Контрольная: Пенологические идеи в истории политических правовых учений

праве: #M12291 841502419Монтескье#S, Вольтера и Беккария. Ярчайшим образцом

уголовного права, пришедшей к власти буржуазии явился Уголовный кодекс

#M12291 841501777Франции#S 1810 г., в основе которого лежали выдвинутые в

трудах Монтескье и Беккария принципы «нет преступления, если оно не

предусмотрено законом», принцип виновной ответственности лица и принцип

соответствия наказания тяжести совершенного преступления и др. Французский

уголовный кодекс 1810 г. явился образцом для ряда при создании уголовно-

правовых систем в ряде европейских государств.

УК 1810г. действовал во Франции на протяжении 182 лет, пока в 1992 г. не был

принят новый УК. В России в 19 веке была впервые осуществлена #M12291

841500866кодификация#S #M12291 841501678уголовного законодательства#S,

получившая воплощение в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845

г. Оно отличалось непомерной громоздкостью и состояло из общей и особенной

части. Наказания подразделялись на уголовные и исправительные. К первым

относилась: #M12291 841500372смертная казнь#S, #M12291 841500846каторга#S,

ссылка, а исправительные наказания для представителей привилегированных

сословий заключались в ссылке в Сибирь или отдаленные #M12291

841501117районы#S России. Исправительные наказания были соединены с лишением

всех сословных и служебных прав. Кроме основных наказаний применялись еще и

наказания дополнительные: церковное покаяние, #M12291 841500995конфискация

имущества#S, отдача под #M12291 841502443надзор#S #M12291 841500005полиции#S

и др. Особенная часть Уложения предусматривала ответственность за #M12291

841500171преступления: государственные, против личности#S, против семьи и др.

В 1885 г. после отмены кроме отмены #M12291 841501026крепостного права#S и

проведение судебной реформы в Уложение были внесены некоторые нововведения

демократического порядка в частности, включен принцип нет преступления без

указания о том «в законе». В 1903 г. было принято новое Уголовное уложение,

которое лишь частично вступило в действие.

После Октябрьского переворота 1917 г. в России, руководствуясь марксистскими

догматами о том, что с ликвидацией старого базиса ликвидируется и старая

надстройка, большевики отменили все прежние законы. #M12291 841502058Декрет#S

№ 1 «О суде» 1917 г. провозглашал в качестве основного источника уголовного

права революционное #M12291 841500118правосознание#S судей. А это по сути

дела оправдывало произвол. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919

г. отказались от таких важнейших принципов как: нет преступления, если оно не

предусмотрено законом», и от принципа виновной ответственности, не было в

этом законодательном акте особенной части уголовного права, принцип #M12291

841500602законности#S был подменен революционной классовой целесообразностью.

Классовый подход пронизывал и первый УК РСФСР 1922 г., состоящий из общей и

особенной части, рассматривал в качестве преступления любое общественно-

опасное деяние, угрожающее основам советского строя и правопорядку,

установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому

строю период времени, а указание на запрещенность деяния в законе

отсутствовало.

Наличие в законе #M12291 841500289аналогии#S давало возможность судебно-

следственным органам по собственному усмотрению оценивать то или иное деяние

в качестве преступления. Отвергая идеи классического направления в уголовном

праве УК 1922 г. пошел по пути заимствования из арсенала социалистической

школы ряда реакционных положений, в частности, таких, как «опасное состояние

личности», трактуя его с позиций классовой опасности и признавая основанием

#M12291 841501671уголовной ответственности#S. При этом принцип виновной

ответственности лица отвергался со всей категоричностью. Наказание было

заменено «мерами социальной защиты». По этому же пути пошли и Основные начала

#M12291 841501678уголовного законодательства#S Союза ССР и Союзных #M12291

841501161республик#S 1924 г. первый общесоюзный уголовно-правовой

законодательный акт. В этом документе были сформулированы задачи #M12291

841501678уголовного законодательства#S Союза ССР и союзных республик,

определены территориальные пределы действия этого законодательства, проведено

разграничения #M12291 841500910компетенции#S в #M12291 841502678области#S

#M12291 841501678уголовного законодательства#S между Союзом ССР и союзными

республиками. В связи с введением в действие Основных начал возникла

необходимость в издании нового уголовного кодекса, который был принят 22

ноября 1926 г.

Общая часть этого кодекса с некоторыми уточнениями воспроизводила Основные

начала. УК РСФСР 1926 г., как и УК 1922 г. характеризовался отсутствии в

#M12291 841502481определении#S преступления признака противоправности. В нем

также закреплялось применение уголовного закона по аналогии. В нем также, как

и в УК 1922 г. отсутствовал принцип виновной ответственности, а в место

наказания фигурировали «меры социальной защиты». Более того, в условиях

ожесточения репрессии и начавшегося разгула сталинского террора УК 1926 г.

пошел по пути признания #M12291 841502709объективного вменения#S.

УК 1926 г. действовал на протяжении 35 лет, пополняясь новыми нормами,

которые сыграли в тридцатые и сороковые годы свою отрицательную роль в

обосновании произвола и лили воду на мельницу сталинских репрессий и сводили

почти на нет права и свободы граждан и прежде всего самую высшую

общечеловеческую ценность #M12291 841500207право на жизнь#S.

После разоблачения культа личности Сталина обнаруживается известная

демократизация #M12291 841501678уголовного законодательства#S. Принятые в

декабре 1958 г. #M12291 841502512Основы #M12291 841501678уголовного

Законодательства#S#S Союза ССР и союзных республик и УК РСФСР 1960 г.

отказались от аналогии, восстановили принцип нет преступления без указания о

том «в законе», твердо встали на путь признания принципа виновной

ответственности лица, оставаясь при этом по-прежнему на позициях

провозглашения классовых начал советского уголовного права. Вместе с тем в

УК 1960 г. наличествовали нормы серьезно ограничивающие права и свободы

граждан (ст. 70 антисоветская агитация и пропаганда, ст. 142 о нарушении

законов об отделении церкви от государства, ст. 190 распространение заведомо

ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй и

др.; ст. 153 о частнопредпринимательской деятельности и коммерческом #M12291

841500031посредничестве#S и др.). Данные нормы противоречили #M12291

1900204Всеобщей декларации прав человека, #Sпринятой #M12291

841501576Генеральной Ассамблеей ООН#S в 1948 г. и #M12291

1901157Международному пакту о гражданских и политических правах #S1966 г.

С 1985 г. СССР встал на путь демократических преобразований в направлении

создания #M12291 841500242правового государства#S. Серьезным препятствием в

реализации этих задач была марксистская идеология с ее классовым подходом по

всем социальным явлениям, отрицанием #M12291 841501821частной

собственности#S, непоколебимой верой в идеалы коммунизма и т. п. Тем не

менее, принятые 2 июля 1991 г. #M12291 841502512Основы #M12291

841501678уголовного законодательства#S#S Союза ССР и республик сумели

отразить многие прогрессивные моменты, свидетельствовавшие о том, что

общество постепенно стало развиваться в направлении мировой цивилизации.

После распада СССР в декабре 1991г. возникла жгучая потребность в создании

нового #M12291 9017477УК РФ, #Sкоторый отражал бы те изменения в политической

и социально-экономической жизни нашего общества и учитывал бы требования

экономической и правовой реформ и особенности перехода к рыночной экономике.

С 1992 г. началась интенсивная работа по созданию нового #M12291

9017477уголовного кодекса #SРоссии. Разработчики проекта, среди которых были

известные ученые криминалисты, стремились учесть не только все то новое, что

имело место в жизни нашего общества, но и учесть законодательный опыт, опыт

правоприменительной деятельности органов #M12291 841500120правосудия#S, а

также законодательный опыт ведущих государств Европы, в частности к тому

времени были приняты новые уголовные кодексы во Франции и #M12291

841501589Германии#S.

Проект #M12291 9017477УК РФ #Sполучил высшую оценку ведущих криминалистов

этих стран. Новый #M12291 9017477УК РФ #Sбыл принят #M12291

841501608Государственной Думой#S 24 мая 1996 года, одобрен #M12291

841500387Советом#S #M12291 841501740Федерации#S 5 июня 1996 г. и подписан

Президентом РФ 13 июня 1996г. Кодекс введен в действие с 1 января 1997г.

Впервые в истории отечественного #M12291 841501678уголовного

законодательства#S перечислены принципы уголовного права и раскрыто их

содержание. УК пронизывает идея не классового подхода, а на передний план

выдвигается идея защиты важнейших общечеловеческих ценностей, закрепленных

#M12291 9004937Конституцией РФ #S1993г. В общей части содержится ряд #M12291

841502654новелл#S: впервые дана четкая категоризация преступлений, содержится

более четкая формулировка умысла и неосторожности как форм #M12291

841501431вины#S, наличествует норма о #M12291 841500176преступлениях с двумя

формами вины#S, норма об отсутствии ответственности при невиновном

причинении вреда, расширен круг обстоятельств, исключающих преступность

деяния, содержатся более конкретные нормы о формах и видах соучастия и т.д.

Особенная часть поделена на разделы, в основе которых лежит принцип родового

объекта, а разделы разделены. На первом месте находятся посвященный #M12291

841500171преступлениям против личности#S, специальный раздел, посвящен

#M12291 841500162преступлениям в сфере экономики#S. При разработке проекта

#M12291 9017477уголовного кодекса #Sопирались на достижения как

отечественной, так и зарубежной науки уголовного права.

Пенологические идеи в истории шариатского уголовного права. Мусульманские

ученые юристы в прошлом не различали религиозные, этические и юридические

аспекты шариата и тем более не выделяли различные сферы права. Следовательно,

принципы и правила шариата, относящиеся к тому, что на современном языке

называется уголовным правом, доказыванием и судебной процедурой, могут быть

выведены только из общих трактатов по исламской юриспруденции.

Современные авторы выделяют в шариате три основные категории преступлений:

худуд, джинайят и тазир. К категории худуд относится строго определенный

список преступлений, за которые обязательно следует специфическое наказание,

применение которого не должно зависеть от воли официальных властей или

частных лиц. К джинайяту относятся такие преступления, как убийства и

нанесение тяжких телесных повреждений. В качестве наказания за преступления

джинайят может быть назначены либо кизас (наказание по принципу "око за

око"), либо выплата дийи (денежной компенсации) жертве или пережившим его или

ее родственникам. Мера наказания за последнюю категорию преступлений - тазир

- определяется суждением местного правителя и его судей, стремящихся к

исправлению и дисциплинированию подданных.

В силу недифференцированного характера ранних трактатов по исламской

юриспруденции мы не можем ожидать, что в них будут специально рассматриваться

проблемы, связанные c доказыванием и судебной процедурой. Кроме того,

поскольку в ряде текстов Корана и в Сунне конкретно говорится о тех

требованиях, которые применяются к доказательствам определенных преступлений,

относящихся к категории худуд, юристы рассматривают эти требования как

составные элементы понятия данного преступления. Например, хадд (единственное

число от худуд) за зина, (прелюбодеяние) требует показаний четырех лиц

мужского пола, бывших свидетелями самого акта. Это требование и детали,

касающиеся квалификации этих четырех свидетелей, по мнению древних

мусульманских юристов, являются неотъемлемой частью самого определения

данного преступления, входят в его понятие.

Во всем, что касается процедуры и практики применения уголовного права,

шариат остается крайне рудиментарной и неформальной системой. Широкие и

неупорядоченные административные полномочия правителей и их чиновников,

описанные в предыдущей главе, касаются всех сфер правления, в том числе и

практики уголовного права. Например, халиф имел право единолично решать,

вводить или нет специальных судей и каким образом следует контролировать и

регулировать их деятельность. Те лица, которые назначались на судейскую

должность (и другие официальные лица, имевшие юридические и квази-юридические

функции), в свою очередь, обладали широкими полномочиями в отношении

процедуры до-судебного и судебного разбирательства.

В настоящее время нам трудно детально рассмотреть реальное применение

уголовного права в мусульманской истории, так как отсутствует надежная

историческая информация по этому вопросу. Однако можно сделать некоторые

общие замечания. Хотя считалось, что шариатские принципы должны применяться

везде, можно с уверенностью предположить, что на всех этапах мусульманской

истории применение уголовного права в значительной степени определялось

административным произволом. Судя по всему, это особенно ярко проявилось с

окончанием мединского периода (622-661 гг.) в отдаленных сельских районах

мусульманских государств.

Как бы ни была организована система уголовного права и какой бы ни была

степень ее соответствия шариату в каждый из периодов мусульманской истории,

совершенно очевидно, что к началу 20 века рамки применения шариатского

уголовного права стремительно сузились. В 19 веке после введения режима

капитуляций в Оттоманской империи на западе мусульманского мира и аналогичных

уступок в Могольской империи на востоке и последовавшей за этим постепенной

колонизации мусульманских земель европейскими государствами, на смену

шариату, и формально, и на практике, пришло западное уголовное право. Но я

думая, что сфера применения шариатского уголовного права значительно сузилась

не только из-за повсеместного роста западного влияния в мусульман ском мире,

но и в результате все большего осознания мусульманами неадекватности

соответствующих шариатских концепций. Можно даже предположить, что растущее

западное влияние было скорее следствием, чем причиной падения роли шариата в

применении уголовного права.

Однако после достижения независимости, т.е. главным образом после Второй

мировой войны, во многих мусульманских странах отмечался рост требований

вернуться к шариатскому уголовному праву. В ответ на обвинения шариатского

права в архаичности и непригодности сторонники немедленного и полного

применения шариата в этой сфере прибегли к "анахроничному перенесению

современных принципов уголовного права на юридическую систему, для которой

они абсолютно чужды и неизвестны". Поступая таким образом мусульманские

авторы этой группы проявляют крайнюю степень эклектизма, ссылаясь как на

известные, так и на малозначащие фигуры в исламской юриспруденции, как на

юристов основных школ, так и на юристов второстепенных или исчезнувших школ,

одновременно на суннитских и на шиитских ученых, на реформаторов и

традиционалистов.

Заключение

Серьезные размышления о наказании должны сконцентрироваться на "рабочих

социальных категориях" и институциональной практике, а не на исключительно

умозрительных конструкциях или отвлеченных теориях, но такой подход в свою

очередь должен быть подкреплен адекватным пониманием нормативных теорий.

Поэтому философии наказания должны быть оценены не только в том виде, как они

предстают на страницах научных трудов, но и по тому, как они реализуются -

или могут быть реализованы - в конкретной практике. Прагматическая пенология

должна быть подвергнута тщательному моральному и политическому анализу, равно

как и ригористическому эмпирическому тестированию.

Государственное наказание - это практика, продиктованная, как считается,

некими определенными целями и ценностями. Официальные адепты наказания

оправдывают данный институт и свои собственные деяния внутри этого института,

ссылаясь на легитимизирующие цели и ценности, и для этого зачастую апеллируют

к нормативным теориям наказания. Таким образом непосредственно вторгается в

практический контекст, хотя и далеко не всегда в достаточной степени

последовательно и глубоко, и в то же время социологическая наука, которая

игнорирует нормативный аспект или трактует его как сугубо риторический прием,

склонна извращать природу данного института. Несомненно, всегда существует

несоответствие между заявленными целями той или иной стратегии и ее

конкретным применением на практике; несомненно также, что всегда существуют

некие латентные цели, которые официальные лица не склонны предавать огласке.

Но всякий адекватный анализ пенитенциарной практики все равно вынужден будет

понять нормативные обоснования, которыми и продиктовано поведение

государственных чиновников; всякая серьезная критика должна будет выдвигать и

обосновывать свои собственные нормативные аргументы.

Список литературы

1. Советский Энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1989. -

1632 С.

2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993 г.

3. Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., 1981 г.

4. Лазарев В.В. Общая теория права и государства - М.: Юрист, 1994. - 360С.

5. Лившиц Р.З. Теория права - М.: БЕК, 1994 - 224 С.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996, 476 С.

7. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1993.

8. Храпанюк В.Н. Теория государства и права М., 1993.

[1] Найджел Уокер

[2] А. фон Хирш

[3] Перевод с английского Олега Алякринского

[4] Е.Б. Пашуканис, Избранные произведения

по общей теории #M12291 841500242права и государства#S, М.1980, с.159

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты