: Философ Рене Декарт

ность в возможности достичь достоверного знания и утверждал дости-

жимость лишь относительных истин, необходимых для действий в конк-

ретных ситуациях. По окончании коллегии, подводя итоги своего ду-

ховного развития в "Рассуиждении о методе", Декарт писал, что он

"запутался в сомнениях и заблуждениях", и притом настолько, что

"все более и более убеждался в своем незнании" . Из этого состоя-

ния молодого Декарта выводило наблюдение людей в круговращениях

жизни. В том же произведении он высказал мысль, что можно встре-

тить "более истины в рассуждениях каждого, касающихся непосредс-

твенно интересующих его дел, исход которых немедленно накажет его,

если он неправильно рассудил, чем в кабинетных умозрениях образо-

ванного человека, не завершающихся действием..."

Сильнейшим стимулом к научным изысканиям Декарта послужили

встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом исследований

французского ученого первоначально была математика. Как явствует

из "Правил для руководства ума", математические размышления пере-

росли в методологические, в сущности неотделимые от философских.

Однако начало философской рефлексии Декарта приходится на значи-

тельно более ранние годы. Оно зафиксировано в его записях, полу-

чивших название "Частные мысли". В первой из этих записей (относя-

щейся к январю 1619 г.) Декарт пишет, что если до тех пор он был

лишь зрителем, то теперь, надев маску, собирается в качестве дейс-

твующего лица выйти на подмостки "театра мира сего" .

Такой выход, в частности, означал активность в исследовании

различных областей природы. Конкретно-научные исследования молодо-

го Декарта нашли отражение в неопубликованном трактате "Мир". Ког-

да же работу над этим произведением пришлось оставить, Декарт пуб-

ликует "Рассуждение о методе" с тремя приложениями. Здесь перед

нами вполне зрелый философ и ученый, который в дальнейшем отраба-

тывает в основном уже сложившиеся мысли.

Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В исто-

рии математики он занимает весьма видное место. Одно из важнейших

достижений ренессансной науки состояло в возрождении идей великих

древнегреческих математиков, К концу ХVI в. были изданы в оригина-

лах и переведены на латинский язык все сохранившиеся (и найденные

к тому времени) произведения Евклида, Архимеда, Аполлония, Паппа,

Диофанта. Декарту они были хорошо известны. Но уже в эпоху Возрож-

дения появились начатки математического естествознания. Теперь же,

в эпоху Декарта, без математического естествознания наука была бы

не способна стать производительной силой. В свою очередь математи-

зация естествознания, даже в тех скромных масштабах, была бы не-

возможна без определенного прогресса в самой математике. Такой

прогресс, в частности, невозможен без успехов формализации. И

именно Декарт сыграл решающую роль в становлении современной ал-

гебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буква-

ми латинского алфавита (х, у, z) переменные величины, ввел нынеш-

нее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия

числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были

объединены. Историческое значение Декартовой "геометрии" состоит

также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что

преобразовало математику.

Применение алгебраических методов к геометрическим объектам,

введение системы прямолинейных координат означало создание анали-

тической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические

величины, которые со времен древнегреческой математики существова-

ли в раздельности.

Укажем, далее, и на большой вклад Декарта в формирование

столь важной науки, как оптика (итоги его исследований в этой об-

ласти содержатся в основном в "Диоптрике" и в "Метеорах"). Так, он

открыл (независимо от В. Снеллиуса) закон преломления светового

луча на границе двух различных сред. Точная формулировка этого за-

кона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда

стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в

микроскопии).

Сказанным далеко не исчерпывается область научных интересов и

научных открытий Декарта.

Принцип историзма требует конкретного исторического ис-

следования философких учений. Нельзя вырвать философскую те-

орию из той исторической, экономической и социальной среды,

в которой она создавалась. Использование одного только

логического метода не даст нам полного понимания учения, его

исторической значимости.

Годы жизни Декарта - 1596-1650. В этот период поисходил

переход от средневековья к Новому времени.

К этому времени, по словам Энгельса, "промышленность ко-

лоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механичес-

ких (ткачество, часовое дело, мельницы) ... и физических

фактов (очки), которые давали не только огромный материал

для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше сред-

ства для экспериментирования и позволили сконструировать но-

вые инструменты".

Во времена Декарта ремесло в "чистом" виде начало оттес-

няться (в таких странах, как Италия, Голандия) ремеслом, ор-

ганизованным по новому принципу в мануфактурных мастерских -

"производственном механизме, органами которого являются лю-

ди". Каждый "винтик" этого механизма состоит из обыкновенной

человеческой плоти, а его функции определяются теперь той

"точкой", которую он занимает в механизме: дальше или ближе

от исходной точки расположена "точка" функциональная.

Связь функций "частичных работников" - "деталей" потенци-

альной машины - отщепляется от них самих и в виде плана, ал-

горитма производства противостоит им. Образ процесса, его

"картина" задается геометрически.

Причиной коренного изменения характера предметной дея-

тельности является принцип машинного производства, а именно,

разлагать процесс производства на составные фазы и разрешать

возникающие задачи посредством применения естественных наук.

Структура человеческой деятельности в своей первооснове

становится математической. В теоретическом отображении этой

деятельности происходили аналогичные процессы, приведшие к

потребности нового метода как метода математического и опре-

делившие логику формирования и развития новой теории, новой

науки.

"Математизация" деятельности, а вместе м тем и "математи-

зация" (алгоритмизация) метода,представляющиеся сегодня абс-

трагированием от всякого содержания, в рассматриваемую эпоху

представляла в самой своей первооснове единственно возможный

путь дальнейшего проникновения в более глубокий "слой" со-

держания, путь перехода к новой сущности.

Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача ма-

тематизации физики.

Вот в чем суть того запроса, который постоянно ощущается

Декартом. Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию

собственного метода познания окружающего мира. К 1625 году

он уже обладал основными положениями последнего.

Пропущенные сквозь игольное ушко сомнения, они свелись к

небольшому числу простейших правил, посредством которых из

основных положений может быть выведено все богатство под-

вергшегося анализу материала.

Но сначала Декарт проверяет сами правила в процессе ре-

ального открытия. При этом он решает одну из ключевых проб-

лем диоптрики - проблему анакластической линии.

Вместе с конкретным научным открытием было совершено еще

одно, методологическое открытие. Обнаружилась необходимость

и возможность постоянной (как это формулируется в Новое вре-

мя-рефлективной) работы над собственным умом, необходимость

и возможность постоянного обращения мысли на мысль, постоян-

ного развития самой способности мыслить, открывать, изобре-

тать. Тот ум, который должен руководствоваться правилами Де-

карта, - это уже не созерцающий и спокойный ум античного

мыслителя, это не застывший, от бога сформированный Ум сред-

невековья, это ум, способный изменяться, отстраняться от са-

мого себя, это ум, отвечающий и историческому, и социально-

му, и техническому динамизму Нового времени.

Декартовское сомнение призвано снести здание прежней

традиционной культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы

тем самым расчистить почву для постройки нового здания -

культуры рациональной в самом своем существе. Антитрадицио-

нализм - вот альфа и омега философии Декарта. Когда мы гово-

рим о научной революции XVII века, то именно Декарт являет

собой тип революционеров, усилиями которых и была создана

наука нового времени, но и не только она: речь шла о созда-

нии нового типа общества и нового типа человека, что вскоре

и обнаружилось в сфере социально-экономической, с одной сто-

роны, и в идеологии Просвещения, с другой. Вот принцип новой

культуры, как его с предельной четкостью выразил сам Декарт:

"...никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал

бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только

то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетли-

во, что не даст мне никакого повода подвергать их сомнению".

Принцип очевидности тесно связан с антитрадиционализмом

Декарта. Истинное знание мы должны получить для того, чтобы

руководствоваться им также и в практической жизни, в своем

жизнестроительстве. То, что прежде происходило стихийно,

должно ныне стать предметом сознательной и целенаправленной

воли, руководствующейся принципами разума. Человек должен

контролировать историю во всех ее формах, начиная от строи-

тельства городов, государственных учреждений и правовых норм

и кончая наукой. Прежняя наука выглядит, по Декарту, так,

как древний город с его внеплановыми постройками, среди ко-

торых, впрочем, встречаются и здания удивительной красоты,

но в котором неизменно кривые и узкие улочки; новая наука

должна создаваться по единому плану и с помощью единого ме-

тода. Вот этот метод и создает Декарт, убежденный в том, что

применение последнего сулит человечеству неведомые прежде

возможности, что он сделает людей "хозяевами и господами

природы".

Однако неверно думать, что, критикуя традицию, сам Де-

карт начинает с нуля. Его собственное мышление тоже укорене-

но в традиции; отбрасывая одни аспекты последней, Декарт

опирается на другие. Философское творчество никогда не начи-

нается на пустом месте.

Декартова связь с предшествующей философией обнаружива-

ется уже в самом его исходном пункте. Декарт убежден, что

создание нового метода мышления требует прочного и незыбле-

мого основания. Такое основание должно быть найдено в самом

разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосоз-

нании. "Мыслю, следовательно, существую" - вот самое досто-

верное из всех суждений. Но, выдвигая это суждение как самое

очевидное, Декарт, в сущности, идет за Августином, в полеми-

ке с античным скептицизмом указавшим на невозможность усом-

ниться по крайней мере в существовании самого сомневающего-

ся. И это не просто случайное совпадение: тут сказывается

общность в понимании онтологической значимости "внутреннего

человека", которое получает свое выражение в самосознании.

Не случайно категория самосознания, играющая центральную

роль в новой философии, в сущности, была незнакома античнос-

ти: значимость сознания - продукт христианской цивилизации.

И действительно, чтобы суждение "мыслю, следовательно, су-

ществую" приобрело значение исходного положения философии,

необходимы, по крайней мере, два допущения. Во-первых, вос-

ходящее к античности (прежде всего к платонизму) убеждение в

онтологическом превосходстве умопостигаемого мира над чувс-

твенным, ибо сомнению у Декарта подвергается прежде всего

мир чувственный, включая небо, землю и даже наше собственное

тело. Во-вторых, чуждое в такой мере античности и рожденное

христианством сознание высокой ценности "внутреннего челове-

ка", человеческой личности, отлившееся позднее в категорию

"Я". В основу философии нового времени, таким образом, Де-

карт положил не просто принцип мышления как объективного

процесса, каким был античный Логос, а именно субъективно пе-

реживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от которо-

го невозможно отделить мыслящего. "...Нелепо,- пишет Де-

карт,- полагать несуществующим то, что мыслит, в то время,

пока оно мыслит..."

Однако есть и серьезное различие между картезианской и

августинианской трактовками самосознания. Декарт исходит из

самосознания как некоторой чисто субъективной достоверности,

рассматривая при этом субъект гносеологически, то есть как

то, что противостоит объекту. Расщепление всей действитель-

ности на субъект и объект - вот то принципиально новое, чего

в таком аспекте не знала ни античная, ни средневековая фило-

софия. Противопоставление субъекта объекту характерно не

только для рационализма, но и для эмпиризма XVII века. Бла-

годаря этому противопоставлению гносеология, то есть учение

о знании, выдвигается на первый план в XVII веке, хотя, как

мы отмечали, связь со старой онтологией не была полностью

утрачена.

С противопоставлением субъекта объекту связаны у Декар-

та поиски достоверности знания в самом субъекте, в его само-

сознании. И тут мы видим еще один пункт, отличающий Декарта

от Августина. Французский мыслитель считает самосознание

("мыслю, следовательно, существую") той точкой, отправляясь

от которой и основываясь на которой можно воздвигнуть все

остальное знание. "Я мыслю", таким образом, есть как бы та

абсолютно достоверная аксиома, из которой должно вырасти все

здание науки подобно тому как из небольшого числа аксиом и

постулатов вы водятся все положения евклидовой геометрии.

Аналогия с геометрией здесь вовсе не случайна. Для ра-

ционализма XVII века, включая Декарта, Мальбранша, Спинозу,

Лейбница, математика является образцом строгого и точного

знаниях которому должна подражать и философия, если она хо-

чет быть наукой. А что философия должна быть наукой, и при-

том самой достоверной из наук, в этом у большинства филосо-

фов той эпохи не было сомнения. Что касается Декарта, то он

сам был выдающимся математиком, создателем аналитической ге-

ометрии. И не случайно именно Декарту принадлежит идея соз-

дания единого научного метода, который у него носит название

"универсальной математики и с помощью которого Декарт счита-

ет возможным построить систему науки, могущей обеспечить че-

ловеку господство над природой. А что именно господство над

природой является конечной целью научного познания, в этом

Декарт вполне согласен с Бэконом.

Метод, как его понимает Декарт, должен превратить поз-

нание в организованную деятельность, освободив его от слу-

чайности, от таких субъективных факторов, как наблюдатель-

ность или острый ум, с одной стороны, удача и счастливое

стечение обстоятельств, с другой. Образно говоря, метод

превращает научное познание из кустарного промысла в промыш-

ленность, из спорадического и случайного обнаружения истин -

в систематическое и планомерное их производство. Метод поз-

воляет науке ориентироваться не на отдельные открытия, а ид-

ти, так сказать, "сплошным фронтом", не оставляя лакун или

пропущенных звеньев. Научное знание, как его предвидит Де-

карт, это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в

некоторую общую картину природы, а создание всеобщей поня-

тийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда

заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные ис-

тины. Процесс познания превращается в своего рода поточную

линию, а в последней, как известно, главное - непрерывность.

Вот почему непрерывность - один из важнейших принципов мето-

да Декарта.

Согласно Декарту, математика должна стать главным

средством познания природы, ибо само понятие природы Декарт

существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства,

которые составляют предмет математики: протяжение (величи-

ну), фигуру и движение. Чтобы понять, каким образом Декарт

дал новую трактовку природы, рассмотрим особенности картези-

анской метафизики.

Метафизика Декарта:

субстанции и их атрибуты.

Учение о врожденных идеях

Центральным понятием рационалистической метафизики яв-

ляется понятие субстанции, корни которого лежат в античной

онтологии.

Декарт определяет субстанцию как вещь (под "вещью" в

этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физи-

ческую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается

для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если

строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Де-

карту, является только бог, а к сотворенному миру это поня-

тие можно применить лишь условно, с целью отличить среди

сотворенных вещей те, которые для своего существования нуж-

даются "лишь в обычном содействии бога", от тех, которые для

этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят

название качеств и атрибутов, а их субстанций.

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций -

духовные и материальные. Главное определение духовной субс-

танции - се неделимость, важнейший признак материальной -

делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно уви-

деть, воспроизводит античное понимание духовного и матери-

ального начал, понимание, которое в основном унаследовало и

средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций -

это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны

от этих первых: воображение, чувство; желание - модусы мыш-

ления; фигура, положение, движение - модусы протяжения.

Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декар-

ту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в

опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В уче-

нии о врожденных идеях по-новому было развито платоновское

положение об истинном знании как припоминании того, что за-

печатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врож-

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты