Курсовая: Кризис гуманистической идеологии в творчестве Кристофера Марло

Курсовая: Кризис гуманистической идеологии в творчестве Кристофера Марло

введение

.......................................................................................................................................................................

Воплощение ренессансного мифа о человеке (“Тамерлан Великий”).

..............................................

Создание антиренессансного героя ( “Трагическая история доктора Фауста” )

....................

Заключение.

..............................................................................................................................................................

Источники и литература

:.................................................................................................................................

введение

Специфика английского гуманизма во многом обусловлена временными рамками его

существования—Возрождение проникает в Англию только в конце XV английский

гуманизм—гуманизм позднего Возрождения, несущий в себе предпосылки разложения

собственной идеологии. В этом контексте творчество Кристофера Марло,

хронологически предваряющее период, начало которого обозначено трагедиями

Шекспира рубежа XVI–XVII,период кризиса гуманизм и заката эпохи Возрождения

в Англии, представляет значительный интерес.

Кристофер Марло родился в 1564 в Кентербери в семье мастера цеха сапожников и

дубильщиков. Образование, которое получил Марло, в целом носило теологический

характер— после окончания Королевской грамматической школы при Кентерберийском

соборе, Марло продолжил обучение в Кембриджском университете (в качестве

стипендиата кентерберийского архиепископа). В то же время образование сыграло

большую роль в формировании гуманистических взглядов Марло. В XVI веке система

английского образования испытала колоссальное влияние гуманистических идей. В

школьном образовании— в это время гуманистические принципы находят достаточно

полное воплощение ( во многом благодаря Дж. Колету и У. Лили)

[1]. Кембридж также не остался в стороне— в Кембридже работали Эразм, Колет,

Эшем и ряд других крупных ученых–гуманистов, Кембридж был наиболее крупным в

Англии центром распространения идей Петра Рамуса; в тоже время Кембридж был

крупным центром развития протестантской мысли. В 1583 году Марло получил

степень бакалавра, в 1587 —степень магистра искусств ( правда, не без

вмешательства Тайного Совета). Во время обучения в университете начинается

литературная деятельность Марло— он переводит “ Любовные элегии” Овидия,

первую книгу “Фарсалии” Лукана, совместно с Т. Нешем пишет драму “Дидона,

царица Карфагена”. Тогда же начинается деятельность Марло как тайного агента

правительства Елизаветы I( вероятно, Марло занимался шпионажем в пользу Англии

на континенте). В 1587 году Марло приезжает в Лондон, начинает профессионально

заниматься драматургией. Уже первая трагедия— ”Тамерлан Великий”— приносит

Марло колоссальный успех, затем с неменьшим успехом ставятся “Трагическая

история доктора Фауста”, ”Мальтийский еврей”, “Эдуард II“, ”Парижская резня”. В

эти же годы Марло был тесно связан с кружком ученых, группировавшихся вокруг

фаворита Елизаветы I сэра Уолтера Рэли, среди которых выделялись “три волхва”

математики Т.Хериот, У.Уорнер, Т.Хью. Однако Марло интересовали не только и не

столько естественнонаучные проблемы. Сохранившиеся источники не позволяют

решить вопрос о религиозных взглядах Марло, хотя обвинения Марло в атеизм были

весьма настойчивы— о кружке У.Рэли ходили слухи как о “школе атеизма”, в

ряде сохранившихся доносов этих лет говорится о крайнем атеизме Марло. В мае

1593 года был арестован драматург Р.Кид, при обыске у него был найден

еретический трактат, который по словам Кида принадлежал Марло, Кид также

обвинил Марло в религиозном свободомыслии, кощунстве, агитации в пользу

шотландского короля Якова Стюарта. Марло был доставлен в Лондон для судебного

разбирательства, которое ,однако, не состоялось. Вскоре после этого Тайным

советом был получен донос на Марло обвинявший его в пропаганде атеистических

взглядов, богохульстве и намерении чеканить фальшивую монету. Тайный совет не

смог проверить истинность доноса, поскольку через несколько дней Марло был убит

при достаточно темных обстоятельствах. (Вероятно, убийство Марло было

инспирировано кем-то из высокопоставленных лиц , связанных с Марло и

опасавшихся разоблачений во время пыток и допросов, ставших неизбежными для

Марло. В суде убийство Марло было расценено как необходимая самооборона,

убийцы–платные агенты– оправданы, Марло поспешно захоронен. Причины смерти

Марло тщательно скрывались, ряд современников полагали ,что он погиб от чумы,

другие видели в его смерти божье возмездие; чуть позже возникла легенда, по

предположению Парфенова, не без содействия тайной полиции Елизаветы I, о

гибели Марло в результате ссоры из–за дамы легкого поведения. )

[2]

Авторская редакция большинства текстов Марло не сохранилась— при издании “

Тамерлана Великого” многие комические эпизоды , которые, по мнению издателя, не

сочетались с возвышенным действием трагедии, были исключены

[3]; остальные трагедии сохранились в изданиях, вышедших после смерти Марло

и все в той или иной степени содержат искажения авторского текста—

предполагается, что в изданиях “Трагической истории доктора Фауста” текст

Марло был дополнен рядом комических сцен и антикатолических буффонад, в тексте

“ Мальтийского еврея”, наиболее ранее из сохранившихся изданий вышло в 1633

году, не вызывают сомнений только первые два акта, третий, четвертый и пятый

резко контрастируют с ними более грубой обработкой образов и искусственностью

ситуаций, огромное количество искажений содержит текст “Парижской резни”,

изданный по небрежной записи на слух или по плохой рукописи, принадлежавшей

одному из лондонских театров.[4]

Гуманистическая идеология наиболее полно отразилась в первых двух трагедиях

Марло, в них же отразился и ее кризис. В остальных трагедиях, две последних

представляют собой исторические хроники, гораздо большую роль играет сюжетная

линия, гуманистические идеи выражены гораздо слабее, основной упор делается на

этико–политические проблемы.

Научное изучение творчества Марло начинается в середине XIX века (В XVII–XVIII

творчество Марло воспринимается в основном негативно, как искусство “для

толпы”, по мнению Парфенова, возможно, причины подобного отношения кроются в

плохом состоянии текстов и отрицательном образе Марло, созданным слухами и

доносами.)— в романтической критике создается своеобразный культ Марло, который

достигает высшей точки развития в 80–90-х годах XIX века в работах Саймондса,

Хавелока, Эллиса, Боуса, в которых творчество Марло трактуется в духе

букхардовской концепции Ренессанса— как одно из самых ярких проявлений “духа

Возрождения” — индивидуализма и атеизма. В конце XIX века появляется иной

взгляд на творчество Марло— в работах Коучера, Бэтенхауса, Грега акцентируется

внимание на трагическом у Марло, которое мыслится как разочарование в

индивидуалистических идеалах и возврат христианско–церковным воззрениям.

[5] Русская дореволюционная историография во многом солидарна с

романтической трактовкой трагедий Марло— в работах Стороженка и Розанова

подчеркивается крайний индивидуализм героев Марло, который по их мнению имеет

трагический оттенок.[6] В советской

историографии 20-30-х годов оценка творчества Марло также близка к романтикам—

также подчеркиваются индивидуалистические настроения, которые связываются с

зарождением крупной буржуазии.[7] Подобные

“ романтические” оценки сохраняются и в 40-50-х годах — Дживелегов видел в

Марло представителя наиболее радикальной ветви английского гуманизма, поскольку

в его произведениях наиболее полно проявилась гуманистическая мечта о свободе

человеческой личности (наиболее ярким воплощением этой мечты Дживелегов считает

Фауста, который ,по его мнению, приносит в “жертву пассивное христианское

счастье ради идеала всечеловеческого активного счастья”);

[8] в середине 50-х годов в оценку Марло вносятся коррективы— Аникст, оценка

которого совпадает с оценкой Дживелегова в целом, считает, что Марло постепенно

приходит к пониманию противоречий индивидуализма, критика которого, по мнению

Аникста, становится основным мотивом “ Мальтийского еврея”.

[9] Смирнов прослеживает в творчестве Марло эволюцию взглядов от

ренессансного мировоззрения к “трагическому гуманизму”, переход от изображения

апофеоза свободной личности, сначала к изображению сверхличности в

отрицательном аспекте, а затем к изображению конфликта личности, уже далеко не

героической, и окружающей среды в “ Эдуарде II“.

[10] Проблемы кризиса гуманистической идеологии в произведениях Марло

наиболее резко обрисовываются в работах Парфенова— по его мнению, творчество

Марло с самого начала носит оттенок кризиса, который выражается в конфликте

между героем и окружающей средой, в конфликте, который становится неизбежным

из–за стремлений (aspiring)· героя к

самоутверждению, уже в произведениях первого периода творчества (“Тамерлан” и

“Фауст”) стремления главных героев приводят их к трагическим ошибкам и затем к

гибели. Таким образом, предпосылки краха гуманистических идеалов заложены в них

самих.[11]

В литературе о Марло предлагается три трактовки его творчества—1) отказ от

идеологии гуманизма, разочарование в ней ; 2) одно из самых ярких проявлений

гуманистической идеологии в английской литературе 3) проявление кризисных

тенденций, не отказ, а осознание невозможности воплощения гуманистических

идеалов. Представление о количественном и качественном соотношении

гуманистических и кризисных элементов в произведениях Марло— ключ к

определению степени истинности каждой из предложенных трактовок.

Воплощение ренессансного мифа о человеке (“Тамерлан Великий”).

Основой культуры Возрождения был гуманистический антропоцентризм, основой

гуманистического мышления— представления о практически безграничных

возможностях человека, который мыслился как соединение природного и

божественного начал, в человеке видели органическое продолжение божественного

начала на земле, земная жизнь и земное счастье не противопоставлялись небесным.

Важнейшим атрибутом ренессансных представлений о человеке была концепция

пластичного, бездонного, неготового бытия— отрицался провиденционализм—человек

обладал свободой волей, полем человеческой деятельности виделась вся вселенная,

стремление человека к самовыражению облекалось в гиперболизированные формы, бог

рассматривался как творческое начало, уподобление ему ставилось главной задачей

для человека. [12]

Образ Тамерлана, по крайней мере в первой части трагедии

· , построен в соответствии с гуманистическими идеалами. По сравнению с

Тамерланом почти все остальные образы крайне невыразительны— по справедливому

замечанию Парфенова, “Тамерлан Великий” —произведение “насквозь умозрительное”—

сюжет не отличается цельностью, огромное количество персонажей существует лишь

для того, чтобы оттенить ту или иную черту характера Тамерлана или создать фон

различных этапов его возвышения, их ощущения и чувства выстраиваются по

принципам средневеково физиологии, отсутствует какая-либо языковая

дифференциация персонажей, на протяжении всего действия сохраняется единый

стиль, исторические реалии часто отходят на второй план, основное внимание

сконцентрировано на Тамерлане, судьба и личность которого порождают конфликт,

положенный в основу действия всей трагедии.

[13] Воплощая в образе Тамерлана ренессансный миф о человеке, Марло следовал

общеевропейской традиции—XV–XVI веках было создано достаточно большое

количество трактатов, посвященных личности и деятельности Тимура, в которых ему

приписывались черты гуманистического идеала.

[14] На основе этой легенды Марло создает некую модель идеального

гуманистического героя — даже внешний облик Тамерлана конструируется в

соответствии с гуманистическими представлениями

[15]—в гуманистической антропологии полагалось, что совершенство

человеческого тела отражает красоту вселенной— ”Of stature tall, and straighly

fashioned,like his desire , lift upwards and divine; so large of limbs, his

joints so strongly knit, such breadth of shoulders as might mainly bear old

Atlas’ burden.<...>About them hangs a knot of amber hair, wrapped in

curls, as fierce Achilles’was<...> his arms and fingers long and

sinewy...”[16] —при этом, как указывает

Парфенов, Марло знал из источников, из которых он брал информацию о Тамерлане,

что в действительности Тамерлан был сухоруким, хромым и как все монголоиды

невысоким и черноволосым[17]

(характерно, что во второй части трагедии косвенно указывается на черноволосость

Тамерлана[18])—в тоже время внешность

Тамерлана рассматривается в контексте его стремления к власти и его права на

обладание этой властью— “Betokening valour and excess of strength— in every

part proportioned like the man should make the world subdued to Tamburlaine.”

[19] Марло подчеркивает низкое социальное происхождение Тамерлана, в

отношении он не противоречит общеевропейской легенде

[20],— таким образом, указывается на причастность Тамерлана к этическому

принципу “доблести”(“virtus”), смысл которого— достоинство человека

определяется его деяниями, а не происхождением— сам Тамерлан декларирует этот

принцип— “...virtue is the fount whence honor springs, and they are worthy she

investeth kings”[21]— окружающие, зная о

низкорожденности Тамерлана, отмечают присущие ему внешнее и внутреннее величие—

”A Scythian shepherd so embellished with nature’s pride and richest furniture!”

[22], естественно, подобные реплики исходят в основном от персонажей,

сочувствующих Тамерлану, его противники на протяжении всего действия награждают

его эпитетами, обозначающими причастность к черни, в тоже время и сам Тамерлан

употребляет подобные термины в отношении своих врагов, в частности “vilain”.

[23] Одной из важнейших гуманистических черт, присущих Тамерлану, является

его безграничное стремление (“aspiring”) к максимальной славе и власти — слава

для Тамерлана будет безвестностью, если она не всемирна— ”<...> in this

my mean estate.(I call it mean because, being yet obscure, the nations far

remov’d admire me not)”[24], а власть,

рассматриваемая Тамерланом как единственный источник блаженства и счастья

(“that perfect bliss and sole felicity”),

[25] власть, к которой он стремится,— власть над всем миром— в планы

завоевания Тамерлана входит подчинение всех земель турецкой державы, Египта, а

затем Южного полюса, а также контроль над морями от Индии до Мексики и

Гибралтара.[26]

Однако наряду с гуманистическими в образе Тамерлана появляются и иные черты, при

чем уже в первой части. По мнению Парфенова, отход от гуманистических

представлений намечается уже в начале первой части —в речи Тамерлана,

произнесенной перед побежденным персидским царем, в которой Тамерлан объясняет

природу человеческих стремлений— ”<...> Nature that fram’d us of four

elements, warring within our breasts for regiment, doth teach us all to have

aspiring mind,”[27] — Парфенов делает

акцент на слове “warring”— таким образом, в основе мирового порядка, о котором

говорит Тамерлан, лежит принцип всеобщей борьбы, что естественно противоречит

традиционным гуманистическим взглядам.[28]

Правда в этом же монологе Тамерлан упоминает о “the wondrous architecture of the

world”— возможно, что принцип всеобщей борьбы относится все–таки не ко всей

вселенной, а только к человеку.

В этом же монологе Тамерлан говорит, что он стремится к земной короне (“earthly

crown”), а один из его соратников добавляет— “and that made me to join with

Tamburlaine, for he is gross and like the massy earth that moves not upwards ,

nor by princely deeds doth mean to soar above the higest sort.”

[29] — таким образом, Тамерлан не противопоставляет себя небесам и богу,

Тамерлан мыслит себя в контексте именно земной власти—соратники называют его

земным божеством (“еarthly god”), а для него самого земные победы

предпочтительнее небесного чертога.[30]

В тоже время Тамерлан постоянно подчеркивает свою связь с богом (Юпитером).

· Однако характер связи бога и Тамерлана скорее мистический, чем гуманистический

— Тамерлан —“бич божий” (“scourge of God”), при чем эти мотивы усиливаются по

ходу развития действия,первоначально Тамерлан называет себя “бичом божьим”

косвенно со ссылкой на чужие слова[31],

в дальнейшем прямо,[32] максимального

развития эти мотивы достигают во второй части трагедии, где Тамерлан

олицетворяет себя с волей неба, а своих врагов— с теми кто ей перечит в его

лице (“The scourge of God and terror of the world, I must apply myself to

those terms, in war, in blood, in deat, in cruelty, and plague such peasants as

resist in me the power of heaven’s eternal majesty.”)

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты