Контрольная: Образование США и их экономическое развитие в 19 веке
Межрегиональная Академия управления персоналом (г. Киев)
Тираспольский филиал
группа МФ 1-09-02-Б.УБ (4,63)
Лавровский П.П.
Домашний адрес: г. Тирасполь, ул. К. Маркса, 5 кв. 39
Место работы: Министерство доходов ПМР
Профессия: младший инспектор дежурной части
Контрольная работа
На тему: Образование США и их экономическое развитие в 19 веке
по дисциплине «История экономики»
преподаватель: Узун И.Н.
методист филиала: Панова Т.Н.
Тирасполь, 2002г.
Содержание
1. Война за независимость и образование США.. 3
1.2. Предпосылки Войны за независимость. 3
1.3. Война за независимость и образование США.. 5
1.4. Характер и особенности Американской революции. 8
2. Промышленный переворот в США.. 10
3. Гражданская война и ее последствия. 17
3.1. Назревание конфликта между Севером и Югом. 18
3.2. Гражданская война 1861 – 1865. 19
3.2.1. Стремления Юга отделиться. 19
3.2.2. Начало военных действий. 19
3.2.3. Перелом в ходе войны.. 20
3.3. Реконструкция Юга (1865 – 1877). 21
3.4. Значение Гражданской войны.. 23
Список использованной литературы.. 25
1. Война за независимость и образование США
1.1. Краткая история США
Около 30 тыс. лет назад территория США была заселена выходцами из Азии.
Вплоть до прихода на эти земли европейцев общественный строй коренного
населения — индейцев, эскимосов, алеутов — оставался на стадии
первобытнообщинного, что крайне пагубно отразилось на способности вести
оборонительные войны. Колонизация страны началась в XVI—XVII вв. сразу с трех
сторон: с юга испанцами и французами, с востока англичанами и голландцами, с
запада русскими. В 1587 г. была основана первая английская колония на
территории будущей Виргинии. В ходе колонизации коренное население
вытеснялось и истреблялось. С начала XVII в. начался ввоз рабов из Африки для
работы на плантациях. К сер. XVIII в. наиболее значительными колониями на
территории США располагала Франция, после ее поражения в 1763 г. в борьбе с
Великобританией за колониальное и торговое первенство лидирующее положение
заняла Испания. Восставшие в 1775 г. против английского владычества 13
североамериканских колоний сумели добиться свободы; в ходе войны за
независимость 1775—1783 гг. возникло независимое государство — США (1776). В
1787 г. была принята конституция, вступившая в силу в 1789 г., которая
закрепила господство буржуазии и плантаторов-рабовладельцев в форме
буржуазной демократии.
Новое государство первоначально старалось расширяться за счет покупки колоний
у враждующих между собой европейских держав. Так, в 1803 г. США приобрели у
Франции огромную колонию Луизиану, протянувшуюся от Нового Орлеана до Канады,
в 1819 г. вынудили Испанию уступить им Флориду. Начавшийся с XIX в. в США
промышленный рост резко выделил их на фоне остальных американских земель.
Явное экономическое превосходство позволило правительству перейти к открытому
военному захвату соседних областей, который завершился присоединением в 1853
г. Техаса, Тихоокеанского побережья, покупкой у России в 1867 г. Аляски и
прилегающих к ней Алеутских островов.
К середине XIX в. быстрое развитие капитализма на севере США вступило в
острое противоречие с системой плантационного рабства на Юге. Вторая
буржуазная революция (1861—1877 гг.) прошла два этапа: Гражданскую войну
1861—1865 гг. между Севером и Югом, в ходе которой было отменено рабство, что
ускорило промышленное развитие США и в конце XIX в. вывело страну, уже
имеющую собственные колонии, в тройку лидирующих мировых держав, и период
реконструкции Юга, когда шла борьба за демократические преобразования в южных
штатах. Участие в Первой мировой войне принесло огромные прибыли и усилило
роль США в мировом хозяйстве. После Второй мировой войны наступил период так
называемой «холодной войны», разгул «маккартизма», преследование за
демократическую деятельность. С сер. 60-х годов отмечается усиление борьбы с
национально-освободительным движением, развязывание непопулярной войны во
Вьетнаме. В то же время активизируются выступления негров за свои гражданские
права, против расовой дискриминации, что привело к принятию в 1964, 1965 и
1968 гг. соответствующих законов, предоставляющих эти права. В последние годы
предприняты усилия по упрочению разрядки и сокращению вооружения.
1.2. Предпосылки Войны за независимость
Война североамериканских колоний за независимость (1775—1783) явилась
закономерным результатом тех сложных процессов, которые происходили как в
Америке, так и в самой Англии. К середине XVIII в. колонии значительно
выросли в хозяйственном отношении, налаживалась внутренняя торговля,
преодолевались былая экономическая разобщенность и замкнутость. По существу,
они уже не зависели от поставок метрополии, так как имели собственный флот,
неисчерпаемые запасы леса и плодородных земель; плантаторы производили
продукцию на экспорт — табак, рис, индиго; делались попытки разводить хлопок.
Значительно выросло население: так, если в 1688 г. там проживало около 200
тыс. человек, то в 1775 г.— свыше 2,7 млн., включая негров-рабов,
составлявших 18% жителей. Хотя колонии принадлежали Англии, туда эмигрировали
почти из всех стран Европы, и подавляющее большинство иммигрантов относилось
к трудовому населению, главным образом, Ирландии и Германии.
Показателем социально-экономического развития колоний стал рост портовых
городов, являвшихся центрами внутренней и внешней торговли,— Бостона, Нью-
Йорка, Филадельфии, Балтимора, Чарлстона и др. Развивались образование и
культура, с начала XVIII в. в колониях стали выходить собственные газеты,
появились общественные и частные школы и колледжи. На базе колониальных
колледжей выросли такие всемирно известные американские университеты, как
Гарвардский, Йельский, Принстонский, Колумбийский. К концу колониального
периода выросла плеяда выдающихся мыслителей, деятелей американского
Просвещения — таких, как Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Джон Адаме,
Джеймс Мэдисон и ряд других. Все это говорило не только о материальных
возможностях, но и о духовном потенциале растущей нации.
В XVII в., когда колонисты больше всего нуждались в опеке метрополии, она
была поглощена решением своих внутренних проблем (борьба короля и парламента,
революция, реставрация Стюартов). В XVIII столетии все получилось наоборот.
Колонии созрели для независимости, но Великобритания, стабилизировавшаяся
внутренне и победившая Францию в Семилетней войне 1756—1763 гг., стала
полновластной хозяйкой Северной Америки, присоединив Канаду и другие
французские владения.
Попытки метрополии ограничить свободу предпринимательства в колониях и
подчинить его своим интересам создавали экономические предпосылки Войны за
независимость. Во второй половине XVII и в 1 первых десятилетиях XVIII в.
была издана серия парламентских актов, регламентировавших внешнюю торговлю
колоний. Запрещалось свободно торговать с другими морскими державами, а также
развивать в колониях обрабатывающую промышленность. Но удаленность Северной
Америки делала такие запреты малоэффективными, их удавалось обходить.
Закон 1763 г., запрещавший самовольно переселяться на запад, за Аппалачские
горы, должен был удерживать колонистов в определенных административных
границах земельной монополии короля и лордов-собственников, пытавшихся
увеличить квитренту. Кроме того, британское правительство озаботилось
поисками средств для содержания разросшегося управленческого аппарата
колониальной империи и размещавшихся там войск. Для этого в 1764 г. вводились
новые таможенные пошлины на ряд товаров. Актом 1765 г. предусматривалось
расквартирование в Америке 10 тыс. солдат регулярной армии, а для покрытия
расходов на них в том же году был принят акт о гербовом сборе.
В отличие от прежних постановлений данный закон касался практически всех
колонистов, так как гербовой пошлиной облагались оформление любых документов
и выпуск печатных изданий. Принятие его парламентом вызвало первую бурную
вспышку протеста в колониях. Движение против гербового сбора проходило под
лозунгом «никаких налогов без представительства». Колонистов возмущала не
тяжесть налога (он не был разорительным), а сам факт его введения
парламентом, в котором отсутствовали представители североамериканских
колоний. Впервые в американской истории наэлектризованные массы вышли на
улицы городов. Радикально настроенные колонисты развернули антианглийскую
агитацию, создав подобие политических клубов под названием «Сыны свободы».
Угрозами и демонстрацией силы они срывали исполнение акта о гербовом сборе,
не дав ни одному сборщику приступить к своим обязанностям.
Одновременно усиливалось аграрное движение против феодальных повинностей,
принявших особенно большой размах в колониях Нью-Йорк, Северная и Южная
Каролина. Войскам, разбросанным по всей территории колоний, не удавалось
закрыть западную границу от скваттеров. В начале 70-х годов XVIII в.
развернулась партизанская борьба у Зеленых гор, которые были тогда
приграничным районом теперешнего штата Вермонт. Фермеры и сельское население,
наряду с частью горожан, составили основную массу будущих борцов за
независимость, хотя силы тех и других еще были разобщены.
Гербовый сбор был заменен новыми таможенными пошлинами, но это не внесло
успокоения в колонии. В Бостоне 5 марта 1770 г. произошло столкновение
горожан с британскими солдатами, которые, обороняясь, убили и ранили
несколько человек. «Сыны свободы» успешно использовали «политику улицы» и
неуклюжие действия британских властей для разжигания недовольства. Стала
применяться тактика коллективного бойкота привозных английских товаров,
самочинных обысков у подозреваемых в сговоре с властями, но без убийств и
кровопролития. Одним из самых активных «смутьянов» был бостонский служащий
Сэмюэл Адаме, по инициативе которого группа колонистов, переодевшись
индейцами, в 1773 г. выбросила на дно бостонской гавани груз английского чая
(«бостонское чаепитие»). Он же стал основателем «комитетов связи», через
которые осуществлялась координация антибританских, или патриотических, сил.
Англия усиливала нажим, перейдя к крутым административным мерам против
Массачусетса, закрыв бостонский порт и присоединив американский северо-запад
к своей провинции Квебек (Канада). Патриотические круги по всей стране
выступили против этих «нестерпимых актов». В 1774 г. в Филадельфии собрался
первый Континентальный конгресс — совет представителей колоний (такой же
совет собирался в 1765 г. по поводу акта о гербовом сборе). В принятой
«Декларации прав» говорилось о праве колонистов на самоуправление, а также на
«жизнь, свободу и собственность». Это еще не было провозглашением
независимости, хотя страна стояла на ее пороге. В марте 1775 г. в
законодательном собрании Виргинии один из лидеров патриотов Патрик Генри
заявил: «Неужели жизнь так дорога и мир так сладок, что их следует покупать
даже ценой кандалов и рабства?.. Что касается меня, я не пощажу своей жизни
для дела свободы».
Война началась стихийно 19 апреля 1775 г., когда английский главнокомандующий
в Америке генерал Гейдж распорядился захватить склад оружия, устроенный
патриотами недалеко от Бостона, и арестовать лидеров «заговорщиков».
Посланный им полк завязал бой с вооруженными фермерами в районе Лексингтона и
Конкорда. Перевес вначале был у англичан, но при движении обратно (лидеры
патриотов сумели заблаговременно скрыться, а часть оружия была вывезена) их
непрерывно обстреливали из-за всевозможных укрытий местные жители. Потеряв
треть солдат, полк с трудом добрался до Бостона. Первое сражение Войны за
независимость было удачным для патриотических сил.
1.3. Война за независимость и образование США
Собравшийся в мае 1775 г. второй Континентальный конгресс стал уже не
колониальным, а американским правительством. На нем, как и на первом, имелись
сторонники примирения с метрополией, но ход событий подталкивал членов
конгресса к решительным действиям, прежде всего к набору армии. Во главе
будущих американских сил был поставлен крупный виргинский плантатор и опытный
воин полковник Джордж Вашингтон. JB июне добровольческие отряды американцев,
еще не организованные в армию, стойко сражались с англичанами при Банкер-
Хилле близ Бостона и нанесли им чувствительные потери.
Огромную мобилизующую силу имел опубликованный большим тиражом памфлет
революционного демократа Томаса Пейна под названием «Здравый смысл». В нем
убедительно доказывалось, насколько абсурдно бороться за свободу, не порывая
с метрополией, и что только независимость и республиканский образ правления
дадут Америке великое будущее. Эти слова оказались пророческими.
4 июля 1776 г. конгресс принял составленную Т. Джефферсоном Декларацию
независимости, ставшую эпохальным документом не только американской, но и
мировой истории. Это была первая перенесенная на практическую почву
декларация прав человека, опиравшаяся на передовые теории английских
философов XVII в., особенно Джона Локка, французских просветителей XVIII в.,
а также на традицию борьбы за свободу американских колонистов. «Все люди
сотворены равными,— гласила Декларация независимости,— все они одарены
Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право
на жизнь, свободу и стремление к счастью... Всякий раз, когда форма правления
начинает противоречить этим целям, право народа — изменить ее либо вовсе
уничтожить и учредить новое правительство...»
Впервые в истории государственный документ провозглашал принцип народного
суверенитета как основу государственного устройства. Декларация обвиняла
английского короля и парламент в тирании, нарушении элементарных прав
человека и заявляла, что отныне колонии считаются «свободными и независимыми
штатами», которые «приобретают полное право объявлять войну, заключать мир,
вступать в союзы, вести торговлю и совершать любые акты и действия — все то,
на что имеет право всякое независимое государство».
Говоря о естественных и неотчуждаемых правах человека, Джефферсон изменил
традиционную формулировку Локка — право на «жизнь, свободу и собственность».
Подобно Ж. Ж. Руссо, великий американский просветитель относил собственность
не к естественным, данным человеку от рождения, а к гражданским правам —
согласно существующему уровню развития общества. Однако в Америке преобладала
«английская» точка зрения о собственности как о естественном праве человека,
не менее важном, чем жизнь и свобода. Именно обладание собственностью давало
человеку свободу и независимость, в том числе в выражении своих взглядов. Те
же, кто ею не обладал — наемные рабочие, арендаторы, прислуга, рабы, замужние
женщины, являлись зависимыми и потому не могли, согласно представлениям того
времени, участвовать в гражданской жизни и заниматься политикой, т. е.
избирать и быть избранными. «Невежественным и зависимым людям можно доверять
общественные дела не больше, чем детям»,— заявил в 1787 г. один из создателей
федеральной Конституции.
Сама идея независимости разделялась далеко не всеми американцами. Имелось
немало тех, кто по экономическим, политическим и другим мотивам не желал
отделения от Англии. Это большая часть лендлордов, королевских чиновников,
торговцев, опасавшихся разрыва1 деловых связей с Англией, а также лица,
боявшиеся разгула «черни», анархии и гражданской воины, они назывались
лоялистами — людьми, лояльными королю и парламенту. Часть фермеров и
арендаторов также примыкала к ним, если местный лендлорд, их главный
притеснитель, поддерживал патриотов. Большинство негров-рабов бежало к
англичанам, обещавшим им свободу, поскольку основная часть плантаторов
выступала за независимость (экономической причиной этого была их колоссальная
задолженность английским торговым домам, от которых они получали кредиты).
К верхушке патриотов, помимо плантаторов, относились большинство американских
купцов, выступавших за свободу торговли и предпринимательства. Они оказывали
финансовую помощь делу независимости. Первым, кто поставил свою подпись под
Декларацией независимости, был «король» бостонских купцов- контрабандистов
Джон Хэнкок. Лидерами патриотов стали молодые честолюбивые политики,
стремительно делавшие карьеру в Континентальном конгрессе, местных органах
власти и в армии. Большинство простых людей поддерживали независимость в силу
демократических убеждений и в надежде на лучшую жизнь, за которую они
проливали кровь на полях сражений.
Военные действия велись с переменным успехом. После первых окрыляющих удач
1775 г. наступила длительная полоса поражений. Британские войска намного
превосходили американцев боевой выучкой и количеством, но американцы воевали
с гораздо большей энергией и воодушевлением. Дж. Вашингтон умело
маневрировал, то нанося стремительные удары, то отступая, а в ряде случаев
его небольшая армия просто спасалась бегством. Британскому командованию не
удавалось навязать американцам генеральное сражение, в котором они неминуемо
были бы разбиты, а Вашингтон не имел достаточно сил для решающей победы.
Тяжелое положение американских войск усугублялось враждебными вылазками
лоялистов, создавших свои военные отряды, которые действовали совместно с
англичанами. Снабжение армии Вашингтона было плохим, хронически не хватало