Реферат: Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Реферат: Просвещенный абсолютизм Екатерины II

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

Реферат по истории России на тему:

Влияние идей Просвещения на

личность и политическую деятельность Екатерины Великой.

Просвещенный

абсолютизм.

Выполнила студентка

I курса д/о 21 группы

Дороганич Ольга

Научный руководитель

док.ист. наук

проф. Андреев И.Л.

Москва 2002 год

Введение

В отличии от многих других государей, в разное время занимавших российский

трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о

принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную

политическую программу. В основе ее лежали прежде всего идеи, почерпнутые из

книг просветителей второй половины XVIII в. Монтескье, Вольтер, Д’Аламбер,

Дидро призывали к эволюционной, без бурь и потрясений, смене общественно-

экономических отношений.

Ключевым термином в их представлениях об идеальном устройстве государства

было слово «закон». Дать народу разумные и справедливые законы, которые

обеспечат всеобщее благоденствие, - в этом любимые и почитаемые Екатериной

авторы видели основную задачу просвещенного правителя страны. Новые законы

должны были регулировать все сферы жизни, и в результате государство

становилось правовым - «законной монархией», где все свершается по букве

писанного закона. Законом и только им должна ограничиваться и свобода

граждан. Последние наделены особыми правами, обязанностями и привилегиями, в

зависимости от принадлежности к тому или иному сословию. Причем привилегии -

это неотъемлемое свойство всякого сословия, занимающего в государстве свое,

отведенное ему место.

Государство, его правители и граждане должны быть связаны системой взаимных

обязательств, неукоснительно соблюдать которые их долг. Так монарх - отнюдь

не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то

должен и сам повиноваться законам своей страны. Так обеспечивается

стабильность государства, его процветание, «общее благо». Следить же за тем,

чтобы законы не нарушались и с их помощью регулировать, регламентировать

жизнь населения - одна из функций государства, осуществляемая при помощи

аппарата управления. В нем, в свою очередь, как заметил еще Петр I, «есть

душа гражданства». Еще одна функция государства - забота о воспитании

подданных в духе законности, точного исполнения гражданских прав и

обязанностей.

"Кто хранит законы и владеет народами, - писал Ф. Фенелон в своей знаменитой

книге "Приключения Телемака", - сами должны повиноваться законам; всегда

подобает закону царствовать, а не человеку". Еще позднее пером французских

просветителей понимание смысла закона углубилась: для блага общества

недостаточно, чтобы государь был слугой им же изданного закона, надо, чтобы и

сам закон был непроизволен по содержанию (тиран вполне свободен наиздавать

тиранских законов и тирански же по ним управлять, как это следовало из

древнегреческой истории и правления знаменитого Драконта). Закон только тогда

истинен и хорош, когда в нем выражены интересы общества и подлинные правовые

основы его жизни, когда он не противоречит естественным правам людей. А

государственная забота о его исполнении - дело разумного, понимающего границы

своей власти монарха. Такова была государственная идея нового, правового, или

"просвещенного", абсолютизма, прижившегося в России во времена правления

Екатерины II. В том, что эта теория применима к России, императрица не

сомневалась, ибо была убеждена, что Россия - часть Европы и, следовательно, у

нее общая с Европой судьба.

I Екатерина и просветители.

Будучи еще великой княгиней Екатерина пристрастилась к чтению. Однако,

отвергнув популярные тогда среди европейских аристократок любовные романы,

принялась за более серьезную литературу. Случайно попавшие к будущей

императрице труды французских просветителей стали ее настольными книгами.

Идеи лучших европейских умов второй половины XVIII века глубоко проникли в ее

душу и остались там навсегда. То, что не все из ее планов претворились в

жизнь - это факт, но то, что до конца своих дней Екатерина II осталась

приверженецей теорий Просвещения так же нельзя отрицать.

Россия со своим крепостническим режимом, низкой грамотностью населения и

общей отсталостью развития в целом представлялась как Екатерине, так и

деятелям французского просвещения страной больших возможностей, где

реализация этих идей должна была принести самые ощутимые результаты. Будучи

уже императрицей Екатерина II пишет: «Я люблю страны еще не возделанные,

верьте мне, это лучшие страны. Я годна только в России; в других странах уже

не найдёшь священной природы; все столько же искажено, сколько чопорно».

Екатерина собиралась «возделать» Россию по образу и подобию правового

государства, в теории разработанного французскими просветителями. Она стала

послушной и ревностной ученицей Вольтера, Д'Аламберта, Дидро. Всю жизнь она

вела с ними переписку, спрашивала и самое главное часто прислушивалась к их

советам.

Однако Екатерина отлично различала границу между теорией и политической

практикой. Примером этому служит диалог между императрицей и Дени Дидро. Во

время визита Дидро в Россию они очень часто беседовали, философ почитал своим

долгом наставлять императрицу в том, как ей надобно поступать, и, кажется она

внимала его речам, однако не спешила исполнять советы. Когда же Дидро

поинтересовался у государыни, почему она не бросается немедленно исполнять

его указания, Екатерина отвечала: «Вашими высокими идеями хорошо наполнять

книги, действовать же по ним плохо. Составляя планы различных преобразований,

вы забываете различие наших положений. Вы трудитесь на бумаге, которая все

терпит, между тем как я, несчастная императрица, тружусь для простых

смертных, которые чрезвычайно чувствительны и щекотливы».

Еще ранее, во время путешествия по Волге в 1767 году она писала Вольтеру,

торопившему ее с изданием новых законов: «Подумайте только, что эти законы

должны служить и для Европы и для Азии; какое различие климата, жителей,

привычек, понятий! Я теперь в Азии и вижу все своими глазами. Здесь 20

различных народов, один на другого не похожих. Однако ж необходимо сшить

каждому приличное платье. Легко положить общие начала, но частности? Ведь это

целый особый мир: надобно его создать, сплотить, охранять». И это при том,

что обычно Екатерина держала себя по отношению к Вольтеру, с которым активнее

всего переписывалась, скромной ученицей, стремившейся воплотить в жизнь его

идеи.

II Характер Екатерины II и ее взаимоотношения с подданными.

Характер абсолютного монарха всегда очень сильно сказывался на его правлении.

Умения вести себя объективно в той или иной ситуации, держать себя в руках,

не поддаваться сиюминутным страстям, на мой взгляд, одно из самых важных и

необходимых качеств государя. Екатерина же обладала целым рядом таких

свойств.

Прекрасное знание и тонкое понимание психологии, способность ладить с самыми

разнообразными людьми и использовать их лучшие качества, мириться с их

недостатками, если они компенсировались компетентностью и талантом, отличает

Екатерину - императрицу от многих ее предшественником и потомков. Уже с

самого начала царствования она сознательно старалась изменить саму атмосферу

царского двора, принципы подбора высших должностей. Так, в ответ на просьбу

об отставке П.А. Румянцева, бывшего в фаворе у Петра III и опасавшегося

потому опалы, она отвечала: «Вы судите меня по старинным поведениям, когда

персоналитет всегда превосходил качества и заслуги всякого человека, и

думаете, что бывший ваш фавор ныне вам не в прок служить будет, неприятели же

ваши тем подкреплять себя имеют. Но позвольте сказать: вы мало меня знаете.

Приезжайте сюда, если здоровье ваше вам то дозволит; вы приняты будете с тою

отменностью, которую ваши отечеству заслуги и чин требуют».

Екатерина II умела сохранять выдержку в любой ситуации, не была подвержена

вспышкам беспричинного гнева и старалась никогда не действовать по первому

побуждению. Екатерина признавалась: если при чтении принесенного ей документа

она испытывала раздражение, то, по возможности, всегда старалась отложить

решение до следующего дня. Если же решение требовалось принять скорее, а она

чувствовала, что слишком возбуждена, то начинала ходить по комнате, пить воду

и, только окончательно успокоившись, снова бралась за дела, причем стремилась

вникнуть во все детали и нередко снова и снова запрашивала министров о

подробностях.

Такие особенности ее характера, на мой взгляд, обусловлены несколькими

основными причинами:

1.От рождения немка, Екатерина, унаследовала от своего народа природную

сдержанность, умение действовать разумом, а не чувствами, серьезное отношение

к деталям. Можно заметить, что этих черт характера, столь ярко выраженных в

жителях Европы, и, как уже раньше говорилось, необходимых для монарха, часто

недоставало, да и до сих пор не достает российским государственным деятелем.

Конечно это довольно спорный вопрос, но я высказала свою точку зрения.

2.Также надо отметить, что на Екатерину подействовали и идеи просвещения,

гуманные по своей сути. Естественно, что государственный деятель 18 века,

следующий канонам передовой мысли просвещения не может позволить себе

опираться на сиюминутные эмоции, затмевающие, как правило, здравый смысл.

III Наказ Уложенной Комиссии

1. Общая оценка

Детальность, доскональность, вдумчивость была присуща не только ее методу

работы и взаимодействия с подданными. Эта черта ее характера ярко отразилась

и на законотворчестве государыни. Постепенность, последовательность,

плановость - важнейшая черта преобразований Екатерины. Каждый ее шаг был

продуман, изучался и обрабатывался императрицей до тех пор, пока она не

приходила к убеждению, что работа ее совершенна. «...Это не так

легко...повеления мои, конечно, не исполнялись бы с точностью, если бы не

были бы удобны к исполнению. Я разбираю обстоятельства, советуюсь, уведываю

мысли просвещенной части народа и по тому заключаю, какое действие указ мой

произвесть должен. И когда уже наперед я уверена в общем одобрении, тогда

выпускаю я мое повеление и имею удовольствие то, что ты называешь слепым

повиновением. И вот основание власти неограниченной». В другом месте

Екатерина II писала, «если государственный человек ошибается, если он

рассуждает плохо или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает

пагубные следствия этого». Императрица писала своему сыну: «Кто идет

медленно, идет безопасно».

Наилучшим примером такой кропотливой и обстоятельной работы императрицы

являлся ее знаменитый «Наказ».

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственную работу над

законодательным проектом, в котором она хотела сформулировать и закрепить

самые основные принципы организации государства и правовой политики - своего

рода философско-правовую конституцию общества. С самых первых набросков

работа была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа" был написан

по-французски. Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который

императрица редактировала не менее трех раз, внося дополнения, переставляя

тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и ее секретарей, относящихся к

"Наказу", сохранились доныне - вплоть до маленьких листочков с поправками

букв или цифр.

Основной текст «Наказа» включил 20 глав, поделенных на 526 статей, из которых

245 восходят к сочинению Монтескье «О духе законов», 106 - к книге

итальянского ученого - юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

Кроме того, Екатерина использовала труды немецких авторов Бильфельда и Юста,

а также французскую энциклопедию и русское законодательство.

Однако нельзя рассматривать Наказ Екатерины как списанное от А до Я из

сборника золотых сочинений. Беря за основу труды просветителей, государыня

провела огромную работу по адаптации теоретических базисов в практическое

русское законодательство. И даже после этого Наказ Комиссии Уложения носил

лишь рекомендательный характер.

Сама Екатерина так оценивала свое произведение «Общее мнение тех, которые

прочли наказ, гласит, что non plus ultra ( высшая точка - лат.) совершенства,

но мне кажется, что можно еще кое-что исправить. Я не хотела помощников в

этом деле, опасаясь, что каждый из них стал бы действовать в различном

направлении, а здесь следует провести одну только нить и крепко за нее

держаться... Тетрадка есть исповедь моего здравого смысла, современники и

потомство должны будут судить о нем; если бы при этом страдало одно мое

самолюбие, я с удовольствием и даже с радостью пожертвовала бы им, но с тем,

однако, чтобы моя тетрадка достигла своей цели, то есть доставила бы жителям

России положение самое счастливое, самое спокойное, выгодное, в котором они

могут находиться».

К маю 1766 года был готов, почти завершенный текст - в нем было свыше

полутора десятков глав и более 400 сот статей. Набело переписанный "Наказ"

был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым

высшим сановникам и близким людям: М.И. Воронцову. В.Г. Баскакову, А.П.

Сусарокову, высшим церковным иерархам. «...Назначила я разных персон, вельми

разно мыслящих, - писала после императрица, - дабы выслушать Наказ Комиссии

Уложения. Тут при каждой статье родились прения. Я дала им волю чернить и

марать все, что хотели. Они более половины того, что написано мною было,

помарали, и остался Наказ Уложения, яко напечатан»

2. Государственное управление.

Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного

правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества

вообще. (В "Наказе" было и небольшое введение, где Екатерина развивала мысль

о том, что стремление закона к блаженству каждого и всех есть и правило

христианского вероучения).

Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию европейской

державой. У этого положения был важный политический подтекст: следуя

критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи

России, несмотря на ее особую обширность. Главная из таких закономерностей -

«Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная

в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого

великого государства» (ст. 8). А «всякое другое правление не только было бы

России вредно, но и в конец разорительно» (ст. 11). Однако у новой, правовой,

монархии новая цель: все действия людей «направить к получению самого

большого ото всех добра» (ст.13), способствовать процветанию общества,

гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде

править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в

государстве (это показывает, что «Наказ» вполне сохранял абсолютизм

монархии).

В стране должны существовать подчиненные монарху «правительства» -

учреждения, которые проводят в жизнь законы, но могут вместе с тем и

ходатайствовать о выявленных недостатках этих законов. Особым учреждением, с

особыми правами, был Сенат. На Сенат возлагались функции конституционного

контроля за действиями других властей «сходственно с законами, во основании

положенными, и с государственными установлениями» (ст.25).

Законность и законы не должны стать в государстве самоцелью, они обязаны

«предохранять безопасность каждого особого гражданина». Все равны перед

государственным законом, провозглашалось в Наказе: «Равенство всех граждан

состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам» (ст.34). Но не

более.

Чрезмерное понимание равенства, стремление к стиранию различий между бедными

и богатыми, между разными чинами и званиями, «когда всяк хочет быть равный

тому, который законом поставлен быть над ним начальником» - это «умствование»

равенства, гибельное для общества (ст.503). Законы должны охранять и

«вольность» гражданина, которая, однако, заключается в том, «чтоб делать все,

что кому угодно» (ст.36). В правильном государстве «вольность» есть право

делать то, что «законы дозволяют».

3. Государь и закон

В главах 6 и 7 в общей форме фиксировались правила построения такого

законодательства, где «вольность» граждан уживалась бы с самодержавным

правлением.

Следуя мысли Монтескье, Наказ отмечал, что законы в обществе связаны со

многими факторами: верой, климатом, политикой правительства, правами. Все это

формирует исходное «народное умствование» (современно говоря, менталитет).

Правильные законы должны следовать этому духу народа. «Ничего не должно

запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно,

или всему обществу» (ст.41). Если народ делает что-либо без принуждения,

значит, делает это охотно и хорошо - в этом главное правило лучшей

государственной политики. Однако, отмечалось в Наказе, не всегда самые

полезнейшие дела и разумные меры находят ответ в народных умах: нравы

грубеют. Такое острое противоречие между властью и осознанными потребностями

нации следует решать путем всемирного просвещения, «приуготовление умов»

(имеется в виду просвещение в широком смысле, не школьном). «Для введения

лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить».

4. Уголовное право и судопроизводство

Главы 9.9 и 10 специально устанавливали конкретные принципы законодательства

в самой острой сфере, причем не только для 18 века, - сфере уголовного права

и судопроизводства.

Правильно построенный уголовный закон провозглашался важнейшей гарантией

гражданской «вольности». Правильно - значит не произвольно, единство по

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты