Курсовая: Анархизм в России и его роль в 1917 г

как в городах, так и в деревнях”.

· Главными методами борьбы в России провозглашались “восстание и

прямое нападение как массовое, так и личное, на угнетателей и

эксплуататоров”. Вопрос о применении личных террористических актов должен был

решаться только местными жителями, в зависимости от конкретной ситуации.

· Формой организации анархистов должно было быть “добровольное

соглашение личностей в группы и групп между собою”.

· Анархисты отвергали возможность вхождения их в какие-либо органы

управление (Государственная Дума или Учредительное собрание), а так же

возможность сотрудничества анархистов с другими политическими партиями или

течениями.

На 2-ом съезде в Лондоне (17-18 сентября 1906 г.) Кропоткиным была

представлена резолюция об экономическом и политическом моменте революции, в

которой он замечал, что налицо “народная революция, которая продлится

несколько лет, низвергнет старый порядок вообще и глубоко изменит все

экономические отношения вместе с политическим строем”. В вопросах организации

Кропоткин всячески поощрял самостоятельность анархических групп.

Существенным для хлебовольцев был вопрос о будущем обществе, созданном по

модели анархо-коммунизма. Сторонники Кропоткина представляли будущее общество

как союз или федерацию вольных общин, объединенных свободным договором, где

личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные

возможности для развития. Для планомерного развития экономики Кропоткин

предлагал децентрализовать промышленность. В аграрном вопросе Кропоткин и его

соратники считали необходимым передать всю землю, захваченную в результате

восстания, народу, тем, кто сам ее обрабатывает, но не в личное владение, а

общине.

В условиях революции 1905-07 гг. в российском анархо-коммунизме образовалось

еще несколько течений:

-

Безначальцы, возглавляемые С. М. Романовым (Бидбей) и Н.

В. Дивногорским (Петр Толстой). В основу этого течения были положены проповедь

террора и грабежей как способов борьбы с самодержавием и отрицание всяких

нравственных устоев общества. Уничтожить самодержавие они хотели путем

“кровавой народной расправы” с власть имущими.

- Осенью

1905 г. оформились чернознаменцы. Организатором и идеологом

чернознаменцев в России был И. С. Гроссман (Рощин). В революции 1905-07 гг. это

течение играло одну из ведущих ролей. Социальную базу чернознаменцев составляли

отдельные представители интеллигенции, часть пролетариата и

рабочие-ремесленники. Своей главной задачей они считали

создание широкого массового анархического движения, установление связи со всеми

направлениями анархизма. В ходе боевых действий конца 1905 г. чернознаменцы

раскололись на безмотивных террористов во главе с В. Лапидусом (Стригой) и

анархистов-коммунистов. Первые считали основной целью организацию “безмотивного

антибуржуазного террора”, а анархисты-коммунисты высказывались за сочетание

антибуржуазной войны с серией частичных восстаний.

Крупными идеологами и организаторами следующего течения (

анархо-синдикализма) в России являлись Яков Исаевич Кирилловский (Д. И.

Новомирский), Борис Наумович Кричевский, Владимир Александрович Поссе. Основной

целью своей деятельности синдикалисты считали полное, всестороннее освобождение

труда от всех форм эксплуатации и создание свободных профессиональных

объединений трудящихся как главной и высшей формы их организации.

Из всех видов борьбы синдикалисты признавали только непосредственно-прямую

борьбу рабочих с капиталом, а так же бойкот, стачки, уничтожение имущества

(саботаж) и насилие над капиталистами.

Следование этим идеалам привело синдикалистов к идее “беспартийного рабочего

съезда”, а так же к агитации за создание общероссийской рабочей партии из

“пролетариев независимо от существующих партийных делений и взглядов”.

Некоторые из этих идей переняли у синдикалистов меньшевики.

В 1-ое десятилетие XX века в жизнь были воплощены некоторые идеи В. А.

Поссе, выступавшего за создание особых кооперативов для борьбы рабочего

класса за свои профессиональные, экономические интересы, минуя политические и

вооруженные методы борьбы с самодержавием.

Д. И. Новомирский возглавлял в годы 1-ой русской революции организацию

синдикалистов в Одессе, где издавал программные брошюры синдикалистов. Одесса

считалась центром синдикализма в России.

В России к моменту первой русской революции так же зарождается такое течение как

анархо-индивидуализм (индивидуалистический анархизм). Его основными

представителями можно считать А. А. Борового, О. Виконта, Н. Бронского,

которые брали за основу абсолютную свободу личности “как исходную точку и

конечный идеал”.

В России времен 1-ой революции так же оформились такие разновидности

индивидуалистического анархизма:

-

Мистический анархизм, основными представителями которого были интеллигенция:

поэты и писатели – С. М. Гордецкий, В. И. Иванов, Г. И. Чулков, Л. Шестов, К.

Эрберг и др.

-

Ассоциационный анархизм. Был представлен в России в лице Льва Чернова

(псевдоним П. Д. Турчанинова), взявшего за основу труды Штирнера, Прудона и

американского анархиста В. Р. Тэккера. Турчанинов выступал за создание

политической ассоциации производителей. Основным методом борьбы считал

систематический террор.

-

Махаевцы (махаевисты). Махаевцы высказывали враждебное отношение к

интеллигенции, власти и капиталу. Создателем и теоретиком течения был польский

революционер Я. В. Махайский.[3]

Деятельность русских анархистов в период революции 1905-07.

По своему социально-экономическому и политическому характеру 1-ая русская

революция была буржуазной и должна была устранить препятствия для дальнейшего

развития капитализма.

В первый же день революции петербургские рабочие стали строить баррикады на

улицах города. В их рядах активно действовали большевики, но было довольно

мало представителей анархизма. Разработанная Кропоткиным анархистская теория

“социальной революции” в 1905 г. была известна узкому кругу немногочисленных

его приверженцев в России. В России было опубликовано 27 изданий, а так же

около 85 брошюр и статей. В произведениях 1905-07 гг. Кропоткин продолжает

развивать свою теорию революции, реагируя на текущие события. Он считал, что

русскому народу следует произвести “великую революцию” и “глубокий

экономический переворот”. Анархисты смешивали буржуазно-демократическую

революцию с социалистической и выражали стремление перескочить через

демократический этап.

На волне поднимающейся революции анархисты стали принимать более активные

действия. С 1904-го по 1905-ой количество городов, в которых действовали

анархистские организации, возросло с 15-и до 73-ех. Они охватили в себе всю

Россию – от Санкт-Петербурга до Закавказья и Дальнего Востока. Но при этом

единую анархистскую партию создать так и не удалось.

Добиваясь расширения своего влияния на массы, анархисты организовывали

типографии (не меньше 16-ти), публиковали брошюры и листовки. В эмиграции и в

России они издавали не менее 25-ти названий газет и журналов. Стремясь оторвать

рабочий класс от марксистов, анархисты выступали с всякими нападками на

большевиков. Отрицая необходимость какой-либо власти вообще, анархисты

выступали против требований большевиков о создании временного революционного

правительства.[4]

На страницах анархистской прессы тактика анархизма характеризовалась как

постоянный бунт, непрерывное восстание против существующего общественного и

государственного строя. Анархисты нередко призывали народ готовиться к

вооруженному восстанию. Анархистские боевые дружины осуществляли так

называемый “безмотивный” террор. 17 декабря 1905 г., анархисты в Одессе

бросили 5 бомб в кафе Либмана. Террористические акты совершались анархистами

в Москве, на Урале, в Средней Азии. Особенно активно вели себя

екатеринославские анархисты (около 70_ти актов). В годы 1-ой русской

революции тактика политического и экономического террора у анархистов нередко

выливалась в грабежи. За счет них некоторые анархистские группы создавали так

называемые “фонды боевой кассы”, из которых часть денег отдавалась рабочим. В

1905-07 гг. к анархизму примкнуло немало преступных элементов, пытаясь так

прикрыть свою деятельность.

Расширение сети анархистских организаций в 1905-07 гг. вызвало надежду у

идеологов анархизма, что им удастся внедрить в сознание масс (и в первую

очередь рабочего класса) идеи анархизма, свою программу и тактику.

Анархизм между двумя революциями (1907-17 гг.).

Анархисты анализировали уроки первой революции. “Да, пора иллюзий

завершилась. Первый штурм отбит – и надо готовить второй”.

К 1914-ому году, по мнению Кропоткина, “наступило хорошее время”. Но к этому

времени произошел раскол и среди анархистов на социал-патриотов (во главе с

Кропоткиным) и интернационалистов. Кропоткин отошел от своих взглядов и

основал группу “анархо-траншейников”. Анархисты не согласные с ними

образовали интернациональное течение, но они были слишком малочисленны, что

бы всерьез влиять на массы. В годы меж двух революций активизировались

синдикалисты, издавая листовки и словесно призывая граждан к открытой борьбе.

В целом анархистам в этот период так и не удалось активизироваться. В целом

число анархистских организаций в России упало. Однако после Февральской

революции 1917 г. анархисты вновь резко активизировали свою деятельность. И

этот период считается расцветом анархизма в России.

Глава II. Анархизм в России в 1917 г.

Организации анархистов в России на 1917-й год.

Ситуация в лагере анархистов к 1917-ому г. изменилась мало. На арене

межпартийной борьбы по-прежнему лидировали представители анархо-коммунизма,

анархо-синдикализма и индивидуалистического анархизма (Ведущее положение

занимали анархо-коммунисты).

Среди лидеров анархо-коммунизма выделялись А. М. Атабекян, И. Х.

Ш. Блейхман, А. Ю. Ге, А. А. Карелин, К. Ковалевич, Д. И. Новомирский. Своим

главным теоретиком все они считали П. А. Кропоткина. Последний, вернувшись в

Россию в мае 1917 г., занялся разработкой теории анархизма.

В период 1905-1917 гг. анархо-коммунисты пережили несколько расколов. От

ортодоксальных сторонников анархо-коммунизма отделились так называемые

анархо-кооператоры, основавшие группу “Почин”, одноименное издательство и

журнал. Они считали возможным переход от капитализма к коммунизму сразу, минуя

какие-либо переходные этапы.

Центром собирания сил анархо-коммунистов, действовавших в 59 населенных

пунктах страны, стала Московская федерация анархических групп. Важнейшим

делом в период революции стал I съезд анархо-коммунистов.

Более энергично, чем другие направления, действовали анархо-синдикалисты

. Ведущими лидерами этого движения в период революции стали В. М. Волин, А. М.

Аникст, Х. З. Ярчук, Г. П. Максимов, В. С. Шатов. В отличие от

анархо-коммунистов, синдикалисты постоянно вращались в рабочей среде

(профсоюзах, фабзамкомах, кооперативных объединениях), лучше знали запросы и

нужды трудящихся. По их мнению, на следующий день после социальной революции

государственная и политическая власть должны быть уничтожены и создано новое

общество под руководством федерации синдикатов, отвечающее за организацию

производства и распределения.

В 1918 г. от синдикалистов отделились так называемые анархо-федералисты.

Их лидерами стали Н. И. Проферансов и Н. К. Лебедев. Они считали себя

приверженцами “чистого синдикализма” и, по их мнению, общественная жизнь после

социального переворота должна быть устроена путем объединения личностей на

основе договора или соглашения в коммуны.

Крупным объединением анархо-синдикалистов был “Союз анархо-синдикалистской

пропаганды “Голос Труда””, имевший свои отделения в Петрограде и Москве. За

1918 г. синдикалисты провели два съезда (25 августа и 1 декабря).

К 1917 г. в стране активно заявили о себе анархо-индивидуалисты.

Это течение было наиболее разноликим и в нем выделялось множество мелких групп

и объединений.

Из них активную деятельность проводили:

· Панархизм и как его разновидность

анархо-универсализм с их идеями всеобщей и немедленной анархии. Основными

идеологами этого течения были братья Гордины Абба и Владимир. Основным

фундаментом этого течения служили нищие и часть пролетариата.

· Анархо-биокосмизм. Течение видевшее идеал

в полной свободе личности, которую должно достигнуть человечество в далеком

будущем.

· Анархо-гуманизм. Идеолог – А. А. Боровой.

Создал собственный “Московский Союз идейной пропаганды анархизма”. За основу

своих идей Боровой брал свободного человека. Он считал, что человек всегда

должен стремиться к свободе, к освобождению от гнета учреждений, гнета законов.

· Крайними формами анархо-индивидуализма были неонигилизм

и махаевщина. Идеологами этих течений были соответственно А. Н.

Андреева-Богданова и Я. В. Махайский.

[5]

Таким образом, к 1917 г. анархическое движение в России представляло собой

множество пестрых, разрозненных групп, отличавшихся своей пестротой и

организационной неразберихой.

Начало активной деятельности анархистов в 1917 г.

Русские анархисты в дни Февральской революции не вели активной деятельности,

повлиявшей на ход революции. Самым важным для анархистов событием тогда стал

захват дачи Дурново. Тогда в феврале все это не привлекло внимания. Анархисты

только начинали свою деятельность: революция освободила из тюрем П. Аршинова

и Н. Махно; возвращались из сибирской ссылки И. Блейхман в Петроград и Лев

Черный в Москву. Уже в начале июня в Петроград из Лондона прибывает П.

Кропоткин, находившийся в эмиграции 40 лет. Тогда же из США вернулись в

Россию анархо-синдикалисты В. Волин и Е. Ярчук.

Сразу же после Февральских событий (1 марта 1917 г.) анархисты выпустили ряд

листовок, в которых высказывали свое мнение к произошедшим событиям. Ниже я

приведу выдержки из текста листовки Объединенной организации Петроградских

анархистов:

“Геройскими усилиями солдат и народа свергнута власть царя Николая Романова и

его опричников. Многовековые оковы, терзавшие душу и тело народа, -- порваны.

Перед нами, товарищи, встает великая задача: создать новую прекрасную жизнь

на началах свободы и равенства.

. Мы, анархисты и максималисты, говорим, что народные массы, организуясь в

союзы, сумеют взять в свои руки дело производства и распределения и

установить порядок, обеспечивающий действительную свободу, что работникам не

нужна никакая власть, не нужны суды, тюрьмы, полиция.

Но, указывая наши цели, мы, анархисты, ввиду исключительных условий момента,

. пойдем совместно с революционным правительством в его борьбе со старой

властью, пока наш враг не будет сокрушен.

Да здравствует социальная революция”.*

В последствии, когда “враг был сокрушен” анархисты стали резко критиковать

Временное правительство и другие органы власти.

Политическая деятельность анархистов между Февральской и Октябрьской

революциями в основном сводилась к попытке “ускорить” ход событий –

осуществить немедленную социальную революцию. Это они в основном и

противопоставляли программам других социал-демократических партий.

Свою пропаганду анархисты развернули в Петрограде, Москве, Харькове, Одессе,

Киеве, Ростове, Екатеринославле, Николаеве, Саратове, Самаре и других

городах, когда до 17 г. анархисты действовали не более чем в 7 городах

России. Создавались клубы, становившиеся центрами пропаганды. Анархистские

деятели выступали с лекциями на промышленных предприятиях, в воинских частях

и на кораблях, вербуя матросов и солдат в члены своих организаций. Анархисты

устраивали митинги на улицах городов. Эти группы в большинстве своем были

малочисленны, но заметны. Возрожденные анархистские группы с новыми силами

организовывали издательскую деятельность, выпуская брошюры, листовки, газеты

и журналы, переиздавая работы Бакунина, Кропоткина и других теоретиков

анархизма. За 1917 г. было переиздано более 20 названий работ Кропоткина. В

период между Февралем и Октябрем в России издавалось более 20 журналов. В

каждом городе анархисты издавали свой собственный журнал. В Петрограде таким

журналом была “Коммуна”, издаваемый с марта 1917 г.

В марте 1917 г. анархисты Петрограда провели 3 собрания. На первом

присутствовало лишь 13 человек. Было решено вести активную пропаганду, но не

предпринимать никаких действий.

Второе собрание Петроградских анархистов состоялось 2 марта. На нем были

приняты следующие требования.

“Анархисты заявляют:

1. Все приверженцы старой власти должны быть немедленно удалены со своих

мест.

2. Все распоряжения нового реакционного правительства, представляющие

опасность для свободы – отменить.

3. Немедленная расправа с министрами старого правительства.

4. Осуществление действительные свободы слова и печати.

5. Выдача оружия и патронов всем боевым группам и организациям.

6. Материальная поддержка нашим товарищам, вышедшим из тюрьмы”.*

На третьем собрании присутствовало 73 человека. Собрание состоялось 4-го

марта. Были выслушаны доклады о деятельности анархических групп в Петрограде.

Откорректированы и утверждены требования:

-

“Право представительства от организации анархистов в Петрограде в Совете

Рабочих и Солдатском Депутате.

-

Свобода печати всех анархических изданий.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты