: Китай-город

Дмитрия Солунского, стоявшей

на самом Ильинском крестце. Церковь упразднена в конце царствования Алексея

Михайловича, и с тех пор именуется Ильинской.

СВ.Николая Чудотворца, что у большого Креста.

На Ильинке, близ Ильинских ворот. Главная церковь во имя успения Пресвятой

Богородицы. Храм построен в 1680 году московскими гостями (купцами)

Филатьевыми, называется же в народе церковью СВ. Николая у Большого креста по

приделу Св. Николая и по большому кресту, устроенному теми же Филатьевыми.

Крест этот деревянный в 3 аршина вышины. Он сделан весьма искусно по подобию

креста, построенного патриархом Никоном в Крестном Онежском монастыре

Архангельской губернии на острове Кие. Крест имеет в верхнем конце 36 частиц

мощей, но каких не известно. Вместо имён написаны 12 праздников. В нижнем

конце - 46 частиц мощей с надписями над каждой частицей имени святого. В

правом и левом концах по 37 частиц мощей с означением имён святых. Итого в

кресте 156 частиц мощей, кроме мощей Св. Николая Чудотворца, находящихся в

самой середине креста. Крест стоит у правого Клироса. Церковь примечательна

также напрестольным крестом. С надписью, что он сделан в 1680 году поъячим

Андреем Городецким, образом Святых, написанным в 1700 году Кириллом Улановым.

Св. Николая Чудотворца, что слывет Красный звон.

В Юшковом переулке, между улицами Ильинкой и Варваркой. Храм построен в 1626

году на месте бывшей тут же, но сгоревшей каменной церкви. Стиль строения

церкви можно отнести к 16 столетию, хотя она впоследствии, в 1691 году,

перестроена на средства купца Григория Твердикова. Затем она снова обновлена

в 1858 году. При храме приделы : во имя Зосимы и Савватия Соловецких

устроенный иждивенцем Нарышкиным, и Рождество Пресвятой Богородицы. Храм

замечателен тем, что здесь похоронена голова мятежного Соковнина, посягающего

на жизнь Петра Великого. Труп его был отвезён в убогий дом, но голову с

честью похоронили его родственники при этой церкви. Название церкви «у

Красных колоколов», потом «Красный звон» показывает, что она славилась своими

колоколами, или звоном. Звон красный - значит веселый. В церковном уставе

звон на Святой неделе именуется красным. Из древнейших колоколов на

колокольне церкви уцелел только один полиелей - на стенках его отлиты в

клеймах три лилии с буквами «Е.Т.» и какая-то сбивчивая латинская надпись.

Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь известна более под именем Георгия

на Псковской горе. Построение её относят к 16 столетию, ко времени царствования

Ивана Васильевича Грозного. С 1812 по 1818 год храм был приписан к соседней

церкви Св. Николая Красный звон, а в 1818 году иждивенцем московского купца

Петра Федоровича Соловьева возобновлен и освящен. В церкви с самого начала её

основания было два престола : во имя Покрова Богородицы и во имя Св.

великомученика Георгия. Но в 1837 году вдова купчиха Мария Николаевна

Соловьева, урожденная Усачева, устроила третий придел во имя Св. Петра

Митрополита.

Варвары Великомученицы. На улице Варварка, получившей название этой

церкви. Храм этот по архитектуре один из лучших в Китай-городе. Первоначально

построен при великом князе Василие- 3 в 1514 году зодчим Алевизом Фрязиным и

иждевенцем знаменитых тогда приезжих гостей Василия Бобра с братьями Вепрем и

Юшкой. В 1731 году церковь обновлена императрицей Анной Ивановной и затем

возобновлена ещё раз в новом стиле в 1796 году . Внутри также храм возобновлен

: иконостас вызолочен, есть образа, богато украшенными ризами. Кроме

того,имеется чудотворный образ Великомученицы, прославившейся чудотворной силой

в 1555 году во время малолетства царя Ивана Грозного, и при части её мощей.

Максима Блаженного. На Варварке же, близ церкви Варвары Великомученицы.

Тут существовала древняя деревянная церковь во имя свв. князей Бориса и Глеба,

в которой в 1434 году был погребен Блаженный Максим. В 1676 году она сгорела,

на месте её в 1698 году царицей Натальей Кирилловной построена каменная церковь

во имя Св. Максима Блаженного.

Зачатие св. Анны, что в Углу. Церковь и точно находится в углу при

повороте стены Китай-города от Москвы-реки к Варварским воротам, в Кривом

переулке.

Когда вели каменную стену Китай-города, то пришлось сломать храм в честь св.

Николая Чудотворца, который был сооружен за алтарем Храма Зачатия св. Анны он

стоял на черте этой стены. Чтобы сохранить храм, сделан был выступ стены на 4

сажени. А так как в этом месте восточная и южная стены Китай-города

образовывали угол, то и само урочище обеих церквей стало именоваться «Углу».

Однако в актах 17 и 18 веков оно обозначалось различно : то «у городовой

стены в углу», то «за Соляным рядом, в «зарядье», то «на Варварском крестце»,

который, вероятно, простирался до этого угла. О времени первоначального

построения церкви Зачатия св. Анны летописи ничего не говорят. Но предание

выдает её за одну из древнейших церквей после Спаса на Бору в Кремле. В

первый раз летопись упоминает о ней под 1493 годом, когда она сделалась

жертвой пламени. В пожар 1547 года она уже была каменная, так как во время

пожара она была только повреждена и в неё перенесена святая чтимая икона

Одигитрии Божьей Матери, принадлежавшая подъячему Третьяку Теплому, дом

которого сгорел, но икона вместе с покоем, где она находилась, осталась

невредима. Царь Иван Васильевич поднял к себе в палаты икону, а храм

возобновил и обогатил иконами и утварью. Потом и сам чудотворный образ

поставлен был в храме. В 1611 году церковь много перетерпела от пожара, но

царь Михаил Федорович вознаградил утраты, и церковь была облечена в а прежнее

благолетие. Царь Алексей Михайлович при церкви соорудил придельный храм во

имя св. великомученицы Екатерины по случаю рождения в 1658 году своей дочери

Екатерины.

В 1668 году церковь снова была разорена пожаром и снова возобновлена и

украшена. Храм Зачатия св. Анны обращает на себя внимание не одной своей

историей, но стилем архитектуры и памятниками иконописи. Квадрат Храма

выстроен из тесанного белого камня. В главном храме свод крестовый.

Сооружение колокольни относится к первой половине 18 столетия. Между

колоколами особенно замечателен колокол, пожертвованный сюда для поминовения

своих родителей князем Дмитрием Пожарским. Колокол называется Амстердаликим.

Св. Климента, папы Римского. Под таким названием церковь известна в

народе, но это придел. Настоящий храм во имя Иоанна Предтечи ещё с одним

приделом во имя Боголюбской Божьей Матери. Храм находится у Варварских ворот.

Первоначально храм построен в 1626 году, потом вновь перестроен вновь в 1741

году иждивенцем фабриканта Подсевальщикова.

Св. Бессребреников Косьмы и Дамиана, что в старых Панах.

Церковь эта, находилась в Торговых рядах, в Косьмо-Дамианском переулке, имеет

хороший наружный вид и довольно богата. Название «в Старых Панах» носит

потому, что здесь находился польский Пакский двор. В троицкий пожар 1737 году

на церкви обгорели кровли, а в трапезной погорели некоторые образа. Нынешняя

церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы построена в 1803 году. Приделы

свв. Косьмы и Дамиана.

Св. Троицы, что в Никитниках (Грузинской Божьей Матери).

Церковь известна более под именем Грузинской Божьей Матери; она находится

близ Варварских ворот. Как видно, церковь вместо прежней деревянной в 1628

году при патриархе Филарете ярославским купцом Григорием Никитниковым, почему

и называется, «в Никитниках». Прежняя церковь во имя великомученика Никиты,

называется «на Глинишах». Церковь поражает своей оригинальной красотой, и

жаль что она находится не на более видном месте. Кроме своей красивой

наружности она ещё замечательна тем, что в ней находится чудотворная икона

Грузинской Божьей Матери. Икону эту выменял у персов в Грузии брат строителя

церкви Степан и отдал как вклад в 1625 году в Красногорский монастырь, где

сооружена в честь Богоматери соборная церковь.

Московский патриарх Иосиф учредил празднество иконы 22 августа.

Св. Николая Чудотворца, что у Москворецких ворот. Главный храм в этой

церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, а Св. Николая Чудотворца -

придельный. Слывет более под названием Николая Чудотворца Москворецкого.

Находится на Москворецкой улице, ведущей от Красной площади к Москворецкому

мосту. Сперва на этом месте была ещё церковь, называвшаяся Спас, с приделом

Андрея Первозванного, но она за ветхость разобрана в 1783 году.

Церковь св. Николая Чудотворца вновь построена на старом фундаменте в 1829 году.

Св. Николая Чудотворца Мокрого. И эта церковь известна под этим именем

только в общем употреблении, а собственно именуется Покрова Пресвятой

Богородицы, во имя какового празднества основана и сама церковь, во имя св.

Николая Чудотворца здесь находится придел, построенный в 1697 году женой

Чирикова боярыней Евдокией Авраамовой, дочерью дворянина Лопухина, в память

кончины дочери своей Неонилы. Церковь каменная. В 1802 году она переустроена

заново.

Вознесения Господня. В Ипатьевском переулке, в Зарядье. Церковь сооружена

в 1757 году иждивенцем купца Герасима Лапина. Слывет Ипатской по приделу во имя

преподобного Ипатия Гагрского. В 1849 году отдана под Антиохийское подворье.

Иоанна Богослова, что под Вязом. Об основании этой церкви, находфщейся

между Никольскими и Ильинскими воротами, сведений нет, но из Никоновской

летописи за 1493 год видно, что она до того времени уже существовала. «Под

Вязом» называется потому, что перед алтарем её до 1775 года рос громадных

размеров вяз. В старину при церкви находилось кладбище. В 1825 году церковь за

ветхостью была разобрана до основания и построена в 1837 году. При ней приделы

: Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Митрофания Воронежского и

Евангелиста Луки.

Церковь Владимирской Божьей Матери. На том месте, где находится это храм,

издревле существовала часовня, воздвигнутая, вероятно, в 1395 году по случаю

принесения из Владимира в Москву чудотворной иконы Владими-Богоматери, список с

которой и находился вы часовне. При построении стены Китай-города часовня

осталась на прежнем месте. Посвящая храмы имени Богоматери, церковь наша

посвящала ей и особенные торжества, или праздники. Таким образом, в честь иконы

Владимирской Богоматери учрежден праздник и крестный ход, но так как на всём

пространстве Сретенской улицы и Лубянки, проходивших через Земляной и Белый

город, до конца 17 века ещё не было церкви в прославление чудотворной иконы, то

мать Петра Великого царица Наталья Кирилловна дала обет соорудить церковь во

имя Богоматери. День этого Богородичного праздника особенно почитала царица и

потому ещё, что с воспоминанием Сретенья чудотворной иконы ( 26 августа 1395

г.) соединялось её тезоименитсвтво.

По указу Петра Великого эта обетная церковь начата строением 30 июня 1691

года и окончена 18 августа 1692 года. На иждивение Стрелецкого приказа под

заведованием боярина князя Ивана Троекурова, освящена 28 октября. В это же

время поставлена и колокольня.

В числе местных икон особенно замечательны две : Спаса Нерукотворного,

писанный в 18 столетии, и точный Список с чудотворного образа Владимирской

Богоматери в золотой ризе, весьма богато украшенной драгоценными камнями. В

каменной часовне при церкви, которая перестроена в 1805 году тоже находится

икона Владимирской Богоматери в прекрасной серебряной ризе, сделанной на

средства частного лица. На имя своего прихода, церковь эта имеет прихожанами

своими всю Москву. 21 мая в церковь Владимирской Богоматери из Успенского

Собора совершается крестный ход, который до 1722 года отправляется в

Сретенский монастырь.

С того года он был прекращен, но был возобновлен снова с назначением

совершать его в означенную церковь. Этот третий крестный ход и праздник в

честь явления Богоматери получил свое начало в 1514 г. в память возобновления

чудотворной её иконы митрополитом Варлаамом.

Замечательные здания Китай-города.

Синодальная типография. В древности дом этот, находящийся на Никольской

улице, был известен как Печатный двор. Он построен в 1553 году по повелению

царя Ивана 4 Васильевича. В первое время это большое каменное здание было о

двух этажах с погребами. Оконницы в нём были слюдяные, кровли деревянные.

Типографский двор был огорожен деревянным частоколом, а на Никольскую улицу

выходили большие деревянные ворота с кровлей. В 1643 году по повелению царя

Михаила Федоровича на Печатном дворе, на пространстве в длину 39 саженей по

Никольской улице, были сооружены двухэтажные каменные палаты, а два года

спустя была окончена постройка каменных ворот с башней. Надворная башня имела

в вышину 13 саженей. Здание построено в стиле готической архитектуры,

смешанной с арабским и итальянским стилем. В середине ворот над створами в

большом овале лепное изображение всевидящего ока в лучах. В Бельэтаже над

воротами находятся солнечные часы : их двое и помещены они по сторонам в

симметрии. Над бельэтажем - английский герб.

Дом Присутственных мест.

До помещения в этом доме присутственных мест находился так называемый Старый

Земский двор, а затем Монетный. Присутственные места переведены сюда в

царствование императрицы Екатерины 2 в 1781 году. Дом находится у

Воскресенских ворот, имея в соседстве владения Заиконосспаского монастыря.

Тут в старину находились царский зверинец, царская аптека, а при Петре

аустерия, именно та, в которую заманивали читать «Ведомости». Аустерия эта

именовалась Казанской по находившемуся вблизи Казанскому собору.

Мытный двор.

Находится на левой стороне Москворецкой улицы, и в нем помещаются торговые

лавки. Совсем не то этот двор представлял в седую старину : он был чем-то

вроде таможни. В прежние времена казна взимала пошлины со всего, что

покупалось и что продавалось, отчего внутренняя торговля была весьма

стеснена, а ещё раньше пошлины собирались каждым князем в его владении и

каждым владельцем в его поместье. Сбор таковой пошлины уничтожен царем

Алексеем Михайловичем, его «Уставной грамотой», изданной 30 апреля 1654 года,

где, между прочим сказано : «Проезжих пошлин и мытов не имать.» А эти

проезжие пошлины взыскивались со всякого товара без исключения.

Название Мытный происходит от слова «мыт», т.е. пошлина, и «мытник», т.е.

сборщик с товаров пошлины. Оба жти слова встречаются в древнейшем узаконении

- «Русской правде», изданной великим князем Ярославом Мудрым в 1037 году.

Приняв во внимание, что у Мытного двора были Москворецкие ворота, которые

большей частью въезжали в Китай-город, можно с достоверностью сказать, что

здесь происходил и осмотр товаров. Другими воротами запрещалось свозить в

Китай-город товары. Надо ещё заметить, что в старину товары привозились в

Москву большей частью на барках по Москве-реке.

Здание Мытного двора построено в виде четырехугольника с площадью внутри и

относится к первой половине 16 столетия.

Старые боярские дома в Китай-городе. В настоящее время почти все большие

дома в Китай-городе принадлежат торговым людям; но было время, когда в нем

возвышались одни дворы бояр. Напротив Заиконоспасского монастыря стояли

каменные палаты князей Юрия Хворостинина и Федора Волхонского, а подле

Николаевского греческого монастыря находился двор князя Юрия Буйносова и потом

князя Контемира. По Никольской же, были дворы бояр : князя Воротынского, Марии

Воронцовой, Дмитрия Трубецкого, Михаила Долгорукова, Михаила Романова. На

Ильинке были известны дворы Шейна, толмача Тараканова. На Варварке, кроме двора

Романовых, находились дворы Булгаковых и Пушкиных.

В 1793 году в приходе Успенской церкви, имел дом генерал Потемкин. Из всех

боярских домов на Никольской улице уцелел один только дом Шереметевых ,

прежде бывший князя Черкасского. Строения его занимали обе стороны улицы; на

одной были жилые палаты, на другой - Потемный двор.

Из замечательных зданий Китай-города упомянем ещё Биржу. Впервые биржевое

здание было построено в 1838 году, но она оказалась тесным и потому в 1873

году возобновлено. Московская биржа по своему обороту занимает одно из

первенствующих мест в Европе. Квартал, соседней Бирже, называется Посольским

подворьем; название это осталось от Посольского двора, существовавшего здесь

ещё в начале 19 столетия. Вблизи Биржи находится громадное здание Троицкого

подворья, где был когда-то Троицкий монастырь, и тут же так называемые

Теплые ряды с церковью Ильи Пророка, о которой говорилось в статье о церквах.

Здание Троицкого подворья и Теплых рядов новейшей постройки. Среди зданий

Китай-города нельзя не обратить внимания на подворье Калязинского монастыря.

Трехэтажное здание было построено в виде четырехугольника с небольшим внутри

квадратным двором. Это одно из старейших зданий, сохранившее свой

первоначальный вид. Владение это принадлежит Калязинскому монастырю с

глубокой древности. В этом доме некогда и домовая церковь во имя Макария

Чудотворца, построение коей относилось к первой половине 16 столетия.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты