Курсовая: История календаря

опять стал днем отдыха. Все вернулось на круги своя.

В какой-то мере продолжительность недельного цикла в 7 дней определена

природой и особенностями организма человека: по тем или иным причинам более

высокоорганизованные формы жизни на Земле, у которых в клетках имеются ядра,

обладают около недельными ритмами. Более низкоорганизованные формы жизни, где

в клетках еще нет ядер, обладают ритмом с периодом в три с половиной дня, то

есть примерно полунедельным циклом. У здорового человека наблюдаются

околонедельные колебания силы и выносливости мышц, поэтому недельный цикл

рабочей и социальной активности является естественным для него.

Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны

вокруг Земли, хотя современный григорианский календарь никак не согласован с

изменением фаз Луны.

Если судить по некоторым современным народам, сохранившим первобытную

культуру, издревле отрезки года они связывали с теми или иными явлениями

природы или с хозяйственной деятельностью. Первоначально в месяц не входило

определенное количество дней – это был период, в который укладывалось

отмеченное природное или хозяйственное явление. У некоторых народов Западной

Сибири год насчитывает 13 месяцев, продолжительность которых различна и

зависит от внешних природных признаков, по которым они устанавливались.

Например, у чулымских татар августу соответствует «месяц белой рыбы», октябрю

– «месяц красных листьев». В календаре этого народа есть также «месяц голых

листьев», «месяц маленького мороза», месяц большого мороза». Тунгусский месяц

может иметь и 15, и 20, и другое неопределенное количество дней, а

листопадный месяц жителя Камчатки так же длинен, как наши три месяца.

Месяцы, носящие имена природных сезонных явлений, встречаются у славянских

народов. Древнерусские названия месяцев имеют в своей основе описание природных

явлений. Так, январь носил название просинец (появление просини на небе

после сплошной осенне-зимней облачности), или сечень («сечь» – рубить лес;

рубить лес приходилось зимой, чтобы приготовить новые площади для посевов).

Февраль – снежень, или лютый. Март – березозоль (в самый сухой месяц

года березовый лес подсыхал, и его сжигали по подсечной системе, используя золу

как удобрение), или сухий (имелось в виду время просыхания срубленного леса).

Апрель – цветень (квитень, красовик). Май – травень (время бурного

цветения трав). Июнь – червень (красный месяц; другая трактовка –

название происходит от слова «червец» (червь), в это время люди собирали в

садах и огородах вредных гусениц), южное название – изок (изоки – кузнечики,

июнь – пора стрекотания кузнечиков). Июль – червень на севере, где все

расцветает медленнее, и липец (время цветения лип) на юге. Август

серпень, жнивень (пора жатвы серпами), на севере в древности назывался зарев,

зорничник (в это время на севере начинаются пазори – северные сияния).

Сентябрь – вересень (южное название – в честь цветов вереска), рюин

(северное название – ржаной месяц, месяц сбора ржи). Октябрь

листопад, жовтень (на юге – месяц пожелтевшей листвы). Ноябрь на юге,

где октябрь назывался жовтень, получил название листопад, на севере – грудень

(время не проезжих дорог, «грудь» - замерзшая колея на дороге). Декабрь

– на юге, где ноябрь назывался листопад, числился как грудень, а на севере – как

студень, в связи с наступлением холодов.

Традиция связывать название месяца с явлениями природы или хозяйственной

деятельностью человека довольно часто встречается в календарях мира, но не

менее часто можно проследить связь с религиозными представлениями. Так,

большинство месяцев у древних египтян были посвящены богам. Тот – бог Луны,

мудрости и счета, а также первый месяц в календаре; месяц Атир посвящался

богине Хатор; Пайни – «празднику долины», а Месори – «рождению Солнца».

Один из вариантов египетского календаря был создан на территории Ирана в

первой половине первого тысячелетия до н.э. Названия месяцев тоже восходили к

именам богов. Первый из них (Фервердин) – это месяц Фравашей (душ всего

сущего); третий (Хордад) – месяц божества целостности, здоровья; четвертый

(Тир) посвящался Сириусу; шестой (Шехривер) – богу-покровителю металлов;

седьмой (Мехр) – богу света и неба; восьмой (Абан) – богу вод; девятый (Азер)

– богу огня; десятый (Дей) – верховному богу-творцу Ахурамазде; одиннадцатый

(Бехмен) – божеству доброй мысли и двенадцатый (Эсфепд) – богине святого

смирения, богине Земли.

