Контрольная: Эпоха Петра Великого

и Семеновский полки и дивизия Головина еще были в состоянии защищаться. Их

командиры вступили в переговоры с Карлом XП. В результате эти части, 80

офицеров, среди них 10 генералов, 135 пушек были потеряны. Вероятно,

поражение не явилось для Петра неожиданностью. Впоследствии он сказал, что

"все то дело яко младенческое играние было".

После разгрома русской армии под Нарвой у Карла ХП остался выбор: либо идти в

глубь России, имея за спиной саксонскую Армию, гораздо более боеспособную,

чем русская, и это был бы один поворот истории для России, либо сначала идти

против Августа П. Шведский король выбрал второе и надолго "увяз" в Польше.

Только в 1706 г. он смог принудить Августа П к миру и выходу из союза с

Россией.

Петр полностью использовал передышку, предоставленную ему шведами. Как пишет

Ключевский, "предоставляя действовать во фронте своим генералам и адмиралам,

Петр набирал рекрутов, составлял планы военных движений, строил корабли и

военные заводы, заготовлял амуницию, провиант и боевые снаряды, все запасал,

всех ободрял, понукал, бранился, дрался, вешал, скакал с одного конца

государства в другой, был чем-то вроде генерал-фельдцейхмейстера, генерал-

провиантмейстера и корабельного обер-мастера". При этом он еще находил время

проводить реформы. Результаты этой деятельности сказались очень быстро: с

конца 1701 г. русская армия стала по частям бить шведскую. В 1702 г. Петр

штурмом овладел Орешком (переименовав его в Шлиссельбург); в 1703 г. в устье

Невы заложил Санкт-Петербург; были также взяты Ям, Копорье и Мариенбург; в

1704 г. штурмом была взята Нарва; в 1705 г. жестоко подавлено восстание в

Астрахани, а в 1707-1708 г.г. - восстание К.И.Булавина; в 1708 г. Петр разбил

шведов у села Доброго, затем корпус Левенгаупта у деревни Лесной, а 27 июня

1709 г. - армию Карла ХП у Полтавы.

Полтавская победа стала поворотным пунктом в истории России. После Полтавской

победы международное значение России резко повысилось. Саксония и Дания

возобновили с ней союз. К нему примкнула и Пруссия, обязавшаяся не пропускать

через свою территорию шведские войска, а в 1714 году и сама вступила в войну

с Швецией (но военных действий она почти не вела). В 1710 г. с Россией

заключил союз Ганновер, курфюрст которого в скором времени стал английским

королем. В 1710 г. русские войска заняли Выборг, Кексгольм, Ригу и Ревель.

Петр сохранил прибалтийско-немецкому дворянству его привилегии, а оно

признало присоединение Эстляндии и Лифляндии к России.

Осенью 1710 года Турецкое правительство объявило войну России, опасаясь ее

дальнейшего усиления. Расчеты Петра на помощь княжеств Молдавии и Валахии не

оправдались, на берегу Прута русская армия была окружена. Атаки турок были

отбиты, но Петр решил не рисковать армией и вступил в переговоры. По мирному

договору России пришлось вернуть Турции Азов и срыть укрепления Таганрога, то

есть потерять выход в Азовское море.

Петр трезво оценил ситуацию: "Сие дело есть хотя и не без печали, что

лишиться тех мест, где столько труда и убытков положено, однакож чаю сим

лишением другой стороне великое укрепление, которая несравнительно прибылью

нам есть". Мир развязал руки для войны со Швецией. Карл ХП находился в

тяжелом положении, но на мирные переговоры не соглашался. В 1712-1714 гг.

русские войска воевали в Финляндии и северной Германии. Вступил в действие и

построенный Петром Балтийский флот: в июле 1714 г. у мыса Гангут были

захвачены 10 шведских кораблей. К 1716 году соединенными усилиями русских,

саксонцев и датчан северная Германия была очищена от шведских войск, а

русская армия и флот изгнали их из Финляндии. В 1718 г. начались переговоры с

Швецией о мире.

В конце 1718 г. при осаде крепости в Норвегии был убит Карл ХП и переговоры

были прерваны. В 1719 г. русский флот одержал новые победы над шведами у

островов Эзель и Гренгам. Русские корабли действовали уже у берегов Швеции,

высаживая там десанты.

30 августа 1721 года с Швецией был заключен Ништадтский мирный договор, по

которому Россия получила побережье Балтийского моря от Выборга до Риги: часть

Карелии, Ингрию, Эстляндию и Лифляндию с островами Эзель, Даго и Мен, но в то

же время возвращала Швеции Финляндию, уплачивала около 1,5 млн.рублей и

разрешала шведам закупать и беспошлинно вывозить на 50 тыс.рублей хлеба из

Прибалтики. Петр считал Северную войну затянувшейся тяжелой школой. Он

говорил "Все ученики науки в семь лет оканчивают обыкновенно, но наша школа

троекратное время была (21 год), однакож, слава богу, так хорошо окончилась,

как лучше быть невозможно".

Победа в Северной войне, создание регулярной русской армии и флота, их боевой

опыт сделали Россию одной из сильнейших держав в Европе. Сенат поднес Петру

титулы Великого, Отца Отечества и императора всероссийского. Московия отныне

превратилась в Российскую империю, став в международных отношениях на уровень

Священной Римской империи, Англии, Франции, Голландии и Испании.

Северная война была успешно завершена в основном благодаря политике Петра 1,

его реформам до начала войны. Один из передовых ученых Европы, Г.В.Лейбниц,

полагал, что будущее России - это превращение ее в колонию Швеции. А чем она

стала благодаря деятельности Петра хорошо выразил французский представитель в

России Кампредон: "При малейшей демонстрации его флота, при первом движении

его войск ни шведская, ни датская, ни прусская, ни польская корона не

осмелятся ни сделать враждебного ему движения, ни шевельнуть с места свои

войска, как о том бывала речь при прежних обстоятельствах".

2. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и

заменять их новыми. Многочисленные перестройки, привели к созданию

централизованной системы органов управления.

В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти -

Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он

принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы. Члены

Сената назначались императором. В него вошли девять ближайших Петру

сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за

финансами страны, контролировать деятельность администрации.

В 1721 г. Петра I провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление

власти самого царя. "Император Всероссийский,- записано в воинском

регламенте,- есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его

верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам бог повелевает". Вся

полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в

руках Петра.

В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого

возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений.

Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот

контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все

правительственные учреждения. В первой четверти XVIII века к системе

прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В

обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и

должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".

ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

в 20 – 70-е годы XVIII века

Контрольная: Эпоха Петра Великого

К о л л е г и и

В 1718 г. уничтожили запутанную и громоздкую систему приказного управления

страной, сложившуюся при Боярской думе и не соответствовавшую новым условиям

и задачам. Возникшие в разное время около полусотни приказов (Посольский,

Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно

различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов

зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго

задерживая решение неотложных вопросов.

Взамен устаревшей системы приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий,

каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой управления и

подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и

Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии входили

вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-

коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия

контролировала поступления доходов, сбор податей, налогов, пошлин,

правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия

ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько

позже, - дворянским землевладением. Фактически, на правах коллегии

существовал учрежденный в 1720 года Главный магистрат, ведавший русскими

городами, всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех

городов.

Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их

ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий,

департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и производством в чины дворян;

Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных

преступлениях – подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная

контора, Межевая канцелярия и др. – подчинялись одной из коллегий.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на

местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и

количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим

размером мало отличались от современных областей, Московская губерния

охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской,

Ивановской, Калужской, Калининской, Костромской, Московской, Рязанской,

Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего

населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская,

Азовская и Сибирская. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор,

сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При

губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем,

что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям,

распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50.

Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. В каждой провинции

размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска

на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на

дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией.

В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов

(советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной

подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части

наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и

антифеодальные выступления.

Таким образом, сложилась единая для всей страны административно-бюрократичес-

кая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на

дворянство.

2.1. РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА

Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для

этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру,

сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей,

которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не

было подготовлено к их пониманию и осуществлению.

Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим

почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над

войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян

образование. Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15

лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен

был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной

памяти" - разрешения жениться.

Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому

"родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и

прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные,

деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный

или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого"

происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.

2.2. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

Гражданские чиныСоответствующие чины
ВоенныеМорскиеПридворные

1.

КанцлерГенерал-фельдмаршалГенерал-адмирал-

2.

Действительный Тайный СоветникГенерал от Кавалерии, Инфантерии и АртиллерииАдмиралОбер-Камергер, Обер-Гофмаршал, Обер-Шталмейстер, Обер-Егермейстер, Обер-Гофмейстер, Обер-Шенк, Обер-Церемониймейстер, Обер-Форшнегдер

3.

Тайный СоветникГенерал-лейтенантВице-адмирал-

4.

Действительный Статский Советник, Обер-Прокурор, ГерольдмейстерГнерал-майорКонтр-адмирал-

5.

Статский Советник--Церемониймейстер

6.

Коллежский Советник, Военный СоветникПолковникКапитан 1-го ранга-

7.

Надворный СоветникПодполковникКапитан 2-го ранга-

8.

Коллежский АссессорКапитан и Ротмистер--

9.

Титулярный СоветникШтабс-капитан и Штабс-ротмистрЛейтенант-

10.

Коллежский СекретарьПоручикМичман-

11.

Корабельный Секретарь---

12.

Губернский СекретарьПодпоручик и Корнет--

13.

Провинциальный Секретарь, Сенатский Регистратор, Синодский Регистратор, Кабинетский Регистратор---

14.

Коллежский Регистратор---

Роспись чинов 24 января 1722 г., "Табель о рангах", вводила новую

классификацию служащего люда. Все ново учрежденные должности - все с

иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, -

выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный,

с разделением каждого на 14 рангов, или классов: 6 обер-офицерских чинов - от

прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного

советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских от майора до бригадира в

армии и от коллежского асессора до статского советника в гражданской службе;

3 генеральских - от генерал-майора до фельдмаршала в армии и от

действительного статского советника до действительного тайного советника в

гражданской службе. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во

флоте и придворной службе.

Этот учредительный акт реформирования русского чиновничества, ставил

бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической

иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к

табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы,

ничего не значит, не создает человеку никакого положения: людям знатной

породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не

покажут "и за оные характера ("чести и чина", по тогдашнему словотолкованию)

не получат". Потомки русских и иностранцев, зачисленные по этой табели в

первые 8 рангов (до майора и коллежского асессора включительно), причислялись

к "лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они

низкой породы были".

2.3. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА

В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр запретил избирать ему преемника.

Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции

"местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. было ликвидировано

патриаршество, для управления церковью был создан "Святейший

правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты