: Культура Руси XIV-XVII веков

декоративная яркость цвета. На испол­ненной Алексой Петровым храмовой иконе

церкви Николы на Липне Николай чудотворец представлен как внимательный

наставник и помощник людям. Округлые линии, нарядная ор­наментация отразили

воздействие декоративных тенденций народного творчества.

В городах Северо-восточной Руси, уцелевших от нашествия живопись долгое время

разви­валась на домонгольской основе. Художественные мастерские были

сосредоточены на архие­рейских и княжеских дворах, и их произведения имеют

церковный, либо кастовый княжеский характер. Ростовские иконы XIII-XIV вв.

характеризуются просвечивающимися красками, неж­ным и теплым колоритом.

Большой популярностью пользовались житийные иконы, в которых ярко выражено

литературное повествовательно начало. С Ярославлем связано несколько

выда­ющихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV вв. Торжественной красотой

выделяется икона «Борис и Глеб», но место ее написание точно не установлено.

В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-

Преображенско­го собора в Твери, исполненные местными мастерами, были первой

попыткой обращения к монументальной живописи после татарского нашествия. Для

не очень высоких по качеству тверских икон и рукописей характерны белесые

высветления и декоративные сочетания белого, красного, голубого. Несколько

позже тверской возникла московская школа, ранние памятники которой

свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом и Ярославлем.

В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов возрождается

фресковая живопись. Фрески собора Снетогорского монастыря близ Пскова по

стилю еще близки к росписям Новгорода типа нередицких. Новгородские росписи

2-й половины XIV в. более свободны по характеру. Одни из них исполнены

выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на

Волотовом поле. Другие написаны южными славянами: фрески церквей Спаса на

Ковалеве и Рождества на кладбище и церкви Михаила Архангела Сковородского

монастыря.

Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса на Ильине улице, исполненные

Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по одухотворенной

патетике образов и артистизму. Росписи Феофана по их суровой выразительности,

исключительной свободе композиции и письма не имеют себе равных не только на

Руси, но и в Византии. Хорошо сохранились фрески угловой камеры на хорах:

образы, воплощающие аскетические идеалы, отличаются психологической

напряженностью, техника письма – динамикой и оригинальностью приемов, колорит

предельной сдержанностью. Божество и святые предстают у Феофана в виде

грозной силы, предназначенной управлять человеком и напоминать ему о подвигах

во имя высшей идеи. Их темные лики с бегло положенными белыми бликами, по

контрасту с которыми приобретают особую звучность разбеленные желтые,

малиновые, синие тона одежд, оказывают на зрителя непосредственное и глубокое

воздействие. Фрески церкви Федора Стратилата стилистически близки к росписям

Спаса на Ильине улице. Возможно, что в их исполнении участвовали русские

мастера, учившиеся у греков.

Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более

свободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в. выделяются

смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на сочетании

оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов. Сумрачная

выразительность образов святых не псковских иконах обнаруживает их известную

близость к работам Феофана Грека.

На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее известный

представитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах

преобладают темные, несколько приглушенные тона. Стойкие на севере

архаические традиции делают иконы северного письма XIV-XV вв. нередко

похожими по стилю на памятники более раннего периода.

Расцвет новгородской живописи произошел в XV в. На новгородских иконах –

специфический подбор святых: Илья, Василий, Флор и Лавр, Параскева Пятница,

Анастасия, Никола, Георгий. Они ассоциировались в народном сознании с силами

природы и были призваны охранять человека, его дом и хозяйство. Иконография

обнаруживает следы воздействия языческих пережитков, фольклора, местных

исторических событий, быта. Необычайная активность и известный демократизм

общественной жизни Новгорода способствовали сложению в местной живописи

особого идеала человека – решительного, энергичного, сильного. Новгородским

иконам свойственны уверенный жестковатый рисунок, симметрические композиции,

яркие холодные тона.

С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь

работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный. В

иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, Феофан немного увеличил

размеры икон Христа, богоматери и святых и достиг четкой выразительности

силуэта («деисусный чин»). Этот чин имел большое значение для последующего

развития русского высокого иконостаса. Созданная Феофаном в Москве школа

стимулировала развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличный от

феофановского стиль. В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили

новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в традиционных

иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли

современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за

собой народ, мягкие гармоничные тона живописи пронизаны чувством

умиротворения. Написанные несколько позже Рублевым иконы звенигородского чина

– чисто русская интерпретация темы деисуса. Образ благословляющего Христа

полон внутренней силы и мудрого спокойствия. Рублев обладал редким даром

воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния человека. В

его работах не смену внутреннему смятению аскетической отрешенности образов

Феофана приходят красота душевного равновесия и сила осознанной нравственной

правоты. Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи,

выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной

иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев

создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им

богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. Фигуры

ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют

круг – символ вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение

светлой сосредоточенной задумчивости. Нежные, тонко согласованные тона, среди

которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода точно

найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной взаимосвязи

с глубоко человечным замыслом этого гениального произведения.

В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В

иконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в период образования

русского централизованного государства во главе с Москвой, возрастают

известное единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме,

черты праздничности и декоративности. Тонкий рисунок и изысканный колорит

икон Дионисия, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, полны нарядной

торжественности. Но в психологическом плане его образы уступают Рублевским.

Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора

Ферапонтова монастыря близ Кириллова отмечены особой мягкостью колорита,

красотой подчиненных плоскости стены композиций с как бы скользящими изящными

фигурами. Многочисленные работы Дионисия и художников его школы вызвали

повсеместные раздражения им. В конце XV в. московские художники выезжают в

Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие мастера этих

художественных центров выезжают для работы в Москву, где они знакомятся с

творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно

нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу.

В XVI в. укрепление государства и церкви сопровождалось теоретической

разработкой вопросов о царской власти, об отношении к ней церкви, о роли

искусства в богослужении, о способах воплощения церковных сюжетов. Искусство

под воздействием начетнической богословской литературы становится надуманно

сложным, схоластически отвлеченным. Многочисленные умозрительные аллегории и

символы нередко затемняют содержание и перегружают композицию. Письмо

мельчает, стиль теряет монументальность и ясность. Несохранившаяся роспись

Золотой палаты московского Кремля, исполненная на основе «Сказания о князьях

Владимирских», наглядно иллюстрировала идею преемственности власти московских

самодержцев. Написанная по случаю взятия Казани икона-картина «Церковь

воинствующая», представляющая апофеоз Ивана Грозного, наполнена аллегориями и

историческими параллелями. В такого рода произведениях политические, светские

тенденции становились преобладающими. Еще сильнее эти тенденции выступали в

миниатюре ряда рукописных книг. Крупнейшие книгописные мастерские находились

в Новгороде, Москве и Троице-Сергиевой лавре. Фундаментальный «Лицевой свод»

содержит около 16 тысяч миниатюр. Военные и жанровые сцены с почерпнутыми из

жизни бытовыми деталями выполнены в графической манере и подцвечены

акварелью. В них появляются многоплановые построения пространства, реальный

пейзаж. Книгопечатание, первые опыты которого в 50-х гг. XVI в., положило

начало русской гравюре. Иван Федоров нашел для нее художественное решение,

независимое от иконной и миниатюрной живописи.

На рубеже XVI-XVII вв. в Москве формировались два течения в живописи, условно

называемые по фамилиям их ревностных сторонников «годуновским» и

«строгановским», первая из них тяготела к строгому стилю икон и

монументальной росписи XV-XVI вв., но обнаруживала так же типичную для

мастеров XVI в. любовь к царственной пышности, а при иллюстрировании

псалтырей возрождало старую традицию оформления рукописей рисунками на полях.

Строгановская школа культивировала мелкое, щегольски-утонченное письмо,

сочетая краски с золотом и серебром; иконы писались для домашних молелен

богатых феодалов - ценителей изощренного мастерства. Несколько изнеженная

красота и беззащитная слабость святых в расцвеченных одеждах, фон со сложным

фантастическим пейзажем характерны для работ мастеров этой школы – Емельяна

Москвитина, Стефана Пахири, царских иконописцев Прокопия Чирина, семьи

Савиных и др.

Польско-шведская интервенция начала XVII в. задержала развитие искусства, но

к 1640-м годам художественное творчество заметно оживилось. Расширился

социальный контингент заказчиков. Наряду с царским двором, духовенством и

боярами усиленное строительство и украшение каменных церквей и палат вели

купцы и разбогатевшие посадские люди. Растет число художников, порой

недостаточно профессионально подготовленных, что снижает общий уровень

мастерства. Но среди выходцев из городских низов и государственных крестьян

было немало людей с ярким дарованием, создавших росписи, иконы, миниатюры

поражающие свежестью мировосприятия, свободой и разнообразием толкования

сюжетов, смелостью технических приемов. Искусство демократизируется,

становится более понятным и доступным, приближается к народному мироощущению.

Известно много имен мастеров XVII в. – московских, ярославских, костромских,

нижегородских, чаще всего работающих большими артелями: одни мастера намечали

композиции на стенах церкви, другие писали лица, третьи – одежду и

драпировки, четвертые архитектуру и ландшафты, пятые – орнаменты и т. д.

Коллективное творчество вырабатывало четко выраженное единообразие. В

иконописи 1-й половины XVII в. прослеживаются традиции строгановской школы.

Автор иконы «Алексий, митрополит московский» любовно расцвечивает и пышную

ризу святого, и затейливые облака фона, и расстилающийся внизу пейзаж. В

иконах, рассчитанных на восприятие издали, формы крупнее, линия энергичнее,

силуэт выразительнее, колорит проще и глуше. Монументальная живопись

развивается под заметным влиянием иконописи и западноевропейской гравюры.

Умножаются сюжеты, сведенные к занимательному рассказу с бытовыми деталями,

масштабы фигур уменьшаются, рисунок теряет былую лаконичную выразительность,

индивидуальные образы вытесняются без конца повторяющимися типами.

В середине XVII в. центром художественной живописи становится Оружейная

палата Московского Кремля, сильно влиявшая на русское искусство в целом. Ее

живописцы были мастерами широчайшего диапазона: они выполняли стенные

росписи, иконы и миниатюры, раскрашивали мебель и домашнюю утварь, писали

царские портреты, оформляли церковные и светские праздники и т. д. И хотя

частая смена занятий вырабатывала у мастеров шаблонные приемы, Оружейная

палата поддерживала искусство на очень высоком профессиональном уровне. Здесь

возникли первые в истории русского искусства специальные трактаты о живописи,

написанные Иосифом Владимировым и Симоном Ушаковым, ставившие проблему

жизненного правдоподобия иконных изображений. В живописи Ушаков главное

внимание уделял светотеневой лепке формы, достигая мягкости переходов,

объемности изображения, настойчиво добиваясь впечатления их реальности.

В XVII в. в русском искусстве появился новый для него жанр – портрет. До

середины XVII в. авторы портретов еще следуют иконописным принципам, и их

работы мало отличаются от икон. Позднее, не без влияния работавших в России

иностранцев, в портрете появляются приемы западноевропейской живописи, точно

фиксируются черты лица, выявляется объемность фигуры, хотя трактовка одежд

остается плоскостной, а изображение в целом – застыло-неподвиж-ным.

Стенопись ярославских и костромских иконописцев, работавших также в Москве,

Ростове, Романове и Борисоглебской слободе, Вологде, Троице-Сергиевой лавре и

других городах, отмечена неисчерпаемой фантазией, интересом окружающей

действительности. Мастера умели придать занимательность и декоративность

многофигурным, полным динамики многоцветным росписям, покрывающим стены и

своды храмов живописным ковром. Ряд сцен слагается в повествовательные циклы

со множеством тонко подмеченных бытовых деталей и с мотивами реальных

пейзажей. Эти росписи, так же как иконы в ярославской церкви Ильи Пророка и

несколько превосходных икон Семена Колмогородца, пронизаны оптимистическим

мироощущением людей, еще робко, но радостно открывающих красоту земной жизни.

Искусство XVII в., преимущественно повествовательное и декоративное,

стремилось к литературности и внешней выразительности, достигавшейся часто за

счет весьма свободного истолкования иконографических сцен и насыщения их

бытовыми деталями. Это, а также постоянный интерес художников к портрету и к

изображению реальных построек и пейзажа подготовили русское искусство к

переходу на путь светского развития. Этот переход был невозможен, однако, без

решительного освобождения искусства от влияния церкви, без внедрения в

культуру светского начала, которое несли с собой реформы Петра I.

Скульптура занимала особое место в художественной жизни русского

средневековья. Официальная церковь относилась к ней отрицательно как к

пережитку идолопоклонства, но не могла не считаться с ее популярностью в

народной среде. В те моменты истории, когда объединение всех сил народа было

особенно важно, скульптура получала доступ в храм, служа действенным

проводником актуальных идей. Поэтому в ней преобладают сюжеты, которые в

народном сознании связывались с героическим или высоким нравственно-

эстетическим началом.

Обычно изваяния выполнялись в дереве, хотя известны отдельные произведения в

металле: автопортрет мастера Аврама на трофейных бронзовых вратах Софии

Новгородской, собранных им на рубеже XII – XIV вв.; серебряная фигура

царевича Дмитрия работы Гаврилы Овдокимова «с товарищами». Встречается и

скульптура в камне: «Георгий» В. Д. Ермолина, большие памятные кресты с

рельефами. Как правило, деревянная скульптура была полихромной. Локальная

роспись темперными красками сближала ее с иконой. Эта близость усугублялась

тем, что рельефы не выступали за плоскость обрамляющей изображение нетронутой

кромки доски, а уплощенные фигуры, рассчитанные на строго фронтальное

восприятие, помещались в киотах с цветным фоном, плотность цвета и весомость

объема, подкрепляя друг друга, создают особую интенсивность декоративного

звучания скульптуры. Фигуры, развернутые на плоскости, сохраняют цельность и

мощь округлого блока дерева. Неглубокие геометризованные порезки,

обозначающие одежды и доспехи, подчеркивают монументальность объема и

непроницаемую твердость массы, по контрасту с которой тонко моделированные

черты лица приобретают повышенную одухотворенность, выявляя внутреннюю жизнь,

сконцентрированную в величественных, застывших фигурах. Как и в живописи, в

скульптуре возвышенная идея выражалась ритмом, пропорциями, силуэтом

замкнутых композиций, наделяя телесный облик святых напряженной духовностью,

лишенной индивидуальных черт.

В течении XIV - XVII вв. скульптура проделала в общих чертах ту же эволюцию,

что и живопись, от лапидарной, обобщенной трактовки статических фигур к

большей повествовательности и свободе в передаче движения. Не связанные

непосредственно с византийской традицией, скульптура была свободнее в

воплощении местного понимания идеалов нравственной красоты и силы. В

отдельных местных школах ощущаются отзвуки дохристианских традиций. Эти

традиции, хотя и вызывали решительные меры со стороны церкви по их

искоренению, нашли свое прямое развитие в народной скульптуре XVIII – XIX вв.

Возрождение декоративно-прикладного искусства в послемонгольское время было

осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла

утрачен. С середины XIV в. оживляется ювелирное искусство. Оклад «Евангелия

боярина Федора Кошки» с чеканными рельефными фигурами в многолопастных

обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовый потир работы Ивана Фомина с

чеканкой и сканью, чеканные кадила, «сионы», воспроизводящие формы шатровых и

купольных храмов, братины, ковши, чаши, литой с чеканкой панагиар

новгородского мастера Ивана сохраняют тектоническую ясность формы и

орнамента, подчеркивающего строение предмета. В XVI в. чеканка и скань

дополняются финифтью. В XVII в. развивается растительная орнаментация, сплошь

оплетающая изделия. Московская и сольвычегодская финифть, теряя в тонкости

исполнения и цельности колористической гаммы, выигрывает в яркости и

богатстве оттенков, соперничая с блеском драгоценных камней. По заказу

Строгановых в Сольвычегодске изготовляются предметы «усольского дела»,

расписанные яркими сказочными цветами по белой грунтовой эмали. Появляются

сюжетные изображения, носящие отпечаток западноевропейского воздействия. С

XVI в. применяется чернь с ясным красивым рисунком, соответствующим форме

изделий. Со 2-й половины XVII в. и в черни нарастает узорчатость,

распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается более

строгий орнамент. Большое распространение получает басма, покрывающая изделия

из дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV вв. в ней используется

орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный из византийских и балканских

рукописей. В XVII в. ее причудливые растительные узоры приобретают чисто

русский характер. Увлечение в XVII в. пышной орнаментикой приводит к утрате

художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными

камнями и жемчугом, из которых компонуются узоры, прежде выполнявшиеся из

золота. Ту же эволюцию испытало литье из цветных металлов – от Царь-пушки

Андрея Чохова до бронзовой сени Дмитрия Сверчкова в московском Успенском

соборе и до оловянных ажурных литых рам к киотам XVII в. Даже в изделиях из

железа наблюдается увлечение узорностью форм: кованые решетки московской

церкви Георгия Неокесарийского, врата из просеченного железа в рязанском

Успенском соборе, петли и дверные ручки рядовых зданий.

В памятниках резьбы по кости XV в. видны неизжитые формы «звериного стиля» в

ажурном орнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличского историко-художественного

музея сказались удлиненно-изящные пропорции фигур Дионисия. В XVII в.

искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в Москве, где они работают,

украшая свои изделия птицами и зверями «в травах». Особенно хороши

многочисленные ларцы с крупным сквозным растительным орнаментом.

До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв. Таков

острый по силуэту Людогощинский крест из Новгорода, украшенный сложным

орнаментом и изображениями святых. Больше сохранилось мелких деревянных

изделий, среди которых тонкостью и красотой исполнения выделяются работы

мастера Амвросия. В XVI в. в деревянную резьбу проникают элементы восточного

искусства. Виртуозная мелкая плоскорельефная ажурная резьба царских врат из

церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова, выполненных иноком Исаией. Трон

Ивана Грозного с шатром и резными историческими сценами и святительские места

XVI-XVII вв. при относительно дробном узоре отличаются архитектурной

четкостью сложно скомпонованных завершений. Изощренная ярославская ажурная

резьба напоминает четкостью форм металл. С середины XVII в. в Москву

приезжает ряд белорусских резчиков во главе с Климом Михайловым, которые

вводили западноевропейские барочные формы. «Белорусская резь» получила

распространение в иконостасах, поражающих богатством и разнообразием деталей.

Ее формы были также использованы в наружном белокаменном декоре. Если

разнообразные деревянные ковши и блюда XVI-XVII вв. отличались мягкой

пластикой округлых форм, оттененных легким геометрическим орнаментом, то в

мебели использовались крупные ажурные растительные мотивы. Геометрическая

трехгранновыемчатая резьба украшала ларцы, свечные ящики, столики. Нередко в

мебели применялись формы, заимствованные из архитектурного декора. Резные

изделия часто пестро раскрашивались.

Роспись была преимущественно орнаментальной. По технике и характеру она

долгое время сохраняла связь с иконописью. По-видимому, в XVI в. появляется

«золотая» роспись деревянной посуды, известная позднее как хохломская.

Роспись распространяется на стены, оконное стекло, резной декор в интерьере.

Нередко орнаментальные побеги сплошь покрывают поверхность предметов. Эти

мотивы просуществовали в русских областях вплоть до последнего времени. В

XVII в. на мебели и посуде появляется «битийное письмо» - бытовые сцены,

сказочные существа и т. д.

Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна по форме. Лишь с XVI в.

применяются «морение» и лощение. На флягах XVII в. появляется геометрическая

орнаментация, а затем плоскорельефные изображения фигур. Многие изделия

воспроизводят металлические формы, в орнаментации видно влияние деревянной

резьбы. С конца XV в. фигурные балясины и красные терракотовые плитки,

украшенные пальметтами, а порой покрытые светло-охряной глазурью, включаются

в декор фасадов. В XVII в. изготовляются для убранства зданий зеленые изразцы

с рельефными бытовыми и военными сценами. С середины XVII в. белорусские

мастера выполняли многоцветные изразцы для собора Ново-Иерусалимского

монастыря в Истре.

Шитье имело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в XVI в.

сосредоточены в Москве при царском дворе. Из мастерской Старицких вышли две

большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологической характеристики

персонажей и безупречной артистической техникой.

Набойки XVI-XVII вв. наряду с геометрическими и растительными мотивами,

восходящими, возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят восточные и

западные орнаменты привозных шелковых тканей. В конце XVII в. появляется

трех- и четырехцветная набойка. В течение XIV-XVII вв. существовало

высокоразвитое узорное ткачество, о чем свидетельствует паволока иконы

«Звенигородского чина» Андрея Рублева. В XVII в. получает распространение

золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами либо с растительными

элементами. Иногда в узоры вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветной

просверленный камень. Некоторые узоры XVII в. дожили в нитяном льняном

кружеве до XX в.

В XIV-XVII вв. искусство в России развивалось под большим влиянием церкви. В

архитектурных памятниках преобладают церкви, в памятниках живописи – иконы.

Также было сильно влияние византийских мотивов на развитие Руси в это период.

Лишь часть ремесел не подверженная этому влиянию развивалась самостоятельно.

Выход русского искусства из под влияния церкви начался лишь в конце XVI –

начале XVII вв., что дало мощный толчок для развития.

Список использованной литературы:

1. Искусство стран и народов мира. Художественная энциклопедия.

2. Грибушина Н. Г. «История мировой художественной культуры».

3. Энциклопедический словарь юного художника.

4. Ильина Т. В. «История искусств».

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты