Реферат: Правление Владимира I

Êíÿçü Âëàäèìèð èñïûòûâàÿ áîëüøóþ íóæäó â êðóïíûõ âîåííûõ ñèëàõ, îõîòíî áðàë â ñâîþ äðóæèíó âûõîäöåâ èç íàðîäà, ïðîñëàâèâøèõñÿ áîãàòûðñêèìè äåëàìè. Îí ïðèãëàøàë è èçãîåâ, ëþäåé, âûøåäøèõ ïîíåâîëå èç ðîäîâûõ îáùèí è íå âñåãäà óìåâøèõ çàâåñòè ñàìîñòîÿòåëüíîå õîçÿéñòâî; ýòèì êíÿçü ñîäåéñòâîâàë äàëüíåéøåìó ðàñïàäó ðîäîâûõ îòíîøåíèé â äåðåâíå. Èçãîéñòâî ïåðåñòàâàëî áûòü ñòðàøíîé êàðîé - èçãîé ìîã íàéòè ìåñòî â êíÿæåñêîé äðóæèíå.

Ïîáåäû íàä ïå÷åíåãàìè ïðàçäíîâàëèñü âåñüìà ïûøíî, ÷òî òàêæå íàøëî îòðàæåíèå â ëåòîïèñè. Êíÿçü ñ áîÿðàìè è äðóæèíîé ïèðîâàë íà "ñåíÿõ" (íà âûñîêîé ãàëåðåå äâîðöà), à íà äâîðå ñòàâèëèñü ñòîëû äëÿ íàðîäà. Íà ýòè ïèðû ñúåçæàëèñü "ïîñàäíèêè è ñòàðåéøèíû ïî âñåì ãðàäîì è ëþäè ìíîãû". Çíàìåíèòûå ïèðû Âëàäèìèðà âîñïåòû è â áûëèíàõ â ïîëíîì ñîãëàñèè ñ ëåòîïèñíûìè çàïèñÿìè:

Âî ñòîëüíîì ãîðîäå âî Êèåâå,

Ó ëàñêîâà êíÿçÿ ó Âëàäèìèðà

Áûëî ïèðîâàíüèöå ïî÷åñòåí ïèð

Íà ìíîãèõ íà êíÿçåé íà áîÿðîâ,

Íà ìîãó÷èèõ íà áîãàòûðåé,

Íà âñåõ êóïöîâ íà òîðãîâûèõ,

Íà âñåõ ìóæèêîâ äåðåâåíñêèèõ.

Как пишет С. М. Сольвьев: "в 995 году опять пришли печенеги к городу

Василеву. Владимир вышел против них с малою дружиною, и когда вступил в

битву, то не мог удержаться, побежал и едва укрылся от врагов под мостом. Тут

обещался Владимир поставить церковь Св. Преображения в Василеве, потому что в

тот день было Преображение. Избавившись от беды, Владимир точно поставил

церковь и сделал большой праздник, наварил меду и созвал бояр своих, и

посадников, и старшин изо всех городов и всяких людей много, а нищим раздал

триста гривен. Праздновав восемь дней, Владимир возвратился в Киев на Успение

Богородицы и тут опять сделал большой праздник, созвав бесчисленное множество

народа".

Будучи не только удачливым полководцем, но и опытным дипломатом, Владимир,

заключил мирные договоры с королями Венгрии, Чехии и Польши, чем обезопасил

западные рубежи своей державы. Это позволило сконцентрировать все силы

государства на борьбе с печенегами.

Äîâîëüíî àìîðôíîå ðàííåôåîäàëüíîå ãîñóäàðñòâî - Êèåâñêóþ Ðóñü - ïðàâèòåëüñòâî Âëàäèìèðà ñòðåìèëîñü îõâàòèòü íîâîé àäìèíèñòðàòèâíîé ñèñòåìîé, ïîñòðîåííîé, âïðî÷åì, íà òèïè÷íîì äëÿ ýòîé ýïîõè ñëèÿíèè ãîñóäàðñòâåííîãî íà÷àëà ñ ëè÷íûì: íà ìåñòî ïðåæíèõ "ñâåòëûõ êíÿçåé", ñòîÿâøèõ âî ãëàâå ñîþçà ïëåìåí, Âëàäèìèð ñàæàåò ñâîèõ ñûíîâåé:

Íîâãîðîä - ßðîñëàâ, Ïîëîöê - Èçÿñëàâ, Òóðîâ - Ñâÿòîïîëê, Ðîñòîâ - Áîðèñ, Ìóðîì - Ãëåá, Äðåâëÿíñêàÿ çåìëÿ - Ñâÿòîñëàâ, Âîëûíü - Âñåâîëîä, Òìóòàðàêàíü - Ìñòèñëàâ. Îò Êèåâà ê ýòèì îòäàëåííûì ãîðîäàì ïðîêëàäûâàþòñÿ "äîðîãè ïðÿìîåçæåííûå", íàøåäøèå îòðàæåíèå â áûëèíàõ, ñâÿçûâàþùèõ èõ ñ èìåíåì Èëüè Ìóðîìöà.

В 997 году Владимир пошел к Новгороду за войском, потому что война, говорит

летописец, была сильная и беспрестанная, а печенеги, узнав, что князя нет,

пришли и стали около Белгорода; в летописи сохранилось следующее любопытное

предание о спасении этого города, не единственное между преданиями разных

народов. Когда печенеги обступили Белгород, то сделался в нем большой голод;

Владимир не мог подать помощи, потому что у него не было войска, а печенегов

было множество. Когда осада все продолжалась, а вместе с тем усиливался и

голод, то белгородцы собрались на вече и сказали: «Нам приходится помирать с

голоду, а от князя помощи нет; что ж разве лучше нам помирать? Сдадимся

печенегам: кого убьют, а кого и в живых оставят; все равно умираем же с

голода». На том и порешили. Но одного старика не было на вече; когда он

спросил, зачем сбирались, и ему сказали, что на другой день люди хотят

сдаться печенегам, то он послал за городскими старейшинами и спросил у них:

«Что это я слышал, вы хотите передаться печенегам?» Те отвечали: «Что ж

делать, не стерпят люди голода». Тогда старик сказал им: «Послушайтесь меня,

не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я велю». Те с радостию обещались

слушаться, и он сказал им: «Сберите хоть по горсти овса или пшеницы, или

отрубей; все это сыскали. Старик велел женщинам сделать кисельный раствор,

потом велел выкопать колодезь, вставить туда кадку и налить в нее раствору;

велел выкопать и другой колодезь и вставить в него также кадку; велел потом

искать меду, нашли лукошко меду в княжей медуше, из него старик велел сделать

сыту и вылить в кадку, что стояла в другом колодце. На другой день он велел

послать за печенегами; горожане пошли и сказали им: возьмите к себе наших

заложников и пошлите своих человек десять к нам в город, пусть посмотрят, что

там делается. Печенеги обрадовались, думая, что белгородцы хотят им сдаться,

взяли у них заложников, а сами выбрали лучших мужей и послали в город

посмотреть, что там такое, Когда они пришли в город, то люди сказали им:

«Зачем вы себя губите, можно ли вам перестоять нас? Хотя десять лет стойте,

так ничего нам не сделаете, потому что у нас корм от земли идет, не верите -

смотрите своими глазами». Затем привели их к одному колодцу, почерпнули

раствору, сварили кисель, пришли с ними к другому, почерпнули сыты и начали

есть прежде сами, а потом дали отведать и печенегам. Те удивились и сказали:

«Не поверят наши князья, если сами не отведают». Горожане налили корчагу

раствора и сыты и дали печенегам; те пришли и рассказали все, что видели.

Печенежские князья сварили кисель, отведали, подивились, разменялись

заложниками, отступили от города и пошли домой. Так или иначе, но под

Белгородом печенеги получили какое-то очень убидительное для них

свидетельство могущество киевского князя. Поэтому вплоть до его смерти они

уже не тревожили рубежей Руси.

Об отношениях Владимира к печенегам упоминает также немецкий миссионер Брун,

бывший у печенегов в 1007 году: «Мы направили путь к жесточайшим из всех

язычников, печенегам, - пишет Брун. - Князь руссов, имеющий обширные

владения и большие богатства, удерживал меня месяц, стараясь убедить, чтоб я не

шел к такому дикому народу, среди которого я не мог снискать душ господу, но

только умереть самым постыдным образом. Не могли убедить меня; он пошел

провожать меня до границ, которые он оградил от кочевников самым крупным

частоколом на очень большое пространство. Когда мы вышли за ворота, князь

послал старшину своего к нам с такими словами: «Я довел тебя до места, где

кончается моя земля, начинается неприятельская. Ради бога прошу тебя не

погубить, <I>к моему бесчестию, </I> жизнь свою понапрасну. Знаю,

завтра, прежде третьего часа, без пользы, без причины вкусишь ты горькую

смерть». (Брун говорит, что Владимир имел какое-то видение). Брун пять месяцев

пробыл у печенегов, едва не погиб, но успел крестить 30 человек и склонить

старшин печенежских к миру с Русью; когда он возвратился в Киев, то Владимир по

его просьбе, отправил к печенегам сына в заложники и вместе с этим князем

отправился епископ, посвященный Бруном. Участь его неизвестна.

Кончина князя Владимира и итоги его правления

За четверть века своего правления Владимир достиг огромных политических

успехов, в значительной мере благодаря удивительной интуиции и гибкости. Он

никогда не останавливался перед применением силы, но и не злоупотреблял ею,

если видел другие способы достижения цели. Он точно знал, когда проявить

жестокость, а когда - уступчивость. Ему удавалось ладить и с соседями, и с

собственным народом, не давая при этом повода усомниться в своей силе. Он не

пренебрегал советами духовных лиц и бояр, оказывал должное почтение дружине и

умел произвести впечатление на подданных щедростью и хлебосольством. Церковь

назвала его Святым, а народ - Красным Солнышком. И лишь в своей собственной

семье не смог он обрести мира, ибо его дети были живой хронологией его побед,

сыновьями жен, добытых в качестве военных трофеев. И, быть может, матери

передали детям толику тех недобрых чувств, которых не могли не испытывать к

своему поработителю. Распря между сыновьями была ему расплатой за мир,

установленный в державе.

На последнем году Владимирова правления против него восстал Ярослав - сын той

самой Рогнеды, которую он некогда принудил к замужеству, убив ее отца и

братьев. Во многом Ярослав повторял начало политической карьеры своего отца.

Так же, как некогда Владимир, он был посажен на новгородское княжение и,

подобно своему отцу, опирался на варяжскую дружину, набранную, очевидно, не

без помощи своего тестя, шведского короля Олафа.

В 1014 г. Ярослав отказался выплачивать в Киев положенную дань, что,

естественно, было расценено его отцом как мятеж. Владимир начинает подготовку

к походу на Новгород, однако неожиданно заболевает. 15 июля 1015 г. Владимир

Святославич скончался.

Н. М. Карамзин подвел такой итог княжению князя Владимира:

"Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил и в истории имя

Великого. Довольно, что Владимир, приняв веру спасителя, освятился ею в

сердце своем и стал иным человеком. Главное право его на вечную славу и

благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на

путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела

государственные. Сей князь, похитив единовластие, благоразумным и счастливым

для народа правлением заглодил вину свою; выслав мятежных варягов из России,

употребил лучших из них в ее пользу; смирил бунты своих данников, отражал

набеги хищных соседов, победил сильного Мечислава и славный храбростию народ

ятвяжский; расширил пределы государства на западе; мужеством дружины своей

утвердил венец на слабой главе восточных императоров; старался просветить

Россию: населил пустыни, основал новые города; любил советоваться с мудрыми

боярами о полезных уставах земских; завел училища и призывал из Греции не

только иереев, но и художников; наконец был недным отцом народа бедного.

Горестию последних минут своих он заплатил за важную ошибку в политике, за

назначение особенных уделов для сыновей.

Слава его правления раздалась в трех частях мира: древние скандинавские,

немецкие, византийские, арабские летописи говорят о нем. Кроме преданий

церкви и нашего первого летописца о делах Владимировых, память сего Великого

князя хранилась и в сказках народных о великолепии пиров его, и о могучих

богатырях его времени".

Список использованной литературы:

1) Карамзин Н.М. "Предания веков"

2) Руднев В.А. "Слово о князе Владимире"

3) Погодин М.П. "Древняя русская история, до монгольского ига"

4) Костомаров Н.И. "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших

деятелей"

5) Рапов О.М. "Русская церковь в IX-XII вв. Принятие христианства"

6) Пашуто В.Т. "Внешняя политика Древней Руси"

7) Карташев А.В. "Очерки по истории русской церкви" т.1

8) Бутромеев "Русская история для всех"

9) "История России" под ред. Венкова А.В., Кислицына С.А. и др.

10) Соловьев С.М. "Сочинения" книга 1

11) "Русская Православная церковь 988-1988", Издание Московской Патриархии

1988 г.

12) Журнал "Вопросы истории" №4 - 97

13) Журнал "Вопросы истории" №8 - 97

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты