Реферат: Царь Дмитрий

Реферат: Царь Дмитрий

Первое появление личности, игравшей такую важную роль под именем царя

Димитрия и оставшейся в нашей истории с именем первого Самозванца, остается

до сих пор темным. Есть много разноречивых сведений в источниках того

времени, но нельзя остановиться ни на одном из них с

полною уверенностью. Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что перед тем

в польской Украине казаки вместе с польскими удальцами помогали уже

нескольким самозванцам, стремившимся овладеть молдавским престолом. Так, в

1561 году некто грек Василид с острова Крита, выдававший себя за племянника

самосского герцога Гераклида, с помощью украинской вольницы изгнал из

Молдавии тирана Александра, овладел молдавским престолом, два года был

признаваем за того, за кого себя выдавал, и. погиб от возмущения,

вспыхнувшего впоследствии за то, что он хотел вводить в Молдавии европейские

обычаи и жениться на дочери одного польского пана, ревностного протестанта,

что для молдаван казалось

оскорблением религии. В 1574 году казаки помогали другому самозванцу, Ивонии,

который назвался сыном молдавского господаря Стефана VII, а в 1577 году те же

казаки выставили третьего самозванца, Подкову, называвшегося братом Ивонии.

Оба эти самозванца имели успех, но только на короткое время. В 1591 году у

казаков явился четвертый самозванец,

которого они, однако, сами выдали полякам. В самом конце XVI века казаки

стекались под знамена одного сербского искателя приключений, Михаила,

овладевшего Молдавией. Украинские удальцы постоянно искали личности, около

которой могли собраться; давать приют самозванцам и

вообще помогать смелым искателям приключений у казаков сделалось как бы

обычаем. Король Сигизмунд III для обуздания казацких своевольств наложил на

казаков обязательство не принимать к себе разных «господарчиков». Когда в

Московской земле стал ходить слух, что царевич Димит-

рий жив, и этот слух дошел в Украину, ничего не могло быть естественнее, как

явиться такому Димитрию. Представился удобный случай перенести в Московскую

землю украинское своевольство под тем знаменем, под которым оно привыкло

разгуливать по Молдавской земле.

Современные известия рассказывают, что молодой человек, назвавшийся

впоследствии Димитрием, явился сначала в Киеве в монашеской одежде, а потом

жил и учился в Гоще, на Волыни. Были тогда два пана, Гавриил и Роман Гойские

(отец и сын), ревностные последователи так называемой арийнской секты,

которой основания состояли в следующем: признание

единого Бога, но не Троицы, признание Иисуса Христа не Богом, а

боговдохновенным человеком, иносказательное понимание христианских догматов и

таинств и вообще стремление поставить свободное мышление выше обязательной

веры в невидимое и непостижимое. Гойские завели две

школы с целью распространения арианского учения. Здесь молодой человек успел

кое-чему поучиться и нахвататься вершков польского либерального воспитания;

пребывание в этой школе свободомыслия наложило на него печать ток)

религиозного индифферентизма, который не могли стереть с него даже иезуиты.

Отсюда в 1603 и 1604 годах этот молодой человек поступил в «оршак»

(придворная челядь) князя Адама Вишневецкого, объявил о себе, что он царевич

Димитрий, приехал потом к брату Адама князю Константину Вишневецкому, который

привез его к тестю своему Юрию Мнишку, воеводе сендомирскому, где молодой

человек страстно

влюбился в одну из дочерей его, Марину. Этот пан, сенатор Речи Посполитой,

подвергся самой дурной репутации в своем отечестве, хотя был силен и

влиятелен по своим связям. В молодости вместе со своим братом он был близок к

королю Сигизмунду-Августу и, пользуясь умственным ослаблением короля,

доводившим его до ребячества, оказывал ему предосу-

дительные услуги доставлением любовниц и колдуний, а в день смерти короля так

обобрал его казну, что не во что было одеть смертные останки короля. По

жалобе королевской сестры поступки Мнишка были подвергнуты следствию; но

сильные люди, бывшие с ним в свойстве, заступились за него,

и следствие было прекращено по недостатку доказательств. Тем не менее при

короле Генрихе, когда Мнишек за торжественным обедом исполнял должность

кравчего, один из королевских придворных, Заленский, гласно заявил, что

Мнишек—человек дурного поведения и не достоин исполнять

своей должности. Но зять Мнишка Фирлей уговорил короля оставить этот извет

без внимания. С тех пор никто уже не преследовал Мнишка, хотя ничто не могло

смыть с него дурных воспоминаний. Огромное богатство, награбленное у короля

Сигизмунда-Августа, сделало его значительным и влиятельным человеком. Мнишек

был воеводою сендомирским, старостою львовским и получил в управление (в

аренду) королевские экономии в Самборе. Суетная и роскошная жизнь уже

значительно истощила его состояние; наживши от пресыщения подагру, он вошел в

большие долги и хотел поправить свои денежные дела, пристраивал своих

дочерей. Одну из них он уже выдал за чрезвычайно богатого пана Вишневецкого.

Теперь представилась ему соблазнительная надежда отдать другую за московского

царя, и он ревностно стал поддерживать названного Димитрия. Так как его дом

более или менее, подобно всем домам тогдашних знатных панов, был открыт для

множества гостей, то весть о чудесно спасенном

Димитрии разнеслась повсюду и возбуждала искателей приключений к надежде

сделать для себя из этого карьеру. Вишневецкие дали знать об этом королю.

Сигизмунд III находился под сильным влиянием иезуитов, а иезуиты увидали в

явлении московского царевича самый удобный случай проложить путь к

осуществлению заветных целей римского престола —

подчинению русской церкви папскому владычеству. Сигизмунд приглашал

Вишневецкого и Мнишка привезти царевича в Краков. В конце марта 1604 года

названного Димитрия привезли в польскую столицу и окружили иезуитами, которые

старались убедить его в истинах римско-католической

веры. Названный царевич понял, что в этом состоит его сила, представлялся,

что поддается их увещаниям, и, как рассказывают иезуиты, принял св. причастие

из рук папского нунция Рангони, был помазан от него миром и обещал ввести

римско-католическую веру в Московском государстве, когда получит престол.

Король Сигизмунд допустил его к себе, объявил,

что верит ему, назначил на его нужды 40 000 золотых в год и позволил ему

пользоваться помощью и советом поляков. Тогда с Димитрия взяли условие, что

по восшествии на престол он должен возвратить Польской Короне Смоленск и

Северскую землю, дозволить сооружать в своем государстве костелы, ввести

иезуитов, помогать Сигизмунду в приобретении

шведской короны и содействовать на будущее время соединению Московского

государства с Польшею. Сам Мнишек взял с него условие по восшествии на

престол непременно жениться на Марине, заплатить долги Мнишка, дать ему

пособие на поездку в Москву, записать своей жене Новгород и Псков с правом

раздавать там своим служилым людям поместья и

строить костелы, наконец, самому Мнишку дать в удельное владение Смоленск и

Северскую землю; Димитрий обещал разом эти земли и Польской Короне, и Мнишку

в надежде, как оказалось впоследствии, не дать их ни тому, ни другому,

Сигизмунду и его друзьям-иезуитам хотелось гласно объявить себя за Димитрия,

но многие польские паны тогда же воспротивились этому. Ян Замойский, враг

иезуитских козней, резко называл опасным и бесчестным делом всякое содействие

претенденту и открыто именовал названного

Димитрия обманщиком. Король должен был ограничиться только тем, что тайно

побуждал своих подданных помогать Димитрию и сложил временно с Мнишка платеж

денег, следовавших с самборских королевских имений, для того чтобы Мнишек мог

обратить эту сумму на помощь московскому

царевичу.

Возвратясь к сендомирскому воеводе, Димитрий написал письмо папе, но так

ловко, что в нем не было ни явного принятия католичества, ни положительного

обещания за свой народ; все ограничивалось двусмысленными изъявлениями

расположения. Таким образом, если католики могли толковать его слова в свою

пользу, то Димитрий оставлял себе возможность толковать их в смысле

терпимости римско-католического исповедания зауряд с другими исповеданиями в

своем государстве. Тогда он написал грамоты московскому народу и казакам.

Все, что было в Южной Руси буйного, удалого, отозвалось дружелюбно на

воззвания названного московского царевича. Когда у него набралось до 3000

охочего войска и до 2000 запорожцев, он двинулся к московским пределам; а

между тем силы его увеличивались с каждым днем. В октябре сдались ему Моравск

и Чернигов. Везде жители берегов Десны и ее притоков выходили к нему с

хлебом-солью, и способных к оружию приставали к нему, как к законному

государю. 11 ноября 1604 года Димитрий подступил к Новгороду-Северску, но

воевода Басманов, расторопный и храбрый, умел держать в повиновении

подчиненных, заранее сжег посад, чтобы не дать неприятелю утвердиться в нем в

ненастное время, и несколько раз так отразил все нападения

Димитрия, что поляки, бывшие с ним, начали уходить от него. Зато русские

прибывали к нему с разных сторон. Города Рыльск, Путивль, Курск, Севск, Кромы

признали его власть; некоторые воеводы сами добровольно объявляли себя за

Димитрия, других вязали подчиненные и приводили к царевичу, но связанные

тотчас освобождались и присягали

служить Димитрию. Таким образом, у Димитрия набралось до 15 000 человек.

Посланное Борисом войско под начальством Мстиславского потерпело поражение.

Но поляки все-таки были недовольны Димитрием, потому что нечего было грабить,

и расходились от него. Димитрий оставил осаду

Новгород-Северска и перешел к Севску, где народонаселение заявляло ему свою

преданность, но здесь 21 января присланное Борисом войско нанесло ему

поражение; он убежал в Путивль.

Неудача под Севском не испортила дело претендента. Русские города сдавались

ему и изменяли Борису один за другим. Силы Димитрия увеличились. Три месяца

сидел он в Путивле, который принял тогда вид многолюдной столицы. Димитрий

приказал привести из Курска чудотворную икону Божьей Матери и говорил, что

отдает себя и свое дело покрову

св. Девы. Между прочим, он приглашал к себе на обеды русских и поляков,

православных священников и ксендзов, старался сблизить между собою тех и

других. Сам он был очень любознателен, много читал, беседовал с образованными

поляками, сообщал им разные замечания, которые удив-

ляли их своею меткостью, а русским он внушал уважение к просвещению и стыд

своего невежества. «Как только с Божьею помощью стану царем,— говорил он,—

сейчас заведу школы, чтобы у меня во всем государстве

выучились читать и писать; заложу университет в Москве, стану посылать

русских в чужие края, а к себе буду приглашать умных и знающих иностранцев,

чтобы их примером побудить моих русских учить своих детей всяким наукам и

искусствам». Несколько монахов, явившихся в Путивль с ядом по приказанию

Бориса, были схвачены и заключены

в тюрьму, но после Димитрий простил их. Названному царевичу помогало то

обстоятельство, что, когда в Москве его проклинали под именем Гришки

Отрепьева, Димитрий всенародно показывал лицо, называвшее себя Григорием

Отрепьевым. Это обстоятельство еще более уверило народ, что

Димитрий настоящий царевич. Наконец в мае войско, которое стояло под Кромами

и осаждало донских казаков, запершихся в этом городе, присягнуло Димитрию в

верности, и воеводы явились к нему с повинною. Тогда Димитрий 24 мая прибыл к

Кромам и, предводительствуя сдавшимся войском, двинулся к Орлу, где встретили

его выборные от всей Рязанской

земли с поклоном. Из Орла Димитрий отправился в Тулу. В каждом селении сего

встречали с хлебом-солью. Люди сбегались на большую дорогу смотреть на своего

царя. Из Тулы Димитрий послал в Москву Гаврила Пушкина и Наума Плещеева с

грамотою, а сам, оставаясь в Туле, занимался, как

царь, государственными делами, разослал грамоты, в которых возвещал о своем

прибытии, вместе с ними разослал форму присяги себе на верность, приказал

воротить английского посла Смита, уехавшего с письмами Бориса, принял его

ласково и дал ему письмо от своего имени, извещая английского короля о своем

воцарении, обещал англичанам дать такие

выгоды, какие даровал его отец. Среди этих занятий прибыли к нему московские

бояре, и в их числе трое братьев Шуйских и Федор Иванович Мстиславский.

Димитрий принял их на первый раз сухо, сделал им замечание, что казаки и

простой народ предупредили их в верности и ранее отторглись от крамольников.

Их приводил к присяге в соборной церкви

рязанский архиепископ грек Игнатий. Димитрий полюбил его и назначил

патриархом вместо Иова: Игнатий был человек нрава веселого, снисходительный к

себе и другим, разделял с Димитрием его веротерпимость и расположение к

западному просвещению. Наконец, объявляя, что идет в свою столицу, Димитрий

послал в Москву князя Василия Васильевича

Голицына и князя Рубца-Масальского с приказанием устранить из Москвы всех его

опасных врагов, а вслед за ними выступил сам и медленно прибыл в Серпухов. Он

беспрестанно останавливался, говорил с народом, расспрашивал об его житье-

бытье и обещал льготы. В Серпухове, на берегу

Оки, на лугу ожидал его привезенный из Москвы огромный шатер, богато

разукрашенный, в котором можно было поместить несколько сот человек.

Одновременно с шатром прибыла из Москвы царская кухня и множество прислуги. В

этом шатре Димитрий давал первый пир и угощал бояр,

окольничих и думных дьяков. Когда его известили, что Годуновы отравили себя

ядом, Димитрий изъявлял сожаление, а относительно сосланных из Москвы

приверженцев Годуновых говорил, что готов помиловать их.

Из Серпухова Димитрий ехал уже в богатой карете, в сопровождении знатных

особ, и остановился в селе Коломенском. Здесь, на пространном лугу,

окаймляющем Москву-реку, его ожидал новый шатер. Попы, монахи, гости,

посадские люди, крестьяне приходили поклониться своему царю.

То была, по старому обычаю, почетная встреча. Царю подносили подарки: ткани,

меха, золото, серебро, жемчуг, а бедняки—хлеб-соль. Димитрий особенно ласково

принимал хлеб-соль от бедняков. «Я не царем у вас буду,— говорил он,— а

отцом, все прошлое забыто; и вовеки не помяну того, что

вы служили Борису и его детям; буду любить вас, буду жить для пользы и

счастья моих любезных подданных».

Наконец 20 июня 1605 года молодой царь торжественно въехал в столицу при

радостных восклицаниях бесчисленного народа, столпившегося в Москву с разных

сторон. Он был статно сложен, но лицо его не было красиво, нос широкий,

рыжеватые волосы; зато у него был прекрасный лоб и умные, выразительные глаза

. Он ехал верхом, в золотом платье, с богатым ожерельем, на превосходном

коне, убранном драгоценной сбруей, посреди бояр и думных людей, которые

старались перещеголять один другого своими нарядами. На кремлевской площади

ожидало его духовенство с образами и хоругвями; но здесь русским показалось

кое-что не совсем ладным; польские музыканты во время церковного пения играли

на трубах и били в литавры, а монахи заметили, что молодой царь прикладывался

к образам не совсем так, как бы это делал природный русский человек. Народ на

этот раз извинил своего новообретенного царя. «Что делать,— говорили

русские,— он был долго в чужой земле». Въехавши в Кремль, Димитрий молился

сначала в Успенском соборе, а потом

в Архангельском, где, припавши к гробу Грозного, так плакал, что никто не мог

допустить сомнения в том, что это не истинный сын Ивана. Строгим ревнителям

православного благочестия тогда же не совсем понравилось то, что вслед за

Димитрием входили в церковь иноземцы.

Вступивши во дворец, Димитрий принимал поздравления с новосельем, а Богдан

Бельский вошел на Лобное место, снял с себя образ, на котором был крест и

изображение Николая Чудотворца, и сказал: «Православные! Благодарите Бога за

спасение нашего солнышка, государя царя Димитрия

Ивановича. Как бы вас лихие люди ни смущали, ничему не верьте. Это истинный

сын царя Ивана Васильевича. В уверение и целую перед вами животворящий крест

и св. Николу Чудотворца». Народ отвечал громкими восклицаниями: «Боже,

сохрани царя нашего, Димитрия Ивановича! По-

дай ему, Господи, здравия и долгоденственного жития. Покори под ноги его

супостатов, которые не верят ему». Московские колокола без умолку гремели

целый день так сильно, что иезуиты, приехавшие с Димитрием, думали, что

оглохнут. Иноземцев особенно поражал огромный колокол в 55 футов шириною и

15— вышиною.

Первым делом нового царя было послать за матерью, инокинею Марфою: выбран был

князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, которого Димитрий наименовал

мечником. Царь отложил свое царское венчание до приезда матери.

Едва только прошло несколько дней после приезда Димитрия в столицу, как

Басманов, вошедший в милость нового царя, поймал купца Федора Конева и

несколько торговых людей, которые показали, что князь Василий Шуйский давал

им наставление вооружить против царя народ, указать на

то, что царь дозволяет некрещеным иноземцам входить в церковь, что он

подослан Сигизмундом и польскими панами, что царь не Димитрий, а Гришка

Отрепьев, что он хочет разорить церкви, искоренить веру. Такие возбуждения

приходились тогда отчасти кстати, потому что поляки, при-

шедшие с Димитрием, вели себя нагло, особенно в обращении с женщинами. Царь

отстранил себя от дела, касавшегося его чести и престола, и отдал Шуйского с

братьями суду, составленному из лиц всех сословий. Ход этого суда нам

неизвестен, но суд приговорил Василия Шуйского к смерти,

а братьев его к ссылке. Когда осужденного привели к плахе на Красную площадь,

прискакавший из Кремля вестовой остановил казнь и объявил, что государь, не

желая проливать крови даже важных преступников, заменяет смертную казнь

Василия Шуйского ссылкою в Вятку. Народ был в восторге от такого великодушия.

Современники рассказывают, что Димитрий показывал народу в Москве настоящего

Гришку Отрепьева, о котором впоследствии объясняли, что это был не настоящий,

а подставной Отрепьев. Димитрий не преследовал вообще тех, которые

сомневались в его подлинности. Астраханский владыка Феодосии упорно держался

Годунова и усердно проклинал Гришку Отрепьева, пока, наконец,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты