Контрольная: Восстание Е. Пугачева

Контрольная: Восстание Е. Пугачева

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение........................... 3

Проблема самозванства на Руси.................4

Этапы Крестьянской войны 1773-1775 гг. ..............7

Причины поражения восстания.................16

Приложение........................... 17

Список литературы....................... 21

Введение

Крестьянская война 1773—1775 гг. под предводитель­ством Е. И. Пугачева была

самым мощ­ным вооруженным выступлением тру­довых масс феодальной России

против режима крепостнической эксплуатации и политического бесправия. Она

охвати­ла обширную территорию на юго-вос­токе страны (Оренбургскую,

Сибирскую, Казанскую, Нижегородскую, Воронеж­скую, Астраханскую губернии),

где про­живало 2 млн. 900 тыс. жителей муж­ского пола, в своей массе

состоящие из крестьян различных категорий и на­циональностей. Восстание было

след­ствием углубления кризисных ситуаций в социально-экономической жизни

стра­ны, сопровождавшихся усилением фео­дального и национального угнетения

тру­довых масс и обострением классовых отношений.

Глубокий антагонизм угнетенного населения страны и господствующей вер­хушки

проявлялся в разнообразных формах классовых выступлений. Кульминацией

народной борьбы стало выступление Пугачева, быстро переросшее в широкую

кресть­янскую войну. Основные события ее раз­ворачивались на Южном Урале.

Причи­ны этому следует искать в социально-экономической и политической

истории края.

Объективно, восстание было направлено против российской государственности.

Идеал виделся в казацко-крестьянском, «вольном» государстве со своим мужицким

царём, сделать всех вечными казаками, пожаловать землю, волю, земельные,

лесные, сенные, рыбные угодья. Как говориться «пожаловать крестом и бородой»,

освобождение от рекрутских наборов и поборов, казнить дворян, помещиков и

неправедных судей.

Эта тема достаточно изучена и освещена такими историками как Юрий

Александрович Лимонов, Владимир Васильевич Мавродин, Виктор Иванович Буганов.

Тем не менее, тема, которую я выбрала для курсовой работы, не потеряла своей

актуальности даже по прошествии 230 лет с начала восстания. Даже сейчас, в

наше время, не перестают возникать проблемы связанные с правильностью

руководства, осмысленностью действий нашего правительства, что приводит к

протестам, митингам, демонстрациям в отстаивание своих прав, свобод и

интересов. Наверное, никогда не будет такого правления, которое удовлетворяло

бы интересам всех слоев населения. Тем более в России, где налоговое бремя

зачастую превышает достаток основной массы населения, живущих за чертой

бедности.

Попыткой понять каковы были предпосылки, что подтолкнуло такое большое,

разное по своему классовому составу и интересам, территориально разбросанное

количество людей станет моя курсовая работа, в которой поэтапно рассмотрев

все факты и события можно сделать вывод, что явилось причиной и почему

восстание не привело к победе восставших.

Проблема самозванства на Руси

До XVII века Россия не знала самозванцев, имеющих виды на царский трон. Во-

первых, для самозванчества царис­тского толка необходим определенный уровень

развития феодальных отношений и государства. Во-вторых, исто­рия

самозванчества в России тесно связана с династи­ческими кризисами, время от

времени сотрясавшими царский трон. Первый такой кризис относится к рубежу XVI

и XVII веков, когда пресеклась динас­тия Рюриковичей и на престоле оказались

«бо­ярские цари» — Борис Годунов и Василий Шуйс­кий. Именно тогда появляются

первые лжецари и рождаются массовые движения в их поддерж­ку. И позднее

нарушения традиционного поряд­ка престолонаследия (например, появление на

троне малолетних детей или же воцарение жен­щин) обогащали историю

самозванчества новы­ми именами и событиями. В-третьих, история

са­мозванчества представляет собой цепь конкретных вопло­щений народных

утопических легенд о «возвращающихся царях-избавителях». Первая из них

возникла, вероятно, еще при Иване Грозном, показавшем себя «несправедли­вым»

и «неблагочестивым», а значит, и «неправедным». Ге­роем легенды стал

разбойник Кудеяр, бывший якобы на самом деле царевичем Юрием, сыном Василия

III от пер­вой жены — Соломонии Сабуровой.

В литературе устоялось мнение, будто народ поддер­живал самозванцев главным

образом потому, что те обе­щали ему освобождение от крепостного-гнета, сытую

жизнь и повышение социального статуса. При этом до­пускается возможность

того, что трудящиеся (по крайней мере, их часть) могли идти за самозванцами,

не веря в их царское происхождение, а просто используя их в своих целях.

Подразумевается, что «толпе» все равно, кто взой­дет с ее помощью на престол,

— главное, чтобы новый царь был «мужицким», «хорошим», чтобы он защищал

ин­тересы народа.

Однако данная точка зрения далеко не бесспорна. Не секрет, что наряду с

такими самозванцами, как Е. Пугачев, увлекавшими за собой тысячи людей, в

России были и другие, которые в лучшем случае могли похвастаться несколькими

десятками сторонников. Чем объяснить такую вот избирательную «глухоту»?

Скорее всего, одни самозванцы лучше играли свою роль, их поступки в большей

степени соответствовали на­родным ожиданиям, а другие претенденты на престол

не соблюдали общепринятых «правил игры» или же чаще их нарушали.

«Праведным» в глазах народа выглядел тот монарх, который был, во-первых,

«благочестивым», во-вторых, «справедливым», в-третьих, «законным».

«Законность» правителя определялась Богоизбран­ностью — обладанием харизмой

(личной благодатью), ко­торая доказывалась наличием «царских знаков» на теле.

Именно с их помощью (креста, звезды, месяца, «орла», то есть царского герба)

многочисленные самозванцы в XVII—XVIII веках доказывали свое право на престол

и обеспечивали себе поддержку в народе.

Емельян Пугачев в августе 1773 года обратился за поддержкой к яицким казакам.

Когда те узнали, что перед ними «император Петр III», то потребовали

доказательств (излишних, если бы им был нужен просто человек; играющий роль

императора). Ис­точник сообщает: «Караваев говорил ему, Емельке: «Ты де

называешь себя государем, а у государей де бывают на теле царские знаки», то

Емелька... разодрав у рубаш­ки ворот, сказал: «На вот, коли вы не верите, што

я госу­дарь, так смотрите — вот вам царский знак». И показал сперва под

грудями... от бывших после болезни ран зна­ки, а потом такое же пятно и на

левом виске. Оные казаки Шигаев, Караваев, Зарубин, Мясников, посмотря те

зна­ки, сказали: «Ну теперь верим и за государя тебя призна­ем».

Помимо «царских знаков» имелись и другие отличи­тельные признаки «законного»

претендента на престол — поддержка самозванца «всем миром», а также

удачли­вость претендента, свидетельствующая о его Богоиз­бранности.

Крепость Оса сдалась Пугачеву без боя после того, как старик — отставной

гвардеец, знавший когда-то настоя­щего Петра III, «опознал» его в Пугачеве и

сообщил обо всем гарнизону. Пугачевского полковника И. Н. Белобородова

убедили в подлинности «царя» гвардейский унтер-офицер М. Т. Голев и солдат

Тюмин.

В 1772 году волжские казаки, поддавшись на уговоры самозванца Богомолова,

тоже называвшего себя «Пет­ром III», арестовали офицеров. Но бунт умер, не

успев ро­диться. Сын казацкого старшины Савельев бросился на Богомолова и

начал его бить, называя самозванцем. Ка­заки оробели и позволили арестовать

лжеимператора.

В народном представлении «законный» претендент на престол должен быть всегда

удачлив. Донские казаки, рассуждая об успехах Пугачева, го­ворили, «что если

б это был Пугач, то он не мог бы так долго противиться войскам царским».

Аналогично рас­суждали жители Сибири, для которых истинность Пуга­чева —

«Петра III» доказывалась, помимо прочего, тем, что «его команды рассыпались

уже везде», покорив многие города.

Наконец, в народном сознании хранился определен­ный план действий, который

предписывался каждому самозванцу. Суть его заключалась в вооруженной борьбе с

«изменниками» и походах на Москву (в XVIII веке— сна­чала на Москву, а затем

на Петербург). Действовать как-то иначе значило разоблачить себя. Ведь

«законный» царь для того и «объявлялся» народу, чтобы с его помощью вер­нуть

себе власть.

Исходя из этого, ясен перелом, ко­торый произошел в сознании Пугачева летом

1773 года после встречи с яицкими казаками. До этого времени он хотел лишь

увести казаков за пределы Российского госу­дарства, на «вольные земли». На

мой взгляд, Пугачев был просто вынужден принять новый план действий. Так,

после поражения под Казанью (июль 1774 года) яицкие казаки обращались к

Пугачеву, решившему идти по Волге к Дону, с такими словами:

«Ваше величество! Помилуйте, долго ли нам так стран­ствовать и проливать

человеческую кровь? Время вам итти в Москву и принять престол!»

Теперь поговорим о таком признаке «праведного» царя, как «благочестивость»,

которая заключалась прежде всего в строгом соответствии образа жизни

предписани­ям «царского чина». Истинный государь должен был вы­полнять все

установления православия, строго соблюдать национальные обычаи и традиции

двора.

Для признания в народе какого-либо претендента на царский трон в качестве

«благочестивого», а значит, «ис­тинного» государя требовалось, ко всему

прочему, что­бы он жаловал и одаривал своих сторонников, чтобы его

сопровождала свита из знати (настоящей или созданной самим самозванцем).

Например, «царевич Петр», один из предводителей крестьянской войны начала

XVII века, по происхождению казак, создал при себе «думу» из бояр и дворян и

«неизменно ставил во главе армии или отдель­ных отрядов титулованных лиц».

Пугачева также сопро­вождала свита из «генералов» и «графов».

Кроме того, самозванец, чтобы не порождать криво­толков, должен был избегать

панибратства с простыми людьми, соблюдать определенную дистанцию в

отноше­ниях с ними. Ввиду этого женитьба Пугачева — «Петра III» на простой

казачке вызвала сомнения в том, что он импе­ратор, даже у его жены.

История крестьянской войны 1773—1775 годов позво­ляет добавить еще один штрих

к фольклорному портрету «благочестивого» (сиречь «истинного») царя. Среди

при­чин, породивших у сподвижников Пугачева сомнения в его императорском

происхождении, была и его неграмот­ность. «Настоящий» государь должен был

подписывать свои указы собственноручно, а Пугачев этого не делал. И хотя он

предупредил своего секретаря А. Дубровского, что тот будет сразу же повешен,

если проговорится, тай­ну сохранить оказалось невозможно. В результате,

«слу­хи о том, что Пугачев не знает грамоты, ибо не подписы­вает сам своих

указов, и потому является самозванцем, послужили основанием к организации

заговора, завер­шившегося несколькими неделями спустя арестом Пуга­чева и

выдачей его властям».

Отмеченные выше особенности напрямую относятся и к самозваным пророкам и

мессиям. Оба типа самозванчества (царистской и религиозной окраски) по сути

своей — явления одного порядка. Родство их видится уже в том, что человек,

принявший имя какого-либо пророка или самого Христа, теряет свободу

жизненного выбора. Он обречен играть свою роль так, как это предписано

мас­совым сознанием, делать то, что от него ожидают. Пре­тензии такого лица

на получение им свыше каких-либо полномочий могли быть признаны окружающими

только в том случае, если его облик и поведение соответствова­ли

агиографическим канонам, нормам «жития святых».

Этапы Крестьянской войны 1773-1775 гг.

I этап. Начало восстания.

сентябрь 1773 - начало апреля 1774

События 1772–1773 годов подготовили почву для организации повстанческого ядра

вокруг Е. Пугачева-Петра III. 2 июля 1773 года в Яицком городке был исполнен

жестокий приговор над руководителями январского восстания 1772 года. 16

человек были наказаны кнутом и после вырезания ноздрей и выжигания каторжных

знаков отправлены на вечную каторгу в Нерчинские заводы. 38 человек наказаны

кнутом и сосланы в Сибирь на поселение. Ряд казаков отправлены в солдаты.

Сверх того, с участников восстания взыскивалась крупная денежная сумма для

возмещения разоренного имущества атамана Тамбовцева, генерала Траубенберга и

других. Приговор вызвал новый взрыв возмущения в среде рядового казачества.

Между тем слухи о появлении на Яике императора Петра III и его намерении

стоять за рядовое казачество быстро распространились в хуторах и проникли в

Яицкий городок. В августе и первой половине сентября 1773 года вокруг

Пугачева собирается первый отряд яицких казаков. 17 сентября был торжественно

оглашен первый манифест Пугачева — императора Петра III — яицким казакам,

жаловавший их рекою Яиком «с вершин и до устья, и землею, и травами, и

денежным жалованьем, и свинцом, и порохом, и хлебным провиантом». Развернув

заранее подготовленные знамена, отряд повстанцев, насчитывающий около 200

человек, вооруженных ружьями, копьями, луками, выступил к Яицкому городку.

Основной движущей силой восстания являлось русское крестьянство в союзе с

угнетенными народами Башкирии и Поволжья. Забитое, темное, сплошь неграмотное

крестьянство без руководства рабочего класса, который только лишь начал

формироваться, не могло создать своей организации, не могло выработать свою

программу. Требования восставших заключались в воцарении «хорошего царя» и

получении «вечной воли». Таким царем в глазах восставших являлся

«крестьянский царь», «царь-батюшка», «император Петр Федорович», бывший

донской казак Емельян Пугачев.

МАНИФЕСТ Е. И. ПУГАЧЕВА ЯИЦКОМУ ВОЙСКУ О ПОЖАЛОВАНИИ ЕГО РЕКОЮ, ЗЕМЛЕЮ,

ДЕНЕЖНЫМ ЖАЛОВАНЬЕМ И ХЛЕБНЫМ ПРОВИАНТОМ, 1773 г., СЕНТЯБРЯ 17

Самодержавнаго императора, нашего великого государя Петра Федаровича

всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая.

Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным

царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вашы, так и вы послужити за

свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы

устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку

и у детей вашых. Будити мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и

татары. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу,

винъныя были, и я, государь Петр Федорович, во всех винах прощаю и жаловаю я

вас: рякою с веръшын и до усья, и емлею, и травами, и денижъным жалованьям, и

свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтътам.

Я, велики государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь.*

Вот он наивный монархизм, где желание верить в чудо сильнее разума. Где

укрепленная вера в спасенного царя заставляет людей всей душой прийти к тому,

кто может дать им желаемое.

Таким образом, 18 сентября 1773 года первый повстанческий отряд, состоявший

преимущественно из яицких казаков и организовавшийся на степных хуторах около

Яицкого городка (теперь г. Уральск), во главе с Е. Пугачевым подошел к

Яицкому городку. В отряде насчитывалось около 200 человек. Попытка овладеть

городком окончилась неудачей. В нем стоял крупный отряд регулярных войск с

артиллерией. Повторная атака повстанцев 19 сентября была отбита из пушек.

Повстанческий отряд, пополнивший свои ряды казаками, перешедшими на сторону

восставших, двинулся вверх по р. Яику и 20 сентября 1773 года остановился

вблизи Илецкого казачьего городка (теперь с. Илек).

Еще по пути из-под Яицкого городка в Илецкий городок был созван по старинному

казачьему обычаю общий круг для выбора атамана и есаулов.

Атаманом избрали яицкого казака Андрея Овчинникова, полковником — тоже

яицкого казака Дмитрия Лысова, избрали также есаула и хорунжих. Тут же был

составлен первый текст присяги, и все казаки и избранные начальники

присягнули «всепресветлейшему, державнейшему, великому государю императору

Петру Федоровичу служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до

последней капли крови». Отряд повстанцев насчитывал уже несколько сот человек

и имел три пушки, взятые с форпостов.

Присоединение илецких казаков к восстанию или их отрицательное отношение к

нему имели большое значение для успешного начала восстания. Поэтому повстанцы

действовали очень осторожно. Пугачев отправляет в городок Андрея Овчинникова

в сопровождении небольшого числа казаков с двумя указами одинакового

содержания: один из них он должен был передать атаману городка Лазарю

Портнову, другой — казакам. Лазарь Портнов должен был огласить указ на

казачьем кругу; если же он не сделает это, то казаки должны были прочесть его

сами.

В указе, написанном от имени императора Петра III, говорилось: «И чего вы ни

пожелаете, во всех выгодах и жалованьях отказано вам не будет; и слава ваша не

истечет до веку; и как вы, так и потомки ваши первыми при мне, великом,

государе, уч·инитесь. А жалованья,

провианта, пороху и свинцу всегда достаточно от меня давано будет».

Но до подхода повстанческого отряда к Илецкому городку, Портнов, получив

сообщение от коменданта Яицкого городка полковника Симонова о начале

восстания, собрал казачий круг и зачитал приказ Симонова о принятии мер

предосторожности. По его приказу, мост, соединяющий Илецкий городок с правым

берегом, по которому двигался повстанческий отряд, был разобран.

В то же время слухи о появлении императора Петра III и о дарованных им

свободах дошли до казаков городка. Казаки были в нерешительности. Конец их

колебаниям положил Андрей Овчинников. Казаки решили с честью встретить

повстанческий отряд и их вождя Е. Пугачева — царя Петра III и присоединиться

к восстанию.

21 сентября был налажен разобранный мост и отряд восставших торжественно

въехал в городок, встреченный колокольным звоном и хлебом-солью. Все илецкие

казаки присягнули Пугачеву, из них сформировали особый полк. Полковником

Илецкого войска был назначен илецкий казак, впоследствии один из главных

предателей, Иван Творогов. Грамотного илецкого казака Максима Горшкова Е.

Пугачев назначил секретарем. Вся годная артиллерия городка была приведена в

порядок и вошла в состав артиллерии повстанцев. Начальником артиллерии

Пугачев назначил яицкого казака Федора Чумакова.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты