Контрольная: Возникновение и развитие Киевской Руси

территории, определились его границы, которые в целом совпадали этническим

границам восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Киевская Русь

пролегла до междуречья Оки и Волги, на западе – Днестра, Карпат, Западного

Буга, Немана, Западной Двины, на севере – Чудского, Ладожского и Онежского

озер, на юге – Дона, Роси, Сулы и Южного Буга. На протяжении конца 9 – первой

трети 12 века государственная, общественная, экономическая и культурная жизнь

Древней Руси сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева. Поэтому Киев высоко

возносился над другими городами Руси. С самого начала киевские князья

особенно беспокоились о развитии и приукрашивании стольного града.

Главной заботой Владимира первой половины его княжения на Руси были

постоянные набеги степных кочевников – печенегов с юга. Князь приложил много

усилий для укрепления рубежей государства. В конце 10 века была создана

большая, сложная и разветвленная система валов, крепостей, укреплений

городов, которая должна была защитить Русь от печенегов.

Владимира смело можно назвать первым реформатором Руси. Кроме административной

реформы он провел еще и судебную реформу, сделав этим взнос в развитие

древнерусского законодательства. Первой по времени реформой Владимира была

религиозная. Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную

религию. "Крестившись сам, Владимир все усилия приложил к тому, чтобы

распространить христианство в землях своего государства. Задумав сблизить свое

государство с Византией, украсить его блеском византийской культуры и

образованности, он, естественно, должен был стремиться приблизить по

возможности местный быт к формам византийской жизни. С другой стороны, как

выдающийся политик, он мог сообразить, каким тесным узлом свяжет его земли

распространение новой религии с ее блестящей обрядностью, законченными формами,

прочно организованным духовенством и тесно связанная с церковью книжность,

просвещение и искусство".[7] Введение

христианства в Киевской Руси имело положительное следствие. Оно укрепило

авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства.

Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской культуры. В

Киеве, а дальше везде на Руси начали создаваться школы и мастерские по

написанию книг, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых

культурных в средневековой Европе. Введение христианского вероисповедания ввело

Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными

равноправные и плодные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и

прочими государствами.

Во времена княжения Владимира Святославовича завершается второй этап в

установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, припадает на

годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054).

Развитое при Владимире Святославовиче Древнерусское государство в конце его

жизни оказалось не таким уже объединенным, а его власть - совсем не

безграничной. В 1012 году задумал не подчиниться ему пасынок Святополк

Ярополчич, который был наместником в Турове. Владимир бросил его вместе с

женой, дочкой польского князя Болеслава Храброго, в тюрьму в Киеве. Между его

сыновьями Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом и Мстиславом, а также

пасынком Святополком разгорелась кровавая борьба за киевский престол. В ней

погибли Борис, Глеб и Святослав. А Ярослав в 1015 году стал князем в Киеве.

Во время первого княжения (1015-1018) ему пришлось отбивать нападение на Киев

численного войска степняков. В 1018 году Святополк, который в 1015 году

убежал в Польшу, при содействии тестя Болеслава занял Киев. Но зимой 1018-

1019 годов Ярослав освободил город, и тот убежал к печенегам. Весной 1019

года Святополк с печенежской ордой напал на Русь. Решающая битва состоялась

на реке Альте на Переяславщине и принесла победу Ярославу.

Наверное, Ярослав понял губительные для Руси раздоры между князьями. Поэтому

он договорился с братом Мстиславом, который княжил в Чернигове, о разделении

сфер влияния в Южной Руси, а племянника Брячеслава силой принудил к

покорности, но оставил ему Полоцкое княжество. Ярослав приложил немало усилий

для восстановления централизованного государства, которое ослабилось во время

междоусобной войны потомков Владимира и вторжений печенегов. Он не

остановился перед тем, чтобы бросить в тюрьму родного брата Судислава -

псковского князя, который, вероятно, стремился к самостоятельности. Ярослав

также лишил власти своего брата в Новгороде.

Первоочередным заданием Ярослава так же, как и его отца Владимира, была

защита родной земли от страшных врагов - печенегов причерноморских степей. Он

продолжил деятельность отца по фортификации южных границ государства. Но и

эта защитная линия ему не помогла. В 1036 году большая орда печенегов

прорвала ее и окружила Киев. С большими усилиями печенеги были разгромлены и

навсегда отогнаны от рубежей Русской земли. Ярославу Владимировичу пришлось

на протяжении длительного времени заботиться и о западных границах Киевского

государства, отвоевывать у польских феодалов земли. Они были захвачены

Болеславом Храбрым в 1018 году, когда тот возвращался с похода на Киев. В

1030 году Ярослав освободил от поляков волынский город Белз, а в следующем

году вместе с братом Мстиславом отвоевал у них и присоединил к Древнерусскому

государству всю Красную Русь. Продолжая укреплять западные рубежи

государства, он провел несколько успешных походов против агрессивных

ятвяжских (1038) и литовских (1040) племен. Улучшению обороны западных

границ оказывало содействие и основание города Ярослава на реке Сян. В 30-40

годах войско Ярослава Владимировича успешно воевало против племени чуди на

севере Руси и в Прибалтике, где построено в честь князя город Юрьев.

У Ярослава, как и у его предшественников, главным направлением внешней

политики был южный. На протяжении почти всего времени его княжения в Киеве

русско-византийские отношения были дружественными. Но в 1043 году вспыхнула

русско-византийская война, вызванная изменениями политического курса нового

императора Константина IX Мономаха, который недружественно повел себя с

Ярославом, начал препятствовать русским купцам в Константинополе и других

городах империи. Морской поход был неудачным. Тогда Ярослав начал создавать

коалицию европейских стран против Византии. К тому же победителям тоже

требовалась помощь в борьбе против печенегов. Поэтому императору пришлось

искать пути примирения с Русью. Подписанное в 1046 году соглашение было

вскоре скреплено браком сына Ярослава Всеволода с дочкой Константина IX

Марией. Киевская Русь имела живые дипломатические отношения с Германской

империей. В 1030-1031 и 1040-1043 годах стороны обменивались посольствами.

Древнерусское государство смотрело на Германию как на лучшего из всех

возможных союзника в противоборстве с Византией, а Генрих III хотел

воспользоваться войском Руси во внешнеполитических акциях. В 1048 году король

Франции Генрих I посватался к дочке Ярослава Анне, был заключен брак. После

смерти мужа (1060) Анна отказалась от регентства при малолетнем Филиппе I,

хотя и подписывала вместе с ним некоторые документы. Другая дочка Ярослава -

Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового, а еще одна -

Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андрея I. Киевский князь был

связан союзным договором с польским князем Казимиром, за которого выдал

сестру. Киевская Русь помогла Польше в войне против объединенных сил Мазовии,

Поморья, Пруссии и ятвягов. Все это принесло большой международный авторитет

Древнерусскому государству.

Уделяя внимание внешней политике, Ярослав не забыл и про внутренние дела. Князь

приложил немало усилий для основания новых городов и развития существующих,

прежде всего Киева. Главным храмом государства стал Софийский собор,

построенный в 20-30 годах 11 века. Во времена княжения Ярослава закончилось

строительство Древнерусского государства. Было окончательно сломано местный

сепаратизм, стабилизировалась государственная территория и границы,

усовершенствовался государственный аппарат. С именем Ярослава связан и расцвет

древнерусской культуры, прежде всего книжности. "В общественной жизни с именем

Ярослава связана память об устройстве администрации и суда, законов и права.

Сохранился, напр., интересный устав его имени о том, что именно имеют право

требовать себе от населения княжеские чиновники, выезжая куда-нибудь в волость.

Устав этот, очевидно, должен был обеспечивать население от излишних поборов

княжьих чиновников; имеются и некоторые другие подобные распоряжения. Имя же

Ярослава носит и вся так называемая "Русская правда" - сборник наших древнейших

законов".[8] Ярослав Мудрый умер 20

февраля 1054 года в возрасте 76 лет и был погребен в мраморном саркофаге в

Софийском соборе. Его останки сохранились до наших дней. При Ярославе

Владимировиче Киевская Русь достигла зенита своего расцвета и могущественности,

став в один ряд с главными странами средневекового мира: Византией и Германской

империей. Но его сыновья не смогли удержать государство на том уровне, на

который оно возвысилось при их деде и отце.

"По примеру отца, Ярослав, собрав земли Русского государства, раздал их потом

своим сыновьям. Смерть, однако, не постигала его внезапно, как Владимира, он

имел возможность распорядиться всем перед смертью, но ничего другого не смог

сделать, как только отдать Киев старшему сыну Изяславу, а своему любимцу

Всеволоду пожелать, чтобы и ему привелось быть Киевским князем, но законным

путем, а не насилием. Он разделил свои земли между сыновьями и велел им жить в

согласии, как надлежит сыновьям одного отца и матери, и слушаться старшего

брата, киевского князя".[9] Наверное,

поэтому Изяславу пришлось заключить союз с двумя младшими братьями -

Святославом и Всеволодом. В Киевской Руси с 1054 года установилась неизвестная

ранее форма правления, которую историки назвали триумвиратом Ярославичей. Все

государственные дела братья решали вместе: издавали законы ("Правда

Ярославичей"), ходили в походы на кочевников и половцев. Но больше всего

триумвиры заботились об увеличении собственных владений. В 1057 году Изяслав

захватил Волынь, а вскоре триумвират поделил между собой Смоленскую волость.

Изяслав, Святослав и Всеволод в 1067 году захватили Полоцкую землю, а ее князя

бросили в киевскую тюрьму. Новгород присвоил Святослав, Смоленск - Всеволод.

Все это вызвало бурю негодования среди младших Ярославичей и посеяло зерна

усобиц конца 11 века. После неудачной для Руси битвы на реке Альта триумвират

дал трещину и стал распадаться. В 1073 году Святослав обвинил Изяслава в

заговоре с половцами, с помощью Всеволода выбил старшего брата из Киева и сел

на его место. Так закончился почти 20-летний триумвират Ярославичей. Изяслав

убежал в Польшу, потом дальше в Германию, и смог вернуться в Киев только после

смерти Святослава (в конце 1076 года).

Тем временем обойденные дядьями-триумвирами и жаждущие богатых волостей Олег

Святославович и Борис Вячеславич выгнали из Чернигова Всеволода Ярославича,

где тот сел, когда Святослав утвердился в Киеве. Изяслав пришел на помощь

брату, и в битве близь Чернигова 3 октября 1078 года они разгромили Олега с

Борисом. Но Изяслав и сам погиб в этой битве, и в Киеве стал княжить

Всеволод. На Руси восстановилась единоличная монархия. Но за степенью

централизации и могущества ему было далеко до государства времен Владимира

Святославовича и Ярослава Мудрого.

Начав княжить в Киеве в октябре 1078 года, Всеволод Ярославич посадил сына

Владимира Мономаха в Чернигове, пренебрегши правами на это место сынов своего

старшего брата Святослава, что стало одной из причин острой вспышки кровавой

войны в Южной Руси в конце 11 века. Всеволод оказался слабым великим князем.

Его реальная власть распространялась лишь на часть государства - Волынская,

Туровская, Муромская земли и Тмутаракань не подчинялись ему. Всеволод был

просвещенным человеком, знал пять иностранных языков, проводил время в

беседах с учеными людьми и чтении книжек. С молодости не любил воевать и

ходить в походы, поручивши это дело сыну Владимиру, как только тому

исполнилось 12 или 13 лет. Всеволод разрешал несогласия между князьями

дипломатическим путем, а то и сталкивая одного князя с другим. Его смерть 13

апреля 1093 года круто изменила ход политической жизни на Руси.

Владимир Мономах, который при жизни отца был фактически правителем Руси и

имел под рукой наибольшую военную силу, внезапно добровольно отдал киевский

престол брату Святополку. По древним законам замещения княжеских столов

Святополк, который был сыном старшего брата Всеволода Изяслава, имел

преобладающие права на Киев. Скорее всего, Мономах проявил уважение к тем

законам и не хотел разжигать ссоры на Руси. Он еще раз сделал так же, отдав в

1094 году Чернигов Олегу Святославовичу, который также был старше его в

княжеском роду. Владимир перебрался в Переяслав, где ему сразу же пришлось

столкнуться с половцами.

Получивши отеческий Чернигов, Олег Святославович не успокоился. Вместе с

братом Давидом он продолжал подогревать усобицы, желая волости других князей.

Казалось, что Русь падает в бездну раздробленности, потому что великий князь

киевский Святополк оказался неспособным собственными силами усмирить

бунтовщиков. Поэтому он заключил союз с Мономахом, и в 1096 году они с

оружием вынудили Святославичей утихомириться. А в 1097 году в Любечи собрался

съезд южнорусских князей во главе с Святополком и Владимиром, где было

провозглашено объединение сил против половецкой угрозы и закреплено

фактически владение волостями, которое сложилось на то время.

Половецкая угроза для Руси особенно усилилась в 90-х годах 11 века и совсем

не случайно сходилась во времени со вспышкой усобиц. Степняки воспользовались

княжескими невзгодами, которые делали более слабой Русскую землю и затрудняли

возможность общих действий против нападающих. Половцев и раньше знали на

Руси. Они в причерноморских степях заменили печенегов, отогнанных Ярославом

Мудрым от границ государства. В конце 70 - в начале 80 годов половецкие ханы

усилили натиск на Переяславщину и юг Киевщины, а Олег Святославович, за ним и

другие князья (в основном черниговские) начали использовать степняков в

борьбе с соперниками на Руси. Ситуация особенно обострилась в начале 90-х

годов 11 века. Даже объединенные силы Святополка киевского и Владимира

Мономаха, в то время черниговского князя, были разбиты возле реки Стугна, на

подступах к Киеву. Поэтому в 1094 году по инициативе Мономаха русские князья

начинают объединяться против половецких ханов. Между 1103 и 1116 годами по

инициативе и под командованием Владимира Мономаха было проведено пять больших

и победных походов Руси в Половецкую степь. После 1116 года половецкие ханы

еще четверть столетия не осмеливались нападать на Русь.

Владимир Всеволодич Мономах сделал вклад в древнерусскую историю не только

громкими победами над половецкими ханами. Защита родной земли от врагов

всегда считалась на Руси наивысшей добродетелью правителя. Громкими победами

над кочевниками Мономах заслужил славу и популярность у народа. Еще при жизни

великого киевского князя Святополка общество смотрело на Владимира как на

фактического главу русских князей.

16 апреля 1113 года умер Святополк. Киевляне не любили недоброго и скупого

князя. Вече из зажиточных горожан позвало на престол Владимира Всеволодича, но

тот не сразу принял это предложение, поскольку был немолод. "Когда Святополк

умер, в Киеве произошло восстание: люди бросились бить евреев, с которыми вел

разные операции покойный князь, громили также дома княжьих чиновников и вообще

богатых людей. Испуганные этим движением бояре призвали на киевский престол

Мономаха, как самого любимого народом князя, чтобы он водворил мир. Мономах

явился в Киев и первым делом издал постановление об уменьшении процента от

займов".[10] Владимир стал княжить в

Киеве и просидел на престоле до смерти (1125). В "Русскую правду" было внесено

"Устав Владимира Всеволодича", который ограничивал применение рабской силы в

хозяйстве, что способствовало экономическому развитию Древнерусского

государства.

Мономах был сильным и мудрым правителем. Он восстановил единовластную

монархию времен Ярослава Мудрого. Прекращение усобиц, централизация

государства, разгром половецких ханов способствовали общественно-

экономическому развитию Киевской Руси. Развивалось сельское хозяйство и

ремесленное производство, оживилась торговля, основывались новые города и

развивались старые. Вырос авторитет Руси в средневековом мире. Единство

Древнерусского государства поддерживал сын и приемник Владимира на киевском

престоле Мстислав (1125-1132). Он гасил княжеские раздоры и делал все для

консолидации государства. Мстислав объединил силы южнорусских князей и

совершил несколько удачных походов на половцев, прогнав их за Дон и Волгу. Он

развил хорошие отношения с соседями. Мстислав Великий поддерживал, казалось,

стабильную централизованную монархию, к восстановлению которой приложил так

много сил его отец Владимир Мономах. Поэтому для древнерусского общества было

неожиданным разделение государства на полтора десятка княжеств, правители

которых, по крайней мере, часть из них, начала соперничать с великим

киевским князем, который с 40-х годов превращается лишь в формального главу

государства. На Руси разжигаются и не останавливаются до самого нападения орд

Батыя (1237-1241) большие и маленькие войны между князьями.

Политическое могущество и военная мощь Древнерусского государства держалась

на крепком фундаменте: развитой и богатой экономике. Земледелие и

скотоводство не только имели возможность прокормить население страны, но и

производили продукты потребления и сырье на экспорт. Города, особенно

большие, были заселены ремесленниками, изделия которых пользовались спросом

на Руси и за рубежом. Опустошительные вторжения кочевников причерноморских

степей, изнурительные, почти беспрерывные гражданские войны между князьями

хотя и приносили вред, но не могли подорвать экономику Руси. Слишком

развитыми были продуктивные силы государства, его люди отмечались

работоспособностью, выносливостью и были способны к прогрессивным изменениям

в производстве. Сельское хозяйство было основным в древнерусской экономике и

достигло высокого для своего времени уровня развития. Оно опиралось на

древние традиции восточных славян, которые с незапамятных времен были

земледельцами. Основными зерновыми культурами в Киевской Руси были жито,

просо, ячмень, пшеница и овес. В разных регионах большого государства в

зависимости от грунтов и климатических условий применялись различные системы

обработки грунтов. Другим важным видом сельскохозяйственной деятельности

русских людей было скотоводство. Среди сельских промыслов особенно развитыми

были охота и рыболовство. Охота на лесных и степных зверей и птиц

обеспечивала мясом, а продажа шкурок приносила хорошие доходы. Ценный мех был

одной из главных статей древнерусского экспорта, который поставлялся во

многие страны Европы и Востока. Значительного расширения и высокого уровня

развития достигло на Руси ремесленное производство. Основной его отраслью

была металлургия, которая вместе с земледелием заложила фундамент

хозяйственного прогресса Древнерусского государства. Наиболее высокого уровня

мастерства достигли русские ювелиры. Наиболее массовыми видами ремесла были

изготовление керамической (глиняной) посуды, обработка шкур, дерева и кости.

Развитая обработка дерева и камня, изготовление кирпича давали возможность

русским людям строить разнообразное жилье, церкви и дворцы. Как для своего

времени ремесло было развитым, технически совершенным, разнообразным.

Изделия русских мастеров не уступали зарубежным, были лучшими образцами

мирового искусства. Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь

Киевской Руси сосредоточивалась в городах. Преобладающее большинство их

жителей были ремесленниками разных специальностей. Городские рынки - торги -

были одновременно главными площадями, на которых бурлила жизнь. Древнерусские

города были культурными центрами. В них действовали школы и мастерские по

написанию книг, существовали библиотеки, писались иконы, изготовлялись

произведения прикладного искусства. Ярким примером высокого уровня

экономического развития Древнерусского государства были внутренняя и внешняя

торговля. Жаль, что про внутреннюю торговлю известно мало. Между разными

землями Руси происходил экономический обмен, который способствовал

обеспечению продуктами потребления, сырьем и ремесленными изделиями тех

районов, где они не производились. Главным направлением внешней торговли было

восточное. Главными платежными средствами внешней и внутренней торговли Руси

9-11 веков были иностранные монеты. Несколько раз пытались ввести собственную

монету. Но чеканка древнерусских монет имела очень скромный объем.

Древнерусская культура представлена несколькими тысячами фольклорных,

письменных и вещевых памятников, которые сохранились до нашего времени.

Развитие литературы и вообще письменности на Руси было бы невозможно без

просвещения, книжности и библиотек. При Софийском соборе, других храмах и

монастырях накапливались библиотеки, которые состояли главным образом из

произведений иностранных авторов, переведенных на древнерусский язык.

Веха феодальной раздробленности наступила, как говорится, благодаря

социально-экономической поступи Древнерусского государства и его народности и

связанной с ними политической обособленности разных земель и княжеств. В 12

веке складываются земельные территории, что стало одним из факторов

возникновения украинской, так же как русской и белорусской, народности. Не

стоит преувеличивать этнокультурного единства древнерусской народности -

местные различия в быте, обычаях, языковых диалектах, фольклоре во времена

существования (9-13 века) так и не были одолены. В середине - второй половине

12 века в государственных рамках Древней Руси выделилось полтора десятка

княжеств и земель, которые потом начали объединяться в группы. Это

исторически объективно закладывало устои формирования территорий трех

восточнославянских народностей, которое началось с 13 века.

4. Заключение. Значение Киевской Руси.

Итак, в начале 10 века отдельные славянские государства Новгородское,

Киевское и другие - объединились под властью князя Олега. Обладание

одновременно Новгородом и Киевом делало Олега полным хозяином реки Днепр.

Более мелкие славянские князья должны были ему подчиняться, и таким образом

произошло объединение славянских племен. Объединение это получило название

Русь. Центром Руси стал город Киев, который в летописях называют "матерью

городов русских".

При князе Владимире Киевская Русь приняла от греков православие. Так

называется греческое христианство в отличие от христианства

западноевропейского. Крещение Руси произошло в 988 году, и с этого времени

начался расцвет Киевского государства. Память о князе Владимире, которого

Церковь считает святым, сохранилась в русских народных песнях и былинах. В

этих былинах, в сказочной форме, могучие богатыри из дружины князя Владимира

храбро защищают русскую землю от врагов - жителей степей (картина В.М.

Васнецова "Три богатыря").

Рост значения Киевской Руси отразился, прежде всего, в широких родственных

связях киевских князей с государствами Польши, Германии, Франции, Чехии,

Византии и скандинавских стран. Затем установились более тесные торговые и

культурные связи с государствами Западной Европы и, в особенности с

Византией, бывшей в то время наиболее культурным государством.

Хозяйство Киевской Руси было натуральное, то есть такое, в котором каждое

отдельное хозяйство удовлетворяло в основном свои нужды. Однако в городах в

11 веке уже существовало производство на местный рынок. Некоторые предметы

первой необходимости, как платье, обувь, приобретались на рынке. Предметы

роскоши и ювелирные изделия привозились из Византии и с Востока. В то же

время киевские ремесленники создали собственное высокое искусство, образцы

которого сохранились до наших дней. Процветало кузнечное ремесло; оружейники

выделывали прекрасные мечи и другое оружие. В городах образовалась особая

группа населения - купцы, которые занимались скупкой местных товаров и

перепродажей их в другие города и за границу, а взамен привозили на продажу

иноземные товары. Киев стал застраиваться каменными храмами и зданиями,

украшенными живописью и мозаикой; был построен Софийский собор. Иностранцы,

приезжавшие в Киев, поражались его великолепию и называли его "соперником

Константинополя".

Принятие христианства способствовало распространению просвещения.

Письменность возникла у славян еще до принятия христианства. За сто лет до

крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую

азбуку, (эта азбука называется "кириллица") и перевели греческие церковные

книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия называют "апостолами

славян". Обе церкви - римско-католическая и православная - считает их

святыми. В Киевскую Русь проникло значительное количество книг из Болгарии.

Кроме того, переводились на русский язык с греческого книги, как духовного,

так и светского содержания. Возникли оригинальные русские произведения. К

этому же времени относятся первые попытки составить историю Руси. Главными

источниками просвещения на Руси описываемого периода были монастыри. Среди

них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимает

первое место. В этом монастыре различные исторические записи были

переработаны в обширное сочинение, где говорилось "откуда пошла русская

земля". В монастырях развивалась живопись икон, ими украшались церкви и

соборы. Лучшие образцы искусства Византии, Закавказья и других стран

способствовали формированию древнерусской культуры, которая впоследствии и

легла в основу национальных культур русского, украинского и белорусского

народов.

При сыне Владимира Святого - Ярославе Мудром - был составлен первый свод

законов "Русская Правда". При нем же Киевская Русь стала одним из ведущих

европейских государств, а город Киев - одним из важнейших культурных центров

тогдашней Европы. Многие европейские монархи старались породниться с

могущественным киевским князем. Сам Ярослав был женат на дочери шведского

короля. Три его сына имели женами дочерей европейских монархов, а три дочери

Ярослава стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции. Внук Ярослава Мудрого

- Владимир Мономах - сделал много для укрепления киевских земель и расширения

связей с Западом. Как истинный христианин, он был гуманным правителем,

запретившим смертную казнь. Он успешно защищал русские земли от набегов

воинственных кочевников.

Вскоре после смерти Владимира Мономаха началась борьба за власть между его

сыновьями и внуками. Киевская Русь разделилась на отдельные мелкие княжества

и стала приходить в упадок. Начиная с конца 11 века, в степях, лежавших вдоль

берегов Черного моря, появился новый кочевой народ - половцы. Пользуясь

раздорами между русскими князьями, половцы начали совершать опустошительные

набеги на русские земли. Борьба с ними сделалась одной из главных забот

русских князей. Замечательное произведение русской литературы того времени

"Слово о полку Игореве" рассказывает о неудачном походе князя Игоря на

половцев в 1185 году.

Под влиянием неблагоприятных условий, сложившихся в Киевской Руси, в 12 веке

начинается движение населения на северо-восток, в лесные области средней

части Европейской России. Там усиливается Владимиро-Суздальское княжество и

туда же постепенно переносится центр тяжести русского государства. В 13 веке

начинает возвышаться город Москва, князья которого уже в 14 веке выступают в

роли "собирателей" русских земель вокруг своего княжества.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". - К., 1997

2. П. Толочко "Київська Русь". - К., 1996

3. "Історія України" (під ред. Б. Лановика). - К., 1999

4. "Історія України. Нове бачення" (під ред. В. Смолія). - К., 1995

1 "Історія України. Нове бачення." (під

ред. В. Смолія). -К., 1995 -Т.1. -стр. 43

2 М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 -стр. 55

3 М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 -стр. 56

4 М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 -стр. 59

[5] М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 -стр. 61

[6] М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 -стр. 75

[7] М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 -стр. 80

[8] М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 -стр. 94

[9] М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 -стр. 95

[10] М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 -стр. 103

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты