1234 г. сделаны почерком 2-й
половины 13 в., после 1234 г. – почерком 2-й четверти 14 в. О времени
составления статей 1240-1242 гг. среди исследователей существует две точки
зрения. По традиционному взгляду, они были написаны современником вскоре
после описываемых событий. Недавно Б.М.Клосс показал, что статьи 1230-х –
1260-х гг. имеют стилистическое единство и созданы в 1260-х гг. Ниже
приводится текст НПЛ старшего извода . Буква "ять" заменена на "е". В этой
части НПЛ используется мартовский стиль, при котором год начинался с 1 марта.
"В лето 6748 (1240/1241). [Описание Невской битвы со свеями, мурманами, сумью
и емью "месяца июля въ 15, на память святого Кюрика и Улиты, в неделю на
сборъ святых отець 630, иже в Халкидоне".]
Того же лета взяша Немци, медвежане, юрьевци, вельядци с княземь Ярославом
Володимиричем Изборьско. И приде весть въ Пльсков, яко взяша Немци Изборскъ;
и выидоша пльсковичи вси, и бишася с ними, и победиша я Немци. Ту же убиша
Гаврила Горислалича воеводу; а пльсковичь гоняче, много побиша, а инехъ
руками изъимаша. И пригонивше подъ город, и зажгоша посад всь; и много зла
бысть: и погореша церкы и честныя иконы и книгы и еуангелия; и много селъ
попустиша около Пльскова. И стояша подъ городом неделю, но города не взяша;
но дети поимаша у добрыхъ мужь в тали, и отъидоша проче; и тако быша безъ
мира: бяху бо переветъ держаче с Немци пльсковичи, и подъвели их Твердило
Иванковичь с инеми, и самъ поча владети Пльсковым с Немци, воюя села
новгородьская; а инии пльсковичи вбежаша в Новгородъ с женами и с детьми. В
то же лето, тои же зимы выиде князь Олександръ из Новагорода к отцю в
Переяславль с матерью и с женою и со всемь двором своимь, роспревъся с
новгородци. Тои же зимы придоша Немци на Водь с Чюдью, и повоеваша и дань на
нихъ възолжиша, а городъ учиниша в Копорьи погосте. И не то бысть зло, но и
Тесовъ взяша, и за 30 верстъ до Новагорода ганяшася, гость биюче; а семо Лугу
и до Сабля. Новгородци же послаша къ Ярославу по князя, и дасть имъ сына
своего Андрея. Тогда же сдумавше новгородци, послаша владыку с мужи опять по
Олександра; а на волость Новгородьскую наидоша Литва, Немци, Чюдь, и поимаща
по Луге вси кони и скотъ, и нельзе бяше орати по селомъ и нечимь, олна вда
Ярославъ сына своего Александра опять.
В лето 6749 (1241/1242). Приде Олександръ князь в Новгородъ, и рады быша
новгородци. Того же лета поиде князь Олександръ на Немци на городъ Копорью, с
новгородци и с ладожаны и с Корелою и с Ижеряны, и взя городъ, а Немци
приведе в Новгородъ, а инехъ пусти по своеи воли; а Вожанъ и Чюдцю
переветникы извеша.
В лето 6750 (1242/1243). Поиде князь Олександръ с новгородци и с братомь
Андреемь и с низовци на Чюдьскую землю на Немци и Чюдь и зая вси пути и до
Пльскова; и изгони князь Пльсков, изъима Немци и Чудь, и сковавъ поточи в
Новгородъ, а сам поиде на Чюдь. И яко быша на земли, пусти полкъ всь в
зажития; а Домашь Твердиславичьи Кербетъ быша в розгоне, и усретоша я Немци и
Чюдь у моста и бишася ту; и убиша ту Домаша, брата посаднича, мужа честна, и
инехъ с нимь избиша, а инехъ руками изъимаша, а инии к князю прибегоша в
полкъ; князь же въспятися на озеро, Немци же и Чюдь поидоша по нихъ. Узревь
же князь Олександръ и новгородци, поставиша полкъ на Чюдьскомь озере, на
Узмени, у Воронея камени; и наехаша на полкъ Немци и Чюдь и прошибошася
свиньею сквозе полкъ, и бысть сеча ту велика Немцемь и Чюди. Бог же и святая
Софья и святою мученику Бориса и Глеба, еюже ради новгородци кровь свою
прольяша, техъ святыхъ великыми молитвами пособи бог князю Александру; а
Немци ту падоша, а Чюдь даша плеща; и, гоняче, биша ихъ на 7-ми верстъ по
льду до Суболичьского берега (Соболичьского в НПЛ младшего извода); и паде
Чюди бещисла, а Немець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новгородъ. А бишася
месяца априля въ 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святыя
Богородица, в суботу. Того же лета Немци прислаша с поклономь: "безъ княззя
что есмы зашли Водь, Лугу, Пльсковъ, Лотыголу мечем, того ся всего
отступаемъ; а что есмы изъимали мужии вашихъ, а теми ся розменимъ: мы ваши
пустимъ, а вы наши пустите"; и таль пльсковскую пустиша и умиришася. Того же
лета князь Ярославъ Всеволодовичь позванъ цесаремь татарьскимь Батыемь, иде к
нему въ Орду."
Следующий отрывок проясняет личность Кербета, командира сторожевого отряда
русской армии во время похода в Эстонию, а также говорит о дальнейшей судьбе
князя Ярослава Владимировича, союзника немцев в 1233 и 1245 гг.
"В лето 6753 (1245/6). Воеваша Литва около Торжку и Бежици; и гнашася по нихъ
новоторжци съ княземь Ярославомь Володимировичемь и бишася с ними; и отъяша у
новоторжцевъ кони, и самехъ биша, и поидоша с полономь проче. Погониша по
нихъ Явидъ и Ербетъ (Кербетъ в НПЛ младшего извода под 6754 г. и в других
летописях) с тферичи и дмитровци, и Ярославъ с новоторжьци; и биша я подъ
Торопчемь, и княжици ихъ въбегоша в Торопечь. [Далее о подходе Александра
Невского с новгородцами и трех его победах над литовцами.]"
Если последовательность перечисления имен и войск совпадают, то Кербет около
1245 г. был великокняжеским посадником в Дмитрове. Возможно, он сидел там уже
в 1242 г.
3.2. «Житие Александра Невского»
Житие было написано во Владимире-на-Клязьме младшим современником Александра
Невского. Его содержание не зависимо от новгородских летописей. Согласно
одной точке зрения, 1-й вид первой редакции Жития датируется 1280-ми годами;
согласно другой, 1-й вид относится к 1263-1264 гг., а 2-й вид первой редакции
– к промежутку между 1265-1271 годами . Первая версия Жития не сохранилась.
Ее содержание было реконструировано Бегуновым . Автор был начитан в церковной
и светской литературе, которым он подражает и которые цитирует.
Первоначальное Житие представляло собой панегирик в честь Александра.
Писатель отбирал факты с целью показать глубокое впечатление, которое
произвела личность князя на современников. Отсутствовали стандартные житийные
приемы (описание благочестивого детства, молитвенное обращение к новому
святому и т.п.). В отличие от типичной агиографической литературы Житие
Александра восхваляло земные доблести покойного князя .
В 15-16 вв. Житие неоднократно перерабатывалось. При этом либо стремились
привести текст к агиографическим канонам, либо расширяли его историческое
содержание путем вставок из летописей. Различные версии Жития дошли в составе
летописных сводов и собраний житий святых. Ниже приводится отрывок жития
Александра из Второй Псковской летописи (ок. 1486 г.), содержание которого
мало отличается от первоначального .
"И сего ради некто силенъ от западныя страны, иже нарицаются слугы божия, от
тех прииде, хотя видети дивныи възрастъ его, якоже древле царица южичьская
приходи к Соломону, хотящи слышати премудрость его; тако и сеи, именемъ
Андреяшь, видевъ князя Александра, и възвратився къ своимъ, рече: прошед
страны языкъ, невидех таковаго ни въ царехъ царя, ни въ князехъ князя.
[Описание Невской битвы с королем римской веры из Полуночной страны в
воскресение, 15 июля, в день памяти 630 святых отцов бывшего в Халкидоне
собора и святых мучеников Кирика и Улиты]
Въ второе же лето по возвращении с победы князя Александра приидоша пакы от
Западныя страны и возградиша град въ отечьстве Александрове; Князь же
Александръ воскоре иде и изверже град их из основания, а самых извеша, и овех
с собою поведе, а инех: помиловавъ отпоусти, бо милостивъ паче меры.
По победе же Александрове, якоже победи корабля, в третии год, в зимнее время
поиде на землю Немецкую в велице силе, да не похвалятся ркуще: оукоримъ
Словеньскыи языкъ ниже себе; оуже бо бяше град Псков взят, к наместникы от
||(л.159) Немець посажени. Он же въскоре градъ Псковь изгна и Немець изсече,
а инех повяза, и град свободи от безбожных Немець, а землю их повоева и пожже
и полона взя бес числа, а овех иссече. Они же гордии совокупишася и рекоша:
поидем и победим Александра и имемъ его роукама. Егда же приближишася, и
очютиша я стражие, князь же Александръ оплъчися, и поидоша противу себе и
покриша озеро Чюдьское обои от множества вой. Отець же его Ярославъ прислалъ
бе ему брата меньшаго Андрея на помощь въ множестве дроужине. Такоже и оу
князя Александра множество храбрых, якоже древле оу Давыда царя силнии,
крепции, тако и мужи Александровы исполнишася духом ратнымъ; бяху бо сердца
их акы сердца лвомъ, и решя: о княже нашь честныи, ныне приспе время нам
положити главы своя за тя. Князь же Алесксандръ, воздевъ роуце на небо и
рече: соуди ми, боже, и разсуди прю мою от языка непреподобна; и помози ми,
господи, яко же древле Моисию на Амалика и прадеду нашему Ярославу на
окааннаго Святополка. Бе же тогда субота, ||(л.159об.) въсходящю солнцю, и
съступишася обои: и бысть сеча зла и троусъ от копии ломления и звоукъ от
сечения мечнаго, якоже кезару померзъшю двигнутися, и не бе видети леду,
покры бо ся кровию. Се же слышах от самовидца, же рече ми: яко видех полкъ
божии на въздоусе, пришедши на помощь Александрови. И тако победи я помощию
божией, и даша плеща своя, и сечахоуть я гоняще ахи по и аероу, .и не бе камо
оутещи. Зде же прослави богъ Александра пред всеми полкы, яко же Исуса
Наввина оу Ерехона. А иже рече: имемь Александра роуками, сего дасть ему богъ
в роуце его; и не обретеся противникъ ему въ брани никогдаже. И возвратися
князь Алексачдръ с победою славною, и бяше множество полоненых в полку его, и
ведяхоуть босы подле конии, иже именоують себе божии ритори. И якоже
приближися князь къ граду Пскову, игоумени же и попове и весь народ сретоша и
пред градомъ съ кресты, подающе хвалу богови и славоу господину князю
Александроу, поюще песнь: пособивыи, господи, кроткомоу Давыдоу победити
иноплеменьникы: и верномоу ||(л.160) князю нашему ороужиемь крестным,
и.свободи градъ Псков от иноязычникъ роукою Алексакдровою. И рече Александръ:
о невегласи псковичи, аще сего забоудете и до правноучатъ Александровых, и
оуподобитеся Жкдом, ихже препита господь в поустыни манною и крастелми
печеными, и сихъ всех забыша и бога своего, изведшаго я от работы изь
Египта."
Перевод
"Ради князя Александра и пришел некто знатный из Западной страны, от тех, что
зовут себя "слуги божии", желая повидать его в расцвете сил так же, как в
древности царица Ужская приходила к Соломону, желая наслушаться мудрых речей
его. Так и этот, по имени Андреяш, увидел князя Александра, возвратился к
своим и сказал: "Прошел я много стран и видел многие народы, но не встретил
ни такого царя среди царей, ни князя среди князей".
[Описание Невской битвы с королем римской веры из Полуночной страны в
воскресение, 15 июля, в день памяти 630 святых отцов бывшего в Халкидоне
собора и святых мучеников Кирика и Улиты]
На следующий год после возвращения князя Александра с победой [в Невской
битве] пришли опять те же из Западной страны и построили город на земле
Александровой. Князь же Александр немедля вышел и срыл город их до основания,
а их самих – одних повесил, а других с собою повел, а иных, помиловав,
отпустил, ибо был он милостив свыше меры.
На третий год после победы Александра над королем в зимнее время пошел
Александр на землю Немецкую с большим войском, чтобы не похвалялись они,
говоря: "Подчиним себе словенский народ".
Ведь уже взяли город Псков и тиунов своих посадили. Тиунов князь Александр
схватил, город Псков освободил от пленения. А землю их разорил и пожег, и
пленных взял без числа, а других поубивал. Иные же немецкие города заключили
союз и решили: "Пойдем, и победим Александра, и возьмем его руками".
Когда же приблизились враги, узнали об этом дозорные Александра. Князь же
Александр поставил полки и пошел навстречу, и покрылось озеро Чудское
множеством воинов той и другой стороны. Отец же его Ярослав прислал ему на
помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. У князя Александра было
также много храбрых мужей, как в древние времена у Давида царя было сильных и
крепких воинов. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ибо сердца их
были как у львов, и сказали они: "О княже наш славный! Ныне настало нам время
положить свои головы за тебя". Князь же Александр, воздев руки к небу,
воскликнул: "Суди меня, боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и
помоги мне, боже, как ты помог в древние времена Моисею победить Амалика и
прадеду моему Ярославу победить окаянного Святополка".
Была же тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была злая
сеча, и раздавался такой треск от ломающихся копий и звон от мечей, будто
замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью.
И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство божие в
воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью божьей, и
обратились враги в бегство, и гнали их воины Александровы, словно неслись они
по воздуху; и некуда было им бежать. Здесь же прославил бог Александра перед
всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто говорил: "Поймаем
Александра руками", – предал бог ему и в руки. И не нашлось никого, кто мог
бы воспротивиться ему в битве.
И возвратился князь Александр с победою славною. И шло многое множество
пленных в войске его, вели босыми подле коней тех, кто называл себя "божьи
рыцари".
И когда подошел князь к городу Пскову, игумены и попы в ризах и весь народ
встретили его перед городом, воздавая хвалу богу и славу господину князю
Александру, воспевая песнь: "Помог ты, господи, кроткому Давиду победить
иноплеменников и верному князю нашему освободить город Псков от иноязычных
рукою Александровою.
О неразумные псковичи! Если забудете об этом и до правнуков Александровых, то
уподобитесь тем иудеям, которых накормил господь в пустыне манною небесною и
жареными перепелами и которые обо всем этом забыли, как забыли они и бога,
освободившего их из египетской неволи."
Новым по сравнению с НПЛ являются свообщения:
1. Немцы объединяются с целью пленения Александра.
2. Русский дозор замечает врага, хотя это известие может быть измененным
рассказом о поражении отряда Домаша и Кербета.
3. Битва произошла на восходе солнца.
4. Андрей присоединяется к брату перед битвой, а не перед походом на Псков.
5. О пленении человека, хваставшего, что захватит Александра.
6. Рассказ о возвращении в Псков в сопровождении босых рыцарей, о встрече
победителей и об укоризне псковичам.
3.3. Псковские летописи
Самостоятельное псковское летописание развивается с 14 века, хотя
разрозненные записи делались и раньше. Псковские летописи делят на три
группы: 1-ю, 2-ю и 3-ю Псковские летописи . Наиболее раннюю версию 1-й
Псковской летописи (ППЛ) отражает Тихоновский список, доведенный до 1469
года. Он сохранился в рукописи 1-й половины 17 века. По палеографическим
данным, она была скопирована с рукописи 15 века. 2-я Псковская летопись
представлена Синодальным списком кон. 15 века, излагающим события до 1486
года. Ее данные восходят к общему источнику с ППЛ. В ней также содержится
одна из версий Жития, но она не вставлена в погодные записи о войне 1240-1242
гг. 3-я Псковская летопись использовала данные ППЛ и дополнительные
материалы. Наиболее ранняя версия отражена в Строевском списке, написанном
почерком сер. 16 века и доведенном до 1556 года. Они излагают события войны
1240-1242 гг. кратко, часто сообщая только о событиях вокруг Пскова и о
Ледовом побоище. В Псковской 1 летописи по Тихоновскому списку скомпилированы
две группы записей. Во второй из них, на листе 22 об. содержатся оригинальные
псковские известия, соединенные с элементами "Жития Александра Невского".
Текст приводится по изданию псковских летописей А.Насонова. Об относительно
поздней форме обработки свидетельствует использование названия города в форме
"Псковъ", распространившейся с сер. 14 века. В других списках этой летописи
читается "Плъсковъ".
(лист 22) [о Невской битве со шведами под 6748 годом]
(лист 22 об.) В лето 6749 Взя князь Александръ городокъ Копорию, а Немець
изби. А на другое лето ходилъ князь Александръ с муж новгородцы, и бишася на
льду с Немцами. ...