Своеобразен современный арабский календарь. Название месяцев в нем

представляют собой смешение наблюдений за природой и религиозных предписаний.

Год начинается месяцем Мухаррам («запретный», «священный» - в Мухарраме

запрещались войны). Следующий месяц – Сафар («желтый» - будто бы из-за

моровой язвы, выбиравшей этот месяц для своих набегов, от которой желтело

лицо). Месяцы Раби первый и Раби второй напоминали о весенних цветах и о росе

(«раби» - весна). Два месяца Джумада («джамада» - застывать) приходились на

зимний период. Раджаб – «безопасный» («ирджабу» – воздерживаться от войн и

набегов). Шаабан – от «ташааба – разветвляться (в этом месяце рекомендовалось

совершать набеги). Рамадан («рамида» – быть жгучим) – жаркий месяц. В месяц

Шаввал («шаля» – поднимать, переносить) арабы поднимались со стоянки. В месяц

Зу-л-Каада полагалось оставаться дома («каада» и означает: сидеть, оставаться

дома). В месяце Зу-л-Хиджа доисламские арабы совершали паломничество в Мекку

(«хаджж» - паломничество).

О происхождении современных названий месяцев григорианского календаря будет

рассказано в следующей главе, посвященной истории календаря древних римлян.

Годом называется промежуток времени равный периоду обращения Земли

вокруг Солнца.

В глубокой древности выделению отрезка времени «год» предшествовало выделение

сезонов, например, сухого и дождливого времени у аборигенов Австралии, или

зимы и лета, которые сначала считались каждое за самостоятельную единицу.

Так, у индейцев Северной Америки был как год зимний, так и год летний. У

отдельных племен, как, например, тунгусского племени удэ, имеются два начала

года – одно осенью, другое весной. В Океании также существует понятие

полугодий. Следы счета по полугодиям прослеживаются у эвенков. Так, на вопрос

«Который тебе год?» двадцатипятилетний эвенк ответит: «Пятьдесят», а на

вопрос «Сколько тебе лет?» он же ответит: «Двадцать пять», так как они

считают только летние годы. Такой год, основанный на сезонных явлениях, а не

на астрономических наблюдениях, называется годом естественным. Он дробиться

на разные части. Например, у китайцев были 24 атмосферные перемены, то есть

каждый из четырех сезонов делился еще на 6 частей.

Усложнение форм хозяйства начинает требовать и новых, более точных методов

времяисчисления и времяобозначения. На этих ступенях развития на помощь

приходят астрономические наблюдения. Накопление их началось значительно

раньше, еще во время господства примитивных форм времяобозначения.

Астрономические наблюдения вначале проводились не в целях обозначения

времени, а по различным другим поводам, например, отысканием пути. Наблюдения

были достаточно точны, так как примитивные народы, тесно связанные с

природными явлениями, очень внимательно следили за небесным сводом. И сейчас

некоторые племена, живущие в Австралии, наблюдают за сменой времен года по

положению звезд. Южные тунгусы, определяя месяцы, следят и за сезонными

явлениями, и за положением Большой Медведицы.

Но вот создается лунный год, который, по сути, является лунноестественным.

Мерой длительности года и месяца является изменение Луны. Приоритет Луны в

летоисчислении провозглашен в священной книге мусульман – Коране, который

запрещает считать год иначе, чем в 12 лунных месяцев. В этом календаре первое

число каждого месяца совпадает с новолунием, пятнадцатое – с полнолунием, а

счет лет ведется от хиджры – даты бегства Мухаммеда из Мекки в Медину,

которое произошло 1 мохаррема 1 года хиджры (16 июня 622 года).

Этим календарем пользуются арабы, турки, персы, индусы и другие народы,

исповедующие ислам. Используя этот календарь и зная дату какого-либо события,

можно сказать, в какой фазе была в этот день Луна, но определить, было ли это

летом или зимой, без дополнительных расчетов нельзя. Год по лунному календарю

составляет всегда 354,367 суток, поэтому начало года каждый раз отступает

назад на 11-12 дней, пока через 33 года не возвращается к начальной дате.

Лунный календарь из-за своей неточности совершенно не пригоден для

хозяйственной деятельности человека, постепенно назрела необходимость

придерживаться продолжительности года, близкой к земледельческому циклу.

Одним из первых государств, в котором около III тыс. до н.э. при счете

времени удалось сочетать смену фаз Луны и времен года, был Древний Вавилон.

Изобретенный там лунно-солнечный календарь послужил прообразом при разработке

календарных систем у многих других народов Передней Азии.

Древневавилонский календарный год состоял из 12 месяцев, названия которых был

в основном связаны с особенностями быта. В названии месяца «Нисану» имеется

корень, значение которого – «двигаться», «шагать»; «Айру» значит «яркий»,

«светлый», «Абу» - «враждебный» (из-за солнечной жары); «Ташриту» – «начало»;

«Тебету» – «мутный»; «Шабату» – «разрушение» (дождями и ливнями); «Адару» –

«пасмурный». Сам же месяц начинался в тот вечер, когда впервые вскоре после

захода Солнца на небе был виден новый серп Луны, то есть продолжительность

месяца была в прямой зависимости от изменения фаз естественного спутника

Земли. Новшеством по сравнению с лунным календарем стала вставка

дополнительного 13-го месяца, которая не позволяла «гулять» началу года по

сезонам и при этом не приводила к рассогласованию с фазами Луны. В Древнем

Вавилоне эта вставка проводилась по распоряжению властей, а позднее была

продумана система вставки дополнительного месяца.

Одним из важнейших достижений египетской культуры стал солнечный календарь.

Главная особенность последнего состоит в том, что он не зависит от изменения

фаз луны, а в основе его лежит движение Солнца относительно звезд. Одной из

главных задач календаря в Древнем Египте было предсказание момента разлива

Нила, важного для сельского хозяйства, поэтому неточные лунные и лунно-

солнечные календари для этого были совершенно не пригодны. Разлив Нила

совпадал по времени с первым восходом Сириуса после 70-суточного периода его

невидимости – это позволило оценить промежуток времени между ежегодными

разливами и установить длину года, равной 365,25 суток – это значение

примерно составляет периоду обращения Земли вокруг Солнца. Это обеспечивало

древнеегипетскому календарю необходимую точность для сельскохозяйственных

работ, хотя было достигнуто отказом от привязки к фазам Луны. Развитие

календаря строителей пирамид имело большое значение, так как григорианская

календарная система, широко используемая сейчас в мире, своими корнями уходи

в Древний Египет и является в какой-то мере усовершенствованным вариантом

древнеегипетской.

К условностям в счете времени можно отнести установление начала года. Когда-

то в древних государствах Ближнего Востока год начинался со дня осеннего или

весеннего равноденствия. Европа же очень долгое время не могла прийти к

согласию.

Счет дней в году от праздника «рождества Христова» (от 25 декабря) велся в

Риме с IV в. н.э., во Франции – с VIII и до конца X в., в Германии – с IX в.,

причем в масштабах всей страны начало года было перенесено здесь на 25

декабря в 1310 г.

Начало года с 1 марта, использовавшееся уже вычислителями даты христианской

пасхи, постепенно распространилось на многие страны Европы; с VI в. оно

использовалось во Франции, Венеции и в ряде других государств.

Весьма популярным был в Европе благовещенский стиль (от «воплощения Господа»

- с 25 марта), который к тому же использовался в двух вариантах. Так, во

Флоренции год начинался 25 марта, после того как год с тем же обозначением

был начат в других городах и областях, использовавших другие стили. В Пизе

обозначение года также менялось 25 марта, но на 12 месяцев раньше, чем во

Флоренции.

Благовещенский стиль использовался в Англии вплоть до 1753 г., во Франции – в

IX-X вв., но во второй половине XI в. здесь он был заменен пасхальным (начало

года – с «предпасахальной» недели), и этот стиль стал постепенно стал

господствующим в этой стране, хотя в одних областях Франции еще долгое время

сохранялся благовещенский, тогда как в других появился рождественский стиль.

Пасхальный стиль в XIV в. широко использовался во многих городах Германии. В

южной части Италии еще с византийских времен начало года отсчитывалось от 1

сентября.

Впервые начало года было соотнесено с 1-м января реформой Юлия Цезаря в 45 г.

до н.э., однако общепризнанной мировой традицией это стало нескоро. Начало

года с 1 января отмечается в документах Священной Римской империи с XIII-XIV

вв., в Испании с 1556 г., в Дании и Швеции – с 1559 г., во Франции – с 1563

г., в Нидерландах – с 1575 г., в Шотландии – с 1600 г., в Германии - с 1691

г., в Венеции - с 1797 г. В документах папской канцелярии начало года

совмещено с 1 января начиная с 1691 г.

Торговые и политические связи Руси с Византией обусловили принятие

христианства и юлианского летосчисления по византийскому образцу, но с

некоторыми отклонениями. Там год начинался 1 сентября, на Руси же по древней

традиции началом года считали весну и юлианский год начинали 1 марта. Затем в

1492 г. Московский церковный собор перенес начало года на 1 сентября. Через

208 лет Петр I, следуя европейской традиции, своим указом постановил

праздновать Новый год 1 января, а заодно и ввел новое летосчисление: в указе

от 19 декабря предписывалось после 31 декабря 7208 года от сотворения мира

считать 1 января 1700 г. от рождества христова. В ознаменование этого

исторического события в Москве в ночь на 1 января было организовано большое

празднество с иллюминацией, колокольным звоном, пушечной пальбой и

фейерверком.

История нашего календаря

Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день

это случалось.

Вольтер

Календарь древних римлян. Сегодня все народы мира пользуются

календарем, практически унаследованным от древних римлян, а само слово

«календарь» произошло от латинских слов «caleo» - провозглашать и «calendarium»

- долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого

месяца провозглашалось особо, второе - что первого числа месяца там было

принято уплачивать проценты по долгам. Но если в своем нынешнем виде этот

календарь почти идеально соответствует годичному движению Земли вокруг Солнца,

то о его первоначально варианте можно сказать, что хуже было некуда.

Сначала римский год состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми

номерами: первый, второй, третий и т.д. Год начинался с весны – периода,

близкого к весеннему равноденствию. Позже первые четыре месяцы были

переименованы. Самый первый месяц года был назван мартиусом (martius) – в

честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и

скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд.

Второй месяц получил название априлис (aprilis), которое происходит от

латинского aperire – «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки

на деревьях, или от слова apricus –«согреваемый Солнцем». Он был посвящен

богине красоты Венере. Третий месяц в честь богини земли Майи стал называться

майус (majus). Четвертый месяц был переименован в юниус (junius) и посвящен

богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера.

Остальные шесть месяцев года продолжали сохранять свои числовые названия:

квинтилис (quintilis) – пятый; секстилис (sextilis) –

шестой;

септембер (september) – седьмой; октобер (october) – восьмой;

новембер (november) – девятый; децембер (december) – десятый.

Четыре месяца года (мартиус, майус, квинтилис и октобер) имели каждый по 31

дню, а остальные месяцы состояли из 30 дней. Поэтому первоначально римский

календарный год имел 304 дня.

В VII в. до н.э. римляне произвели реформу своего календаря и добавили к году

еще 2 месяца – одиннадцатый и двенадцатый. Первый из этих месяцев – януариус

– был назван в честь двуликого бога Януса, который считался богом небесного

свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце.

Он же был богом входа, всякого начинания. Римляне изображали его с двумя

лицами: одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым,

обращенным назад, созерцает прошедшее. Еще же добавленный месяца – фебрариус

– был посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название

происходит от слова februare – «очищать», и связано с обрядом очищения.

Год в календаре римлян после реформы стал состоять из 355 дней, и в связи с

добавлением дополнительно 51 дня пришлось менять длину месяцев: от тех 6

месяцев, каждый из которых раньше состоял из 30 дней (априлис, юниус,

секстилис, септембер, новембер, децембер) отняли по одному дню. Это позволило

образовать два последних месяца с количеством дней: януариус – 29, фебрариус

– 28.

Таким образом, год, содержащий 355 дней, делился на 12 месяцев. Число дней в

месяцах наглядно показывает следующая таблица:

Название месяца

Число дней

Название месяца

Число дней

Название месяца

Число дней

Мартиус31Квинтилис31Новембер29
Априлис29Секстилис29Децембер29
Майус31Септембер29Януариус29
Юниус29Октобер31Фебрариус28

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты